Гуманитарные науки
Содержание:
- Что такое фундаментальные и прикладные системы знаний
- 5 признаков гуманитария
- Задачи прикладной науки
- Топ гуманитарных вузов России
- Писатель
- Где получить образование? Топ вузов и стран
- Предметы в 10-11 классах
- Что такое профильный класс
- ТОП-5 технических профессий для мальчиков после девятого класса
- Направления профильных классов
- Кто такой технарь?
- Дела плохи
Что такое фундаментальные и прикладные системы знаний
Все частные науки объединяются в две группы: фундаментальные и прикладные.
Определение
Фундаментальные науки — это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Такие науки создают теории, которые объясняют все процессы, происходящие в нашем мире.
Фундаментальные, в свою очередь, подразделяются на:
- математические;
- естественные;
- гуманитарные.
Определение
Прикладные науки — свод знаний, в которых исследования имеют практическую ориентацию. Они обеспечивают разработку новых технологий, т.е. алгоритмов действий для получения желаемого результата.
К таким наукам относятся технические, медицина, педагогика. Также в структуру прикладных наук входят:
- естественные;
- технические;
- социальные;
- гуманитарные.
5 признаков гуманитария
Существует достаточно много характерных особенностей поведения, свойственных людям с гуманитарным складом ума
Но для того, чтобы однозначно понимать, кто такой гуманитарий, важно запомнить 5 основных признаков, свойственных такому человеку:
1. Эмоциональность
Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.
2. Коммуникабельность
Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.
3. Открытость
Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.
Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.
4. Творческие способности
Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.
5. Развитое воображение
Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.
Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые
Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности
Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.
Задачи прикладной науки
В широком аспекте задачи прикладных наук должны выполнять заказы общества, позволяя решить насущные проблемы. Но, как уже упоминалось ранее, такие дисциплины тесно связаны с фундаментальными, и поэтому их задачи состоят в следующем:
- возможность открытия неизвестных фактов;
- систематизация полученных знаний;
- формулировка новых законов и открытий;
- формирование теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.
В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:
- разработки и внедрения новых технологий;
- проектирование различных новых устройств и приспособлений;
- исследование влияния химических, физических процессов на вещества и предметы и др.
Но все же главной задачей прикладных наук является служение человечеству и его потребностям.
Топ гуманитарных вузов России
Согласно рейтингу RAEX, большинство топовых гуманитарных вузовсосредоточились в Москве.
Десятка лучших гуманитарных вузов в 2016 году выглядела так, и с тех пор вряд ли что-то сильно поменялось:
- МГУ им. Ломоносова,
- СПбГУ,
- МГИМО,
- НИУВШЭ,
- РГГУ,
- МГЛУ,
- НГУ,
- ТГУ,
- РУДН,
- РАНХиГС.
Интересно, а получится ли у вас угадать вуз по фотографии?
Еще интересный рейтинг гуманитарных вузов ищите на сайте RussiaEdu.
Всего в системе 700 вузов, и можно выбрать только, например, юридические или лингвистические.
Вот первая тройка гуманитарных вузов. Методология отличается от RAEX, потому и лидеры другие.
Топ юридических вузов
Нам очень нравится рейтинг портала Superjob. Он не о том, где лучше учат, он про то, каких специалистов дороже «покупают», а разве не за этим мы в конце концов идем в универ? Устроиться на хорошую работу и достойно зарабатывать
Заодно расширите кругозор: узнаете еще больше юридических универов.
Топ педагогических вузов России
Стать преподавателем-гуманитарием можно в ведущих педагогических вузах страны. Самый топ – это:
- МПГУ,
- РГПУим. Герцена,
- МГПУ,
- НГЛУим. Добролюбова,
- НГПУим. Минина,
- УрГПУ.
А еще часто педагогические направления есть в очень сильных, но непрофильных вузах:
- МГУ,
- ТГУ,
- ИГУ,
- НГУ,
- ВГУ,
- УрФУ,
- ЯрГУ им. П. Г. Демидова,
- РГУ имени С. А. Есенина,
- ВлГУ.
Где еще учат гуманитариев
Добавим вузы, на которые тоже стоит обратить внимание, правда, в популярных рейтингах мы их не нашли…
- ГАУГН,
- СПбГУП,
- ЛГУ им. А.С.Пушкина,
- РГСУ,
- МГОУ,
- ГУАП,
- МГИК,
- ЛЭТИ.
В начале мы сказали, что гуманитарные специальностивсе еще востребованы, и это правда. Однако ваши профессии изменились: наивно полагать, что современный специалист обойдется без IT-новинок. Так что каждый, кто будет притворяться антиквариатом и откажется дружить с компьютером, работу найдет вряд ли.
Гуманитарно-технические профессии: совместить несовместимое
28 ноя
9932
7
Читать позже
Писатель
Предмет: книги, литература.Средняя зарплата: зависит от успешности и работоспособности.Необходимое образование: высшее или среднее, при наличии таланта можно стать популярным, не имея профильного образования.Кому подходит: людям любого возраста.
Каждый гуманитарий мечтает стать писателем! Ведь профессия ассоциируется с популярностью, интересом со стороны персы и толпами читателей. На самом деле успеха добивается лишь малая часть поэтов и прозаиков, которые отличаются высокой работоспособностью и великолепно развитой фантазией. Многие писатели начинают свой карьерный путь с работы в журналах, создания сказок, а также написания сценариев, как для фильмов, так и для рекламных роликов. В целом работа интересная и перспективная, в России профессиональных мастеров пера и слова воспитывают в стенах Литературного института имени А. М. Горького.
А вы знаете? Английская писательница Джоан Роулинг на создание первой книги потратила около 7 лет, ее отказались печатать более 5 издательств, но она не сдалась. Сегодня романы о Гарри переведены на 67 языков, серия стала классикой мировой литературы, а автор – самой богатой женщиной-писательницей в мире.
Где получить образование? Топ вузов и стран
В России лучшее гуманитарное образование получают в вузах, расположенных в столицах:
- МГИМО;
- Московский государственный лингвистический университет;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
- Российский государственный социальный университет;
- Литературный институт им. А. М. Горького.
Стоимость платного обучения в этих вузах составляет от 100 до 540 тысяч рублей в год.
Гуманитарное образование за рубежом имеет свою специфику.
- Программы, совмещающие изучение гуманитарных дисциплин с экономикой, бизнесом и управлением.
- Программы, редкие в России (например, религиоведение).
- Обширная научная база, позволяющая вести исследовательские проекты.
Важно!
В Европе и США зарплаты представителей гуманитарных профессий выше, чем в России. Тем, кто планирует международную карьеру, имеет смысл рассмотреть возможность получения образования за рубежом. Многие профессии лучше осваивать в той же стране, в которой планируется работа. Например, юрист с зарубежным дипломом будет вынужден подтверждать свою квалификацию в другой стране. Кроме того, во время обучения и практики есть возможность найти свое первое место работы по специальности.
Самое престижное образование сейчас в вузах США и Великобритании. Они являются эталоном университетского образования, но учеба в этих странах стоит очень дорого, а бесплатного варианта нет. Единственный способ попасть в Гарвард или Оксбридж – получить стипендию.
Другое дело, страны, которые предоставляют бесплатное обучение в вузах для граждан других стран. Качеством образования среди них выделяется Германия.
Совет!
Подавайте заявки сразу в несколько вузов, так вы повысите свои шансы на поступление.
В Германии огромное количество вузов на душу населения. Среди элитных вузов страны гуманитарной направленностью выделяется Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана. Он входит в пятерку лучших вузов Германии.
Интересно!
В немецких вузах есть возможность учиться одновременно на двух-трех специальностях. Одна из них может быть основной. Поскольку обучение ведется блоками, студент может сам составить свое расписание.
Кстати, учеба блоками – самый эффективный способ обучения, который в России реализовывался в экспериментальных школах Шаталова.
Учеба в Германии позволяет, с одной стороны, получить очень качественное образование, подтвержденное престижным дипломом, с другой стороны, сэкономить, ведь оплачивать придется только семестровый взнос, а это символическая сумма в размере до 300 евро.
Бытовые расходы могут компенсироваться стипендией и/или подработкой, которая легальна для иностранных студентов. Кроме того, студенты пользуются многочисленными льготами на покупки, транспорт, обеды, доступ к учебным материалам.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в вузах Германии.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какие школьные предметы следует изучать углубленно
При поступлении на технические направления:
- алгебру
- геометрию
- физику
- информатику (ИКТ)
- русский язык
При поступлении на гуманитарные направления:
- русский язык
- литературу
- историю
- обществознание
- иностранный язык
При поступлении на естественнонаучные направления:
- химию
- биологию
- математику
- русский язык
Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.
И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:
- алгебра;
- астрономия;
- биология;
- география;
- геометрия;
- естествознание;
- изобразительное искусство (рисование);
- иностранный язык;
- информатика (ИКТ);
- истоки;
- история;
- краеведение;
- литература;
- литературное чтение;
- математика;
- мировая художественная культура (МХК);
- музыка;
- начальная военная подготовка;
- общественно-полезный труд;
- обществознание;
- окружающий мир;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- основы финансовой грамотности;
- основы экономики (экономика);
- проектирование;
- психотренинг;
- риторика;
- родная литература;
- родной язык;
- русский язык;
- статистика;
- технология (труд);
- физика;
- физическая культура;
- философия;
- химия;
- черчение;
- экология.
Источник
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.
ТОП-5 технических профессий для мальчиков после девятого класса
Слесарь
Рабочая профессия слесарь связана с установкой и ремонтом деталей, механизмов, конструкций и т. д. Некоторые слесари работают с климатической и бытовой техникой, самыми востребованными считаются производственные наладчики. Начинать осваивать профессию можно после 9-класса, она является высокооплачиваемой и перспективной, ведь в будущем юноша может повышать квалификацию и приобретать новые профессиональные навыки, расширяя поле деятельности.
Где учиться?
- Александровский промышленно-правовой колледж.
- Новосибирский авиастроительный лицей.
- Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец».
Оператор станков с ЧПУ
Деятельность операторов станков с ЧПУ хорошо оплачивается, эти специалисты нужны кадровому рынку. Операторы занимаются обслуживанием станков, основная сфера – операции по обработке металлических деталей. Должны знать основы слесарного дела, а также числовое программное управление. Операторы работают на производственных предприятиях и в частных цехах, они найдут вакансии в любых уголках России. Сфера перспективная, парни претендуют на зарплату от 40-50 тыс. руб.
Ссузы
- ГЦДПО.
- Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина.
- Подмосковный колледж «Энергия».
Машинист электропоезда
После 9-класса можно поступить в железнодорожный колледж, чтобы сделать первый шаг на пути к освоению профессии машинист электропоезда. Профессия не только престижная, но и хорошо оплачиваемая, выпускники профильных вузов и ссузов работают в метрополитенах, управляют грузовыми, пассажирскими и другими электропоездами. Стать машинистом после окончания ссуза нельзя, придется в течение 2-3 лет выполнять функции помощника, а также пройти обучение в профильном вузе
Обратите внимание на то, что выпускникам железнодорожных ссузов не нужно сдавать ЕГЭ и беспокоиться о набранных баллах: поступление в вуз происходит по итогам внутренних экзаменов. Юноша, выбирающий это популярное и прибыльное направление, должен иметь хорошее здоровье, иначе он не сможет пройти медкомиссию и не будет допущен к работе
Ссузы
- Профессиональный колледж «Московия».
- Колледж железнодорожного и городского транспорта.
- Наро-Фоминский техникум.
Сварщик
Рабочая профессия сварщик – одна из самых денежных, которая существует не только на российском кадровом рынке, на и за рубежом. Опытные сварщики высоко ценятся в любой точке мира, работодатели готовы платить опытному специалисту от 1 тыс. долларов в месяц. Работники выполняют сварку металлических конструкций и изделий, заняты в сферах строительства, машиностроения, иных. Профессионализм сварщика определяют знание техники безопасности, качество сварных швов, прочность конструкций и опыт. Работа не слишком простая, ребята, которые имеют проблемы со зрением или страдают от тремора, не смогут выполнять профессиональные обязанности.
Ссузы
- Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26.
- Колледж архитектуры и строительства № 7.
- Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева.
Специалист по информационным системам
Специалисты занимаются разработкой, отладкой, ведением, оптимизацией информационных систем. Для работы в этой сфере надо поступить в колледж или техникум, срок обучения достигает 46 месяцев. Работодатели предлагают специалистам по ИС выгодные условия сотрудничества, вакансии есть во всех крупных регионах России. Профессия тесно связана с IT-технологиями, в перспективе мальчик сможет изменить направление деятельности, став программистом, экспертом в области информационной безопасности или тестировщиком.
Ссузы
- Колледж связи № 54.
- Колледж «Царицыно».
- КАИТ №20.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки , утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
- естественные и математические науки;
- гуманитарные науки;
- технологии;
- социально-экономические науки.
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
- физика и математика;
- филология;
- лингвистика;
- литературоведение;
- медицина;
- ИТ;
- инженерия;
- экономика;
- химия и биология;
- иностранные языки;
- архитектура;
- право;
- театральное искусство;
- журналистика;
- педагогика;
- культурология.
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.
Кто такой технарь?
Для того, чтобы понять разницу этих двух направлений, необходимо чётко определить для себя значение этого понятия. Итак, какого же человека можно назвать технарём?
- несомненно, у такого человека есть ярко выраженная приверженность к естественным наукам;
- чаще всего их отличают склонности к логическому мышлению, чёткости и лаконичности изложения мысли;
- это люди хорошо разбираются в математических и точных науках, в школе среди учеников они делают успехи в таких предметах, как физика, геометрия и алгебра;
- также можно отметить энергичность и способность идти к своей цели несмотря ни на что.
Именно по этим качествам можно определит человека с наклонностями к техническим специальностям. В выборе профессий этот тип людей ориентируется именно на эти способности. Поэтому все инженеры, физики, архитекторы, программисты, строители – это те самые технари.
Дела плохи
Как специалист по санскритской литературе и сравнительной интеллектуальной истории, Поллок рассказывает о кризисе, в который вляпались гуманитарные науки, на примере парадоксальной индийской филологии. До учиненной Ганди революцией, то есть до 1947 года, в Индии было не протолкнуться высокоинтеллектуальным историкам и филологам.
Все (крайне немногочисленные) специалисты по индийской культуре живут, творят и анализируют в Америке и Европе. В Индии не сыскать и десятка профессионалов в доколониальной и премодернистской литературе. Исследователи санскрита и других классических языков исчезают, как подснежники в российских лесах, а научное сообщество вот уже полвека выезжает на трудах рыцарей прошлого поколения. Ни в одном крупном университете Дели не изучают рити — классическую форму национального языка хинди (все равно что в Москве на академическом уровне положили бы болт на Ломоносова с Грибоедовым, а в Париже — на Мольера и Расина). Список проблем можно продолжать, и он достаточно длинен, чтобы с уверенностью сказать: Индия в серьезной беде. К этой же беде несется большая часть земного шара.
В США за последние несколько десятков лет финансовая поддержка гуманитарных исследований, позорно снизилась (в сравнении с другими сферами), а ученых, работающих фуллтайм, стало вдвое меньше.
Технари теснят гуманитариев уже довольно давно: еще в 1891 году Эндрю Карнеги поздравлял выпускников коммерческого колледжа с верным выбором «стенографии и машинописи» вместо бесполезных «мертвых языков». Унылое мещанство, технологизация и превращение образования в товар уже больше века доминируют в университетском сообществе США, а теперь и в мире.
Филологами сегодня становятся, как правило, более слабые студенты (за исключением особых аномалий) — в мире, где богиня богатства Лакшми сменила богиню обучения Сарасвати, а подъем в одной сфере совершается за счет другой, ученики предусмотрительно выбирают более перспективные профессии. На фоне этого сами профессии — в нашем случае гуманитарные — теряют в весе и престиже, становясь еще более бесперспективными. Самое время шутить о вакантных местах в «Макдоналдсе» для выпускников филологического факультета.
Науки и технологии изменяют отношение к образованию и в области чисто технической. Дивное новое постграмотное общество приходит на смену медлительному старому. Схемы, вшитые в наш мозг, как предполагают, могут перезаписываться цифровыми устройствами — так, социологические изменения сменяются физиологическими, а критерий «вдумчиво и глубоко» подменяется на «эффективно и непосредственно». Простенькие и доступные современные тексты, подгоняемые под эти критерии, быстро и верно масштабируют под них и наши мозги.