Техника батик: основные этапы техники, мастер-класс и советы для начинающих

Приемы росписи по ткани батик

Существуют следующие разновидности росписи по ткани:

Горячий батик заключается в том, что ограничителем (резервом) для растекания краски по ткани служит расплавленный воск, который наносится кистью или специальным инструментом – чантингом.

Холодный батик – отличается от горячего тем, что в качестве резерва используется состав на основе бензина и латекса. Состав наносится на ткань специальной стеклянной трубочкой.

Свободная роспись по ткани, т.е. роспись непосредственно на ткани без использования резерва. Краска наносится на сухую ткань, на мокрую ткань или на ткань, пропитанную солевым грунтом. Солевой грунт в данном случае препятствует избыточному растеканию краски по ткани.

Вот вкратце основные способы росписи по ткани, которые получили широкое распространение. И разумеется, существуют различные приемы при росписи, которые позволяют добиваться на ткани всевозможных эффектов:

1 Растяжка от белого. Растяжка или иначе градиент позволяет получить красивый плавный переход от водички в нужный нам цвет

Здесь необходимо обратить внимание, что растяжку мы всегда начинаем от воды (т.е. сначала смачиваем водой участок, который должен остаться белым), а не от цвета

Далее на палитре в воду добавляется нужный нам цвет и роспись продолжаем уже этим составом

Затем, не промывая кисти (это очень важно), снова добавляем в раствор концентрированную краску и продолжаем роспись. Т.е

роспись ведется от менее концентрированного раствора к более концентрированному. Если вы будете в промежутках ведения растяжки промывать кисть, то неизбежны подтеки и неровная растяжка из цвета в цвет, так как избыток влаги нарушает концентрацию раствора, разбавляя его.

2. Растяжка из цвета в цвет

Растяжка выполняется точно также как растяжка от воды, только важно соблюдать правило: градиент от менее концентрированного раствора одной краски в более концентрированный раствор другой краски. Например, можно сделать растяжку от бледно-желтого цвета в насыщенный красный

Я думаю понятно, что концентрация определяется количеством воды в растворе, чем ее больше, тем менее концентрированный раствор вы получаете.

Пример платка с растяжками цвета.

Совет! При выполнении растяжки необходимо учитывать правила смешения красок по цветовому кругу. Чтобы не получилась грязь в смеси, избегайте наложения таких цветовых пар: красный-зеленый; оранжевый – синий; желтый – фиолетовый (в цветовом круге это противоположные друг другу цвета).

3. Солевой эффект. Позволяет получить фактуру на ткани. После росписи, пока краска не высохла, нанесите на нужный участок поваренную соль и подождите, пока появится эффект. Если эффект проявился достаточно, то можно просушить участок феном. Хочу предостеречь вас от покупки дорогих солей, якобы специально предназначенных для получения солевого эффекта в батике, например, фирмы Marabu. Если мне не изменяет память, то 50 гр такой соли в баночке стоит около 150 руб, сами понимаете, сколько килограмм обычной соли вы можете купить в продуктовом магазине на эти деньги.

Совет! Используйте как мелкую, так и крупную соль, или даже мочевину. Можно также контролировать степень проявления солевого эффекта путем выдержки разного времени перед сушкой. Экспериментируйте!

4. Роспись по «сырому» или акварельная роспись. Смочите ткань предварительно водой и нанесите цвет на сырую ткань. У вас должны получиться плавные пятна и переходы. Таким способом можно рисовать не только пятна, но и линии и какой-нибудь рисунок. Как правило эффект по «сырому» используется для рисования расплывчатого дальнего плана, а затем уже поверх него наносится более четкий рисунок. Это позволяет добиться глубины пространства.

5. Гладкая роспись используется для ровной заливки одним колером какого-то участка росписи, например канта у платка, или фона в панно. Главное условие успешной работы в данном случае – готовим однородный раствор краски, которого хватит на всю расписываемую поверхность; роспись начинаем, как правило, от одного края к другому и ведем ее равномерно, без промежутков, заливая мягкой беличьей кистью всю поверхность.

Вот основные приемы при росписи, которые наиболее часто используются в батике. Благодаря комбинации этих методов можно получать разнообразную фактуру на разных участках работы.

Пишите комментарии, задавайте вопросы — отвечу всем!

Мастер-класс по росписи шелкового панно в стиле прованс

Подробный мастер-класс по росписи шелкового платка «Птица счастья»

Роспись батик платка «Музыка дождя»

Создаем шелковый платок своими руками

Виды

Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.

Свободная роспись

Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.

Узелковый батик

Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.

Шибори батик

Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.

Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.

Фото техники батик

Также рекомендуем просмотреть:

  • Молды своими руками
  • Вешалка своими руками
  • Сердечко своими руками
  • Воротник своими руками
  • Подснежники своими руками
  • Чехол для телефона своими руками
  • Кольцо своими руками
  • Ангел своими руками
  • Космос своими руками
  • Букет своими руками
  • Карандашница своими руками
  • Цветы из гофрированной бумаги
  • Коробка своими руками
  • Нарциссы из бумаги
  • Чехол для очков
  • Кактус своими руками
  • Цветы из атласных лент
  • Кошелек своими руками
  • Бусины своими руками
  • Лепка из полимерной глины
  • Жгут из бисера
  • Кулоны своими руками
  • Пенал своими руками
  • Заколки своими руками
  • Макраме
  • Клатч своими руками
  • Ключница своими руками
  • Фрукты из бумаги
  • Звезда своими руками
  • Куклы из полимерной глины
  • Браслет из полимерной глины
  • Украшения из эпоксидной смолы
  • Брошь своими руками
  • Игольница своими руками
  • Банты своими руками
  • Коврики своими руками
  • Абажур своими руками
  • Весенние поделки своими руками
  • Картины своими руками
  • Букет из конфет
  • Заплатки на джинсы
  • Ежик своими руками
  • Амигуруми крючком
  • Радуга своими руками
  • Кольца для салфеток
  • Колье своими руками
  • Косметика своими руками
  • Кашпо своими руками
  • Кружка из полимерной глины
  • Календарь своими руками
  • Аппликация своими руками
  • Серьги из бисера
  • Канзаши своими руками
  • Конверт своими руками

Помогите проекту, поделитесь в соцсетях 😉

Материалы

Покупка материалов не займет много времени. Практически все можно купить в магазинах для творчества.

Для начала необходимо будет найти раму для натягивания ткани. Небольшие рисунки можно будет создавать с помощью пяльцев.

Для создания полноценных изображений понадобится целая коллекция кистей самых разных размеров, но покупать их лучше постепенно, по мере роста мастерства. На первых порах вполне хватит 2-3 кистей. Также как и красок. Не стоит сразу закупать слишком большие наборы.

Резервирующие составы обычно представлены бесцветной субстанцией, но при большом желании можно отыскать цветные жидкости. Для горячего батика понадобится парафин или воск, при этом способе можно использовать просто домашние свечи.

Резервирующий состав можно наносить специальными трубочками, но обычно флакончики снабжены удлиненными носиками.

Неплохо будет приобрести или найти палитру для смешивания красок, мягкий карандаш для перенесения рисунка, спирт для разбавления некоторых красителей.

Бумажный рисунок станет основой творчества, поэтому его лучше распечатать или нарисовать заранее.

Что это такое?

Само слово «батик» имеет индонезийские корни, а если перевести его дословно, получится «капля воска». Особенности нанесения рисунка на ткань обусловили такое название. Чтобы краски не растекались по материи, мастера научились фиксировать цвета с помощью особых составов, основным компонентом которых был воск.

Батик может быть горячим и холодным. Техника горячей росписи предполагает разогревание красок и воска перед нанесением на ткань, холодный батик обходится без предварительного растапливания. Если горячий батик появился очень давно, то холодный возник с развитием химпроизводства. В нем работает специальный химический резервирующий состав, напоминающий гель, способный застывать на ткани. Так как в основе этого состава содержатся бензин и клей, варить его дома, мягко говоря, небезопасно.

В каком-то смысле холодная техника для выполнения проще и усилий требует немного меньше.

Что учесть в работе

Независимо от того,  в какой технике предполагается наносить акриловые красителя, следует учесть несколько  моментов:

  • при разведении акрила водой уменьшают его адгезию с волокнами ткани. Поэтому стоит использовать фирменные разбавители;
  • под окрашиваемую поверхность подкладывается непроницаемое основание, защищающее рабочую поверхность;
  • для работы используются кисточки с синтетическим ворсом, валик, спонжи;
  • трафаретные рисунки требуют нанесения краски в несколько слоёв. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Для более качественного окрашивания рекомендуется закреплять каждый слой краски;
  • фиксируют краситель через 24 часа после покрытия с помощью утюга. Рисунок накрывается хлопчатобумажной тканью и проглаживается не менее 5 минут;
  • в первую очередь наносятся светлые тона краски и далее каждый слой будет более тёмный;
  • перед началом работы обязательно знакомятся с инструкцией использования красителя этого производителя.

применение акриловых красок по ткани: роспись на креп-сатине

Свойства и особенности акриловых красителей

Акрил для рисования – это один из видов красок для ткани, полимерный состав, не проникающий в волокна, а покрывающий их снаружи. Акриловые колеры выпускаются в богатой цветовой гамме, легко смешиваются между собой, позволяя получить уникальные оттенки. Поскольку такое окрашивание не боится влаги, его можно сделать даже на куртках, плащах, дождевиках, не говоря уже о джинсах, платках, сумках, футболках. Ручная покраска акрилом отлично смотрится на скатертях, панно. Не рекомендуется рисовать в домашних условиях на таких типах вещей:

  • нижнее белье – есть риск аллергии,
  • постельное белье – вследствие частых стирок оно быстро полиняет,
  • изделия, подвергающиеся химчистке, – из-за возможной порчи рисунка,
  • вещи для детей младшего возраста, посещающих детский сад – существует высокая опасность аллергии у малышей.

Акрил идеален для начинающих. Готовые полотна быстро сохнут, а цена красок невысока – есть возможность экспериментировать. Прочие свойства акриловых красителей таковы:

  • в составе нет вредных химических веществ – здесь присутствуют растительные или искусственные смолы, пигменты, вода, пластификаторы, связующие компоненты для однородности консистенции,
  • по текстуре краска напоминает темперу, которой пишут иконы, но намного быстрее сохнет и создает на поверхности защитную пленку (последняя так прочна, что вещи можно стирать в стиральной машине, сворачивать, долго хранить),
  • после нанесения краски на ткань ее волокна становятся плотнее, но данный участок материи утрачивает эластичность,
  • со временем качество акрила портится, поэтому использовать краски следует только в период нормального срока годности.

Акриловые колеры разводятся водой, но специалисты предпочитают применение особых растворителей. Такие вещества помогают сделать изображения глянцевыми, а при введении воды картинка станет матовой. Для фиксации красок лучше применять сухое тепло – проходиться по ткани утюгом. Приобрести колеры можно в художественных магазинах, там же есть дополнительное оборудование (кисти, палитры, шаблоны, трафареты).

Разновидности и техники батика

Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.

Горячий батик

Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.

Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.

Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.

К просмотру видео:

Холодный батик

Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.

Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.

Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.

Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.

Смотрите видеоряд:

Свободная роспись

Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.

При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.

Мастер-класс по видео:

Узелковый батик (бандан)

Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.

Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.

Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.

Смотрите метод:

Набивной батик

Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.

Смотрите, как исполняют технику:

Техника сибори

Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.

Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.

Холодный батик – техника выполнения

Ручная роспись по ткани в любом случае требует терпения. Поначалу выполнение рисунка будет занимать много времени. С приходом опыта появится ускорение. Заниматься работой лучше в хорошо проветриваемом помещении, так как резервирующее вещество, используемое для нанесения контура, выделяет неполезные для организма вещества. Лучше начать с небольшого рисунка.

Техника выполнения пошагово:

  1. Ткань необходимо закрепить, используя пяльцы для вышивания, чтобы она не провисала. Для выполнения работы большого формата понадобится специальная рамка. В этом случае ткань закрепляется специальными крючками, входящими в комплект.
  2. Рядом располагают заранее приготовленные краски, резервирующее вещество и стеклянную трубочку для него. Если контур заключен в тюбик с наконечником, трубочка не понадобится.
  3. Под материю подкладывают бумажный эскиз и закрепляют его снизу.
  4. С помощью мягкого карандаша переводят рисунок на ткань.
  5. Обозначенные контуры обводят резервом. Набирать резервирующее вещество в трубочку удобно с помощью спринцовки, приставив ее к обратному концу трубки. Груша сжимается, и резерв поступает в трубочку.
  6. После того как контур высохнет, делают проверку, проводя по ткани влажной кисточкой. Необходимо проследить, чтобы вода не переходила за контурную линию.
  7. В тех местах, где контур оказался слабым, его проводят повторно.
  8. Теперь можно приступить к окрашиванию рисунка красками.

После окончания работы батик снимается с рамки и рисунок закрепляется утюгом. Регулятор температуры необходимо выставить под тип ткани. Каждый участок рисунка проглаживают в течение 3-5 минут. Заниматься живописью лучше в рабочем халате или старой одежде, чтобы не выпачкаться в краске.

С чего начать?

Стены, обтянутые тканью, двери и окна, имитирующие раздвижные японские перегородки «фусума», помогут придать обыкновенной городской квартире атмосферу страны восходящего солнца.

Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутное покрывало, подушки, половички и большие абажуры напомнят о теплыхлетних днях в загородном доме.

Умело подобранная драпировка стен, обивка мебели тканью разной фактуры и рисунка в гостиной и спальне, разнообразное оформление окон и дверей- все это позволит воссоздать черты античности, ампира, барокко, модерна и других стилей.

Чтобы правильно подобрать ткань для росписи, обязательно надо руководствоваться видом будущего изделия. Для абажуров, люстр в восточном стиле, занавесей подойдет тонкая, полупрозрачная ткань, а постельное белье, покрывала, декоративные подушки, портьеры, обивка мебели и стен требуют более плотного материала.

Огромное значение при выборе краски для росписи имеет исходный цвет материала и то, какое переплетение нитей использовалось при изготовлении ткани: полотняное, саржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Прежде чем приступить к работе, проверьте на маленьком пробном лоскуте, как краска впитывается и расплывается на выбранной вами ткани. Так вы сможете подобрать оптимальную технику росписи и рисунок для вашего изделия.

ВАЖНО! Ткань перед работой необходимо выстирать с использованием моющих средств для удаления аппрета (вещества, используемого при окончательной отделке тканей на фабриках). Это необходимо для лучшего прокрашивания ткани

Предварительно замачивать ткань со стиральным порошком не следует, так как он, как правило, имеет отбеливающий эффект.

В жизни должно быть место… творчеству

Британские ученые доказали: занятия женщины батиком повышают её “коэффициент счастья” на 37%!

“Хочется чего-нибудь… Такого!..”

Он спит в каждом из нас.

А особенно – в каждой.

Спит – и ждет своего часа. Но однажды…

Ваш творческий потенциал просыпается!

Это “однажды” рано или поздно наступает в жизни каждой женщины, когда она вдруг понимает, что, кроме “успехов в труде и личной жизни”, ей не хватает чего-то еще…

Для души!..

И тогда происходит удивительная вещь, почти волшебство:

Проснувшийся творческий потенциал начинает реализовываться. Сам! Почти без участия своего владельца!

Батик вместо годового отчета

А вот, лично вам — зачем батик?

Понятное дело – это практично. Можно делать самой и дарить себе, любимой всякие платочки, шарфики, аксессуары…

Все так. Но не только.

Просто у каждого человека должны быть не только производственные, но и творческие планы! А батик – идеальная возможность творческой реализации для женщины!

Как сказала одна моя ученица:

— Чтобы, когда я не сплю ночью, мне было о чем думать, кроме годового отчета.

Впрочем, некоторые так увлекаются процессом, что батик постепенно становится для них и дополнительным источником дохода…

Свободный курс для свободных людей

Какой кошмар! У меня нет:

Единой программы

Учебного плана

Расписания занятий…

Вообще, ничего того, что предлагает большинство курсов батика в Петербурге

Мое главное правило:

Вы приходите с пустыми руками.

Все, что вам нужно: материалы, инструменты, краски – я предоставляю вам на занятиях. Все это – профессионального качества, и все это входит в стоимость курсов!

Мои курсы батика – для свободных людей, привыкших получать не проблемы (“ой, я не успеваю на занятие!”), а удовольствие от всего, что они делают.

Здесь нет жесткого расписания — все мы живые люди, у которых есть работа, семья, непредвиденные обстоятельства… Поэтому, когда у вас есть время и настроение, вы просто звоните — и мы договариваемся об очередном занятии.

И – да, я не “Вевобуч” и на моих курсах нет единой программы обучения. Вы сами выбираете изделия, которые будете делать. Вы сами формулируете цели, которых хотите достичь.

А я уже конкретно под эти цели составляю программу.

Для каждой – индивидуально, ведь все мы такие разные!

И, наконец, о “земном”…

Продолжительность курса — 8 занятий по 4 астрономических часа. Вы получаете базовые знания о видах шелка, красок, существующих техниках росписи.

Все остальное, как я уже писала – индивидуально, в зависимости от целей, которые вы ставите.

Цена 700 (семьсот) рублей в час — это 22.000 (двадцать две тысячи) рублей за весь курс.

Дороговато?

Это только на первый взгляд. А “на второй”… Судите сами.

Мы работаем на шелке самого высокого качества атлас, крепдешин, туаль). Используем только профессиональные краски. Это необходимо, потому что от качества материалов, используемых при обучении, зависит качество самого обучения. К высокому качеству необходимо привыкать с первых шагов.

Все это я вам предоставляю, и все это входит в стоимость курса.

В результате, в течение курса вы сделаете несколько изделий, которые потом вам не стыдно будет носить.

Я уже 25 лет в этой профессии и на этом рынке. Я – автор книги “Батик. От основ  к импровизации”. Мне не стыдно ни за свои работы, ни за своих учениц – и те, и другие постоянно участвуют в выставках.

Окончание курса не означает окончания учебы – вы всегда сможете обратиться ко мне за консультацией. И это, разумеется, тоже включено в стоимость курса. С большинством своих бывших учениц я продолжаю поддерживать приятельские отношения.

Если вы пока не готовы принять решение об оплате курса целиком, то у вас есть возможность посетить одно занятие. На нем вы распишете для себя шейный платочек и получите представление о холодном батике. Стоит такое занятие 2800 рублей.

Батик – это творческий отдых, способ на время “отключиться” от производственных и бытовых дел…

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Настоящим живописцам

Всем, кто умеет рисовать стоит попробовать себя в свободной росписи. Эта техника не предполагает четких контуров одного цвета. Чтобы замедлить растекание красящего вещества,  применяют грунтование материала.


Если грунт не использовать, на влажную ткань можно наносить краску широкими полосами с протяжкой от светлого тона  к темному. Затем крупными мазками выполнить основу рисунка. Для детализации будущей картины применяют мелкие мазки. Особые эффекты получают несколькими способами:

  • если подуть на каплю краски через тонкую трубочку (например, коктейльную), она растекается. При определённых навыках, получают конкретные изображения;
  • добавление спирта в краситель, позволяет ускорить его высыхание. При этом изменяется скорость растекания, смешивания цветов;
  • соль обладает хорошим влагопоглощением. При нанесении селевого рисунка на уже раскрашенную вещь, получают необычную фактуру изображения.

История возникновения

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу

На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание

Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.

В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.

Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.

На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли

Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт

Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.

А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector