Как развить хорошую память

Упражнения для улучшения мозговой активности

Топ приложений на смартфон на развитие памяти

Приложения на смартфон для развития памяти могут пригодиться тем, кто хочет натренировать свое мышление, используя для этого интересные решения. Сейчас существует множество полезных приложений, связанных с запоминанием цифр, образов, работой с логикой.

Выберете одно из них, и тренируйте память в любое время в удобном для вас месте:

 Таблица Шульте. Отличный тренажер для периферийного зрительного восприятия. В этой игре вам предстоит собрать разбросанные по игровому полю цифры, по возрастанию или убыванию

Улучшая свой результат, вы улучшаете память и внимание.
 PEAK. Это приложение – настоящая встряска для мозга

Вам предстоит сортировать фигуры, подбирать пары словам, решать головоломки на время. Все мини-игры нацелены на улучшение качества памяти и развитие реакции.
 Brain+. Эта игра для тех, кто хочет натренировать память и развлечься. В этом приложении лучше проработан интерфейс, есть игровые персонажи и интересные ситуации, которые вам предстоит разрешить. Помимо этого, в процессе игры нужно запоминать множество имен и фамилий, также вы научитесь находить оптимальный путь из нескольких возможных

 94%. Игра для тех, кто любит ассоциации. Вам будут задаваться наводящие вопросы, а вы постараетесь напрячь все свои извилины и дать правильный ответ. Специальная шкала в игре покажет, сколько человек думает так же, как и вы.
 Математум. Ломоносов считал, что именно математика приводит ум в порядок. Проверить правильность этого утверждения можно с помощью приложения Математум. Оно предлагает решение простейших арифметических примеров. Главный критерий оценки – скорость и корректность вашего решения.

Приложения на смартфон – современный способ прокачать свое мышление, улучшить память и натренировать внимание. Созданные в игровой форме, они позволяют проводить время интересно и с максимальной пользой

Память человека обладает уникальными свойствами обработки, структурирования, хранения и воспроизводства информации. Главное – всегда держать ее в тонусе, с детства заниматься ее развитием, и тогда даже в старости запомнить длинный телефонный номер или отрывок из любимого произведения не составит труда.

Принципы тренировки умственных способностей

Без постоянного использования накопленная информация постепенно теряется. До 70% нейронных связей в развивающемся мозге просто гибнут. Причем 30% из них разрушаются уже спустя 20 минут. Более того, с возрастом связи между нервными клетками ослабевают, к расстройствам с запоминанием приводят стрессы, недосыпание и другие причины. Улучшению памяти способствуют регулярные тренировки. То есть чем больше память работает, тем она лучше.

В теории память имеет колоссальные возможности, но обычно работает не идеально. Дело в том, что информация, которую человек хочет запомнить, на самом деле ему не интересна. Мозг предпочитает не тратить энергию на запоминание того, что его не привлекает. Поэтому электрические сигналы между нейронами настолько слабы, что их связь быстро разрушается

Так, студенты, которые всю ночь перед экзаменом усиленно готовятся, корпя над учебниками, не смогут выучить очень много, если мозг будет считать эту информацию не важной. А объяснить ему, что завтра экзамен невозможно

В головном мозге есть структура, которая называется гипокамп. Он отвечает за отбор информации для хранения. Как заинтересовать гипокамп в той информации, которая человеку нужна на сознательном уровне?

Нужно научиться обманывать свой мозг, преподносить ему нужную информацию, как стоящую внимания

Но внимание обладает избирательной направленностью. Оно бывает произвольным и непроизвольным

Для того чтобы целенаправленно запоминать информацию следует научиться активизировать и контролировать внимание. В этом смысле очень важна мотивация. Главное понять, какие преимущества дает овладение теми или иными знаниями. К примеру, человек, не знающий иностранного языка, оказываясь в другой стране, запросто его выучивает.

Еще один принцип отличной работы памяти – удовольствие и заинтересованность. Известно, что люди лучше запоминают ситуации, в которых испытали сильные эмоции, и предметы, вызывающие интерес. Память чувств очень стойкая. Как адреналин, вырабатывающийся в организме во время опасности, так и положительная эмоциональная отдача, яркие впечатления способны мгновенно повышать возможности запоминания. При недостатке интереса придется прилагать больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Третий принцип запоминания – ассоциации. Любое запоминание – это переработка информации. А это означает, что новая информация, которая поступает в мозг, должна войти в контакт с уже существующей там. При этом чем больше в памяти хранится данных, тем проще запомнить новые. Более того, если найти или придумать взаимосвязь между единицами информации, которую нужно запомнить, то они объединяются и воспринимаются мозгом как единое целое, следовательно, он может запомнить еще от 4 до 8 таких единиц. Это является основой еще одного принципа целенаправленного запоминания – структурирования. То есть информацию нужно логически делить на блоки, группы и подгруппы. Например, номер телефона 80679150290 будет проще запомнить в таком виде: 8 (067) 915-02-90. При этом создавая структуру нужно стараться делать ее элементы непохожими на другие, так они будут лучше запоминаться.

Память, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Если есть необходимость запомнить что-то всерьез и надолго, то не обойтись без повторения. При этом оно должно быть не механическим, а осмысленным. То есть повторить материал отнюдь не значит перечитать, нужно стараться делать это по памяти. Конечно, стихотворение или цифровой ряд нужно воспроизводить дословно и последовательно, а вот пересказ содержания книги или учебника это творческий процесс. Каждый раз он может звучать несколько иначе.

Важна также частота повторений. Они могут быть многократными и распределенными во времени. В первом случае все понятно, а если речь идет о распределении этого действия во времени, то следует иметь в виду, что часть материала при отсутствии повторения забывается уже через час. А спустя 6 дней в памяти остается только 20-30% от первоначально выученной информации. Таким образом, повторение нужно начать раньше, чем начнется процесс забывания. Повторять информацию первый раз нужно приблизительно через полчаса после прочтения, второй – через 8 часов, третий – через сутки после предыдущего, затем через 2-3 недели и еще раз через 2-3 месяца. Такой режим повторений позволяет данным занять прочную позицию в долговременной памяти.

Развитие памяти через метод осмысления

Понимание того, что мы запоминаем, обеспечивает развитие надежной долговременной памяти. Можно прочитать текст и пересказать его без осмысления, что дает мало толку и не применяется в жизни. Но если осознавать материал с возможностью дальнейшего практического использования знаний, процесс усложняется, приобретая качество. Он происходит с соблюдением ряда следующих правил.

  1. Предсказание информации: нужно представить, о чем написана книга, которую нужно прочитать и запомнить. Выделяя главное, не следует придавать внимания деталям, а при ознакомлении с материалом сравнить его с прогнозом.
  2.  Размышление по возникающим вопросам (активизация мышления), помогающее мозгу выделять главное.
  3. Установление причинных связей, подключение логики. С таким подходом можно легко сложить одно целое из фрагментов.
  4. Разбивая осваиваемый объем на фрагменты, а затем собирая в единое целое (анализ и синтез) помогаем себе осмысленно изучить его.
  5.  Понять изучаемое поможет возможность практического применения знаний, когда информация увязывается с реальностью. Приносящий пользу процесс помогает запоминанию, способствует активизации оперативной памяти (такого ее вида, который применим к действию при достижении целей).

Как это работает?

Деятельность мозга осуществляется благодаря клеткам. Клетки, из которых состоят мозговые ткани, называются нейронами. Причем они одновременно похожи и не похожи друг на друга. Каждая из них представляет сложнейшую фабрику химических веществ, содержащую великое множество веществ и катализаторов. Непохожесть нейронов обусловлена и связями с другими клетками, образующимися в процессе обучения.

При первой попытке выполнить какое-либо действие в мозге вспыхивает электрический импульс и возбуждает один из нейронов. Затем он передает свои химические агенты соседям. Но передать такой сигнал не так просто, так как меду нейронами есть небольшой зазор – синапс. Этот сигнал должен преодолеть его, перепрыгнуть. Как только препятствие преодолено между нейронами устанавливается связь. Если это же действие осуществить еще раз, процесс в мозге также повторится. Но теперь сигнал преодолеет щель синапса в несколько раз быстрее, а в следующий раз еще быстрее. Несколько повторов спустя связь между нейронами становится очень прочной. Однажды образовавшись, она может сохраняться на всю жизнь. Этот процесс и объясняет возможность мозга запоминать информацию. Но, даже выучив теорию, перенести в реальность последовательность действий зачастую оказывается очень сложно, поскольку механическим навыкам тоже нужно обучиться. Например, человек сможет стать водителем и выполнять все действия по управлению автомобилем автоматически, только после множественных тренировок.

Усиление связи между нейронами это и есть обучение. Для этого должна происходить одновременная активация одной и той же цепочки нейронов. Каждый из нейронов человеческого мозга может взаимодействовать с десятью тысячами своих соседей. В связи с этим и учитывая, что в мозге человека таких клеток около ста миллиардов, то число возможных комбинаций практически не имеет границ. Умственные способности человека определяются количеством создаваемых связей и скоростью их возникновения. Таким образом, на уровне физиологии память человека безгранична. Но на практике все несколько иначе. Кратковременная память среднестатистического человека не в состоянии уместить больше семи (+-2) единиц информации (будь то цифры или слова). То есть память не знает границ только в том смысле, что человек может запомнить бесконечно большое количество информации, но какой именно будет эта информация и то, сумеет ли человек ею воспользоваться, показатели индивидуальные.

Полезная гимнастика

Не только мыслительные упражнения полезны для памяти и внимания. Мелкая моторика напрямую связана с работой мозга – улучшая ее, можно развить и когнитивные способности. Да и любые физические упражнения тоже могут повлиять на мозг. Попробуйте следующие техники.

Пальцевая

Пальчиковая гимнастика всегда будет полезна для развития мелкой моторики. Не секрет, что движения пальцами связаны с работой нашего мозга, и чем искуснее мы умеем выполнять пальцами мелкие точные движения, тем лучше себя чувствует мозг. Чтобы стимулировать улучшение памяти, можно делать фигурки животных из пальцев, пытаться разгибать или сгибать их, сопротивляясь второй рукой, пытаться согнуть один палец, оставляя остальные в статичном положении.

Кинезиологические упражнения

Эти упражнения задействуют все группы мышц – при физических нагрузках наше тело посылает в мозг определенные сигналы, которые могут стимулировать умственную деятельность. Подобные упражнения бывают разными и подходят для людей в любом возрасте.

Самое простое – это растяжка, старайтесь каждый день заниматься, пытаясь растянуть мышцы, но не переусердствовать – делать это лучше после обычной зарядки и не доводить себя до сильной боли. Еще одно простое кинезиологическое упражнение – в положении стоя вытягиваться в струнку и напрягать все мышцы, а затем полностью расслабляться. Делать это нужно по несколько подходов. Наконец, помочь может и дыхательная гимнастика – например, дышать поочередно разными ноздрями, закрывая другую пальцами.

Пальцовки

Это упражнения для развития мозга, которые выполняются одними пальцами – они направлены на согласованность двух полушарий. Суть их заключается в том, чтобы пальцами на правой и на левой руке выполнять разные движения. Самая простая пальцовка – соединить на одной руке мизинец с большим пальцем, а на другой – большой палец с указательным. После этого надо последовательно менять пальцы – на одной руке двигаясь от мизинца к указательному, на другой – наоборот. Упражнения лучше выполнять регулярно, в них важна скорость и точность – поначалу лучше выполнять их медленно, но правильно, а со временем наращивать темп.

Что нужно знать, чтобы лучше запоминать?

Как же заставить поступающую к нам информацию «наслаиваться» на уже полученную, объединяясь с ней, чтобы пополнять и обогащать наши знания, «упаковываться» в долговременную память и извлекаться из неё по мере необходимости? Этот вопрос давно занимает психологов и педагогов, и в ходе исследований были выявлены некоторые общие принципы, помогающие процессу запоминания:

Мы лучше запоминаем то, что делаем самостоятельно: в процессе выполнения нам приходится задействовать внимание и мышление, то есть нам приходится продумывать, а затем осознанно закреплять на практике то, что нужно запомнить

В процессе этой работы выявляются не сразу осознанные в процессе восприятия «нестыковки», выяснение непонятых моментов восполняет пробелы в понимании и помогает осознанно закрепить материал в памяти.
Мы лучше запоминаем, если то, что нужно запомнить, отвечает нашим нуждам, интересно, важно и может пригодиться
В противном случае даже многократное повторение не принесёт качественного результата.
Мы лучше запоминаем, если понимаем. При этом понимание и осмысление должны быть едины, и запоминать нужно уже после понимания и осмысления, чтобы выстроить общую картину

В противном случае запомненные отдельные детали и формулировки могут искажать восприятие полноценной картины. Дело в том, что понимание и запоминание – две разные задачи, и внимание «раздваивается» между ними, что усложняет запоминание. Вместе с тем, осмысленный и понятый материал может недостаточно хорошо закрепиться в памяти, если к нему не возвращаться повторно. Причём повторное обращение должно быть активным. Например, можно пересказывать осмысленное и запомненное.
Пересказ – прекрасный способ определить, что запомнилось, а что – нет, акцентировать внимание на том, что было упущено во время пересказа. Результаты исследований свидетельствуют о том, что продуктивность запоминания намного выше, если, например, не три раза прочитать материал и воспроизвести, а прочитать, воспроизвести, снова прочитать с акцентом внимания на то, что было упущено при пересказе, и только после этого снова воспроизвести.
Как не забыть то, что выучил? Например, если нужно выучить наизусть? Лучший результат будет достигнут, если следовать такой схеме: первое повторение – через 15 минут после выучивания, второе – через 8 часов, третье – через сутки. Перед сном и утром – лучшее время для повторений.
Замечено, что при изучении материала лучше запоминается информация, поданная в начале и в конце (так называемый «эффект края»), поэтому информация, находящаяся в середине, нуждается в более внимательной и глубокой проработке. При подаче материала то, что наиболее важно, имеет смысл размещать в начале или в конце: так он воспримется лучше.
Гораздо эффективнее запоминается материал, если изучать его понемногу ежедневно, а не пытаться «штурмовать» длительным и утомительным занятием за один день.
Доказано, что для наилучшего запоминания информации необходимы перерывы между напряжённой умственной деятельностью. Причём нужно именно отдыхать, не переключаясь на восприятие другого материала, то есть постараться не «зависнуть» в Интернете, например, а пройтись, подвигаться, немного размяться. Таким образом, прежде чем перейти от изучения одного сложного задания к другому, необходимо дать себе 15 минут перерыва, в противном случае происходит ретроактивное торможение. За период отдыха действие торможения снимается, и вы снова становитесь способны активно запоминать.

Исходя из особенностей запоминания, можно сформулировать 9 практических советов, помогающих расширить возможности нашей памяти.

Способы развить память

Существуют закономерности, по которым мы запоминаем информацию. Вы должны знать о них, чтобы в дальнейшем развивать свою память.

  1. О первом законе мы уже говорили выше: то, что нам интересно, мы запоминаем легко и на лету.
  2. Для лучшего усвоения следует повторить информацию несколько раз, будто уча стих из школьной программы.
  3. Третий основан на более глубоком понимании того, что запоминаешь. Например, математическая формула быстрее укладывает в голове, если понимаешь, как она работает.
  4. Закон начала и конца: мозг лучше фиксирует — начало и конец фразы в тексте, в речи, и т.д.
  5. Мощь самоубеждения: если уж вы настроились запомнить что-либо здесь и сейчас – то будьте уверены, у вас это получится.
  6. Специфичен для каждого и зависит от возможностей кратковременной памяти. Нельзя запомнить больше, чем может принять твой объем. Другими словами, не надо кушать слишком большими ложками, ешь постепенно.
  7. Закон практики:  то есть испробованное на практике гораздо лучше откладывается в голове.
  8. Вымещения: образно выражаясь, если долго изучать один и тот же предмет, то запомнишь лишь то, что было в конце.
  9. Закон об ассоциациях. Если во время запоминания выстраивать мостики с уже известными вам вещами, то этот процесс пройдет эффективнее и легче.

Развивать памяти в любом случае нужно будет основываясь на этих 9 пунктах. Они универсальны и присутствуют в голове у каждого из нас.

Лучшие методы развития долговременной памяти

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти

При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального)

Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение: в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф», которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки, установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector