Егэ. обществознание. теория по кодификатору. право. 5.19. права и обязанности налогоплательщика
Содержание:
Юрлица
Они представлены многочисленными фирмами, причем они могут открывать разные филиалы. Если подразделение является крупным, а также у него имеется собственный штатный бухгалтер, то такой филиал выступает в качестве самостоятельного налогоплательщика.
В налоговом праве права и обязанности налогоплательщиков, представленных юрлицами, также зависят от того, является ли фирма российской или иностранной.
Особенностью разных акционерных обществ выступает то, что на основании норм, прописанных в Конституции, они могут пользоваться разными сведениями, имеющими отношение к физлицам.
Все фирмы могут быть обычными, малыми или использующими упрощенные режимы налогообложения. Обо всех этих видах должны знать все налогоплательщики. Понятие права и обязанности фирмы закреплено в НК. Причем они предполагают необходимость уплаты разных налогов и сдачи многочисленных деклараций и отчетов. При этом организации могут отстаивать свои права.
Информирование налоговой инспекции
Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:
об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;
об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;
об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:
1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);
2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.
Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;
о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);
об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;
о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.
Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:
1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:
если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
если налог был уплачен без уведомления;
если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;
2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).
Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.
Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ)
Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Права и обязанности налогоплательщиков РФ
Какие обязанности имеют плательщики налогов в установленном порядке по Налоговому кодексу:
- становиться на учет в налоговые учреждения, если данная обязанность предусматривается в Налоговом кодексе;
- производить уплату налогов, которые установлены законом;
- предоставлять в отделение налоговой по месту учета разнообразные налоговые декларации по разным сборам, которые должен оплачивать налогоплательщик, и отчетность бухгалтерии;
- выполнять учет собственных расходов/доходов и объектов, которые облагаются налоговыми сборами, если данная обязанность предусматривается на законодательном уровне;
- на протяжении 4-х лет сохранять данные бухучета и прочей документации, которая нужна для уплаты и исчисления сборов, подтверждения полученной прибыли, в частности расходов, удержанных налогов для предприятий и компаний;
- предоставлять налоговой службе и ее должностным лицами в ситуациях, которые предусматриваются Налоговым кодексом, различную документацию, нужную для уплаты, исчисления налоговых сборов.
В права плательщиков налогов по государственному Налоговому кодексу входит:
- получение от налоговых учреждений и прочих государственных уполномоченных организаций письменных ответов относительно применения законодательной базы о сборах;
- бесплатное получение в налоговых отделениях по месту учета информации по действующим налоговым сборам, нормативным и законодательным актам, которые регулируют условия и порядок уплаты;
- применение налоговых льгот в порядке, который установлен законом в случае присутствия оснований;
- получение налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек или налоговых инвестиционных кредитов на таких условиях, которые предусматриваются государственным Налоговым кодексом;
- представление собственных интересов в налоговых правовых отношениях лично или через представителя;
- возврат или зачет сумм, которые были излишне взысканы или уплачены (речь идет о штрафах, пенях, налогах);
- невыполнение неправомерных актов налоговых органов и должностных лиц, если требования не соответствуют положениям актуального Налогового кодекса и прочих федеральных законов;
- присутствие при выполнении выездной проверки налоговой документации компании или предприятия;
- требование соблюдения налоговой тайны;
- обжалование решений налоговых и бездействия/действия должных лиц – процедура должна проводиться в установленном порядке.
Положения российского Уголовного кодекса
Предусматривается ответственность граждан по ст. 198 и организаций по ст. 199 за уклонение от уплаты налогов.
Согласно ст. 199 уклонение от налогообложения предприятий, которое совершено в крупном размере, по средствам включения в документацию бухгалтерии заведомо ложной информации относительно расходов и прибыли или при помощи сокрытия факта наличия других объектов, облагаемых налогами, наказывается лишением права заниматься конкретными видами деятельности или выполнять определенные должностные обязанности в течение срока до 5 лет, лишением свободы на срок до 3 лет или арестом на 4-6 месяцев.
Если гражданин уклоняется от уплаты налогов по средствам непредставления декларации относительно полученной прибыли (хотя подача декларации – это обязательная мера) или предоставления в налоговые органы неправдивой информации с целью скрыть реальный доход в крупном размере, согласно ст. 198 нарушитель наказывается штрафом 200-500 минимальных размеров оплаты труда, зарплаты или других доходов в течение 2-5 месяцев. Также могут быть присуждены обязательные работы на 180-240 часов или лишение свободы, срок которого составляет до 1 года. Уклонение гражданских лиц от уплаты налогов считается совершенным в крупном размере в той ситуации, когда сумма сбора, неуплаченного в государственную казну, свыше 200 минимальных размеров зарплаты, в особенно крупном – 500 минимальных размеров зарплаты.
Важно отметить, что уклонение от государственного налогообложения организаций считается совершенным в крупном размере, когда сумма налога, не поступившего в казну, свыше тысячи минимальных размеров оплаты труда
Права и обязанности налогоплательщика
Раздел ЕГЭ: 5.19. Права и обязанности налогоплательщика
Поскольку государство выступает гарантом соблюдения и сохранения прав и свобод граждан, граждане наделяются определёнными обязанностями, которые направлены на поддержание нормального функционирования государства. Одной из таких обязанностей является выплата налогов. Налоговое законодательство довольно обширно, оно регулирует все вопросы, касающиеся уплаты налогов: от определения категорий лиц, подлежащих обязательной уплате налогов, их прав и обязанностей, до последствий невыплаты налогов.
Налоги — обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, которые служат основой для государственного бюджета, который распределяется на благо населения страны.
Физические и юридические лица — субъекты общественных налоговых отношений, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств.
Права налогоплательщиков:
- своевременное бесплатное информирование от налоговых органов по месту учёта о действующих налогах и сборах;
- право на запрос информации о нормативных актах, регулирующих уплату налогов;
- предоставление налоговым органам документов, подтверждающих права на льготы;
- возврат излишне уплаченных сумм в бюджет (получение льгот) в случаях: о получения ими или их детьми платного обучения;
- прохождения ими или их детьми платного лечения;
- траты на лекарства и медикаменты для самих налогоплательщиков или их детей;
- ознакомление с актами проверок, проведённых налоговыми органами, с возможностью их квалифицированного обжалования; предоставление налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок с возможностью разрешения спорных вопросов на ранней стадии;
- обжалование в законном порядке решений налоговых органов и действий их должностных лиц.
Обязанности налогоплательщиков:
- своевременная и полная уплата законно установленных налогов;
- постановка на учёт в налоговых органах; предоставление в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена государством;
- ведение в установленном порядке бухгалтерского учёта своих доходов и расходов, объектов налогообложения и сохранение их в течение пяти лет;
- выполнение законных требований налоговых органов касательно устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- внесение исправлений в бухгалтерскую отчётность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, выявленного в ходе проверок налоговыми органами;
- предоставление письменного пояснения мотивов отказа от подписания акта проверки в случае несогласия с его фактами;
- сообщение налоговым органам в течение 10 дней о принятом решении ликвидации или реорганизации юридического лица.
Отказ выплаты налогов и сокрытие доходов считаются противоправными нарушениями. Для общества невыплата налогов ведёт к непоступлению денежных средств в бюджет государства, что затрудняет справедливое перераспределение материальных благ.
Обход налогов — избежание возникновения обязательств налогообложения как законными способами, так и незаконными.
Способы уклонения:
- незаконное использование предприятием налоговых льгот;
- умышленное включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
- умышленное непредоставление налоговой декларации или иных документов.
Все способы уклонения от налогов ведут к юридическому наказанию нарушителей.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
⊕ По правовому положению:
- физические лица (простые граждане и индивидуальные предприниматели);
- юридические лица.
⊕ По месту пребывания:
- постоянно пребывающие в РФ;
- не имеющие постоянного места пребывания.
⊕ По величине налогоплательщиков:
- малые (предприниматели, российские юридические лица, действующие по упрощённой системе налогообложения);
- обычные.
⊕ По типу организации:
- коммерческие;
- некоммерческие.
Вы смотрели конспект «Права и обязанности налогоплательщика».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Права и обязанности налогоплательщика – таблица
Нормативные права налогоплательщиков | Нормативные обязанности налогоплательщиков |
Получение справочной бесплатной информации по действующему законодательству по вопросам уплаты, начисления и расчета налогов и сборов, включая разъяснения по используемым формам деклараций и расчетов (налоговых) и нюансам их составления | Перечисление в установленные законодательством сроки налоговых обязательств |
Получение справочной бесплатной информации от Минфина РФ, госорганов субъектов и муниципалитетов РФ по действующему законодательству по вопросам налогов и сборов | Постановка в установленных НК РФ случаях на учет в ИФНС |
Использование в установленном нормативном порядке предусмотренных льгот по налогам и сборам | Ведение учета доходно-расходных операций и облагаемых объектов |
Получение на установленных НК РФ условиях рассрочки, отсрочки или инвестиционного кредита при погашении обязательств по налогам и сборам | Подача в ИФНС обязательных деклараций и расчетов в установленные сроки |
Оформление возврата или зачета излишне перечисленных сумм по налогам и сборам, включая штрафы и пени | Подача в налоговые органы книг учета доходно-расходных операций, годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других документов, необходимых для расчетов и начисления налоговых обязательств |
Проведение сверки с ИФНС по налоговым обязательствам, включая составление акта сверок | Своевременное устранение выявленных налоговыми органами нарушений |
Представление интересов при взаимодействии с контрольными органами через уполномоченного представителя | Обеспечение сохранности данных учета и необходимых для расчетов и начисления налоговых обязательств документов в течение 4 лет минимум |
Представление письменных разъяснений налоговым органам по вопросам расчета, начисления и перечисления налоговых обязательств | Дополнительно юрлица и ИП обязаны сообщать в ИНФС о следующих данных:
· Об участии в российских компаниях – при превышении доли участия свыше 10 % (в течение 1 мес. с момента участия). · О созданных ОП (обособленные подразделения) – в течение 1 мес. с момента создания российского ОП; 3 дн. – с момента изменения данных по ОП. · О российских ОП, через которые юрлицо прекращает свою хоздеятельность – в 3-дневный срок |
Участие в проведении контрольных мероприятий и получение уведомлений, требований, копий актов и решений из ИФНС | Дополнительно граждане обязаны сообщать в ИФНС следующие данные:
· О наличии в собственности облагаемых объектов – при условии неполучения из ИФНС уведомлений с квитанциями для перечисления средств. Указанная обязанность не действует при использовании физлицом льготы по налогу |
Истребование от налоговых органов четкого исполнения законодательных норм | Дополнительно налогоплательщики обязаны подавать в ИФНС данные по:
· Участию в зарубежных компаниях – при превышении доли участия в 10 %. · Учреждению зарубежных структур без образования юрлица. · Контролируемым зарубежным компаниям – при условии, если лицо является контролирующим |
Неисполнение несоответствующих законодательным нормам требований ИФНС | Дополнительно плательщики взносов по страхованию обязаны:
· Перечислять такие суммы в установленные сроки. · Вести учет облагаемых объектов, начислений по каждому физлицу отдельно. · Подавать в ИФНС расчеты по взносам в установленные сроки. · Подавать сведения персонифицированного учета. · Хранить данные учета и документы для начисления взносов в течение 6 лет. · Уведомлять ИФНС о создании ОП, наделенного соответствующими полномочиями. |
Обжалование в установленном порядке неправомерных действий ИФНС | |
Сохранение и соблюдении информации, относящейся к коммерческой тайне | |
Возмещение причиненных незаконными действиями, а также бездействием ИФНС убытков в полном объеме | |
Участие в процедуре рассмотрения материалов по проведенным проверкам ИФНС |
В целях контроля обязанности и права налогоплательщиков в области налогообложения обеспечиваются нормами НК РФ. За неисполнение обязанностей применяются меры ответственности в виде назначения контрольных проверок, а при выявлении нарушений – в виде штрафных санкций, пеней. С другой стороны, налогоплательщик вправе обжаловать неправомерные действия (или бездействие) территориальных органов ИФНС путем обращения в вышестоящую инспекцию или в суд.
Источники в РФ
Положение ст. 57 Конституции РФ говорит о том, что каждый гражданин обязан платить все сборы и налоги, которые установлены на законодательном уровне. Любые законы, устанавливающие комплекс новых налогов и ухудшающие положение плательщиков налогов, не имеют обратной силы.
Какие принципы налогообложения приняты в России?
Согласно Налоговому кодексу в государстве принято ряд основополагающих принципов обложения налогами, среди которых:
Принцип равенства – подразумевается равное положение плательщиков налогов перед российским налоговым законодательством.
Принцип всеобщности – каждое лицо обязано производить законную уплату сборов, которые установлены законом РФ.
Экономическая сбалансированность, а также принцип соразмерности – учет баланса интересов государственной казны и плательщиков налогов.
Принцип справедливости – берутся во внимание реальные возможности налогоплательщиков уплачивать налоги, поскольку каждый из них должен участвовать в финансировании государственных налогов.
Принцип однократности – каждый объект может быть обложен налогом какого-то конкретного типа исключительно одноразово за период, который обозначен на законодательном уровне.
Отрицание обратной силы законов – каждый закон, который меняет сумму налогов, не может распространяться на отношения, появившиеся до его принятия.
Принцип льготности – налоговая законодательная база имеет определенные правовые нормы, которые устанавливают льготы для конкретных или отдельных групп плательщиков налогов, среди которых физические и юридические лица, для облегчения налогового бремени.
Принцип недискриминационности – сборы не должны быть с дискриминационным характером. Налоги используются по-разному в соответствии с конфессиональными, этническими, идеологическими, политическими различиями между плательщиками налогов.
Принцип единства налоговой политики и экономического пространства РФ
Не допустима установка сборов, которые нарушают законодательство.
Равенство защиты интересов и прав государства, плательщиков сборов – все участники правоотношений налогового законодательства имеют право на защиту собственных законных интересов и прав в том порядке, который установлен законами РФ.
Принцип единства современной системы налогов.
Принцип единства политики налогообложения и экономического пространства государства. Нельзя допускать установление сборов, которые нарушают единое экономическое пространство РФ, косвенно и прямо ограничивают свободное перемещение денег или услуг, работ и товаров по территории государства.
Права налогоплательщиков РФ
НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.
- Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов, сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
- Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
- На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
- Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
- Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
- Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
- Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
- Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
- Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.
Виды налогов
В системе налогообложения РФ, в зависимости от уровня бюджета, в который перечисляется налог, выделяют различные виды сборов:
- федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, госпошлина);
- региональные (налоги транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций);
- местные (сборы за землю, имущество физлиц, торговый сбор).
Экономическая наука также определяет два типа фискальных платежей:
- прямые — взимаются с доходов, прибыли, имущества плательщика. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, имущественные фискальные сборы;
- косвенные — включаются в цену товара, уплачивает их фактически покупатель. К ним относятся НДС и акцизы.