Нормативные правовые акты по охране труда

Локальные предписания

Эти акты по охране труда разрабатываются непосредственно на предприятии в соответствии с положениями ТК. Руководитель единолично утверждает штатное расписание, инструкции, распоряжения, приказы, положения о персонале, комиссии по спорам, организации работы по ОТ и пр. Директор предприятия также принимает такие нормативные документы по охране труда, как:

  1. Положение о правилах обучения и проверке знаний по ОТ.
  2. Список профессий и деятельности, к которым предъявляются повышенные требования.
  3. Перечень видов работ и мест производств по наряду-допуску.
  4. Список сотрудников, обязанных проходить медосвидетельствование.
  5. Технологические регламенты.
  6. Список тяжелых и вредных работ, привлечение к которым лиц до 18-ти лет и женщин не допускается.

При разработке правил распорядка, графиков сменности, положений по зарплате и нормам учитывается мнение представительной структуры работников. Утверждение инструкций по ОТ, очередности предоставления отпусков, норм продолжительности вахты, режимов отдыха и труда производится по согласованию с выборным профсоюзным органом.

правовые основы охраны труда

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда.

Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.

Нормативные документы Российской Федерации

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Он имеет общеобязательное
государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов,
указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,  прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.  Законы и иные правовые акты,  принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).

Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

По предметам ведения Российской  Федерации  принимаются  федеральные  конституционные  законы и федеральные законы,  имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные  законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты  субъектов  Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия  между  федеральным законом и иным
актом,  изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В  случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,  изданным в соответствии с  частью  четвертой настоящей статьи,  действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По законодательству России закон – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России  и обнародованный в установленном порядке.

Основное законодательство Российской Федерации выглядит следующим образом:

  1. Конституция
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
  8. Воздушный кодекс Российской Федерации
  9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации
  17. Семейный кодекс Российской Федерации
  18. Трудовой кодекс Российской Федерации
  19. Земельный кодекс Российской Федерации
  20. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  21. Жилищный кодекс Российской Федерации
  22. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  23. Кодекс судейской этики
  24. Водный кодекс Российской Федерации
  25. Лесной кодекс Российской Федерации

Правовые акты по охране труда

Внимание

Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ.

Инфо

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими.

Когда необходимо создание отдельной службы или назначение специалиста по ОТ

В ст. 217 ТК РФ сказано, что служба по ОТ или специалист назначаются только в производственной организации с численностью штата больше 50 человек. Но это не значит, что на более мелких предприятиях соблюдение требований по ОТ не контролируется. Ведь обязанность по созданию безопасных условий труда с работодателя не снимается, поэтому руководитель или ИП фактически осуществляет в таком случае функции специалиста по ОТ самостоятельно.

При отнесении деятельности организации к производственной необходимо учесть разъяснения Минтруда из письма № 15-2/ООГ-2136 от 10.06.2016 г. В соответствии с ними к производственной относится любая деятельность, в процессе которой создаются товары или оказываются услуги. Таким образом, производство по мнению законодателя, это не только крупные комплексы или заводы.

Специфика формирования информационной базы по ОТ

В соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 12.0.006-2002, на предприятии должны быть обеспечены:

  1. Передача сведений об условиях и мероприятиях по охране труда между подразделениями и управлениями, функционирующими на различных производственных уровнях.
  2. Предоставление информации заинтересованным сторонам.

В организации должна быть разработана документация по охране труда. Ее оформление может осуществляться как на бумажных, так и на электронных носителях. Нормативные документы по охране труда должны легко идентифицироваться, являться доступными для прочтения и понимания, сопровождаться указанием дат введения в действие и его продолжительности. На предприятии устанавливаются методы и определяются обязанности, связанные с разработкой и обновлением сведений по ОТ.

Как организовать

В процесс организации и управления охраной труда вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Но обязанность иметь целую структуру в штате предусмотрена только для крупных предприятий. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, собственное подразделение или служба ОТ формируется при численности персонала свыше 50 человек. Производства с меньшей численностью реализовывают ее силами одного специалиста, привлеченного по совместительству.

Если на предприятии создается специализированная служба охраны труда и промышленной безопасности, для ее нормальной работы необходимо разработать регламент. Обычно он прописан в Положении и содержит информацию об организационной структуре, подчиненности, ответственности, видах деятельности, контролирующих подразделениях. Перечислим основные документы, которые должны иметься в организации:

  • приказы о создании подразделения, целью которого является обеспечение охраны труда и техники безопасности на производстве;
  • приказы о назначении ответственных, создании комиссии о проверке знаний техники безопасности;
  • инструкции, графики проведения инструктажей, журналы их регистрации;
  • программы вводного и первичного инструктажей;
  • должностные инструкции, в которых конкретизированы обязанности руководителей по охране труда, промышленной безопасности;
  • перечни профессий и должностей, освобожденных от инструктажа;
  • прочие документы (положения, правила, должностные инструкции, учебные программы, протоколы экзаменов, удостоверения и др.).

Если вы столкнулись с вопросами обеспечения техносферной безопасности впервые, то в качестве схемы используйте пошаговую инструкцию «охрана труда с нуля».

Шаг 1. Определение потребности

Здесь речь про штатную численность на конкретном предприятии. Если она больше 50 единиц, то создается отдельная служба. Если финансы позволяют и есть необходимость, то организовывается служба и при условии, что штат менее 50 рабочих. Подчиняться эта структура должна непосредственно руководителю, потому что работники этого подразделения наделены правом выдавать предписания по устранению выявленных недостатков. Получателями предписаний бывают заместители руководителя предприятия и начальники структурных подразделений. Кроме того, предписание специалиста службы отменяется только должностным лицом, которому он подчиняется, и только в письменном виде. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью имеет свою иерархию, которая не имеет отношения к штатной расстановке. По этой причине работники по ОТ подчиняются первому лицу предприятия.

Служба ОТ должна решать следующие задачи:

  • непосредственное обеспечение безопасности всех стадий производственного процесса;
  • профессиональная подготовка и повышение квалификации, пропаганда и наглядная агитация;
  • участие в выборе оптимальных режимов труда и отдыха;
  • профессиональный отбор исполнителей на опасные и вредные участки производства.

Шаг 2. Назначение ответственных

Специалисты по охране труда обязаны соответствовать профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н. Это требование необходимо, чтобы обеспечивать безопасность технологических процессов и производств. Специалист обязан иметь профильное образование и опыт, назначить на эту работу «своего» человека не получится. Если своего специалиста нет, то его приглашают работать по совместительству.

Ответственные на местах не обязаны иметь специального образования по техносферной безопасности, но обязаны пройти обучение в рамках программы, предусмотренной Постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29. Все ответственные лица на местах назначаются локальными нормативными актами работодателя, потому что производственная безопасность и охрана труда требуют четкого разграничения и делегирования полномочий.

Шаг 3. Подготовка нормативной документации

После выбора и утверждения ответственных необходимо разработать нормативную базу, куда входят:

  • инструкции и положения, например, инструкция по охране труда и промышленной безопасности при работе с оборудованием под давлением;
  • схемы взаимодействия служб и подразделений;
  • положение (типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.

Нормативные правовые акты об охране труда

Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

Уголовная ответственность

Самым тяжким видом наказания выступает уголовная ответственность, которая налагается лишь судебными органами в результате проведения следственных действий. Такое наказание предусмотрено за совершение умышленных или неумышленных преступлений со стороны гражданина в отношении иных сотрудников или лиц, в результате грубого нарушения техники безопасности.

Внутренние акты предприятия как один из элементов правовой основы

Таким образом, правовые и нормативные основы безопасности труда должны включать не только государственные нормативные акты, но и документы организации, уточняющие и систематизирующие вопросы в данной сферы с учетом специфики деятельности компании. Они имеют не только теоретическое, но и прикладное значение в рамках реализации трудовой деятельности рабочими предприятия. Пренебрежение предписаниями карается законом. Нарушителям грозит штраф или лишение свободы, если их действия причинили вред здоровью, повлекли за собой гибель человека.

Дополнительно

Локальные нормативные документы по охране труда включают в себя требования ПБ. В соответствии с ФЗ № 116, на предприятии должны приниматься:

  1. Распоряжения, приказы, в том числе о распределении обязанностей по соблюдению и контролю выполнения требований.
  2. Положения о производственном надзоре, специализированных участках, функциональных службах.
  3. Должностные инструкции.
  4. Положения о системе нарядов.
  5. Инструкции по использованию спецобуви, спецодежды и прочих СИЗ.
  6. Планы по проведению мероприятий по обеспечению реализации требований ПБ.
  7. Инструкции по безопасному осуществлению работ.

Нормативные документы по охране труда и ПБ содержат в себе также планы проведения контрольно-профилактических ревизий, положения о правилах поведения при возникновении аварий и их расследовании.

Список журналов по охране труда, которые должны быть в организации

Охрана труда кажется чем-то сложным, потому что приходится вести огромное количество журналов, следить за их актуальностью и правильностью заполнения, прошивать и пронумеровывать страницы. Но на практике, ведение каждого отдельного журнала не представляет сложности, нужно лишь знать, какие журналы вести, и как их заполнять. Журналы используются для того, чтобы вести контроль на предприятии и следить за соблюдением сроков проведения обязательных инструктажей персонала. Список журналов, которые обязательно должны быть на предприятии, зависит от специфики того, чем вы занимаетесь, а также того, какие специалисты работают в организации. Однако есть и такие журналы, которые должны быть любой организации.

Вам понадобится завести:

  1. Журналы регистрации:
    • вводного инструктажа по охране труда — согласно ст. 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения, утв. совместным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, содержит информацию о вновь принятых сотрудниках, с которыми был проведен инструктаж, инструкторе (с указанием должностей), дате проведения, при этом каждая запись заверяется подписями инструктора и инструктируемого. Форма журнала приведена в приложении А4 к ГОСТ 12.0.004-2015.
  2. первичного (повторного, внепланового, целевого) инструктажа по охране труда на рабочем месте — согласно ст. 225 ТК и Порядку № 1/29, содержит информацию о сотрудниках, которые прошли инструктаж, организованный непосредственным руководителем подразделения. Инструктаж завершается устной проверкой знаний. После этого в журнале ставится отметка о допуске сотрудника к работе.
  3. несчастных случаев на производстве — форма утверждена постановлением Минтруда «Об утверждении форм документов…» от 24.10.2002 № 73. Сюда специалист службы охраны труда вносит сведения о случившихся на предприятии несчастных случаях после проведения служебной проверки по каждому из них.
  4. противопожарного вводного инструктажа — в этот журнал вносятся сведения по результатам инструктажа, проведенного со всеми принимаемыми на работу сотрудниками. Ведение поручается специалисту, отвечающему за пожарную безопасность.
  5. Учета:
    • Инструкций по охране труда. Специалистам, которым поручено ведение этого журнала, рекомендуется присваивать каждой инструкции свой номер, в названии следует указывать службу, для которой инструкция была создана.
  6. Выдачи сотрудникам инструкций по охране труда — данный регистр необходим для фиксации всех фактов выдачи инструкций по ОТ сотрудникам для ознакомления.
  7. Обучения по охране труда — здесь отражаются факты периодического прохождения инструктажа (производится учет посещения таких мероприятий, объема и содержания доведенной до сотрудников информации).
  8. Присвоения групп по электробезопасности персоналу, не связанному с обслуживанием электротехники, в котором фиксируются результаты прохождения соответствующего инструктажа. Заполнение такого журнала обычно поручают сотруднику, который имеет 3-ю группу по электрической безопасности. Группы допуска к работе с электрооборудованием указаны в Правилах, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н.
  9. Проверки знаний по электробезопасности — он нужен для сохранения результатов проверок электротехнического персонала.
  10. Проверок со стороны надзирающих и контролирующих органов по соблюдению норм по охране труда.

Кроме того, в организациях могут использоваться следующие журналы:

  1. Учета:
    • Работ по распоряжениям и нарядам-допускам при работе с электроустановками. Используется для отображения сведений по проведению работ специалистами, обладающими соответствующим разрядом и прошедшим специнструктаж и проверку знаний.
  2. Медосмотров водителей перед рейсами. В регистре отмечается информация по результатам медосмотров водителей.
  3. Выдачи и содержания средств индивидуальной защиты.
  4. Работ по техобслуживанию и ремонту объектов недвижимости.
  5. Регистрации:
    • допусков к выполнению работ повышенной опасности;
  6. испытаний средств индивидуальной защиты;
  7. профзаболеваний;
  8. огневых работ.

Организация охраны труда не ограничивается оформлением полного комплекта журналов по охране труда. Это сложный и трудоемкий процесс, призванный обеспечить соблюдение всех нормативных актов по ОТ. Ничего не упустить и тем самым избежать штрафов за нарушение законодательства позволит Путеводитель КонсультантПлюс. Воспользовавшись пробным бесплатным доступом, с материалом могут ознакомиться даже те, у кого пока нет доступа к системе.

Документы субъектов РФ

Законодательные акты субъектов федерации применимы только в отношении предприятий, находящихся на территории того субъекта, где был принят соответствующий нормативный акт. Благодаря постановлениям субъектов объем документов для нормализации охраны труда в некоторых краях, областях, республиках и т.д. существенно увеличивает количество норм и положений, которые необходимо соблюсти для улучшения безопасности на производстве.

Неисполнение положений законодательства субъектов может повлечь за собой привлечение организации к административной ответственности, а также к иным санкциям, предусмотренным соответствующими положениями регионального и федерального законодательства.

Новые НПА по охране труда в 2021 году

Здесь мы уже развернёмся и приведём полный перечень проектов, из которых должны вылупиться новые нормативные правовые акты по охране труда. Один из важных документов уже в статусе НПА, но с отсрочкой вступления в законную силу. Речь идёт о перечнях производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Перечни утверждены приказом Минтруда России от 18.07.2019 г. № 512н и вступают в силу с 1 января 2021 года. Скачать документ в формате MS Word можно ниже.

Всё остальное крутится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а именно 29 проектов правил по охране труда и два по медицинским осмотрам:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
  2. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
  3. Правила по охране труда при проведении полиграфических работ.
  4. Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий.
  5. Правила по охране труда при обработке металлов.
  6. Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения.
  7. Правила по охране труда при проведении работ в особых климатических условиях.
  8. Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.
  9. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
  10. Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
  11. Правила по охране труда на судах морского и речного флота.
  12. Правила по охране труда при проведении водолазных работ.
  13. Правила по охране труда при работе на высоте.
  14. Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования.
  15. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
  16. Правила по охране труда в сельском хозяйстве.
  17. Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов.
  18. Правила по охране труда в строительстве.
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
  20. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.
  21. Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
  22. Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта.
  23. Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности.
  24. Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов.
  25. Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве.
  26. Правила по охране труда при производстве цемента.
  27. Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов.
  28. Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
  29. Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
  30. Правила по охране труда в морских и речных портах.
  31. Правила по охране труда в организациях связи.

Обращаем ещё раз ваше внимание на то, что это перечень проектов, а не полноценные нормативные документы по охране труда. За содержанием и судьбой интересующих проектов вы можете следить самостоятельно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

Причём не только следить, но и обсуждать проекты, предлагать идеи для их улучшения. А то будем потом, как обычно, жаловаться на содержание новых НПА.

Теперь раздача документов по теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector