Кто такой коуч, ментор или тренер, что такое профессиональный коучинг простыми словами?
Содержание:
- Как научиться коучингу и заработать
- Как это работает
- Разновидности метода
- Коучинг vs психотерапия
- Кто чаще всего обращается к карьерным коучам?
- Что такое коучинг
- Психотерапия
- Нюансы работы коуча
- Чем коуч может навредить?
- Коуч, клиент и порядок коуч-сессий
- Происхождение понятия коучинг (coaching)
- Что такое коуч-позиция
Как научиться коучингу и заработать
Если вы решите стать коучем, то недостатка в учителях не увидите. По всему миру сейчас работают сотни организаций, которые занимаются обучением коучей. Одни только называния этих организаций говорят о том, насколько там все круто – Международная Федерация Коучинга, Империя Коучей, Американская Академия Профессионального Коучинга, и прочее и прочее.
После прохождения обучения в этих организациях вам дадут красивый именной сертификат “со всеми соответствующими правами”. Вот только обучение там стоит очень недешево. И еще оно почему-то занимает очень много времени.
Как правило, вы не сможете просто прийти и пройти какой-нибудь “полный курс коучинга”. Занятия там разбиты на несколько ступеней, и вам надо проходить их последовательно, и каждая следующая ступень, естественно, стОит дороже предыдущей. Какой в этом смысл? А смысл очень даже есть.
Коучинг как финансовая пирамида
Как ни печально, но большинство этих организаций – обычные финансовые пирамиды. То есть там готовят коучей, чтобы те, в свою очередь, тоже могли готовить коучей и зарабатывать на этом. А ступени введены для того, чтобы было понятно, кто кого может учить и за какие деньги.
Смотрите на эту же тему: “Что делать, если вы – мошенник?” (откроется в новой вкладке)
То есть коуч с дипломом “первой ступени” имеет право набирать учеников и обучать их до первой ступени. Часть вырученных денег от этого обучения он отдает вверх по пирамиде, а часть оставляет себе. Если он получает “вторую ступень”, то соответственно может обучать уже больше и дороже.
Таким образом, схема работы такой структуры очень простая – во главе стоит “самый главный коуч”, которому платят все нижестоящие за право выдавать дипломы от лица данной организации. Собственно за этот диплом новые ученики и платят деньги. Посмотрите, как какой-нибудь коуч пытается продавать свои услуги. Самое почетное место на его сайте всегда уделено перечню дипломов и сертификатов, которые он получил за свою жизнь.
Что общего у коучинга и федераций каратэ
Такая схема работы была придумана даже не самими коучами. Вспомните разнообразные школы каратэ с их цветными поясами. Вы когда-нибудь пытались сдавать на пояса высокого ранга? Знаете, сколько это стоит? И как вы думаете, что вам там дают, кроме самого пояса? Правильно – диплом, который наделяет вас “всеми соответствующими правами” (то есть правом набирать своих учеников, брать с них деньги, и часть этих денег передавать главе Федерации вашего стиля).
Так что, обучение по принципу пирамиды существовало задолго до появления современного коучинга. Ничего особо порочного в такой организации обучения коучингу я лично не вижу. Просто она такая. Неправильно только, если коуч навсегда остается внутри пирамиды, и даже не пытается зарабатывать на применении своих навыков на практике.
Но практикующие коучи тоже, слава богу, есть. И неудивительно, что бОльшая часть самых толковых из них ни в какой федерации коучинга не состоит, и даже коучингу как таковому никогда не обучались. Эта деятельность не попадает ни под какие законы о лицензировании, и вы тоже можете хоть завтра начать предлагать свои услуги коуча и брать за это деньги.
Как правильно их предлагать, и сколько денег за это брать – тема отдельного разговора. А здесь, я надеюсь, мне удалось простыми словами объяснить, что такое коучинг, и чем он отличается от тренинга и менторства. И давайте резюмируем все вышесказанное в виде инфографики.
Как это работает
Каждая встреча клиента со специалистом называется сессией. Сколько их понадобится — зависит от сложности поставленной задачи. Какие-то вопросы можно решить за тридцать минут общения с клиентом, а для каких-то более сложных может потребоваться до 10-15 часовых сессий. Сессия проходит в виде диалога, где большую часть времени говорит клиент. Тренер задает наводящие вопросы. Здесь очень уместен принцип Парето 80/20. Как раз 80% информации исходит от клиента.
Основная задача профессионала — помочь человеку:
- вникнуть в суть ситуации и посмотреть на нее под другим углом;
- понять, что те меры, которые он предпринимает сейчас, не помогают ему в достижении цели;
- начать действовать по новому сценарию.
Поэтому клиент должен понимать, что результат зависит только от него самого. И клиентами такого специалиста становятся далеко не все, а лишь те:
- чей результат зависит только от них самих;
- кто из любой ситуации привык извлекать уроки;
- кто готов всегда развиваться;
- кто всегда привык действовать сам, а не ждет помощи со стороны.
Если же у клиента наблюдаются проблемы со всем вышеперечисленным, то такому человеку скорее нужно не к наставнику, а к психотерапевту. Потому как из депрессивных состояний он не выведет.
Разновидности метода
Применяется современная наука в разных областях, поэтому принято различать коучинг для работы, бизнес-коуч, личностный коуч, лайф-коучинг.
Последняя разновидность предполагает индивидуальный подход к человеку и направлена на улучшение его жизнедеятельности (повышение самооценки, совершенствование взаимоотношений).
Бизнес-коуч помогает предприятию найти эффективный способ для достижения поставленных задач. В этом случае проводятся консультации с руководителями фирмы и с коллективом отдельно.
Коуч – это тренинги, которые могут проходить лично с клиентом или заочно, через интернет. Следует понимать, что все направления консультирования тесно связаны между собой и входят в единую систему обучения.
Коучинг vs психотерапия
— «Чем же отличается коучинг от психотерапии?» — этим вопросом задаются многие. И я вам расскажу об одном самом главном отличии.
Коучинг – это «взгляд в будущее». Вся работа базируется на том, что КЛИЕНТ ГОТОВ К ИЗМЕНЕНИЯМ.
То есть коуч всегда исходит из того, что на пути к постановке целей и к их достижению у клиента ЕСТЬ ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ, чтобы достичь всего того, что клиент ХОЧЕТ.
У клиента при этом может не быть всех необходимых ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ (знаний, способностей, времени, денег и пр.), — и это нормально для коучинга. В этом случае клиент и коуч совместными усилиями ищут, — ГДЕ можно эти ресурсы приобрести с НАИМЕНЬШИМИ ВЛОЖЕНИЯМИ (то есть наиболее быстро и эффективно) или ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ недостающие ресурсы (например, нет знаний и способностей, но есть деньги, чтобы нанять специалистов, у которых эти знания и способности имеются и т.п.).
Психотерапия – это, как минимум на 50%, — работа с прошлым (иногда на первых этапах работа с прошлым может занимать до 100% терапевтических сессий). Потому что к психологу/психотерапевту клиент часто приходит в состоянии ОТСУТСТВИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ от слова «совсем». И если эти ресурсы не восстановить, то ни о каком «светлом будущем», то есть ни о какой постановке и достижении целей, — и речи не идёт.
Знаете, это как пытаться поднять больного упавшего человека и пинать его в сторону прекрасных достижений. Даже если «пинальщик» (в данном случае, — это коуч) очень хочет помочь. Даже если сам «больной и обессиленный» (клиент) очень хочет туда идти (или даже бежать). У них всё равно ничего не выйдет. Потому что сначала им нужен ВРАЧ, который этого больного и обессиленного вылечит. И вот этим «ВРАЧОМ» является психотерапевт.
Что я подразумеваю под «отсутствием внутренних ресурсов» у клиента?
— Психологические (душевные) травмы, — в том числе детские;
— Сильно заниженная самооценка, неуверенность в себе и неверие в свои силы;
— Отсутствие сепарации от родителей и, как следствие, — «сливание» своих ресурсов в родительскую семью;
— Различные негативные родовые сценарии и динамики, переплетения и проживание «не своей» жизни (об этом можно почитать в статье «Расстановки по Хеллингеру. Информация из первых рук. Часть 2» — https://cherkasova1.ru/rasstanovki-po-hellingeru-chto-eto-takoe-2/)
— Страхи, ограничивающие установки, панические состояния, мешающие достижению желаемого.
Конечно же, после проработки всего вышеперечисленного (а часто прямо в процессе проработки того или иного состояния), — психотерапевт также помогает клиенту «посмотреть в будущее» и спланировать, куда тот может направить высвободившуюся энергию.
Однако с будущим (детальной постановкой целей и разработкой путей их достижения) всё же лучше работает коуч. Ну или специалист, который имеет обе компетенции (психолога и коуча). Как я:)).
Кто чаще всего обращается к карьерным коучам?
Обычно за помощью к карьерному коучу обращаются те, кого не устраивает нынешнее положение дел. При этом клиенты часто не могут четко сформулировать, чего хотят в будущем. Вместе с коучем они осознают свои истинные стремления и желания, чтобы поработать над карьерой и найти наиболее подходящее место. Если цель – трудоустроиться, то заранее прорабатывается интервью с рекрутером, чтобы в нужный момент клиент смог собрать все необходимые ресурсы и не растеряться. Но и после получения желаемой должности иногда требуется дополнительная поддержка профессионального коуча. Например, на время адаптации, пока человек привыкает к новому месту, обязанностям и коллективу.
К профессионалам обращаются и с другими запросами. Например, если сотрудник хочет вырасти внутри компании, но с повышением его постоянно «обходят», как будто какие-то внутренние программы стопорят процесс. Нередко даже топ-менеджеры не придают значения созданному ими имиджу в коллективе, а ведь от него зависят и отношения с коллегами, и достижение профессиональных целей. Бывает такое, что неправильно созданный имидж никак не дает подняться на новую ступеньку в карьерной лестнице – повышение получают другие сотрудники.
Проблемы могут возникнуть у тех, кто производит впечатление «хорошего друга», ведь руководители часто не видят в таких людях лидеров.
Бывает такое, что в процессе работы с коучем клиент находит интересные моменты на старом месте, начинается стремительный карьерный рост благодаря разумному управлению своими ресурсами, а отношения с коллегами становятся лучше. Тогда вопрос о смене профессиональной деятельности перестает быть актуальным.
Чаще всего услугами карьерных коучей пользуются менеджеры до 40 лет, которые занимают средние позиции. Они уже набрались опыта, уверены в себе, хотят добиться новых результатов и найти способы стать эффективнее. Однако за помощью обращаются также руководители отделов когда их не повысили до нужной должности. Оценка, которую дают другие участники рабочего процесса, порой не соответствует тому, как руководители сами анализируют свои действия – сотрудники воспринимают их поступки и слова несколько иначе. Понимание этого приводит к желанию стать лучше, достичь большего и «прокачать» лидерские качества. Обычно вложения, которые были сделаны в собственное развитие, окупаются уже в течение полугода.
Поддержка специалиста часто требуется молодым матерям, недавно вышедшим из отпуска по уходу за ребенком. После декрета возникает немало трудностей – приходится заново адаптироваться к взаимодействию в коллективе, а также совмещать выполнение семейных и профессиональных задач.
Что такое коучинг
Представим, что вы находитесь на берегу бурной реки. Нужно срочно перебраться на другую сторону, но моста нет. Сначала возникает чувство растерянности – непонятно, как справиться с проблемой. Потом появляются первые робкие идеи: отправиться на поиски моста, сделать его самостоятельно, переплыть на другой берег. Взвесив все «за» и «против» вы выбираете оптимальный вариант и начинаете действовать. В повседневности часто происходят подобные ситуации. Мы чувствуем себя «растерянными на берегу» и размышляем, как действовать дальше. В такие моменты грамотное решение – коучинг.
В основе коучинга убеждение – у каждого ученика кроме задачи есть все необходимое для ее решения. Найти ответ не получается по разным причинам – мешают ограничивающие установки, стереотипы, неуверенность в себе. В процессе партнерства с наставником раскрываются внутренние ресурсы, которые не использовались раньше. Вы активизируете все способности и действуете эффективнее. Показатель результата совместной работы – когда спустя время ученик понимает, что не нуждается в наставнике для достижения своих целей.
Джон Уитмор считает коучинг процессом разблокировки человеческого потенциала для улучшения производительности. Карен Вайс отмечает, что данный вид наставничества предоставляет клиентам возможность принимать взвешенные и осознанные решения, чтобы стать в собственной жизни лидерами. Майлс Дауни называет коучинг искусством упрощения работы.
Происхождение термина
Термин коучинг сегодня у всех на устах. О его происхождении ходят споры. Основных версии две. Англичане заимствовали «coach» из венгерского языка. «Kocsi» – название маленького городка в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.
Есть еще одна версия. По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой в путь проводников. Помощники хорошо знали дорогу и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник извозчика не заменит, но будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет в место назначения.
Психотерапия
Если в начале встречи фокус жалоб Клиента направлен на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, то это показатель того, что речь идёт о глубинных личностных проработках. Как правило, с такими запросами работают психотерапевты.
Работа психотерапевта в этом случае строится иначе, нежели психологическое консультирование. В процессе работы затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но и события далекого прошлого -детства, юности. Могут использоваться трактовки снов и ассоциаций
Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин болезненных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.
В такой работе важно, что Клиент понимает, что ответственность за происходящее в его жизни лежит на нём самом, и он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.
Процесс психотерапии длится достаточно долго и ориентирован на десятки встреч, иногда длящихся годами
Запрос
Работа с запросом Клиента подразумевает анализ причин психологических проблем (чаще всего из прошлого). Получение ответа на вопросы: «Почему так происходит? Почему мне не удается измениться?»
Позиция отношений
В отношениях нет равной позиции – есть клиент («больной»), а есть специалист – психотерапевт. У клиента – проблемы, у психотерапевта – знания и компетенции в том, как их решить.
Результат
Психотерапевт помогает разрешить болезненные сценарии и ситуации, происходящие с человеком в настоящем, исцеляя психологические проблемы и ситуации из прошлого.
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОУЧ-СЕССИЮ
Нюансы работы коуча
Занятие в коучинге называется сессией. На каждой из них тренер вместе с клиентом старается выяснить преобладающие черты характера, привычки, жизненные устои и модели поведения, которые могут помешать человеку достичь желаемых результатов. Необходимо понять, какие черты необходимо заменить на более эффективные и актуальные.
Процесс обучения в коучинге – длительный, трудоемкий, непростой. В основном, потому, что человеку часто приходится покидать свою «зону комфорта» и делать то, что ему несвойственно. Это может вызывать серьезные затруднения и даже сопротивление со стороны клиента. Но, необходимо двигаться вперед несмотря на внутренний дискомфорт. Только так, преодолевая себя, можно научиться получать желаемое.
Личностные качества коуч-тренера
Для того, чтобы стать коучем, нужно быть не просто дипломированным специалистом, а обладать набором определенных качеств:
- внимательность к деталям;
- высокий интеллект и эрудированность;
- умение слушать, складно, грамотно и корректно выражать собственные мысли;
- способность к анализу и синтезу, что поможет разложить все «по полочкам» и наглядно продемонстрировать своему клиенту свои выводы;
- креативное мышление и умение творчески подходить к проблеме;
- эмоциональная устойчивость;
- оптимизм, уверенность в себе;
- умение убеждать и пр.
Где обучиться коучингу и сколько можно зарабатывать
Для того, чтобы стать коучем, нужно для начала иметь образование психолога или управленца. Затем необходимо пройти специализированное обучение, чтобы получить возможность стать тренером. Однако, как уже стало понятно, нужно обладать определенным набором качеств и стать экспертом в том или ином направлении.
Считается, что тот, кто желает стать коучем, должен сам пройти коучинг. Для этого нужно выбрать грамотного тренера с большим опытом и умением приводить своих учеников к намеченным целям.
Теперь, что касается стоимости услуг коуча. Уровень заработка буде зависеть от того, насколько тренер опытный, популярный и компетентный в своей деятельности. Поэтому сказать точно, сколько может зарабатывать специалист, точно нельзя. Уж настолько широк ценовой диапазон. Как правило, оплата производится почасово и отдельно за каждую сессию.
Иногда на предприятиях или фабрике есть штатный коуч-тренер. В таком случае он получает фиксированную заработную плату.
Какие преимущества в работе коуча и есть ли какие-то ее недостатки
Как и любая профессия, деятельность коуча имеет преимущества и недостатки, так как специалисту приходится иметь дело с самыми разными, порой даже очень неожиданными ситуациями.
Преимущества работы коучем:
- Актуальность и большая востребованность профессии. Как говорится, сколько людей, столько и проблем, поэтом работы всегда хватает.
- Деятельность коуча творческая и интересная. Каждый случай – это возможность открывать что-то новое и развиваться в неизведанном направлении.
- Настоящий коуч, который «горит» своей работой, будет искренне радоваться успехам своего ученика и получать моральное удовлетворение от того, что сумел помочь еще одному человеку достичь желаемого.
- Есть возможность работать удаленно и «на себя».
- Свободный график. Тренер сам устанавливает режим своей работы.
- В процессе работы постоянно происходит самосовершенствование, развитие новых навыков.
- Профессиональные коуч-тренеры, обладающие достаточным опытом и положительными результатами своей работы, имеют высокий уровень заработной платы.
Несмотря на ряд положительных моментов профессия коуча – это и некоторые недостатки:
- Чтобы стать коуч-тренером, нужно обладать набором определенных качеств, которые есть далеко не у всех. К тому же, нужно постоянно работать над собой, своим внутренним «Я». Только тот человек, который живет в гармонии с собой, может помогать другим людям.
- Тренер несет ответственность как за успехи, так и неудачи своих клиентов.
- Когда коуч работает с очень сложными проблемами своих учеников, тренер может довести себя до фазы психологического истощения и даже профессионального выгорания.
- Чтобы стать коуч-тренером, необходимо пройти дорогостоящее обучение в специализированном центре.
Как мы уже выяснили, профессия коуча очень ответственная. Этот специалист призван помогать своим ученикам намечать цели и двигаться в правильном направлении, чтобы достичь их. Он не меняет личность своих клиентов. Он делает все для того, чтобы они осознали, что у них есть все для получения желаемого.
Читайте далее:
Что такое коучинг
Что такое лайф коучинг?
Для чего люди ходят на тренинги и семинары?
Что такое майнинг
Что такое тета-хилинг
Вианна Стайбл и тета исцеление
Чем коуч может навредить?
Как мы уже отметили ранее, работа коуча хороша исключительно для здорового человека. В 90 процентах случаев коучи не имеют специальной психотерапевтической подготовки и не могут оценить масштаб возможной проблемы
Например, у нас в детской клинике первично ребенок получает вердикт психиатра — не потому, что мы хотим найти у него психическую болезнь и начать его лечить, а потому что мы выступаем за безопасность и нам важно понимать, что мы не пропускаем проблемы
Или другой пример — некоторые пациенты пережили в детстве насилие или даже инцест. Начинать в таком случае программу коучинга без учета данных факторов просто опасно.
В этом смысле коучи не оценивают реальные риски того, с чем они имеют дело. Зачастую люди с психоэмоциональными проблемами, обратившиеся к коучу, могут получить осложнения. Если пациент страдает глубокой депрессией, нельзя заниматься лечением какой-то травмы или подвергать его эмоциональным перегрузкам. Это может крайне негативно повлиять на его заболевание. Проходя программы коучинга, люди, которые страдают эндогенными заболеваниями, например, расстройством шизофренического аспекта, равно как люди с повышенной сензитивностью (восприимчивостью) к стрессу, могут на таких сессиях получать обострения и попадать в больницу. Поэтому мы всех призываем прежде всего получать поддержку от психологов и психотерапевтов.
Коуч, клиент и порядок коуч-сессий
Рабочая встреча коуча и клиента — человека, который получает коучинг, называется коуч-сессия. Она может быть в формате онлайн или офлайн. Продолжительность одной сессии 60-90 минут с периодичностью раз в неделю или 10 дней.
Количество сессий, необходимых каждому клиенту, оговариваются индивидуально. Как правило, чтобы произошли и закрепились определенные изменения, формировалось новое мышление, внедрились новые привычки, нужно больше одной-двух сессий. Как показывает практика, для решения большинства запросов необходимо минимум пять-семь сессий (полтора-два месяца), исходя из запроса и индивидуальных особенностей человека.
Почему так долго? Это как с похудением. Невозможно за одно посещение спортзала сбросить семь килограмм. Но при систематических тренировках два раза в неделю, соблюдения сбалансированного питания, вы замечаете, что постройнели, а здоровый образ жизни стал вашей привычкой. В коучинге так же: нужна дисциплина и регулярность в реализации запланированных действий на протяжении срока, достаточного для закрепления результата.
Этапы коуч-сессии
- Прояснение задачи и желаемого результата на сессию;
- Прояснение текущей ситуации;
- Поиск возможностей;
- Составление плана действий;
- Подведение итогов.
Коуч во время сессии задает вопросы, слушает, делится своими наблюдениями, помогая раскрыть возможности, подсветить альтернативные варианты и скорректировать план действий. Клиент сам находит все ответы, видит возможные пути достижения целей и получения результатов.
В конце каждой сессии клиент ставит перед собой задачи и составляет план их выполнения. В промежутках между сессиями у клиента есть возможность отработать новые стратегии поведения, выполнить намеченные шаги на пути к цели, понять, что работает, а что нет, что вызывает трудности. Коуч поддерживает клиента при необходимости, помогает проанализировать полученные результаты и мотивирует на следующие шаги.
С помощью открытых вопросов и коучинговых инструментов клиент развивает осознанность, что помогает ему делать наилучший выбор при принятии решений. Такой осознанный выбор побуждает его к действиям. А когда он делает осознанный выбор, он берет на себя ответственность за свои действия и результаты.
Когда мы совершаем новые, нетипичные для себя действия в процессе движения к своим целям, мы встречаемся с неуверенностью в собственные возможности, страхами, сомнениями, негативными убеждениями. Также из-за отсутствия быстрых результатов или поддержи окружения, мы можем испытывать разочарование и терять мотивацию к действию. В этот момент важна поддержка коуча, который поверит в нас и наш безграничный потенциал.
Коуч работает с людьми, которые:
- хотят позитивных изменений в жизни,
- готовы действовать и меняться,
- готовы взять ответственность за свою жизнь,
- готовы работать на собой, своим мышлением и привычками,
- готовы посмотреть в глаза своим страхам,
- не боятся ошибаться и получать опыт,
- готовы опираться на себя и свои ценности.
Коучинг не работает с людьми, которые:
- ждут «волшебную пилюлю» и готовые решения,
- винят в своих проблемах других людей и обстоятельства,
- не готовы работать на собой,
- не готовы прикладывать усилия,
- не готовы искать ответы, а ждут советов,
- не задумываются о новом уровне жизни,
- не готовы расширять зону комфорта.
Также, коуч не работает с зависимостями, фобиями, депрессией и психическими расстройствами. В таком случае коуч обязан посоветовать человеку обратиться к профильному специалисту.
Происхождение понятия коучинг (coaching)
В ХIХ веке коучами называли репетиторов. Коучинг как направление возникло в 80-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Его основоположниками принято считать Тимоти Голлви, Томаса Дж. Леонарда, Джона Уитмора. Изначально данное понятие применялось в спортивной среде, но со временем получило широкое распространение на другие сферы деятельности.
Тимоти Голлви разработал методику для спортсменов, которая избавляет от психологических барьеров на пути к достижению целей. Он подробно описал ее в книге «Внутренняя игра». Голлви уверял, что когда тренер поможет спортсмену избавиться от неуверенности в собственных силах и применить его скрытые возможности, активизировать потенциал, то подопечный самостоятельно добьется поставленных целей. Голлви дал следующее определение: «Коучинг – это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».
Томас Леонард продолжал изучать эту методику и развил коучинг в сфере бизнеса. Он основал университет коучей, где обучал бизнесменов и предпринимателей. Томас объединил бизнес и психологию.
Джон Уитмор написал книгу «Коучинг высокой эффективности» и продолжал развивать это направление. Он утверждал, что основная задача коучинга заключается в развитии осознания и ответственности за последствия, а суть коучинга – это «раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей, чтобы повысить уровень призводительности и продуктивности».
Коучинг не дает четких указаний, не подсказывает решение. Основа метода заключается в том, что все ответы, решения и возможности скрыты в подсознании каждого человека, и необходимо лишь создать определенные условия для того, чтобы их найти, осознать и реализовать. Осознание является основополагающим критерием коучинга
Оно дает способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя степень их важности. Ответственность за последствия — ещё один ключевой фактор
Коуч – человек, который помогает понять и применить эту методику
Он не подсказывает решение, а направляет внимание обучаемого на осознание ситуации, акцентирует его внимание на проблеме таким образом, чтобы подопечный сам понял суть проблемы и нашел решение. Ученик обретает способность и стимул анализировать и самообучаться, реализовывая собственный потенциал
Коуч мотивирует и придает уверенности в собственных силах для достижения цели.
Школа коучинга помогает выделить первостепенные цели и задачи, показывает путь к их достижению.
Современный коучинг подразделяется на:
- Индивидуальный коучинг – способствует личностному росту.
- Бизнес-коучинг – это коллективный труд коучей над улучшением профессиональных качеств и карьерного роста клиента в рамках его бизнеса.
- Корпоративный коучинг – достижение поставленной цели в интересах компании. Сотрудники получают возможность самореализации, карьерного роста, а руководитель профессиональных и мотивированных работников. Как следствие рост прибыли.
По количеству участников коучинг делится на индивидуальный или групповой. По форме обучения бывает очный (личное присутствие) и заочный (не предполагает личного присутствия, осуществляется по телефону или через интернет).
Что такое коуч-позиция
Особое отношение коуча к клиенту называется коуч-позицией. В нее входят безоценочность, диссоциативность, доверие, недирективность. Степень ее проявления в профессиональном коучинге максимальна – 10 из 10. В управленческом коучинговом подходе – от 1 до 10.
Руководитель с коучинговым подходом, учитывая уровень квалификации подчиненного, может включать коуч-позицию в любом диапазоне, вплоть до единицы! Рассмотрим составляющие коуч-позиции на примерах, где руководитель, используя коучинговый подход, держит коуч-позицию на уместном для ситуации уровне.
1. Безоценочность
Цель клиента: найти способы поиска новых заказчиков.
Коуч задает вопросы на осознание существующих вариантов, расширение возможностей поиска, помогает посмотреть на задачу с нового ракурса, не оценивая слова клиента и не предлагая готовых решений. В результате клиент коучинга: привыкает мыслить возможностями, искать новые подходы к задачам.
Руководитель оценивает все предложения с точки зрения собственного опыта, сил подчиненного, предлагает собственные варианты, может отвергнуть все предлагаемые решения и продиктовать собственное. В результате подчиненный может уйти с выводом – зачем тратить время на поиск решений, если мне потом скажут правильный ответ?
2. Диссоциативность
Цель клиента: найти выход из кризисной ситуации.
Коуч смотрит на ситуацию со стороны, не погружаясь в состояние клиента, в каком бы эмоциональном и психологическом состоянии ни был его собеседник. В результате клиент коучинга тоже получает возможность посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть новые возможности, получает шанс выйти из эмоциональной ловушки и принять трезвое решение.
Руководитель может проникнуться состоянием подчиненного, поскольку разделяет с ним общую цель, заинтересован в положительном результате, а потому глубоко вовлечен (ассоциирован). В результате подчиненный может пропустить выигрышное решение, если выбор продиктован страхом или желанием получить план действий от руководителя.
3. Доверие, вера, принятие
Цель клиента: создать видение своего карьерного роста.
Коуч верит в клиента, в его потенциал, навык обучения новому, возможность выхода на новый уровень. Коуч не обременен ограничивающими знаниями о том, на что был способен, а на что не был способен клиент в прошлом. Он принимает любые решения клиента, если они устраивают его самого. В результате клиент коучинга находит решение в атмосфере доверия, не искаженной чужими представлениями о нем, общим опытом. Чувствуя принятие и веру в себя, клиент раскрывается максимально, что делает возможным для клиента услышать самого себя.
Руководитель имеет опыт общения с подчиненным, знает его плюсы и минусы, ограничения, продемонстрированные возможности, понимает, что не все можно доверить данному сотруднику. В результате подчиненный чаще ищет решение в рамках привычного поведения, может тратить энергию на страх, сопротивление, сомнения из прошлого негативного опыта.
4. Недирективность
Цель клиента: найти новые каналы сбыта.
Коуч задает клиенту вопросы, помогающие увидеть варианты и ресурсы, которые не были использованы ранее. Но он не участвует в процессе отбора решений. В результате клиент коучинга действительно фокусируется на поиске новых возможностей.
Руководитель может искать решения вместе с подчиненным и отбирать лучшие варианты. В случае если сотрудник предложит «неудачные» решения, он может в приказном порядке навязать свои «удачные». В такой ситуации подчиненный может не включить поиск новых возможностей и сфокусироваться только на том, чтобы предложить решение, которое удовлетворит руководителя.
Коуч не знает, что вы на что-то не способны. Коуч верит, что вы можете все, и помогает вам увидеть обходную дорогу мимо препятствий, негативного опыта, неуверенности в своих силах. Коуч, несмотря на то, что видит вас в первый раз, уже с первых секунд встречи верит в вас, как, возможно, ранее никто в вас не верил. И у него есть масса инструментов, чтобы вы состоялись.