Прокуратура, ее значение и функции

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Особенности профессии

В работе прокурора, как и всей прокуратуры, есть две стороны. Во-первых, прокуратора — это часть состязательной судебной системы. Если адвокат отстаивает права обвиняемого, то прокурор находится на стороне обвинения. Во-вторых, прокуратура — это надзорно-следственный аппарат.

Государственный обвинитель.
Если кого-то обвиняют в уголовном преступлении, именно прокурор отвечает за изложение доказательств вины на суде.

Когда следователь завершает расследование уголовного дела, он составляет обвинительное заключение, где описывает свои выводы и приводит доказательства. После этого дело рассматривает прокурор. Если прокурор почему-то не согласен с результатами следствия (например, считает доказательства неубедительными), он возвращает дело на дополнительное расследование. Но если прокурора все доводы и выводы устраивают, он утверждает обвинительное заключение и отправляет дело в суд. В этом случае он должен быть готов отстаивать обвинение в суде.

Во время судебных заседаний прокурор состязается с адвокатом обвиняемого. Он должен так изложить дело, чтобы степень вины не вызывала сомнений у судьи и присяжных. В Российском законодательстве действует презумпция невиновности, т.е. сомнение в виновности должно трактоваться в пользу обвиняемого. Это значит, что для успеха недостаточно прокурору надеть мундир и насупить брови — нужны улики, логичные умозаключения, надёжные показания свидетелей. Если прокурора не устраивает решение суда, он имеет право его опротестовать.

Надзор.
Главное направление работы российской прокуратуры — прокурорский надзор за соблюдением законодательства страны, гражданских прав и свобод. Прокуроры рассматривают обращения граждан, при необходимости возбуждают уголовные или административные дела, следят за работой находящихся в их подчинении следственных органов, за работой так называемых исправительных учреждений.

Контролируют соблюдение законов министерствами и ведомствами, парламентом, исполнительной властью, должностными лицами и пр. Для этого они оценивают издаваемые постановления и акты. Если прокурор видит, что закон нарушен, он принимает меры прокурорского реагирования — так называют прокурорский протест, представление и предостережение. Прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд, если считает, что нарушены права человека или интересы государства. Кроме того, прокуроры участвуют в законотворческой деятельности.

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования.
200+ курсов обучения.
8000+ выпускников из 200 городов.
Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Предлагаем вам ознакомиться с нашим перечнем юридических ВУЗов Москвы

Нужно окончить юридический вуз или факультет университета по специальности «юриспруденция».

Чтобы работать в военной прокуратуре, необходимо окончить военный вуз. Например, Военный университет Министерства обороны (г. Москва) (Военно-юридический или Прокурорско-следственный факультет по специальности «юриспруденция»).

Нужен ли всеобщий надзор стране

Сегодня в большинстве стран мира органы прокуроры представляют обвинение во время судебных процессов. И это их основная функция. Также они координируют работу правоохранительной системы. Функции общего надзора – это анахронизм, от которого практически везде отказались.

В советское время она, возможно, и была нужна по причине отсутствия многих отраслевых контрольных органов. Их функции выполняла прокуратура и органы народного контроля. Но сегодня ситуация совершенно иная.

Любой прокурор – это в первую очередь юрист. Он не может досконально разбираться в том, как работают заводы, больницы или атомные станции. И хотя ведомство привлекает к расследованиям специалистов других контролирующих органов, проверки обычно носят формальный, сугубо нормативный характер. Очень часто они сводятся к проверке правильности заполнения документов.

Функция общего надзора требует существенной реформы. Ее необходимо либо полностью упразднять, как не имеющую смысла, либо кардинально менять модель проведения.

Автор статьи:
Akiva Content

Чем занимаются представители профессии

Все прокуроры являются госслужащими и большую часть времени прокурор проводит за бумажной работой. Но иногда всплывает необходимость в выездах на места преступления или же какого-либо другого происшествия для сбора оперативной информации. Такие специалисты могут выступать как отдельные следователи, так и служители закона.

В этом направлении происходит деления прокуроров на две группы: представители стороны обвинения и надзорно-следственные деятели. Первые принимают обвинительные доказательства от следователя, передают их в суд и доказывают вину подсудимого на процессе. Вторые рассматривают жалобы по нарушениям свобод и прав граждан.

Если подобные нарушения выявлены, прокурор обязан незамедлительно отреагировать.

Обычно деятельность производится с обвинительной стороны. Прокуроры востребованы в суде, в частных и коммерческих организациях прокуратуры.

В ходе работы приходится тесно взаимодействовать с правоохранительными органами, судмедэкспертами и специалистами, которые так или иначе связаны с судебным разбирательством. Рабочий день профессионала характеризуется полной занятостью. Из-за большого количества очень часто приходится перерабатывать эту норму и задерживаться на дополнительно время.

История

Чтобы лучше понять, что такое прокуратура и какие функции она выполняет, следует сказать несколько слов об истории этого ведомства.

Русские цари долгое время искали эффективные формы контроля за деятельностью государственного аппарата и инструменты для пресечения нарушений со стороны чиновников. В разные периоды эти функции выполняли опричники, работники Тайного приказа, фискалы и даже гвардейские офицеры.

В системе российской государственной власти прокуратура появилась в 1722 году, во время царствования Петра I. Первым ее руководителем стал близкий сподвижник императора граф Павел Ягужинский. Во время представления Петр назвал его «оком государевым».

В обязанности генерал-прокурора входил надзор за Сенатом, что делало его фактически вторым по влиятельности человеком в государстве. Одновременно была учреждена должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами и подчинялся императору. Таким образом? надзорные органы изначально были разделены на две половины.

Павел Ягужинский – первый российский генеральный прокурор.

После смерти Петра I значение ведомства существенно снизилось. «Всесильный» Ягужинский был отправлен в почетную ссылку послом в Речь Посполитую.

В начале XIX века в ходе очередной административной реформы коллегии превратились в министерства. Прокуратура вошла в состав Министерства юстиции, а его глава получил должность генерал-прокурора.

Судебная реформа 1864 года превратила ее в часть правоохранительной системы. В обязанности прокуроров входило руководство полицейским дознанием и следствием, надзор за его законностью, подготовка обвинительных актов, участие в судебных процессах.

Также они составляли кассационные и апелляционные жалобы, контролировали выполнение приговоров, следили за порядком в местах лишения свободы.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Большевики упразднили старую прокуратуру и в 1922 году учредили новую, главной функцией которой стал надзор за органами власти. В 1923 году ее полномочия были расширены, она стала частью Верховного суда страны. Ведомство получило совещательный голос на заседаниях высших органов государства.

В 1933 году прокуратура превратилась в отдельный самостоятельный орган, также была учреждена военная прокуратура. Данные изменения в значительной мере способствовали выстраиванию в стране единой централизованной надзорной системы. В 1936 году они были отображены в новом тексте Конституции.

В 1946 году для поднятия статуса ведомства советская прокуратура стала Генеральной. В 1955 году вышло новое положение о надзоре, оно конкретизировало функции и полномочия органа.

В 1966 году вышло положение о военной прокуратуре, в котором закреплялись задачи и определялись полномочия данного органа.

В 1977 году была написана новая Конституция СССР, на основании которой в 1979 году появился закон о прокуратуре.

Главными задачами ведомства признавался надзор за соблюдением законодательства, борьба с хищениями государственной собственности.

Также в законе устанавливалась подотчетность ведомства Верховному Совету страны, а в межсессионный период – его Президиуму.

В 1995 году увидела свет новая редакция закона, в ней впервые был упомянут надзор ведомства за соблюдением свобод российских граждан органами власти. Впоследствии в документ неоднократно вносили правки, но статус ведомства, как единого централизованного органа надзора сомнению никогда не подвергался.

История прокуратуры

Как давно в обществе существует столь важный и нужный для всего общества орган? Чтобы получить полную картину, надо обратиться к истории. Она берет начало еще в Древнем Риме. Сразу надо отметить, что структура права того времени до сих пор применима практически во всем мире, правда, в сильно измененном виде. Так раньше существовали стороны обвинения и защиты. Именно первая сторона и рассматривала конкретное дело со всех позиций, требуя наказания.

В средние века в Европе, ровно, как и на Руси должности обвинителя не существовало. Были ордалии, являющиеся народными судами, и многие другие элементы права. В Российской Империи понятие об обвинителе ввел Петр Первый. Должность эта являлась очень опасной и сложной, так как требовалось исполнять множество различных царских указов, работая с большим числом обвиненных. Несколько упростили должность прокурора во времена Советского Союза. Благодаря труду Ленина о прокуратуре был сформирован орган, который никак не изменился и по сей день.

Кто такой прокурор, его права и обязанности

Прокурор как юрист выбирает одно из двух направлений деятельности: представительство государства в суде, выступая как обвинитель, и надзор за исполнением обязанностей ведомствами и госучреждениями.

В дополнение к этому прокурор вправе:

  • самостоятельно инициировать судебное разбирательство, подавая иск;
  • является законным представителем государственных органов.

Отметим, что у прокурора есть и ряд обязательств-ограничений:

  • не может развивать бизнес или иметь долю в нем;
  • не вправе быть участником политических партий.

Указанные аспекты связаны с тем, что любое из условий может оказать влияние на беспристрастность юриста. Во многом по этой же причине заработная плата служителя закона достаточно высока, но предоставляется после долгих лет нахождения на службе и создания репутации.

Что такое прокуратура – определение

Прокуратура – это систематизированный федеральный орган, осуществляющий надзор за соблюдением конституционных статей от имени государства. Курирует деятельность системы либо генеральный прокурор, либо президент РФ.

Функционал, полномочия и основные задачи ведомства регламентируются 1 статьей федерального закона «О прокуратуре», точнее – ее 2-ым пунктом. Там сказано, что прокуратура должна отслеживать

  • обеспечение законности во всех ее направлениях,
  • правомерность новых законопроектов по отношению к власти и гражданам,
  • соблюдение свобод и прав граждан страны как на ее территории, так и за рубежом,
  • возможные нарушения прав граждан и государства и пресекать их.

Прокуратура является самостоятельным ведомством и не относится ни к одной из действующих ветвей власти – исполнительной, законодательной, судебной. Сотрудники прокуратуры вправе поводить проверки в отношении законности деятельности любых граждан, представителей правительства, полиции, суда, социальных организаций всех типов – медицинских, образовательных и других. Исполнять предписания прокурора обязаны и простые граждане, и чиновники, члены правительства, сотрудники полиции, судебные приставы всех уровней – от региональных до федеральных.

Структура

В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:

  1. На вершине стоит генеральная прокуратура России.
  2. После идет прокуратура субъектов.
  3. Образовательные и научные учреждения.
  4. Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
  5. Ключевым завершением является прокуратура района и города.

Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.

Перспективы профессии

Выбирая данную профессию, следует помнить: прокурор не имеет права вести предпринимательскую деятельность, работать в коммерческих структурах или же вести политическую деятельность. Это запрещено, так как может повлиять на беспристрастность сотрудника.

Сама профессия прокурора – уже высокий показатель престижа, ведь она высоко оплачиваемая и уважаемая. Прокурор может расти и развиваться. Пик карьерного роста и перспектив – это должность генерального прокурора страны или его заместителя.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия прокурор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Награды

Медаль «За верность закону». Она имеет три степени.

Прокуратура РФ имеет не только собственную форму, но и перечень наград, который был утвержден специальным приказом в 2007 году. В него входят следующие знаки и медали:

  • Знак «Почётный работник прокуратуры». Им награждаются сотрудники, проработавшие в ведомстве более 10 лет и имеющие отличную репутацию.
  • Знак «За безупречную службу». Награждаются сотрудники, имеющие 10-летний стаж и отличившиеся безупречным исполнением обязанностей.
  • Знак «За верность закону». Этим знаком награждаются сотрудники, проработавшие 10, 15 или 20 лет.
  • Медаль «За взаимодействие». Ею награждаются граждане РФ, оказавшие значительную помощь ведомству.
  • Медаль «Ветеран прокуратуры». Награждаются сотрудники, проработавшие в системе более 20 лет.
  • Медаль «За воинскую доблесть». Награждаются сотрудники ведомства, проявившие отвагу и доблесть при выполнении своих служебных обязанностей. Обычно эту медаль дают за мужественные действия в опасных или чрезвычайных ситуациях.
  • Медаль «За укрепление боевого содружества». Этой медалью могут награждаться, как сотрудники ведомства, так и служащие других правоохранительных органов. Ее дают за помощь в выполнении задач, возложенных на органы прокуратуры.
  • Медаль «За отличие в военной службе». Награждаются отличившиеся сотрудники военной прокуратуры.
  • Медаль Руденко. Награждаются работники ведомства, отдавшие службе более 20 лет.
  • Медаль Ягужинского. Этой медалью награждаются работники ведомства за значительные заслуги. Как правило, ее дает сотрудникам, которые проработали в системе не менее 10 лет.
  • Медаль «290 лет прокуратуре России». Эту медаль дают сотрудникам, проработавшим в ведомстве более 15 лет и имеющим значительные заслуги.

Генеральный прокурор Российской Федерации

Систему органов прокуратуры в стране возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Ему присваивается высший классный чин – действительного государственного советника юстиции. С января 2021 года эту должность занимает Игорь Краснов.

Генеральный прокурор России выполняет, в частности, следующие руководящие функции:

  1. издаёт приказы (это что?), распоряжения и другие документы, обязательные для всех подчинённых;
  2. формирует штат Генеральной прокуратуры, а также руководящий состав подчинённых системе научных и учебных организаций;
  3. назначает на должности прокуроров субъектов РФ, городов, районов, специализированных прокуратур.

Сам генеральный прокурор назначается на работу верхней палатой Парламента по представлению Президента. Срок полномочий – 5 лет.

Что представляют собой меры прокурорского реагирования

К подобным мерам чаще всего относят его, прокурора:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости правонарушений.

Протест на правовой акт, не отвечающий закону или противоречащий ему, приносится прокурором (допускается участие его заместителя) в соответствующий орган или непосредственно должностному лицу, которыми был издан подобный акт.

Замечание 1

Помимо этого прокурор может обращаться в вышестоящие органы или к вышестоящим должностным лицам, а также напрямую в суд.

Срок на рассмотрение такого протеста составляет не более 10 дней с момента его подачи. Если же протест был передан представительному (то есть законодательному) органу субъекта Российской Федерации или же органу местного самоуправления, то рассмотреть его необходимо на ближайшем по времени заседании. Если имеются исключительные обстоятельства, которые требуют незамедлительного устранения нарушений законодательства, то прокурор имеет право на сокращение срока рассмотрения подобного протеста. Результаты по мере принятия мер преподносятся прокурору в письменном виде.

Представление об устранении нарушений закона прокурор или его помощник вносят в соответствующий орган/должностному лицу — тем, кто имеет полномочия устранять подобные нарушения. Такое представление должно быть рассмотрено безотлагательно

Представление отличается от протеста тем, что последний обращает внимание на незаконность правового акта, в то время, как первое преподносится тогда, когда были совершены конкретные действия или же было проявлено бездействие, приведшие к нарушению закона

Замечание 2

В случае обнаружения Генеральным прокурором Российской Федерации несоответствия положениям Конституции и федеральным законам постановлений Правительства Российской Федерации он должен в обязательном порядке проинформировать об этом Президента страны.

На принятие конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства, включая их причины и способствующие им условия, отводится месяц со дня внесения прокурорского представления. Уведомление с перечнем результатов принятых мер прокурору предоставляется в письменном виде.

Если после проведения прокурорской проверки выявлено и установлено наличие признаков преступления, то прокурором выносится постановление о направлении необходимых материалов в органы предварительного расследования в целях принятия решения об уголовном преследовании.

Исходя из характера правонарушений прокурором выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Подобное постановление должно быть рассмотрено уполномоченным органом/должностным лицом строго в установленный для этого срок. Результаты рассмотрения такого постановления предоставляются в письменном виде.

Предостережение о недопустимости нарушения закона вносится прокурором с целью предупредить правонарушения, а также при наличии у него информации о подготовке противоправных действий. Для этого прокурор/его заместитель направляют предостережение в письменной форме должностным лицам.

Замечание 3

Если имеется информация о том, что готовятся некие противоправные действия с признаками экстремистской деятельности, то такое предостережение направляется руководителям общественных объединений (включая религиозные), а также прочим лицам.

Если требования, изложенные в этом предостережении, не исполняются и приводят к негативным последствиям, то лица, которым было объявлено предостережение, могут привлекаться к ответственности, согласно порядку, установленному законом.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Основные принципы работы прокуратуры в РФ

Прокуроры могут начать судебное преследование только в том случае, если дело удовлетворяет требованиям, установленным Кодексом для прокуроров. Этот тест состоит из двух этапов: первый-требование доказательной достаточности, а второй — рассмотрение общественных интересов.

Что касается стадии доказывания, тогда в таком случае прокурор должен убедиться в таком моменте, что имеется достаточно доказательств, чтобы обеспечить реальную перспективу осуждения. Это в данном случае будет означать такой важный факт, что объективное, а также полностью беспристрастное и разумное жюри присяжных (или коллегия судей, или определенный судья, заседающий в одиночку), осуществит должным образом направленное и действующее в полном соответствии с законодательными нормами РФ, с большей вероятностью будет осуждено.

Это объективная проверка, основанная на оценке прокурорами доказательств (включая любую имеющуюся у него информацию о защите).

Определенное судебное дело, которое не проходит стадию доказывания, не должно продолжаться, каким бы серьезным или деликатным оно ни было. Никогда не существовало правила о том, что судебное преследование автоматически происходит, как только доказательная стадия будет удовлетворена.

В каждом случае, когда имеются достаточные и серьезные на деле доказательства для оправдания обвинения, прокуроры должны рассмотреть очень важный вопрос о таком моменте, требуется ли судебное преследование в интересах общества. Каждое дело должно рассматриваться на основе отдельных фактов и по своему основному существу.

Мнение эксперта
Егоров Андрей Андреевич
Юрист-консульт с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Никакой потенциальный иммунитет от уголовного преследования никогда не может иметься и быть предоставлен, и ничто в настоящих руководящих принципах не должно быть рассмотрено как предполагающее иное.

В подавляющем большинстве случаев прокурорам следует принимать определенное официальное решение о возбуждении уголовного преследования только после завершения расследования или же проверки. Однако бывают и такие возможные случаи, когда до сбора и рассмотрения всех вероятных доказательств будет ясно, что общественные интересы не требуют судебного преследования.

В этих случаях действующие сотрудники прокуратуры могут принять официальное решение о таком важном моменте, что дело не следует продолжать

История

История развития данной профессии начинается еще в Древнем Риме. Именно там впервые появились судебные процессы с определенной структурой, линиями защиты и обвинения. Данная должность была представлена государственными обвинителями и долгие века практически стояла на месте. В Российской империи довольно долго данный вид деятельности не выделялся. В большинстве случаев на все судебные процессы была воля Божья или же велся народный суд. Впервые должность обвинителя или прокурора была введена Петром Первым в 1708 году. В обязанности работников данной профессии входил контроль соблюдения законов и выполнения указов царя. При этом часто их деятельность была настолько опасной, что в наше время сравнима с работой сотрудников спецслужб. В советское время, с появлением особых органов, работа прокуроров максимально упрощена. Список их обязанностей не изменился и в наши дни. Это специалисты, которые представляют сторону обвинения в суде, проводят расследования злоупотребления властью, крупных правовых нарушений и коррупционных схем. Они контролируют работу правоохранительных органов.

Уголовный процесс

Правонарушения в сфере уголовного кодекса оказывают огромное влияние на общество. Поэтому принципиальная задача прокурора заключается в законности и конституционном устройстве государства, а также поддержке прав гражданина Российской Федерации. Его функции:

  1. Контроль над исполнением закона.
  2. Обеспечение раскрытия нарушений и противоправных деяний.
  3. Осуществление уголовного преследования.
  4. Обеспечение правовой защиты.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе должны соблюдаться четко, так как от этого зависит правильный ход расследования и выявление преступных лиц. В компетенцию прокурора входит:

  • отстранение человека от работы, если он допустил нарушения;
  • привлечение при необходимости специалиста узкого профиля;
  • возможность принять самоотвод дознавателя по заявлению.

Обязанность прокурора во время судебного разбирательства:

  • предоставить доказательную базу обвинения;
  • сформулировать аргументы;
  • отвечать на контраргументы со стороны защиты обвиняемого;
  • предложить наказание в соответствии с законом.

Прокурор является полноправным участником суда. Он имеет полное право выказывать свое недовольство, задавать вопросы и подчеркивать замечания.

Особенности профессии прокурора

В работе прокурора, как и всей прокуратуры, есть две стороны. Во-первых, прокуратора – это часть состязательной судебной системы. Если адвокат отстаивает права обвиняемого, то прокурор находится на стороне обвинения. Во-вторых, прокуратура — это надзорно-следственный аппарат.

Государственный обвинитель. Если кого-то обвиняют в уголовном преступлении, именно прокурор отвечает за изложение доказательств вины на суде.

Когда следователь завершает расследование уголовного дела, он составляет обвинительное заключение, где описывает свои выводы и приводит доказательства. После этого дело рассматривает прокурор. Если прокурор почему-то не согласен с результатами следствия (например, считает доказательства неубедительными), он возвращает дело на дополнительное расследование. Но если прокурора все доводы и выводы устраивают, он утверждает обвинительное заключение и отправляет дело в суд. В этом случае он должен быть готов отстаивать обвинение в суде.

Во время судебных заседаний прокурор состязается с адвокатом обвиняемого. Он должен так изложить дело, чтобы степень вины не вызывала сомнений у судьи и присяжных. В Российском законодательстве действует презумпция невиновности, т.е. сомнение в виновности должно трактоваться в пользу обвиняемого. Это значит, что для успеха недостаточно прокурору надеть мундир и насупить брови – нужны улики, логичные умозаключения, надёжные показания свидетелей.

Если прокурора не устраивает решение суда, он имеет право его опротестовать.

Надзор. Главное направление работы российской прокуратуры – прокурорский надзор за соблюдением законодательства страны, гражданских прав и свобод. Прокуроры рассматривают обращения граждан, при необходимости возбуждают уголовные или административные дела, следят за работой находящихся в их подчинении следственных органов, за работой так называемых исправительных учреждений. Контролируют соблюдение законов министерствами и ведомствами, парламентом, исполнительной властью, должностными лицами и пр. Для этого они оценивают издаваемые постановления и акты. Если прокурор видит, что закон нарушен, он принимает меры прокурорского реагирования – так называют прокурорский протест, представление и предостережение. Прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд, если считает, что нарушены права человека или интересы государства. Кроме того, прокуроры участвуют в законотворческой деятельности.

Основные направления деятельности прокуратуры

В основном вся деятельность прокуратуры связана с надзором за исполнением тех или иных правовых актов. Организация осуществляет прокурорский надзор над:

  • надзор за исполнением законов, всеми государственными и другими учреждениями, связанными с исполнением, созданием и принятием мер за нарушение законодательства.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и лиц, работающих в организациях, указанных выше;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;

К другим направлением деятельности прокурора относят: регламентирование действий правоохранительных органов, помощь в делах особо тяжки преступлениях, участие в судебных делах (в том числе международных), обжалование приказов и постановлений, противоречащих закону, предотвращение коррупции и так далее.

Обратите внимание! Деятельность которая осуществляется от имени России Главным прокурором и его подчинёнными, направленная на контроль за соблюдением законодательства называется прокурорским надзором. Полномочья прокурора-  это все те права и обязанности, которые выполняет прокурор для выполнения его функций и задач

Полномочья прокурора-  это все те права и обязанности, которые выполняет прокурор для выполнения его функций и задач.

Для максимально эффективной деятельности и достижение результата в ближайший срок на главного прокурора и его сотрудников положена функция координационной деятельности, которую проводит органы, которые состоят в их подчинении (к примеру исполнительный комитет). Такое курирование в основном проводится в таких направлениях: анализ состояния, структуры и статистики проведенной работы; прогнозирование тенденций; разработка нововведений в процедуру предотвращения нарушений; подготовка и распространение информации; усовершенствование практики.

Меры прокурорского реагирования по закону о прокуратуре РФ

Формы реагирования прокуратуры РФ, которые может применить прокурор: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона. Если лицо уполномоченным выдавать законы, был издан акт, который противоречит уже имеющимся, в таком случае прокурор имеет право предъявить протест.  Такой документ обязателен к рассмотрению в течении 10 суток с того момента как его издали.

Представление об устранении нарушений закона, выносится и бесспорно подлежит рассмотрению, главным отличием между этим видом меры и протестом является, что в данном случае представление об устранении выносится относительно уже совершенных действий. По истечению 1 месяца должны быть приняты уже конкретные действия для устранения недостатков принятого документа.

Так же может быть проведена проверка в ходе которой были выявлены признаки нарушения в деятельности, в таком случае выносится постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Исходя из характеристики преступления выносит постановление о возбуждении дела и заносит все подробности в ведомство. О вынесенных результатах сообщается в письменном виде. Во избежание в будущем правонарушения, уполномоченный прокурор может вынести письменное предупреждение должностным лицам.

Генеральный прокурор

Важно! В случае невыполнения требований, в результате которого наступили негативные последствие, ответственное лицо будет привлечено к уголовной ответственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector