Пирамида маслоу, 5 ступеней потребностей клиента
Содержание:
- Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
- Самоактуализация
- Стремление к безопасности
- 7 уровней пирамиды Маслоу
- Что такое потребности
- Как составлен новый тест по пирамиде Маслоу
- Что представляет собой пирамида потребностей Маслоу
- Пирамида Маслоу в продажах
- Теория и практика
- Происхождение и образование
- Актуальность пирамиды Маслоу сегодня
- Научные работы Маслоу
- Детство и юность
- Остров Кеймада Гранде (Бразилия)
- Классическая пирамида Маслоу
- Плюсы и минусы теории Маслоу
- Иерархия потребностей – 5 ступеней
- Заключение
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Нужды потребителя, позаимствованные из теории мотивации, активно задействованы в рекламной сфере. Некоторые маркетологи уверяют, что в российских условиях знаменитое учение не работает, но это не мешает творцам рекламы создавать у целевой аудитории новые и новые ценности, основанные на “пирамидальных” желаниях.
Как можно использовать учение Маслоу в управлении предприятием для совершенствования системы мотивации подчиненных? Зная, какие лежат в основе индивидуальных устремлений сотрудника потребности, руководитель ищет рычаги воздействия на персонал.
В идеале для каждой ступеньки должны быть продуманы свои бонусы: в основании пирамиды лежит оклад, защищенность обеспечивается гарантиями трудового кодекса, корпоративные объединения (спортивные команды в крупных организациях или премиальные “выходы в свет”) сплачивают коллектив, учет личного мнения, моральные и материальные поощрения свидетельствуют о признании, а индивидуальные поручения соответствуют когнитивным и творческим задаткам.
У кого-нибудь есть такая работа? Желаю найти!
А у кого есть желание зарабатывать удаленно, чтобы покорять пирамиды самостоятельно, оставайтесь с нами!
Самоактуализация
Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.
- Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
- Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
- Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
- Умение делать адекватный выбор.
- Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.
Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.
Стремление к безопасности
Когда человек сыт, здоров, обогрет, возникает другая необходимость – чувствовать себя в безопасности. Второй уровень пирамиды показывает целый ряд желаний, которые возникают у потребителя: защитить себя и свою семью, иметь крышу над головой, избавиться от страха угрозы жизни. И большинство этих желаний выливается в покупку дома, его обустройство, а также страхование жизни. Отсюда рождаются услуги страхования и продажи недвижимости
Однако важно учитывать, что никто не будет набрасываться на первое попавшееся предложение. Важно не только понять интересы и нужды клиента, но и правильно их преподнести
Продажа недвижимости – серьезная сделка. Вряд ли кто-то откликнется на предложение от риэлтора у входа в метро. Необходимо обеспечить гарантии потребителям и вызвать доверие. Это проще всего сделать в официальном салоне страховых услуг или офисе.
7 уровней пирамиды Маслоу
Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.
Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок с пояснениями
1. Биологические (физиологические) потребности.
► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.
2. Потребности в безопасности и комфорте.
► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.
3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.
► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.
4. Потребность в уважении других и самоуважении.
► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.
5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.
► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.
6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.
► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.
7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».
► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.
8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу
В этой модели к семи ступеням добавляется ещё одна (см выше):
► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность – это желаемое, благо.
Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое – расслабляемся.
Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить
К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
- Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
- Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
- Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
- Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
- Фрустрации – длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
- Сублимации – переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Как составлен новый тест по пирамиде Маслоу
Сначала Кауфман провел онлайн-опрос, используя 17 качеств, которые, по мнению Маслоу, присущи самоактуализированным людям. Он пришел к выводу, что семь из них неуместны и не коррелируют с остальными, и сократил число основных качеств до 10.
Затем он скорректировал некоторые из оригинальных описаний и составил современный опросник из 30 утверждений — по три для каждой из 10 оставшихся черт:
- сохраняющаяся свежесть восприятия;
- принятие;
- естественность;
- самообладание;
- целеустремленность;
- эффективное восприятие реальности;
- человеколюбие;
- пиковые переживания;
- моральная интуиция;
- креативность.
Что представляет собой пирамида потребностей Маслоу
Итак, начнем с самых азов.
Данная теория мотивации представляет из себя 5 основных групп потребностей большинства людей, также есть работы, где Маслоу описывал эту пирамиду, состоящую из 7 уровней. Мы рассмотрим сегодня как раз 7 этих уровней:
- Физиологические проблемы
- Безопасность
- Социальная принадлежность
- Потребность в уважении
- Потребность в познании и понимании
- Эстетическая потребность
- Самореализация и авторство
Маслоу считал, что для человеческого развития необходимо сначала удовлетворить свои низшие потребности, а затем переходить к более сложным. То есть все начинается с физиологических потребностей, которые нужны человеку для выживания. Но, как только индивид удовлетворяет полностью свою потребность, он начинает тянуться к потребности более высокого уровня. Самая верхушка пирамиды это — самоактуализация, саморазвитие.
Смысл этой теории в том, что как только человек удовлетворяет свои потребности на первом этапе, он начинает двигаться в развитии в направлении к следующему, и так по цепочке.
Маслоу писал, что каждый индивид во всех базовых потребностях удовлетворен и неудовлетворен одновременно. Он также отмечал, что низшие физиологические нужны всегда удовлетворяются в большей степени, чем высшие.
Теперь разберем каждую ступень по-отдельности.
Пирамида Маслоу в продажах
От теории к практике. Все потребности можно отнести к одному из 5-ти уровней пирамиды Маслоу. И нужды более высокой категории будут актуальны только после удовлетворения нужд более низкого уровня. Или хотя бы после частичного удовлетворения.
Например, у клиента порвалась обувь и он забежал в магазин для покупки новой пары. До зарплаты осталось несколько дней и в кармане осталось совсем немного денег. В таком случае для него, скорее всего, будет актуальны более низкие уровни пирамиды. Вопросы престижа или получения удовольствия, например, будут не актуальны.
Чтобы понять, что интересует клиента, необходимо прислушаться к тому, что тот говорит или спрашивает
На что обращает внимание. И выбрать одну из 5-ти категорий:
Физиология
Причем физиология в вопросе продаж? Все просто — это вопрос экономии. Человек думает — если я куплю это, останется ли у меня денег для покупки еды или обеспечения своего проживания.
Покупатель, для которого актуален это уровень, часто использует вопросы типа «сколько это стоит?», «зачем платить больше?». Для него интересно соотношение цены и качества. Интересно платить меньше.
Безопасность
Для клиента актуальна надежность, стабильность
Ему важно, чтобы товар или услуга не сопровождались различными страхами — можно ли доверять китайской продукции, а что это за фирма, жалуются ли другие и т. д
Посетитель может указывать, что является нашим клиентом или пользуется продукцией определенной фирмы длительное время. Его интересует репутация производителя
Важно, чтобы «держалось слово» — например, соответствие заявленным характеристикам
Причастность
В этом случае для человека важно чувствовать отношение к сообществу. Посетитель обращает вникание на советы друзей и знакомых
Его интересует, что выбирают и что думают другие. Для него важна мода и общественные тенденции.
Признание
Для человека в этом случае важен статус и уважение. Важен бренд, «крутость». Его интересует лучший вариант с минимумом компромиссов. Для такого клиента цена отходит на второй план — соотношение цена/ качество не актуально.
Самовыражение
Это высшая иерархия пирамиды потребностей. У Маслоу этот уровень называется самоактуализацией. Это хобби, увлечения. Это возможность самореализации и удовлетворение своих амбиций. Получение удовольствия.
Теория и практика
Применяя пирамиду, помните о ее условности. В противном случае, те обобщения и выводы, которые вы сделаете, могут оказаться ошибочными.
В выборке для построения модели участвовали люди «идеальные» или близкие к этому понятию. Таких респондентов очень долго и усердно подбирал сам Маслоу. Поэтому и результаты получились «эталонными».
Использование схемы для построения системы мотивации в менеджменте выведет компанию на новый уровень без серьезных вложений. Каждый сотрудник должен получать стабильную оплату, чтобы жить и чувствовать себя в безопасности; участвовать в командных мероприятиях, чтобы общаться и получить признание и уважение; иметь возможность выполнять сложную и ответственную работу в пределах своих компетенций, чтобы развиваться и актуализироваться.
Происхождение и образование
Маслоу родился в семье русских евреев-иммигрантов в Манхэттене в 1908 году. Он чувствовал слабую привязанность к своей семье или своей вере. Его отец, Сэмюэл Маслоу, был купером, но именно его мать, Роза Маслоу (двоюродная сестра его отца), сыграла большую и особенно угрожающую роль в его воспитании. Будучи взрослым, Маслоу описал ее как своего рода анти-мать: противоположность стабильной, заботливой мамы. «Моя мать, ужасная женщина, ненавидела меня полностью» — с горечью вспоминает Маслоу. Он был особенно огорчен жестокими нападками его матери на его внешность. Роуз часто жаловалась на уродливое и худое тело сына. Как бы он ни ненавидел ее, Маслоу было трудно не усвоить это сообщение. Он развил почти парализующее самосознание, которое порой мешало ему войти в вагон метро, чтобы не навязывать свою жалкую физическую форму другим людям.
Стремлением к мощному телу, Маслоу сердито отреагировал на неумолимые напоминания матери о своих физических ограничениях. Со временем ненависть к Роуз переросла в общую антипатию ко всему, что она представляла, включая еврейскую религиозную практику. Маслоу вспоминал чувство, что иудаизм был абсолютно бессмысленной религией и что все люди, которые были религиозными, были либо лицемерами, либо слабоумными. Несмотря на то, что он презирал еврейскую религиозную традицию, Маслоу глубоко ценил еврейское наследие.
Вдохновленный идеями с самого раннего возраста, Маслоу поступил на факультет философии в Городском колледже Нью-Йорка в 1926 году. Интеллектуально беспокойный и неуверенный в том, что делать со своим будущим, Маслоу перешел в Корнелл в 1927 году, а затем перешел в Университет Висконсин в 1928 году. В Висконсине Маслоу нашел направление, которое искал в работе известного психолога-бихевиориста Джона Б. Уотсона. Бихевиористская психология ударила Маслоу как религиозное прозрение: «Я внезапно увидел, что передо мной в будущее открывается наука о психологии«. Программа работы, которая обещала реальный прогресс, что было необходимо — это преданность и усердная работа. Под влиянием ватсонского бихевиоризма Маслоу посвятил себя психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, а затем поступив в аспирантуру Висконсина.
В аспирантуре Маслоу изучал экспериментальную психологию под руководством Гарри Харлоу в Университете Висконсина, и он написал свою докторскую диссертацию о связи между сексуальным поведением и иерархиями доминирования у обезьян. Харлоу, трудолюбивый и оригинальный ученик, высоко ценил Харлоу, который впоследствии назвал его «хорошим обезьяньим человеком». Хотя Маслоу не предпринял никаких дальнейших исследований приматов после окончания школы, опыт работы с обезьянами произвел на него неизгладимое впечатление. Он оставался убежденным, что приматы представляют собой неукрашенное и правдивое представление о том, что в сущности было человеком. «Я всегда думал об обезьянах — как будто я вижу, как обнажаются корни человеческой природы» (Маслоу, 1979, стр. 331). До конца своей карьеры Маслоу рассматривал общество как нечто влиятельное, но в целом искусственное.
Хотя Маслоу провел более пяти лет, изучая поведение приматов, он никогда не был полностью очарован структурой и духом лабораторной психологии. Маслоу был одинаково критически настроен по отношению к научной сущности психологии. Будучи аспирантом, он был убежден, что дисциплина стала заложницей научного чувства, которое ставит верность методу впереди интеллектуального творчества.
Актуальность пирамиды Маслоу сегодня
Комментирует лайф-коуч Любовь Кузнецова.
Пирамида Маслоу, безусловно, актуальна. По наблюдениям, люди сейчас более осознанно относятся к самым базовым потребностям. Появление такого направления, как биохакинг, создание курсов по нутрициологии, биомеханике и здоровому сну говорит о том, что возрастает необходимость улучшения качества жизни.
Клиенты, которые приходят ко мне на коуч-сессии, стремятся разрешить не только психологические проблемы, но и проблемы, связанные с работой организма, внедрением полезных привычек в жизненный уклад, выбором работы, максимально подходящей под свои особенности, в том числе, и физические.
Тем не менее, для современного человека в пирамиде Маслоу есть одно большое «слепое пятно» — это потребность в безопасности. Как ни странно, она игнорируется чаще всего и замещается остальными потребностями. И если вокруг очень много информации о том, как выбрать профессию, как найти друзей, как выйти замуж, то об обеспечении безопасности речь заходит только, увы, на коуч-сессии, причем, уже спустя не одну консультацию.
Последствия у этой тенденции игнорирования весьма разрушительные. Искажения поведения и восприятия идут и в слоях, которые находятся выше, а это:
- социальная потребность,
- потребность в уважении,
- потребность в самоутверждении,
- в самом базовом слое — физиологические потребности.
Если человек не чувствует себя защищенным, его реальность будет преломляться через призму страхов.
Например, попытки извне наладить социальные связи могут восприниматься, как угроза и нападение, а уважение и самоутверждение способно легко подмениться тиранией и даже насилием.
Что касается движения вниз по пирамиде Маслоу, то у людей, у которых отсутствует базовое ощущение безопасности, идут физиологические нарушения на фоне длительного фонового стресса. Соответственно, нет безопасности — всё ломается.
Чувство защищенности исходит из уверенности в правильно сделанном выборе. Это касается и работы, и социального статуса, и даже места проживания. Поэтому для того, чтобы «закрыть» потребность в безопасности, необходимо учиться большей осознанности в действиях и решениях.
Человек, который знает, что то, что он делает — наилучший вариант из возможных, чувствует себя намного увереннее и действует намного адекватнее, создавая стабильную безопасную среду для своего существования.
Как считает психолог Петр Галигабаров, пирамида потребностей Маслоу актуальная и в 2021 году. Это видно по клиентам, которые приходят к психологам. У данных людей закрыты физиологические и потребности в безопасности. Их волнует социальная составляющая жизни, признание и уважение. Через психолога клиенты приходят к самопознанию и самоактуализации, что было бы невозможным будь у человека проблемы, например, с питанием (нижняя ступень пирамиды Маслоу).
Научные работы Маслоу
Первая работа Маслоу «Мотивация и личность
» вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду. В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей. В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ». В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.
Детство и юность
Биография Абрахама Маслоу началась на заре XX века, он родился в штате Калифорния в многодетной рабочей семье. Предки будущего психолога, представители еврейской национальности, в молодости стремились обосноваться в развитой капиталистической стране.
Самуил Маслов и Роза Шиловская иммигрировали в Америку из России и поселились на окраине Бруклина. Отец, профессиональный бондарь, отсутствовал дома с утра до ночи, зарабатывая средства на содержание жены и несовершеннолетних детей.
Скопив достаточную сумму денег, семья сменила место жительства. В нееврейском обществе мальчик впервые столкнулся с рядом серьезных проблем. Абрахама часто дразнили из-за выразительной нетипичной внешности и поведения, выбивавшегося из устоявшихся систем.
В итоге в детстве Маслоу был замкнутым, одиноким, несчастным ребенком, книги из местной библиотеки заменили друзей и подруг. Информация, почерпнутая ребенком из произведений классиков литературы, помогла со временем разобраться с тем, что творилось вокруг.
В школе потомок работящих евреев был любимцем преподавателей, с поразительной легкостью он осваивал самые сложные темы. Мальчик увлекался естествознанием, анатомией и математикой, наслаждаясь разбором арифметических алгоритмов и теорем.
В старших классах по совету родителей он углубился в историю права и поступил в юридический колледж в середине 1920-х годов. На 1-м курсе юноша познакомился с экспериментатором Эдвардом Брэдфордом Титченером, англо-американским «структуралистом», автором научных трудов.
Под влиянием старшего товарища Абрахам сменил специализацию и переехал в город Мадисон, где располагался Висконсинский университет. Заручившись рекомендательными письмами к профессору Гарри Фредерику Харлоу, уроженец Бруклина без экзаменов попал на психологический факультет.
Освоив систематический подход к изучению поведения людей и животных, студент получил диплом бакалавра в 1930 году. Проявившиеся амбиции помогли с легкостью написать и защитить диссертацию, рецензенты считали, что выпускник в будущем превратится в научную звезду.
Остров Кеймада Гранде (Бразилия)
Самый опасный остров на планете. /Фото: i-fakt.ru
Остров Кеймада Гранде представляет собой потрясающе живописное место посреди океана, который располагается в 34 километрах от побережья Сан-Паулу. Красивейшие пейзажи и климат позволили бы называть его райским местом, если бы там можно было оказаться.
Вот только любоваться видами Ilha da Queimada Grande уже много лет можно только с экскурсионного катера, ведь один шаг на райскую землю может в буквально смысле стоить жизни. А все из-за коренных обитателей острова – тысяч змей. Собственно, по этой же причине Кеймада Гранде получило свое второе название — Змеиный.
Золотое копье входит в топ самых ядовитых рептилий в мире. /Фото: pressa.tv
На Кеймада Гранде практически вся территория усеяна клубками рептилий, большинство из которых далеко не безобидны. По информации Novate.ru, на каждые 5 кв. м приходится по змее. Наиболее опасным видом рептилий, населяющих остров, является островной ботропс, или золотая гадюка-копье (также копьеголовая змея). Эта миловидная рептилия с золотистой чешуей входит в список наиболее смертоносных змей на планете.
Автоматический маяк на Змеином острове. /Фото: amsterdamtravel.ru
Человечество не хотело сдавать потенциальный райский уголок во власть рептилиям: в течение нескольких столетий многие люди пытались избавить остров от гадюк, вот только все проведенные мероприятия не дали никакого результата.
Поэтому власти приняли решении предоставить Кеймада Гранде статус заповедника и закрыть его для посещения: туристов подвозят в берегу на прогулочных катерах, но никогда не высаживают их на территорию. Единственный отпечаток цивилизации на Змеином острове – это построенные несколько десятилетий назад маяк, который работает в автоматическом режиме.
Классическая пирамида Маслоу
Несмотря на противоречия, модель твердо вошла в классические инструменты психологии и помогает разобраться в поведенческих факторах. Она простая, понятная и универсальная.
1 ступень – физиологические потребности.
Уровень, характерный для всех живых организмов. Без удовлетворения человек погибнет. К ним относятся: дыхание, сон, еда, вода и т. д.
2 ступень – необходимость чувствовать себя в безопасности.
Базовая потребность, данная всем с рождения, древний инстинкт, помогающий выжить. Ее суть можно понять на примере матери и младенца: если ребенка оставить одного, он будет плакать и кричать, т. к. на подсознательном уровне чувствует опасность. Но стоит маме оказаться рядом и взять его на руки – малыш успокаивается. Теперь он чувствует себя защищенным. Другой пример: страхование жизни и избегание опасных ситуаций.
3 ступень – социальность.
Речь идет о социальных желаниях: заводить знакомства, иметь друзей и семью, чувствовать свою значимость и полезность, причастность. Необходимость выражать любовь и получать ее. Человек – существо социальное и нуждается в обществе. Невозможно полноценно жить вне социума.
4 ступень – уважение.
Стремление к признанию талантов, получение престижа.
Уважение – это фундамент любых отношений. Без уважения невозможно построить крепкую семью и успешную карьеру, наладить контакты с новыми людьми. Признание талантов и престиж вдохновляют и помогают достигать новых целей, чувствовать себя успешным. А это положительно влияет на самооценку.
5 ступень – познание.
Включает в себя новые знания и опыт, полезные навыки. Стремление к новым знаниям заложено с детства. Помогает постигать законы природы и закономерности жизни, хорошо адаптироваться в новых условиях.
6 ступень – эстетические потребности.
Умение видеть прекрасное не только в произведениях искусства, но и в окружающем мире и поведении людей. Человек тянется к прекрасному и гармоничному, чтобы наполнить жизнь положительными эмоциями.
7 ступень – самореализация.
Желание развиваться, самосовершенствоваться и самореализовываться. На первое место выходят духовные нужды: изучать мир, постигать смысл бытия, оставить после себя след в истории. По словам Абрахама Маслоу, удовлетворить ее получается лишь у 2%.
Теория гласит: не удовлетворив низшие желания и перейдя на другой уровень, человек все равно вернется к пропущенному пункту.
Наглядный пример. Семья купила новый комфортабельный дом (удовлетворение эстетических желаний). Но район неблагополучный и чувства безопасности нет. Поэтому глава семьи установил в доме сигнализацию и купил сторожевую собаку(низший уровень).
Плюсы и минусы теории Маслоу
Начнем с плюсов.
Первое, что хочу отметить, для своего времени данная теория была одной из самых ошеломительных, она перевернула мировоззрение многих.
Итак, преимущества:
Она довольно широко используется в маркетинге и в менеджменте.
Ведь теория хорошо показывает, какие потребности людей и в какое время необходимо удовлетворить организациям. Например, во времена кризиса акцент смещается на потребности низших ступеней.
На ее основе разработано довольно много теорий по мотивации, которые до сих пор применяют.
Упорядочила потребности. Людям стало понятно, как индивид переходит от удовлетворения одной потребности к другой.
Данная теория может помочь разобраться в своих мыслях, ценностях, выбрать свое направление деятельности, а также понять, на каком жизненном этапе находишься.
Благодаря ей можно составить долгосрочные планы и прогнозы. Организации могут спрогнозировать, какие потребности будут необходимы для людей через 2-3 года. Тем самым они могут занять эту нишу и получить хорошую прибыль.
Да и вообще, пирамида Маслоу затронула все отрасли жизнедеятельности, бизнеса и тд. Все люди в той или иной степени сталкивались с данной теорией на практике. Для руководителей компаний есть большое поле для размышлений, ведь можно точно узнать, что нужно сотруднику на определенном этапе, и чтобы работа была выполнена хорошо — можно человека замотивировать.
Теперь о минусах.
Недостатки присутствуют в каждой теории, тут нечему удивляться. Критиков много было и есть у этой теории. Итак, к основным недостаткам данной теории можно отнести следующие:
При исследовании данной теории Абрахам Маслоу брал лишь успешных, активных, здоровых людей за образец. Но люди не одинаковые, поведение отличается, поэтому какой-то одинаковой структуры поведения не может быть.
Непонятно, когда, какая потребность удовлетворяется. Какой необходимо брать показатель удовлетворенности. Ведь один человек может быть удовлетворен, что у него есть хлеб и вода, а другому этого мало.
Невозможно также объяснить мотивы неординарных поступков человека. Ведь часто бывают случаи, когда человек что-то делает, но это противоречит его интересам и даже ставит под угрозу его безопасность. Например, когда пожарные спасают людей в горящем доме, они совсем забывают про свою безопасность.
Или, например, поведение творческих личностей также невозможно объяснить, ведь они могут не удовлетворять свои базовые потребности, например, как сон или еда, а удовлетворять эстетические потребности или вообще самую последнюю ступень — потребность в самоактуализации. Художники творят без остановки и не отвлекаются даже на еду, когда поймали вдохновение.
Также этот иерархический принцип является несовершенным, так как очень большое количество людей стремятся удовлетворить сразу несколько своих нужд, они не ждут пока удовлетворятся низшие ступени, им нужно все и сразу.
Иерархия потребностей – 5 ступеней
Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.
Физиологические потребности
Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.
Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.
Потребность в безопасности
Здесь играет роль инстинкт самосохранения
Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”
Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…
Потребность в любви, дружбе, принадлежности
С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет
Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями
В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.
Потребность в признании, уважении
Это следующая социальная потребность личности. Благодаря ее удовлетворению человек займет положение в обществе, в кругу знакомых, сможет показать себя. Для этого ему понадобятся адекватная самооценка и определенные достижения в своей сфере
Здесь важно “гнуть свою линию”, а не подчиняться чужому мнению. Как убрать от него зависимость, читайте тут
Человеку сложно справиться с этой неудовлетворенной потребностью. Когда его не уважают на работе, приходит время ухода с нее. Как это правильно сделать, читайте в этой статье. Если ребенка не уважают в семье, в более или менее самостоятельном возрасте он убегает из нее или в никуда, или за приключениями. Если супруга не слышат и не уважают, рано или поздно наступает развод.
Потребность в самореализации
На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.
Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.
Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.
Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:
- Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
- Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
- Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
- Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
- Эстетические – красота, вкус.
- Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.
Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.
Заключение
На сегодняшний день иерархия потребностей, созданная Маслоу — это уникальная и единственная теория, которая очень сжато и довольно просто рассказывает весь смысл человеческих поступков, а также состояние общества в текущий момент. При этом ее можно применять к любым слоям населения, к любым группам. Он затронул много жизненных и социальных проблем в своей работе. Именно поэтому его теорию называются незаметной революцией.
Стоит отметить, что Абрахам Маслоу был чуть ли не первым психологом, который обратил внимание на какие-то отклонения и негативные стороны индивида
Еще важно то, что он раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любой личности
Что касается дальнейшего использования теории, то, на мой взгляд, нужно всегда учитывать культурные различия и традиции разных этнических и религиозных групп, сообществ
А также принимать во внимание индивидуальные характеристики человека
Автор статьи: Валентина Шакура