29 самых дорогих почтовых марок мира

Голубая гимнастка

Эту марку планировали выпустить в честь 40-летия советского цирка, но в тираж она не попала, поскольку возникли разногласия относительно года основания цирка. В результате лишь спустя годы приняли единое решение, выбрав 1919 год, причем изначально ни в одной версии он не назывался.

Марка была выпущена к 60-летнему юбилею цирка в 1979 году. Благодаря ее особой истории коллекции филателистов тут же пополнились. Рекордной стоимости один из экземпляров достиг в 2008 году. Марка была продана почти за 12 тысяч евро.

Невероятная стоимость почтовой марки может быть следствием ее редкости или ошибки, допущенной при печати. Перевернутое изображение, не тот цвет или опечатка при ограниченности тиража – все эти недочеты могут поднять цену экземпляра до невероятных высот.

Британская Гвиана

Коллекционеры называют этот экземпляр Принцессой филателии. Это одна из редчайших почтовых марок – тираж был ограничен и выпущен еще в 1856 году в Гвиане (современной Гайане). На сегодня сохранился лишь один экземпляр.

Номинал марки – 1 цент. Форма восьмиугольная, перфорация отсутствует, лицевая сторона красного цвета. При печати использовался типографский способ и черная краска. В центре марки изображена трехмачтовая шхуна – когда-то это была виньетка в разделе морской хроники местной газеты.

За рекордную стоимость Британская Гвиана была продана Стюарту Вайцману на аукционе Sotheby’s в 2014 году – 9 миллионов евро. Сделка была совершена по телефону, торги шли всего 2 минуты.

Сначала покупатель был неизвестен. Его имя узнали, когда Вайцман согласился на выставку марки в Национальном почтовом музее. С весны 2015 года в течение 3 лет ее могли увидеть все желающие.

Баденская ошибка цвета

Это название используется в филателии. Баденская ошибка цвета появилась в 1851 году в первом стандартном выпуске Великого герцогства Баден.

Серия была представлена 4 номиналами. Для печати выбрали типографский способ, использовалась бумага разного цвета. Занималась изготовлением фирма «Гаспер» (Карлсруэ).

У Баденской ошибки цвета номинал в 9 крейцеров – такие марки печатали на розово-лиловой бумаге, но случайно попался один сине-зеленый лист. Во время сортировки марки ошибочного цвета приобщили к экземплярам в 6 крейцеров, ориентируясь на цвет.

В мире осталось лишь 4 такие марки. В 2008 году стоимость одного экземпляра превысила 1 миллион евро.

Филателия России и СССР

Сложно коллекционировать знаки почтовой оплаты и цельные вещи, никак не связывая их с историей страны-эмитента. Поэтому филателисты предпочитают собирать отечественные выпуски, к тому же в этом случае возрастает возможность приобрести значимые раритеты по низкой цене. Стоимость той или иной миниатюры определяется по специализированным каталогам – в России наибольшей популярностью пользуются издания под редакцией В. Ю. Соловьёва и В. Б. Загорского. При этом следует учитывать, что приоритеты меняются и то, что ещё вчера считалось выгодным вложением, завтра может оказаться «неликвидом».

В настоящее время приоритеты распределяются следующим образом:

Период выпуска (гг.) Филателистическая ценность Перспективы
1923 – 1941 До недавнего времени миниатюры этого периода отличались высокой стоимостью. Среди них встречалось много раритетов, особенно относящихся к первой половине 1930-х годов. Активный спрос привёл к массовому «выбросу» на рынок реставрированных миниатюр от российских и западных коллекционеров. Устойчиво будут расти в цене только марки без следов восстановления, но найти такие становится всё проблематичнее.
1942 – 1960 Экземпляры двоенного времени в состоянии «люкс» считаются наиболее выгодным вложением. Однако собрать генеральную коллекцию – то есть все основные каталожные выпуски, будет затруднительно, из-за «неподъёмной» цены некоторых раритетов. Большинство почтовых марок, выпущенных до 1958 года, стабильно растут в цене.
1961 – 1990-е В течение 30 лет после деноминации 1961 года, в обороте оставались почтовые миниатюры всех эмиссий. Это обусловило массовость тиражей и доступность большинства из них. За исключением некоторых позиций, цена на марки «брежневской» эпохи долгое время была невысокой, но сейчас ситуация меняется. Пока советская филателия, выпущенная после «хрущёвской оттепели» представляет скорее хронологический, чем инвестиционный интерес.
После 1998 года Так называемая «молодая Россия» сегодня не менее популярна, чем филателистические раритеты 1930 – 1960-х годов. Это связанно с ограниченностью тиражей и ростом интереса со стороны крупных коллекционеров. Точно спрогнозировать дальнейшую востребованность отдельных миниатюр или модных среди современных фалеристов марочных листов – невозможно. Велик риск потратить средства впустую, но можно и быстро продать раритеты в разы дороже первоначальной стоимости.

Два слова о реставрации

До середины 1960-х годов в СССР не продавались специальные альбомы для хранения марок – кляссеры. Поэтому ценные филателистические раритеты того времени приходили в негодность, даже если не использовались по назначению. Нарушался клеевой слой, миниатюры слипались между собой, деформировались зубцы, выцветали краски и так далее. Кроме того, не существовало культуры обращения с предметами коллекционирования – их многократно передавали из рук в руки, помещали в коробки и вновь доставали, что тоже приводило к ухудшению состояния.

Разница в ценах на марки категории «люкс» и, например, VF привела к массовой реставрации артефактов. Знатоки утверждают, что на филателистическом рынке сегодня почти не встречаются миниатюры довоенных лет, не подвергшиеся восстановительным процедурам. Самые популярные из них – наведение клея, перебивка зубцов и стравливание штемпельных оттисков. Даже крайне редкие сертифицированные миниатюры могут подвергаться реставрации, о чём предупреждают на крупных аукционах.

Опасаться ли подобной тенденции? Коллекционеры не имеют единого мнения на этот счёт. Кто-то готов платить за отреставрированную миниатюру как за «люксовую», если следы проводившихся работ не видны. Особенно это касается артефактов 1920 – 1930-х годов, которые почти не встречаются в идеальном состоянии. На западе реставрацию филателистической продукции стали рассматривать как особое искусство, ничем не уступающее восстановлению живописи или других видов антиквариата. Среди россиян профессионалы высокого класса работают только в Санкт-Петербурге, за рубежом – в нескольких европейских странах, в том числе в Испании. Главное, чтобы почтовые коллекционные марки не заменялись новоделами, которые копируют раритеты прошлого: с отклонениями в цветовой гамме, несуществующими надпечатками или «перевёртышами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector