Метафора и её примеры в русском языке, искусство стиха

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ПОЭТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ

  • Россия и Франция: национальные стереотипы и их метафорическая репрезентация (на материале французских и российских газет) Шаова Оксана Александровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 7.07 Мб

    10.02.20 — сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Актуальность исследования состоит в том, что с формированием новой научной антропоцентрической парадигмы (наряду с

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.25 Мб

    Лексикология как наука о словарном составе языка Словарный состав в системе языка. Специфика лексических единиц: воспроизводимость, непроницаемость, цельнооформленность. Проницаемость образуемой

  • Ответы на экзамен Экономика и социология труда | Шпаргалка | 2016 | docx | 0.3 Мб

    1 дать характеристику структуры и состава работников предприятия 2 как определяется среднесписочная численность предприятия 3 какая численность работников из трех перечисленных выше – явочная,

  • Шпаргалка по жилищному праву России | Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Содержание права на жилище 2. Жилищное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с удовлетворение жилищных потребностей гр-н. 5. Жилищ

  • Историческое развитие органов и учреждений прокуратуры в России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.36 Мб

    История развития российской прокуратуры. 3) Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. 4) Распад СССР приводит к ликвидации прокуратуры СССР и образованию единой системы .. Сущность

  • Ответы на экзамен по Уголовному праву Республики Беларусь (общая часть) | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.12 Мб

    Принципы уголовн ответственности. Понятие и структура угол-го закона. 2.Действие уголовного закона во времени и в пространстве. 3.Понятие и признаки преступления. Категории преступлений по степени

  • Ответы на экзамен по Уголовному праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.25 Мб

    Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права. Соотношение с другими отраслями права. Наука уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, основные черты и значение уголовного

  • Ответы по Междисциплинарному экзамену (УП; УПП; Криминалистика и др.) РФ | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.59 Мб

    Уголовное право России: понятие, задачи, принципы, система. Понятие и значение уголовного закона, порядок его принятия и отмены. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного

  • Уголовное право России (Общая и Особенная части) | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.15 Мб

    1. Уголовное право: предмет и метод; система и задачи; наука уголовного права 2. Принципы уголовного права и их виды 3. Понятие, признаки и структура уголовного закона. Толкование уголовного права 4.

  • Лингвокультурный анализ мифологизированных концептов «свет / light» и «тьма / darkness» в текстах священного писания Садыкова Марина Александровна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Ижевск — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 3.63 Мб

    Специальность 10.02.19 — теория языка. Введение 4 Глава 1. Теоретические основания анализа мифологизированных концептов «свет/light» н «тьма/darkness» 1.1. Понятия «картина мира» и «модель мира» 11

Функции метафор

1) Эстетическая

Метафора создана для того чтобы сделать любую речь живой, интересной и запоминающейся. Цицерон писал, что метафора украшает любую речь, подчеркивает возвышенный и торжественный стиль оратора.

2) Аксиологическая

Аристотель считал, что разные слова по-разному открывают один и тот же предмет. «Хотите раскрыть положительные стороны объекта», — говорил он, используйте метафоры положительных предметов.

Классические примеры: «В крови горит огонь желанья…» (А. Пушкин), «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде» (С. Есенин).

Если есть смысл очернить предмет, используйте дурные вещи. «Того змея воспоминаний, Того раскаянье грызёт…», «Ты пьешь волшебный яд желаний» (А Пушкин). Или всем знакомые: ледяное сердце, каменное сердце, железные нервы и прочее.

3) Номинативная

Бывает, что метафора дает название предметам. Ораторы древности считали, что метафора способствует появлению новых понятий, образов или предметов. Вспомните: розовые очки, солнце встает, горный хребет, заря догорает. Таким образом, метафоры не только заполняли пустоту в неназванных предметах (или вытесняли их первоначальный смысл), но и способствовали развитию языка.

Зачем метафора используется в поэзии?

В литературе использование метафор всегда подчинено определенному намерению. Ниже мы рассмотрим 10 функций метафоры в поэзии. Однако, похожим образом это средство художественной выразительности может использоваться и в других типах литературы.

  1. Проведение параллелей 

Смысл, заключенный в метафоре, рождает неочевидную связь между двумя объектами, порой различными по своей сути. Тем самым читателю дается возможность по-иному взглянуть на поднятую тему, увидеть сходство между двумя явлениями.

  1. Создание запоминающегося образа

Метафоры, встречающиеся в поэзии, иногда абсурдны и даже могут шокировать. Но это помогает читателю лучше запомнить тот образ, который хотел донести автор.

  1. Эстетизация содержания

Метафора просто-напросто – это прекрасный язык, развивающий навык чтения между строк. Она может сделать стихотворение красивым и изящным, или же забавным; может оживить его.

  1. Придание глубины смыслу

Данный стилистический прием придает силу поэтическому языку тем, что обращается к читательскому воображению, способствуя лучшему пониманию стихотворения. Метафора делает сложные вопросы более понятными, помогает связать их с чем-то привычным, уже знакомым.

  1. Обращение к чувствам

Метафоры апеллируют к чувствам читателя, особенно к зрительному восприятию. Поэтому метафоры делают поэтические образы более яркими, а также рождают новые образы, соединяя между собой разные понятия.

  1. Создание двусмысленности

Наличие метафоры в стихотворении создает двусмысленность. Поэт может скрыть истинный смысл своих слов за метафорой. Значения метафор могут быть поняты только определенной аудиторией с определенным бэкграундом. Поэтому значение конкретной метафоры у каждого поэта может быть своим собственным. Читатель же, разгадав задумку автора, получает от стихотворения больше удовольствия.

  1. Выработка критического мышления

Метафоры могут подтолкнуть читателя мыслить за пределами буквального смысла стихотворения. Следовательно, использование метафор в поэзии может способствовать появлению дискуссий и критики, а в споре, как известно, рождается истина.

  1. Погружение в идею

Метафоры используются для более детального погружения в какую-то идею, мысль. Через уподобление предмет сравнения притягивает больше внимания, усиливается его роль в стихотворении.

  1. Создание символов

Поскольку метафоры – это сравнения, один объект начинает символизировать другой или даже несколько. Таким образом, читатель становится соучастником процесса их разгадывания.

  1. Использование в роли эвфемизма

Поэт может использовать неочевидные понятия для обозначения переживаний или объектов, при этом не называя их явно, потому что они могут считаться оскорбительными или грубыми. Например, метафоры часто используются при описании эротических переживаний или политической критики.

Роль метафоры в стихотворении может быть различной. Главное в том, что ее «разгадка» призвана помочь читателю лучше понять художественный замысел автора.

Сделать закладку в соцсетях, оправить письмом или распечатать страницу:

Примеры метафор из художественной литературы

Метафора часто употребляется в художественной литературе. Автор использует этот троп, чтобы передать какой-либо образ более наглядно и глубоко, раскрыть идейный смысл произведения и характер героя.

Это средство выразительности можно встретить в прозаических текстах А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Е.И. Замятина и многих других писателей. Например:

Такой приём часто применяется в поэзии, чтобы развить лирический образ. Разворачивается поэтическая метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта, В.В. Маяковского, А.А. Вознесенского и др. Например:

Почему вашим текстам нужны иллюстрации

Проиллюстрировать свой текст — значит, подобрать (создать) подходящие по смыслу изображения, которые дополнят собой содержание. Выбор изображений зависит не только от темы статьи, но и от целевой аудитории сайта. Продуманное иллюстрирование усиливает наши тексты:

Привлекает к себе внимание.
Облегчает понимание сюжета.
Ускоряет запоминание важного.
Повышает читабельность статьи.

Иллюстрации к текстам сайта должны быть качественными, с хорошо подобранным шрифтом, визуально привлекательными, информативными, легкими по весу и интересными.

Текст на картинках должен читаться с любого устройства.

Отлично управляют вниманием читателей изображения-метафоры

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Или:

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
  2. Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
  3. Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
  4. Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.

Борис Пастернак, 1928

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Другие средства выразительности

Также в стихотворении присутствует анафора:

С помощью анафоры Блок делает акцент на регулярном повторении событий вечера – кабак, вино и незнакомка.

С помощью сравнения «как я, смирен и оглушен» автор сравнивает лирического героя и его отражение в стакане вина. Это средство выразительности сливает образ героя и его отражение в единое целое.

Использование СХВ помогает поэту передать внутреннюю атмосферу стиха, оживить строки и в полной мере насладиться встречей с незнакомкой в полумраке ресторана.

Основной анализ стихотворения с его чтением Вениамином Смеховым, а также разбором темы с сюжета, читайте на этой странице.

Источник

Виды метафор

В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:

  1. Резкие. Метафора возникает, когда пытаются свести воедино абсолютно никак не относящиеся друг к другу понятия и термины. Примеры: «взрыв эмоций», «цветок лица», «крылья мечты». Особенностью считается также и количественный состав метафоры, чаще всего она состоит всего из 2 слов.
  2. Стертые. Самая распространенная и употребляемая разновидность. Стертыми метафорами оперируют даже те, кто и понятия не имеет о том, что это такое за литературный прием. Примеры: «лес рук», «чтобы жизнь медом не казалась», «золотые руки», «старые обиды».
  3. Формулы. Такие метафоры, как «носки ботинок», «ножка стула», «чаша жизни» почти не поддаются расшифровке и перефразированию. Возможно, в момент их образования, метафорические формулы и были понятны каждому. Но сейчас их суть проясняется только в общем контексте, в окружении других слов, придающих метафоре смысл.
  4. Преувеличенные. Говорящий намеренно преувеличивает масштаб происходящего. Примеры: «тысяча извинений», «сто раз говорено», «семь раз отмерено», «покатился со смеху», «миллион свидетелей».

Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.

Метафоры также могут быть:

  1. Словообразовательными. Белоручка – ничего не умеющий и ничего не желающий делать человек. Бесчеловечный – не умеющий проявлять человеческие эмоции, например, сочувствие и сострадание, поступающий не по совести. Бесхребетный – легко управляемый, ведомый, выполняющий все прихоти кого-то, не умеющий говорить «нет». Буквальный – такой, какой есть в действительности («использовать слова в буквальном смысле»). Маячить – находиться у кого-то постоянно перед глазами, на виду, там, где человека легко заметить. Нахлебник – человек, получающий в семье какие-либо блага бесплатно в силу возраста или социального положения. Сердцеед (сердцеедка) – человек, специально влюбляющий в себя множество других людей.
  2. Авторскими. Авторские метафоры в большинстве случаев также относят и к развернутым. Но особенностью исключительно авторских метафор является ограниченная их локализация – слова в переносном смысле используются в рамках конкретного произведения и почти никогда не выходят за эти рамки, не используются в повседневной жизни вне текста, созданного писателем. Пример модно взять у В. Набокова – «замшевая походка». Читателю, не знакомому с произведением, в котором было использовано это иносказание, не понятно, о какой походке идет речь – возможно, человек идет прямо, или он качается, или у него есть увечье, заставляющее подгибать ногу при ходьбе. Кроме того, использованное Набоковым выражение в быту не прижилось и если его услышит кто-либо далекий от литературного мира, то просто ничего не поймет.

Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Эпитет

Это определение, которое, помимо основного признака, «прикладывает» к предмету еще и дополнительную, образную характеристику.

Легче поймать прием в действии на примере эпитета-прилагательного. С. Есенин писал: «Отговорила роща золотая…».

Прилагательное указывает на основной признак рощи: цвет листвы деревьев. На него накладываются символические и авторские оттенки восприятия:

  • cимволика многокрасочности, богатства и плодородия;
  • пора зрелости человека – его тела, разума и эмоций;
  • хрупкость и краткость совершенства;
  • автобиографические элементы значения (золотистый отлив волос автора, его происхождение из знаменитых лиственным лесом краев, увлеченность пейзажной лирикой).

Обычный, логический атрибут стремится к буквальности и четкости, а эпитет – к многозначности.

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Сфера применения, повседневная польза

Основными сферами, где принято использовать прием, являются публицистика и ораторское искусство. Также его применяют:

как средство объяснения в педагогике;
в качестве инструмента убеждения в политике;
для придания яркости образам в поэзии, повествовании, других литературных жанрах:
в средствах массовой информации, когда нужно обозначать фокус, привлекать внимание к признакам, свойствам, характеристикам.

В повседневной жизни особенность приема позволяет делать речь выразительной, рассказ – запоминающимся, диалог – более живым.

Примечание

Подобные приемы неуместны и не используются в кадровых документах, военных указах, инструкциях, законодательных актах, деловых досье.

Особенности использования метафоры в художественной литературе

Прием можно встретить как в лирической, так и в прозаической литературе. В разных случаях он может:

  • оживлять стиль изложения;
  • осуществлять функцию раскрытия идейного замысла;
  • нести смысловую нагрузку;
  • служить средством выразительности.

В структуру прозаических произведений переносные значения, по большей части, вводятся для определения действительности и выражения чувств героев. А в лирических способствуют пониманию основной идеи.

Пример

В прозаическом произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» использована следующая метафора: «Убаюканный пением бури». Очевидно, что она позволяет сформировать в сознании реальную картину происходящего.

Что такое метафора

Метафора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») – это использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением. Причем сходство может быть основано на совершенно разных вещах: цвет, эмоции, форма, расположение и т.п. Одно слово, как бы переносится на другое. По своей сути метафора передает образ и ощущения. Интересно, что само понятие метафоры было сформулировано еще в древности философом Аристотелем.

Метафора в литературе – один из самых сильных приемов для придания текстам выразительности. Благодаря метафоре при чтении складывается определенный яркий образ.  Этот художественный прием прекрасно передает авторские переживания и показывают оценку, эмоции, чувства, взгляд на предметы или события.

Без метафор тексты и стихи так и остались бы простыми и бездушными, потому что рифму и прозу придумывать несложно, сложно придумать так, чтобы было интересно читателю. Метафора в стихах — явление частое и очень выразительное.

Вот пример метафоры из стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина

«В саду горит костер рябины красной…»

Обратите внимание в данном случае на слово «костер». Автор хотел показать, что цвет гроздьев рябины настолько огненно красный, что напоминает пламя огня

«И березы стоят,
Как большие свечки. » (С.Есенин)

Ф. Тютчев писал: «Неохотно и несмело, солнце смотрит на поля». Разве солнце может смотреть? Конечно, нет. Это метафора.

А вот метафоры от любимого всеми поэта А.С. Пушкина:

«И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С. Пушкин)

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит… « (А.С. Пушкин)

„Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна“  (А.С. Пушкин)

Еще больше красивых метафор гения можно найти и в коллекции собранных на сайте https://vkusnyasha.ru/.

Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?

Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается», «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.

Еще один пример метафоры  из повседневной жизни: «до глубины души».  Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.

А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.

  • «У страха глаза велики»
  • «Дальше в лес — больше дров»
  • «Нашла коса на камень»

Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:

  • «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива)
  • «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
  • «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» ( корова)
  • «Скатерть бела весь свет одела» (снег)
  • «Наша толстая Федора
    Наедается не скоро,
    Но зато, когда сыта,
    От Федоры – теплота» (печь)

Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.

Способ обнаружения

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Прочитайте текст.

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора

Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

Найдите слова в переносном значении.

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

Установите, что скрыто за переносным значением.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector