«прозрачный бизнес» приказал долго жить? фнс выложила zip-архивы
Содержание:
О проекте
Проверка контрагентов по системе «Прозрачный (белый) бизнес» даёт положительные результаты и выводит предпринимателей на новый уровень развития.
Проблемы с запуском
Законопроект о создании новой системы налоговой отчётности оглашён в начале зимы 2016 года. На разработку и запуск сервиса выделили полгода и уже в середине лета 2017 года планировали обрадовать предпринимателей.
Но работа затянулась по причинам:
- нехватка кадров – программистов в государственных учреждениях. Количество IT-специалистов снижается, так как кадры стремятся зарабатывать больше и уходят в фирмы за границу. Чтобы избежать утечки, государство разрабатывает проекты поощрения IT-специалистов;
- недофинансирование. На сервис «Прозрачный бизнес» для налоговиков (ФНС) выделили несколько миллионов рублей, но по факту этой суммы оказалось мало. Чтобы получить новый транш, дожидались утверждения бюджета на следующий год;
- недостача данных о налогоплательщиках. Когда стали проверять зарегистрированных предпринимателей, обнаружилось, что 25 % из них не подавали сведений о деятельности в среднем 2-4 квартала;
- наличие ошибок и недостоверных сведений. Здесь сыграл роль человеческий фактор. В налоговой службе также не хватает кадров. Сотрудники перегружены работой. Введение массовой информации и её плохая проверка приводит к недочётам.
Ошибки исправлялись по мере их поступления. Электронный сервис – ресурс «Прозрачный бизнес» сначала заработал в тестовом режиме.
Цели
Главная задача создания ресурса – организовать доверительные отношения между предпринимателями разных групп и сфер деятельности. Бизнесмены узнают о контрагентах максимум информации в доступном режиме до заключения сделки. По сути – это защита от составления контрактов с негативными последствиями.
«Белый» ресурс ФНС или «Прозрачный бизнес» даёт доступ к следующим сведениям:
- полное и сокращённое название организации, ИП, фирмы. А также юридический адрес, ФИО владельца, контактные данные, дата регистрации;
- сумма выплат налогов и сборов за конкретный период. Дополнительно предоставляются сведения о задолженности по работе с ФНС;
- бухгалтерская отчётность. Всенародному доступу открывается информация о доходах и расходах предприятий, ИП прочее;
- сведения о штатной работе. Фиксируются сведения о количестве принятых и уволенных сотрудников за предыдущий год;
- информация об использовании сервиса. В базу занесены ещё не все предприятия и организации. Но сервис постоянно обновляется. Для обнародования информации у компаний разрешения не спрашивают.
Акцент внимания ставится на задолженности выплат в налоговую службу, пенсионный фонд и фонд социального страхования. Доступ к материалам имеют предприниматели и все граждане страны.
Неправильные сведения
Разумеется, «Прозрачный бизнес» позволяет пробить не только чужие компании, но и свою. Многие бухгалтеры и руководителя любят баловать себя такой возможностью. Однако иногда становится очевидно, что система выдаёт явно некорректные данные о компании. Что делать в этом случае?
Решение есть: необходимо отправить заявку с помощью опции «Сообщить об ошибке в данных своей компании». Однако это уже более ответственный запрос. Чтобы его сделать, нужна:
- электронная подпись;
- или пароль личного кабинета компании с сайта Налоговой службы России.
Также см. «Прозрачный бизнес»: электронный сервис ФНС».
«Прозрачный бизнес»: Дни минувшего будущего
Налоговики планировали в период с 15.11.2017 по 01.06.2018 г.г. доработать программное обеспечение, технические средства, проанализировать корректность отражения данных. По всей видимости, этого сделать не удалось. Похоже, что для налоговиков это тоже стало неожиданностью, так как они рекомендовали организациям погасить налоговую задолженность до 1 мая 2020 года и тем самым избежать репутационных потерь. То есть, были уверены, что сервис с 1 июня 2020 года заработает. Но нет. Запуск интерактивного сервиса снова отложили.
Официальной причиной переноса даты открытия было названо большое количество обращений со стороны бизнеса. ФНС приняла решение дать компаниям дополнительное время для проведения с налоговыми органами сверок данных, которые в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ перестали являться налоговой тайной.
Чем этот сервис полезен бизнесу?
Отвечая на этот вопрос, сначала нужно уточнить, что в случае если организация захочет официально получить информацию о контрагенте, сделать это будет невозможно. ФНС на такие запросы информацию не предоставляет, исключение сделано только для случаев, предусмотренных федеральными законами.
А теперь на двух примерах уточню, чем может быть полезен бизнесу сервис, а в чем он не принесет никакой пользы.
Зачастую организации, находящиеся на общей системе налогообложения, стараются заключать договоры с контрагентами, являющимися плательщиками НДС. Недобросовестные контрагенты пользуются этим, указывая в договоре заявленную сумму с НДС. И только при получении первичных документов организации узнают, что партнер, с которым заключен контракт, не уплачивает НДС, например, потому что он применяет упрощенную систему налогообложения.
Теперь о применении специальных режимов контрагентом можно будет узнать до заключения контракта. Ранее такое подтверждение возможно было получить только у самого контрагента, так как ФНС подобных данных не предоставляет.
Обратите внимание
Обратите внимание: порядок внесения изменений в опубликованные данные пока не установлен. Будем надеяться, что реакция на содержащиеся в картотеке ошибки будет быстрой и своевременной
Подтвердить применение УСН до появления нового сервиса мог только сам контрагент, направив письменный запрос в налоговый орган по месту своего учета и в ответ получив информационное письмо о подтверждении применения «упрощенки».
Теперь компания может узнать, какую систему налогообложения применяет будущий деловой партнер.
А вот иной пример. Проверка средней численности сотрудников поможет определить, действительно ли компания сможет осуществить работы, услуги, заказанные вашей организацией. Однако этот показатель субъективен: работники могут быть в текущем году уволены, а данные, размещенные на сервисе, как отмечалось выше, опубликованы на прошлый год.
Что есть в ПБ
В сервисе содержатся:
- идентификационные реквизиты организаций;
- сведения об основном виде деятельности и уставном капитале организаций;
- сведения об адресе организации и наличии информации о недостоверности указанного адреса;
- сведения о наличии недостоверных сведений об органах управления организаций;
- сведения о многократном участии органов управления организаций в других компаниях;
- сведения о включении организации в реестр субъектов МСП;
- сведения о публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации»
Используя сервис, пользователь может оперативно получить сведения:
- из ЕГРЮЛ;
- из реестра дисквалифицированных лиц;
- из единого реестра субъектов МСП;
- сведения из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц;
- сведения из единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях;
- о многократном участии физлица в организациях;
- об адресах, указанных при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами;
- о лицах, подпадающих под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Плюсы и минусы
И все же сервис будет полезен для предпринимателей:
— Он, безусловно, повысит прозрачность бизнеса — компании не смогут врать на тендерах или при переговорах о том, что у них в штате «сотни дипломированных специалистов в требуемой отрасли» или «многомиллионные контракты».
— Появятся более объективные рейтинги компаний в разных отраслях (ведь сведения об участниках рейтинга будут получены не от самих компаний, а из объективных источников). Это станет стимулом для компаний, участвующих в рейтингах, избегать черных оборотов и псевдосотрудников за штатом.
Но у прозрачности, конечно, есть и обратная сторона, и иногда она будет вредить предпринимателям:
— Возрастает цена ошибки. Например, если компания случайно заплатила налоги некорректно, но быстро урегулировала претензии налоговой инспекции, то об этой оплошности мог никто и не узнать. Теперь же эти сведения могут стать клеймом на ее репутации (отсутствие претензий со стороны налоговой часто являются критерием для выбора контрагентов).
— Легче станет работать рейдерам. Часто рейдерам для атаки на бизнес необходимо максимально изучить его. Конечно, при рейдерских атаках нередко используется административный ресурс, и все требуемые сведения достаются из закрытых источников. Но теперь — даже «рейдеры-любители» смогут легко получать необходимую информацию.
— Учитывая не очень успешный опыт предыдущих попыток запуска сервиса, есть риск, что и сейчас он будет запущен со сбоями. Например, нечаянно раскроются лишние сведения. Или часть сведений будет указана некорректно. Хотя ФНС и является одним из лидеров среди госорганов по автоматизации своей деятельности, сюрпризы вполне возможны.
Юристы протестировали новый сервис ФНС, раскрывающий данные по компаниям
Федеральная налоговая служба решила «беспрецедентно повысить открытость информации о юрлицах» — для этого она запустила электронный сервис «Прозрачный бизнес»: благодаря ему в открытом доступе можно узнать, есть ли долги у той или иной компании, ее доходы и расходы, а также численность сотрудников. Право.ru предложило юристам протестировать систему и рассказать, позволит ли она оградить от контактов с мошенническими фирмами.
Раскрыть данные корпораций и госкомпаний предложили эксперты «Открытого правительства»: вопрос обсуждался на уровне властей прошлой весной — и вот, год спустя, идея воплотилась в жизнь. В соответствии со ст. 102 НК открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну, но до принятия Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 1 мая 2021 года они не были доступны для общественности.
Первые наборы планировалось разместить только на следующей неделе, но их представили раньше времени. До конца года сведения будут размещаться отдельными блоками: в них войдет информация о налоговых правонарушениях юрлиц и решения о привлечении их к ответственности. Чуть позже появится информация и об уплаченных компаниями суммах страховых взносов ФНС. Все это делается для того, чтобы «дать возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при заключении контрактов». «И граждане, и государство, и бизнес имеют право знать, какие компании зарекомендовали себя как добропорядочные, а где дела идут не очень хорошо, какая компания находится на грани банкротства, а в какой имеют место махинации и нарушения налогового законодательства, — комментирует инициативу министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. — Сами компании, осознавая публичность такой информации, в свою очередь, будут тщательнее заботиться о своей деловой репутации».
Юрист налоговой практики Goltsblat BLP Дмитрий Малкин, протестировав сервис, говорит, что уже сейчас из него можно узнать:
- адрес регистрации, а также количество иных организаций, находящихся по этому адресу;
- какой режим налогообложения применяет организация;
- информацию о привлечении организации к налоговой ответственности;
- сумму задолженности по налогам, пеням и штрафам;
- суммы уплаченных налогов (НДС, налог на прибыль);
- суммы доходов и расходов, которые несла организация;
- среднесписочную численность сотрудников — для этого достаточно знать ИНН (ОГРН или название) организации, чтобы найти информацию о ней
Вместе с тем у Маликовой вызывает вопросы отсутствие в «Прозрачном бизнесе» сведений о лицах, находящихся в режиме банкротства: хотя это и соответствует цели программы «защищенность при выборе контрагентов Кроме того, если при банкротстве контрагента сведения из сервиса будут исключаться, то это создаст дополнительные трудности для налогоплательщика в отстаивании своей позиции», — добавляет юрист.
- Налоговые споры, Юридическое сообщество, Суды и судьи
- ФНС РФ
К чему нужно быть готовым
Чтобы не потерять важного клиента и не проиграть тендер, необходимо до публикации сведений понимать, какие данные о вашем бизнесе отобразятся в сервисе ФНС. А значит, нужны внутренние процедуры юридического и налогового комплаенса: они занимают немного времени, но при правильной организации помогают заблаговременно выявлять проблемы и устранять их до того, как они станут публичными
Регулярно отслеживайте информацию на сервисе. В налоговой службе тоже работают люди, и они (как, впрочем, и роботы) могут ошибаться. Если вы увидите недостоверные сведения о вашей компании — необходимо будет немедленно обжаловать в налоговой их публикацию и добиться исправления ошибок.
Мониторьте своих основных контрагентов при каждом обновлении сведений в сервисе. Если вы увидите динамичное падение выручки или сокращение персонала — это сигнал, что компания может перестать платить по своим счетам или не сможет выполнить все обязательства перед вами.
Найдите контрагента для проверки
Система ФНС проверяет не правильность оформления документов контракта, а его реальность. Это губит фирмы-однодневки, которые постоянно пытаются укрыться от налогов.
Этапы поиска и проверки контрагентов:
- Изучение информации. Из поиска выбирают 2-4 кандидата, подходящих для осуществления той или иной сделки. Критерий поиска по сервису – выполнение обязательств перед государством.
- Запрос о регистрации бизнеса и выписок из реестра. В целях мониторинга раздобывают информацию о работе организации. Чтобы проверить ИП по системе «Прозрачный (белый) бизнес, есть возможность получить доступ ко всем документам, которые подтверждают легальность деятельности.
- Проверка адреса регистрации бизнеса. Ещё один момент, что вызвает недоверие к контрагенту – указание неверных данных по местонахождению. Проверка показывает количество фирм, зарегистрированных по предоставленному адресу. Если их больше 2-х, значит сведения неправдивые.
- Проверка главного директора или владельца фирмы, компании, организации прочее.Наводят данные о наличии контрагента в реестре дисквалифицированных лиц, с которыми суд не рекомендует сотрудничать.
- Изучение оборотов. Регулярность финансовых операций, а также большое количество сотрудников (от 100) говорит о том, что компания работает слажено, без перебоев. Фирмы-мошенники проводят 2-3 операции и закрываются, в их штате работников начисляется 5-10 человек.
- Получение информации о банкротстве. Для этого также запущен специальный сервис. Через него проверяют не находится ли компания на стадии банкротства. Если это так – то с таким контрагентом сотрудничать недопустимо, так как он не имеет никакого права заключать договора.
Проект ФНС «Прозрачный (белый) бизнес»даёт возможность проверки сведений в системе судебных приставов.
Проблемы в работе ресурса
Так как сервис запущен несколько месяцев назад, в его работе ещё есть недочёты. Но постепенно они будут устраняться. Так обещает государство и тем самым успокаивает, мотивирует пользователей.
Есть следующие проблемы:
- Сбои в работе ресурса. Доступ к информации то открыт, то закрыт. В поисковых системах выскакивает запрос – «не работает сервис прозрачный (белый) бизнес».
- Неполная база. Внесены сведения крупных организаций, которые имеют опыт работы и репутацию. Минимум сведений о мелких фирмах, их оборотах.
- Недостача информации о работе с сервисом. Нет подробных пошаговых инструкций, как искать материал, где и т.д. Не хватает видео-рекомендаций, снятых по принципу – пользоваться как этим сервисом, что собой представляет ресурс «Прозрачный (белый) бизнес».
- Нет доступа по банковским задолженностям и кредитам. Это интересует бизнесменов, которые ищут партнёров. Наличие кредитов, их выплата – показатель работы фирмы и профессионализма её директора.
- Интерфейс требует доработки. Пользоваться услугой пока что не удобно, некоторые базы тяжело найти. Структуры некоторых страниц желательно упростить для визуального восприятия.
Ресурс добавляет больше ответственности к налогоплательщику.
Открытый доступ к деятельности предпринимателя мешает проделывать незаконные операции.
Этот интернет-ресурс также упрощает работу налоговой службы, экономит время на проверки и рейды. Правительство страны заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, поэтому с каждым годом появляются новые проекты для упрощения систем аудита и мониторинга.