Как написать заявление на прокурорскую проверку

Полномочия прокурора и предмет проверки

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее. Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера». Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности. Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре»

Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

В каких случаях пишется письмо в прокуратуру

В соответствии с федеральным законом «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 прокуратура призвана контролировать соблюдение законности органами власти, а также государственными и коммерческими организациями.

Поэтому обращение в прокуратуру целесообразно практически во всех случаях, когда имело место нарушение прав человека и гражданина. Чаще всегописьма в прокуратурусодержат жалобы на действия чиновников, работодателей и других должностных лиц по следующим поводам:

  • невыплата или несвоевременная выплата зарплаты;
  • бездействие следователей, судебных приставов и пр. (или превышение ими должностных полномочий);
  • нарушение прав осужденных или лиц, содержащихся под стражей;
  • неправомерный отказ представителей госорганов в предоставлении документов, оказании определенных услуг (например, отказ в согласовании перепланировки помещения без достаточных на то оснований);
  • нарушение норм предоставления услуг в сфере ЖКХ и т. д.

Важно: с 2011 года прокуратура не имеет собственного следственного аппарата. В соответствии с законом «О следственном комитете» от 28.12.2010 № 403-ФЗ СК, ранее входивший в структуру прокуратуры, выделен в самостоятельное ведомство

Иными словами, прокуратура не занимается расследованием уголовных дел, поэтому заявления о преступлениях лучше направлять в инстанции, наделенные правом осуществлять уголовное преследование (СК, полицию, ФСБ и пр. – в зависимости от конкретной ситуации).

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Как написать письмо в прокуратуру?

Стоит упомянуть, что можно направить и письмо по почте.

Если вы теряетесь в догадках, как написать письмо в прокуратуру,

спешим вас успокоить: пишется оно точно в таком же порядке, что и обращение, принесенное вами лично.

Хотелось бы вам посоветовать продублировать письмо, направив его и в высшую инстанцию.

Например, если вы обращаетесь в районную прокуратуру, направьте копию еще и в городскую.

Она будет обязана перенаправить его «вниз», что гарантирует вам 100% «попадание» вашего обращения по адресу.

Заявление в прокуратуру можно подать и через Интернет.

Как это сделать, подробно разобрано в видео:

Когда же прокуратура не станет рассматривать обращение?

Таких случаев может быть несколько:

  • если вы сгоряча употребили нецензурную брань;
  • факт обращения не имеет смысла;
  • нет возможности разобрать суть из-за плохого почерка;
  • не указаны в полной мере сведения о заявителе
  • анонимка;
  • отправлено повторно, после письменного ответа прокуратуры.

В заключении хотелось бы добавить, что хотя вполне можно справиться с задачей, как правильно написать заявление в прокуратуру

самому, все же лучше обратиться к опытному юристу, особенно если дело имеет особую важность для вас. В настоящее время известно два основных способа, как подать заявление в прокуратуру, а именно: обращение личное в приемную; обращение по почте

В настоящее время известно два основных способа, как подать заявление в прокуратуру, а именно: обращение личное в приемную; обращение по почте.

Личное обращение

В таком случае заявление в органы власти или в прокуратуру нужно распечатать в двух экземплярах. При этом нет необходимости заранее записываться на официальный прием, поскольку для получения подобных заявлений в органах власти есть секретарь либо специальная служба, то есть канцелярия. Прием заявлений входит в их обязанности. Так, в управлении образования, обычно, сидит секретарь, в мэрии располагается канцелярия. О том, где они размещаются, можно всегда выяснить, на входе сообщив охраннику о цели своего визита: подача заявления. В прокуратуре, как правило, установлено время принятия граждан России прокурором — один раз в неделю. Впрочем, ваше заявление подавать лично в руки ему совсем необязательно. Для передачи таких вот бумаг есть дежурный прокурор, который обязан принять вашу жалобу в любое время. При подаче заявления обязательно просите на втором (то есть вашем) экземпляре поставить штамп (печать) с датой принятия, а также входящим номером обращения. Это будет гарантировать рассмотрение заявки и ответ (что вам и нужно).

При обращении в прокуратуру обязательно возьмите с собой: оригиналы документов, чьи копии прилагаются к заявлению; паспорт.

Как подать заявление в прокуратуру по почте

При обращении в прокуратуру по почте нужно отправлять заказное письмо с обязательным уведомлением о его вручении адресату. Такой способ доставки особенно пригодится, если вы, к примеру, проживаете не в областном (то есть краевом) центре, либо столице, и вам надо обратиться в вышестоящие инстанции (в частности, с жалобой на необоснованный отказ прокурора в удовлетворении каких-либо требований). При этом ехать в другой населённый пункт для вас по каким-либо причинам весьма проблематично. В случае отправления заказного письма, второй его экземпляр не нужно распечатывать, поскольку почтой вам придет уведомление о вручении, а это равносильно постановке штампа (печати) при личном посещении. Главный недостаток такого способа — время на доставку почты. Впрочем, вы всегда можете поинтересоваться у работников данной организации, сколько по времени займет доставка вашего письма до места назначения. Естественно, второй экземпляр либо квиток уведомления необходимо сохранить при себе.

Если вы хотите подать заявление в прокуратуру, но не знаете, как его составить или оформить, квалифицированный юристы нашей компании готовы придти к вам на помощь. Мы справимся с любой задачей быстро и качественно!

Поводом для вашего обращения в прокуратуру на территории РФ может послужить любое нарушение закона, любое ограничение, не основанное на законе, независимо от того, кто является его нарушителем.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Сроки рассмотрения

Срок для рассмотрения заявлений, которые поданы в Прокуратуру, может быть как общим, так и сокращенным.

Чтобы определить, какой срок будет применен к вашему заявлению, надо обратить внимание на требования и проверку фактов – требуется она, или нет, а также на дополнительные сведения, которые могут потребовать запросов и привлечения свидетелей. Общий срок составляет месяц со дня обращения в Прокуратуру, но при необходимости можно продлить срок до двух месяцев

Общий срок составляет месяц со дня обращения в Прокуратуру, но при необходимости можно продлить срок до двух месяцев.

Срок рассмотрения продлевается по ходатайству прокурора или заместителя прокурора, которое может быть подано не позднее чем за три дня до окончания месячного срока.

Если обращение не требует дополнительных запросов и проверок, то его рассматривают в сокращенный срок, равный 15 дням. Заявление должно быть рассмотрено безотлагательно, если требует незамедлительного реагирования.

Если обращение взято под особый контроль в Генеральной прокуратуре, тогда период на его рассмотрение устанавливается отдельно.

Запомните! Не подлежат рассмотрению анонимки и заявления, написанные неразборчиво.

Требования и нормы прокурорской проверки

Нормы и правила проведения прокурорской проверки регламентируются Федеральным законом №294-ФЗ, принятым 26 декабря 2008 года. Данный документ предусматривает два вида проверок:

  1. плановая (с периодичностью не более одного раза в три года);
  2. внеплановая (при поступлении в прокуратуру информации из СМИ о допущенных фактах нанесения вреда жизни и здоровью людей, животным, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера).

ВАЖНО! Сводный план проведения плановых проверок ежегодно формируется Генпрокуратурой и публикуется на официальном сайте. О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы

При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора

О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы. При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора.

Срок проведения проверки не должен превышать 20 дней. Однако по решению прокурора он может быть продлен один раз и не более чем на 20 рабочих дней. Акт проверки предоставляется руководителю организации или органа в десятидневный срок.

Во время проведения проверки прокурор имеет право:

  • после предъявления удостоверения беспрепятственно перемещаться по всей территории организации;
  • требовать предъявления документов, относящихся к предмету проверки;
  • проводить беседы с ответственными лицами и специалистами на предмет проводимой проверки;
  • вызывать нужных лиц для предоставления объяснений.

ВАЖНО! Препятствие прокурору во время проведения проверки может стать причиной для уголовного преследования. Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти

Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам

Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти. Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Обязанности прокуратуры

Функционирование всей системы органов прокуратуры осуществляется в соответствии с законодательным регламентом. Федеральный Закон №2202-1 представляет основные направления деятельности представленных органов, а также определяет круг их обязанностей.

Основной задачей прокуратуры является обеспечение и гарантирование гражданам соблюдения всеми правовыми субъектами положений действующих нормативных правовых актов. Для исполнения указанного обязательства, органы прокуратуры должны:

  • Своевременно реагировать на обращения (заявления) граждан, сутью которых является невозможность воспользоваться своими законными правами или нарушение последних со стороны третьих лиц;
  • В установленные законом сроки предоставлять заявителям аргументированный ответ с указанием информации о ходе рассмотрения обращения;
  • Производить систематические плановые и внеплановые проверки государственных органов, органов управления на местах, юридических лиц вне зависимости от их формы собственности и организационной формы на предмет соблюдения норм закона;
  • Выявлять нарушения, а также производить дополнительные мероприятия по определению круга виновных и степени их вины;
  • Принимать участие в разработке нормативных актов международного характера;
  • Предоставлять нуждающимся лицам правовую помощь в рамках сокращения уровня преступности и ее превенции.

После подачи гражданином жалобы (обращения) сотрудникам органов прокуратуры любого уровня, последние обязуются изучить суть изложенного заявителем и принять одно из следующих решений:

  • Перенаправить заявление компетентному органу;
  • Дать гражданину разъяснение, каким способом он может защитить нарушенные права;
  • Провести самостоятельную проверку и установить наличие нарушения с дальнейшим предприятием мер по их устранению;
  • Запросить у заявителя, органов или учреждений информацию, детализирующую суть обращения.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.

Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

ВАЖНО!
Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора

Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Главная цель любой прокурорской проверки – убедиться в том, что буква закона соблюдается. Поэтому, если в организации или государственном органе на этот счет все в порядке, никаких лишних вопросов со стороны прокуратуры быть не должно.

Поскольку надзор имеет открытый характер, то есть осуществляется гласно, гражданин имеет право ознакомиться с результатами проверки.

Конечно, если речь не идет о государственной тайне. Когда началась проверка, предприниматель вполне может позвонить своему адвокату и попросить его поучаствовать в процессе, чтоб зафиксировать возможные превышения полномочий – на камеру или диктофон.

Что делать, если прокурор запрашивает документы, которые, как вам кажется, к предмету контроля ну никак не относятся? На конфликт ни в коем случае идти не нужно, как и препятствовать получению этих сведений.

Сценариев тут может быть два: либо вы предоставляете документы, либо нет.

В первом случае можно обжаловать действия прокурора в суде, во втором случае (если сотруднику прокуратуры отказали) субъект контроля рискует стать фигурантом административного дела, поскольку воспрепятствовал законным требованиям. Тогда нужно доказать их незаконность.

В том случае, если прокурор намерен лично опросить сотрудников компании, следует помнить, что есть 51-ая статья Конституции, которая прямо говорит, что свидетельствовать против себя никто не обязан.
Иными словами, отказ от дачи показаний – неотъемлемое право человека, гарантированное основным законом. Дать показания можно, но все-таки стоит проконсультироваться с юристом.

Если во время проверки прокурор обнаружит новые нарушения закона, то может начаться новая проверка.

Если контрольные мероприятия проводятся в крупном промышленном холдинге, который имеет развитую сеть филиалов, то сроки проведения проверки будут исчисляться по каждому отдельному подразделению.
Еще до начала проверяемые должны получить на руки документ, где указываются все основания и цель проведения проверки. Нет нарушений закона?

Тогда руководитель организации со спокойной совестью получает соответствующий акт.

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector