Гуманитарные науки

Что такое фундаментальные и прикладные системы знаний

Все частные науки объединяются в две группы: фундаментальные и прикладные.

Определение

Фундаментальные науки — это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Такие науки создают теории, которые объясняют все процессы, происходящие в нашем мире.

Фундаментальные, в свою очередь, подразделяются на:

  • математические;
  • естественные;
  • гуманитарные.

Определение

Прикладные науки — свод знаний, в которых исследования имеют практическую ориентацию. Они обеспечивают разработку новых технологий, т.е. алгоритмов действий для получения желаемого результата.

К таким наукам относятся технические, медицина, педагогика. Также в структуру прикладных наук входят:

  • естественные;
  • технические;
  • социальные;
  • гуманитарные.

5 признаков гуманитария

Существует достаточно много характерных особенностей поведения, свойственных людям с гуманитарным складом ума

Но для того, чтобы однозначно понимать, кто такой гуманитарий, важно запомнить 5 основных признаков, свойственных такому человеку:

1. Эмоциональность

Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.

2. Коммуникабельность

Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.

3. Открытость

Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.

Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.

4. Творческие способности

Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.

5. Развитое воображение

Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.

Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые

Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности

Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.

Задачи прикладной науки

В широком аспекте задачи прикладных наук должны выполнять заказы общества, позволяя решить насущные проблемы. Но, как уже упоминалось ранее, такие дисциплины тесно связаны с фундаментальными, и поэтому их задачи состоят в следующем:

  • возможность открытия неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка новых законов и открытий;
  • формирование теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.

В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

  • разработки и внедрения новых технологий;
  • проектирование различных новых устройств и приспособлений;
  • исследование влияния химических, физических процессов на вещества и предметы и др.

Но все же главной задачей прикладных наук является служение человечеству и его потребностям.

Топ гуманитарных вузов России

Согласно рейтингу RAEX, большинство топовых гуманитарных вузовсосредоточились в Москве.

Десятка лучших гуманитарных вузов в 2016 году выглядела так, и с тех пор вряд ли что-то сильно поменялось:

  1. МГУ им. Ломоносова,
  2. СПбГУ,
  3. МГИМО,
  4. НИУВШЭ,
  5. РГГУ,
  6. МГЛУ,
  7. НГУ,
  8. ТГУ,
  9. РУДН,
  10. РАНХиГС.

Интересно, а получится ли у вас угадать вуз по фотографии?

Еще интересный рейтинг гуманитарных вузов ищите на сайте RussiaEdu. ​

Всего в системе 700 вузов, и можно выбрать только, например, юридические или лингвистические.

Вот первая тройка гуманитарных вузов. Методология отличается от RAEX, потому и лидеры другие.

Топ юридических вузов

Нам очень нравится рейтинг портала Superjob. Он не о том, где лучше учат, он про то, каких специалистов дороже «покупают», а разве не за этим мы в конце концов идем в универ? Устроиться на хорошую работу и достойно зарабатывать 

Заодно расширите кругозор: узнаете еще больше юридических универов.

Топ педагогических вузов России

Стать преподавателем-гуманитарием можно в ведущих педагогических вузах страны. Самый топ – это:

  • МПГУ,
  • РГПУим. Герцена,
  • МГПУ, 
  • НГЛУим. Добролюбова,
  • НГПУим. Минина, 
  • УрГПУ. 

А еще часто педагогические направления есть в очень сильных, но непрофильных вузах:

  • МГУ,
  • ТГУ,
  • ИГУ,
  • НГУ,
  • ВГУ,
  • УрФУ,
  • ЯрГУ им. П. Г. Демидова,
  • РГУ имени С. А. Есенина,
  • ВлГУ.

Где еще учат гуманитариев

Добавим вузы, на которые тоже стоит обратить внимание, правда, в популярных рейтингах мы их не нашли…

  • ГАУГН,
  • СПбГУП,
  • ЛГУ им. А.С.Пушкина,
  • РГСУ,
  • МГОУ,
  • ГУАП,
  • МГИК,
  • ЛЭТИ.

В начале мы сказали, что гуманитарные специальностивсе еще востребованы, и это правда. Однако ваши профессии изменились: наивно полагать, что современный специалист обойдется без IT-новинок. Так что каждый, кто будет притворяться антиквариатом и откажется дружить с компьютером, работу найдет вряд ли.

Гуманитарно-технические профессии: совместить несовместимое

28 ноя

9932

7

Читать позже

Писатель

Предмет: книги, литература.Средняя зарплата: зависит от успешности и работоспособности.Необходимое образование: высшее или среднее, при наличии таланта можно стать популярным, не имея профильного образования.Кому подходит: людям любого возраста.

Каждый гуманитарий мечтает стать писателем! Ведь профессия ассоциируется с популярностью, интересом со стороны персы и толпами читателей. На самом деле успеха добивается лишь малая часть поэтов и прозаиков, которые отличаются высокой работоспособностью и великолепно развитой фантазией. Многие писатели начинают свой карьерный путь с работы в журналах, создания сказок, а также написания сценариев, как для фильмов, так и для рекламных роликов. В целом работа интересная и перспективная, в России профессиональных мастеров пера и слова воспитывают в стенах Литературного института имени А. М. Горького.

А вы знаете? Английская писательница Джоан Роулинг на создание первой книги потратила около 7 лет, ее отказались печатать более 5 издательств, но она не сдалась. Сегодня романы о Гарри переведены на 67 языков, серия стала классикой мировой литературы, а автор – самой богатой женщиной-писательницей в мире.

Где получить образование? Топ вузов и стран

В России лучшее гуманитарное образование получают в вузах, расположенных в столицах:

  • МГИМО;
  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Литературный институт им. А. М. Горького.

Стоимость платного обучения в этих вузах составляет от 100 до 540 тысяч рублей в год.

Гуманитарное образование за рубежом имеет свою специфику.

  • Программы, совмещающие изучение гуманитарных дисциплин с экономикой, бизнесом и управлением.
  • Программы, редкие в России (например, религиоведение).
  • Обширная научная база, позволяющая вести исследовательские проекты.

Важно!

В Европе и США зарплаты представителей гуманитарных профессий выше, чем в России. Тем, кто планирует международную карьеру, имеет смысл рассмотреть возможность получения образования за рубежом. Многие профессии лучше осваивать в той же стране, в которой планируется работа. Например, юрист с зарубежным дипломом будет вынужден подтверждать свою квалификацию в другой стране. Кроме того, во время обучения и практики есть возможность найти свое первое место работы по специальности.

Самое престижное образование сейчас в вузах США и Великобритании. Они являются эталоном университетского образования, но учеба в этих странах стоит очень дорого, а бесплатного варианта нет. Единственный способ попасть в Гарвард или Оксбридж – получить стипендию.

Другое дело, страны, которые предоставляют бесплатное обучение в вузах для граждан других стран. Качеством образования среди них выделяется Германия.

Совет!

Подавайте заявки сразу в несколько вузов, так вы повысите свои шансы на поступление.

В Германии огромное количество вузов на душу населения. Среди элитных вузов страны гуманитарной направленностью выделяется Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана. Он входит в пятерку лучших вузов Германии.

Интересно!

В немецких вузах есть возможность учиться одновременно на двух-трех специальностях. Одна из них может быть основной. Поскольку обучение ведется блоками, студент может сам составить свое расписание.

Кстати, учеба блоками – самый эффективный способ обучения, который в России реализовывался в экспериментальных школах Шаталова.

Учеба в Германии позволяет, с одной стороны, получить очень качественное образование, подтвержденное престижным дипломом, с другой стороны, сэкономить, ведь оплачивать придется только семестровый взнос, а это символическая сумма в размере до 300 евро.

Бытовые расходы могут компенсироваться стипендией и/или подработкой, которая легальна для иностранных студентов. Кроме того, студенты пользуются многочисленными льготами на покупки, транспорт, обеды, доступ к учебным материалам.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в вузах Германии.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Источник

Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.

ТОП-5 технических профессий для мальчиков после девятого класса

Слесарь

Рабочая профессия слесарь связана с установкой и ремонтом деталей, механизмов, конструкций и т. д. Некоторые слесари работают с климатической и бытовой техникой, самыми востребованными считаются производственные наладчики. Начинать осваивать профессию можно после 9-класса, она является высокооплачиваемой и перспективной, ведь в будущем юноша может повышать квалификацию и приобретать новые профессиональные навыки, расширяя поле деятельности.

Где учиться?

  1. Александровский промышленно-правовой колледж.
  2. Новосибирский авиастроительный лицей.
  3. Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец».

Оператор станков с ЧПУ

Деятельность операторов станков с ЧПУ хорошо оплачивается, эти специалисты нужны кадровому рынку. Операторы занимаются обслуживанием станков, основная сфера – операции по обработке металлических деталей. Должны знать основы слесарного дела, а также числовое программное управление. Операторы работают на производственных предприятиях и в частных цехах, они найдут вакансии в любых уголках России. Сфера перспективная, парни претендуют на зарплату от 40-50 тыс. руб.

Ссузы

  1. ГЦДПО.
  2. Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина.
  3. Подмосковный колледж «Энергия».

Машинист электропоезда

После 9-класса можно поступить в железнодорожный колледж, чтобы сделать первый шаг на пути к освоению профессии машинист электропоезда. Профессия не только престижная, но и хорошо оплачиваемая, выпускники профильных вузов и ссузов работают в метрополитенах, управляют грузовыми, пассажирскими и другими электропоездами. Стать машинистом после окончания ссуза нельзя, придется в течение 2-3 лет выполнять функции помощника, а также пройти обучение в профильном вузе

Обратите внимание на то, что выпускникам железнодорожных ссузов не нужно сдавать ЕГЭ и беспокоиться о набранных баллах: поступление в вуз происходит по итогам внутренних экзаменов. Юноша, выбирающий это популярное и прибыльное направление, должен иметь хорошее здоровье, иначе он не сможет пройти медкомиссию и не будет допущен к работе

Ссузы

  1. Профессиональный колледж «Московия».
  2. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  3. Наро-Фоминский техникум.

Сварщик

Рабочая профессия сварщик – одна из самых денежных, которая существует не только на российском кадровом рынке, на и за рубежом. Опытные сварщики высоко ценятся в любой точке мира, работодатели готовы платить опытному специалисту от 1 тыс. долларов в месяц. Работники выполняют сварку металлических конструкций и изделий, заняты в сферах строительства, машиностроения, иных. Профессионализм сварщика определяют знание техники безопасности, качество сварных швов, прочность конструкций и опыт. Работа не слишком простая, ребята, которые имеют проблемы со зрением или страдают от тремора, не смогут выполнять профессиональные обязанности.

Ссузы

  1. Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26.
  2. Колледж архитектуры и строительства № 7.
  3. Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева.

Специалист по информационным системам

Специалисты занимаются разработкой, отладкой, ведением, оптимизацией информационных систем. Для работы в этой сфере надо поступить в колледж или техникум, срок обучения достигает 46 месяцев. Работодатели предлагают специалистам по ИС выгодные условия сотрудничества, вакансии есть во всех крупных регионах России. Профессия тесно связана с IT-технологиями, в перспективе мальчик сможет изменить направление деятельности, став программистом, экспертом в области информационной безопасности или тестировщиком.

Ссузы

  1. Колледж связи № 54.
  2. Колледж «Царицыно».
  3. КАИТ №20.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки , утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.

У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.

Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.

Кто такой технарь?

Для того, чтобы понять разницу этих двух направлений, необходимо чётко определить для себя значение этого понятия. Итак, какого же человека можно назвать технарём?

  • несомненно, у такого человека есть ярко выраженная приверженность к естественным наукам;
  • чаще всего их отличают склонности к логическому мышлению, чёткости и лаконичности изложения мысли;
  • это люди хорошо разбираются в математических и точных науках, в школе среди учеников они делают успехи в таких предметах, как физика, геометрия и алгебра;
  • также можно отметить энергичность и способность идти к своей цели несмотря ни на что.

Именно по этим качествам можно определит человека с наклонностями к техническим специальностям. В выборе профессий этот тип людей ориентируется именно на эти способности. Поэтому все инженеры, физики, архитекторы, программисты, строители – это те самые технари.

Дела плохи

Как специалист по санскритской литературе и сравнительной интеллектуальной истории, Поллок рассказывает о кризисе, в который вляпались гуманитарные науки, на примере парадоксальной индийской филологии. До учиненной Ганди революцией, то есть до 1947 года, в Индии было не протолкнуться высокоинтеллектуальным историкам и филологам.

Все (крайне немногочисленные) специалисты по индийской культуре живут, творят и анализируют в Америке и Европе. В Индии не сыскать и десятка профессионалов в доколониальной и премодернистской литературе. Исследователи санскрита и других классических языков исчезают, как подснежники в российских лесах, а научное сообщество вот уже полвека выезжает на трудах рыцарей прошлого поколения. Ни в одном крупном университете Дели не изучают рити — классическую форму национального языка хинди (все равно что в Москве на академическом уровне положили бы болт на Ломоносова с Грибоедовым, а в Париже — на Мольера и Расина). Список проблем можно продолжать, и он достаточно длинен, чтобы с уверенностью сказать: Индия в серьезной беде. К этой же беде несется большая часть земного шара.

В США за последние несколько десятков лет финансовая поддержка гуманитарных исследований, позорно снизилась (в сравнении с другими сферами), а ученых, работающих фуллтайм, стало вдвое меньше.

Технари теснят гуманитариев уже довольно давно: еще в 1891 году Эндрю Карнеги поздравлял выпускников коммерческого колледжа с верным выбором «стенографии и машинописи» вместо бесполезных «мертвых языков». Унылое мещанство, технологизация и превращение образования в товар уже больше века доминируют в университетском сообществе США, а теперь и в мире.

Филологами сегодня становятся, как правило, более слабые студенты (за исключением особых аномалий) — в мире, где богиня богатства Лакшми сменила богиню обучения Сарасвати, а подъем в одной сфере совершается за счет другой, ученики предусмотрительно выбирают более перспективные профессии. На фоне этого сами профессии — в нашем случае гуманитарные — теряют в весе и престиже, становясь еще более бесперспективными. Самое время шутить о вакантных местах в «Макдоналдсе» для выпускников филологического факультета.

Науки и технологии изменяют отношение к образованию и в области чисто технической. Дивное новое постграмотное общество приходит на смену медлительному старому. Схемы, вшитые в наш мозг, как предполагают, могут перезаписываться цифровыми устройствами — так, социологические изменения сменяются физиологическими, а критерий «вдумчиво и глубоко» подменяется на «эффективно и непосредственно». Простенькие и доступные современные тексты, подгоняемые под эти критерии, быстро и верно масштабируют под них и наши мозги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector