Почему наука о растениях называется ботаникой? ботаника — наука о растениях

1 Ботаника — наука о растениях

Ботаника — наука о растениях, их строение, жизнедеятельность, распространение и происхождение. Этот термин происходит от греческого слова»botane», что означает»трава»,»растение»,»овощ»,»зелень»

Ботаника исследует биологическое разнообразие мира растений, систематизирует и классифицирует растения, исследует их строение, географическое распространение, эволюцию, историческое развитие, биосферный роль, полезные власти ивости, выискивает рациональные пути сохранения и охраны флоры. Но основная цель ботаники как науки — получение и обобщение новых знаний о мире растений во всех проявлениях его существованияя.

Ботаника как наука сформировалась около 2300 лет назад. Первое письменное обобщение знаний о растениях, которое дошло до нас, известно лишь из античной. Греции (ИУ-Ш в до. Не), а следовательно и возникновение ботаники как науки датируется именно этим временем. Теофраст (372-287 до. Не), ученик великого. Аристотеля, считается отцом ботаники благодаря его письменному трудам»Естественная история растений»в 10-и томах и письменной работе»О причинах растений»в 8-и томах. В»Естественной истории растений»Теофраст упоминает о 450 растений и делает первую попытку их научной классификациишу спробу їхньої наукової класифікації.

В первом веке не римские естествоиспытатели. Диоскорид и. Плиний. Старший дополнили эти сведения. Средневековые ученые продолжили накопления информации, начатое античными учеными. В эпоху. Возрождения я в свя связи с обогащением сведений о растениях возникла потребность в систематизации растительного мира. Большие заслуги в деле упорядочения ботанических знаний принадлежат. Карлу. Линнею, который в середине 18 в олиття ввел бинарную номенклатуру растений, первым сделал попытку классификации растительного мира и разработал искусственную систему, распределив растительный мир на 24 класскласи.

Сейчас ботаника — многоотраслевая наука, которая изучает как отдельные растения, так и их совокупности — сообщества, из которых формируются луга, степи, леса

В процессе развития ботаника дифференцировалась на ряд отдельных наук, из которых важнейшие: морфология растений — наука о строении и развитии основных органов растений; из нее выделились: анатомия (гистология) растений, изучающая внутреннее строение растительного организма; клеточная биология растений, изучающая особенности строения растительной клетки; эмбриология растений, которая исследует процессы оплодотворения и развития зар одка у растений; физиология растений — наука о жизнедеятельности растительного организма, близко связана с биохимией растений — наукой о химических процессах в них; генетика растений изучает вопрос изменчивости и наследственности растений; палеоботаника (фитопалеонтология) изучает ископаемые растения и около повязанная с филогении растений, задачей которой является воспроизведение исторического развития растительного мира, география рус линь (фитогеография) — наука о закономерностях распространения растений на земном шаре, с нее выделились экология растений — наука о взаимоотношении растительного организма и среды — и фитоценология (геоб отаника) — наука о растительных сообществах.

Выделяют еще ряд специализированных дисциплин, изучающих отдельные группы растительного мира, например альгология — науку о водорослях, лихенологии — о лишайниках, бриология — о мохообразные,. Дендрологи ию — науку о древесные породы, палинологии — о строении спор и пыльцы.

История развития науки

Ботаника – это раздел науки о растениях, который появился и развивался вместе с человеком. Еще первобытные люди знали, какие растения можно употребить в пищу, а какие лучше обойти стороной.

Основные сведения о лекарственных растениях можно найти в некоторых текстах Древнего Египта, цивилизаций Междуречья – Вавилона, Ассирии и других.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовала книга под названием «Бэнь Цао», которая содержала множество сведений о лекарственных и съедобных растениях.

Древнегреческий ученый Аристотель стал первым, кто собрал и систематизировал информацию о растительном мире в своем фундаментальном труде «Теория растений». К сожалению, до нас дошли только немногочисленные фрагменты этой работы.

Теофраст (ученик Аристотеля) в своих работах «История растений» и «Причина растений» описал особенности и свойства более чем 500 растений, рассмотрел основы их физиологии (например, описал строение цветка), а также произвел их градацию, т. е. деление на следующие виды:

  • деревья;
  • кустарники;
  • полукустарники;
  • травы (однолетники и многолетники).

В древней Индии существовала так называемая «наука о жизни» – Аюрведа, которая, помимо всего прочего, включала описание множества растений, преимущественно лекарственных. Эти сведения толковались и дополнялись в трудах известных индийских мыслителей Вадбака, Чарака и других.

Ну и нельзя не отметить выдающегося арабского ученого, мыслителя и врача – Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Его труд «Канон врачебной науки» содержит описание более 1000 неизвестных в Европе растений.

Начало Средних веков, еще называемое «Темное время», характеризовалось стагнацией научной мысли. Абсолютно все явления и события объясняли Божьей волей, все науки, в том числе и ботаника, остановились в своем развитии.

Лишь открытие Америки Колумбом в 1492 году дало новый виток дальнейшему изучению растений, в особенности произрастающих в Новом Свете. В Европе появляются первые ботанические сады.

В Новое время открытия и достижения в области ботаники продолжались. Нельзя не упомянуть таких выдающихся ученых, как Роберт Гук (открыл растительную клетку), Карла Линнея (разработал принципиально новую терминологию и бинарную номенклатуру).

19 век ознаменовался открытиями в области физиологии растений – работы Дж. Пристли, Н. Соссюра, Ж. Ингенхауза, механизм фотосинтеза в своем труде описал знаменитый русский ученый А. Тимирязев.

Основные разделы

Знание о растениях – комплексная наука, которой свойственно деление на отрасли. Принято выделять в 1 ботанике, как биологической науке, разделы ботаники:

  1. Цитология – «ботаника изнутри», изучает строение растительной клетки, выделилась из анатомии.
  2. Морфология растений – изучает внешнюю форму и вид растений и выявляет их закономерности.
  3. Анатомия растений – в противовес морфологии, изучает внутреннее строение растений.
  4. Физиология растений – изучает процесс роста и развития растений, обменные процессы и т. д.
  5. Эмбриология растений – по названию нетрудно догадаться, что этот раздел изучает закономерности развития растения с момента его зарождения.
  6. Экология растений – изучение взаимодействия растений с окружающей средой.
  7. Гистохимия растений – при помощи проведения химических реакций выявляет вещества, содержащиеся в клетке растения.
  8. Биохимия растений – схожее с предыдущим понятие, но здесь исследуются процессы преобразования химических элементов, как находящихся в составе растения, так и поступающие в него извне.

Научные учреждения, общества, преподавание

В СССР крупнейшими учреждениями являются Ботанический ин-т АН СССР (Ленинград), Ин-т Физиологии растений АН СССР (Москва), Ин-т биохимии (Москва), Микробиологический ин-т АН СССР (Москва), Ин-т цитологии (Ленинград), Ин-т генетики (Москва), Палеонтологический ин-т (Москва), Главный Ботанический сад АН СССР (Москва), Ботанический сад МГУ (Москва), а также ин-ты республиканских академий. Ботанические сады (их в СССР более 100) культивируют растения всего мира, которые изучаются ботаниками теоретического и прикладного профиля (интродукция и натурализация растений). При многих садах и ун-тах имеются гербарии. Крупнейшими из них являются Гербарий Ботанического ин-та АН СССР (Ленинград), Гербарий Московского ун-та, а за рубежом Гербарий Ботанического сада в Кью (Лондон).

Крупнейшими учреждениями по прикладной Б. являются Всесоюзный ин-т растениеводства (Ленинград), Всесоюзный ин-т лекарственных растений (Москва), Никитский ботанический сад в Крыму и другие учреждения ВАСХНИЛ. Эти учреждения издают научные Труды по отдельным отраслям Б. Большую роль в пропаганде ботанических знаний играют ботанические общества — Всесоюзное ботаническое общество (основано в декабре 1915 г.), издающее «Ботанический журнал», и его многочисленные отделения в союзных республиках и городах; Московское общество испытателей природы (МОИП) издает «Бюллетень МОИП», Ленинградское общество испытателей издает журнал «Записки». Ун-ты и другие вузы издают Труды, в которых печатаются ботанические статьи. Б. преподается в ун-тах, с.-х. и лесных ин-тах, в педагогических, медицинских (общая биология, фармакогнозия) вузах и техникумах.

Библиография: История—Баранов П. А. Ботаника, Ташкент, 1933; он же, История эмбриологии растений в связи с развитием представления о зарождении организмов, М.— Л., 1955, библиогр.; Вульф Е. В. Историческая география растений, М.— Д., 1944; Очерки по истории русской ботаники, под ред. Н. А. Комарницкого, М., 1947; Русские ботаники, Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1—4, М., 1947—1952; Серебряков К. К. Очерки по истории ботаники, М., 1941, М б b i u s M. Geschichte der Bota-nik, Jena, 1937; R e e d H. S. A short history of the plant sciences, Waltham, 1955.

Руководства, учебники — Алехин В. В. География растений, М., 1944, библиогр.; Г e н к e л ь П. А. Физиология растений, М., 1965; Г о л e н к и н М. II. Курс высших растений, М.— Л., 1937; Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи, Л., 1964; И м с А. Морфология цветковых растений, пер. с англ., М., 1964; Комарниц-кий Н. А., Кудряшов Л. В. и Уранов А. А. Систематика растений, М., 1962; Кретович В. Л. Основы биохимии растений, М., 1971; Курса-н о в Л. И. и К о м а р н и ц к и й Н. А. Курс низших растений, М., 1945, библиогр.; они же, Ботаника, т. 1, М., 1966; M e й-е р К. И. Морфогения высших растений, М., 1958, библиогр.; Поддубная-Арнольди В. А. Общая эмбриология покрытосеменных растений, М., 1964, библиогр.; Раздорский В. Ф. Анатомия растений, М., 1949; Рубин Б. А. Курс физиологии растений, М., 1971; T а х т а д ж я н А. Л. Высшие растения, т. 1, М.—Л., 1956; он же, Основы эволюционной морфологии покрытосеменных, М.— Л., 1964, библиогр.; Шенников А. П. Экология растений, М., 1950, библиогр.; Э с а у К. Анатомия растений, пер. с англ., М., 1969; Ярошенко П. Д. Геоботаника, М.— Л., 1961.

Как стать ученым-ботаником

Только по-настоящему увлеченный человек, который действительно любит растения, может стать успешным ученым. На этой работе необходимы не только наблюдательность, внимательность, усидчивость, аналитический склад ума, но и умение ориентироваться в соответствующих областях, связанных с растительным миром.

Где учиться для получения этой профессии? Для освоения профессии ботаника необходимо получить образование по специальности «биология» или «агрономия». Данные факультеты встречаются в высших учебных заведениях России и множества других стран.

Специалист в этой сфере является востребованным в самых различных отраслях. Преподавание и работа над научными трудами, работа в научно-исследовательских центрах и на аграрных предприятиях, в лабораториях, ботанических садах, парках-дендрариях, работа над ландшафтным дизайном и планами озеленения населенных пунктов, не считая смежных отраслей, таких как химическая промышленность, медицина и т. п.

Несмотря на то что учеными описано около 350 000 видов флоры, 70 000 видов еще только предстоит изучить. Так что работы и исследований в этой отрасли хватит на века. В отличие от ботаников прошлого столетия, на помощь современникам приходят цифровые библиотеки растений, где можно распознать растения с помощью специального программного обеспечения и получить информацию о нем в любой части земного шара.

Ученый-ботаник может построить успешную научную карьеру. Начиная с написания научных статей и получения ученой степени, он может стать кандидатом и доктором наук, а там можно и Нобелевскую премию получить, если сделать ряд выдающихся открытий. Главное, как и в любом другом деле — это увлечённость и любовь к своему делу.

Истоки профессии

Самыми первыми ботаниками, по сути, были древние люди. Сбор и систематизация сведений о растениях очень быстро начали играть немаловажную роль в их жизни. При ежедневном столкновении с множеством съедобных, полезных и ядовитых растений знания о них стали вопросом выживания.

Греческие учёные-натуралисты одними из первых в книгах начали описывать всю флору, а не только нужные в хозяйстве растения для человека. Философы также были немного ботаниками и пытались систематизировать растительность, рассматривая их как часть природы.

Аристотель впервые в IV в. до н. э. задумался о месте растений в природе вообще, в отличие от остальных исследователей, которых интересовала флора, представляющая исключительно хозяйственную ценность. Из немногих материалов, которые дошли до нынешних времён, можно увидеть, что Аристотель разделил окружающий мир на два царства: живое и неодушевлённое.

Растения он причислял к царству живому и утверждал, что хотя они и находятся на нижней ступени развития по сравнению с животным и человеком, но также обладают душой. Аристотель выделял общие свойства в природе животного и растительного мира. Он подчеркивал, что по тому, как выглядят некоторые морские обитатели, трудно точно определить, относятся они к животному миру или же к растительному.

Основоположник и отец ботаники, бывший ученик Аристотеля Теофраст, вынес ее в отдельную науку. Помимо описания возможности применения растений в хозяйстве и медицине, он занимался и теоретическими вопросами. Он установил планку в описании форм растительности и в понимании их природы, выше которой подняться не получилось ни у одного ученого тех времен.

Царство растений

Растения можно встретить везде: на суше (луга, степи, поля, леса, горы), в воде (в пресных водоемах, озерах и реках, в болотистых местностях, в морях и океанах). Практически все растения отличаются неподвижным образом жизни, способностью солнечную энергию преобразовывать в органические соединения, имеют богатые запасы хлорофила, перерабатывают углекислый газ на кислород, за что растительный покров планеты называют легкими Земли.

К сожалению, в силу разных обстоятельств многие растения находятся в числе редких или исчезающих, и этот список с каждым годом только пополняется. Многие представители поплатились за свою красоту: люди, не задумываясь о том, какой огромный вред наносят природе, кощунственно уничтожают растения ради букетика-однодневки. Такая горькая участь постигла ландыши лесные, кувшинки, сон-траву.

Чтобы уберечь редкие виды растений от исчезновения, их заносят в Красную книгу и охраняют на законодательном уровне. Наука, изучающая растения, служит основой знаний для данного документа. И теперь это наша общая задача — сохранить флору для будущих поколений, чтобы и наши дети, и внуки смогли увидеть ту неповторимую красоту растительного мира, которую посчастливилось увидеть нам.

— Источник

Образование и ЕГЭ

Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:

  • Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. Лобачевского.
  • Тюменский государственный университет.
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет.
  • Воронежский госуниверситет.
  • Удмуртский госуниверситет (в Ижевске).
  • Иркутский госуниверситет.

Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.

↑яБЪГЭ АНРЮМХЙХ Я ДПСЦХЛХ МЮСЙЮЛХ

аНРЮМХЙЮ РЕЯМН ЯБЪГЮМЮ ЯН ЛМНЦХЛХ ДПСЦХЛХ МЮСЙЮЛХ — Я ЦЕНКНЦХЕИ ВЕПЕГ ОЮКЕНАНРЮМХЙС Х ХМДХЙЮЖХНММСЧ ЦЕНАНРЮМХЙС (ХЯОНКЭГНБЮМХЕ ОПХГМЮЙНБ МЕЙНРНПШУ ПЮЯРЕМХИ Х ХУ ЯННАЫЕЯРБ ЙЮЙ ХМДХЙЮРНПНБ МЕЙНРНПШУ ОНКЕГМШУ ХЯЙНОЮЕЛШУ). я УХЛХЕИ — ВЕПЕГ АХНУХЛХЧ Х ТХГХНКНЦХЧ, ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ АНРЮМХЙС Х ТЮПЛЮЙНЦМНГХЧ. я ОНВБНБЕДЕМХЕЛ Х ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХЕИ — ВЕПЕГ ЩЙНКНЦХЧ Х ЦЕНАНРЮМХЙС; Я РЕУМХВЕЯЙХЛХ МЮСЙЮЛХ — ВЕПЕГ ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ АНРЮМХЙС. аНРЮМХЙЮ — МЮСВМЮЪ НЯМНБЮ ЯЕКЭЯЙНЦН Х КЕЯМНЦН УНГЪИЯРБЮ, ГЕК╦МНЦН ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ Б ЦНПНДЮУ, ЙСПНПРЮУ Х ОЮПЙЮУ, НМЮ ПЮГПЕЬЮЕР ЛМНЦХЕ БНОПНЯШ ОХЫЕБНИ, РЕЙЯРХКЭМНИ, ЖЕККЧКНГМН-АСЛЮФМНИ, ЛХЙПНАХНКНЦХВЕЯЙНИ, ДЕПЕБННАПЮАЮРШБЮЧЫЕИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ. нДМЮЙН БЮФМЕИЬЮЪ ГЮДЮВЮ АНРЮМХЙХ — ХГСВЕМХЕ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ ПЮГБХРХЪ Х НУПЮМШ ЯПЕДШ НАХРЮМХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ — АХНЯТЕПШ Х ОПЕФДЕ БЯЕЦН ПЮЯРХРЕКЭМНЦН ЛХПЮ — ТХРНЯТЕПШ.

аНРЮМХЙЮ ОНКЭГСЕРЯЪ ЙЮЙ МЮАКЧДЕМХЕЛ, РЮЙ Х ЯПЮБМХРЕКЭМШЛ, ХЯРНПХВЕЯЙХЛ Х ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШЛ ЛЕРНДЮЛХ, БЙКЧВЮЧЫХЛХ ЯАНП Х ЯНЯРЮБКЕМХЕ ЙНККЕЙЖХИ, МЮАКЧДЕМХЕ Б ОПХПНДЕ Х МЮ НОШРМШУ СВЮЯРЙЮУ, ЩЙЯОЕПХЛЕМР Б ОПХПНДЕ Х Б СЯКНБХЪУ ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШУ КЮАНПЮРНПХИ, ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙСЧ НАПЮАНРЙС ОНКСВЕММНИ ХМТНПЛЮЖХХ. мЮПЪДС Я ЙКЮЯЯХВЕЯЙХЛХ ЛЕРНДЮЛХ ПЕЦХЯРПЮЖХХ РЕУ ХКХ ХМШУ ОПХГМЮЙНБ ХГСВЮЕЛШУ ПЮЯРЕМХИ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ БЕЯЭ ЮПЯЕМЮК ЯНБПЕЛЕММШУ УХЛХВЕЯЙХУ, ТХГХВЕЯЙХУ Х ЙХАЕПМЕРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ.

Примечания[ | ]

  1. Ботаника // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Антонов А. А., Надсон Г. А. Ботаника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 12Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А. Краткая история ботаники / Отв. ред. проф. Л. В. Кудряшов; ТР. МОИП. Т. XXXI. Отд. биол. Секц. ботаники. — М.: Наука, 1968. — 310 с.
  4. Historia de las Plantas de la Nueva España de Francisco Hernández (неопр.) . Universidad Nacional Autónoma de México. Дата обращения 4 июля 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
  5. Всеобщая история вещей Новой Испании, написанная братом Бернардино де Саагуном: Флорентийский екс (неопр.) . Всемирная цифровая библиотека. Дата обращения 4 июля 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
  6. López Piñero J. M., Pardo Tomás J. La influencia de Francisco Hernández (1512-1587) en la constitución de la botánica y la materia médica modernas. — Universitat de València, 1996. — ISBN 9788437026909.
  7. The Mexican Treasury: The Writings of Dr. Francisco Hernández / Ed. S. Varey. — Stanford University Press, 2000. — ISBN 9780804739634.
  8. Jansen FH (2006). «The herbal tea approach for artemesinin as a therapy for malaria?». Trans R Soc Trop Med Hyg 100 (3): 285-6. doi:10.1016/j.trstmh.2005.08.004. PMID 16274712

Описание профессии

Кто такие ботаники? Профессия относится к категории научных. Занимаются эти специалисты изучением растительного мира. Каждый из них обычно сконцентрирован на отдельно взятой сфере. К примеру, один может изучать внутреннее строение растений, а другой – исследовать их место в природе. В своей работе они опираются на труды ученых-предшественников. Это позволяет современному ботанику дополнить и расширить уже имеющиеся знания о растениях. Представители этой профессии совмещают работу в офисе (создание описаний, аналитика, гербарий) с трудом «в поле» – в естественной природной среде.

Что делает ботаник? Основная задача такого специалиста – изучение свойств растений и закономерностей их жизненного цикла. Он занимается поиском новых видов и классификацией уже известных науке. Кроме того, ботаник определяет, как растения воздействуют на животных и человека. Результаты кропотливого труда представителей этой профессии важны для развития прикладной науки и технологий: фармацевтики, сельского хозяйства, биотехнологий и так далее.

Чаще всего ботаники трудоустраиваются в научно-исследовательский центр, лабораторию, ботанический сад, парк-дендрарий, биосферный заповедник, а также на сельскохозяйственное предприятие. Те специалисты, которые имеют склонность к педагогике, идут работать преподавателями в вузы, защищают диссертации, пишут научные статьи и книги.

Списки некоторых профессий

Перечень профессий:

Экономика

  • Аудитор
  • Актуарий
  • Аналитик
  • Банкир
  • Брокер
  • Бухгалтер
  • Дилер
  • Продавец
  • Инкассатор
  • Коммерческий директор
  • Кредитный консультант
  • Маркетолог
  • Маклер биржевой
  • Менеджер по работе с клиентами
  • Налоговый инспектор
  • Операционист
  • Предприниматель
  • Сметчик
  • Снабженец
  • Страховой агент
  • Релайтер
  • Товаровед
  • Торговый представитель
  • Тренд-вотчер
  • Трейдер
  • Экономист
  • Экспедитор
  • Финансист
  • Кассир

Медицина

  • Акушер
  • Аллерголог
  • Андролог
  • Анестезиолог
  • Бактериолог
  • Венеролог
  • Вертебролог
  • Вирусолог
  • Военно-полевой хирург
  • Врач скорой помощи
  • Врач УЗ-диагностики
  • Врач МСЭК(медико-социальной экспертизы)
  • Гастроэнтеролог
  • Гирудотерапевт
  • Генетик
  • Гепатолог
  • Гомеопат
  • Гематолог
  • Гинеколог
  • Дерматолог
  • Диетолог
  • Инфекционист
  • Иммунолог
  • Кардиолог
  • Кардиохирург
  • Косметолог
  • Лаборант
  • Лимфолог
  • Логопед
  • Мануалист
  • Массажист
  • Маммолог
  • Медицинская сестра
  • Нарколог
  • Невролог
  • Невропатолог
  • Неонатолог
  • Нейрохирург
  • Нефролог
  • Офтальмолог
  • Онколог
  • Ортодонт
  • Ортопед
  • Оториноларинголог (ЛОР)
  • Патологоанатом
  • Педиатр
  • Пластический хирург
  • Прозектор
  • Проктолог
  • Профпатолог
  • Психиатр
  • Психолог
  • Психоневропатолог
  • Психотерапевт
  • Пульмонолог
  • Радиолог
  • Реаниматолог
  • Ревматолог
  • Рентгенолог
  • Рефлексотерапевт
  • Санитар
  • Сексолог
  • Сексопатолог
  • Семейный врач
  • Специалист по клеточным технологиям
  • Спортивный врач
  • Сомнолог
  • Стоматолог
  • Сурдолог
  • Танатолог
  • Терапевт
  • Торакальный хирург
  • Травматолог
  • Трансфузиолог
  • Токсиколог
  • Фармацевт
  • Фельдшер
  • Физиотерапевт
  • Флеболог
  • Фтизиатр
  • Хирург
  • Уролог
  • Эндокринолог (специалист по гормонам)
  • Эндоскопист
  • Эпидемиолог
  • Эфферентолог

Современное состояние ботаники

Современное состояние ботаники характеризуется взаимопроникновением различных дисциплин. Так, напр., в систематике для характеристики таксонов применяются методы цитологии, эмбриологии, анатомии, физиологии и биохимии.

Физиологические и биохимические методы все шире проникают в экологию и геоботанику, в результате чего возникает комплексная наука о физиологии растительного сообщества, появление к-рой предсказывал еще в 20-х годах В. В. Алехин. В геоботанике широко используются достижения бриологии, альгологии, микробиологии, по-новому освещающие жизнь фитоценозов. Характерно также широкое применение эксперимента и возникновение новых дисциплин, напр, экспериментальной систематики, экспериментальной экологии в геоботанике, экспериментальной морфологии (культура тканей).

Применение электронного микроскопа позволило проникнуть в детальное строение растительной клетки. Методы хроматографии, цитофотометрии позволили производить химические анализы большой точности на микроскопических объемах исследуемого вещества и применяются во всех отраслях Б. Можно думать, что достижения молекулярной биологии помогут раскрыть молекулярные основы онтогенеза и филогенеза растений, откроют новые горизонты в морфологии и систематике. Эти данные уже позволили иначе подойти к выяснению механизма наследственности; можно надеяться, что будет выяснен один из основных вопросов — каким образом единый для всех клеток генетический код реализуется по-разному в отличающихся между собой клетках различных тканей. Интеграция отдельных ботанических дисциплин и разделов позволяет решать вопросы в масштабе планеты — круговорот веществ, продуктивность биоценозов, баланс энергии и веществ в природе, влияние биоценозов на водный и газовый режим Земли и т. д. Применение математических приемов обработки данных, счетно-решающих машин и кибернетических аппаратов, методов моделирования различных процессов поможет учесть последствия глобального вмешательства человека в жизнь природы. Ботанические исследования вносят неоценимый вклад в дело сохранения среды обитания человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector