Кто является сторонами социального партнерства по тк рф?

Ключевые положения социального партнерства

Государство в обязательном порядке, при осуществлении нормативного регулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют непосредственную связь с упомянутыми, должно руководствоваться именно принципами социального партнерства.

Статья 24 трудового кодекса содержит официальный перечень ключевых принципов. К ним относятся:

  • Равноправие участников.
  • Учет интересов и взаимное уважение участников.
  • Интерес участников в участии в договорных отношениях.
  • Способствование со стороны государства в становлении и упрочнении социального партнерства, основываясь на принципах демократии.
  • Соблюдение участниками и лицами, поддерживающими их, законов и прочих регулирующих положений
  • Полномочность представителей участников.
  • Свобода выбора при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере труда.
  • Произвольное принятие участниками на себя тех или иных обязательств, а также реальность данных обязательств.
  • Внимательное соблюдение коллективных договоров и соглашений.
  • Ответственность участников и их представителей в случае несоблюдения положений коллективных соглашений и договоров, при условии, что вина лежит на самих участниках.

Приведенные выше положения объединяет принципы взаимодействия сторон социального партнерства. Кроме того к последней группе положений стоит также относить принципы содействия государства в упрочнении и становлении партнерства социального значения основанного на основании демократических принципов, взаимного учета интересов и уважения участников.

Замечание 1

Стоит помнить, что, в сущности, принципы соблюдения участниками и их представителями правоустанавливающих положений и прочих регулирующих актов, которые так или иначе относятся к нормам трудового права, неизменности соблюдения коллективных договоров, соглашений, контроля за соблюдением норм установленных коллективных договоров, соглашений и ответственности участников за несоблюдение по их вине коллективных договоров, соглашений, имеют общеправовое значение и не могут рассматриваться как специфические, конкретно для отношений социального партнерства, а также в качестве самостоятельных элементов характеристики социального партнерства.

Кроме того в отношениях трудового коллектива его участники неизменно обязаны следовать установленному регламенту не только относительно нормативных правовых актов регулирующих отношения конкретной области, но и прочие требования законодательства.

Требования заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, и реальности обязательств, которые принимает на себя участник отношений, являются некими отдельными принципами и имеют больше моральное и экономическое значение, нежели правовое. Это связано со сложностью, используя исключительно средства права, доказать следование данным положениям.

Замечание 2

К слову, поскольку участниками конкретных правоотношений социального партнерства выступают не стороны этого партнерства непосредственно, а лица, выступающие посредниками, то и обсуждение степени заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, довольно затруднительно, а по отношению к работодателю не имеет смысла в принципе. Кроме того, остается непонятным будет ли соблюдаться данное положение в случае, если работники отрицательно настроены на ведение диалога с руководящим составом того или иного предприятия, а лица, представляющие организацию имеют заинтересованность в заключении соглашения с работодателем, даже если руководитель дискредитировал себя.

Вышеописанное указывает на необходимость определения комбинации подобных положений социального партнерства, которые могли бы способствовать описанию данного института в роли самодостаточного в рамках системы трудового права.

Комментарий к статье 25 ТК РФ

Комментируемая статья дополнена ч. 2, определяющей условия признания органов государственной власти и органов местного самоуправления сторонами социального партнерства.

В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству существуют индивидуальные и коллективные трудовые отношения, которые возникают между разными субъектами. Поэтому следует различать стороны трудового отношения, которыми являются работник и работодатель, и стороны социального партнерства — работодатель (работодатели) и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Правовой статус работника и работодателя как сторон трудового отношения определен в ст. 20 ТК (см. коммент. к ней).

Работники как сторона социального партнерства — это коллектив физических лиц, состоящий в трудовых отношениях с данным работодателем (работодателями).

Работодатели — это физические либо юридические лица (организации), вступившие в коллективные трудовые (организационно-управленческие) отношения с коллективом работников данной организации.

В качестве стороны социального партнерства признаются также органы государственной власти и органы местного самоуправления, но тогда, когда они выступают в качестве работодателей (ч. 2 ст. 25 ТК), а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Стороны социального партнерства — работники и работодатели — могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей, круг которых и их правовой статус определены в гл. 4 (ст. ст. 29 — 34 ТК).

Взаимодействие сторон социального партнерства и их представителей складывается в зависимости от их формы (ст. 27 ТК) и количества заключающих — на двусторонней или трехсторонней основе. При заключении коллективного договора возникают двусторонние отношения, а при заключении соглашения могут быть двусторонние или трехсторонние отношения.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25 ТК в качестве третьей стороны могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, если они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Это может быть связано с необходимостью координировать коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на различных его уровнях. Например, в качестве третьей стороны в отношениях по социальному партнерству следует рассматривать участие Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая является постоянно действующим органом (см. ст. 35 ТК).

Общественные переговоры

Коллективные переговоры обеспечивают защиту интересов участников

Важнейшей формой социального партнерства является договорная деятельность в виде:

  • подготовки,
  • организации деловой встречи,
  • принятия вердикта о совместной деятельности.

Коллективные переговоры имеют целью обеспечить результативную защиту интересов участников процесса в разногласиях. Деловые встречи могут происходить по инициативе любого лица социального партнерства. Этот процесс ведется поэтапно:

  1. Изначально назревшие для разрешения вопросы обсуждаются в коллективе, принимается решение заседания о неизбежности коллегиального рассмотрения и принятия резолюции.
  2. О назревшем мероприятии формально извещают другую сторону партнерства.
  3. Здесь оговаривается конкретный отрезок времени, при наличии действующего коллективного договора решение принимается за 3 календарных месяца до окончания его функций.
  4. В управляющем трудовом органе в недельный срок после получения сообщения издается приказ (по согласованию с представителем работников) о начале подготовки к переговорным действиям. Параллельно с приказом по данному вопросу проводится заседание профсоюзного комитета. Стороны-участницы предстоящей деловой встречи вырабатывают распорядок ее ведения, время отработки проекта, заключительные положения и состав надзорного инструмента.
  5. Относительно комиссии действует паритет представителей в соответствии со ст.7 Закона. Для ведения подготовительной работы по переговорам сторона работников готовит единый рабочий орган или их представители самостоятельно проводят подготовку, разработку решений, которые защищают профессиональные интересы.
  6. Далее, проект договора обсуждается на участках предприятий, организаций ведется доработка. Сроки дополнительной работы оговариваются. Федеральный закон № 175-ФЗ от 23.11.1995 способствует урегулированию разногласий.
  7. На этом этапе утверждается разработанный проект колдоговора. Единый документ рассматривает общее собрание, осуществляется его подписание лицами, принимавшими участие в работе над  документом. Время действия коллективного договора 1–3 года до заключения нового акта.

Подписанный коллективный договор с приложениями наниматель направляет в вышестоящую трудовую инстанцию, действующую в данной местности, для регистрации. Дальнейший контроль исполнения взятых обязательств осуществляют стороны-подписанты и высший орган местного самоуправления по трудовым вопросам.

О социальном партнерстве в сфере труда смотрите это видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Философская категория социального договора применительно к трудовым правоотношениям

Демократизация и либерализация общественных отношений влечет за собой переосмысление трудовых отношений между работниками и работодателями. В ходе перестройки правоотношений место капиталистического диктата работодателя или коммунистического диктата власти занимают правоотношения, завязанные на диалоге, призванном уравновесить соотношение сил в трудовых правоотношениях. Как следствие, органы власти различных уровней вступают в эти правоотношения в качестве верховного регулятора, определяющего не частные, а общие вопросы трудовых правоотношений.

Безусловно, «социальное партнерство» всего лишь веяние времени, поскольку истинное партнерство между работодателями и наемной рабочий силой попросту невозможно в виду антагонистичности их интересов. То есть понятие «социальное партнерство» — это в большей степени философское направление трудового права, нежели прикладное. Однако некоторые аспекты трудового партнерства могут быть внедрены в практику, поскольку при общей антагонистичности интересов в некоторых направлениях интересы работодателей и работников могут и совпадать, хотя и по разным основаниям.

Так, для работодателя важно получение прибылей и сверхприбылей при относительно недорогой стоимости рабочей силы, в то время как работники заинтересованы в стабильности работы, получении заработной платы и хотя бы минимальной социальной защищенности. Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов

Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту

Таким образом, социальное партнерство — это хрупкий мост между общими интересами и естественными конфликтами интересов. Для поддержания функциональности моста работодателям и работникам необходимо разрабатывать методы поддержания «социального мира», позволяющего сторонам трудового отношения соблюдать собственные интересы, не причиняя при этом ущерба контрагенту.

Социальное партнерство как категория рыночного общества

Важность социального партнерства в сфере труда

Рыночное общество, в котором живем, строится по принципам свободного выбора в производственном процессе с опорой на личные интересы, которые в современной жизни являются главным побудителем и двигателем в экономике.

Коммерция, бизнес, разнообразные формы и виды собственности на совокупность средств и предметов труда, рыночное образование цен, отношения между хозяйствующими субъектами на основе договоров и незначительное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность – характерные особенности нынешнего общественного устройства.

В организациях, на предприятиях, компаниях социальные и трудовые отношения регулируются правовым документом под названием коллективный договор, который разрабатывается и заключается представителями работодателей и работников.

Сотрудничество, контакты бизнеса и общества – ответ на вопрос, что такое социальное партнерство. Здесь имеется в виду тот факт, что для предпринимательского сообщества кроме получения прибыли существует человеческий показатель, что учитывается степень влияния хозяйственной деятельности на тружеников, градоформирующее значение предприятий и социальная значимость ассоциации вообще.

Установился порядок деятельности соцпартнерства:

  • каждая группа-участница наделена равными правами на инициативу переговорных процессов;
  • в момент общения учитываются выгоды обеих сторон, проявляется почтительность ко всем участникам;
  • по установке законодательства страны-участники переговоров, учитывая заинтересованный подход к договорным отношениям, могут решать ряд существенных проблем;
  • для продвижения и упрочения партнерства как демократических основ созданы организующие ячейки, способствующие урегулированию общественных и трудовых связей;
  • участники должны соблюдать ТК РФ и другие документы, подписывая публичный договор, должны исполнять его условия;
  • представители партнерства компетентны в вопросах, подтвержденных протоколом собрания работников и приказом со стороны работодателя;
  • законодательством РФ дается возможность обеим сторонам самим избирать проблемные темы для разрешения;
  • обязательства принимаются участниками партнерства добровольно без давления и шантажа;
  • взятые обязанности должны быть реально исполнимыми и в обязательном порядке выполняться;
  • органами надзора осуществляется контроль претворения в жизнь утвержденных коллективных документов;
  • стороны и их представители несут административную ответственность за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство рассматривается как согласование экономики и социального курса (в частности, доходов и налогообложения) между руководством, бизнесом и профсоюзами.

Государство: участник или внешний наблюдатель?

Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:

  • создать законодательную базу для соцпартнерства;
  • обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
  • создать систему страхования специалистов.

Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.

Уровни, формы и органы социального партнерства

Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:

  • Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
  • Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
  • Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
  • Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
  • Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
  • Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.

Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:

  • Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
  • Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
  • Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
  • Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.

Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.

Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях.

Основные понятия

СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.

Коллективный договор

Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:

  • Размер зарплат и разного рода компенсаций.
  • Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
  • Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
  • Занятость сотрудников.
  • Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
  • Продолжительность оплачиваемого отпуска.
  • Охрана труда.
  • Обязательства участников соглашения перед друг другом.

Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.

ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся

Коллективные переговоры

Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.

ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Преимущества социального партнерства (что такое социальное партнерство)

Основным преимуществом социального партнерства является создание атмосферы, при которой работник ощущает ответственность за эффективность работы компании. Работодатель более не представляется сотруднику враждебным и чужим, поскольку трудящийся сам лично принимает участие в развитии предприятия. В результате персонал становится более инициативным, лояльным и трудоспособным. В этом заключается выгода в организации социального партнерства для нанимателей.

Что касается преимуществ, имеющих отношение к трудящимся, социальное партнерство помогает им отстаивать законные интересы правовым путем. Работники могут рассчитывать на то, что их жалобы будут изучены, и что будут приняты соответствующие меры по улучшению обстановки на фирме.

Ярлыки

  • аттестация персонала
    (2)
  • безвизовые иностранцы
    (5)
  • безработица
    (8)
  • Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
    (2)
  • Верховный Суд РФ
    (1)
  • военнослужащие
    (1)
  • вредные условия труда
    (1)
  • выплаты при увольнении
    (6)
  • дисциплинапная ответственность судьи
    (1)
  • Дисциплинарное судебное присутствие
    (1)
  • должностные инструкции
    (1)
  • дополнительные условия трудового договора
    (3)
  • задержка заработной платы
    (1)
  • заработная плата
    (4)
  • защита трудовых прав
    (35)
  • защита чести достоинства и деловой репутации
    (4)
  • звание «Ветеран труда»
    (1)
  • изменение существенных условий труда
    (4)
  • изучаем гражданское право
    (6)
  • изучаем трудовое право
    (11)
  • инвалиды
    (2)
  • иностранцы
    (3)
  • искусство самозащиты
    (4)
  • истории из жизни
    (3)
  • компенсация за неиспользованый отпуск
    (3)
  • компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
    (1)
  • консультации по трудовому праву
    (20)
  • конфликты на работе
    (5)
  • материальная ответственность
    (4)
  • материальная ответственность главного бухгалтера
    (2)
  • мое творчество
    (2)
  • Моральный вред
    (2)
  • Мосгорсуд
    (1)
  • мотивация персонала
    (1)
  • МРОТ
    (1)
  • невыплата заработной платы
    (2)
  • незаконное увольнение
    (1)
  • новое в законодательстве
    (30)
  • новости
    (2)
  • Нормативно-правовые акты
    (13)
  • образцы исковых заявлений
    (11)
  • оплата труда
    (1)
  • отказ в прием на работу
    (2)
  • отпуск
    (5)
  • отпуск по уходу за ребенком
    (3)
  • охрана труда
    (3)
  • ошибки в документах
    (2)
  • ошибки работника
    (6)
  • ошибки работодателя
    (1)
  • педагогические работники
    (1)
  • перевод работника
    (1)
  • передача должности
    (1)
  • перемещение работника
    (1)
  • поиск работы
    (2)
  • порядок исчисления нормы рабочего времени
    (1)
  • пособие по временной нетрудоспособности
    (1)
  • пособия
    (4)
  • пособия по беременности и родам
    (4)
  • постановления ВАС РФ
    (1)
  • правоохранительные органы
    (1)
  • предпринимательство
    (1)
  • премии
    (1)
  • проверка организации
    (1)
  • проверка трудовой инспекции
    (1)
  • прогул
    (2)
  • прожиточный минимум
    (4)
  • простой
    (1)
  • профсоюз
    (1)
  • работодателю на заметку
    (17)
  • разъяснения ВС РФ
    (2)
  • самореализация
    (1)
  • Северная надбавка
    (1)
  • собственный бизнес
    (2)
  • соглашение сторон
    (2)
  • сокращение штата
    (6)
  • соцзащита
    (4)
  • срок исковой давности
    (1)
  • срочный трудовой договор
    (2)
  • статьи
    (1)
  • статьи по трудовому праву
    (1)
  • субсидии
    (2)
  • суд
    (2)
  • судебная практика
    (2)
  • судебная практика по гражданским делам
    (5)
  • судебная практика по трудовым спорам
    (66)
  • судебный прецедент
    (2)
  • текучесть кадров
    (1)
  • теневые трудовые отношения
    (3)
  • трудовая книжка
    (4)
  • трудовой договор
    (7)
  • трудовой договор с иностранцем
    (1)
  • трудовые отношения
    (11)
  • трудоустройство
    (3)
  • увольнение
    (22)
  • увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
    (4)
  • увольнение после декретного отпуска
    (1)
  • удлиненные отпуска
    (1)
  • Федеральная служба по труду и занятости
    (1)
  • ФСС
    (4)
  • хамство на работе
    (1)
  • центр занятости
    (5)
  • штраф за нарушение законодательства
    (4)
  • электронное правосудие
    (1)

Участие государства в соцпартнерстве

Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:

  • к содействию в укреплении и развитии этого процесса;
  • участию в работе 3-сторонних комиссий.

Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:

  • для регулирования вопросов взаимодействия сторон в соцпартнерстве;
  • обеспечения наличия гарантий для лиц, участвующих в коллективных переговорах;
  • установления ответственности для нарушителей процедур взаимодействия и невыполняющих коллективные соглашения.

Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:

  • защита интересов общества в целом;
  • учет различных мнений при разработке политики государства;
  • принятие мотивированных законодательных и управленческих решений.

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство

Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector