Контрольные (надзорные) мероприятия

Главные положения

Положения согласно закону

Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов – подобным должен заниматься государственный орган. Реализуется это через осуществление проверочных мероприятий.

Подобные процедуры регламентируются соответствующим нормативным актом – ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…».

Однако данный закон не является исчерпывающим – в его содержании прописано, что не все формы контроля отражены в тексте. Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 уточняется, какие именно виды не попадают под действие акта.

В пп. 4-4.2 дополняется, что определенные тонкости проведения отдельных проверок также остаются за специальными нормативно-правовыми актами.

Во всех неотраженных случаях ФЗ №294 считается приоритетным регламентом при осуществлении надзора.

Существующие виды проверок

Согласно ст. 11-12 плановые проверки могут быть проведены в выездной и документарной форме.

При использовании первого варианта сотрудники контролирующих структур в составе специальной комиссии выезжают по адресу расположения хозяйствующего субъекта, где изучают:

  • его документацию;
  • статус реализуемых основных производственных фондов;
  • производимую и продаваемую продукцию (работы, услуги);
  • соответствие деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя предписанным законодательным нормам.

Дополнительно стоит учитывать, что данные виды не являются взаимоисключающими, так как могут осуществляться последовательно или параллельно.

Основания и порядок проведения

В качестве основания для реализации проверочных мероприятий используется план проверок, который утверждается ответственным лицом контролирующей организации в соответствии с согласием органов прокуратуры.

Документ размещается на официальном виртуальном ресурсе данной структуры вместе с приказом руководителя об осуществлении установленных положений.

Также сводный план отображается на сайте Генпрокуратуры Российской Федерации.

Процедура должна происходить строго так, как предписывает регламент – сотрудники надзора не уполномочены без официально подтвержденных причин выходить за рамки установленных функций.

Основанием для включения субъекта в ежегодный план проверок считается истечение 3 лет с момента:

  • государственной регистрации ИП или юридического лица;
  • получения окончательных результатов прошлой контролирующей группы;
  • начала реализации организацией или ИП отдельных видов деятельности.

Следует уточнить, что данный список признается исчерпывающим – ответственные структуры не могут по иным причинам проводить соответствующие мероприятия.

Порядок проведения устанавливается согласно форме проверки. Но при любом рассмотрении первоначально выпускается приказ о ее назначении с последующим информированием субъекта не менее, чем за 3 суток до начала.

Уведомление происходит либо заказным письмом, либо электронным.

При отсутствии требуемых сведений в адрес субъекта направляется письмо, указания которого необходимо выполнить в течение 10 рабочих дней.

В случае с выездной проверкой сотрудники контролирующих органов обязаны предоставить собственные удостоверения и приказ о проведении мероприятий, лишь после этого они вправе приступить к изучению документации.

После реализации всех установленных пунктов ответственные лица составляют итоговый акт в 2 экземплярах, где отражены актуальные результаты анализа информации о подведомственной организации или ИП.

Мораторий на проверки относится не ко всем видам контроля!

Важно обратить внимание и на то, что согласно п. 5, ПП РФ № 438 распространяется исключительно на проверки, которые:

  1. Подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294);
  2. Относятся к видам государственного контроля, перечисленным в частях 3.1 и 4 статьи 1 ФЗ № 294*. Исключение – налоговый и финансовый контроль (в отношении данных видов контроля особенности проверок установлены в другом Постановлении Правительства, о котором см. далее).

*ФЗ № 294 не применяется к данным видам государственного контроля в части установления порядка и организации проверок. Тем не менее, ПП РФ № 438 все равно распространяется на проверки, которые проводятся в рамках указанных видов контроля.

Таким образом, мораторий на проверки, объявленный в ПП РФ № 438, затронет плановые проверки, проводимые в рамках следующих видов государственного контроля (надзора):

  • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
  • Контроль за обращением медицинских изделий;
  • Лицензионный контроль (здесь есть некоторые исключения, о которых см. далее);
  • Санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Надзор по закону о защите прав потребителей;
  • Пожарный надзор;
  • Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

При этом, еще раз подчеркнем, что мораторий не распространяется на:

  • Налоговый и финансовый контроль (подробнее о налоговых проверках см. далее);
  • Проведение административных расследований;
  • Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (например, если в следствии проведенной ранее проверки медицинской организации было назначено наказание в виде АПД за нарушение лицензионных требований или санитарно-эпидемиологического законодательства);
  • Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Особенно хотелось бы выделить административные расследования (далее – АР). Дело в том, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с ФЗ № 294, имеются существенные отличия (хотя на первый взгляд они похожи). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности проведения АР. Однако заметим, что это дает дополнительные основания для проведения контрольных мероприятий медицинских организаций. Например, если в ходе проверки, которая была приостановлена в соответствии с Поручением Правительства РФ от 18.03.2020 с 8 марта по 5 апреля было возбуждено административное расследование, оно не подлежит прекращению, так как ПП РФ № 438 не распространяется на вопросы, касающиеся организации АР.

Кроме того, в ПП РФ № 438 речь идет только о проверках. Однако это не единственная форма контроля. ФЗ № 294 также предусматривает (ч. 1 ст. 2):

  • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
  • Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Такие мероприятия не были приостановлены. Между тем, в случае, если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Впрочем, не будем о плохом, так как сегодняшнюю заметку хотелось бы закончить на положительной ноте.

Инструкция 7: как снизить риски внезапных проверок ГИТ

Инспектор ГИТ может появиться в компании вне плана. Такие посещения носят название внеплановых проверок: о своем приходе инспектор должен известить работодателя за 24 часа до своего появления. Кроме случаев, оговоренных в ст. 306 ТК РФ, когда предварительно уведомлять о внезапной проверке запрещено.

Кто может спровоцировать внеплановую проверку ГИТ?

Сам работодатель

Вы можете сами стать причиной внезапного прихода трудового инспектора, если, допустим, не проведете вовремя спецоценку или сдадите с опозданием декларацию по ее результатам.

Пример 1

В сентябре 2021 года госинспектором труда территориальной инспекции ГИТ по Республике Татарстан проведена внеплановая документарная проверка казанского работодателя с связи с нарушением сроков подачи декларации по результатам специальной оценки труда (п. 5 Приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н). В результате и компанию, и руководителя привлекли к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Напомним, что наказание по этой норме: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., для компании ─ от 60 000 до 80 000 руб.

Ваши работники

Поводом для внезапной проверки в большинстве случаев является жалоба сотрудника вашей компании. Причин для жалоб может быть предостаточно ─ не доплатили за вредные условия труда, не выдали положенные средства индивидуальной защиты, задержали зарплату или нарушили какой-то другой пункт трудового законодательства.

Пример 2

В сентябре 2021 года проведена внезапная проверка территориальным органом Роструда во Владимирской области по обращению работника акционерного общества, в ходе которой установлена задолженность работодателя на сумму 1 млн 345 тыс. руб. перед 149 работниками. После принятых мер зарплатный долг был погашен в полном объеме, а работодателя привлекли к административной ответственности.

Или другой характерный случай.

Пример 3

В ГИТ по Республике Татарстан машинист бульдозера пожаловался на то, что работодатель не выдал ему в составе СИЗ положенные по нормам резиновые сапоги. В ходе внеплановой проверки у работодателя выявили множество нарушений, в том числе не связанных с обеспечением работников СИЗ: неполное заполнение личных карточек и трудовых договоров, факты не прохождения водителями психиатрического освидетельствования и другие нарушения.

Иные лица

Спровоцировать внезапную проверку может, в частности, инспектор ГИБДД.

Пример 4

20.08.2019 в одной из московских транспортных компаний проведена внеплановая документарная проверка. Поводом для нее послужили поступившие в ГИТ материалы от отделения ОГИБДД об административном нарушении ─ несоблюдение режима труда и отдыха в отношении водителя.

Напомним, что с ноября 2021 года поводов для таких проверок станет еще больше. Законодатели откорректировали размеры штрафов по ст. 11.23 КоАП РФ. Для работодателей и водителей предусмотрены штрафы в новых размерах за отсутствие в автомобиле тахографа (его неисправность или неиспользование) и работу водителей в условиях нарушения режима труда и отдыха (Закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений…»).

Новые размеры штрафов указаны в таблице:

Вид нарушения Кого накажут Размер штрафа, руб.
Управление транспортным средством без тахографа (если его установка обязательна) либо с нарушением требований к его использованию Водителя 3 000-5 000
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа (при его обязательной установке по закону) или с нарушением требований к его использованию Должностное лицо ИП

Компании

7 000-10 000

15 000-25 000

20 000-50 000

Внеплановые проверки ГИТ часто проводятся по представлению органов прокуратуры или по инициативе инспектора ГИТ. В таком случае источником информации о том, что в компании не все благополучно в плане соблюдения трудового законодательства, являются ее работники, профсоюзные органы и другие лица, в том числе СМИ.

Снизить риск внеплановых проверок до нуля вряд ли получится ─ практически всегда находятся недовольные сотрудники, которые по поводу и без повода бегут в прокуратуру или ГИТ с жалобами на работодателя. Но все-таки существенно его уменьшить можно: нужно стремиться вовремя сдавать отчетность, без задержек расплачиваться с работниками, а также следить за выполнением иных норм трудового законодательства.

Что проверит ГИТ в 2021?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). 

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Скачайте полную базу чек-листов ГИТ!

Все документы – в редактируемом формате: вы сможете использовать их в работе и самостоятельно проверить свою организацию перед проверкой! Заполните форму, чтобы получить доступ к базе:

Обращаем внимание:

При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. цели работодателя в области охраны труда;
  3. обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  4. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
  • подготовку работников по охране труда;
  • организацию и проведение оценки условий труда;
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  1. планирование мероприятий по реализации процедур;
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  4. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  5. управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по статье 5.27.1 КоАП.

  • для должностного лица – до 5 000 рублей;
  • для организации – до 80 000 рублей.

Отметим, что штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Штрафы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 рублей;
  • для организации – до 150 000 рублей.

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.

Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Порядок работы органов финансового контроля

Если продукция закупается для нужд субъекта или муниципалитета, контроль, в соответствии с ч. 8 ст. 99 закона о контрактной системе, проводят органы финконтроля исполнительной власти соответствующего уровня. Федеральным казначейством издан Приказ № 14н от 12.03.2018, в котором содержится единый алгоритм проведения проверок. В нем же указано, как часто можно проверять работу закупочной комиссии заказчика. Установлено, что проверять повторно одного заказчика можно не чаще чем раз в год. Срок проведения — 20 рабочих дней для камеральной, 30 — для выездной.

Ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами. Внеплановые — только при наличии одного из следующих оснований:

  • наличие сведений о нарушениях;
  • истечение срока исполнения выданного предписания;
  • акт проведенной плановой ревизии.

Инструкция 6: как работодателю себя проверить перед приходом инспектора ГИТ

Каждый работодатель может провести самопроверку перед приходом трудового инспектора.

И снова на помощь приходят современные технологии ─ на сайте Роструда вы найдете бесплатный сервис «Электронный инспектор», с помощью которого любой работодатель сможет узнать, есть ли на его предприятии нарушения трудового законодательства:

В сервис заложено 200 листов самопроверки, после заполнения которых система выдаст вам заключение о наличии или отсутствии нарушений.

Система позволяет на основании данных по конкретным сотрудникам протестировать правильность оформления приема на работу, предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, оценить правомерность и соблюдение работодателем процедуры наложения на работника материальной ответственности и т. д.

Сервисом уже воспользовались более 500 000 работодателей, и выявленные ими нарушения помогли им уберечься от штрафов на общую сумму 10,8 млрд. руб.

Приведем наиболее часто выявляемые нарушения:

№пп Вид нарушения Ссылка на

ТК РФ

1 Сотрудники не ознакомлены с внутренними локальными актами, связанными с их трудовой деятельностью ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68
2 В правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах не указаны дни выплаты заработной платы ч. 6 ст. 136
3 Работодатель не разработал порядок индексации зарплат ст. 134
4 В трудовых договорах отсутствуют необходимые сведения и условия (место работы, условия оплаты труда и др.) ч. 1 и ст. 57
5 В трудовом договоре неверно указано место работы сотрудника обособленного подразделения абз. 2 ч. 2 ст. 57
6 В трудовом договоре не указан размер оклада сотрудника ст. 57
7 График отпусков утвержден позднее, чем за 2 недели до наступления нового календарного года, на который он составлен ч. 1 ст. 123
8 Отпуск сотрудника разделен на части, каждая из которых менее 14 дней ст. 125
9 Беременной сотруднице при трудоустройстве установлен испытательный срок ч. 4 ст. 70
10 Несовершеннолетнему работнику установлен ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней ст. 267
11 Сотрудники своевременно не уведомляются о начале отпуска ч. 3 ст. 123
12 Рабочее время сотрудников не оформляется табелем ст. 91
13 Заключен гражданско-правовой договор вместо трудового ст. 57
14 Не утверждена форма расчетного листка ч. 1 ст. 136
15 В личных карточках и трудовых договорах нет подписей работников ст. 67

ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ , )

___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

УТВЕРЖДЕН
   
  (фамилия, инициалы и подпись руководителя)
   
  от «__» ____________ 20__ г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> Адреса Основной государственный регистрационный номер Идентификационный номер налогоплательщика Цель проведения проверки Основание проведения проверки Дата начала проведения проверки <4> Срок проведения плановой проверки Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>
место (места) нахождения юридического лица место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя места нахождения объектов <2> дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя дата окончания последней проверки дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности иные основания в соответствии с федеральным законом <3> рабочих дней рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ )

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск — ориентированного подхода.

Ведомственный контроль

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;

  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Таким образом, органы государственной (муниципальной) власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, ведут контроль (в том числе путем проведения проверок) в отношении подведомственных им учреждений в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), и (или) правовым актом органа государственной (муниципальной) власти (учредителя).

Вышеуказанные акты могут содержать положения, касающиеся размещения учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе (в том числе в Интернете), однако подобная обязанность законодательством РФ не установлена.

Так, п. 26 Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, предусмотрено размещение информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, в рамках которой в том числе размещается информация о проверках федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений, проведенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что положения Закона о защите прав юридических лиц, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении ведомственного контроля, орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, самостоятельно принимает решение о размещении плана проведения проверок в отношении подведомственных ему учреждений на своем официальном сайте в Интернете.

Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок

В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:

  • уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
  • проведения последней плановой проверки.

Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах — не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах — не чаще 1 раза в 2 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте — Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:

  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • повышения энергетической эффективности;
  • образования;
  • к социальной сфере.

При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:

  • дисквалификации или приостановления деятельности,
  • приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, —

при этом с даты окончания проверки, на основании которой было вынесено такое постановление, прошло менее 3-х лет, органы ГПН имеют право включать в ежегодный план проведения выездной пожарной проверки эти субъекты хозяйственной деятельности.

Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы

Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений

Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст

70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса. Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector