Процедура аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности
Содержание:
- Сроки аттестации
- Процедура проведения аттестации
- Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
- Как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности
- Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ
- Порядок проведения аттестации
- Методики оценки эффективности управления персоналом
- Цикл оценки
- Ошибки и сложности во внедрении системы оценок
- Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года
- Уволить: кого можно, а кого нельзя?
Сроки аттестации
Аттестация сотрудников может быть плановая и внеплановая. Внеплановую оценку соответствия должности проводят после несчастных случаев или когда работник систематически не справляется с должностными обязанностями.
Плановую аттестацию обычно проводят раз в несколько лет. Периодичность можно прописать следующими формулировками: «аттестация работников проводится 1 раз в 3 года» или «аттестация работников проводится не чаще, чем 1 раз в 3 года». Дату начала течения этого срока нужно установить с момента издания руководителем приказа о проведении аттестации или с даты, указанной в приказе.
Также нужно установить срок, который отводится на проведение аттестации вплоть до установления итогов. Он может быть разным и зависит от количества и квалификационного состава аттестуемых.
Если в положении об аттестации сроки проведения определить сложно, их можно указать в приказе о проведении каждой конкретной проверки.
Процедура проведения аттестации
Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:
- подготовка к проведению аттестации;
- проведение аттестации;
- подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.
На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.
Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.
Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.
Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.
Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.
Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.
Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.
С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.
Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно.
В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности».
Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81, определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.
Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.
Подробнее: Оценка и аттестация персонала: учимся их различать
Положение об аттестации работников
Поскольку в 2020 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267.
Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.
Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:
- Общая информация.
- Раздел о подготовительных мероприятиях.
- Раздел о проведении аттестации.
- Заключительные положения.
- Приложения.
Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.
Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации
Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.
Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.
Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:
- объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
- оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
- стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.
Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников
Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:
- беременных;
- проработавших в должности менее года;
- находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
- пенсионеров по старости;
- несовершеннолетних;
- сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.
Остальной персонал можно аттестовывать.
Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:
- беременных;
- находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
- работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
- офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.
Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.
Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации
Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.
Как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности
Работодателю важно быть уверенным, что его сотрудники имеют нужные навыки и способности для выполнения трудовых обязанностей. Для этого предусмотрен определенный порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности
Зачем и кому нужна аттестация на соответствие занимаемой должности?
Законодательно проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности требуется только для сотрудников сферы педагогики и образования. Для всех остальных такая аттестация проводится добровольно по инициативе руководителя.
В большинстве компаний такая аттестация не проводится. Руководство считает, что это мероприятие очень трудозатратно. Тем не менее, грамотная аттестация работника на соответствие занимаемой должности несет огромную пользу для обеих сторон трудового процесса.
Работодатель получает возможность:
- оптимизировать трудовые ресурсы фирмы;
- провести оценку уровня квалификации работников;
- создать дополнительную систему мотивации и стимулирования профессионального роста сотрудников;
- выявить наиболее компетентных работников;
- определить тех, кто не соответствует должности и разорвать с ними трудовые отношения.
В свою очередь работник сможет доказать, что он достоин занимаемой должности и обладает нужным уровнем квалификации и профессионализма. После переаттестации достойным сотрудникам может быть предложено повышение.
Как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности?
Проводить аттестацию можно один раз в три года. Аттестация заместителей директора на соответствие занимаемой должности происходит один раз в пять лет.
Первым шагом в проведении этого мероприятия должно стать создание внутреннего нормативного акта. В нем необходимо определить основные параметры аттестации:
- порядок проведения;
- сроки и формы;
- список категорий сотрудников, подлежащих аттестации;
- критерии для оценки и анализа соответствия должности;
- иные значимые параметры аттестации.
После составления акта работодатель должен утвердить график проведения мероприятия и уведомить об этом заинтересованных лиц. Лучше будет прописать обязанность прохождения аттестации в трудовом договоре.
Для проведения мероприятия назначается специальная комиссия. Ее председателем обычно выступает руководитель компании, а членами менеджеры различных отделов предприятия.
Аттестация может проходить в одной из трех формах:
- устная в виде собеседования индивидуального характера;
- устная в виде публичного собеседования в присутствии всех членов комиссии;
- письменная в виде тестирования на профпригодность.
Проведение аттестации сопровождается оформлением протокола мероприятия. По итогам будет принято решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности. Если он не соответствует, трудовой договор может быть расторгнут на основании ст.81 ТК РФ.
Кто не подлежит аттестации на соответствие должности?
Есть перечень работников, которым не нужно думать, как пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Они освобождены от этого на законодательном уровне.
Так, не подлежат аттестации следующие категории работников:
- сотрудники, трудоустроенные менее года назад;
- беременные сотрудницы;
- лица, достигшие пенсионного возраста;
- находящиеся в декретном отпуске;
- вышедшие из декретного отпуска менее года назад.
Освобождение от аттестации для вышеперечисленных лиц предусмотрено в нормативных актах федерального значения.
Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ
Сейчас она проходит так же, как и для других педагогов.
Сроки
. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.
В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет.
Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях.
Порядок аттестации
. на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?
По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами. Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание . На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет. Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки.
Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах. Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению. Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию.
Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились. Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения. Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации. Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию.
Портфолио
. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона. Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает.
Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно. Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам
Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом.
В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут
Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию. Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно
Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии.
Порядок проведения аттестации
Организация очередной аттестации начинается с выпуска приказа, в котором руководитель организации указывает:
- Сроки проведения аттестационных мероприятий.
- График проведения оценочных мероприятий.
- Список работников, подлежащих аттестации.
- Состав аттестационной комиссии.
- Список лиц, отвечающих за проведение аттестации.
В аттестационную комиссию обычно включают работников компании. Обязательно следует пригласить в нее одного из членов профкома и, если есть возможность, — специалистов со стороны. Это позволит сделать выводы комиссии более объективными и снизить вероятность конфликтов.
Каждого работника следует письменно известить о предстоящей аттестации. В извещении должны быть указаны время и место аттестации. Работник должен расписаться на уведомлении.
Руководитель подразделения, в котором проводится аттестация, должен подготовить на каждого сотрудника представление-характеристику и аттестационный лист. Эти документы следует в назначенный срок передать в аттестационную комиссию. А работников следует ознакомить с характеристиками, в чем они должны расписаться.
В процессе проведения аттестации комиссия рассматривает представленные материалы по работнику и задает вопросы, непосредственно касающиеся его трудовой деятельности. Все вопросы и ответы вносятся в аттестационный лист и в протокол заседания аттестационной комиссии. Работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под роспись.
По результатам аттестационная комиссия принимать одно из следующих решений:
- Соответствует занимаемой должности.
- Соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.
- Соответствует занимаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
- Не соответствует занимаемой должности.
Результаты аттестации вносят в раздел IV личной карточки работника унифицированной формы № Т-2.
После проведения аттестации готовится приказ о мероприятиях по ее итогам. С сотрудниками, признанными несоответствующими занимаемой должности, работодатель может расторгнуть трудовой договор и уволить на основании пункта 3 ст. части первой 81 ТК РФ.
Методики оценки эффективности управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом— инструмент, позволяющий определить, насколько действенно работает кадровая служба, в какой мере оправданы издержки, связанные с реализацией программы кадровой деятельности, насколько успешно сотрудники могут реализовывать свой потенциал.
Основные показатели эффективности системы управления персоналом:
- производительность труда;
- затраты на персонал;
- качество продукции (услуг);
- психологическая обстановка в коллективе;
- уровень удовлетворенности персонала;
- эффективность реализации управленческих программ.
При оценивании эффективности управления работниками учитывается организация управленческого труда, качество управления персоналом. Для этого используются следующие методы:
- математического и статистического моделирования;
- основанные на опыте и знаниях профессионалов;
- базирующиеся на анализе информационных потоков;
- комплексные методики.
Оценивание эффективности управления персоналом проводится систематически. Именно сопоставление текущих и предыдущих результатов оценки даст возможность проанализировать динамику, увидеть улучшение или ухудшение кадровой политики предприятия и принять своевременные корректирующие меры.
Цикл оценки
Каждая компания сталкивается с проблемой оценки сотрудников. В арсенале HR-специалистов есть много методов, которые отличаются между собой алгоритмом проведения, временем и бюджетом.
Используя эти методы, HR-специалист может определить профессиональный уровень развития сотрудника и его карьерное планирование: как он справляется со своими должностными обязанностями, выявить его проблемные зоны в работе, чтобы исправить.
Циклы оценки персонала:
Подбор кандидата на вакантную должность. На этом этапе происходит сравнение умений кандидата и требований к вакансии.
Испытательный срок. На этом этапе мы наблюдаем за сотрудником и понимаем соответствует ли он ожиданиям, которые на него возлагались, а также смотрим как он адаптируется.
Выполнение текущей деятельности. Здесь оценивается профессиональное и карьерное развитие сотрудника. На этом этапе происходит возможный пересмотр заработной платы, премирование сотрудников.
Обучение сотрудников. В ходе обучения HR-специалисты определяют уровень профессионального развития сотрудника, понимают чему он должен научиться
После прохождения обучения важно оценить приобретенные навыки сотрудника
Перевод в другое структурное подразделение. Оценка помогает определить, какие новые функциональные обязанности будут возлагаться на сотрудника.
Формирование кадрового резерва. С помощью оценки можно выявить личностные качества специалистов.
Увольнение. Во время увольнения HR-менеджер проводит оценку сотрудника относительно некомпетентности. При этом используется метод оценки «Аттестация».
Цели проведения оценки персонала
1. Понять, соответствует ли сотрудник занимаемой должности. HR-менеджеру нужно определить, какие затраты уходят на его содержание, и выгодно ли компании вкладываться в специалиста.
2. Выявить потенциал сотрудника
Важно понять, сможете ли вы нанять на руководящие должности кого-то из персонала, чтобы не искать людей извне.
3. Определить личностные качества сотрудника. Оценка поможет HR-специалисту понять, является ли сотрудник командным игроком или же он лучше проявит себя как индивидуальность.
Ошибки и сложности во внедрении системы оценок
Вячеслав Калинкин, отмечает, что это основные ошибки, которые случаются при внедрении системы оценки.
1. Несоответствие метода оценки степени зрелости компании
Очень часто бывает, что выбранный метод оценки не соответствует зрелости компании либо не подходит для сотрудника, которого оценивают
Важно подходить к этому вопросу с пониманием целей и задач оценки. Например, что мы хотим получить от оценки, какие подразделения нужно оценить
Анализируя эту информацию, нужно выбрать наиболее подходящий метод оценки.
2. Негативное отношение сотрудников к любой оценке их работы
Иногда сотрудники отказываются проходить оценку либо же проходят, но относятся к ней безответственно. На этом этапе нужно объяснить сотрудникам, что они получат после прохождения оценки, какое развитие их ждет. Объяснить, что если они пройдут оценку, вы сможете составить индивидуальные планы развития и понять мотивацию каждого человека в команде.
Можно акцентировать внимание на дополнительных бонусах, чтобы заинтересовать сотрудников.
3. Оценка личностных качеств работников в отрыве от должностных обязанностей и компетенций
Важно основываться на должностных инструкциях сотрудников, поскольку иногда оценка проводится просто по факту должности. Из-за этого можно получить совершенно другие результаты. . 4
Система оценки не связана с системой материальной и нематериальной мотивации
4. Система оценки не связана с системой материальной и нематериальной мотивации
Важно связывать проведение оценки с материальной или нематериальной мотивацией. Оценка должна соответствовать стратегическим целям компании
Тогда она будет более эффективной.
5. Менеджеры считают, что на проведение оценки у них нет времени
Нужно быть в связке с руководителями отделов и доносить до них информацию, что с помощью оценки можно повысить эффективность работы команд и получить лучшие результаты.
6. Минимальное участие сотрудников в постановке задач
В ходе оценки мы формируем сотрудникам задачи и плохо, если работник ничего не предлагает. В итоге сотрудник может неправильно расставить приоритеты и начинать с выполнения других задач
Важно доносить сотрудникам актуальную информацию по их задачам при интервью
7. Менеджеры дают плохую обратную связь, а сотрудники не умеют воспринимать её
Очень важно предоставлять сотруднику обратную связь после каждой оценки, обсудив результаты.
Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года
Точно это неизвестно, но педагогам Москвы и Московской области уже показали очередной проект изменений. Скорее всего его начнут внедрять в Москве со следующего учебного года.
Было | Будет (проект) |
Любые детские конкурсы | Детские конкурсы из перечня |
Уровень ДОУ для проектов, конкурсов, достижений | Уровень ДОУ не засчитывается. Если педагог проводит мероприятия в ДОУ, то он просто выполняет свои служебные обязанности и за это категорию не присвоят. |
Любые профессиональные конкурсы для педагогов | Только этапы конкурса «Воспитатель года» |
Грамоты навсегда | Грамоты только за аттестационный период. Это делают для того, чтобы отсечь стажистов, которые зарабатывают баллы в портфолио с помощью грамот, а не других результатов деятельности. |
Любые курсы, обучение, переподготовка | Только обучение в аспирантуре или наличие степени. Это самый спорный пункт, потому что вряд ли педагогу хватит на это времени и, наоборот, вряд ли аспирант или профессор вообще пойдет работать с детьми. |
Засчитываются все набранные баллы | Засчитываются пороговые баллы по трем критериям. Раньше баллы были по сумме всех критериев. Теперь будут пороговые баллы по каждому критерию, если они набраны, то педагогу присваивают категорию. |
В этом проекте есть странные изменения, а есть полезные. Например, теперь методические службы города и руководители должны активно создавать мероприятия, чтобы педагогам было где участвовать и транслировать опыт. Это не очень сложно: педагоги уже усвоили дистанционные технологии и могут выступать через интернет. Это помогает наладить связи, организовать нетворкинг.
Уволить: кого можно, а кого нельзя?
Если сотрудник не прошел аттестацию, и работодатель решил его уволить, то расторжение трудового договора производится на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса России (по инициативе работодателя). Для этого работодатель издает приказ о расторжении трудового кодекса. В основании указывается ссылка на решение по результатам проведенной аттестации.
После этого работодатель обязан предложить сотруднику, непрошедшему аттестацию, другие вакантные должности в той же местности, где он трудиться сейчас. Причем, данные вакансии могут быть менее оплачиваемые или нижестоящие. Такое предложение оформляется в письменной форме с обязательным ознакомлением сотрудника под роспись. В предложении необходимо указать крайний срок ответа работника.
Если сотрудник соглашается на перевод, то руководитель издает приказ о переводе на другую должность. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку сотрудника и личную карточку.
Если работник не согласен на перевод, то работодатель по ранее вынесенному приказу об увольнении, расторгает трудовой договор. После этого работнику на руки выдаются трудовая книжка и окончательный расчет (выплата заработной платы, компенсаций и компенсации за неотгуленный отпуск при их наличии).
Но не всех сотрудников можно уволить по данному основанию. Трудовой кодекс запрещает расторгать трудовой договор по инициативе работодателя с:
- беременной сотрудницей;
- женщиной с ребенком, возраст которого менее 3 лет;
Если при увольнении сотрудница еще не знала, что беременна, то при получении такой справки, работодатель обязан восстановить ее в должности.
- одинокую мать, которая воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет (до 18 лет, если ребенок-инвалид);
Не стоит путь мать-одиночку с женщиной, которая находится в разводе. Это разные категории сотрудниц!
- отца, опекуна или попечителя, который воспитывает ребенка (до 14 лет) без матери;
- сотрудника, если он является единственным кормильцем в семье с ребенком до 3 лет или в многодетной семье (более 3 детей в возрасте до 14 лет);
- работника, находящегося в отпуске, на больничном или в забастовке;
- членов профсоюза;
- несовершеннолетних сотрудников.
Если работника нельзя уволить, то можно поступить следующим образом:
- направить на профобучение;
- понизить в должности.
Если руководитель принял решение о назначении переаттестации по результатам профобучения, то он издает соответствующее распоряжение. Сотрудник может быть направлен на курсы повышения квалификации или некоторое время выполнять свои трудовые обязанности под руководством наставника. После окончания срока профобучения, указанного в распоряжении руководителя, специалисту назначается повторная аттестация.
Процедура переаттестации сотрудника может проводиться в усеченном формате. То есть аттестационная комиссия будет проверять знания только в той области, из-за которой сотрудник был направлен на профобучение.
При условии, что на предприятии установлены категории специалистов, то сотрудник может быть понижен в категории. Запись в трудовую книжку делать не надо, если в трудовом договоре и трудовой книжке указывается должность сотрудника без указания категории.
Аналогичная ситуация касается и дополнительного соглашения к трудовому договору. Если в договоре не прописан размер премии, а просто указана ссылка на локальный нормативный акт, в котором прописаны размеры премий в зависимости от категории специалистов, то допсоглашение не заключается.