Как быстро повысить уровень грамотности
Содержание:
- Бесплатно
- В каком возрасте обращать внимание на ошибки?
- Чтение
- Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
- Перечитывайте и редактируйте
- Роль русского языка в современном мире
- Что и как читать?
- Зачем нам уметь грамотно писать?
- Что и как читать?
- Читайте качественную литературу
- Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
- Орфоэпия – почему важно говорить правильно и как возникают эти правила
- Что читать
- Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней
- Учимся
- На какие вопросы отвечает орфография
- Понятие грамотности
- Настольная книга? Словарь!
- Русский язык: репетитор или онлайн-занятия?
- Повторение — мать учения
- Советы родителям: не поддаемся панике заранее
Бесплатно
Stepik
Сайт: https://stepik.org
На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.
В курсе есть:
- Теория по каждому заданию отдельно
- Лёгкие задания на проверку усвоения теории
- Сложные задания-ловушки
- Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)
Всего:
- 125 уроков
- 13 часов видео
- 845 тестов
Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.
Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:
«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).
Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.
В курс входят:
- 25 уроков
- 208 тестов
В курс входят:
- 10 уроков
- 53 теста
ЕГЭ.рф
Сайт: https://егэ.рф
На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.
При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.
По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.
«4ЕГЭ»
Сайт: https://4ege.ru
На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:
- Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
- Написанию сочинения
- Типичным ошибкам
- Обзору изменений в экзамене
и т.д.
Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.
«Синергия»
Сайт: https://synergy.ru
На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:
- Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
- Теория по отдельным типам заданий
- Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
- Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
- Официальная информация и новости
Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.
«РешуЕГЭ»
Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru
На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.
Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.
Здесь собраны следующие материалы:
- Темы
- Структура
- Клише
- Советы
- Шпаргалка
Яндекс.Репетитор
Сайт: https://yandex.ru
На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.
Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.
«Ясно Ясно ЕГЭ»
Сайт: https://www.youtube.com
Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.
Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.
«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»
Сайт: https://www.youtube.com
Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».
Здесь ты сможешь:
- Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
- Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке
«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»
Сайт: https://www.youtube.com
На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:
- Разборы тестовой части экзамена
- Советы и правила написания сочинения
Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).
В каком возрасте обращать внимание на ошибки?
Счастливый момент в жизни родителей наступает, когда дети произносят первое слово. Тогда и начинается процесс обучения языку. Правда, некоторые взрослые забывают об индивидуальных возрастных особенностях учеников и стараются подготовить их к школе по максимуму, заранее научив читать, писать и считать. Данный метод некорректен, поскольку перечеркиваются элементарные педагогические правила.
Исследователи выяснили, что формирование процесса правописания завершается после 4 класса. Следовательно, интенсивные уроки грамотности по русскому языку должны проходить до завершения начальной школы.
Закладывание крепкой базы в образовании позволяет легко справляться с заданиями и не допускать ошибок. Равнодушное отношение или, напротив, тоталитарный контроль родителей в обучении негативно отражаются на желании ребенка развиваться, ставя преграду перед их совершенствованием.
Чтение
Хотите знать, как повысить грамотность без особых усилий? Начинайте читать книги. Чем больше книг вы «проглатываете», тем лучше вы запоминаете, как пишутся слова, расставляются знаки препинания, строятся предложения. При этом вы также пополняете словарный запас, расширяете кругозор, развиваете красноречие и повышаете эрудированность.
Что читать:
- Классическая литература. Вспомните школьную программу, наверняка у вас есть любимые авторы, и не все их произведения вами прочитаны. Толстой, Пушкин, Достоевский, Булгаков, Есенин – отличный выбор из отечественной литературы! Из зарубежных классиков рекомендуем Кафку, Ремарка, Драйзера, Шоу, Гюго. Хорошо почитать и современных авторов, например, Брауна, Пелевина, Акунина. Не стесняйтесь просить коллег или друзей порекомендовать вам книги или воспользуйтесь помощью консультантов книжных магазинов.
- Профессиональная литература. Заполнить пробелы в правописании и манере изложения информации помогут и книги из области ваших профессиональных интересов. Повысить уровень грамотности и профессиональные знания можно, читая справочники, словари, доклады, рефераты, журналы, альманахи.
- Специальная литература. Сегодня найти книги, специально рассчитанные на улучшение показателей собственной грамотности, несложно. В основном их приобретают люди, чья деятельность непосредственно связана с написанием текстов, редактурой и корректурой. Но и для общего развития это хороший вариант. Возьмите на заметку несколько популярных книг: «50 приемов письма» (Рой Кларк), «Как писать хорошо» (Уильям Зинсер), «Слово живое и мертвое» (Нора Галь).
Печатные издания можно комбинировать с электронными книгами. А полученные в результате чтения знания обязательно нужно закреплять.
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
“Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным”.
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз “дизорфография”.
Перечитывайте и редактируйте
Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании какого-то слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.
Роль русского языка в современном мире
Русская речь весьма распространена в мировом сообществе и занимает третье место по количеству своих носителей. На первом месте – английский язык, которому отведено почётное место международного языка, а на втором – китайский.
Русский язык является почётным, так как практически в каждой мировой организации есть представители из русскоговорящих стран. Стало быть, данная речь звучит в крупнейших мировых сообществах ежедневно.
Что касается самой России, то там русский считается официальным языком, на котором разговаривает подавляющее большинство жителей. Но даже в этой стране не обошлось без проблем, связанных с речью. Сначала были коллизии, являющиеся следствием политики Ельцина. Далее, события в Южной Осетии и Абхазии, сделавшие из русского языка настоящую политическую проблему. Дело в том, что у жителей этих стран пытались не только отнять их независимость, но и лишить их возможности говорить на русском языке.
В советский период на русском говорили практически во всех странах СССР, а если не говорили, то понимали его. После распада СССР, ситуация изменилась и количество говорящих на русском уменьшилось в разы. То есть, можно говорить о том, что этот язык постепенно терял свою значимость. На сегодняшний день в России на нём разговаривают чуть более 140 миллионов человек, а это почти в три раза меньше, чем во времена Советского Союза.
Эксперты утверждают, что на сегодняшний день, в странах постсоветского пространства, русский язык является родным в плане речи для 63 тысяч человек. Не владеют им в этих странах 38 тысяч человек. Также, специалисты в этой области заметили такую тенденцию, что количество говорящих на русском сокращается практически ежедневно. По их расчётам, число людей, для которых русский язык является родным сегодня, сократится в два раза уже через десять лет.
Таким образом, ситуация следующая: русская речь постепенно вытесняется не только из общественно-политической жизни народа, но, также, из культурной. Значительный вклад в этот процесс вносят средства массовой информации, формирующие культурное и языковое пространство.
Возможность получить образование на этом языке сокращается. Это связано с тем, что сегодня в образовательных учреждениях России и других стран Российской Федерации, изучению русского языка стали уделять меньше внимания. Ещё одна причина сокращения русскоговорящего населения – это националистические настроения в странах СНГ. Правительство этих стран проводит политику активного вытеснения данного языка не только из общественно-политического обихода, но также и из бытового. Поэтому, по мнению специалистов, в ближайшее время число русскоговорящего населения сократится в несколько раз не только в России, но и в странах постсоветского пространства. Это можно заметить и сейчас: в таких странах как, например, Украина и Белоруссия, научные работы больше не публикуются на русском языке, как это было раньше. Такие работы просто не могут быть опубликованы и приняты к рассмотрению в научном мире. Ещё один яркий пример такой тенденции – это реклама. Особенно телевизионная реклама. Вещание происходит в основном на государственных языках стран.
Сегодня, статус официального, русский язык имеет в таких странах как:
- Абхазия.
- Молдавия.
- Южная Осетия.
- Гагаузия.
Также, русский считается официальным языком в некоторых районах Румынии. Что касается стран Закавказья, то с их ориентаций на Западную Европу, ситуация сменилась таким образом, что русская речь постепенно уступает своё место английской речи.
Что и как читать?
Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна. Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы. Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».
Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить
Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной
Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова. Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.
Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!
Зачем нам уметь грамотно писать?
Главная → Инструментарий → Зачем нам уметь грамотно писать?
Совсем свежий случай из моей практики — сегодня проводила собеседование на позицию «Менеджер по сертификации», и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! — подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…
Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, «сним» пишем вместе, «договориться о встречи« пишем с ошибкой на конце слова, «не нуждаюсь в поддержки» — такая же ошибка. Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.
Что и как читать?
Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна. Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы. Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».
Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить
Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной
Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова. Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.
Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!
Читайте качественную литературу
Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
“Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным”.
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз “дизорфография”.
Орфоэпия – почему важно говорить правильно и как возникают эти правила
Мы живем в странное время. С одной стороны, нам говорят, что в различных сферах ценится, прежде всего, профессионализм, а не то, как ты одет, как говоришь и как подаешь себя. С другой стороны, повсеместно приходится сталкиваться с обратным: о человеке судят не по тому, чем он является, а по тому, каким он кажется. Поэтому при приеме на работу красиво говорящий кандидат с сомнительными профессиональными данными имеет больше шансов, чем настоящий мастер своего дела, который не умеет разговаривать. Так что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно научиться правильно говорить. Читать подробнее…
9
Что читать
Марина Королёва
«Чисто по-русски»
Почти настоящий учебник, только написанный доступным языком. Журналист и филолог Марина Королёва разбирает слова и выражения, в которых мы чаще всего делаем ошибки. Правила она сопровождает занятными историями из жизни, чтобы запомнить их можно было быстрее и легче.
Ирина Левонтина
«Русский со словарём»
Лингвист Ирина Левонтина рассказывает о новых явлениях в языке, не давая уснуть от скуки. Если после этих эссе захочется узнать о языке ещё больше, можно продолжить сборником статей «О чём речь».
Нора Галь
«Слово живое и мёртвое»
Книга, которая внесла значительный вклад в борьбу за чистоту русского языка. Переводчица и редактор Нора Галь разбирает писательские и речевые ошибки, которые мы допускаем, даже не задумываясь. Подойдёт и тем, кто думает, что говорит правильно.
Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней
В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.
Учимся
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
- При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
- Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.
Начальная школа
- В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
- Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
- Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
- Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
- Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
Средняя школа
- Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
- Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
На какие вопросы отвечает орфография
Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.
Как писать отдельные части слов
Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.
В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.
В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис
По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.
Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.
Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной
Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.
Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.
Как переносить слова
Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».
Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.
Понятие грамотности
Грамотность — это показатель, по которому оценивается социокультурное развитие человека. Глубина подобных познаний, необходимая для жизнедеятельности, со временем менялась.
В Средневековье большинство ремесленников и крестьян могли быть неграмотными. С королевскими или царскими указами людей знакомили специальные вестники, а на церковных службах они просто повторяли слова за священником. Читать и писать умели только правители, чиновники и представители духовного сословия. Иногда полноценное обучение проходили дети из богатых семей.
В эпоху Просвещения ученые-гуманисты пришли к выводу о необходимости всеобщего образования, а потому по всей Европе начали открываться школы для бедных.
Учебные заведения разной направленности и уровня начали открываться и у нас. Это позволило повысить общий уровень грамотности, но не решило проблему целиком.
Мысль об обязательном образовании для каждого человека появилась в России в начале XX в. В 1912 г. было принято решение об открытии начальных школ для всех жителей страны.
В 1919 г. в советской России появилась программа ликвидации безграмотности, которая обязывала всех людей от 8 до 50 лет обучаться чтению и письму.
Ликбез был преимущественно направлен на обучение взрослых. В рамках проекта открылись школы в большинстве населенных пунктов страны, и уже к 1939 г. количество грамотных людей, умеющих читать и писать на русском или своем родном языке, достигло 90%.
Сейчас в школу ходит каждый житель России. Право на образование закреплено в Конституции РФ, и потому никто не помешает человеку закончить среднюю школу. Теперь грамотный человек не просто умеет читать, писать и считать, а имеет начальные познания в таких дисциплинах, как филология и лингвистика.
Хотя таких предметов нет в школьной программе, еще в 1 классе человек учится различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные. До 4 класса ученик осваивает деление слова на слоги, знакомится с такими понятиями, как корень, приставка или суффикс. Другой раздел грамматики — синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.
Такие знания могут показаться сложными или даже излишними для младшей школы, тогда как они являются фундаментом для грамотной письменной речи человека. Со временем люди забывают правила, но пишут правильно, поэтому их изучение в школе необходимо.
Существование врожденной грамотности
Некоторые люди думают, что правописание, которое изучается в школе, можно забыть сразу по окончании учебного заведения. Оправдывается невежество по-разному. Аргументом является в т.ч. наличие у некоторых людей врожденной грамотности.
Крайне редко встречаются люди с лингвистическим талантом: им проще учить новые языки и разбираться в их структуре. Другие имеют языковое чутье, т.е. пишут грамотно, не зная точных правил, но интуитивно понимая логику языка. Это осознание имеет свои корни: человек, обладающий подобным чувством, сам много читает и пишет.
В совокупности эти факторы могут создавать видимость грамотности, которая не требует от человека ничего для ее поддержания. Несмотря на это, любой человек без постоянных тренировок начнет делать ошибки даже в простых случаях.
Настольная книга? Словарь!
Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если решили основательно подтянуть грамотность, то вашей настольной книгой должен стать словарь русского языка. При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Встретили незнакомое слово? Тоже откройте словарь, узнаете смысл и как писать. Еще один хороший способ пополнения своего словарного запаса.
Не бойтесь, что объемные тома заполнят комнату. Ведь электронные версии всех словарей есть в Интернете в свободном доступе. Вот, dic.academic.ru
.
У современных людей также есть возможность повышать грамотность в режиме online с помощью специальных ресурсов. Например, есть такой полезный сервис — Gramota.ru
, с пояснениями, правилами, справочными материалами. Заходим на сайт, набираем сомнительное слово в строке, нажимаем на Enter – и правильный ответ перед глазами. Удобно! И это не единственный такого рода сайт.
Обратите внимание на такие ресурсы как:
- «Тотальный диктант» – полная онлайн-школа, все бесплатно;
-
«Верные слова»
– курсы по родной речи для детей начальной и средней школы, лингвистические игры, онлайн-олимпиады. Сервис платный, но есть возможность попробовать бесплатный вариант;
-
«Могу писать»
– уроки русского языка, платные, бесплатные курсы, вебинары, учебники, тесты;
-
«Образование на русском»
– бесплатные интерактивные учебники, онлайн-платформы для изучения русского как иностранного; -
«Пишите живее»
– бесплатный курс, который поможет избавить ваши тексты от словесного мусора;
-
«textologia.ru»
– онлайн журнал о русском языке и литературе.
Русский язык: репетитор или онлайн-занятия?
Репетиторы, курсы и онлайн-занятия необходимы многим людям
Однако возникает вопрос: что же все-таки лучше? Чему отдать предпочтение, чтобы получить максимальную пользу (а иногда даже материальную выгоду)? Беря во внимание то, что самым распространенным и традиционным способом восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к ответственным экзаменам является репетиторство, а набирающий все большую популярность, так скажем, нетрадиционный и инновационный метод – это онлайн-занятия, мы побеседуем именно о них, у кажем на преимущества и недостатки, дадим несколько советов, что выбрать для себя. Читать подробнее…. 5
5
Повторение — мать учения
«В теории всё круто, но что дают тренажёры на практике?», — спросите вы. Переадресуем этот вопрос корректору Евгении Штанько. Она почти каждый день исправляет чужие ошибки и уверена, что «крутыми гаджетами и стильной одеждой уже никого не удивишь, зато грамотность всегда даёт +10 к привлекательности». Так вот, насчёт пользы:
Евгения Штанько корректор
Евгения отмечает, что всё чаще встречает людей, для которых грамотность — это пустяк, не заслуживающий внимания. А ведь из-за прохладного отношения к теме можно угодить в неловкую ситуацию. Делится опытом наш собеседник: «Косые взгляды, а в худшем случае — вопросы к вашей компетенции, обеспечены. Вот одна из причин, почему нужно стремиться “прокачивать” грамотность, — в вас будут видеть образованного и культурного человека».
Советы родителям: не поддаемся панике заранее
«Наш ребенок постоянно допускает в диктантах ошибки», «Он пишет, как курица лапой», – часто жалуются родители дошкольников и младших школьников. Елена Николаевна Мазур, филолог, педагог-психолог, учитель русского языка и литературы, считает, что нет причин бить тревогу заранее. Вначале она рекомендует посоветоваться с учителем: возможно, страхи преувеличены. Если же выяснилось, что проблема есть, и повышать грамотность ребенка необходимо на дополнительных занятиях, следует обязательно уточнить у педагога, нужен ли в этом процессе логопед. Еще один важный момент: не стоит изнурять ребенка дополнительными текстовыми диктантами. Сами по себе они не повышают грамотность, а являются лишь средством контроля.
Елена Николаевна также дает ряд практических рекомендаций, что делать родителям в процессе подготовки ребенка к письму:
- Поправляйте ребенка всякий раз, когда он неправильно произносит слово или неверно строит фразу. Добивайтесь чистоты речи. Иногда имеет смысл проговорить слово по слогам.
- Просите правильно произнести фразу или слово, в которых он допустил ошибку. Делайте несколько повторов для закрепления.
- В игровой форме учите скороговорки и стишки, просите пересказать сюжет мультифильма или компьютерной игры.
- Готовьте руку к письму: лепите, плетите из бисера, раскрашивайте.
- Спрашивайте ребенка, с какой буквы начинается слово или какой заканчивается.
- Читайте ребенку на ночь и помогайте искать ответы на вопросы в энциклопедиях. Он должен понять, как ценны книги в нашей жизни.
- Выполняйте упражнения на развитие памяти и внимания.
В заключение приведем еще один, на наш взгляд, универсальный совет ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргариты Николаевны Русецкой: