Что такое мотивация в психологии и какие особенности она имеет?
Содержание:
- Процессуальные теории мотивации
- Мотивы
- Виды мотивации
- Основные факторы, влияющие на мотивацию
- Что такое мотивация и мотив?
- Сферы применения
- Факторы, определяющие уровень мотивации
- Теория мотивации в классическом (ортодоксальном) бихевиоризме и необихевиоризме
- Шкала мотивации
- Упражнения
- Виды мотивации и мотивов
- Мотив
- Разница между внешней и внутренней мотивацией
- Способы самомотивации
- Теории: кратко
Процессуальные теории мотивации
Они призваны анализировать, каким образом происходит распределение усилий для достижения поставленной цели, и какой выбран стиль поведения. Важным фактором являются условия удовлетворения потребностей: хорошая оплата и высокая оценка труда.
Теория ожиданий Врума
Согласно теории ожиданий, чтобы стимулировать человека к деятельности, недостаточно одной потребности. Необходима уверенность, что они приведут к желаемому результату.
Условия, оказывающие влияние на мотивацию:
- Ожидание желаемого результата.
- Вознаграждение за результат.
- Ценность вознаграждения.
При отсутствии даже 1 из них, мотивация исчезнет.
Теория равенства справедливости Адамса
Теория справедливости утверждает, что человек самостоятельно оценивает соотношение между приложенными усилиями и полученным вознаграждением, сравнивает свою работу с аналогичной. Проведение такого сравнения может привести к возникновению чувства несправедливости.
Существует 6 реакций на несправедливость:
- снижение прилагаемых усилий;
- стремление увеличить вознаграждение;
- понижение самооценки;
- попытка оказать влияние на нагрузку и уровень заработной платы других сотрудников;
- нахождение другого объекта сравнения;
- стремление сменить должность или место работы.
Модель Портера Лоулера
Данная теория основывается на том, что на мотивирование людей оказывает влияние множество факторов, среди которых выделяют:
- затраченные усилия;
- итоговый результат;
- вознаграждение;
- восприятие вознаграждения;
- степень удовлетворенности.
Согласно этой теории, приложение больших усилий приводит к удовлетворенности работника конечным результатом.
Теория постановки целей Э. Локка
Предположение Локка заключается в том, что постановка целей является процессом познания, который несет в себе практическую пользу. Согласно теории, личностные осознанные намерения и цели определяют поведение человека. Такое поведение сохраняется до того времени, пока эта цель не будет достигнута. Намерение является основополагающим фактором при постановке целей. Автор теории использует термин осознанных целей и намерения, чтобы показать, что высокие цели ведут к повышению уровня производительности.
Концепция партисипативного управления
Эта концепция провозглашает необходимость привлечения сотрудников к руководству компанией для их стимулирования. Выделяют 3 уровня участия:
- Разработка предложений.
- Создание альтернативы.
- Принятие решения.
Эту концепцию можно внедрять только в компаниях с трудолюбивыми и креативными кадрами.
Мотивы
На основе возникших потребностей формируются мотивы. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.
Виды мотивации
Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя — может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.
«Внутренняя мотивация» — это термин, который ввел Р. Вудвортс: человек рождается с целью осваивать мир посредством поведения – эффективного взаимодействия с окружающими объектами. Другие разновидности внутренней мотивации рассмотрены Р. Уайтом, как поиск «чувства эффективности», когда человек действует ради потребности в эффективности, компетентности и мастерстве.
Классификация мотивации по другим факторам
В психологии людей разделают в зависимости от мотивации к успеху или стремлению избегать неудачи, что определяется разработанными тестами. Однако люди, мотивируемые на успех, в случае неудачи – ищут виноватых. Люди, которые стремятся избегать неудач, наоборот причину неудачи ищут в себе, потому всегда готовы изыскивать резервы для повышения эффективности деятельности.
Основные факторы, влияющие на мотивацию
Мотивация – величина непостоянная. Она может меняться в зависимости от множества личностных особенностей, даже от сиюминутного эмоционального состояния.
Тем не менее, психологи выделяют несколько факторов, влияние которых производит стабильный эффект:
- Неожиданность. Неожиданное поощрение – очень сильный стимул для повышения отдачи в дальнейшем.
- Объективность. Если человек действительно делает что-либо лучше, чем другие, это стоит подчеркивать.
- Работа в команде единомышленников.
- Адекватность. Речь идет об оценке достижений.
- Элемент творчества. Если поставленная задача предполагает возможность проявить креатив, у многих исполнителей включается сильная внутренняя мотивация.
Есть факторы, снижающие мотивацию, например, отсутствие вознаграждения и признания. Даже любимая работа может стать каторгой, если работник долгое время не получает никакого положительного подкрепления.
Что такое мотивация и мотив?
Мотивация определяет состояние человека на эмоциональном и поведенческом уровне. Уровень мотивирование характеризуется такими факторами:
- направленность деятельности (ориентация, вектор);
- целеустремленность, организованность, упорство;
- активность личности;
- стабильность выбранного мотива.
Вид и сила мотивированности зависит от основного мотива. Под этим термином понимают предмет или нематериальную ценность, ради которой человек готов прикладывать реальные усилия.
Выбор мотива определяется уровнем мышления и внутренней ориентацией личности. Наиболее авторитетное мнение относительно характера выбора мотивов в психологии принадлежит знаменитому психологу-гуманисту Абрахамом Маслоу. Этот ученый предложил эталонную теорию, классифицирующую все потребности людей по уровням. Сегодня пирамида потребностей Маслоу применяется психологами в качестве индикатора для поиска мотивов личности.
Принцип Маслоу заключается в возрастании потребностей (мотивов) от дифицитарных (сон, еда, вода, воздух) к более сложным (безопасность, любовь, уважение, власть, самовыражение, эстетика).
Сферы применения
Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:
- Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
- Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
- Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
- Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
- Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:
внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове
Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.
Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения
Теория мотивации в классическом (ортодоксальном) бихевиоризме и необихевиоризме
Первоначально в рамках классического (ортодоксального) бихевиоризма проблемы мотивации исключались из области исследований, так как основополагающая формула «S – R» («стимул – реакция») не допускала существования иных детерминант кроме внешних стимулов. Данный подход исключает рассмотрение психики как источника активности личности, выступая в качестве совокупности автоматических, запущенных извне реакций. Переход проблематики мотивационного поведения в рамки психологического исследования сопровождался корректировками бихевиористического учения, в том числе признанием в качестве аксиомы положения о существовании внутренних побудительных сил, закрепляемых в форме потребностей и оказываемых на поведение индивида не меньшее воздействие, чем внешние стимулы. В рамках необихевиоризма этими внутренними движущими силами признавались мотивы, составившие «среднее (промежуточное) звено» между стимулами и реакциями и опосредовавшие ответ организма на выдвигаемые средой требования.
Шкала мотивации
Помните о том, что мотивация возможна только по отношению к какому-либо действию. Она не существует сама по себе. Это отношение по отношению к…
1. Шкала.
Представьте себе шкалу мотивации: 0 – отсутствие мотивации, 10 – мотивация на максимуме. На ней находится бегунок, который может помечать ваше положение на шкале.
2. Крайние точки.
Подумайте о каком либо действии, которое вам не нравится делать.
Вспомните состояние, когда вам не хочется этого делать, вы и не делаете…
Вживитесь в него и проассоциируйте его с 0 положением бегунка на шкале.
Отвлекитесь.
Вспомните состояние, когда вы готовы делать что-то (что вам может и не нравится) с максимальной силой. Доведите это до максимального уровня (10).
Проассоциируйте с положением бегунка на шкале в 10.
Отвлекитесь.
4. Управление состоянием.
Проверьте – бегунок теперь не только индикатор вашего уровня мотивации по отношению к чему-то, но и способ управления. Чем выше вы его поднимаете, тем выше уровень вашей мотивации, чем ниже бегунок – тем меньше ваша мотивированность.
5. Лампочка перехода.
Определите разницу состояний – когда ваша мотивированность еще недостаточна для того, чтобы начать действовать, и когда вы уже готовы действовать.
А теперь свяжите между собой состояние недостаточной мотивированности (лампочка не горит) и состояние «готов к действию» (лампочка горит). И чем сильнее «готов к действию» – тем сильнее горит лампочка.
6. Индикатор состояния собеседника.
Но этой шкалой можно пользоваться не только для управления собственным состоянием, а так же и для калибровки состояния мотивированности другого человека.
Просто представьте эту шкалу над человеком и предложите ему что либо сделать. И следите за положением бегунка и яркостью лампочки.
Если вдруг (что странно) это не получается делать спонтанно, сделайте шаги 1-3, 5 но только привязывайте положение бегунка к состоянию человека (в калибровке).
В парах: Оператор, Клиент.
Оператор помогает Клиенту встроить «Шкалу мотивации».
~ 20 минут.
Упражнения
Просмотрите телерекламу и определите, какой тип мотивации используется в каждом конкретном случае.
- Спрайт – ОТ.
- Аce – ОТ + К.
- …
Не менее 15 роликов.
Слушая человека, определите его базовый тип мотивации.
- Учтите, что ориентированный ОТ постоянно уходит от чего-то, а ориентированный К идет к чему-то.
Не менее 7 человек.
1. Определите контекст, с которым вы хотите поработать (то есть, кого и на что вы хотите мотивировать): подчиненных – приходить вовремя, покупателя – купить шампунь…
2. Сделайте карточки с ценностями, которые связаны с данным контекстом: уважение, скидка, чистота, качество… Не менее 10 карточек.
3. Вытягивая «в слепую» по 3 карточки сделайте по два небольших текста – с мотивацией К и мотивацией ОТ. В данных текстах должны использоваться те критерии, которые указаны в карточках.
Контекст: приход подчиненных на работу вовремя. Критерии: уважение, зарплата, карьера.
— Иван Петрович! Если вы хотите сохранить и дальше мое уважение, я думаю вам стоит прекратить опаздывать. А то это может отразиться на вашей зарплате и карьере.
— Если вы прекратите опаздывать, вы сможете укрепить мое уважение к вам, и это будет серьезным аргументом, когда будет поднят вопрос об увеличении вам зарплаты. И, я думаю, это положительно может сказаться на вашей карьере.
Не менее 15 раз.
Определив критерии собеседника в данном контексте, сделайте два текста (с мотивацией К и ОТ) и посмотрите на невербальную реакцию.
Не менее 5 раз.
Определив критерии собеседника в данном контексте и его мотивацию, постарайтесь мотивировать его (на поведение покупку и т.п.) и добиться результата. Результат должен быть однозначно определен.
Не менее 7 раз.
Виды мотивации и мотивов
Психологи чаще всего применяют классификацию мотивации, основанную на характере стимулов. По этому принципу выделяют внутреннюю (интринсивную) и внешнюю (экстринсивную) мотивированность. Внутренняя формируется исключительно на основании жизненной позиции (принципов) человека. Внешняя же зависит от обстоятельств, окружающих ситуаций, внешних факторов.
Обывателям более понятна классификация по характеру ожиданий личности. По этому принципу выделяют два вида мотивации деятельности человека:
- положительная – выражается в формулировке «если я сделаю это, то получу вознаграждение»;
- отрицательная – проявляется в форме мышления «если я не сделаю так, я не получу наказания».
В зависимости от уровня мотива по пирамиде Маслоу психологи выделяют устойчивую и неустойчивую мотивированность. Удовлетворение основных потребностей (голод, жажда и т.д.) носит устойчивый характер, в то время как неустойчивая мотивация требует постоянного подкрепления внешними стимулами. Например, чтобы похудеть или отказаться от употребления алкоголя, человеку необходимы дополнительные аргументы, поскольку если цель не будет достигнута, ничего критически опасного не произойдет.
Мотив
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.
Разница между внешней и внутренней мотивацией
Иногда границы между двумя типами мотивации стираются. Трудно определить, где заканчивается влияние внешних факторов и начинается собственная потребность. В конце концов, личные приоритеты человека формировались под влиянием внешней среды, а значит, тоже отчасти относятся к внешним факторам.
Также сложно определить, какая из двух разновидностей более эффективна. Для каждого конкретного случая ответ может отличаться. Для одного типа личности жизнь теряет краски, если его не хвалят. Похвала и поощрение действуют на таких людей как сильнейший энергетик. Человек продолжает трудиться с удвоенной силой, только бы еще раз подтвердить положительную оценку у значимых для него экспертов. При этом внутреннего побуждения выложиться на работе на сто процентов у такого человека, как правило, нет.
Для иного чрезмерное поощрение становится поводом сбавить обороты. Если все довольны, то зачем перерабатывать
В этом случае важно, чтобы у человека была сильная внутренняя мотивация – это даст ему стимул продолжать двигаться вперед
Задача хорошего руководителя – подобрать ключик к каждому члену команды. Индивидуальный подход позволяет «расшевелить» всех сотрудников.
Многие психологи полагают, что внутренняя мотивация сильнее. Отчасти это действительно так – собственные стремления всегда значат больше, чем ожидания посторонних. Однако в жизни каждого человека бывают этапы, когда он растерян, подавлен и сам не знает, чего хочет. В этом случае на помощь приходят внешние побудительные причины, которые не дают опуститься и выпасть из реальности.
Способы самомотивации
Самомотивация – искусство мотивировать себя. Она всегда строится на огромном желании человека действовать. В арсенале средств для активного действия выделяют такие способы самомотивации:
- Учитесь находить положительное в самом процессе.
- Определите цель самомотивации. Что вы хотите получить на выходе.
- Мысленно нарисуйте то, к чему вы стремитесь.
- Отмечайте каждый шаг своего движения. Заведите дневник. Описывайте в дневнике своим чувства. Научитесь слышать и понимать себя.
- Начните изучать биографию успешных людей.
- Создайте благоприятную обстановку для плодотворной работы. Приведите в порядок рабочее место. Избавьтесь от лишних вещей. Включите любимую музыку. Окружающая вас обстановка должна мотивировать к работе, а не мешать.
- Чередуйте разные виды деятельности. Помните, что отдых – это смена видов деятельности. Не допускайте усталости. Возьмите паузу. Переключитесь на другой проект. Глаз отдохнет и вы увидит новое решение, которое так долго искали.
- Не бойтесь неудач. Отрицательный опыт – это тоже опыт. Пересмотрите ваши действия. Разработайте новый план.
- Проанализируйте свой круг общения. Коммуникация с успешными людьми зарядит вас положительной энергией.
- Наведите порядок во внутреннем мире. Уберите телевизор. У вас появится свободное время для чтения книг и общения. Контролируйте свой контент.
Самомотивация и самореализация помогают человеку выстроить правильные взаимоотношения в рабочем коллективе. Руководителю для эффективной работы персонала стоит найти баланс личных интересов работника с интересами компании. Он должен грамотно мотивировать сотрудников.
А также мотивировать себя. Самомотивация и мотивация руководителя является одной из сложных задач. Обозначим способы мотивирования руководителя:
Расширение горизонтов деятельности – новый проект, встречи, переговоры.
Важность выполняемой работы. Руководитель должен понимать ценность работы для всей компании.
Положительные результаты в работе окрыляют и вселяют веру в успех.
Взаимодействие и сотрудничество.
Комфортная психологическая атмосфера в компании.. Руководитель – это лицо компании
Неуверенный и раздраженный руководитель будет сеять панику в рабочем коллективе. Рассудительный и спокойный руководитель вселяет надежду в сотрудников, настраивает на мобилизацию всех сил
Руководитель – это лицо компании. Неуверенный и раздраженный руководитель будет сеять панику в рабочем коллективе. Рассудительный и спокойный руководитель вселяет надежду в сотрудников, настраивает на мобилизацию всех сил.
Перечисленные способы самомотивации не отражают всей сути проблемы. Никто не может вас заставить делать с желанием то, к чему у вас давно пропал интерес. Поэтому главное в вопросе самомотивации является внутренний комфорт и гармония с собой.
Помните, что бездействие обходится дороже. Избегание ошибок и неудач не делает человека счастливым. Потому принимайте решение. Идите вперед. Пора действовать.
Summary
Article Name
Самомотивация как искусство. Способы мотивировать себя
Description
Как научиться мотивировать себя. Самомотивация и мотивация руководителя. Роль самомотивации в самоменеджменте. Самомотивация на позитивное начало дня.
Author
Теории: кратко
Мотивации Маслоу
Основана на описанной им же пирамиде потребностей.
Маслоу считал, что первичны в иерархии — простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание. Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке)
Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке)
Ожиданий
Согласно данной концепции, самого факта наличия потребности недостаточно для формирования мотива. Человек ожидает, что тот способ, который он выбрал для реализации потребности — эффективен.
Он надеется, что конкретный метод поможет ему достичь цели. Теория мотивации рассматривает проблему выбор человека из множества альтернативных способов достижения цели. Согласно теории, чем отчетливее личность видит будущий результат, тем больше замотивирована на его получение.
Справедливости
Согласно ей, человек сравнивает потраченные усилия с конечным результатом. И если он затратил больше ресурсов, чем получил на выходе, то возникает дискомфорт.
Дискомфорт трансформируется в чувство справедливости. Простыми словами, возникает вопрос: «Почему я столько работал, а получил так мало?».
Тогда человек начинает искать способ восстановить справедливость: либо заведомо прилагать меньше усилий (поскольку труд все равно не оценят по достоинству), либо требует «доплатить» за усилия (повышение зарплаты, повышение в должности, выдача премии или других статусных атрибутов).
Данная теория мотивов применяется в менеджменте и рассматривает, в первую очередь, мотивацию сотрудников.