Закон рф «о государственной тайне» от 21.07.1993 n 5485-1 ст 9 (ред. от 09.03.2021)

Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание

Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств. По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу. Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.

Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.

Статья 21

Данная статья в действующей редакции с изменениями, дополнениями и комментариями устанавливает порядок доступа уполномоченных лиц к гостайне. Указано, что это происходит только в добровольном порядке. Никто в принудительном порядке этому подвергнут быть не может.

Порядок доступа к тем или иным сведениям может изменяться Президентом или межведомственными комиссиями. Организовывать и исполнять требования законодательства уполномочены руководители соответствующих государственных структур. Разъяснения и отнесения в сфере государственной тайны регулируются только на федеральном уровне.

Ответственность

Лица, виновные в разглашении и передаче секретных сведений, в соответствии со ст. 26 Закона о гос. тайне

, несут уголовную, административную и другую ответственность.

В зависимости от уровня секретности разглашенных сведений и умышленности (неумышленности) действий обвиняемого гражданина зависит и степень его наказания.

Для юридически правильной оценки совершенных действий они оцениваются специальными экспертами, на заключениях которых и основываются соответствующие органы государственной власти.

Так, например, если гражданин, имеющий третью форму допуска, неумышленно разгласил секретные сведения, и они стали известны другим лицам, то это подпадает под ст. 283, ч.1 УК РФ

Такое деяние наказывается (в зависимости от наступивших последствий) или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет.

Если же неумышленное разглашение сведений привело к тяжким последствиям (как правило, это бывает при разглашении более секретных сведений лицами, обладающими второй формой допуска), то срок лишения свободы может увеличиваться до 7 лет.

Самые тяжкие последствия наступают, если действия обвиняемого лица, согласно экспертного заключения, классифицируются как государственная измена (шпионаж).

Такие действия, совершенные в ущерб безопасности нашей страны (как правило, лицами, обладавшими первой формой допуска) подпадают под ст. 275 УК РФ

и наказываются лишением свободы на срок до 20 лет.

Таким образом, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно отметить, что форма допуска к гос. тайне означает, в первую очередь, степень секретности информации, к которой допускается работник.

Степени секретности, по российскому законодательству, имеют три уровня:

1-й уровень – сведения особой важности
2-й уровень – совершенно секретные сведения
3-й уровень – секретные сведения

Разглашение подобных сведений может привести к тяжким юридическим последствиям для их обладателя.

Социальные гарантии для лиц, допущенных к гостайне

Для должностных лиц и граждан, допущенных к гостайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии (ч. 6, 7 ст. 21 Закона от 21.07.1993 № 5485-1; п. 1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573):

1) процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ

В общем случае размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями особой важности составляет 50–75%, за работу с совершенно секретными сведениями – 30–50%, с секретными сведениями при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий – 10–15%, без проведения проверочных мероприятий – 5–10%

Установлены также особенности назначения надбавок в зависимости от ведомства, должности, воинской части и прочих обстоятельств (п. 18, 19 разд. II Приложения № 2 к Приказу министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545; п. 46 Порядка, утв. Приказом министра обороны РФ от 06.12.2019 № 727; Приказ Минстроя России от 18.03.2014 № 104/пр; разд. V Приложения № 1 к Приказу ФСИН России от 27.05.2013 № 269; разд. V Приложения № 3 к Приказу ФСБ России от 01.05.2020 № 178);

2) преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий.

По материалам электронного журнала «Азбука права», 2020

Общие сведения

Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.

Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн. Перечислены и описаны полномочия органов государственной власти в сфере сохранения и защиты засекреченной информации;
  • В разделе номер два перечислены и описаны категории и виды сведений, которые считаются государственной тайной;
  • В разделе третьем описаны способы, причины и принципы, по которым сотрудники определяют, что сведения должны быть отнесены к государственной тайне. Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны. Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн;
  • В р. четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации;
  • В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями. Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн;
  • В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений. Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска. Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления. Описан процесс сертификации данных;
  • В седьмом оформлена экономическая сторона описываемой сферы, финансирование мероприятий, бюджет и т. д.;
  • В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти. Описан ведомственный, прокурорский и межведомственный надзор и контроль за мерами безопасности.

Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности».

Какое предусмотрено наказание за разглашение гостайны по закону?

Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

Последние изменения Федерального закона №159 тут:

Защитить собственные интересы граждане, должностные лица, компании, организации или органы могут в судебном органе или в другом порядке, оформленном в описываемом законе.

Ограничения прав для осведомленных лиц

Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:

  1. Допущенные к гостайне.
  2. Ранее допускавшиеся к гостайне.

Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):

  1. Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
  2. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
  3. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.

Ограничения для претендентов

Лицо получит отказ в случаях:

  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличия в отношении него производства по уголовному делу (преступление против госвласти или умышленное) и статуса обвиняемого;
  • имеющейся непогашенной или неснятой судимости по указанным преступлениям;
  • уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, если с момента прекращения не закончился срок, который аналогичен сроку давности привлечения к уголовной ответственности за такие деяния;
  • наличия противопоказаний медицинского характера по перечню, определенному Приказом Минздрава РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • проживания на постоянной основе за пределами государства как самого претендента, так и его близких или оформления ими бумаг для выезда на ПМЖ в иные страны;
  • обнаружения по факту проверок таких действий лица, которые несут угрозу государству;
  • уклонения лица от мероприятий по его проверке или наличия ложной информации в сведениях, изложенных в анкете.

Этап 1Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Информация, указываемая в анкете, включает в себя:

а) сведения о самом претенденте на допуск;

б) сведения о близких родственниках;

в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием >

  • Другие нормативно-правовые акты:
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333
    «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»
  • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»
  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»
  • Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»
  • Приказ ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»
  • Типовое положение об органе по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации

    Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 3

Последние поправки

ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.

В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

Другие термины, описанные во второй статье:

  • Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
  • Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
  • Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
  • Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
  • Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.

Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.

Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

  • Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
  • В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
  • Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.

Скачать действующую редакцию закона

Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности. Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector