Как написать рассказ. авторский замысел. план
Содержание:
Ход занятия:
1. Организационная часть
Дети стоят перед педагогом.
Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри.
Стол
Ножек четыре, шляпка одна,
Нужен, коль станет обедать семья.
Четыре братца
под одной крышей живут,
одним поясом подпоясаны.
Стул
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Сам всегда стоит,
А всем сидеть велит.
Кровать
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я?.
Днем спит на ней подушка.
А по ночам — Андрюшка.
Ребенок, отгадывающий загадку, присаживается за стол
Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
Дети: О мебели
Педагог: А какую еще мебель вы знаете?
Дети отвечают на вопрос.
Педагог: А теперь давайте «посадим» наших птиц на разные деревья. (дерево с летнее на него «посадим» птиц перелетных, а дерево зимнее на него «посадим» зимующих птиц)
После этого дети садятся на свои рабочие места.
Педагог: наши птицы еще и передвигаются по разному?
Педагог: наши птицы питаются также по разному. У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы птицы и то чем они питаются. Возьмите карандаши и соедините стрелками птицу и то чем она питаются.
Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом.
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся за столы)
Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про насекомых. И нам поможет вот такая схема
На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.
Схема: это скворец. Птичка не очень большого размера. У него черное туловище, черные крылья, хвост и голова. Эту птицу легко узнать по желтоватому острому клюву. У скворца блестящие черные перья. Он умеет красиво петь. Он ест насекомых и зерна. Скворец очень хорошо летает. Он живет не далеко от людей в лесу или в парке. Скворец делает себе гнезда из веток. Многие люди к весне делают небольшие домики, которые называются скворечниками. Скворечники вешают на деревья. Весной у этой птицы появляются птенцы – скворчата. Эта птица перелетная. Люди каждый год ждут прилета скворца. Есть такая примета – если прилетел скворец, то пришла весна.
После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ.
2. Заключительная часть
Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).
История написания и публикации
Одной из самых знаменитых робот И. В. Тургенева считается повесть под названием «Муму». Написал он это произведение в 1852 г. Согласно данным историков, повесть основана на реальных событиях, которые произошли в доме, где жила мать Ивана Сергеевича, в Москве. Сам рассказ появился в период пребывания автора в заключении (Тургенев был арестован за публикацию некролога на смерть Гоголя). В то время все, кто не соблюдал цензуру, подвергались репрессиям и преследованию в России. В начале повесть хотели напечатать в «Московском сборнике», но его закрыли за несоблюдение цензуры. Но Тургенев придумал другой план, «Муму» опубликовали в 1854 г. в третьем номере журнала «Современник». После появления повести на свет ее сильно критиковало правительство. Считалось, что читатели могут пожалеть главного героя. Главному редактору журнала «Современник» даже вынесли предупреждение. Но Тургенев воплотил в жизнь свой план, «Муму» смогли прочитать множество людей. Позже, при попытке выдать небольшое собрание произведений Тургенева, пришлось долго добиваться разрешения опубликовать в нем и «Муму». Но в 1856 г. главное управление цензуры наконец дало свое разрешение на печать.
План
- Катерина Петровна проводит старость в отцовском доме.
- Соседская дочь Манюшка ухаживает за старушкой.
- Женщина пишет письмо своей дочери Насте в Ленинград.
- Настя устраивает выставку работ молодого скульптора Тимофеева.
- Настя получает телеграмму о том, что ее мать умирает.
- Тихон показывает Катерине Петровне телеграмму, в которой написано, что Настасья едет к ней.
- Похороны Катерины Петровны.
- Настя приезжает после похорон и всю ночь плачет в комнате матери.
Краткое содержание
В холодном, ненастном октябре Катерине Петровне стало трудно вставать с постели. Ей невмоготу было смотреть на одинокие комнаты ее старого дома, где висели картины ее отца-художника, с которым она давным-давно приехала из Петербурга в родное село Заборье. Дом находился под опекой у музея, но Катерина не знала, какая судьба его ждет после ее смерти.
Манюшка, дочь соседского сапожника, каждый день приносила старушке воду и помогала по хозяйству. За это Катерина отдавала ей свои старые вещи – перчатки, шляпки.
Иногда к Катерине заходил сторож Тихон, чтобы узнать, как у нее дела.
Настасья, дочь старой женщины, жила в Ленинграде. Она не появлялась у мамы уже три года. Мать старалась не писать дочери, чтобы не мешать ей, но всегда о ней думала. Дочь тоже не писала домой, но несколько раз в год отправляла матери деньги – двести рублей.
Один раз ночью кто-то долго стучался в калитку, и Катерине Петровне первый раз за год пришлось выйти на улицу. Но там никого не было. Женщина почувствовала себя очень плохо и написала дочери письмо о том, что она скоро умрет и хочет с ней попрощаться.
Настасья работала в Союзе Художников и была очень занята. Один начинающий скульптор Тимофеев был очень талантлив и подавал большие надежды, и Настя решила во что бы то ни стало сделать этого человека известным. Ей было некогда ехать домой, она занималась организацией выставки Тимофеева.
На открытии выставки все благодарили Настю за проделанную работу. В это время ей передали телеграмму от Тихона о том, что ее мать умирает.
Настя пришла на станцию железных дорог. Билетов не было, но кассирша пожалела ее, и девушка отправилась к маме.
Тихон взял почтовый телеграфный бланк и написал в нем от имени Насти, что она выехала и скоро приедет. Телеграмму он прочел Катерине. В эту же ночь она умерла.
Настасья не успела на похороны, в село она прибыла уже после. Сходив на кладбище, она вернулась в холодную комнату своей мамы и плакала там всю ночь. После она уехала в Ленинград, стараясь, чтобы никто ее не увидел и ни в чем не обвинил.
Главные герои
Основным героем повести является глухонемой здоровяк Герасим, о котором написано ранее. Помимо него, в повести присутствует много разных героев: и дворецкий, и барыня, и башмачник, и прачка, и много других. Из них всех можно выделить Татьяну. Это девушка, работающая прачкой, ей было около 28-ми лет, но выглядела она уже как женщина средних лет. Герасиму нравилась Татьяна, он дарил ей разные подарки, даже защищал от остальной дворни. Но барыня захотела выдать девушку замуж за одного придворного алкоголика, работавшего башмачником. Она приказала дворецкому все устроить, но тот боялся сказать что-то Герасиму, ведь он в порыве гнева мог разнести весь дом.
Этап 3. План как написать книгу. Герои
Описанное выше даст вам общее видение вашего произведения. А дальше всё зависит только от вас.
Искусство — в деталях.
Теперь вам нужно потрудиться над каждым героем и создать для него что-то подобное. Время, потраченное на каждого героя сторицей воздастся, когда вы начнете писать. Если вы продумаете характер, прошлое, мотивы, цели героя — он будет живым, а не плоским. И это будет ощущаться через всю книгу.
Ответьте как минимум на 7 вопросов:
- Имя
- История жизни в одном предложении
- Мотив героя (Что им движет, движущая сила)
- Цель героя. Что он хочет конкретно получить
- Конфликт. Что мешает ему добиться цели.
- Откровение. Что узнает герой во время развития сюжета.
- Короткий сюжет жизни героя.
На каждого героя потратьте не менее часа и опишите ответы хотя бы на один абзац
Вам нужен глубокий портрет героя
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Сюжет книги
Произведение «Муму» — это достаточно грустный рассказ о глухонемом мужчине. В начале произведения автор знакомит нас с достаточно сильным и коренастым мужиком, которого звали Герасим.
Он переехал из деревни в Москву и работал дворником у старой барыни. Естественно, главные герои повести — это Герасим и Муму — собачка, которую подобрал на улице главный герой.
Сама повесть рассказывает о непростой жизни крепостных людей в то время. Одним из них и был Герасим. Он, человек, привыкший к тяжелому труду в деревне, долго свыкался с жизнью в столице и работой дворника. У Герасима оставалось много свободного времени, поэтому он старался выполнять свои обязанности как можно тщательней, тратя на это больше часов. Краткое содержание «Муму» рассказывает читателю о тяжелой доле Герасима, который пытался любить сначала девушку, потом собаку, но у него все отобрали. В итоге он провел остаток жизни в одиночестве.
Краткий пересказ
К лучшему машинисту депо, Александру Васильевичу Мальцеву, определили помощника для работы на скором курьерском поезде.
Мальцев очень скрупулезно проверял состояние механизмов перед работой, не доверяя помощнику, лучше других чувствовал машину, уверенно и сосредоточенно вел поезд. Никакая деталь пути не проходила мимо его взгляда. У Мальцева был особый, необъяснимый талант чувствовать дорогу и не ошибаться в расчетах с набором скорости и поворотах, и под его руководством поезд никогда не опаздывал.
С помощником проработали год до рокового события.
Последний поезд, которым управлял Мальцев, был передан ему с опозданием по плану, и диспетчер попросил сократить время опоздания.
Машинист, помощник и кочегар поддерживали скорость 90 км в час. Из солнечного дня поезд передвигался в буйство природы, грозовые тучи и молнии. Поднялась пыль, стемнело, скорость понизили до 60, было плохо видно дорогу. Перед лобовым стеклом мелькнула вспышка молнии. Помощник и кочегар ее заметили, а Мальцев — нет. Молния ослепила его, но он продолжал вести поезд, так как дорога осталась в его воображении. Вскоре помощник увидел впереди стремительно приближающуюся красную полосу. А Мальцев ее не видел. Помощник машиниста пробовал взять управление в свои руки. Но Мальцев сам перевел поезд в экстренное торможение.
Они остановились в 10 метрах перед паровозом товарного поезда, стоявшего на одной с ними линии. И на тендере был человек, который махал им раскаленной до красна кочергой, чтобы предупредить об опасности. До конечной остановки поездом управлял помощник машиниста, который доложил начальнику депо о произошедшем. На утро зрение Мальцева прояснилось.
Александра Васильевича Мальцева посадили в тюрьму, так как доказать его слепоту следователю не смогли.
Помощник машиниста придумал способ помочь Мальцеву: сделать эксперимент с прибором Тесла, и проверить подверженность машиниста электрическому разряду.
Следователь эксперимент провел, но вторая молния ослепила Мальцева окончательно. Его признали невиновным и выпустили.
Мальцев часто сидел на станции и слушал шум проходящих поездов. Помощник машиниста сдал экзамен и сам стал водить поезд. Однажды он пожалел Мальцева и взял в кабину управления. Они вместе встали за штурвал. Теперь ученик стал учителем. Вновь почувствовав поезд и дорогу, мастер и стал видеть. Он плакал.
Они проговорили до утра, и у бывшего помощника машиниста появилось чувство необходимости в помощи и покровительстве над такими талантливыми людьми как Мальцев, гениями своего дела, душу которых может загубить роковое стечение обстоятельств прекрасного и яростного мира.
Типичные ошибки + примеры
В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.
А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
- Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
- Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
- Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
- Пропущены вступление, заключение.
- Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
- Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
- Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.
Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
- Когда ребенок учится говорить?
- Ребенок не говорит.
- Что нужно говорить малышу?
- Как научить ребенка говорить быстро и четко?
- Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.
Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
Какие ошибки здесь допущены:
- Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
- Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
- Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
- Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.
А вот исправленная версия:
- Вступление.
- Как научить говорить ребенка быстро и четко:
- чтение вслух,
- развивающие скороговорки,
- артикуляционная гимнастика,
- много общения,
- словесные игры.
- Почему ребенок не разговаривает?
- Типичные ошибки родителей:
- назойливое обучение,
- недостаток внимания.
- Заключение.
Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.
Пересказ
Повествователь ведет воображаемый диалог со своим племянником Женей. Когда ребенок вырастет, он, возможно, уже не вспомнит, каким был шалуном. В своих желаниях он не знал удержу, страстно и настойчиво добиваясь исполнения своих капризов. С другой стороны, когда этот пыл утихал, ребенок снова становился послушным, ласковым, любящим.
В один из дней ребенок проснулся с горячим желанием, чтобы дядя сегодня же, сейчас же показал ему цифры. Женя требовал, чтобы сразу же ему купили цветные карандаши, бумагу, выписать детский журнал. Дяде не хочется это делать, и он врет ребенку, что сегодня выходной день, и купить это всё невозможно. Ребенок спорит и капризничает, но и бабушка поддерживает дядю, они вместе убеждают мальчика, что сделать это сегодня нельзя. Женя просит хотя бы показать цифры, но и в этом ему отказывают, откладывая на завтра. Мальчик с угрозой говорит, чтобы дядя запомнил свои слова.
Ребенок придумал себе раздражающую взрослых игру: он подпрыгивает и звонко ударяет пятками по полу. Женя не обращает внимания на замечания старших или пререкается с ними. Дядя резко повышает на него голос, шлепает и выталкивает из комнаты. Чувствуется, что сам он жалеет о своих поступках, но, по собственному признанию, испытывает в этот момент приступ неконтролируемой злобы.
Мальчик закатывается в крике, намеренно вызывает к себе жалость, крича, как ему больно. Взрослые не обращают на него внимания. Бабушка готова войти в детскую и утешить Женю. Но взрослые сдерживают эти порывы. Ребенок вдоволь накричался и затих.
Взрослые и после этого не заходят в детскую, выдерживают характер. Наконец, они по одному, то дядя, то бабушка входят к ребенку так, как будто им что-то необходимо взять. Ребенок сидит на полу и играет со своими простенькими игрушками, коробками спичек. Мальчик вымещает свою обиду тем, что сообщает дяде, что больше никогда ничего ему не подарит и даже подаренное раньше возьмет назад. Бабушка говорит, что, если ребенок будет так себя вести, дядя к ним больше не приедет, а она сама скоро умрет от переживаний. Взрослые делают вид, что совсем забыли о ребенке, называют его злым.
Бабушка продолжает стыдить мальчика за его плохое поведение. Теперь, по прошествии времени после этой ссоры, дядя думает о том, как наивен, открыт, искренен в своих желаниях был маленький человек, но жизнь в лице мудрых взрослых охладила его пыл, заставила долго ждать желаемого, просить, гадать о том, сбудется ли мечта. Они считали, что таким образом они не избалуют ребенка, подготовят его к жизни.
Наконец ребенок вышел из детской, попросил прощения у дяди и снова попросил показать ему цифры. Дядя согласился. Очень стараясь ребенок выписывал на бумаге и повторял: «Один, два, три…». Дядя запомнил, что тройку он писал, как заглавную букву Е.
Как составить план рассказа?
Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.
Составление плана рассказа
Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:
- Определитесь с темой рассказа.
- Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
- Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
- Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
- Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
- После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.
План готового текста
Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:
- Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
- Разделите текст на четыре части:
- завязку;
- развитие сюжета;
- кульминацию;
- развязку.
- Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
- Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
- Проделайте эти же процедуры с другими частями.
Виды планов
Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:
- вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
- тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
- назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
- план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);
- комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.
Композиция текста
При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:
- Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
- Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
- Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.
- Кульминация – наивысшая точка развития событий.
- Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.
Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.
Популярные сочинения
- Сочинение Огород Огород, казалось бы, отошел в прошлое. Думали уже, что это только раньше: у каждого свой огород, где каждый выращивает себе на стол овощи, ягоды всякие… А сейчас вроде только дедушки с бабушками ещё ездят на дачи
- Сочинение «Доброта лучше красоты» Среди многочисленных понятий в нашей жизни, которые напрямую связаны с человеком, есть такие, без которых существование людей на земле немыслимо.
- Сочинение Человек, который мне нравится (для 7, 8 класса) На самом деле есть много людей, которые вызывают мою симпатию и уважение. Но в своем сочинении я хочу рассказать про определенную личность, с которой я знакома уже много лет.
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
- Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
- Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
- Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
- Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
- Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
- Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
- Царевна выходит из леса к терему богатырей.
- Богатыри и царевна.
- Старушка дает царевне яблоко.
- Богатыри стоят возле мертвой царевны.
- Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
- Королевич Елисей нашел царевну.
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.