Что нужно для того, чтобы стать умным человеком, и как гарантированно развить интеллект

Как стать умнее в учебе

90% учителей и родителей ныне обеспокоены нежеланием детей постигать науки. Значительная доля первоклашек целый год не может научиться читать, а пересказ и вовсе дается им с огромным трудом. Причиной тому «клиповое мышление», надиктованное мультиками, YouTube и ТВ-передачами. Родителям нужно работать над развитием ума вместе с детьми:

Важно обращать внимание ребенка на мелочи; После прогулки нужно попросить рассказать об увиденном; Объяснять значения непонятных слов; С 2-3 лет читать сказки вслух, а чуть позже и просить ребенка делиться впечатлениями о прочитанном; Развить логику и память помогает и устный счет. Например, можно вместе освоить науку ментальной арифметики; Развитие мелкой моторики также позитивно сказывается на мышлении
Поэтому важно учить ребенка рисованию, рукоделию, сбору мозаики и паззлов

Для развития ума ученика важен и распорядок дня, дисциплина, порядок на рабочем столе

Первые годы учебы в школе важно следить за соблюдением этих параметров

Питание

С правильным питанием у человека будет крепкое здоровье, хорошее настроение и ясный разум. Еще это способствует развитию интеллекта. Необходимо питаться только полезными продуктами. Это нужно для развития мозга.

Грамотно составленный рацион имеет важное значение на людей, которые стремятся к развитию мозга. Человеку нужно питаться:

  1. Грецкими орехами. Благоприятное воздействие имеет лецитин, повышающий скорость интеллектуальной деятельности и укрепляющий память.
  2. Рыбой. В ней есть йод, омега-3, которые ответственны за скорость притока энергии к мозгу. Еще компоненты регулируют уровень холестерина, нормализуют работу сосудов.
  3. Тыквенными семечками. Они действуют на быстроту воспринимаемой мозгом информации, запоминание.
  4. Шпинатом. Лютеин, присутствующий в продукте, замедляет процессы старения. Это повышает обучаемость.

Нужно лишь включить в рацион любой перечисленный продукт, чтобы очень скоро заметить положительные изменения. При этом в меню не должно быть вредной пищи, которая могла бы отрицательно повлиять на организм.

4. Питаться здоровой пищей

Вы удивитесь, но уровень IQ зависит и от того, что вы кушаете каждй день. Специалисты советуют не потреблять переработанные продукты и полуфабрикаты, а стараться есть свежее и без всяческих добавок вроде ГМО. Доказательство тут.

Кроме того, согласно эксперименту, проведённому учёными, люди в возрасте 30 лет, которые являются вегетарианцами в среднем обладают чуть более высокими показателями IQ (на 5 баллов). Подробно читайте здесь. И… нет, мы не призываем вас отказаться от мяса, а всего лишь советуем питаться здоровой пищей. И отказаться от фастфуда. Благодарность скоро проявится — ваш мозг будет работать быстрее.

Зачем вам становиться умным?

Известный российский психотерапевт Михаил Литвак утверждает, что если начертить шкалу от 1 до 10 и попросить человека отметить на ней свои умственные способности, то 97% поставит черту чуть выше середины. И это вполне комфортное состояние: знать, что ты не хуже других. Если же вы задумались над тем, как стать умнее, у вас наверняка есть на то важные причины:

  • Вы желаете кого-то впечатлить;
  • Испытываете трудности в учебе и карьере;
  • Не можете добиться поставленной цели;
  • Постоянно попадаете в неловкие и неприятные ситуации по глупости;
  • Страдаете от плохой памяти.

И средства стоит выбирать в соответствии с целью. Ведь ум – это широкое понятие, которое ныне ученые разделяют на несколько направлений, каждое из которых несет свои функции:

  • Так, эмоциональный интеллект отвечает за нашу адекватность в отношениях с другими людьми. Это та часть ума, которая удерживает нас от покупки 11-го iPhone в кредит или скандала с соседями;
  • Логика и математические способности обеспечивают понимание наук, облегчают процесс учебы и позволяют находить решения в сложных ситуациях;
  • Творческое мышление или креативность – та самая часть ума, с помощью которой создаются шедевры искусства, сложные маркетинговые ходы и многое другое;
  • Мудрость – способность, основанная на жизненном опыте;
  • Память, причем она тоже делится на долгую, короткую и мгновенную.

Твердое определение цели поможет вам понять, какую именно из частей своего ума вы хотите тренировать, поможет подобрать подходящие методы и средства. Если же вы ставите перед собой цель кого-то впечатлить, то становиться умным и вовсе не обязательно. Ведь можно не быть, а казаться. И для этого есть свои способы.

Религия-опиум для народа

Ходить в церковь, верить в Бога, говорить слова: “хороший мужик” и “этика” не выгодно. Вот работаешь например ты в универмаге и женщина спрашивает: “По чём эта лампа?” Ты такой: “20 долларов”, тебе в ответ: “Дайте две.” 

Однако, ты как христианин, праведный христианин, говоришь: “Если пройдете два квартала, там есть такие же лампы по 10 баксов”. Ты бы у меня в магазине недолго работал! Понимаете о чём я? Сложно быть порядочным в мире денег. Это понятно? 

Поэтому я считаю что система управляемая людьми-это источник всего зла. Даже в Библии написано: “Любовь к деньгам-это корень зла”. Иисус изгнал деньги из храма. Если кто верующий, я вот нет. Но сейчас они вернулись.

Мы вручили деньги, общественные деньги людям, которые создали проблемы. Вы это поняли? Людям надо не только показать их(проблемы), но многому нужно научить. В природе есть такая вещь как динамическое равновесие.

Равновесие динамической системы

Это значит, что если у нас есть 100 акров и на них есть четыре кролика, то кролики едят корни растений. Еще есть 2 лиса. Если будет засуха, кролики умрут и лисы тоже. 

Но если корней очень много, кролики станут размножаться и лисы тоже. Однако лисы не могут размножаться сверх потенциальной емкости среды.

Иными словами, если нарожать больше людей чем Земля способна прокормить, будут бунты, голод, преступность. Поэтому нужно изучать потенциальную емкость каждого региона Земли и удерживать численность населения в рамках потенциальной емкости. 

Это не Фреско придумал, понимаете? Я не диктатор. Поймите это. Кучка ученых не стремится показывать людям наработки и технологии. Сначала нужно оценить сколько у нас транспорта, сколько пахотных земель. Это покажет сколько людей можно накормить. 

Затем составляем глобальную статистику по здоровью, по странам, по всем физическим болезням. Только после этого строим больницы, сообразно статистики. А не так, что строим и надеемся, что за 4 года будет достаточно клиентов в больнице. 

Бизнес больницы тоже прогорает, потому что система мусор. Она несет вред во всех областях. Я не вижу в этой системе ни одного достоинства, кроме технологий. Тут мы разбираемся. Однако в остальных областях мы тормозим. 

Заниматься физической активностью

Удивительно, но IQ у людей, которые регулярно занимаются спортом, действитльно выше. Ищите доказательство в исследовании тут. Те, кого просто волнует состояние их тела, здоровья и будущего, априори чуть больше используют свой мозг (ну вы понимаете).

Вы стимулируете рост клеток мозга (привет, нейрогенезис), вырабатывается допамин. В общем, ваш организм счастлив, а мозг работает лучше.

Кроме того, занятия спортом позволяют здорово бороться со стрессом. Не стоит недооценивать физические нагрузки. Они не просто нужны для красивых кубиков, но и для того, чтобы ваш мозг работал хо-ро-шо.

1. Заниматься физической активностью

Удивительно, но IQ у людей, которые регулярно занимаются спортом, действитльно выше. Ищите доказательство в исследовании тут. Те, кого просто волнует состояние их тела, здоровья и будущего, априори чуть больше используют свой мозг (ну вы понимаете). 

Вы стимулируете рост клеток мозга (привет, нейрогенезис), вырабатывается допамин. В общем, ваш организм счастлив, а мозг работает лучше. 

Кроме того, занятия спортом позволяют здорово бороться со стрессом. Не стоит недооценивать физические нагрузки. Они не просто нужны для красивых кубиков, но и для того, чтобы ваш мозг работал хо-ро-шо.

Решайте математические задачки

Даже если у вас нет ребенка, который просит помочь с выполнением домашнего задания по математике, ищите задачки сами. Их тоже полезно решать не только в школьном возрасте, но и будучи уже совсем взрослым. Многие ученые-долгожители рассказывали, что секрет их молодости в постоянной работе мозга, в частности, разгадывании математических загадок. Не обязательно лезть в дебри высшей математики – достаточно упражняться в простом счете и умножении. Желательно иногда откладывать калькулятор и считать в уме или «столбиком», как когда-то учили в школе. Конечно, ответ можно сверить. Такие упражнения отлично развивают аналитическое мышление.

Что такое интеллект

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

Самоконтроль

Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высок, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.

Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT .

Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.

Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.

Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.

К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться. Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же. А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.

Решайте головоломки

Если вы уже легко справляетесь со счетом и вам это немного поднадоело, переходите к головоломкам. Опять же сейчас их существует великое множество, можно выбрать загадки, связанные с определенной темой или сферой жизни. Абсолютным лидером среди упражнений для зарядки мозга являются кроссворды и судоку. Кроссворды – это проверка общего кругозора, а судоку – логики и пространственного мышления. Кстати, поиск закономерностей и недостающих звеньев в «магическом квадрате», как часто называют судоку, – это задания, очень схожие с тестированием на IQ. Однако специалисты советуют подолгу не задерживаться на однотипных заданиях схожего уровня – такой подход даст прямо противоположный эффект. Ученые объясняют это тем, что сначала мозг принимает импульс к развитию и обучению, а для этого выстраивает новые нейронные связи. И если не давать мозгу каждый раз более сложные задачки, он может потерять приобретенную нейропластичность и «расслабится». Главное здесь – постоянное развитие и усложнение.

Способ №5. Занимайтесь спортом

  1. Учёные не раз доказали взаимосвязь между активными физическими нагрузками и умственной деятельностью. Спорт усиливает приток крови, вследствие чего обменные процессы значительно ускоряются.
  2. Если вы будете выполнять нехитрые упражнения ежедневно, уже по истечении месяца улучшится память и восприятие, повысится логическое мышление и уровень IQ.
  3. Необязательно посещать тренажёрный зал и работать с «железом», для этих целей лучше подойдут аэробные нагрузки. Выполнять ежедневные двадцатиминутные пробежки по парку или работайте на дорожке (около 40 минут), прыгайте на скакалке, качайте пресс, приседайте, делайте выпады, крутите обруч.
  4. Присмотритесь к популярным направлениям, таким как йога (подойдёт даже тантра), плавание, пилатес (гимнастика посредством дыхательных упражнений), стретчинг (растяжка всех групп мышц), водная аэробика. Играйте с детьми в баскетбол или футбол, катайтесь на лыжах/коньках.

Алкоголь

В 2012 году было опубликовано исследование, согласно которому люди, спящие не менее семи часов и выпивающие одну-две порции алкоголя в день, достигают при решении когнитивных задач лучших результатов, чем те, кто спит и пьёт больше либо меньше. Правда-правда, оказывается, умеренно пьющие люди стабильно опережают трезвенников, а пересыпание вредно для умственной деятельности не менее, нежели недосыпание. Однако самый заметный эффект дают практические упражнения для мозга, которые можно проходить на сайтах, подобных Lumosity.

Те, кто тренировал мозг по крайней мере раз в неделю, соображали на 9,8 % быстрее и правильно решали на 5,8 % больше математических задач, а их зрительно-пространственная память оказалась на 2,7 % лучше, чем у людей, которые не развивали свой мозг целенаправленно. В кофейне Starbucks я оставляю в день больше, чем ежемесячно плачу за доступ к Lumosity. Такие результаты достигаются здесь благодаря тому, что скучные, но давно доказавшие свою надёжность когнитивные упражнения, в том числе N-back и сложные задачи на запоминание цифр, предлагаются здесь в форме увлекательных и красочных компьютерных игрушек. 

Советы для родителей

Одним из важных советов для родителей является именно питание. Еще во время беременности будущая мама должна соблюдать правильное питание, принимая исключительно полезные продукты. Ведь малыш, подобно губке, впитывает все, что получает от матери. После рождения – грудное вскармливание. Это еще один важный этап на пути «строения» тела ребенка.

Второе правило – поощрение детской активности. Давайте малышу больше свободы, ведь маленькие дети практически всегда находятся в движении. Как только ребенок научился ходить, ему хочется больше прыгать, бегать, кататься на горках, ходить пешком.

Общение с другими детьми также положительно сказывается на уровне коммуникабельности. В результате, ребенок учится быть более самостоятельным, проявляет интерес к своим сверстникам, обретает друзей.

Правильная музыка и правильные книги – следите за тем, что ребенок слушает и читает. Ведь именно с музыки и книг он получает наибольшее количество эмоций. Такие занятия положительно сказываются на развитии памяти, воображения, навыков зрительно-пространственной и пространственно-временной ориентации

Потому важно заинтересовать малыша, ознакомив его с хорошими книгами и музыкальными произведениями

Характеристики интеллекта и смежные способности

Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.

Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.

  1. Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
  2. Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
  3. Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
  4. Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
  5. Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
  6. Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
  7. Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.

Способ №4. Измените взгляд на привычные вещи

  1. В мозгу человека прочно укореняются образы и привычки, в результате чего новые уклады воспринимаются «скептически». Проще говоря, если вы привыкли чистить картошку определённым образом, нет смысла что-либо переиначивать, а зря.
  2. Новое — это хорошо забытое старое. Вместо того чтобы ездить на работу/учёбу по привычной дороге, сократите маршрут вдвое или минуйте пробку другим путём. В результате подобных манипуляций мозг начнёт в прямом смысле думать, выстраивая логические заключения.
  3. Если же поехать привычным маршрутом, вы не обратите внимания на все выбоины. Мозг не будет работать, поскольку действия выполняются на подсознательном уровне. Подобные манипуляции значительно урезают интеллект (IQ).
  4. Если вы делаете заметки в блокноте, перенесите всё на электронный носитель. Отныне создавайте записи в текстовом редакторе или приложении «Блокнот». Казалось бы, простые вещи, но такие эффективные. Помимо повышения IQ, манипуляции помогают избавиться от рутины.

Что влияет на IQ [ править | править код ]

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8 . Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их судьбе в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов . Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта . Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложноположительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения , так и среди детей .

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями .

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы .

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ .

Другое исследование более 13 000 детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий ; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ ; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Игры, повышающие IQ

Для детей родители часто выдумывают всевозможные игры, которые способствуют развитию чада. Для высокого IQ ребенку могут быть предложены следующие игры:

  • «Убери лишнее». Расположите перед малышом несколько предметов, связанных между собой и один лишний предмет. Пускай, мальчик или девочка угадает, какой предмет нужно исключить из данной цепочки и почему.
  • Конструктор. Вместе с ребенком собирайте различные фигурки по инструкции. Это развивает мелкую моторику рук, воображение и логическое мышление.
  • Еще одна игра на логику – пазлы. Детей привлекает данная головоломка за счет наличия ярких элементов.

5 игр для развития ума и логики

Чтение, зубрежка и правильное питание – это понравится не каждому. А вот играть любят все. И в вопросах повышения интеллекта геймификацию используют уже давно. Еще в СССР почти каждого мальчика отправляли в секцию робототехники, конструирования или шахмат. Многие игры, подстегивающие развитие ума, популярны и сейчас:

  • Шашки и шахматы – заставляют думать на несколько шагов вперед;
  • Тетрис – умная раскладка фигур сродни решению сложных задач;
  • Квиз – командная игра, которая часто проводится в барах и требует высокой эрудиции игроков;
  • Карточные игры – покер, «дурак» и другие;
  • «Крысиные бега» от Роберта Кийосаки и ее аналоги – «Монополия» и другие.

Ум – это природный дар, который нуждается в постоянной тренировке. Поэтому преуспевает в нем не тот, кто рожден гением, а человек, постоянно работающий над собой и совершенствующий свои возможности. Дерзайте, и в числе умнейших людей планеты можете оказаться и вы!

Получается, что результаты IQ-тестов возможно улучшить, используя методики тренировки памяти

Мета-анализ, проведенный в 2014 году, подтверждает такю гипотезу.

Начиная с 2008 года, было проведено большое количество исследований,
авторы которых стремились найти связь между тренировкой памяти и внимания
с уровеним подвижного интеллекта и IQ. Некоторые исследования пришли к
совершенно противоположным выводам, поэтому предложенная концепция столкнулась
с потоком скептицизма.

Мета-анализ
позволяет получить наиболее точные и достоверные данные, которые являются
научными доказательствами, полученными из исследований, которые проводились ранее.
Мета-анализ, который был проведен в 2014 году, был посвящен изучению связи между
процессом тренировки памяти и подвижным интеллектом.

В мета-анализ вошли данные представителей контрольной группы и здоровых людей в
возрасте от 18 до 50 лет. Было отобрано 20 исследований, которые отвечали таким
требованиям. Было выявлено, что методика тренировки памяти оказывает практическое
влияение подвижный интеллект, позволяя сдвинуть его на 3-4 балла в рамках
стандартизированного IQ-теста. Интересным является тот факт, что общая
эффективность может быть гораздо выше:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector