Лицензирование предпринимательской деятельности
Содержание:
- Признаки предпринимательства
- Что попадает под несанкционированную торговлю
- Что подлежит лицензированию
- Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
- Как получить лицензию
- Кому нужна лицензия
- Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии
- Статья 14. Ведение реестров лицензий
- Понятие лицензирования деятельности предпринимателя
- Могут ли забрать лицензии
- Процедура получения разрешения на ведение деятельности
- Назначение лицензий
- Кицрп – кратко о лицензировании отдельных видов деятельности
- Приостановление и прекращение лицензий
Признаки предпринимательства
По определённым особенностям можно отличить такую деятельность от любой другой.
Предпринимательской деятельности присущи следующие признаки:
- происходит систематическое извлечение прибыли;
- деятельность ведется для извлечения дохода;
- происходит использование имущества, реализация товаров или оказание услуг;
- наблюдается самостоятельность в экономическом аспекте;
- деятельность носит рискованный характер.
Дополнительные признаки приводятся в статье 171 УК РФ. Самостоятельной экономической деятельностью называют участие человека в гражданском обороте. Лицо действует от своего имени. Если деятельность не носит самостоятельный характер, она не считается предпринимательской.
Видео
Все иные правоотношения квалифицируются в качестве трудовых. Они возникают между работником и работодателем. Взаимодействие производится на основании трудового договора. В качестве его предмета выступает трудовая деятельность работника. Когда речь идёт о гражданско-правовом договоре, предметом становится результат подобной деятельности.
Что попадает под несанкционированную торговлю
В первую очередь, нужно понимать отличие простой продажи какого-то объекта от торговли, производимой на регулярной основе. Любой гражданин вправе продать принадлежащие ему вещи. При этом необязательно делать это через комиссионный и иной магазин – сделка на совершенно законных основаниях может быть произведена напрямую. Договор может быть как устным, так и письменным.
Продать можно все, что не исключено из оборота. Однако такая деятельность не должна быть направлена на систематическое извлечение прибыли. Иначе она является предпринимательской, что требует наличия особого статуса.
При этом любая продажа товаров не должна нарушать иных правовых норм. Это касается и места торговли. Нельзя поставить торговую палатку там, где она не предусмотрена, не оформив соответствующее разрешение. Это касается как разовой продажи товаров физическим лицом, так и предпринимательской деятельности.
В целом, под несанкционированной торговлей понимается реализация товаров с целью извлечения прибыли с нарушением ряда установленных правил, касающихся места торговли и условий. А также статуса лица, который занимается соответствующей деятельностью.
Кроме того, под незаконной торговлей можно понимать любое нарушение отношений между продавцом и покупателем. К данному понятию можно добавить и продажу запрещенных товаров, и отсутствие дополнительной разрешительной документации (лицензии).
Что подлежит лицензированию
Лицензированию подлежат многие виды деятельности, которые перечислены в ст. 12 Закона № 99-ФЗ:
- разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники;
- переработка нефти и газа и продуктов их переработки;
- фармацевтическая деятельность;
- космическая деятельность и др.
Но на практике для предпринимательства наибольший интерес представляют:
- образовательная деятельность;
- медицинская деятельность;
- деятельность по перевозкам пассажиров;
- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- частная охранная деятельность;
- оказание услуг связи и др. востребованные в жизненной сфере виды деятельности.
Получение лицензии для некоторых видов предпринимательской деятельности является иногда сложным и длительным процессом, поскольку некоторые виды деятельности имеют специфические признаки и требуют предоставления дополнительных документов. Стоит учитывать и тот факт, что существуют и множество подзаконных актов, конкретизирующие и детализирующие закон о лицензировании. В каком бы регионе страны вы не проживали, Москве или на периферии, наши онлайн-консультанты помогут разобраться в вопросах лицензирования вашей деятельности в краткие сроки.
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность в области связи;
- биржевая деятельность;
- деятельность в области таможенного дела;
- нотариальная деятельность;
- страховая деятельность;
- деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществление внешнеэкономических операций;
- осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
- приобретение оружия и патронов к нему;
- использование результатов интеллектуальной деятельности;
- использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
- деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
- образовательная деятельность.
Как получить лицензию
Для получения лицензии необходимо соблюсти определенную процедуру, которая включает в себя, прежде всего, предоставление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же в нормативно-правовых актах, которые регламентируют получение лицензий для осуществления конкретных видов деятельности.
Заявление о предоставлении лицензии должно содержать:
- для юрлиц: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождение, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юрлица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
- для ИП: Ф.И.О., место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, паспорт, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об ИП в ЕГРИП;
- ИНН и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:
- копии нотариально заверенных учредительных документов – для юрлиц;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Иногда для некоторых видов деятельности устанавливаются более короткие сроки принятия данного решения.
Кому нужна лицензия
Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии
В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.
Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.
Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.
Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.
Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии
Порядок подготовки решения прописан в ст. 14 закона № 99-ФЗ. Для принятия решения необходимо проверить документы заявителя по регламенту, заданному ст. 19 закона № 99-ФЗ. На это законом отведено не более 45 рабочих дней. После проверки принимается решение о выдаче лицензии или отказе соискателю. Решение оформляют приказом лицензирующей организации.
Приказ по ст. 15 закона № 99-ФЗ содержит:
- Наименование лицензирующего органа.
- Наименование и организационно-правовую форму юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
- Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
- Идентификационный номер лицензиата.
- Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
- Номер и дату регистрации лицензии.
- Номер и дату приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
Если принято решение о выдаче лицензии, то оформление лицензии, её подписание и занесение в реестр лицензий проводится одновременно с составлением и подписанием приказа лицензирующей организации.
Второй вариант решения по итогам проверки заявления — отказать соискателю по основаниям, установленным в ст. 14 закона № 99-ФЗ. Причины отказа:
- Недостоверность информации в заявлении соискателя или в представленных им документах.
- Несоответствие соискателя лицензионным требованиям, установленное в ходе проведённой проверки.
- В отношении соискателя лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на этот вид деятельности.
Уведомление соискателя лицензии о принятом решении и выдача лицензии
В случае решения отказать соискателю ст. 14 закона № 99-ФЗ обязывает уведомить заявителя в течение трёх рабочих дней заказным письмом, содержащим обоснованные причины отказа.
Если принимается решение о выдаче лицензии, заявителю предоставляют оформленную лицензию в течение трёх рабочих дней. Её можно вручить соискателю или направить заказным письмом с уведомлением.
Статья 15 закона № 99-ФЗ устанавливает, что для лицензий используют утверждённые Правительством РФ бланки, обладающие защитой от подделок. Внешний вид лицензии может отличаться в зависимости от типа лицензирующего органа.
Представим вашему вниманию федеральную лицензию на услуги связи для кабельного вещания.
Пример федеральной лицензии на услуги связи для кабельного вещания
Далее вы можете увидеть региональную лицензию.
Пример региональной лицензии на медицинскую деятельность
Могут ли приостановить или аннулировать лицензию и на каком основании
Положения, регулирующие механизм приостановления или аннулирования лицензии, отражены в ст. 20 закона № 99-ФЗ. Лицензию приостанавливают за существенное нарушение установленных лицензионных требований по конкретному направлению деятельности. Приостановку производит лицензирующий орган после привлечения лицензиата за нарушения, влекущие наступление ответственности по КоАП РФ. Лицензиату устанавливают срок для устранения нарушений.
Возобновление лицензии возможно только после устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если лицензиат устранил допущенные нарушения, он должен уведомить об этом лицензирующую организацию.
Лицензирующая организация обязана проверить факт устранения нарушений. Если проверкой будет определено, что нарушения устранены, осуществляется возобновление лицензии. Данные как о приостановке, так и о возобновлении лицензии отражаются в реестре лицензий.
Если лицензиат не устраняет в установленный ему срок нарушений, явивших основанием для приостановки лицензии, то производится аннулирование лицензии. Решение об аннулировании выносит суд по заявлению лицензирующей организации.
Статья 14. Ведение реестров лицензий
1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:
- сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
- основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
- основание и дата аннулирования лицензии;
- иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.
Понятие лицензирования деятельности предпринимателя
Выделяют два основных понятия в сфере предпринимательства и получения разрешения:
- Лицензия — специальное разрешение на конкретный вид деятельности при соблюдении ряда лицензионных условий и требований.
- Лицензирование — комплекс определенных мероприятий, связанных с предоставлением лицензии оформлением документов, подтверждающих ее наличие.
Лицензирование предпринимательской деятельности
Лицензирование как вид государственного контроля направлено на обеспечение защиты прав и интересов граждан, соблюдение их здоровья.
Лицензирование предпринимательской деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, или органами управления и государственной власти отдельных субъектов РФ.
Могут ли забрать лицензии
В случае грубых нарушений правил работы, ИП может грозить административное или уголовное наказание, а также приостановление действия лицензии или ее аннулирование.
В случае неоднократных нарушений или грубого нарушения ведения деятельности лицензия может быть приостановлена.
Лицензирующий орган устанавливает сроки для устранения нарушений, которые стали причиной приостановления действия лицензии. Их срок не может превышать 6 месяцев. Если нарушения не устранены в указанный срок — разрешение аннулируется. Но аннулирование возможно только через обращение в суд лицензирующего органа с просьбой отозвать лицензию.
Если лицензиат устраняет нарушения — он обязан письменно уведомить об этом лицензирующий орган, который, в свою очередь, в течение трех дней после получения и проверки выносит решение о восстановлении действия документа.
Важно! Действие лицензии не продляется на срок приостановления. Аннулирование возможно:
Аннулирование возможно:
- в случае неуплаты лицензиатов в течение трех месяцев госпошлины за предоставление лицензии;
- в судебном порядке, если нарушение лицензионных требований привело к нанесению ущерба правам и интересам, здоровью граждан, культурному наследию народов РФ, обороне и безопасности государства.
Одновременно с подачей в суд заявления об аннулировании, лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии на период до момента вступления в силу решения суда.
Также лицензия будет отозвана, если ИП решил прекратить свою деятельность.
Получение лицензии — важный момент при ведении бизнеса. Без ее наличия вести некоторые виды деятельности запрещено, а нарушение закона грозит предпринимателю не только закрытием бизнеса и штрафами, но и даже открытием судного дела и лишением свободы.
Процедура получения разрешения на ведение деятельности
Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:
- путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
- направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);
Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.
После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней.
Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.
Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.
Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.
Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.
Назначение лицензий
Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.
С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.
С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:
- прав, интересов, жизни и здоровья населения;
- экологии;
- природных памятников и культурного наследия.
Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.
То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.
Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.
Кицрп – кратко о лицензировании отдельных видов деятельности
Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию для осуществления лицензируемого вида деятельности, регламентируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и иными нормативно-правовыми актами.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, строго определен в части 1 ст. 12 99-ФЗ. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в законе.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.
Лицензия на любой вид деятельности, из указанных действует бессрочно.
Документы для получения лицензии необходимо подать в лицензирующий орган перед началом осуществления вида предпринимательской деятельности, подлежащего лицензированию.
Чем грозит нарушение закона о лицензировании?
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
Причём, штраф может быть, как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без таковой.Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей;
- на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.
Приостановление и прекращение лицензий
Сама по себе лицензия действует либо бессрочно, либо не менее 5 лет — в зависимости от вида деятельности, на который она выдана. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законодательством о лицензировании предпринимательской деятельности, ее действие может быть приостановлено или даже прекращено.
Приостановление допускается в двух случаях:
- Если в ходе проверки лицензирующим органом у владельца лицензии выявлены грубые нарушения условий, при которых допускается соответствующая деятельность, и при этом они не были исправлены в установленный срок. В этом случае лицензиат привлекается к ответственности, предусмотренной административным законодательством.
- Если лицензиату сразу же назначено наказание, предусматривающее приостановление лицензии.
Возобновление, в свою очередь, начинается либо с того момента, когда лицензирующий орган подписал акт, где зафиксировано устранение нарушений, либо по истечении срока наказания, предусматривающего приостановление лицензии.
Прекращение же действия лицензии допускается в следующих случаях:
Скачать форму заявления |
- По заявлению лицензиата о том, что он прекращает соответствующую деятельность.
- Если гражданин закрывает ИП или происходит ликвидация организации (при преобразовании или слиянии организаций лицензия может остаться действительной).
- Если аннулировал лицензию суд. Это происходит в тех случаях, когда нарушения не были устранены в установленный срок и государственный орган обратился с соответствующим заявлением в суд.
***
Таким образом, некоторые виды деятельности в РФ нельзя осуществлять без специальных разрешений — лицензий, которые выдаются уполномоченными органами государственной власти РФ. За нарушения требований закона об обязательном получении лицензии предусмотрены различные виды ответственности, в частности административная — по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.