Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Содержание:
Содержание уведомления
Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.
В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:
• фамилия, имя, отчество;
• число, месяц, год и место рождения;
• должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
• наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.
При заключении трудового договора дополнительно указывается:
• дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;
• дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);
• наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);
• должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
При заключении гражданско-правового договора указываются:
• дата и номер гражданско-правового договора;
• срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
• предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
• стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Уведомление о приеме бывшего госслужащего
рублей в месяц с гражданином, ранее занимавшим должность на государственной или муниципальной службе, включенную в определенный перечень, и уволенным в течение последних 2-х лет, по последнему месту его службы.
При решении вопроса о нарушении данной нормы, нужно понимать следующее.
ТАБЛИЦА «Правила наложения штрафа за несообщение о принятии на работу бывшего госслужащего»
№ п/п | Разъяснение | Пример |
1 | Нарушение имеет место независимо от того, входили ли в должностные обязанности госслужащего функции государственного, муниципального управления организацией, заключившей с ним трудовой договор или ГПД | На должность специалиста отдела кадров принята гражданка, которая ранее занимала должность заместителя начальника общего отдела ГУ МЧС России по субъекту РФ – об этом нужно сообщить ее бывшему нанимателю |
2 | Указанная обязанность возникает у работодателя независимо от размера зарплаты по трудовому договору, так как указанный размер оплаты – от 100 тыс. рублей в месяц – применим только к гражданско-правовому договору. | С бывшим госслужащим заключен гражданско-правовой договор, стоимость услуг по которому составляет 7154 рубля в месяц – сообщать об этом не нужно |
3 | Указанная обязанность не возникает, если бывший служащий трудоустроился в государственный (муниципальный) орган или государственное (муниципальное) казенное учреждение | Бывший заместитель начальника МО МВД назначен на должность заместителя главы администрации городского округа |
4 | Направить сообщение нужно представителю нанимателя (работодателю) служащего только по последнему месту его службы | Гражданка работала в налоговой инспекции, а затем в региональном министерстве экономики – сообщение нужно отправить только в министерство, а в налоговую инспекцию не нужно |
5 | Под должностным лицом по ст. 19.29 КоАП РФ понимается только то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению указанной обязанности | Если договор со стороны компании подписан директором, то штраф накладывается именно на него, а не на бухгалтера или инспектора отдела кадров |
6 | Отсутствие у работодателя сведений о прежнем месте службы свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ | Компания не располагала данными сведения из-за того, что ей не предъявлялась трудовая книжка ввиду ее утраты бывшим служащим |
7 | Невыполнение гражданином обязанности сообщить новому работодателю о том, какую должность он занимал, говорит об отсутствии вины работодателя в правонарушении | Компания взяла на работу бывшего полицейского. Но в его трудовой книжке не указано, какие должности он занимал в период службы в органах внутренних дел. Обязанность же выяснять это самостоятельно на компанию не возлагается |
8 | Правонарушение по ст. 19.29 КоАП РФ не может быть признано малозначительным, но штраф при определенных обстоятельствах может быть снижен | Судья вправе назначить компании штраф менее 100 тыс. рублей, если уведомление было отправлено лишь на 1-2 дня позже или не соблюдены требования к содержанию уведомления |
«ОБЗОР судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
Примечание редакции:
протокол по ст. 19.29 КоАП РФ составляет прокурор, а решение выносит суд общей юрисдикции. За 2013-2015 годы суды первой инстанции рассмотрели 9 тыс. таких дел.
О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?
Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:
1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.
2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».
Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.
Перечень должностей
Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.
Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).
Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.
Действия при приеме на работу бывшего госслужащего
Учитывая, что госслужащий является таким же работником, как и все остальные сотрудники, порядок их приема на работу на предприятия ничем не отличается от официально установленного, за некоторым исключением, коим является уведомление бывшего работодателя о заключении нового договора о сотрудничестве.
Для работника
В частности, на основании ст.64.1 ТК РФ, а также ч.2 ст.12 ФЗ №273 после увольнения из госструктуры бывший государственный служащий обязан уведомлять оговоренный орган о заключении новых договоров о сотрудничестве еще в течении двух лет с момента увольнения, независимо от того, каким по счету является работодатель негосударственного предприятия.
То есть в зависимости от занимаемой прежде должности и допуска к определенной информации бывший служащий будет обязан доказать, что его прежняя деятельность не повлечет за собой незаконное обогащение за счет информации представляющей государственную тайну.
Для работодателя
В свою очередь, уведомлять о приеме бывшего госслужащего должен и работодатель, и такая обязанность возложена на него нормами ст.64.1 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 700.
В теории оговоренная норма выглядит вполне понятной, но на практике далеко не всегда работодатель может знать о бывшей деятельности своего работника. Ведь при заключении гражданско-правового договора трудовая книжка не требуется.
Как узнать о госслужбе?
Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, при отсутствии сведений о бывшем месте работы работодатель может потребовать у нового сотрудника предъявления трудовой книжки для выяснения бывшего места работы.
Но при предъявлении трудовой книжки может возникнуть еще одна сложность.
Дело в том, что уведомлять о приеме бывшего госслужащего нужно только в том случае, если его должность оговорена в Перечне, утвержденном Указом Президента, либо заработная плата превышает 100 тыс. рублей.
Учитывая, что подобные сведения в трудовой книжке не содержатся, желательно не ждать выяснения обстоятельств, а сразу же направить уведомления по предыдущему месту работы.
Нужно ли сообщать, если сотрудник принимается по совместительству?
Согласно норм ст.14 ФЗ №79 и ст.14 ФЗ №25 и государственный, и муниципальный служащий не имеют права заниматься любой оплачиваемой деятельности в качестве совместителя без письменно оформленного разрешения руководства по основному месту работы, соответственно о дополнительных трудовых обязанностях в другой организации государственный служащий обязан уведомить сам в любом случае.
А вот работодатель уведомлять госструктуру о новом работнике не обязан, так как подобные обязательства за ним закреплены только в том случае, если государственный служащий уже уволен, о чем сказано в ст.64.1 ТК РФ.
Требуется ли письмо, если с работником заключен гражданско-правовой договор?
В ч.4 ст.12 ФЗ №273 сказано, работодатель обязан уведомить государственный орган о приеме их бывшего работника только в том случае, если с новым работником заключен трудовой либо гражданско-правовой договор, следовательно, независимо от формы сотрудничества и оформляемых документов, уведомление направлять нужно в обязательном порядке.
Нужно ли уведомление, если работник – бывший муниципальный служащий?
И в той же части 4 ст.12 ФЗ №273 сказано, что уведомление направляется, если новый работник ранее был задействован как в качестве государственного, так и муниципального служащего, ведь, несмотря на некоторые отличия указанных структур, конфликт интересов все же может присутствовать, о чем дополнительно оговорено в ст.14.1 № 25 «О муниципальной службе».
Образец уведомления (форма)
В настоящий момент утвержденной формы уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего на законодательном уровне не установлено.
Порядок отправления уведомления бывшему работодателю госслужащего также до конца не урегулирован, соответственно работодатель может направить его по почте заказным письмом либо предоставить нарочно.
Примерный образец уведомления представлен ниже:
Уведомление
Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.
Составление уведомления
Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего относится к той редкой категории уведомлений, форма и содержание которого регламентированы подзаконным актом, а именно Постановлением №29 Правительства РФ от 21 января 2015 года.
По возможности составлять уведомление следует на фирменном бланке работодателя. При его отсутствии, когда уведомление составляется на чистом листе бумаги, в левом верхнем углу листа или наверху по центру листа следует указать наименование работодателя и его реквизиты, то есть все данные, которые обычно встречаются на фирменных бланках предприятий.
Печать работодателя – это опциональное условие, поскольку наличие печати не является обязательным для функционирования юридического лица. Подписывается уведомление руководителем предприятия-работодателя.
Текст уведомления должен включать в себя следующие сведения:
- ФИО и анкетные данные госслужащего;
- наименование должности, которую он занимал ранее в государственных или муниципальных структурах;
- наименование структуры, в которой работал госслужащий и дату его увольнения со службы;
- номер и дату заключения трудового договора или номер, дату и место заключения договора гражданско-правового характера;
- основные условия договора, включая срок его действия, заработную плату или стоимость услуг. Если речь в уведомлении идет о договоре ГПХ, то следует указать и предмет договора.
Функция уведомления
При исполнении государственных обязанностей сотрудник мог быть связан с гостайной, которая охраняется законом. Поэтому должен быть исключён конфликт интересов при новом трудоустройстве.
Такие условия необходимо выполнить, чтобы исключить или свести к минимуму возможные коррупционные сделки. Неуведомление со стороны нового работодателя — это нарушение административной статьи № 19.29, по которой на фирму может быть наложен штраф до полумиллиона рублей.
Если же сотрудник не сообщит о своём трудоустройстве, его могут оштрафовать по той же статье на 4 тысячи, а если комиссия усмотрит коррупционные действия, бывшему госслужащему грозит возбуждение уголовного дела.
По сути уведомление — это предупреждение бывшего работодателя претендента о возможных последствиях его прошлой и настоящей деятельности с целью недопущения использования секретов государства или оставшихся связей.
Как оформить уведомление
Уведомление о приёме на работу бывшего госслужащего оформляется по правилам Постановления №700. Обязательной формы не существует, но в документ должны быть внесены обязательные элементы:
- полное название компании (можно оформить на фирменном бланке или с использованием углового штампа, где есть реквизиты фирмы);
- ФИО бывшего госслужащего;
- место и число его рождения;
- должность, прописанная в трудовой книжке (в отношении госслужбы);
В зависимости от вида договора, заключенного с бывшим служащим, в сообщении укажите еще ряд данных.
При заключении трудового договора отразите:
- дату и номер приказа о приеме на работу;
- дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дату начала работы, а также срок действия договора;
- наименование должности сотрудника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии;
- должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.
При заключении гражданско-правового договора укажите:
- дату и номер договора;
- срок договора, сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг;
- предмет договора с кратким описанием работы или услуги, а также ее результата; стоимость работ или услуг по договору.
Уведомление подписывает директор или специалист, уполномоченный приказом подписывать трудовые договоры. Документ можно отправить:
- заказным письмом (с описью);
- курьером;
- лично.
При этом в двух последних случаях одну копию уведомления нужно зарегистрировать в госоргане или муниципалитете, где служил сотрудник. Это будет доказательством того, что работодатель выполнил условие об извещении.
Когда отправлять уведомление
В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу госслужащего или о заключении с госслужащим договора об оказании услуг в течение 10 дней со дня заключения трудового контракта или подписания договора.
Выходной, пришедшийся на последний день срока, автоматически переносит последний день отправки уведомления на следующий за выходным рабочий день.
Преимущества службы
Для привлечения молодых и талантливых специалистов на государственную службу, а также для помощи в раскрытии профессионального потенциала используется целый комплекс материальных и нематериальных стимулов.
Основное преимущество — это достойная оплата труда. Размер денежного содержания позволяет полностью обеспечить служащего и его семью.
В социальном плане такая работа всегда будет престижной. А высокий социальный статус позволяет служащему получать от государства дополнительные льготы и преимущества такие, как:
- возможность бесплатно лечиться и проходить реабилитационные курсы для восстановления здоровья;
- льготы в медицинской сфере для членов семьи (государство также оплачивает для них медицинские страховки);
- оплату расходов, связанных с переездами и (или) командировками;
- оплату периодов повышения квалификации, переподготовки и стажировки (за служащим сохраняется рабочее место и полное денежное содержание);
- обеспечение служебным транспортом (для личного транспорта, если он используется по служебным нуждам, предусмотрена компенсация за топливо и техническое обслуживание);
- предоставление вакантного места при реорганизации или закрытии организации; помощь в приобретении жилья (в виде единовременной субсидии);
- предоставление продолжительного ежегодного отпускного периода (у чиновников высшего звена до 35 дней);
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска с обязательным учётом выслуги (максимальная продолжительность 45 дней);
- защиту персональных данных в системе медицинского страхования;
- возможность выбора лечебного заведения и лечащего врача вне зависимости от места прописки;
- получение дополнительных пенсионных начислений за выслугу.
К специальным льготам относят обеспечение социального страхования и сохранение оклада в случае утраты возможности трудиться (согласно ФЗ под номером 255, принятому в декабре 2006 года). Такие гарантии наступают:
- при временной нетрудоспособности;
- при необходимости пройти дополнительное лечение или реабилитацию;
- при уходе в декрет или в отпуск по уходу за детьми (для сотрудниц).
Также региональные законодательные акты могут предоставлять служащим право на бесплатный проезд в городском транспорте, на приём детей в детские сады без очереди, на компенсацию при оплате коммунальных услуг.
Работа по совместительству
Стоит отметить, что как государственный, так и муниципальный служащий не могут работать по совместительству и заниматься в таком статусе любыми оплачиваемыми занятиями без письменного разрешения администрации основного места трудоустройства, поэтому о дополнительных обязанностях в другом учреждении госслужащий должен сообщать сам при любых обстоятельствах.
Нарушать установленные правила и скрыть побочный заработок сотруднику, скорее всего, не удастся даже при большом желании, поскольку законом установлено, что любой госслужащий должен обязательно уведомлять обо всех своих доходах, и сведения подобного рода не просто записываются, но и проходят очень серьёзную проверку. Поэтому каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и дохода. Права бывшего госслужащего при этом не ущемляются.
А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.
Если с работником заключён гражданско-правовой договор, работодатель также обязан сообщить в государственную структуру сведения об их бывшем работнике. Таким образом, несмотря на форму сотрудничества и документы, уведомление должно быть отправлено обязательно.
Трудовой договор с бывшим госслужащим
Если с бывшим госслужащим был заключен не трудовой договор, а договор подряда, то высылать уведомление нужно только в том случае если сумма договора превышает порог в 100 тыс. руб.
Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdev
Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.
2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.
3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.
4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.
5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.
При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»
Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст
64.1 ТК РФ.
3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ работодатель вправе требовать от лица, поступающего на работу, следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу на условиях совместительства);
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Примечание 3.
а) все фамилии, которыми это лицо пользовалось, с указанием периода времени, приходящегося на каждую фамилию (при наличии);
б) род занятий в периоды, которые не подтверждены записями в трудовой книжке (при наличии). Примечание 4.