Декоративно-прикладное искусство

Бисероплетение


Смотреть галерею

Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.

Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.

Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.

Прикладное искусство в работе с детьми

Личностное
развитие человека носит отпечаток его возраста и индивидуальных особенностей,
которые должны учитываться в образовательном процессе. Возраст связан с
характером деятельности человека, особенностями его мышления, диапазоном его
желаний, интересов и социальных проявлений. В то же время, у каждого возраста
есть свои возможности и пределы в развитии. Многие педагоги указывали на
необходимость детального изучения возрастных и индивидуальных особенностей
детей в образовательном процессе и их правильного учета. Научные исследования
показали, что существует прямая связь между физическим, умственным и моральным
развитием. Физическая культура тесно связана с совершенствованием органов
чувств, зрения и слуха, что, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на
психическое развитие и формирование характера человека.

Образование ума формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальных способностях и навыках, развивает интерес и способности. Нравственное воспитание ребенка формирует нравственные нормы, его опыт поведения и отношение к людям. Моральные чувства ребенка формируются интенсивно

Эстетическое образование является важной частью развития школьников

Его уровень сенсорного восприятия окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире и человеческой природе. Эстетическое образование способствует развитию творческих способностей детей, формированию эстетического вкуса и потребностей. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера. Воображение — это создание чего-то нового в виде изображений. Процесс воображения наблюдается в каждой человеческой деятельности. Воображение — это очень ценное психологическое качество человека. Один вид воображения — это фантазия, и это качество величайшего. Воображение присуще только человеку.

В процессе работы создавалась и развивалась фантазия. Прежде чем что-то сделать, человек представляет себе, как он это сделает, как это будет выглядеть. Такое представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, является одной из характерных особенностей работы и отличает человеческую деятельность от поведения животных. Представление о воображении у детей формируется на основе развития их восприятия. Обогащая восприятие и специальные наблюдения за ребенком, учитель обогащает и развивает восприятие ребенка. Развитие воображения ребенка создает условия для эстетического воспитания, а четко определенное эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие детского воображения влияет чтение художественной литературы, просмотр картинок, прослушивание музыки, восприятие природы и др. Знакомство с искусством делает детские воображаемые образы более полными и живыми.

Садовые поделки прикладного творчества

Современные прикладные поделки для сада — это совмещение естественного материала и чего-то, созданного человеком. Очень часто поделки такого формата делаются с применением металлических конструкций. Из-за этого необходимо пользоваться сложными устройствами, вроде сварки или специального резчика.

Но не обязательно выбирать очень сложные модели поделок декоративно-прикладного творчества, чтобы удивить своих гостей и самим радоваться видимому.

К примеру, сделайте поделку, используя проволоку. Для работы с ней потребуются только круглогубцы и кусачки или ножницы по металлу.

Такой вариант будет отлично смотреться и непременно станет полезным. Кроме такого варианта просто будет сделать декоративно-прикладную поделку своими руками из старого инвентаря.

Возьмите проржавевшую или просто уже старенькую лейку и украсьте ее при помощи искусственных цветов. Можно проявить немного больше фантазии и сделать из лейки домик.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций «Союз художников Палеха» и «Палехские художественные мастерские» при Художественном фонде СССР.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров Передней Азии (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло производство ковров.

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока — Ирана, Индии — пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани — муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство — это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера бьют баклуши, то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются «бельем». После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы — это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка – ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

§ 23. Виды декоративно-прикладного искусства

Человек стремится украсить свой окружающий мир. Он оформляет узорами предметы быта, жилье, среду обитания. Оформление предметов относится к отдельному виду искусства, который называется декоративным. Итак, декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dеkоrаrе – украшать.

Декоративное искусство возникло еще в каменном веке, когда люди создавали бытовые предметы очень простой формы, но уже украшали их узорами. Первым украшениям они придавали магическое значение.

Декоративное искусство лучше развилось там, где для этого были соответствующие условия, в частности необходимые материалы: глина, дерево, камень.

Интерьер крестьянского дома

Куманец (с. Опошня)

Мастер И. Билик. Сосуд в форме быка (с. Опошня)

В соответствии с материалом и его обработкой развились разные виды декоративно-прикладного искусства: ткачество и ковроделие, народный костюм и вышивка, керамика, резьба по дереву, чеканка (получение рельефного изображения на тонких металлических пластинах с помощью постукивания специальным инструментом), лозоплетение, художественное стекло, писанкарство и декоративная роспись.

Современные светильники: а – промышленное изделие, б – авторская работа

Вазы: а – промышленное изделие, б – авторская работа (мастер П. Димич)

Совершенствуя методы изготовления своих изделий, ремесленники прошлого старались создавать товары наиболее привлекательными, удобными в пользовании, надежными и долговечными. Над тем, что когда-то делал один человек, в современном обществе работают люди разных профессий: технологи, конструкторы, рабочие, дизайнеры.

Слово дизайн с английского переводится как проект, рисунок. Задача дизайнера — спроектировать, создать привлекательный внешний вид предмета, но чтобы при этом он не потерял своего удобства, практичности. Дизайнер должен следить за модой и предвидеть, что покупателю может больше понравиться, учитывать разные вкусы. То есть цель работы дизайнера — придать товару такой внешний вид, чтобы из многих похожих мы выбрали именно этот.

В то время как дизайнеры создают образ большой промышленной партии товаров, мастера декоративно-прикладного искуства изготавливают уникальные, неповторимые вещи, часто существующие в единичном экземпляре, и поэтому они так высоко ценятся.

Художественное стекло. Рыба

Но и те, и другие создают и украшают вокруг нас предметную среду, в которой мы существуем: работаем, отдыхаем, живем.

  1. В чем отличие между произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна?
  2. Над какими окружающими вас предметами, работали дизайнеры? В чем вы ощущаете их влияние?
  3. Является ли попыткой дизайнерского проектирования ремонт в квартире? А как считают одноклассники?

Создайте эскиз-проект предмета быта. Это может быть настольная лампа, посуда, рамка и т.п. Свой замысел вы можете воплотить в жизнь, если хорошо продумаете, из каких материалов его воплотить.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

Попробуйте представить и нарисовать на листе бумаги один и тот же объект по-разному: меняя внешний вид, пропорции.

Из таких эскизов-набросков выберите тот, который кажется вам наиболее удачным, и уже на другом листе сделайте его увеличенное изображение.

В увеличенном изображении попробуйте продумать и детально изобразить разные части бытового предмета, обращая при этом особое внимание на то, будет ли удобно им пользоваться.

Вместе с родителями создайте дизайнерскую рамку для семейного фото.

Этапы создания дизайнерской рамы

Для того чтобы сделать дизайнерскую раму для фото, надо вырезать из картона рамку, нужной для вас толщины. Внутреннее отверстие в ней должно быть немного уже чем изображение, которое вы собираетесь поместить в рамку. Цвет рамки должен подходить к выбраному изображению

Ведь неправильно, если рамка будет слишком яркая и будет отвлекать внимание от самого фото.

На картонную основу можно наклеить кружево, можно оплести ее нитями, можно даже сделать аппликацию из разных лоскутков ткани.

  1. На завершающем этапе работы один или более уголков в нашей рамке можно украсить декоративной деталью, которая станет акцентом дизайнерской композиции. Для этой цели подойдут разнообразнейшие вещи: ленточки, пуговки, бусинки, природные материалы, такие как засушенные листики, перышки, ягодки, ракушки или даже морские камешки.

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Виды декоративно-прикладного искусства

Ценность
произведений народного декоративного искусства заключается не только в том, что
они представляют предметный мир и материальную культуру, но и в том, что они
являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов
народного искусства особенно возрастает в наше время. Они привносят праздник и
красоту в нашу жизнь. Они все чаще входят в нашу жизнь не как объекты
полезности, а как художественные произведения, которые соответствуют нашим
эстетическим идеалам и сохраняют исторический контекст времени. Народное
искусство связывает прошлое с настоящим и сохраняет национальные художественные
традиции, этот живой источник современной художественной культуры.

Хохломская
посуда сравнивается с золотом, поэтому ее называют «золотой
хохломой». Хохломская живопись радует яркими красками и блеском золота.
Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочки, сундуки с солью
и многое другое в «золото». В хохломской живописи преобладают
растительные мотивы, но есть и изображения птиц. Золотые травы, листья, малина,
клубника, превращенные фантазией художника, переплетаются в хохломский узор.
Цвета Хохломы в основном черные и красные с золотом, что придает продуктам
праздничный и торжественный вкус. Зеленый, желтый и коричневый цвета иногда
используются для того, чтобы сделать картину еще более яркой и элегантной.
Фигуративная выразительность Хохломы достигается композиционным единством
травяных узоров с формой и размерами деревянной посуды. Сегодня Хохлому
называют золотом не только из-за красоты, но и из-за цены. Она дорогая, потому
что ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая
посуда была дешевой и доступной для всех.

Раньше
гжельские мастера хотели создать посуду, которая могла бы конкурировать с
дорогим фарфором и быть уникальной и незабываемой. Они создали свой собственный
особый стиль живописи. Их цветы, птицы, животные нельзя путать с другими.
Гжельские мастера вдохновлялись прохладой синих вечеров, голубого неба и родных
белых комнат. В ранние века гжельский фарфор и майолика были разноцветными, но
постепенно синий в полукруглой форме стал классикой. Появляется новый
визуальный язык для празднования синего на белом. Секрет гжельского искусства
заключается в характерном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных
техник росписи и органических форм изделий. Картины гжелиса вызывают волнующее
чувство контакта с природой. У каждого мастера есть своя подпись: штрих теперь
шире или шире, тонкая линия изгибается мягко или эластично, оставляет более или
менее. Поэтому даже в массовых изделиях Гжели вы не найдете скучной
монотонности живописи.

В бывшем
поселке Дымково, недалеко от Вятки, родилась игрушка Дымково. Из красной глины
делали игрушки, затем обжигали, белили мелом на молоке и раскрашивали. Яркие
круги, клетки, большой и маленький горошек были «разбросаны» на белом
фоне. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, розовый, желтый, фиолетовый и
другие. Иногда над узором размещались кусочки золотой фольги, что придавало
игрушке еще большую элегантность. Дамы и господа демонстрируют свои костюмы,
петухи и индюки со своими роскошными хвостами напоминают сказочные букеты,
кормилицы могут похвастаться богатой семьей. Они очарованы богатством формы,
мятежными красками и жизнерадостным воображением.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное – оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное – касается всех бытовых предметов, в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское – творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное изобразительное искусство отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина – это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка – прикладного.

Популярные темы сообщений

  • Почему надо беречь воду Вода нас окружает повсюду. В речке, озерах, море, в тумане, в дожде и даже в кране. Сложно представить, что бы произошло, если б исчезла вода. От воды зависит жизнь на нашей планете, а значит без нее исчезло б все живое, погибли люди, растения, животные.
  • Уссурийский заповедник В Приморском крае, недалеко от города Уссурийск расположился знаменитый уссурийский заповедник. Здесь заняли большую территорию огромные разнообразные леса, которые прекрасно дополняются высокими горами и реками, протекающими рядом
  • Хиппи Субкультура «хиппи» зародилась в Соединенных Штатах в 60-е. Считается, что предпосылкой этому послужил экономический подъем, потому некоторые молодые люди намеренно отказались от рутинной деятельности, ради того, чтобы проживать свою жизнь так,

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, — это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие «художники» и «скульпторы».

Сюрприз из…пищи?

Как мы помним, занятия начинаются почти в конце года. А что можно найти в эту пору года в качестве дополнительных средств для оформления выставки поделок?

Верный ответ – полезную и сладкую пищу, которая как раз поступает к нам прямиком из огорода. Из них можно сотворить огромное количество необычных идей и задумок. Вот, например, некоторые из них:

  • фруктовая птица из киви, клубники и других фруктов;
  • мышь из лимона и петрушки;
  • ёжик из груши и винограда;
  • машинки из бананов и яблок;
  • яблочные человеческие фигурки;
  • крыса из редиски, салата, оливок и редьки;
  • вертолёт из баклажана и морковки;
  • огуречные мышата;
  • морковный жираф.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет – белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие — массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Организация выставки

У каждого выставочного мероприятия есть организаторы. Это могут быть и городские отделы культуры, и районные. Иногда организатором выступает муниципалитет, когда готовится крупное мероприятие (например, День города). На такую выставку даже могут продаваться билеты. В День музеев тематическая выставка декоративно-прикладного творчества организуется музейными сотрудниками и может включать временные экспонаты, которые приносят для нее авторы произведений. В школе такая выставка детских работ может проводиться под руководством учителя труда или ИЗО. Дом детского творчества готовит выставку работ силами кружководов.

Во время сбора экспонатов каждому присваивается название и табличка с указанием авторства. Когда сбор работ закончен, приступают к размещению их в выставочном зале. Им может служить фойе, актовый зал или библиотека. В определенное время в зале могут давать интервью авторы работ. Иногда бывает предусмотрена продажа экспонатов. На этот случай необходимо также заранее приготовить документы о принятии денежных средств. По своему желанию автор может отказаться от гонорара в пользу мероприятия. Для этих целей ведется финансовый учет.

Если предусмотрены награды авторов, их вручают в торжественной обстановке на процедуре закрытия выставки.

История прикладного искусства

Архитектура

Первым прикладным искусством, которое практиковалось главным образом, была архитектура. От египетских пирамид, зиккуратов Шумера и семи чудес древнего мира до точно организованных пропорций греческих храмов и прочного инженерного качества римских виадуков и мостов — архитекторы сочетают эстетику с математикой, создавая функциональную, но приятную структуру. С тех пор требования современного мира включают в себя жилищные и коммерческие проекты, в частности высотные здания и небоскребы.

Зиккурат

В ходе этой эволюции на архитектурные стили оказали влияние многочисленные школы и движения, в том числе:

  • Романская (c.775-1050),
  • Готическая (c.1150-1280),
  • Международная готическая (c.1300-1500),
  • Ренессансная (c.1400 -1530),
  • Маньеризм (ок. 1530-1600),
  • Барокко (ок. 1600-1700),
  • Рококо (ок. 1700-50),
  • Неоклассицизм (ок. 1750-1815),
  • Греческое и готическое возрождение (ок. 1800-1900),
  • Неоренессанс и неороманское возрождение (1849-1880),
  • Чикагская школа архитектуры (1880-1910),
  • Модерн (1895-1915),
  • Континентальный авангард (1900-25),
  • Школа дизайна Баухауза (1919-33),
  • Art Deco (1925-40),
  • Тоталитарная архитектура (Германия, СССР, 1928-1940),
  • Утопические городские строительные конструкции Ле Корбюзье (1887-1965),
  • Вторая чикагская школа (1940-70),
  • Международный стиль модернизма (1945-1970),
  • Высокотехнологичный корпоративный дизайн (1945-2000),
  • Деконструктивизм (1980-2000).

Коммерческий дизайн

Помимо архитектуры, прикладное искусство получило наибольшую поддержку от роста торговли в 19 веке, после промышленной революции. Конкурентоспособные производители и поставщики услуг должны были убедиться, что их продукты и услуги «хорошо выглядят» и функционируют должным образом. Этот спрос на улучшенную эстетику привел к созданию многочисленных школ дизайна и курсов, из которых появилось новое поколение промышленных дизайнеров. Позже, когда ассортимент продукции увеличился, и появились новые методы печати, к ним присоединились модельеры, графические дизайнеры и совсем недавно дизайнеры компьютерной графики.

Компьютерная графика

Декоративное искусство

Помимо архитектуры и дизайна, прикладное искусство также включает в себя декоративное искусство. Ранние примеры включают китайскую глиняную посуду (с 18 000 г. до н.э.), японскую глиняную посуду в стиле джоймон (с 14 500 г. до н.э.), а также резьбу по нефриту (с 4900 г. до н.э).

Гобелен и витражи были впервые разработаны в романский и готический период, в то время как дизайн интерьера, мебель, текстиль, изделия из стекла и другие предметы искусства достигли новых высот в период рококо (18 век) в Версальском дворце.

В течение последнего десятилетия 19-го века декоративное направление прикладного искусства было вновь оживлено Уильямом Моррисом и Движением искусств и ремесел, Движением возрождения кельтского искусства, бельгийской группой художников, известной как Les Vingt, международным стилем модерн (c .1895-1915), изысканные пасхальные яйца Фаберже (ок. 1885–1917), Баухаузская школа дизайна в Германии (1919–33) и арт-деко (ок. 1925–40).

Пасхальные яйца Фаберже

Одним из основных приложений для декоративно-дизайнерских работ были театральные декорации и костюмы, например, разработанные Леоном Бакстом (1866-1924) и Александром Бенуа (1870-1960) для Русских балетов.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector