Контрольные (надзорные) мероприятия
Содержание:
- Главные положения
- Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!
- Инструкция 7: как снизить риски внезапных проверок ГИТ
- Что проверит ГИТ в 2021?
- Порядок работы органов финансового контроля
- Инструкция 6: как работодателю себя проверить перед приходом инспектора ГИТ
- ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- Ведомственный контроль
- Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок
- Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы
Главные положения
Положения согласно закону
Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов – подобным должен заниматься государственный орган. Реализуется это через осуществление проверочных мероприятий.
Подобные процедуры регламентируются соответствующим нормативным актом – ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…».
Однако данный закон не является исчерпывающим – в его содержании прописано, что не все формы контроля отражены в тексте. Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 уточняется, какие именно виды не попадают под действие акта.
В пп. 4-4.2 дополняется, что определенные тонкости проведения отдельных проверок также остаются за специальными нормативно-правовыми актами.
Во всех неотраженных случаях ФЗ №294 считается приоритетным регламентом при осуществлении надзора.
Существующие виды проверок
Согласно ст. 11-12 плановые проверки могут быть проведены в выездной и документарной форме.
При использовании первого варианта сотрудники контролирующих структур в составе специальной комиссии выезжают по адресу расположения хозяйствующего субъекта, где изучают:
- его документацию;
- статус реализуемых основных производственных фондов;
- производимую и продаваемую продукцию (работы, услуги);
- соответствие деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя предписанным законодательным нормам.
Дополнительно стоит учитывать, что данные виды не являются взаимоисключающими, так как могут осуществляться последовательно или параллельно.
Основания и порядок проведения
В качестве основания для реализации проверочных мероприятий используется план проверок, который утверждается ответственным лицом контролирующей организации в соответствии с согласием органов прокуратуры.
Документ размещается на официальном виртуальном ресурсе данной структуры вместе с приказом руководителя об осуществлении установленных положений.
Также сводный план отображается на сайте Генпрокуратуры Российской Федерации.
Процедура должна происходить строго так, как предписывает регламент – сотрудники надзора не уполномочены без официально подтвержденных причин выходить за рамки установленных функций.
Основанием для включения субъекта в ежегодный план проверок считается истечение 3 лет с момента:
- государственной регистрации ИП или юридического лица;
- получения окончательных результатов прошлой контролирующей группы;
- начала реализации организацией или ИП отдельных видов деятельности.
Следует уточнить, что данный список признается исчерпывающим – ответственные структуры не могут по иным причинам проводить соответствующие мероприятия.
Порядок проведения устанавливается согласно форме проверки. Но при любом рассмотрении первоначально выпускается приказ о ее назначении с последующим информированием субъекта не менее, чем за 3 суток до начала.
Уведомление происходит либо заказным письмом, либо электронным.
При отсутствии требуемых сведений в адрес субъекта направляется письмо, указания которого необходимо выполнить в течение 10 рабочих дней.
В случае с выездной проверкой сотрудники контролирующих органов обязаны предоставить собственные удостоверения и приказ о проведении мероприятий, лишь после этого они вправе приступить к изучению документации.
После реализации всех установленных пунктов ответственные лица составляют итоговый акт в 2 экземплярах, где отражены актуальные результаты анализа информации о подведомственной организации или ИП.
Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!
Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:
- Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
- Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294*. Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).
*ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.
Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
- Контроль за обращением медицинских изделий;
- Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Надзор по закону о защите прав потребителей;
- Пожарный надзор;
- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).
При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:
- Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
- Проведение административных расследований;
- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
- Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.
Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.
Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):
- Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
- Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.
Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).
Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.
Инструкция 7: как снизить риски внезапных проверок ГИТ
Инспектор ГИТ может появиться в компании вне плана. Такие посещения носят название внеплановых проверок: о своем приходе инспектор должен известить работодателя за 24 часа до своего появления. Кроме случаев, оговоренных в ст. 306 ТК РФ, когда предварительно уведомлять о внезапной проверке запрещено.
Кто может спровоцировать внеплановую проверку ГИТ?
Сам работодатель
Вы можете сами стать причиной внезапного прихода трудового инспектора, если, допустим, не проведете вовремя спецоценку или сдадите с опозданием декларацию по ее результатам.
Пример 1
В сентябре 2021 года госинспектором труда территориальной инспекции ГИТ по Республике Татарстан проведена внеплановая документарная проверка казанского работодателя с связи с нарушением сроков подачи декларации по результатам специальной оценки труда (п. 5 Приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н). В результате и компанию, и руководителя привлекли к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Напомним, что наказание по этой норме: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., для компании ─ от 60 000 до 80 000 руб.
Ваши работники
Поводом для внезапной проверки в большинстве случаев является жалоба сотрудника вашей компании. Причин для жалоб может быть предостаточно ─ не доплатили за вредные условия труда, не выдали положенные средства индивидуальной защиты, задержали зарплату или нарушили какой-то другой пункт трудового законодательства.
Пример 2
В сентябре 2021 года проведена внезапная проверка территориальным органом Роструда во Владимирской области по обращению работника акционерного общества, в ходе которой установлена задолженность работодателя на сумму 1 млн 345 тыс. руб. перед 149 работниками. После принятых мер зарплатный долг был погашен в полном объеме, а работодателя привлекли к административной ответственности.
Или другой характерный случай.
Пример 3
В ГИТ по Республике Татарстан машинист бульдозера пожаловался на то, что работодатель не выдал ему в составе СИЗ положенные по нормам резиновые сапоги. В ходе внеплановой проверки у работодателя выявили множество нарушений, в том числе не связанных с обеспечением работников СИЗ: неполное заполнение личных карточек и трудовых договоров, факты не прохождения водителями психиатрического освидетельствования и другие нарушения.
Иные лица
Спровоцировать внезапную проверку может, в частности, инспектор ГИБДД.
Пример 4
20.08.2019 в одной из московских транспортных компаний проведена внеплановая документарная проверка. Поводом для нее послужили поступившие в ГИТ материалы от отделения ОГИБДД об административном нарушении ─ несоблюдение режима труда и отдыха в отношении водителя.
Напомним, что с ноября 2021 года поводов для таких проверок станет еще больше. Законодатели откорректировали размеры штрафов по ст. 11.23 КоАП РФ. Для работодателей и водителей предусмотрены штрафы в новых размерах за отсутствие в автомобиле тахографа (его неисправность или неиспользование) и работу водителей в условиях нарушения режима труда и отдыха (Закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений…»).
Новые размеры штрафов указаны в таблице:
Вид нарушения | Кого накажут | Размер штрафа, руб. |
Управление транспортным средством без тахографа (если его установка обязательна) либо с нарушением требований к его использованию | Водителя | 3 000-5 000 |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа (при его обязательной установке по закону) или с нарушением требований к его использованию | Должностное лицо ИП
Компании |
7 000-10 000
15 000-25 000 20 000-50 000 |
Внеплановые проверки ГИТ часто проводятся по представлению органов прокуратуры или по инициативе инспектора ГИТ. В таком случае источником информации о том, что в компании не все благополучно в плане соблюдения трудового законодательства, являются ее работники, профсоюзные органы и другие лица, в том числе СМИ.
Снизить риск внеплановых проверок до нуля вряд ли получится ─ практически всегда находятся недовольные сотрудники, которые по поводу и без повода бегут в прокуратуру или ГИТ с жалобами на работодателя. Но все-таки существенно его уменьшить можно: нужно стремиться вовремя сдавать отчетность, без задержек расплачиваться с работниками, а также следить за выполнением иных норм трудового законодательства.
Что проверит ГИТ в 2021?
При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).
Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:
- 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
- 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
- 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
- 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском
Скачайте полную базу чек-листов ГИТ!
Все документы – в редактируемом формате: вы сможете использовать их в работе и самостоятельно проверить свою организацию перед проверкой! Заполните форму, чтобы получить доступ к базе:
Обращаем внимание:
При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:
- политика работодателя в области охраны труда;
- цели работодателя в области охраны труда;
- обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
- процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
- подготовку работников по охране труда;
- организацию и проведение оценки условий труда;
- управление профессиональными рисками;
- организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
- информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
- планирование мероприятий по реализации процедур;
- контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
- планирование улучшений функционирования СУОТ;
- реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
- управление документами СУОТ.
Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.
За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по статье 5.27.1 КоАП.
- для должностного лица – до 5 000 рублей;
- для организации – до 80 000 рублей.
Отметим, что штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.
Штрафы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП:
- для должностного лица – до 30 000 рублей;
- для организации – до 150 000 рублей.
Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).
Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.
Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.
Порядок работы органов финансового контроля
Если продукция закупается для нужд субъекта или муниципалитета, контроль, в соответствии с ч. 8 ст. 99 закона о контрактной системе, проводят органы финконтроля исполнительной власти соответствующего уровня. Федеральным казначейством издан Приказ № 14н от 12.03.2018, в котором содержится единый алгоритм проведения проверок. В нем же указано, как часто можно проверять работу закупочной комиссии заказчика. Установлено, что проверять повторно одного заказчика можно не чаще чем раз в год. Срок проведения — 20 рабочих дней для камеральной, 30 — для выездной.
Ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами. Внеплановые — только при наличии одного из следующих оснований:
- наличие сведений о нарушениях;
- истечение срока исполнения выданного предписания;
- акт проведенной плановой ревизии.
Инструкция 6: как работодателю себя проверить перед приходом инспектора ГИТ
Каждый работодатель может провести самопроверку перед приходом трудового инспектора.
И снова на помощь приходят современные технологии ─ на сайте Роструда вы найдете бесплатный сервис «Электронный инспектор», с помощью которого любой работодатель сможет узнать, есть ли на его предприятии нарушения трудового законодательства:
В сервис заложено 200 листов самопроверки, после заполнения которых система выдаст вам заключение о наличии или отсутствии нарушений.
Система позволяет на основании данных по конкретным сотрудникам протестировать правильность оформления приема на работу, предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, оценить правомерность и соблюдение работодателем процедуры наложения на работника материальной ответственности и т. д.
Сервисом уже воспользовались более 500 000 работодателей, и выявленные ими нарушения помогли им уберечься от штрафов на общую сумму 10,8 млрд. руб.
Приведем наиболее часто выявляемые нарушения:
№пп | Вид нарушения | Ссылка на
ТК РФ |
1 | Сотрудники не ознакомлены с внутренними локальными актами, связанными с их трудовой деятельностью | ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 |
2 | В правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах не указаны дни выплаты заработной платы | ч. 6 ст. 136 |
3 | Работодатель не разработал порядок индексации зарплат | ст. 134 |
4 | В трудовых договорах отсутствуют необходимые сведения и условия (место работы, условия оплаты труда и др.) | ч. 1 и ст. 57 |
5 | В трудовом договоре неверно указано место работы сотрудника обособленного подразделения | абз. 2 ч. 2 ст. 57 |
6 | В трудовом договоре не указан размер оклада сотрудника | ст. 57 |
7 | График отпусков утвержден позднее, чем за 2 недели до наступления нового календарного года, на который он составлен | ч. 1 ст. 123 |
8 | Отпуск сотрудника разделен на части, каждая из которых менее 14 дней | ст. 125 |
9 | Беременной сотруднице при трудоустройстве установлен испытательный срок | ч. 4 ст. 70 |
10 | Несовершеннолетнему работнику установлен ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней | ст. 267 |
11 | Сотрудники своевременно не уведомляются о начале отпуска | ч. 3 ст. 123 |
12 | Рабочее время сотрудников не оформляется табелем | ст. 91 |
13 | Заключен гражданско-правовой договор вместо трудового | ст. 57 |
14 | Не утверждена форма расчетного листка | ч. 1 ст. 136 |
15 | В личных карточках и трудовых договорах нет подписей работников | ст. 67 |
ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ , )
___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля)
УТВЕРЖДЕН | |
(фамилия, инициалы и подпись руководителя) | |
от «__» ____________ 20__ г. |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.
Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> | Адреса | Основной государственный регистрационный номер | Идентификационный номер налогоплательщика | Цель проведения проверки | Основание проведения проверки | Дата начала проведения проверки <4> | Срок проведения плановой проверки | Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) | Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно | Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> | Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6> | ||||||
место (места) нахождения юридического лица | место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя | места нахождения объектов <2> | дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя | дата окончания последней проверки | дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности | иные основания в соответствии с федеральным законом <3> | рабочих дней | рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий) | |||||||||
<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.
<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.
<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.
<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.
<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ )
<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск — ориентированного подхода.
Ведомственный контроль
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:
-
федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
-
в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
-
в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Таким образом, органы государственной (муниципальной) власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, ведут контроль (в том числе путем проведения проверок) в отношении подведомственных им учреждений в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), и (или) правовым актом органа государственной (муниципальной) власти (учредителя).
Вышеуказанные акты могут содержать положения, касающиеся размещения учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе (в том числе в Интернете), однако подобная обязанность законодательством РФ не установлена.
Так, п. 26 Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, предусмотрено размещение информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, в рамках которой в том числе размещается информация о проверках федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений, проведенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что положения Закона о защите прав юридических лиц, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении ведомственного контроля, орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, самостоятельно принимает решение о размещении плана проведения проверок в отношении подведомственных ему учреждений на своем официальном сайте в Интернете.
Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок
В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:
- уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
- ввода объекта защиты в эксплуатацию;
- изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
- проведения последней плановой проверки.
Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах — не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах — не чаще 1 раза в 2 года.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте — Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:
- теплоснабжения;
- электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышения энергетической эффективности;
- образования;
- к социальной сфере.
При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:
- дисквалификации или приостановления деятельности,
- приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, —
при этом с даты окончания проверки, на основании которой было вынесено такое постановление, прошло менее 3-х лет, органы ГПН имеют право включать в ежегодный план проведения выездной пожарной проверки эти субъекты хозяйственной деятельности.
Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы
Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений
Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст
70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса. Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам.