Сущность процесса подготовки и переподготовки кадров

Содержание:

Каковы преимущества повышения квалификации сотрудников?

Преимущества повышения квалификации сотрудников начинаются с самих сотрудников. 

Представьте себе разницу между работником, который беспроблемно и спокойно работает в течение дня, не отвлекаясь от множества задач, управляемых цифровыми технологиями, и тем, кто вынужден постоянно останавливаться, чтобы задавать вопросы или не уверен, какие шаги предпринять для решения проблемы. Первые будут более счастливыми, продуктивными и удовлетворенными на работе, в отличии от вторых.

Повышение квалификации обеспечивает уверенность сотрудников, помогает поднять их моральный дух и снижает текучесть кадров. Это экономит деньги вашего бизнеса с точки зрения новых сотрудников и предоставляет опытным сотрудникам, которые работают у вас много лет, ожидаемые возможности роста.

  • Улучшение навыков сотрудников в работе с технологиями
  • Более гибкая рабочая сила
  • Более адаптируемая бизнес-модель в будущем

Обязательно ли проходить повышение

Трудовое законодательство достаточно ясно толкует вопрос обязательного прохождения мероприятий по повышению квалификации работника.

Итак, согласно нормам ст. 196 ТК решение по поводу необходимости в получении дополнительного профессионального образования или переподготовки кадров принимает исключительно работодатель.

То есть если в процессе производственной деятельности, руководство отметит слабую подготовку отдельных кадров, за последними стоит обязанность по прохождению квалификационных курсов.

Отказ от получения новой квалификации может стать основанием для расторжения договора.

При установлении формы квалификационных мероприятий, а также в рамках подготовки трудящегося к образовательным программам работодатель обязан согласовывать все действия с  представительным органом работника.

Цели повышения квалификации. Фото: ppt-online.org

В отношении трудящихся отдельных сфер деятельности распространяется правило обязательного обучения. Например, научно-педагогических состав, осуществляющий образовательную деятельность в высших учебных заведениях, обязан пройти аттестацию не менее 1 раза за 5 лет трудовой деятельности.

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Зачем необходимо удостоверение о повышении квалификации?

Удостоверение о повышении квалификации – это не просто «корочка», это документ, который наглядно демонстрирует стремление специалиста развиваться и совершенствовать свою профессиональную деятельность. К другим достоинствам удостоверения можно отнести следующее:

  • отличное подспорье при поиске нового места работы;
  • компания, сотрудники которой регулярно подтверждают свой профессиональный уровень более привлекательна в глазах партнеров, клиентов и соискателей;
  • специалист, регулярно повышающий свой профессиональный уровень, имеет право на более высокую заработную плату, а также получение повышения.

Цели и задачи

Основной целью повышения квалификации является расширение и углубление знаний и умений в рамках той профессии, которой человек уже владеет. Например, предметом изучения может стать новая технология или более совершенное оборудование, оптимизирующее рабочий процесс. Сюда же относится повышение разряда, класса, категории.

Профессиональная переподготовка предназначена для освоения новой специальности, направления деятельности или получения дополнительной квалификации. Так, например, медицинская сестра может приобрести профессию «массажист», а воспитатель детского сада стать педагогом дополнительного образования.

Общим для обоих видов последипломного обучения является то, что оно может осуществляться только в организациях, обладающих лицензией на образовательную деятельность. К ним относятся:

  • организации дополнительного профессионального образования (институты, центры, курсы и так далее);
  • ССУЗы;
  • ВУЗы.

Все учебные программы разрабатываются на основе федеральных стандартов и требований непосредственно в образовательных учреждениях, перечисленных выше. При этом должны учитываться конкретные потребности заказчика, то есть организации, заинтересованной в ДПО своих сотрудников.

Как повысить квалификацию членов команды?

Повышение квалификации в цифровом формате берет старт там, где начинается все хорошее обучение: с оценки потребностей в обучении.

Это хороший, внимательный взгляд на то, что ваши сотрудники уже знают и в чем они хотят расти.

И оценка потребностей в повышении квалификации также ставит цели, которые развивают таланты сотрудников на рабочем месте, устанавливая план и временные рамки для укрепления «слабых мест».

Затем разработайте план повышения квалификации с ориентацией на будущее. Существует сложный баланс между улучшением навыков для завершения текущей работы и ожиданием того, что может измениться в целом. Гибкие компании, которые отслеживают новые тенденции, в наибольшей степени способны справляться со взлетами и падениями в бизнесе.

После того как вы определите возможности повышения квалификации и потенциальные программы для внедрения, подумайте о лучшей модели предоставления услуг. 

  • Ваши сотрудники лучше работают с синхронным или асинхронным обучением, или с их комбинацией? 
  • Вам нужно мобильное обучение, доступное на рабочем месте?
  • Можете ли вы добавить технологию виртуальной реальности в ваше обучение?
  • Будет ли у сотрудников достаточно времени для самостоятельного обучения или же можно использовать микрообучение в виде коротких видеороликов или интерактивных PDF-файлов?

Велики шансы, что сотрудники будут нуждаться в каждой из этих стратегий повышения квалификации и оценят их в разное время и для разных задач. 

После того как вы определитесь с целевыми навыками и тем, как они будут реализованы, пора приступить к проектированию. Процесс повышения квалификации зависит от четкого и полного обучения, которое включает в себя оценку и переподготовку при необходимости. Сотрудники не только осваивают новые навыки и технологии, но и фиксируют их в долговременной памяти.

Начало работы

У вас могут быть внутренние ресурсы, необходимые для начала повышения квалификации ваших сотрудников, или вы можете использовать «АнтиТренинги» как современную платформу для управления обучением персонала.

Курсы под разные направления и задачи вашего бизнеса, инструкции, шаблоны, скрипты и другие материалы теперь будут храниться в одном месте. И любой сотрудник сможет в удобное для себя время в своем темпе обучаться и развивать свои компетенции.

Возможность оценить знания сотрудников и провести переаттестацию – также полезная функция платформы, которая обязательно вам пригодится!

Порядок направления на обучение

Работодатель в зависимости от своей потребности вправе заключить с работником или лицом, ищущим работу, ученический договор о прохождении профессионального обучения, получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования (ч. 1 ст. 196, ТК РФ).

Однако прежде, чем заключать ученические договоры, необходимо совершить ряд мероприятий.

1. Установить условия и порядок получения образования в коллективном договоре (соглашениях, трудовом договоре) ( ТК РФ). При выборе форм подготовки работников и составлении перечня необходимых профессий и специальностей учитывается мнение профсоюза ( ТК РФ).

2. Составить план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на год, указав основания и цели дополнительного образования.

Отметим: в рамках внедрения профстандартов Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 было предусмотрено, чтодо начала 2020 года государственные и муниципальные учреждения должны в том числе составить планы подготовки работников и их дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

3. Заключить договор с организацией,осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (п. 12 Порядка).

После этого уже можно заключать ученический договор. Заключить его можно не только с работником организации, но и с лицом, не обладающим необходимой квалификацией и только что принятым на должность с условием о соответствующем обучении.

В силу ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать:

  • наименования сторон (Ф. И. О. ученика (работника), наименование организации, Ф. И. О. руководителя и сведения о документе, на основании которого он действует);

  • указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником (если обу­чение проводится силами работодателя, данные сведения вносятся на основании ЕКС, ЕТКС, профессиональных стандартов);

  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором (например, можно предусмотреть освобождение на период обучения от работы, изменение режима работы);

  • обязанность работника пройти обучение;

  • обязанность проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре в соответствии с полученной квалификацией;

  • срок ученичества;

  • размер оплаты труда (выплачиваемой стипендии) в период ученичества;

  • другие условия.

Ученический договор заключается (в письменной форме, в двух экземплярах) на срок, необходимый для получения квалификации (ст. 200 ТК РФ). В течение срока действия договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ). А прекращается он по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (ст. 208 ТК РФ).

Заключительный момент – издание приказа (распоряжения) о направлении на обучение. Его оформляют произвольно, но помимо Ф. И. О. и должности работника, срока и места обучения целесообразно отразить основания необходимости обучения (например, план обучения).

Если работник направляется для обучения в другую местность, ему оформляется командировка.

По окончании обучения на основании представленного работником документа следует внести запись в трудовую книжку и личную карточку (ч. 6 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69). Так, в графе 3 книжки делается запись вида «С 14.01.2019 по 15.03.2019 проходил обучение на курсах повышения квалификации», а в графе 4 указываются соответствующее удостоверение или свидетельство и его номер и дата. В личной карточке для записей об обучении можно использовать два раздела – V «Повышение квалификации», VI «Профессиональная переподготовка».

Что такое повышение квалификации?

Ниже приведены наиболее популярные трактовки термина «повышение квалификации».

Повышение квалификации (skills training) — это обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Повышение квалификации — это вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям. Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.

Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются:

  • производственно-экономические курсы;
  • курсы целевого назначения;
  • школы передовых приемов и методов труда;
  • курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Повышение квалификации не следует путать с профессиональной переподготовкой, которая представляет собой отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленного на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Профессиональная переподготовка организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.

Зачем нужны курсы повышения квалификации

Переподготовка необходима:

  • Чтобы получить максимальную отдачу от сотрудников.
  • Сохранить сотрудников.
  • Для постоянного информирования персонала о последних тенденциях.
  • Для преодоления разрыва между старыми и новыми навыками.
  • Экономии затрат при найме нового сотрудника.

Рекомендуется периодически проходить определенные тренинги, благодаря которым повышается эффективность работы сотрудников, что в конечном итоге повышает эффективность работы организации. В какой бы отрасли промышленности вы ни работали, всегда есть место для обновления знаний во всех областях.

Навыки со временем могут исчезнуть, чаще всего потому, что нам не хватает регулярного их использования. Курсы позволяют студентам, работникам и работодателям выявлять и устранять определенную нехватку навыков и обеспечивать их актуальность.

Курсы повышения квалификации могут:

  • Помочь сохранить существующие навыки и знания.
  • Помогут оставаться в курсе новых технологий.
  • Помогут получить максимальную отдачу от сотрудников.
  • Введут в курс последних тенденций.
  • Устранят риск возникновения ситуации, при которой сотрудники будут не в состоянии выполнять свои задачи.
  • Могут помочь, если на рабочем месте часто случаются несчастные случаи.
  • Помогут, если сотрудникам трудно принять новые концепции.

Регулярные курсы являются хорошей идеей среди всех отраслей промышленности, хотя их часто назначают только когда в этом возникает необходимость. Многие компании предпочитают проводить курсы повышения квалификации каждые три-шесть месяцев, хотя это зависит от отрасли, требуемых навыков и факторов безопасности.

Профессиональное образование и обучение (ПОО) — это образование и подготовка, которые направлены на предоставление навыков для работы. ПОО предоставляет навыки, помогающие людям:

  • присоединиться новому работнику к рабочей команде;
  • воссоединиться с рабочей командой после перерыва;
  • обновить навыки в выбранной области;
  • перейти в другую карьеру.

Курсы ПОО в основном предлагаются зарегистрированными учебными организациями. Это могут быть институты технического, дополнительного образования и частные колледжи. Некоторые университеты могут также предлагать курсы ПОО в дополнение к курсам высшего образования. Сектор ПОО включает следующие виды квалификаций:

Сертификат I-IV: эти курсы обеспечивают начальные навыки и обучение. Они обучают отраслевым знаниям и навыкам общения, грамотности и счета, а также командной работы. Они варьируются по длине от шести месяцев до двух лет.

Диплом: готовят студентов к производственной, предпринимательской и парапрофессиональной карьере. Дипломы, как правило, требуют от одного до двух лет очного обучения.

Расширенный диплом: обеспечивает высокий уровень практических навыков для продвинутой квалифицированной или парапрофессиональной работы в таких областях, как бухгалтерский учет, проектирование зданий и инжиниринг. Студенты могут закончить некоторые курсы повышения квалификации на уровне университета. Продвинутые дипломы варьируются по продолжительности от 1,5 до двух лет очной формы обучения.

Сертификат/диплом профессионального выпускника: эквивалентны сертификату и диплому выпускника высшего образования. Они обеспечивают навыки и знания, связанные с занятостью на высоком уровне. Сертификат выпускника обычно требует от шести месяцев до года очной формы обучения, а диплом выпускника обычно требует от одного до двух лет очной формы обучения.

Как проводится переподготовка и повышение квалификации персонала — 7 основных этапов

Процесс переподготовки и повышения квалификации можно поделить на несколько этапов.

Рассмотрим основные из них.

Этап 1. Определение потребностей в переподготовке и повышении квалификации персонала

Определение потребности в обучении происходит на различных уровнях.

1) На уровне всей компании

Потребность определяется в зависимости от следующих факторов:

  • введение новых технологий в производство;
  • планирование выпуска нового вида продукции;
  • модернизация производства;
  • создание новых подразделений;
  • открытие новых видов деятельности;
  • появление новых рабочих мест.

2) На уровне структурного подразделения

Необходимость повышения квалификации и переподготовки вызвана:

  • нарушением технологических процессов по вине работников;
  • изменением плана производства;
  • результатами профоценки;
  • повышением травматизма;
  • увеличением объема бракованной продукции.

3) На уровне отдельного работника

Потребность в обучении зависит от:

  • индивидуального плана развития сотрудника;
  • результатов аттестации;
  • желания карьерного роста.

Качественный анализ всех этих факторов позволяет определить общую потребность любой компании в повышение квалификации и профпереподготовке.

Этап 2. Формирование бюджета для переподготовки кадров

Выявив потребность в обучении, переходим к составлению бюджета. Необходимо определить и зафиксировать документально, сколько и когда вы планируйте потратить на эти цели денежных средств компании.

Бюджет формируется тремя способами:

  • от задач (ведущую роль играет стратегия компании, ее цели в планируемом периоде);
  • от возможностей (при ограниченных финансовых возможностях);
  • комбинированный.

В каждой компании структура бюджета разная и зависит от способов обучения (самостоятельно внутри компании или с привлечением специализированных фирм).

Обычно статьями затрат служат: расходы на содержание помещения, на оборудование, на оплату сопровождения обучения, на оплату услуг учебных центров и т.п.

Как показывает практика, курсы повышения квалификации дистанционно — это наименее затратный для бюджета способ обучения.

Этап 3. Определение методов повышения квалификации

При планировании обучения персонала нужно определить его методы.

Наиболее распространенные методы повышения квалификации:

  • семинары;
  • вебинары;
  • лекции;
  • курсы (краткосрочные, проблемные, долгосрочные).

В некоторых российских компаниях набирает популярность наставничество как метод обучения персонала.

Выбор метода зависит в большей степени от целей обучения

Кроме того, важно определиться и с его формой: очная, заочная, дистанционная, группы выходного дня и т.д

Этап 4. Выбор тренера по обучению

Выбирая тренера для обучения персонала вашей компании, ознакомьтесь с опытом его работы. Изучите документацию, позволяющую сделать выводы об уровне его образования, профессионализма.

Не пренебрегайте отзывами. Кто расскажет лучше о преподавателе, чем его бывшие ученики!

К выбору относитесь ответственно. Помните: по статистике 90% успеха обучения зависит от преподавателя — его профессионализма, опыта, личностных качеств.

Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации

Если планируете обучать своих сотрудников внутри компании, предварительно разработайте и утвердите программу.

Рекомендую для этого воспользоваться услугами профессионалов со стороны, так как внутри вашей фирмы может не оказаться специалиста нужного профиля и квалификации.

Если воспользуетесь услугами учебного центра, то вам предложат на выбор несколько готовых программ. Внимательно изучите их и выберите то, что нужно именно вашим сотрудникам.

Этап 6. Реализация разработанных методов

В зависимости от выбранного метода принимается и дальнейшее решение по его реализации.

Способа здесь, как правило, три:

  1. Организовать обучение собственными силами в самой компании.
  2. Обучать персонал в своем офисе с привлечением приглашенных тренеров.
  3. Обучаться в сторонних учебных центрах.

Исходя из собственного опыта, скажу, что первый способ самый сложный. Сэкономить на нем не получится, а вот потратить деньги и получить не тот результат, который ожидали — вполне возможно. Взвесьте все «за» и «против», рассчитайте свои силы и только потом принимайте решение!

После окончания обучения обязательно проверьте уровень знаний обучившихся сотрудников. О том, как это сделать правильно, читайте в конце статьи.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Заключение

Переподготовка и повышение квалификации — это 2 известных способа обучения персонала. Повышение квалификации персонала наиболее популярно у работодателей. О некоторых тонкостях этого процесса вы также узнали из этой публикации.

Занимайтесь своим развитием, повышайте квалификацию — это позволит уверено смотреть в будущее. Успехов вам во всех ваших начинаниях!

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector