Нормативные документы
Содержание:
- Наименование и введение нормативно-правовых актов
- Нормативные правовые акты в Российской Федерации
- Официальное видение природы НПА
- Особенности муниципальных правовых актов
- Кадровые документы
- Постановления Правительства
- Понятие ненормативного правового акта
- Классификация НПА
- Понятие и виды правовых актов
- «Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?
- Как создаются НПА
- Особенности норм права
- Законы
- Нормативные документы Узбекистана
- Нормативные документы Российской Федерации
- Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
Наименование и введение нормативно-правовых актов
Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.
Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.
Замечание 2
В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.
Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.
Пример 3
Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.
Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.
В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.
Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.
Замечание 3
Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.
В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.
Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул
Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
- Конституция Российской Федерации.
- , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.
-
Федеральные законы:
- Федеральные конституционные законы.
- Федеральные законы (в том числе Кодексы).
-
Федеральные подзаконные правовые акты:
- Указы Президента Российской Федерации.
- Постановления Правительства России.
- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
- Конституции (уставы) субъектов федерации.
- Законы субъектов федерации.
- Подзаконные правовые акты субъектов федерации.
На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.
Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
- в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые
- административно-правовые
- комплексные (муниципальные, экологические)
При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.
Официальное видение природы НПА
В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА — это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.
Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.
Особенности муниципальных правовых актов
Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.
- Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример — ГК РФ — это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города — акт применения права.
- Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.
Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.
Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт — это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока.
- устав территориальной единицы;
- источники права, изданные локальным органом представительной власти;
- акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).
Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе.
Кадровые документы
Несмотря на то, что кадровый документооборот уже постепенно переходит в электронный формат, в организации надо хранить подтверждение о найме, переводе, увольнении работников и выплаченных им сумм. Пока еще эти данные являются главным основанием для формирования страхового стажа при начислении пенсии.
Поэтому в организации надо обеспечить хранение следующих документов:
- Трудовые книжки работников, если они ведутся в бумажном виде, а также книги учета бланков, самих книжек и вкладышей к ним.
- Трудовые договоры с каждым работником и дополнительные соглашения к ним, если они заключались.
- Локальные нормативные акты, такие как положение об оплате труда, премировании, режиме труда и отдыха, внутреннего распорядка. Если работодатель относится к микропредприятию (численность меньше 15 человек, а годовой доход ниже 120 млн рублей), то он может заключать с работниками типовой трудовой договор, форма которого утверждена Постановлением Правительства от 27 августа 2016 г. N 858. В типовой договор уже внесены стандартные нормативные акты и отдельно оформлять их не требуется.
- Положение о защите персональных данных работников.
- Личные карточки работников по форме Т-2.
- Штатное расписание по форме Т-3.
- Графики отпусков по форме Т-7.
- Табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда (формы Т-12 и Т-13).
- Приказы, распоряжения по кадрам и основания к ним, например, докладная записка.
- Все документы, связанные с начислением зарплаты и других выплат работникам.
- Документы по охране труда, а также об аттестации или оценке условий труда рабочих мест.
- Должностные инструкции по каждой должности, если в трудовом договоре нет описания функций работника.
- Договор о полной материальной ответственности, если должность работника это предполагает.
- Журналы и книги учета по кадрам (трудовых договоров, приказов, личных дел, командировочных удостоверений, по воинскому учету и др.).
Постановления Правительства
Постановление Правительства РФ — это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.
В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.
Понятие ненормативного правового акта
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.
По данной категории споров законодателем предусмотрены различные понятия: ненормативный правовой акт и решение государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа. На наш взгляд, это сделано с целью избежать формальных отказов в защите нарушенного права.
Ненормативный правовой акт — это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.
Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
— Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникших при рассмотрении арбитражным судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов»;
— Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 18, 19);
— Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
— Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 г. N 73 «О некоторых вопросах, связанных с применением частей 1 и 2 статей 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Законодательством может быть введено правило об обязательном предварительном внесудебном обжаловании ненормативного акта (например, обжалование ненормативного акта налогового органа по результатам проверки с 01.01.2009 г. — п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Классификация НПА
Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:
- Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
- Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
- Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
- Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.
Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА — срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.
Понятие и виды правовых актов
Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.
Общие признаки правовых актов:
- исходят от государства, связаны с его властными полномочиями;
- являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
- влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
- поддерживаются силой государственного принуждения.
Виды правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий:
- нормативно-правовые акты (НПА) — направлены на установление, изменение или отмену норм права;
- акты толкования (интерпретационные) — направлены на разъяснение норм права;
- акты применения права (или правоприменительные, индивидуально-правовые) — направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.
«Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?
Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления – не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты – это только лишь официальные документы (изданные властью – Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).
Правовой акт определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).
Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты – всеобщие, правовые – имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые – конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы. Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.
В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.
Как создаются НПА
Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.
Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:
-
Создание проекта:
- выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
- материально-техническое обеспечение проекта,
- схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
- подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
- Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
- После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
- Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.
Особенности норм права
Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.
Замечание 3
Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).
В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.
Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):
- Принадлежность к социальным нормам.
- Правовая природа.
Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:
- нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
- неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
- непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
- многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
- неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
- обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
- принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).
Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Законы
Принятые решением законодательного органа документы высшей силы для координации отношений в обществе, называются законами.
Они являются отражением воли народа по темам государственного устройства, проблемам экономики, культурного развития, политики.
Важно понимать: Законы первичны, их юридическая сила признаётся наивысшей.
Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные. Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.
Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.
Признаки закона:
- это главнейший (ведущий) источник права;
- принимается в определённом порядке;
- осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;
- он наделён наивысшей юридической силой.
Стоит отметить: текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов.
Нормативные документы Узбекистана
Согласно Закону Республики Узбекистан
«О нормативно-правовых актах», нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства как общеобязательных
государственных предписаний.
Нормативно-правовыми актами являются:
- Конституция Республики Узбекистан;
- законы Республики Узбекистан;
- постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
- указы Президента Республики Узбекистан;
- постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- акты министерств, государственных комитетов и ведомств;
- решения органов государственной власти на местах.
Нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан.
Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.
Указы Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными
актами.
В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан. Законы и иные нормативно-правовые акты в Республике Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции
Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам.
- Конституция Республики Узбекистан
- Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности
- Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан (часть первая)
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан (часть вторая)
- Земельный кодекс Республики Узбекистан
- Воздушный кодекс Республики Узбекистан
- Градостроительный кодекс Республики Узбекистан
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан
- Жилищный кодекс Республики Узбекистан
- Семейный кодекс Республики Узбекистан
- Трудовой кодекс Республики Узбекистан
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан
- Таможенный кодекс Республики Узбекистан
- Налоговый кодекс Республики Узбекистан
- Кодекс чести судьи конституционного суда Республики Узбекистан
Нормативные документы Российской Федерации
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Он имеет общеобязательное
государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов,
указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации.
Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).
Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
По законодательству России закон – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном порядке.
Основное законодательство Российской Федерации выглядит следующим образом:
- Конституция
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
- Воздушный кодекс Российской Федерации
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Земельный кодекс Российской Федерации
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
- Жилищный кодекс Российской Федерации
- Градостроительный кодекс Российской Федерации
- Кодекс судейской этики
- Водный кодекс Российской Федерации
- Лесной кодекс Российской Федерации
Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.
К ключевым из них относятся:
- Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
- Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
- Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.
Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.