Когнитивный диссонанс

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Целеустремленность — что это такое в психологии

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку

Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Похожие термины:

переживание человеком противоречия в своих знаниях.

Этот подход основан на том принципе, что чувства и действия человека перестают соответствовать ситуации, после того как он начинает расшифровывать эту ситуацию, пользуясь иррациональными и потом

особенности познавательной деятельности человека.

связан с трансляцией и овладением знаниями, процессами восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, необходим при любом подходе к обучению, но особую роль играет в «знаниевой» парадигме образова

способ, посредством которого мы приобретаем, трансформируем и храним информацию из окружения; то есть высшие психические процессы, которые мы используем, чтобы узнать и объяснить мир.

характеристика личности ученика на основе двух факторов: а) степени ориентации личности при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в против

явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депри

наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющ

основная, наиболее употребительная и разработанная область таксономии, включающая большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителя — от запомина

одно из ведущих структуралистских направлений в антропологии, которое занимается выявлением и сравнением когнитивных категорий в разных культурах.

(познание, изучение, осознание) – способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

направление в психологии XX в., задачей к-poro является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

визуализация, которая выполняет иллюстративную функцию и способствует естественно-интеллектуальному процессу получения новых знаний.

Грамматические описания языков, ориентированные на рассмотрение когнитивных аспектов, процессов и структур языковых явлений, т. е. на их связи с процессами познания мира, восприятия, памяти, мышле

Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассма

информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является компьютерная графика, позволяющая в п

Теория обучения, возникшая в противовес аудиолингвальному методу. К. т. о. я. предполагает понимание учащимися структуры языка (для чего даются необходимые пояснения), так и последующую интенсивну

актуализация умственных способностей индивида в процессе значимой и активной деятельности по восприятию, осмыслению, пониманию, усвоению и творческому воспроизведению разнообразной семиотичес

наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением

Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронно

Примеры когнитивного диссонанса

Родители разговаривают матом или курят, или за глаза говорят про людей гадости, или раскидывают вещи по дому. А ребенка за то же самое наказывают, т.к. это «очень плохо».

Диссонанс: главные люди в его жизни так делают, но так делают только очень плохие люди.

Значит:

  • Либо так делать на самом деле можно и нужно. Только когда ты – главный. Чтобы не поругали. И еще желательно самому раздать эти советы  тем, кто слабее. И своим будущим детям, передать, так сказать, знание.
  • Либо так делать недостойно, и, получается, родители совершают плохие поступки. А значит, этих лучших на свете людей к этому что-то толкает, и это надо устранить. Например, денег для них заработать или уберечь от влияния дурных людей. И вот появилась цель, подменяющая собственные желания и склонности ребенка. Цель, от которой он может очнуться только немного позже на приеме у психолога в период экзистенциального кризиса.
  • Либо родители – плохие люди. Но для такого выбора родителям надо очень основательно постараться. Долго и последовательно.

Неприятно, но неизбежно. У детей в среднем меньше возможностей, чем у взрослых, увидеть третью альтернативу или поменять свое настоящее

Поэтому так важно помнить, что дети – прямое или обратное зеркало наших поступков

Хорошая новость: Как кризис ведет к изменениям, в т.ч. в определенной степени позитивным, так и дискомфорт когнитивного диссонанса провоцирует эволюцию наших знаний, мыслей и поступков.

Лучшее, что мы можем для себя сделать в подобной ситуации – поискать больше информации, расширив свое поле выборов. И сделать выбор осознанно. Как автор своей жизни.

Еще несколько примеров:

  • Парень в инвалидной коляске сидит около магазина и просит денег. Ты ему даёшь и на второй день видишь его нормально идущего по улице. И у тебя начинается когнитивный диссонанс.
  • 6 летней девочке родители говорили, что пить алкоголь нельзя, ни в коем случае. И однажды она видит, как ее отец пьяным приходит домой.
  • Девушка из интеллигентной семьи вышла замуж за отсидевшего парня, которого недолюбливает ее семья. И для того, чтобы оправдать его, она стащила какую-то вещь из магазина. Чтобы доказать, что все ошибаются, и уйти из состояния дискомфорта.
  • Отец сыну всегда твердил, что в автобусе нужно уступать места пожилым, сам же не сдвинулся с места, когда рядом стояла старушка лет 80.

Что такое когнитивный диссонанс простыми словами?

Человеку свойственно стремиться жить в комфортной обстановке. Кто может любить неприятности и проблемы? Именно поэтому некоторые непонятные ситуации вполне могут вывести его из душевного равновесия и привести к стрессу.

«Когнитивным диссонансом» психологи называют состояние индивидуума, при котором он находится в противоречивом положении. С одной стороны, он знает, что нужно делать, но убеждает себя в обратном. Например, в курсе, о вреде курения, но внушает мысли о вранье со стороны медиков. Убеждает себя, что в этом нет ничего страшного. И это вместо того, чтобы взять и бросить.

Всё это не даёт психического спокойствия, заставляет нервничать, вносит дискомфорт.

Что же это такое?

Своему происхождению термин обязан двум латинском словам: «cognitiо», которое переводят на русский язык, как «познание» и «dissonantia» соответственно «нестройность», «несозвучность» или «отсутствие гармонии». Простыми словами всё можно выразить, как противоречивость тем фактам, которые понимаешь, осознаёшь, но не делаешь.

Мы все в своей жизни не один раз сталкиваемся с подобным явлением. Одни переносят его практически не замечая. Просто автоматически меняют точку зрения в связи с новой информацией. А вот другие не могут спокойно осознать и принять вновь открывшиеся факты. Им очень сложно перестроиться.

Вредно ли подобное состояние для человеческой психики? Надо лечить? Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Многое зависит от мыслительных шаблонов. Нам необходимо соблюдать согласие между знаниями и делами. То есть должны понимать, что поступаем правильно, согласно собственным понятиям. Таким образом устроен наш мозг.

Множество принципов и установок формируются долгие годы. Буквально с пелёнок начинаем впитывать в себя опыт, советы, правила и манеры. Формируется собственная шкала ценностей. А когда происходит дисбаланс между знаниями и делами, то начинается выход из зоны комфорта, шок и встряска психики. Сознание начинает «штормить».

Возникновение теории, её гипотезы

Впервые теоретические основы были выведены американским психологом Леоном Фестингером в середине прошлого века

Он обратил своё внимание на то, что людям нужно находиться во внутренней гармонии между своими действиями и познаниями. Любые противоречия начинают его пугать, вносить дискомфорт

Защитной реакцией является отрицание разногласий. Они начинают их игнорировать или вообще исключают.

Исходя из умозаключений исследователя избавиться можно следующими способами.

  • Пытаться изменить свою тактику поведения и поступков.
  • Проводить с больным коррекцию существующих понятий и знаний.
  • Новую информацию, вызывающую диссонанс, преподносить порциями, крайне аккуратно.

У нас всегда есть право выбора. Если можно выбрать меньшее из двух зол, то стоит на этом остановиться. В дальнейшем не корить себя за этот выбор и идти дальше.

Например, поступило предложение перейти на новую работу. Причём сразу от двух работодателей. Одна из них очень интересная, но мало оплачиваемая. Вторая наоборот. Скучная, неинтересная, но оклад вполне приличный. Сразу возникает дилемма: куда пойти?

Заниматься любимым делом, но за копейки или протирать штаны за приличное вознаграждение. Каждый должен подумать, что он будет испытывать в будущем. Деньги нужны всегда. Но ведь надо будет каждый день ходить на то, что не будет приносить удовольствие и радость. Можно заниматься любимым делом, а возможно просто зарабатывать для семьи и своих близких. Выбор только за нами.

Причины возникновения

Обычно всё закладывается ещё в раннем детстве. Какие моральные ценности в нас закладывают родители, то такими мы и вырастаем. У каждой медали есть две стороны: «черная» и «белая». Хотя они имеют в своём составе немного от своей противоположности. Нет ничего слишком плохого или хорошего. Везде есть нюансы, подводные камни.

Теоретическими причинами, вызывающими диссонанс, принято считать:

  • возникающие противоречия между сформировавшимися принципами и понятиями;
  • отличие личных взглядов от общепринятых норм этики и морали в обществе;
  • желание коренным образом отличаться от всех окружающих;
  • отличие вновь приобретённой информации от устоявшегося мнения и личного опыта.
  • личное нежелание (революционность идей) поступать согласно установленным нормам;

Сделаем вывод, что с подобными действиями мы сталкиваемся буквально каждый день. Это не какое-то абстрактное явление.

Будьте здоровы!

Улучшение когнитивных процессов

Положительный момент заключается в том, что умственные процессы могут быть улучшены, причём в любом возрасте. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы усовершенствовать свой мозг.

Следите за здоровьем

На то, как мы чувствуем себя физически и мыслим, тесно влияют когнитивные процессы. Определённые пагубные пристрастия крайне отрицательно воздействуют на психическое здоровье, способствуют снижению производительности труда.

Сюда можно отнести нездоровое пристрастие к мобильному телефону, залипание в новостной ленте инстаграмма, отказ от здорового режима дня, вредное питание и ещё много иных факторов.

Используйте технический прогресс себе на пользу

Благо, сейчас предостаточно разнообразных способов улучшения интеллекта: интеллектуальные игры, например. Благодаря нейрообразованию мы начинаем лучше разбираться в происходящем в нашем мозгу.

Хочется упомянуть интернет-платформу КогниФит. На её сайте вы обнаружите много психологических тестов, упражнений, игр, позволяющих точно измерить и стимулировать свои когнитивные способности.

Празднование побед

Важно не просто совершенствовать себя, но и регулярно выражать себе похвалу за проделанную работу. Ежедневно фиксируйте свои маленькие и большие успехи, обязательно выражайте себе благодарность за них и продолжайте развиваться

Займитесь развитием критического мышления

Критическое мышление – обязательная составляющая каждой взрослой и компетентной личности. Благодаря ему мы получаем возможность улучшения способности размышлять, проводить связи между мыслями, совершенствовать навыки речи, выполнять глубокий анализ происходящего и так далее.

Очень легко развивать критическое мышление в детском возрасте. Для этого нужно задать малышу вопрос, почему человек поступил так, а не иначе, предложить вступить в спор с ребёнком с иной позицией.

Во взрослом возрасте также важно развивать критическое мышление, для этого следует всегда анализировать поступающую извне информацию на предмет реалистичности

 Читайте

Раньше уже рассказывалось о том, что чтение задействует умственные процессы в полном объёме. А ещё читая что-то интересное, мы получаем настоящее удовольствие, плюс узнаём новую информацию, расширяем свой кругозор. Чтение положительно сказывается на решении задач и улучшении навыков общения.

Занимайтесь творчеством

Рисование, создание рассказов, придумывание мелодий, написание стихов, фотография… Человеку жизненно важно иметь какое-то творческое занятие «для души». И творческие задатки есть у каждого из нас, просто не все занимаются их проявлением

Чем полезно творчество? Оно развивает познавательные процессы, позитивно сказывается на интеллекте, улучшает концентрацию внимания, способствует нахождению нестандартных методик решения проблем, расслабляет и заставляет мозг производить гормон удовольствия и счастья – эндорфин!

Скажите «нет» многозадачности

К сожалению, в современном мире человеку часто не хватает времени на выполнение всех своих обязанностей. Тогда в голову приходит «спасительное» решение – начать делать много дел сразу, чтобы быстрее разобраться с ними. Наверняка, нет нужды объяснять, насколько мультизадачность неэффективна и даже вредна! Особенно она приносит вред детям.

Действительно, человеческий мозг – удивительная вещь. Ведь мы способны одновременно смотреть фильм, отвечать на сообщение и заниматься подготовкой рабочего отчёта. Но коварство мультизадачности заключается в том, что делая много дел сразу, мы в реальности не сделаем ни одного из них качественно. Плюс сильно измотаемся.

Придерживайтесь этих рекомендаций, не переставая ежедневно совершенствовать себя!

А напоследок просмотрите тематический ролик:

Marissa

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
  • https://srazu.pro/teoriya/kognitivnye-processy-v-psixologii.html
  • https://psychology.academic.ru/903/когнитивизм
  • https://lingvistics_dictionary.academic.ru/1504/когнитивная_деятельность
  • https://tayniymir.com/samorazvitie/kognitivnye-proczessy.html

Что изучает когнитивная психология

Память

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Память означает воспроизведение прошлого опыта, ведущий компонент познавательной деятельности человека. Обладает широким практическим применением в реальной жизни и деятельности. Это основное свойство нервной системы позволяет индивиду хранить информацию о внешнем мире и реакциях организма, а также многократно ее использовать. Психология процессов базируется на припоминании, воспоминании, воспроизведении.

Мышление

Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.

Мышление прочно связывается с познавательным процессом. Оно влияет на формирование понятий, принятие решений, закрепление реакций. Развивается с помощью внутренней речи, ставя процесс в зависимость от языка, потому что язык и мысль неразрывны.

Наука выделяет 3 формы мышления:

  • наглядно-действенный тип — производство и организация деятельности;
  • наглядно-образный вид — обобщает мысли в образы;
  • форма отвлеченного мышления — связана с абстрактными рассуждениями.

Когнитивная психология выделяет сознательное и бессознательное мышление.

Внимание

Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды

В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче

Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды. В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче.

К свойствам внимания относятся:

устойчивость — способность фиксировать внимание на выполнении задачи;

концентрированность — уровень сосредоточенности на конкретном объекте;

распределенность — умение распределять внимание;

избирательность — навык концентрации на сути и одновременно умение отфильтровывать несущественный материал.

Эмоции

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Ч. Дарвин считал, что эмоции позволяют человеку определить значимость каких-либо условий для удовлетворения личных потребностей. Первичные эмоции таким образом поддерживают жизненный процесс. Когнитивные теории эмоций связывают их природу с механизмами мышления.

Известна теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, который указывал на значительную роль психологических факторов. Положительные эмоции в этом случае связываются с ожидаемыми результатами, которые трансформируются в реальность. Деятельность согласуется с заданным планом.

Способность принимать решения

Принятие решений связывается с определением способов достижения цели. Стоящая задача трактуется как некая трудность, решаемая в ходе мышления. Решение основывается на изучении, анализе и выборе оптимального варианта реакции. Суть состоит в преодолении препятствия и в выборе лучшего средства для достижения цели.

Способность принимать решения связана с определенным алгоритмом, имеющим этапы:

  • распознание задачи;
  • определение и оценка ресурсов;
  • нахождение успешной стратегии;
  • организация информации для решения;
  • задействование интеллектуальных и физических возможностей;
  • отслеживание прогресса: умение отказаться от первоначального решения и выбрать иное;
  • оценка результата.

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Еще больше вариантов вы найдете в нашей подборке тренажеров для развития мозга.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте
Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
Устойчивость;
Сосредоточенность;
Способ переключаться;
Концентрация;
Объем.
Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов

Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится

Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.

Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)

Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector