Лицензия на фармацевтическую деятельность в москве и московской области
Содержание:
- Перечень документов и материалов
- Процесс лицензирования отдельных видов деятельности
- Какие документы требуются для оформления лицензии?
- Требования для оформления
- О требованиях к фармацевтическим предприятиям
- Обобщение правоприменительной практики минпромторга РФ
- Как получить: порядок действий
- Переоформление
- Какие требования установлены к соискателю лицензии?
- Виды и стоимость
- Порядок действий
Перечень документов и материалов
Для получения лицензии на открытие аптеки (в т.ч. с правом изготовления лекарств) для ООО потребуется указать в заявлении полное и сокращенное (если есть) наименование организации, организационно-правовую форму, юридический адрес местонахождения головного офиса и будущей аптеки, данные о государственной регистрации юридического лица, такие как номер ОГРН и другие, а также документы о профильном образовании руководителя.
Для индивидуального предпринимателя необходимо указать в заявлении ФИО, адрес места жительства, адрес места, где будет проводиться деятельность, данные о внесении ИП в государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и другие данные, подтверждающие его личность и право на получение лицензии.
И для ООО, и для ИП необходимо указать контактные данные. В Росздравнадзор или региональный Департамент здравоохранения нужно предоставить следующие бумаги:
- Нотариально заверенные копии устава организации или свидетельства о регистрации ИП, всех сопутствующих документов, дающих право на ведение коммерческой деятельности, включая выписку из ЕГРЮЛ, коды статистики, номер ИНН и так далее.
- Документ на право владения помещением на любом законном основании, заверенный нотариально, включая план помещения.
- Эксплуатационную характеристику здания, разрешительные заключения от Санэпидемстанции и Пожарного надзора, заверенные у нотариуса.
- Список персонала с приложением аккредитационных сертификатов/свидетельств (нотариально заверенные копии).
- Личные документы ИП или руководителя ООО, дающие право на фармацевтическую деятельность (нотариальные копии).
- Квитанцию об уплате госпошлины.
- Заявление с указанием вида лицензируемой деятельности.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Заявление о переоформлении лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую аптечной организацией (ИП)
- Заявление о переоформлении лицензии на фармацевтическую деятельность
- Заявление о предоставлении дубликатакопии лицензии на фармацевтическую деятельность
- Заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую аптечной организацией (ИП)
- Заявление о предоставлении сведений из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности
- Заявление о прекращении фармацевтической деятельности
- Образец заполнения заявления о переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в других случаях
- Образец заполнения заявления о переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности медицинской организацией
- Образец заполнения заявления о переоформлении лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую аптечной организацией
- Образец заполнения заявления о предоставлении дубликата (копии) лицензии на фармацевтическую деятельность
- Образец заполнения заявления о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую аптечной организацией (ИП)
- Образец заполнения заявления о предоставлении сведений из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности
- Образец заполнения заявления о прекращении фармацевтической деятельности
- Форма доверенности для подачи пакета документов на получение лицензии
- Форма доверенности на получение бланка лицензии
- Форма описи документов, представленных лицензиатом для переоформления лицензии на осуществление фармацевтической деятельности
- Форма описи документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности
- Форма ПП для оплаты госпошлины за переоформление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (образец 2)
- Форма ПП для оплаты госпошлины за переоформление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в других случаях
- Форма ПП для оплаты госпошлины за предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности
- Форма ПП на оплату госпошлины за предоставление дубликата лицензии на фармацевтическую деятельность
Процесс лицензирования отдельных видов деятельности
Получить лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность достаточно не просто, даже если знаешь всю суть процедуры, какие документы необходимо предоставить и какие требования соблюсти. Регламент лицензирования в общем виде прописан в Федеральном законе № 99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», также следует учитывать иные нормативно-правовые акты и изменения в законодательстве, действующие на данный момент. Процесс лицензирования состоит из нескольких этапов:
- сбор и подготовка всей необходимой документации;
- обращение в соответствующие органы — в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- получение готовых документов.
Уже на первом этапе соискатель лицензии может столкнуться с определенными трудностями, не зная тонкости юридического оформления лицензии на ведение медицинской и фармацевтической деятельности. Так, например, исходя из положения о лицензировании медицинской деятельности следует, что:
- лицензирование деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- лицензия выдается сроком на 5 лет, продление срока возможно только при переоформлении лицензии;
- медицинская деятельность осуществляется только на территории Российской Федерации.
Кроме того, положение устанавливает условия и требования для осуществления деятельности:
- Лицензиат должен предоставить в органы документы, подтверждающие право на использование помещения, оборудования и медицинской техники, соответствующих установленным к ним требованиям;
- Соискатель лицензии – руководитель или заместитель руководителя юр. лица должен иметь в наличии высшее либо средне-специальное (при выполнении работ по доврачебной помощи) медицинское образование и стаж работы по специальности от 5 лет. Тоже самое касается и индивидуального предпринимателя.
- В штате лицензиата должны находиться специалисты, имеющие высшее/среднее профессиональное образование и сертификат специалиста, которые также могут привлекаться соискателем к работе организации на законных основаниях.
- Также в штате лицензиата должны присутствовать специалисты, которые осуществляют обслуживание медицинской техники, либо он должен предоставить договор с организацией, имеющей разрешение на ведение подобной деятельности.
- Входящие в штат или привлеченные специалисты должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет!
- При этом, соискателем лицензии должны соблюдаться медицинские технологии, разрешенные к применению законом, соответствующие санитарные правила, правила предоставления платных услуг и контролироваться соответствие качества выполняемых медицинских работ/услуг, а также вести учет и отчетность медицинской документации.
Какие документы требуются для оформления лицензии?
Для успешного получения лицензии на ведение деятельности в сфере фармакологии необходимо подготовить такой пакет бумаг:
- Учредительные документы компании (должны быть нотариально заверены). К этой категории относится учредительный договор, устав, решение, а также копии свидетельств о госрегистрации юрлица и постановке на учет в ФНС. Здесь же потребуются коды ОКВЭД.
- Заключение Государственного центра, осуществляющего санитарно-эпидемиологический обзор, о соответствии складов и производственных объектов действующим нормам и требованиям.
- Приказ на гендиректора, главврача, копия трудовой и диплома, а также сертификат специалиста.
- Бумаги, которые бы подтверждали возможность применения производственных помещений. Это может быть арендный договор или документ на право собственности. Необходимо приложить план расположения помещений, номера и назначение кабинетов.
- Заключение Государственной службы, отвечающей за противопожарную безопасность. Документ должен подтверждать, что склады и производственные помещения соответствуют действующим требованиям.
- Акт и договор с компанией на обслуживание имеющегося в распоряжении оборудования. Должны быть гарантийные талоны и сертификаты (достаточно копий).
- План действий для сотрудников на случай, если произойдет пожар. Это может быть договор или план для эвакуации.
- Сертификаты и дипломы, подтверждающие квалификацию имеющихся в штате работников.
- Копии бумаг с отметкой о повышении квалификации сотрудниками.
- Квитанция по выплате госпошлины.
Требования для оформления
Заявитель, желающий иметь разрешительный документ, обязан:
- Владеть помещением на основании правоустанавливающего документа или же соглашения аренды.
- Иметь специализированные станки, агрегаты и технические средства.
- Владеть бумагами о наличии соответствующего образования у специалистов, прохождении аккредитации, стажировки, курсов повышения квалификации.
- Оформить разрешение на оказание врачебных и иных медицинских услуг (речь идет о медорганизации).
- Трудоустроить квалифицированных служащих в рамках требований регулятора закона.
Перечень документов
- Регистрационные бумаги – соответствующее свидетельство ЕГРЮЛ или ЕГРИП, выписка из регистрационного подразделения, уведомление Росстата о присвоении данных.
- Учредительная документация – Устав с последними корректировками на 2020 год, решение или протокол о создании юрлица и иные учредительные материалы.
- Кадровая документация – дипломы о медобразовании, трудовые книжки с указанием стажа работы, Приказы и так далее.
- Правоустанавливающие бумаги – документ о праве собственности на объект или же соглашение аренды, а также техдокументация на производственные помещения (здесь речь идет о производителе ЛП).
- Заявление установленного образца о предоставлении разрешительного документа.
- Платежные бумаги по уплате госпошлины.
Производители дополнительно должны предоставить документы, подтверждающие, что оборудование соответствует утвержденным нормам и стандартам и его можно использовать для изготовления ЛП. Все копии документации должны быть заверены у нотариуса. Комплект бумаг обычно направляют заказным письмом или же по электронке. В последнем случае должна быть поставлена цифровая подпись гендиректора медорганизации.
Переоформление действующей фармацевтической лицензии может потребовать в нескольких случаях:
- изменение организационно-правовой формы юридического лица;
- изменение наименования юрлица или данных индивидуального предпринимателя;
- смена адреса местонахождения лицензиата;
- изменение адреса осуществления деятельности или ее прекращение по одному из адресов.
Это могут быть данные о внесении изменений в учредительные документы компании, договор на помещение, заключение Пожарного надзора и Санэпидемнадзора при переезде на новый адрес. Полный список нужно уточнять в зависимости от причины переоформления.
О требованиях к фармацевтическим предприятиям
Все условия, которые на государственном уровне установлены для предприятий, стремящихся получить разрешение на активность в сфере фармацевтики, делятся на две группы:
- применяемые к желающим оформить лицензию;
- применяемые к тем, кто уже имеет лицензию.
Первые должны располагать квалифицированным персоналом, руководителями, помещением для ведения деятельности. Вторым придется предоставить данные о наличии помещений, квалификации персонала, а также подтверждение соблюдения законных требований, которые касаются торговли, обращения, хранения и прочих операций, связанных с лекарственными средствами.
Обобщение правоприменительной практики минпромторга РФ
Следует отметить, что ежегодно Минпромторг России утверждает своим Приказом результаты работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения (далее — Приказ о результатах работы). Упомянутые ежегодные Приказы о результатах работы размещены на сайте Минпромторга России.
Согласно информации из последнего такого Приказа в 2018 году Департаментом не было произведено не одной плановой проверки. Большинство проверок заключались в осуществление лицензионного контроля у соискателей лицензий или у лицензиатов, подавших заявление на переоформление лицензии.
В целях предупреждения нарушений соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований, Минпромторг России в Приказе о результатах работы указывает на самые распространенные нарушения лицензионных требований. Типичными нарушениями лицензионных требований являются требования, установленные подпунктами «в» и «г» пункта 5 Положения о лицензировании, в частности нарушение правил организации и контроля качества лекарственных средств и отсутствие уполномоченного лица, соответствующего требованиям подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании.
Что касается соискателей лицензии, то самым распространенным видом нарушения лицензионных требований в данном случае является предоставление неполного пакета документов, установленных требованиями Положения о лицензировании. В этом случае Минпромторг России предоставляет соискателю лицензии 30 дней для устранения нарушений с момента получения соискателем соответствующего уведомления.
В целях проведения разъяснительной работы и обобщения требований, предъявляемых к соискателю лицензии или лицензиату, содержащихся в разных нормативно-правовых актах, Минпромторгом России был разработан и утвержден с последующим уточнением и дополнением «Перечень правовых актов и отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения, и порядка ведения данного перечня» (Приказ от 19.10.2016 г. №3713).
Из положительных тенденций в деятельности Минпромторга Россий как лицензирующего органа в отношении производства лекарственных средств можно выделить нормотворческую активность в отношении профилактики нарушений лицензионных требований. Так, практически ежегодно Минпромторг утверждает разработанную Департаментом программу профилактики обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках лицензионного контроля. Например, 18 декабря 2019 года Приказом Минпромторга России №4840 была утверждена , соблюдение которых оценивается Департаментом развития фармацевтической и медицинской промышленности в рамках лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения на 2020 год» (далее — Программа на 2020 год).
Суть профилактических мероприятий отображает направленность Минпромторга (как лицензирующего органа) не только на выявление нарушений лицензионных требований и привлечению к административной ответственности, но и на проведение профилактических разъяснительных мероприятий, посвященных, прежде всего, предупреждению нарушений обязательных лицензионных требований, повышению прозрачности системы по осуществлению контрольной деятельности. Для достижения профилактических целей и минимизации выявляемых нарушений лицензионных требований со стороны лицензирующего органа должна регулярно проводиться работа по анализу причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований. Кроме того, Минпромторгом должны прорабатываться конкретные способы и методы по снижению или полному устранению рисков возникновения таких нарушений.
При этом стоит отметить такой положительный момент итогов лицензионного контроля за прошедший год, как отсутствие факта привлечения подконтрольных субъектов к административной ответственности за нарушение тех или иных лицензионных требований. Это еще раз подчеркивает нацеленность Минпромторга России как лицензирующего органа, прежде всего на профилактический характер мероприятий при проведении лицензионного контроля и выполнение соответствующих мероприятий в данном направлении.
Как получить: порядок действий
Начиная с 2011 года заниматься указанным бизнесом стало значительно проще. Оформление по силам любому предпринимателю:
- подготовив помещение, приглашаете инспектирующий орган. По результатам обследования, если все требования учтены, соответствуют лицензионным стандартам, сотрудник СЭС подписывает акт приема;
- помещение осматривает инспектор противопожарной службы (акт);
- госэнергоконтроль (акт);
- самостоятельно собираете пакет документов (нотариально заверенные).
Сроки получения — 45 календарных дней. Принимая заявление лицензиата, сотрудник внимательно просмотрит весь пакет, и укажет на недочеты, если таковые обнаружатся. Вся информация проверяется на предмет недостоверных сведений. Если таковые будут выявлены, в получении документа откажут. Пакет можно:
- сдать самостоятельно;
- направить с курьером;
- переслать в электронном виде;
- переслать при помощи Почты России заказным письмом с уведомлением.
Переоформление
Понадобится переоформление документов, в случае:
- изменения юридического/почтового адреса;
- изменения паспортных данных владельца;
- расширения/изменения сферы деятельности в рамках выбранного направления;
- изменения бухгалтерских реквизитов;
- изменения названия компании и т.д.
При переоформлении по причине реорганизации, изменении наименования или адреса юр. лица срок составит 10 дней, госпошлина — 750 рублей.
При переоформлении по причине изменения перечня работ и оказываемых услуг, а также изменения адресов мест осуществления деятельности юр. лицом, выполняется та же процедура, собираются те же справки, как при первичном оформлении. Сроки составят 30 дней, госпошлина — 3500 рублей.
В случае утери документа, дубликат выдается в течении трех дней, госпошлина составит 750 рублей.
Какие требования установлены к соискателю лицензии?
В отличие от Положения N 416 новый нормативный акт, регламентирующий порядок лицензирования фармацевтической деятельности, четко разграничивает, какие требования предъявляются к соискателю лицензии, а какие — к лицензиату.
Для справки. Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (п. 5 ст. 3 Закона о лицензировании).
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию (п. 6 ст. 3 Закона о лицензировании).
В силу п. 4 Положения N 1081 соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
- наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям <5>;
- наличие у медицинской организации — соискателя лицензии лицензии на осуществление медицинской деятельности;
- наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста;
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения — высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее трех лет, сертификата специалиста;
- наличие у индивидуального предпринимателя:
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста;
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения — высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста;
- наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) — высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста;
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций — дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;
- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения — высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
<5> От автора: за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций.
Виды и стоимость
Существуют следующие виды фармацевтических видов деятельности:
- Оптовая торговля лекарственными средствами и/или препаратами.
- Хранение средств.
- Транспортировка.
- Розничная торговля и отпуск лекарственных средств и препаратов.
- Изготовление лекарственных средств и препаратов.
В этот перечень не входит лицензирование деятельности, связанной с оборотом сильнодействующих и/или психотропных средств. Такую лицензию, если есть необходимость, нужно получать отдельно.
Лицензии, соответственно, делятся на оптовую и розничную. Первая подразумевает только оптовую торговлю, включая хранение и перевозку, лекарственными препаратами, биологическими добавками, медицинскими изделиями и приборами для реализации их через аптеки собственной сети или через внешние предприятия.
Лицензия на розничную торговлю подразумевает все то же самое, только в розницу, и может дополнительно включать в себя разрешение на изготовление препаратов по рецептам врачей. Разрешение на полномасштабное фармацевтическое производство выдается отдельно.
Государственная пошлина на все виды лицензий в любом органе выдачи одинакова — 7500 рублей. Кроме этого, официально нужно будет заплатить за получение заключения СЭС на помещение, в котором планируется разместить аптеку или аптечный пункт, а также заключить необходимые договора с обслуживающими организациями, например, на стерилизацию инструментов и т.д.
Оформление разрешения через юридическую компанию, в зависимости от вида лицензии, комплекта документов, наличия специалистов, помещения, а также региона получения и других факторов может стоить от 20 000 рублей до нескольких сотен тысяч.
Особых изменений в порядке получения лицензии на 2018 год нет. По-прежнему действуют правила прошлого года. Существенные изменения коснулись только некоторых вопросов закупки препаратов определенных групп и других аспектов, относящихся к повседневной работе фармучреждений
Единственное важное изменение — в этом году больше не выдают сертификатов специалиста, вместо них применяется свидетельство об аккредитации.
Порядок действий
Порядок действий заявителя
I. В случае предоставления лицензии:
- Обращается в Комитет.
- Подает заявление о предоставлении лицензии по форме и необходимые документы.
- Получает акт проверки на соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
- В случае принятия Комитетом положительного решении получает уведомление о предоставлении лицензии.
- В случае принятия Комитетом решения об отказе получает уведомление об отказе в предоставлении лицензии с объяснением причин.
II. В случае переоформления лицензии:
- Обращается в Комитет.
- Подает заявление о переоформлении лицензии по форме и необходимые документы.
- Получает акт проверки на соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
- В случае принятия Комитетом положительного решении получает уведомление о переоформлении лицензии или выписку из Единого реестра лицензий.
- В случае принятия Комитетом решения об отказе получает письменный мотивированный отказ в переоформлении лицензии.
III. В случае получения сведений из реестра лицензий:
- Обращается в Комитет.
- Подает заявление о предоставлении необходимых сведений по форме.
- Получает сведения о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий либо копию акт Комитета о принятом решении, либо справку об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
IV. В случае прекращения действия лицензии:
- Обращается в Комитет.
-
Подает заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности по форме.
- Получает уведомление о прекращении действия лицензии.
V. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах:
- Обращается в Комитет.
-
Подает заявление об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах по форме.
- В случае отсутствия опечаток или ошибок в документах получает ответ с информацией об отсутствии опечаток и (или) ошибок в ранее выданном документе, Едином реестре лицензий..
Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- в предоставлении лицензии отказывается по следующим основаниям:
- наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) других документах (сведениях) недостоверной или искаженной информации;
- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
- в переоформлении лицензии отказывается по следующим основаниям:
- наличие в представленных лицензиатом заявлении о переоформлении лицензии и (или) других документах (сведениях) недостоверной или искаженной информации;
- установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям;
- в предоставлении информации из реестра лицензий отказывается в случае, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.