Профессия 2d-художник: чем занимается, сколько зарабатывает, необходимые навыки, где учиться и как стать специалистом

Художник-постановщик

Художник-постановщик является главным художником на производстве мультипликационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством.

Производственные моменты

  • На предподготовительном этапе производства (режиссёрский период) художник-постановщик создает концепты (concept) персонажей и рисунков заднего плана (background). Совместно с режиссёром подбирает художников-ассистентов: художника по персонажам, художника по фонам, при необходимости художника для создания компоновок (key frame) на основе режиссёрской раскадровки (storyboard).
  • В подготовительный период производства, художник-постановщик организует и контролирует работу по созданию фонов для начальных сцен фильма, разработке персонажей, подготовке исходных компоновок для художника-мультипликатора.
  • В производственный период, художник-постановщик организует и контролирует производственные процессы от прорисовки до заливки. При этом цех мультипликации и черновой фазовки подчиняется исключительно режиссёру-постановщику.

В зависимости от объёма работы на конкретном мультипликационном фильме, художник-постановщик может принимать непосредственное участие в создании фонов, чистовых режиссёрских компоновок, разработке персонажей.

Востребованность профессии

Мультипликатор сегодня считается довольно востребованной профессией. В России и за границей регулярно снимаются и выходят на экраны новые анимационные фильмы. Лидерами этой индустрии признаны США, Индия и Нигерия. В этих странах ежегодно производят порядка 1 000 фильмов разного жанра и формата. В других государствах эта цифра намного меньше. Соответственно, студии постоянно нуждаются в высококлассных специалистах. Конечно, новичку будет крайне трудно сразу попасть в одну из самых популярных компаний, но неопытные представители этой профессии могут начинать с фриланса. Удаленная работа в домашних условиях вполне может дать художнику достойный заработок.

Кому нужен мультипликатор в России? Оказывается, многим. Его с удовольствием возьмут в маркетинговое агентство, социальный проект, мультимедийную студию, на игровой канал и не только. Мест для трудоустройства предостаточно, поэтому перспективы у такого специалиста весьма неплохие. А самое главное – действительно качественный продукт ценится очень высоко.

Оплата труда

Зарплата на 24.05.2021

Россия 50000—35000 ₽

Москва 35000—150000 ₽

Профессия 3D-аниматора очень востребована в современном мире и, соответственно, высоко оплачивается. Доходы специалиста зависят от региона работы, специфики и величины компании. 

Ступеньки карьеры и перспективы

В сфере 3D-графики 3D-аниматоры — самые востребованные специалисты, от которых во многом зависит успех фильма. Карьера 3D-аниматора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей (художник-постановщик, художник по текстурам, моделлер, сетапер, визуализатор, композер). В вертикальном направлении роста карьеры 3D-аниматор может стать ведущим аниматором или лидом по анимации, который осуществляет общий стиль анимации всего проекта, контролирует работу всей команды специалистов, обучает их. В дальнейшем возможен рост до владельца или директора анимационной студии.

Интересные факты

Как ЭТО делается?

3D-анимация профессионально выполняется двумя способами:

1. «Keyframe» или «Анимация по ключевым кадрам» . В данном случае промежуточные кадры между двумя ключевыми кадрами образуются автоматически с помощью интерполяции. Этот процесс называется «кейфрейминг». В своей основе это классический, самый старый и известный способ анимации со времен Уолта Диснея и Уинсора Мак-Кея — «раскадровка», как его называют в мультипликации, только выполненный с помощью компьютерной программы. 3D-пакеты делают процесс создания ключевых и промежуточных кадров значительно проще и быстрее, что позволяет более широкому кругу людей заниматься этой интереснейшей профессией.

2. «Motion capture» или «Захват движения». Данный способ представляет собой процесс записи движений любого объекта с целью последующего использования этой записи в ходе анимации. Для этого существуют специальные мокап-камеры, фиксирующие маркеры, нанесенные на обтягивающий костюм персонажа. Специальная мокап-система формирует файл с положением маркеров во время движения.

Многие начинающие 3D-аниматоры используют очень эффективный способ «Референс».

Аниматор записывает на видеокамеру самого себя, воспроизводя при этом необходимое по сценарию действие или диалог, а затем переносит всё это на персонаж мультфильма.

Что читать?

Марк Джамбруно, «Трехмерная графика и анимация»

Стив Робертс, CHARACTER ANIMATION IN 3D

Сергей Цыпцын, «ПОНИМАЯ МАУА»

Ричард Уилльямс, THE ANIMATOR’S SURVIVAL KIT

THINKING ANIMATION: BRIDGING THE GAP BETWEEN 2D AND CG

Кен Приб, «THE ADVANCED ART OF STOP-MOTION ANIMATION»

Ричард Уильямс, «The Animator’s Survival Kit» («Набор для выживания аниматора») — книга о рисованной анимации будет очень полезна начинающим 3D-аниматорам.

Описание профессии

Художник-мультипликатор – это специалист, работа которого тесно связана с миром мультфильмов. Его основная задача заключается в рисовании движений персонажей и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе.

Представителей этой профессии делят по специализациям. Направление зависит, прежде всего, от технологии, выбранной для создания анимации, и масштабности проекта. Если мультфильм коротенький, с ним может справиться и один художник-аниматор. Для большого – нужна слаженная работа целой команды профессионалов. Каждый из них получает свою задачу.

Технологически мультипликация бывает:

  • нарисованной;
  • кукольной (пластилиновой);
  • трехмерной графикой.

Рисованный мультфильм (особенно продолжительный по времени) предполагает работу команды. Ее членами являются:

  • Постановщик. Это главный художник, который занимается разработкой общего стиля. Он тесно сотрудничает с режиссером и руководит творческим процессом.
  • Персонажист. Его задача – создание образов героев мультфильма, а также проработка их взаимодействий.
  • Фоновщик (его еще называют декоратором или мультипликатором заднего плана). В его обязанности входит создание панорамных видов, интерьеров – словом, антуража, в котором происходят события.
  • Контуровщик. Переносит рисунок с бумаги на специальную пленку.
  • Фазовщик. Занимается созданием промежуточных фаз действий персонажа с учетом характера его движений.
  • Прорисовщик. Делает «чистовик» рисунка, кропотливо прорисовывая детали того образа, который предложил главный художник.
  • Мультипликатор спецэффектов. Задание этого специалиста состоит в воссоздании необходимых по сюжету природных явлений (например, дождя, радуги, снега) и разнообразных эффектов, предусмотренных в сценарии.

Кратко об истории

Мультипликация начала развиваться задолго до возникновения кинематографа. Ученые отмечают, что первые попытки показать движение с помощью рисунка были еще в первобытный период (наскальные рисунки, отображающие последовательность действий). Продолжались они и в античную эпоху, а затем и в более поздней истории человечества. Но прошло много времени, прежде чем появились примитивные образцы мультфильмов. Они были созданы лишь в первой половине 19 столетия. Любопытно, что результатом «скрещивания» этой технологии с фотоискусством стало изобретение первого киноаппарата.

С возникновением кинематографа мультипликация отодвинулась на второй план. Правда, временно. За ее возрождение в начале 20 столетия взялся отец американской анимации Джеймс Стюарт Блэктон, который нарисовал мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (вышел на экраны в 1906 году). В России одним из первых режиссеров мультипликационных фильмов был Александр Ширяев. В том же 1906 году он снял кукольный фильм-балет «Пьеро и Коломбина».

В 1914 году американский аниматор-мультипликатор Уинзор Маккей создал первый в истории персонаж мультфильма с ярким характером. Это был динозавр по имени Герти. Для него сделали очень много рисунков. Кстати, именно их невероятное количество стало толчком к изобретению новой технологии. Она заключалась в разделении труда аниматора и фоновщика. Сам Маккей занимался прорисовкой фаз движения динозавра. А студент, которого он нанял, делал копии с образца контуров гор, деревьев и озера для каждого листа. Пленку из целлулоида тогда еще не использовали.

Неоценимый вклад в развитие и распространение мультипликации сделал знаменитый Уолт Дисней. Не слышал о нем, наверное, разве что младенец. Его мультфильмы с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Их популярность сравнима с успехом кассовых кинофильмов.

Кто нарисовал «Ну, погоди!»?

Мультсериал «Ну, погоди!» обычно связывают с именем прославленного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он действительно является по сути автором и создателем знаменитого мультсериала, однако в качестве режиссёра «Ну, погоди!», а нарисовал персонажей мультфильма Светозар Кузьмич Русаков.


Светозар Кузьмич Русаков

Русаков на фронте

Светозар Кузьмич Русаков родился в Московской области в городе Тучков в 1923 году. Учился в художественной школе Центрального дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны его призвали в армию. Первое время он работал военным корреспондентом сначала в «Окнах ТАСС» Новосибирска, а позже в газете «Красная звезда». В рядах действующей армии оказался в 1943 году. Сначала был пехотинцем и принимал участие в боях Украинского и Белорусского фронтов, после этого был переведён в арт-разведчики Отдельного противотанкового батальона. В бою был ранен и контужен, после чего получил II группу инвалидности.

Из армии Русаков демобилизовался только в 1946 и сразу же поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Его он окончил с красным дипломом и продолжил обучение теперь уже на художественном факультете ВГИКа. С отличием окончив ВГИК, Светозар Кузьмич устроился на работу художником-постановщиком на киностудию «Союзмультфильм», где проработал 30 лет. Лишь выйдя на пенсию, он нашёл время для собственной выставки, несмотря на то, что к тому времени в его коллекции было уже довольно много работ.

Герои мультфильмов Русакова

Святозар Кузьмич Русаков стал лауреатом Государственной премии, членом Союза художников и кинематографистов. Награжден множеством наград, в том числе орденами Славы и Великой Отечественной войны и «За боевые заслуги», а также многими другими. Он ушёл из жизни в августе 2006 года.

Среди персонажей мультфильмов не только волк и заяц из «Ну, погоди!». Он также является художником, создавшим знаменитых хоккеистов из мультфильма «Шайбу, шайбу!». Кроме того, он был художником-постановщиком таких мультфильмов как «Сказка о Емеле», «Приключения Буратино», «Попался, который кусался» и нескольких десятков других известных советских мультфильмов.


м/ф Шайбу, шайбу!

Описание и характеристика профессии

Итак, кто такой аниматор и что он делает. Это специально нанятый актер, который организуает всевозможные постановки, конкурсы, викторины, шоу в зависимости от аудитории. Он может работать в одиночку или в составе группы аниматоров. Он занимается тем, что не дает собравшимся людям скучать.

Выделяют несколько специализаций аниматоров в зависимости от места проведения мероприятия и собравшейся публики:

  1. Детские аниматоры. Это очень обширная категория. Некоторые работники способны увлечь любую возрастную категорию детей, другие специализируются только на малышах. Как правило, для каждого возраста существует несколько отработанных программ, заготовлены соответствующие костюмы киношных или мультяшных персонажей, различных животных. Такие специалисты в основном работают на днях рождения в кафе и дома, на детских утренниках. Нередко аниматоры развлекают детей в больницах, помогая им выздороветь.
  2. Корпоративные аниматоры работают по приглашению работодателей на неформальных собраниях трудовых коллективов: корпоративных вечеринках, выездах на природу. Здесь кардинально другой подбор игр и конкурсов, очень важен интерактивный формат, чтобы никто из участников не остался в стороне.
  3. Аниматоры в гостиницах – это универсальные «бойцы», которые при необходимости занимаются с разными категориями посетителей: женщинами, детьми, подростками или семьями. Они способны организовать спортивные соревнования, танцевальные шоу, всевозможные квесты.

Отдельная группа – работники анимационных фирм, которые участвуют в различных рекламных кампаниях, промо-акциях. Здесь необходимо свои наработки подогнать под требования заказчика и тематику мероприятия.

Основные места работы аниматоров:

  • агентства, специализирующиеся на организации праздников и свадеб;
  • дома отдыха и гостиницы (чаще в курортных зонах);
  • рестораны и клубы;
  • крупные торговые центры с детскими комнатами;
  • парки аттракционов.

Многие массовики-затейники работают как фрилансеры, принимая заказы от клиентов. У них обычно нет мощного звукового оборудования и команды, но вызов клоуна на день рождения ребенка по-прежнему очень популярен.

Особенности специальности

Мультипликаторы работают в сфере создания разнообразных мультфильмов. Ключевая задача специалиста этой сферы — анимировать то, как двигается определенный герой. И прорисовать каждый его шаг в ходе серии.

Виды мультипликации и мультипликаторов

Существует огромное количество направлений мультипликации. И, соответственно, специалистов-мультипликаторов. Направления могут разниться в зависимости от тех способов, которые были определены для того, чтобы сделать анимацию персонажа (от того, цифровой мультфильм или рисованный). Также, они четко зависят от того, насколько масштабным является тот или иной проект.

Например, для короткометражного мультфильма могут нанять всего одного аниматора. Если же серий в определенной кинокартине много, то могут нанять целую команду специалистов. Которые будут прорисовывать все аспекты взаимодействия персонажей.

Анимации бывают трех видов:

  1. Нарисованными. Их создают на бумаге. С помощью традиционных инструментов. Как в советских мультиках.
  2. Кукольными. Подобные мультипликации изготавливают из пластилина.
  3. Трехмерными. Мультипликации подобного типа создают на компьютере. С помощью трехмерной графики. 

Специализации мультипликаторов, необходимые для создания мультфильма

Если компания «снимает» мультфильм, то для проекта нанимается огромное количество специалистов. Каждый из них отвечает за определенное направление работы в мультипликации. Итак, произведению подобного типа требуются следующие специалисты:

  1. Постановщик. Специалист этого спектра создает концепцию мультфильма. Продумывает его стиль. Специалист этого спектра работает плечом к плечу с режиссёром. Также, постановщик отвечает за художественную сторону мультфильма.
  2. Персонажист. Специалист этого спектра создает, соответственно, персонажей определенной истории. Прорабатывает их образы. А также то, как они в дальнейшем будут взаимодействовать друг с другом.
  3. Фоновщик. Специалист этого спектра создает фон, на котором персонажи мультфильма будут взаимодействовать друг с другом. Он должен уметь изготавливать интерьеры, экстерьеры помещений. Чтобы они смотрелись максимально правдоподобно и интересно.
  4. Контуровщик. Специалист этого спектра занимается тем, что берет бумагу, на которую нанесены серии мультфильма. А затем оцифровывает ее. Переносит на традиционную пленку. Для того, чтобы мультфильм можно было посмотреть.
  5. Фазовщик. Специалист этого спектра отвечает за процесс перемещения персонажей между фазами. В работе он должен учитывать, каким образом двигается каждый герой.
  6. Прорисовщик. Специалист этого спектра изготавливает финальную версию героя. Опираясь на те рекомендации, которые ему предоставил главный художник мультфильма.
  7. Мультипликатор спецэффектов. Специалист этого спектра отвечает за изготовление спецэффектов. В частности, он может имитировать природные явления. Снег. Дождь. А также радугу. И многое другое.

Специализация по объектам оживления

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его.

Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

При работе над крупными проектами мультипликаторы делятся по объектам оживления. Встречаются:

  • мультипликаторы персонажей , работающие над движениями живых существ, диалогами, действиями.
  • мультипликаторы спецэффектов , занимающиеся необычными воздействиями и природными явлениями, такими, как дождь, снег, течение воды.
  • мультипликаторы заднего плана , контролирующие побочные явления, фоновые картинки, а также антураж — автомобили, механизмы и другие нестатичные детали.

Творческая студия «АЙЛИКОН» (ВАО)

Несомненно, дети любят смотреть мультики. Но чтобы сделать мультик самому – это невероятно! В смысле – невероятно интересно! Приводите детей на занятия в детскую мультипликационную студию, здесь помогут им реализовать свои творческие замыслы!

Занятия в мультстудии проходят 2 раза в неделю. Выбирайте удобные дни и присоединяйтесь к столь увлекательному творческому процессу!

Основной материал для изготовления мультяшек – это пластилин. Сначала дети придумывают мультяшные истории и персонажей своих мультиков – пластилиновые образы. На это уходит несколько занятий – надо научиться лепить из пластилина! Затем на монтажном столике устанавливается камера, выставляется освещение и ребята занимаются съемкой мультфильма, заставляя свои персонажи перемещаться и трансформироваться в соответствии со сценарием. После кропотливой съемочной работы начинается процесс монтажа отснятого материала и через некоторое время появляется настоящий мультфильм, авторами которого являются маленькие режиссеры-постановщики.

Кроме того, в мультстудии работают не только с пластилиновыми героями, а также используют другие техники съемки мультипликационных роликов — техника перекладки, кукольная мультипликация, предметная съемка и т. д.

Обязанности на работе

Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.

Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:

  • 3D Studio Max;

  • Cinema 4D;
  • Softimage XSI;
  • Blender;
  • LightWave;
  • Maya.

Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.

Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:

  • создание общей концепции, эскизов для каждого персонажа и декорации;
  • подбор команды художников (персонажиста, фоновщика, контуровщика, фазовщика и других) и согласование кандидатур с режиссером проекта;
  • организация и распределение труда между утвержденными специалистами;
  • контроль деятельности персонажистов и фоновщиков.

На стадии производства мультипликатор:

  • организует процесс создания каждого персонажа и фона, а также детальной прорисовки и заливки;
  • прорабатывает движения (включая мимические);
  • занимается колорированием и раскадровкой;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • участвует в создании «чистовика» мультфильма.

Какие экзамены надо сдавать на мультипликатора в колледж?

Обучиться на аниматора можно и после 9 класса. В России существует несколько колледжей и техникумов, готовых принять абитуриентов для поступления на художника-аниматора. Какие экзамены сдавать на мультипликатора в таком случае?

Средний балл аттестата должен быть достаточно высоким. Не исключено также, что потребуется сдать рисунок или пройти творческое испытание.

Желающие выучиться на художника-мультипликатора должны понимать, что для успешной учебы недостаточно пройти одни экзамены. Здесь надо еще и обладать рядом способностей, таких как обязательные навыки рисования и знания графических программ.

Художник-аниматор – интересная специальность, выучиться на которую можно в вузе, колледже или на курсах по всей стране. Предметы ЕГЭ, которые надо сдавать на аниматора, зависят от выбранного направления, и чаще всего включают творческий конкурс. Поиск работы в столице не составит труда, так как профессия достаточно популярна. Однако в других регионах, чтобы найти работу, придется постараться.

Компоузер

композитинг — последний (если не считать монтаж) этап производства мультфильма. Основная задача специалистов — довести изображение до того вида, который утвердил художник-постановщик.

Компоузер не делает всю серию мультфильма сразу, он собирает его отрезками, шотами. Для каждого шота изображения с рендера приходят по слоям: персонажи, спецэффекты (взрывы, дым, вода и т. п.), бэкграунд и огромное количество технических слоев. Далее начинается кропотливая работа по соединению объектов воедино.

Иногда компоузеру приходится «отрабатывать» ошибки, совершенные на предыдущих этапах: где-то надо дорисовать свет, где-то — добавить цвета и «жизни» в картинку.

начинающие специалисты могут пропустить ту область, которая требует правок и подгонки до «товарного вида». Примеры частых ошибок: некоторые детали сцены теряют объем из-за плоского свето-теневого рисунка, персонажи в сцене теряют свои цвета, в полутонах отсутствует градиент, персонажи и предметы не отбрасывают тени.

в сцене из мультсериала «Четверо в кубе» нет ощущения света, идущего со стороны окон, где размещен трон, и нижней подсветки корон, задуманной художником-постановщиком:

В исправленной версии сразу виден источник света благодаря теням, которые образовались на телах героев, и слабому отсвету на Кубомэре (красный персонаж справа). Под коронами добавилась «подсветка»:

  • курсы в Scream School: VFX + Compose;

  • курсы в школе компьютерной графики RealTime: Композитинг в Nuke | Базовый курс, Adobe After Effects | Вводный курс Михаила Бычкова;

  • туториалы на YouTube: по запросу «compositing».

Минусы

Любая профессия имеет недостатки, даже профессия мечты. Могут попадаться не только неприятные аспекты деятельности, но и вещи, которые откровенно раздражают. Художники-мультипликаторы могут столкнуться со следующими трудностями:

  • Все-таки бывают однообразные задачи.
  • Много приходится сидеть на одном месте.
  • Требуется много специализированных качеств: пространственное воображение, наблюдательность, хороший глазомер, актерские способности, целеустремленность.
  • Сложность обучения. Это одна из проблем выбора любой творческой профессии. Можно освоить лишь технические способности, но если ограничиться готовыми шаблонами, можно никогда не развиться в творческом направлении.
  • Бывают случаи, когда художника подбирают лишь под определенный проект, и это может быть серьезным ударом. Когда он заканчивается, приходится заново искать работу.
  • Многие не смогут понять замысел художника. Однако для действительно творческих людей нет никаких препятствий, потому что, как уже упоминалось, искусство — это образ жизни. Нужно ориентироваться на свои ценности.
  • Для создания хороших мультфильмов навыков рисования недостаточно. Художник-мультипликатор — это тот человек, который знает теорию анимации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, осваивает актерские приемы и знаком с характеристиками различных видов искусства. Не каждый профессиональный художник может создать качественный анимационный фильм. Чтобы делать это, нужно освоить особый стиль рисования.

В целом, эти недостатки характерны для любой творческой профессии. От специалиста требуется нестандартное мышление, которому невозможно научить в условиях учебного заведения, но его можно развить самостоятельно с практикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector