Русский язык

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

ТОП-10 советов по изучению русского языка

Мы собра­ли реко­мен­да­ции от педа­го­гов и линг­ви­стов, кото­рые упро­стят про­цесс «зазуб­ри­ва­ния» пра­вил и помо­гут обо­га­тить сло­вар­ный запас. Попробуйте при­ме­нять их в ходе обу­че­ния, что­бы понять, как быст­ро выучить рус­ский язык, и начать полу­чать удо­воль­ствие от его изучения.

Больше читай­те

Возьмите за пра­ви­ло чаще читать то, что вам нра­вит­ся. Это не обя­за­тель­но долж­ны быть кни­ги клас­си­ков — будет доста­точ­но даже постов из паб­ли­ков в соци­аль­ных сетях. Главное, что­бы тек­сты в них были напи­са­ны гра­мот­но и с исполь­зо­ва­ни­ем широ­кой лексики.

Создавайте обра­зы языка

Когда вы чита­е­те, вы запо­ми­на­е­те напи­са­ние слов. Но толь­ко при усло­вии, если обра­ща­е­те на них вни­ма­ние. Сформируйте в себе то, что назы­ва­ют «врож­ден­ной гра­мот­но­стью». Видите сло­во, кото­рое напи­са­ли бы ина­че? Запомните его и боль­ше нико­гда не пиши­те «сим­па­тич­ный» с бук­вой «о» или «дев­чон­ка» с «е».

Не про­пу­сти­те:

Интересуйтесь исто­ри­ей

Вы зна­е­те исто­рию сло­ва «обра­зо­ван­ный»? А ведь есть инте­рес­ная тео­рия о том, что оно про­ис­хо­дит от сло­ва «образ», то есть обра­зо­ван­ный чело­век ста­но­вит­ся едва ли не подоб­ным Богу.

А И таких инте­рес­ных исто­рий тыся­чи. Просто най­ди­те их.

Научитесь видеть струк­ту­ру слова

Разбивайте сло­ва на мор­фе­мы – выде­ляй­те кор­ни, при­став­ки, суф­фик­сы и окон­ча­ния, под­би­рай­те одно­ко­рен­ные сло­ва. Это помо­жет видеть «про­блем­ные» обла­сти и рабо­тать над ошибками.

Задействуйте мне­мо­ни­ку

Мнемоника пред­по­ла­га­ет поиск ассо­ци­а­ций. Не може­те запом­нить пра­ви­ло напи­са­ния сло­ва? Подберите ассо­ци­а­цию, най­ди­те мне­мо­ни­че­ские мар­ке­ры. Можно исполь­зо­вать даже те, кото­рые будут казать­ся сума­сшед­ши­ми или странными.

Чаще общай­тесь с гра­мот­ны­ми людьми

Больше общай­тесь пись­мен­но и ста­рай­тесь выби­рать в собе­сед­ни­ки гра­мот­ных людей. Это не зна­чит, что вы долж­ны отстра­нить­ся от дру­зей. Просто чаще всту­пай­те в диа­ло­ги с теми, кто пишет гра­мот­но и обла­да­ет боль­шим сло­вар­ным запасом.

Используйте обу­ча­ю­щие приложения

Установите на смарт­фон обу­ча­ю­щие при­ло­же­ния вро­де «Слова дня», «Отличника по рус­ско­му» или «Глазария язы­ка». Как мож­но чаще откры­вай­те их в сво­бод­ное вре­мя: напри­мер, в обе­ден­ный пере­рыв или в обще­ствен­ном транспорте.

Объявляйте охо­ту на незна­ко­мые слова

Во вре­мя чте­ния или сер­фин­га в Интернете ста­рай­тесь созна­тель­но искать незна­ко­мые сло­ва и сло­ва, в пра­виль­ном напи­са­нии кото­рых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошиб­ки

Добавьте к запо­ми­на­нию эмо­ций: напи­ши­те сло­во непра­виль­но и посмот­ри­те на него. Искренне воз­не­на­видь­те ошиб­ку и задай­те себе рито­ри­че­ский вопрос: «Ну как же мож­но так писать?». Затем напи­ши­те сло­во пра­виль­но и оце­ни­те кра­со­ту его гра­мот­ной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вме­сте сло­ва, напи­са­ние кото­рых часто вызы­ва­ет у вас про­бле­мы. Возьмите блок­нот или тет­радь, запи­ши­те туда их и их сло­во­фор­мы. Как мож­но чаще обра­щай­тесь к сво­е­му сло­ва­рю и напо­ми­най­те себе о пра­виль­ном напи­са­нии «про­блем­ных слов».

Резюме

Как выучить рус­ский язык быст­ро, лег­ко и само­сто­я­тель­но? Полюбить сам про­цесс его изу­че­ния. Постарайтесь как мож­но боль­ше читать, раз­би­рать и повто­рять пра­ви­ла, исполь­зо­вать мне­мо­ни­че­ские при­е­мы и созда­вать обра­зы слов. Отдавайте пред­по­чте­ние в пись­мен­ном обще­нии гра­мот­ным людям, у кото­рых есть чему поучить­ся. Создайте соб­ствен­ный сло­варь «про­блем­ных» слов и чаще обра­щай­тесь к нему. Не забы­вай­те при­ме­нять зна­ния на прак­ти­ке – регу­ляр­но про­ве­ряй­те себя на гра­мот­ность с помо­щью тестов.

Скачать ста­тью: PDF

Фонетика и фонология

Основная статья : Русская фонетика

Фонетическая структура современного литературного русского языка включает 42 характерных одиночных звука ( фонемы ), которые в свою очередь можно разделить на 6 гласных и 36 согласных звуков. Обширный набор фонем в русском языке объясняется характерным для славянских языков характерным произношением, а именно тем, что большинство русских согласных произносятся как твердые, так и мягкие ( палатализованные ). Однако это не аллофоны , а отдельные фонемы, потому что каждый из этих вариантов произношения имеет разное значение. В некоторых есть особая фонема, в которой некоторые согласные преимущественно твердые или палатализированные, либо произносятся несколько иначе (например, гортанный ).

Произношение русских гласных и согласных варьируется в зависимости от их положения в слове. В случае гласных различают ударную и безударную позицию. Например, «о» произносится как в ударной позиции и как или в безударной позиции. Произношение многих русских согласных, в свою очередь, определяется другими согласными, которые следуют за ними. Например, все звонкие согласные не только произносятся безмолвными в конце слова, но также и тогда, когда они предшествуют другому глухому согласному.

В отличие от немецкого, длина гласных в русском языке не отличается по значению (как, например, в WallWahl ) и не имеет решающего значения для правильного произношения слова. Ударные гласные обычно произносятся полудлиной. С другой стороны, безударные гласные короткие и часто качественно отличаются от соответствующих ударных гласных. Таким образом, безударное «о» всегда становится (кратким) «а» (так называемое аканье, akanje); безударные е или я явно идут в направлении i (иканье, ikanje). Примеры: молоко (Moloko, молоко) / məlaˈkɔ / пятнадцать (Pjatnadzat, пятнадцать) / pˈitɨnatsɨtʲ / земля (Semlja, страна) / zʲimˈlʲa /. И дифтонги, и две разные последовательные гласные в целом произносятся как отдельные звуки (например, B. K oo peration, nude ue ll, Mus eum , g egg fumes ). Исключение составляют дифтонги, образованные с помощью й (и краткое, i kratkoje = короткое i, сопоставимо с немецким j) : ой (подчеркнуто) = как eu / äu в немецком языке, ай = ei / ai в немецком языке. Связь ао / ау иногда превращается в дифтонг в иностранных словах: Фрау (женщина как приветствие гражданину Германии). Е (je) перед палатализированными согласными обычно становится более замкнутой гласной : кабинет (кабинет, учеба, учеба) / kabʲiˈnʲɛt /, с другой стороны, в кабинете (w kabinete, в этюде) / fkabʲiˈnʲetʲɛ / Другие примеры: университет (Uniwersitet, Universität), газета (Gazeta, газета).

Гласные звуки

В русском языке 6 монофтонгов в ударном слоге (но ɨ часто рассматривается как аллофон i).

Русские монофтонги
  фронт центральный назад
закрыто ​я​ ​ɨ​ ​ты​
Средняя ​е​   ​О​
открыто   ​а​  

В безударных слогах, однако, средняя строка с e и o опускается , поскольку e либо совпадает с i (в основном), либо с a (в флективных окончаниях), а o всегда совпадает с a . В результате, например, в прилагательных женская форма (пишется -ая [ -aja ]) и нейтральная форма (пишется -ое [ -oje ]) обычно неразличимы. Писание ничего об этом не говорит; Есть также диалекты, в которых безударные гласные иногда даже лучше дифференцируются, чем в литературном языке.

Согласные буквы

В русском алфавите 36 согласных . Из них 16 встречаются парами с палатализованным и нефтенализованным звуками. Звуки / ⁠ ts ⁠ / , / tɕ / , / ⁠ ʐ ⁠ / и / ⁠ j ⁠ / не имеют точных аналогов.

В таблице содержится только неналатализированный вариант каждой пары согласных.

Русские согласные
  двугубый губо- стоматологический альвеолярный пост- альвеолярного небный веляр
Взрывчатые вещества ​p ​ b​​   ​т ​ д​​     ​к ​ г​​
Аффрикаты     ​ts​    
Носовые ​м​   ​п​      
Яркие     ​р​      
Fricatives   ​f ​ v​​ ​s ​ z​​ ​ʂ ​ ʐ​​   ​Икс​
Приближенные         ​j​  
Боковой     ​л​      

Словесное ударение

Основная статья : Словесное ударение в русском языке

Ударение слова ( ударение ) имеет важное и часто дифференцирующее значение в русском языке. Неправильно подчеркнутые слова могут вызвать трудности в понимании, особенно если они изолированы от лингвистического контекста или произносятся индивидуально

В лингвистической литературе русское словесное ударение, в частности, именуется «свободным» и «гибким». Например, смещение ударения в некоторых русских словах создает их различные формы склонения .

интонация

В русской дидактике существует семь различных интонационных конструкций (интонационные конструкции), которые обозначаются от ИК-1 до ИК-7 и идентифицируют разные типы утверждений и вопросов.

1-4 классы

  • Алфавит. Буква Й
  • Алфавит. Буква С
  • Аннотация
  • Буква Ю и звуки, которые она обозначает
  • Буквы Я, я. Звуки буквы я
  • Дополнение
  • Единственное и множественное число глагола
  • Единственное и множественное число имён существительных
  • Звонкие и глухие согласные звуки
  • Звук , буквы А, а
  • Звук и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й
  • Звуки , буквы Т, т
  • Звук и буква И
  • Звук и буква О
  • Звук и буква У
  • Звук и буква Э
  • Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе
  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • Имена существительные собственные и нарицательные
  • Имя существительное. Род имён существительных
  • Как установить связь слов в предложении
  • Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах
  • Обстоятельство
  • Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами
  • Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные
  • Омонимы. Как найти омонимы в толковом словаре
  • Описание деловое и художественное
  • Определение
  • От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка
  • Падежи
  • Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова
  • Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
  • Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
  • Правописание падежных окончаний имён прилагательных
  • Правописание падежных окончаний имён существительных
  • Правописание предлогов и приставок
  • Правописание слов с разделительным Ь
  • Предложение. Главные члены предложения
  • Предложение. Интонация. Логическое ударение
  • Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
  • Проверка парных согласных звуков в корне слова
  • Простое и сложное предложения. Союзы
  • Прямое и переносное значение слов
  • Речевой жанр — рассказ
  • Речь в жизни человека. Речь устная и письменная
  • Слова близкие и противоположные по значению
  • Слова названия действий предметов
  • Слова с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре
  • Слова – названия признаков предметов
  • Слово и его значение. Знакомство с толковым словарём
  • Слоги
  • Собственные имена имена, отчества, фамилии, клички
  • Собственные имена названия стран, городов, рек, улиц
  • Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН
  • Сочетания букв ЧА ЩА, ЧУ ЩУ
  • Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
  • Типы предложений по цели высказывания
  • Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём
  • Фонетический разбор слова
  • Что обозначают буквы е, ё, ю, я
  • Что такое глагол
  • Что такое текстописание
  • Что такое части речи?
  • Ь –показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине
  • Язык — к знанию ключ

Трудности изучения

Иностранцам, взявшимся за русский язык, приходится учить множество правил, синонимов и исключений. В русском нет установленного порядка слов, подлежащее и сказуемое можно менять местами, и это не будет ошибкой, но из-за этого может поменяться смысл всего предложения. Все возникающие сложности можно разделить на несколько групп.

Алфавит

Основная сложность русского алфавита состоит в том, что многие народы мира привыкли к латинскому написанию слов. Поэтому, когда иностранцы сталкиваются с кириллицей, возникают сложности. Она труднее — целых 33 буквы, большое количество звуков не совпадает с буквенной частью.

Произношение

При изучении фонетики русского языка иностранцам приходится осваивать новые звуки, которые отсутствуют в их родном языке. Например, сложно выговорить звук , сочетание труднопроизносимо для иностранцев. Например, «тихоокеанский».

Ударение в русском языке подвижное, не закреплено за определенным слогом слова, поэтому иностранцам сложно запомнить, где его ставить. К примеру, в латышском и чешском языке ударение всегда ставится на первый слог.

Грамматика

Грамматика сложна тем, что в русском языке есть 6 падежей каждого существительного и прилагательного. Например, «стул — стула, стулу, стулом, стульев…». Есть глаголы совершенного и несовершенного вида, окончания которых меняются в зависимости от времени и рода. А многообразие причастий, деепричастий и отглагольных прилагательных способно «сломать мозг» любому иностранцу.

Сложность русского языка складывается из алфавита, произношения и грамматики. ФОТО: UNSPLASH.COM

Как на уроках русского языка для иностранцев работать над диалогами?

При работе над диалогами на уроках русского языка для иностранцев мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

1. Преподавателю нужно прочитать диалог, отделяя реплики разных людей более длинными временными промежутками. Если у Вас сильный ученик, то первый раз иностранцу лучше прослушать диалог, не смотря в книгу. Если ученик слабый, то он может слушать диалог и следить по тексту.

2. Теперь иностранец должен прочитать диалог по книге и перевести его (если это групповые занятия, то иностранцы читают диалог по ролям)

Преподавателю нужно обратить внимание иностранца на те места в диалоге, которые иностранец не совсем понял (объяснить лексику, грамматику, модели построения предложения)

3. После этого надо попросить иностранца закрыть книгу. Преподаватель читает реплики одного из участников диалога, а ученик должен отреагировать на реплики в соответствии с ситуацией в диалоге. Ученик не обязательно должен дословно воспроизводить реплики из диалога. Если иностранец делает ошибки, то преподаватель должен объяснить иностранцу, почему так сказать нельзя и как лучше выразить эту мысль. (Если урок русского языка проходит с группой иностранцев, то на реплики преподавателя иностранцы отвечают по очереди).

После этого преподаватель меняется с учеником ролями, т.е. преподаватель читает реплики другого персонажа диалога (книга у иностранца закрыта!).

! Если Ваш ученик говорит, что все понял и хочет идти дальше, не проработав диалог (не ответив на все реплики преподавателя из диалога с закрытой книгой), то иностранцу нужно объяснить, что понять – мало, это только первая ступень: чтобы говорить по-русски легко и с удовольствием в реальных жизненных ситуациях, необходимо выработать автоматизм в речи. И данное упражнение поможет это сделать.

Если иностранец делает много ошибок в диалоге, то к этому диалогу нужно вернуться в конце урока и на следующих уроках, пока иностранец не сможет быстро и без ошибок реагировать на реплики.

4. Обсудить с иностранцем данный диалог: например, спросить у иностранца, как бы он поступил на месте персонажей. Если это диалог в магазине, спросить, что он обычно покупает, часто ли он ходит в магазины, в какие магазины он ходит, любит ли он готовить и есть дома или предпочитает ходить обедать в кафе и рестораны, он предпочитает покупать вкусные продукты или полезные продукты и т.д.

Для примера посмотрите, как реализуется этот принцип в учебнике издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»:Скачать диалоги для иностранцев, изучающих русский язык — стр.12Скачать диалоги для иностранцев, изучающих русский язык, продолжение — стр.13Скачать вопросы на понимание текста и для обсуждения — стр. 14Скачать вопросы на понимание текста и для обсуждения, продолжение — стр. 15

Если учебник русского языка для иностранцев или учебное пособие не содержит вопросов на понимание текста, Вам обязательно нужно самим придумать и задать вопросы иностранцам, чтобы убедиться, что они поняли смысл прочитанного правильно, а также могут выразить свои мысли. После этого нужно обсудить прочитанный текст с иностранцами (для примера используйте страницы 12-15 учебника издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»).

Если на уроках русского языка для иностранцев придерживаться данных рекомендаций при работе над диалогами, то иностранцы извлекут максимальную пользу от уроков русского языка, смогут выучить разговорный русский язык и выработать автоматизм в речи!

Книги

«Универсальный справочник по русскому языку», Дитмар Розенталь

Польза. Научит писать и говорить без ошибок.Об авторе. Дитмар Розенталь — советский и российский филолог, автор классических пособий по русскому языку.О книге. Справочник Розенталя напомнит правила русского языка, повысит уровень знаний.

«Новейший большой толковый словарь русского языка», Сергей Кузнецов

Польза. Будет полезна всем пишущим людям и тем, кто хочет расширить словарный запас и узнать значение слов.Об авторе. Сергей Кузнецов — российский лингвист, доктор филологических наук.О книге. Этот толковый словарь переиздавался несколько раз и считается наиболее полным словарем современного русского языка. В нем более 130 тысяч слов, многие из которых появились совсем недавно.

«Живой как жизнь», Корней Чуковский

Польза. Поможет исключить из лексикона лишние и громоздкие слова, сделает речь понятнее, выразительнее и сильнее.Об авторе. Корней Чуковский — писатель, журналист и переводчик. Известен как автор книг для детей и писатель-публицист.О книге. Чуковский написал эту книгу в 1962 году, чтобы редакторы и журналисты не злоупотребляли канцеляритом, потому что это делало речь скучной и запутанной. В то же время в русский язык проникали иностранные слова: они вытесняли русские аналоги и использовались не к месту. Автор приводит удачные и неудачные примеры использования таких слов и дает советы, как очистить речь от словесного мусора.

«Русский язык на грани нервного срыва», Максим Кронгауз

Польза. Сделает речь живой и интересной.Об авторе. Максим Кронгауз — лингвист, доктор филологических наук, популяризатор науки, автор научно-популярных книг о русском языке.О книге. Автор фиксирует принципиальные изменения в языке. Он рассказывает о современном русском языке, бездумных заимствованиях, засорении речи и частых ошибках, которые допускают в СМИ.

«Русский со словарем» и «О чем речь», Ирина Левонтина

 

Польза. Научит говорить и писать правильно, живо и интересно.Об авторе. Ирина Левонтина — лингвист, кандидат филологических наук, популяризатор науки.О книгах. «Русский со словарем» и «О чем речь» — это книги-наблюдения за русским языком и преобразованиями, которые его коснулись

Ирина Левонтина считает, что русский язык не стоит на месте, а живет и становится богаче, но важно понимать, как употреблять новые слова и обороты, чтобы речь осталась богатой, интересной и живой

«В погоне за русским языком. Заметки пользователя», Елена Первушина

Польза. Улучшит устную и письменную речь.О книге. Автор учит, как доступно выражать мысли, избегать неточностей и недочетов. Елена Первушина рассказывает об ошибках, которые совершают, как взрослые, так и дети, и о том, как их увидеть в тексте и больше не допускать. Через яркие примеры и историю происхождения слов учит писать легко и правильно.  

«Знаем ли мы русский язык?», Мария Аксенова

Польза. Расскажет о распространенных ошибках и поможет от них избавиться.Об авторе. Мария Аксенова — издатель, редактор, журналист, автор научно-популярных работ, посвященных русскому языку.О книге

Мария Аксенова обращает внимание на ошибки, которые мы допускаем в устной и письменной речи. В книге приводят примеры правильного и неправильного употребления норм русского языка из нашей повседневной жизни, рекламы, журналистики и других сфер

Из книги вы узнаете откуда произошло то или иное слово, что такое слова-паразиты и почему мы их используем.
Автор призывает нас не бояться ошибок, ведь безупречно знать язык невозможно. Главное — замечать их, исправлять и улучшать свою речь.

«Лингвистические детективы», Николай Шанский

Польза. Расширит словарный запас.  Об авторе. Николай Шанский — лингвист, доктор филологических наук, редактор школьных учебников по русскому языку.О книге. Книга Николая Шанского посвящена значению слов и их структуре. Автор рассматривает историю происхождения слов, рассказывает о том, как они образуются и как со временем меняют свое значение.

ТОП-10 советов по изучению русского языка

Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.

Создавайте образы языка

Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов

Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью»

Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».

Интересуйтесь историей

Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.

Научитесь видеть структуру слова

Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.

Задействуйте мнемонику

Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.

Чаще общайтесь с грамотными людьми

Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.

Используйте обучающие приложения

Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.

Объявляйте охоту на незнакомые слова

Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошибки

Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».

Резюме

Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.

Ударение, от которого зависит смысл слова

Почему ударения в русском языке вводят в ступор иностранца? Во-первых, они подвижны, не прикреплены к какому-нибудь определенному слогу слова. В единственном числе ударение может падать на первый, а во множественном числе — на последний: гОрод — городА, слОво — словА.

Во-вторых, существуют слова с «двойным» ударением. Иногда оба варианта произношения равны («пиццЕрия» и «пиццерИя»), но в основном один из них считается дополнительным («творОг» — основной вариант, «твОрог» — дополнительный).

Также ударение способно влиять на смысл слова. Например, «мукА» в значении продукта питания и «мУка» как сильное физическое страдание. Во всем этом разнообразии довольно легко запутаться.

распределение

Знание русского языка в Европейском Союзе . Как наследие советской эпохи, знание русского языка по-прежнему широко распространено в Восточной и Центральной Европе, что отчасти связано с русскоязычными меньшинствами, особенно в странах Балтии .

На русском языке (по состоянию на 2006 год) говорят около 163,8 миллиона человек в качестве родного языка , из которых около 130 миллионов проживают в России , еще 26,4 миллиона — в странах СНГ и Балтии , то есть в государствах-правопреемниках Советского Союза . Еще 7,4 миллиона человек живут в странах с высоким уровнем иммиграции из России и других государств-преемников Советского Союза, в основном в Германии и других европейских странах, а также в США и Израиле .

Это официальный язык в России , Беларуси (вместе с белорусским) и официальный язык в Казахстане (с казахским в качестве официального языка) и Кыргызстане (с кыргызским в качестве официального языка). Это региональный официальный язык в Гагаузской автономной области Молдовы . В Таджикистане русский язык имеет официальный статус «языка межнационального общения». Он также является одним из официальных языков сепаратистских регионов Приднестровья (вместе с украинским и молдавским), Южной Осетии (вместе с осетинским), Абхазии (вместе с абхазским), Нагорного Карабаха (вместе с армянским), Донецкого народного народа. Республика и Луганская Народная Республика . Там он является как родным языком части населения, так и языком значительной части общественной жизни.

Есть также русскоязычные меньшинства во всех странах СНГ и в странах Балтии, а также в некоторых случаях значительное количество русскоязычных эмигрантов в западных промышленно развитых странах. В русский язык является крупнейшим языком меньшинства, на нем говорят 49 000 человек, что составляет чуть менее 1%. В Германии , где проживает наибольшее количество носителей русского языка за пределами бывшего Советского Союза, русский язык является вторым по распространенности языком после немецкого (и опережает турецкий ), где говорят около трех миллионов человек . (См. Группы русскоязычного населения в Германии .) В Израиле примерно один миллион русскоязычных иммигрантов составляют примерно шестую часть населения и, таким образом, являются третьей по величине группой говорящих после людей, говорящих на иврите и арабском языке . В Соединенных Штатах более 700 000 носителей русского языка, в том числе более 200 000 в Нью-Йорке и около 160 000 в Канаде , но в обеих странах есть много значительно более крупных языковых меньшинств. Русский язык также является общим языком для науки, искусства и технологий. Русский язык занимает четвертое место по распространенности среди книг, переводимых на другие языки, и седьмое место среди книг по распространенности. В 2013 году русский язык был вторым по популярности языком в Интернете .

Русскоязычный мир

Роль русского языка в современном мире

Русская речь весьма распространена в мировом сообществе и занимает третье место по количеству своих носителей. На первом месте – английский язык, которому отведено почётное место международного языка, а на втором – китайский.

Русский язык является почётным, так как практически в каждой мировой организации есть представители из русскоговорящих стран. Стало быть, данная речь звучит в крупнейших мировых сообществах ежедневно.

Что касается самой России, то там русский считается официальным языком, на котором разговаривает подавляющее большинство жителей. Но даже в этой стране не обошлось без проблем, связанных с речью. Сначала были коллизии, являющиеся следствием политики Ельцина. Далее, события в Южной Осетии и Абхазии, сделавшие из русского языка настоящую политическую проблему. Дело в том, что у жителей этих стран пытались не только отнять их независимость, но и лишить их возможности говорить на русском языке.

В советский период на русском говорили практически во всех странах СССР, а если не говорили, то понимали его. После распада СССР, ситуация изменилась и количество говорящих на русском уменьшилось в разы. То есть, можно говорить о том, что этот язык постепенно терял свою значимость. На сегодняшний день в России на нём разговаривают чуть более 140 миллионов человек, а это почти в три раза меньше, чем во времена Советского Союза.

Эксперты утверждают, что на сегодняшний день, в странах постсоветского пространства, русский язык является родным в плане речи для 63 тысяч человек. Не владеют им в этих странах 38 тысяч человек. Также, специалисты в этой области заметили такую тенденцию, что количество говорящих на русском сокращается практически ежедневно. По их расчётам, число людей, для которых русский язык является родным сегодня, сократится в два раза уже через десять лет.

Таким образом, ситуация следующая: русская речь постепенно вытесняется не только из общественно-политической жизни народа, но, также, из культурной. Значительный вклад в этот процесс вносят средства массовой информации, формирующие культурное и языковое пространство.

Возможность получить образование на этом языке сокращается. Это связано с тем, что сегодня в образовательных учреждениях России и других стран Российской Федерации, изучению русского языка стали уделять меньше внимания. Ещё одна причина сокращения русскоговорящего населения – это националистические настроения в странах СНГ. Правительство этих стран проводит политику активного вытеснения данного языка не только из общественно-политического обихода, но также и из бытового. Поэтому, по мнению специалистов, в ближайшее время число русскоговорящего населения сократится в несколько раз не только в России, но и в странах постсоветского пространства. Это можно заметить и сейчас: в таких странах как, например, Украина и Белоруссия, научные работы больше не публикуются на русском языке, как это было раньше. Такие работы просто не могут быть опубликованы и приняты к рассмотрению в научном мире. Ещё один яркий пример такой тенденции – это реклама. Особенно телевизионная реклама. Вещание происходит в основном на государственных языках стран.

Сегодня, статус официального, русский язык имеет в таких странах как:

  • Абхазия.
  • Молдавия.
  • Южная Осетия.
  • Гагаузия.

Также, русский считается официальным языком в некоторых районах Румынии. Что касается стран Закавказья, то с их ориентаций на Западную Европу, ситуация сменилась таким образом, что русская речь постепенно уступает своё место английской речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector