Измерение скорости чтения

Содержание:

Как освоить скорочтение?

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, школе Олега Андреева, говорится, что, пройдя всего две ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги. Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсов, школ, тренингов и специальных центров, а также не читая учебников по быстрому чтению. И многие из них вам знакомы – это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и другие.

Именно поэтому мы без стеснения заявляем, что освоить скорочтение способен любой человек. Чтобы научиться читать быстро, просто выполняйте упражнения, описанные в пяти уроках нашего курса. Если пытаться обобщить различные техники по обучению скорочтению, процесс овладения этим умением можно разделить на пять частей (они и соответствуют пяти урокам).

Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов. Давайте коротко с ними познакомимся.

Установка эталона

Прежде чем мы научимся читать быстрее, нам нужно узнать текущую скорость чтения, которая сегодня является эталоном и средним значением. 

По словам филолога Анатолия Сомова, средняя скорость чтения взрослого человека составляет 300 слов в минуту.

  • Учащиеся третьего класса = 150 слов в минуту
  • Восьмиклассники = 250 слов в минуту
  • Студент колледжа = 450 слов/мин
  • Взрослые люди с высшим образованием, овладевшие навыками скорочтения = 575 слов/мин
  • Профессора институтов = 675 слов в минуту
  • Средняя скорость скорочтения = 1500 слов/мин
  • Чемпион мира по скорочтению = 4700 слов в минуту

Развенчивание мифов о скорости чтения

Миф № 1: чтение более 10000 слов в минуту

В кино или на телевидении вы, возможно, видели гениальных людей, которые быстро читали какую-нибудь энциклопедию и благодаря идеальной памяти и навыку скорочтения мгновенно запоминали огромное количество информации за короткий промежуток времени.

Но не забывайте, что кино и телевидение – это прежде всего шоу, которое создается для развлечения. В жизни же за короткий промежуток времени прочитать половину энциклопедии нереально, не говоря уже о запоминании такого объема информации. 

По словам эксперта, изучающего движение глаз, Катерины Рэйн, превышение скорости чтения более чем в 500 слов в минуту крайне маловероятно из-за сложности обработки визуальной информации нашим мозгом (с учетом механического процесса движения наших глаз). Так, она считает, что наши глаза фокусируются на одной строчке текста, чтобы нашему мозгу было более комфортно обрабатывать получаемую визуальную информацию. В связи с этим, по мнению эксперта, прочитать более 500 слов в минуту крайне сложно. 

Однако эксперты по скорочтению утверждают, что вы можете обойти этот барьер, читая и обрабатывая несколько строк одновременно.

Но, по словам невролога Сергея Кима, это невозможно по двум причинам:

А. Центральная ямка, или центральное углубление сетчатки глаза (лат. fovea centralis) – область нашего глаза, на которой обрабатываются визуальные детали. Эта ямка имеет диаметр всего около от 0,2 до 0,4 мм. Это означает, что наша скорость чтения имеет физические ограничения в плане нашей способности фиксироваться на визуальной информации, которая довольно мала.

Б. Люди сталкиваются с ограничениями рабочей памяти нашего мозга. Так, мы можем удерживать при чтении только «3-5 кусков» информации за один раз. Восприятие и кратковременное запоминание нескольких строк одновременно ограничено нашей оперативной памятью, которой мы обладаем. 

Миф № 2: субвокализация

Субвокализация – это внутренний голос в вашей голове, который произносит слова, когда вы читаете. То есть это мысленное проговаривание слов, которые вы читаете про себя. 

Эксперты по быстрому чтению заявляют, что избавление от субвокализации необходимо для повышения скорости чтения.

Как утверждает Сергей Ким, несмотря на то что чтение без использования вашего внутреннего голоса может реально ускорить вашу скорость чтения, вы в этом случае почти всегда будете вынуждены пожертвовать чем-то более важным –  пониманием. 

Субвокализация необходима, чтобы понять, что мы читаем, и даже самые быстрые читатели субвокализуются. Разница в том, что они просто делают это быстрее, чем средний читатель.

Кстати, американское космическое агентство NASA придумало технологию, позволяющую улавливать импульсы в мозге человека, которые образуются у космонавта во время субвокализации. 

Вот что сказал Чак Йоргенсен, один из руководителей команды НАСА:

Точно так же вы использовали субвокализацию при попытке выучить новый язык. Благодаря субвокализации вы читаете на иностранном языке для понимания, а не ради скорости.

Миф № 3: чтение = практика скорочтения

Мы часто ошибочно принимаем факт чтения как тренировку, способную улучшить скорость чтения.

Но при обычном чтении на самом деле мы не развиваем навык скорочтения, потому что практика скорочтения подразумевает увеличение нашей нормальной скорости чтения. А при увеличении скорости чтения понимание прочитанного «выйдет за дверь», потому что для того, чтобы понять, что вы читаете, необходимо вернуться к нормальной скорости чтения. 

Так что вы должны знать, что неэффективно пытаться улучшить скорость чтения, ожидая понимания от прочитанной информации.

Когда вы читаете, читайте ради чтения, с нормальной скоростью (обычной). И, отдельно выделяя время, выполняйте упражнения на скорочтение, чтобы улучшить скорость чтения.

Эффективные приемы

Научиться быстро читать можно с помощью традиционных упражнений для развития скорочтения, описанных в различных методиках. Увеличить поле зрения во время процесса прочитывания книг позволяет специальная гимнастика для глаз. Она способствует эффективному использованию зрительной системы. Сокращение времени и количества фиксаций на строке увеличивает скорость чтения. Неподвижность глаз в момент просмотра текста помогает увидеть большую его часть. Существуют различные техники синхронизации полушарий, которые способствуют развитию скорочтения.

На начальном этапе обучения скорочтению можно пользоваться указкой или любой другой палочкой. Указка скользит по строчкам, и человек не возвращается к прочитанному материалу. Через какое-то время повышается быстрота прочитывания, и палочка больше не нужна. Пристрелочный способ диагонального чтения предполагает восприятие материала без его прочтения. Нужно просмотреть конкретный фрагмент, не читая его. Затем надо закрыть глаза и подумать, о чём он был. Дальше следует просмотреть информацию ещё раз и понять, какие новые сведения вы извлекли. Большой популярностью пользуются и другие эффективные методы.

Расширение угла зрения таблицами Шульте

Таблицы представляют собой цифры, расположенные случайным образом. Нужно мысленно беззвучным способом расставить их по порядку. Хаотично разбросанные цифры в сетке заставляют человека воспользоваться периферийным зрением. При поиске чисел необходимо сосредоточить свой взгляд на центральной части таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Если не получается отыскать все числа, не отрывая взгляд от центральной ячейки, то можно быстро глянуть вверх и вниз. Целью является обозрение всей сетки с одновременной фиксацией центральной цифры с левыми, правыми, нижними, верхними числами. Важен не столько поиск цифр, сколько концентрация внимания и одномоментное видение всей зоны.

Интегральный алгоритм чтения

Книгу нужно не просто прочесть, но и понять, осмыслить, запомнить. Данная методика подразумевает извлечение нужных сведений из текста без полного его прочтения. Лучше всего в этот момент воспользоваться образным мышлением. Можно применить готовую схему или самостоятельно её придумать. Для этого надо информацию разделить на отдельные блоки. Например, название статьи, автор, тема, основное содержание, интересные факты, новизна материала, спорные моменты. Интегральный метод чтения подходит для изучения различных публикаций.

Выделение смысловых опорных пунктов

Данный способ предполагает вычленение главной мысли. Содержание сокращают до сжатых фраз, освещающих основную идею книги. Опорой могут служить ассоциативные ряды. Выбирайте яркие и запоминающиеся ассоциации.

Антиципация и реципация

Читатель может опираться на смысл большого фрагмента. Он по нескольким предложениям способен понять весь текст. Понимание происходит за счёт накопленных смысловых стереотипов и текстовых штампов. Обработка прочитанных сведений доходит до автоматизма. Человеку достаточно увидеть несколько слов для полного восприятия всего содержимого. Такая смысловая догадка называется антиципацией. Человек по каким-то косвенным признакам произведения предугадывает развитие событий.

Реципация означает мысленный возврат к прочитанному материалу с целью более глубокого понимания текста. В отличие от регрессии, которая представляет собой непроизвольный возврат к прочитанным фразам, реципация представляет собой осознанное возвращение к конкретному фрагменту с целью уточнения непонятных моментов. Возникающее при регрессиях механическое возвращение к прочитанным отрывкам снижает эффективность чтения.

Лучшее решение — это скорочтение: как быстро научиться запоминать большие объемы информации

Впервые курсы скорочтения были проведены в США почти 100 лет назад. С тех пор ученые и подвижники этого занятия предлагали новые методики, базирующиеся на комплексном исследовании человеческих возможностей, — в частности, обращали роль на концентрацию внимания, поле зрительного восприятия и т.д. Основная причина обращения к скорочтению — потенциальная возможность запоминать больший массив информации за более короткое время.

В наши дни это занятие интересует родителей, желающих, чтобы их дети смогли осваивать значительные объемы информации быстро и качественно. В нашем городе есть немало студий скорочтения, в которых занимаются дети различного возраста. Опытные педагоги, базируясь на работах профессионалов в области быстрого чтения, научат ребят читать в 2–3 раза быстрее среднего значения.

Кроме того, скорочтение развивает память и внимание, концентрацию и усидчивость, стимулирует работу мозга, ускоряет работу мысли. Дети, обученные быстрому чтению, отличаются гибкостью и нестандартностью мышления, быстрее усваивают визуальную информацию и принимают решения, успешнее проходят школьный курс обучения и поступают в высшие учебные заведения

Кому не помешает скорочтение?

Одной из главных целей скорочтения является качественное усвоение текста за короткий промежуток времени. Допустим, если ребенок читает вслух или «глазами» 70 слов в минуту, то специалисты могут со временем повысить этот показатель в несколько раз. Помимо этого, улучшается и запоминание слов, повышается словарный запас. Поэтому такие занятия будут полезны ребятам, которые тратят на усвоение информации достаточно много времени. Они рекомендуются и детям, которые испытывают проблемы и с концентрированием внимания во время чтения, а также тем, кто проговаривает слова параллельно с их прочтением. Не секрет, что с каждым годом количество информации увеличивается, и человеческий мозг не всегда успевает «поспевать» за фиксацией и обработкой большого массива данных. Но не стоит и увлекаться: никто не гарантирует, что способность запоминания текста будет сверхвысокой, если ребенок научится «проглатывать» огромные «куски» текста в 4-5 раз быстрее, чем раньше.

Как повысить концентрацию внимания?

В улучшении концентрации внимания большую роль играет активная работа обоих полушарий мозга. Чтобы их «разбудить», выполняйте простое упражнение. Возьмите текст, тематика которого вам хорошо знакома. Закройте левый глаз рукой и прочитайте один абзац правым глазом. Следующий абзац прочитайте левым глазом. Читайте попеременно некоторое время. Регулярно выполнение этого действия поможет вам активизировать правое и левое полушария мозга. Приучите себя делать пометки во время чтения. Например, выделяйте на каждой странице простым карандашом 2-3 наиболее важные мысли. Впоследствии можно усовершенствовать данный прием, разработав свою систему условных обозначений. Знаками пробуйте обозначать свое отношение к той или иной прочитанной мысли. Например, восклицательным знаком можно пометить важную информацию, свое согласие или несогласие с ней — знаками «плюс» и «минус». Поможет повысить концентрацию внимания и поиск на странице слов на какую-либо выбранную букву и определенного слова. Отличной тренировкой может быть отгадывание загадок, обманок или загадок с подвохом.

Что такое «шаблон» в скорочтении?

Чтобы человек научился быстро читать и при этом запоминать информацию, применяется немало методик. Одна из них — это «шаблон». Суть его такова: необходимо свернуть стандартный лист бумаги и накрыть им ту часть текста, которую вы прочитали. Именно это мешает возвращаться к перечитыванию, что снижает скорость чтения. Специалисты рекомендуют прочитать таким образом не меньше двадцати страниц, чтобы была заметна разница.

Когда метод скорочтения будет полезен?

Суть скорочтения заключается как раз в том, чтобы повысить скорость чтения, сохранив понимание и запоминаемость прочитанного на прежнем уровне. Проблема в том, что на практике это удается далеко не всем.

Тренировки и создание идеальных условий позволяют довести скорость чтения примерно до 500-600 слов в минуту, не теряя при этом в качестве восприятия. Однако более высокие показатели неизбежно отразятся на полноте понимания и запоминания информации.

Полезно скорочтение будет в первую очередь студентам, которым приходиться перечитывать объемные тексты, и научным сотрудникам, обрабатывающим большие объемы информации. Также это касается представителей бизнеса, например, готовящимся к переговорам с партнерами или работающим над новым проектом.

В таких случаях часто стоит цель вычленить из большого объема текста нужную информацию, уловить основную мысль, и скорочтение подходит для этого идеально.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Выделяйте главное и рисуйте майнд-карты

Если у вас есть больше времени на запоминание прочитанного, помогает метод выделения главного (подчеркнуть цветными текстовыделителями нужные данные) и составить майнд-карту. Она представляет собой схему, когда стрелочки ведут от главной мысли абзаца (или любой части текста) к основным блокам. Важный нюанс состоит в том, что слова желательно заменить на символы и рисунки. Например, слово медицина можно заменить красным крестом, а книгу нарисовать. Со временем вырабатывается свой словарь частоупотребимых символов и майнд-карта составляется очень быстро. Слова, конечно, писать проще, однако на этапе воспроизведения мозг быстрее отображает рисунки. Попробуйте и увидите, как можно с точностью воспроизвести фрагмент текста по мини-картинкам. Первый раз вспоминайте содержание, опираясь на майнд-карту, а второй – воспроизводите своими силами без подглядываний.

Можно создать упрощенную майнд-карту, рисуя картинки и символы цепочкой (например, один символ=одной строке или абзацу). Не забывайте вслух проговаривать по 3-5 раз каждое созданное “графическое” предложение или абзац.

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Советы: Как удвоить скорость чтения.

Если бы вы могли выбрать одну сверхспособность, что бы вы предпочли? Сверхспособность, связанную с бизнесом? Или сверхвозможности, которые бы помогли вам решать сверхзадачи, которые сегодня вы не любите и не можете решать? А может, вы бы хотели обладать суперспособностью, связанной с речью, чтобы вдохновлять своих сотрудников? Или не прочь получить супермаркетинговые навыки, способные увеличить продажи, которые удивят всех? А как насчет быстрого чтения? Думаете, это ерунда? На самом деле это не так. Знаете ли вы, что одни из самых богатых и успешных людей выбрали бы как раз суперспособность, связанную со скоростью чтения? Но можно ли увеличить скорость чтения, и если да, то как это сделать без особых усилий?

Как-то студент одного престижного американского университета задал вопрос о сверхспособностях миллиардерам Биллу Гейтсу и Уоррену Баффетту, а именно какую бы сверхспособность или сверхнавык они выбрали, если бы у них была такая возможность. Гейтс ответил кратко: «Умение читать очень быстро». И Баффетт поддержал его, добавив: «Я, вероятно, потратил 10 лет своей жизни на медленное чтение».

Вот это да! Двое из самых богатых людей США единогласно считают лучшей сверхспособностью скорочтение! Гейтс и Баффетт на самом деле считают, что умение быстро читать было бы мощнее сверхсилы. Итак, если два самых богатых человека в мире хотели бы, чтобы они могли читать быстрее, в этом навыке, судя по всему, есть глубокий смысл, который мы тоже должны понять, чтобы добиться успеха.

Понятие скорости чтения

Темп или скорость чтения у первоклассников означает, сколько слов за определенный промежуток времени прочтет школьник. Это лишь одна составляющая проверки техники и не всегда является определяющим фактором умения читать.

Жестких нормативов по скорости у первоклассников не существует. Многие школы основываются на базовых нормативах для выпускников начальной школы – 100 -120 слов с минуту.

Проверка темпа прочитывания не имеет смысла в 1 четверти. Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки при этом не выставляются. Ориентировочные показатели следующие:

  • конец 2 четверти – 25-30 слов в минуту;
  • в конце 2 полугодия — 30 – 40 слов.

Мы должны успокоить родителей, что это нормы примерные. Не стоит волноваться, если ребенок не «вписывается» в показатели норматива. Количество прочитанных слов в минуту не свидетельствует об интеллектуальном развитии школьника. Нужно учитывать, что требования к ученику общеобразовательной школы могут отличаться от требования к его ровеснику, обучающемуся в гимназии. Нормы для детей коррекционных классов — еще ниже.

Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки при этом не выставляются

К примеру, некоторые школы устанавливают нормативный удовлетворительный темп к концу 1 класса – 45 слов, а для отличного теста – 50-55 слов в минуту.

Важно понимать, что темп демонстрирует не только умение читать отдельные слова, но и понимание прочитанного. Чем выше скорость, тем выше уровень понимания

Как проверяется скорость чтения в первом классе? Педагогам рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Дети должны читать текст не вслух, а «про себя». Такая рекомендация связана с тем, что почти две трети современных первоклассников отягчены логопедическими проблемами. Такие дети, читая вслух, стесняются своих недостатков перед одноклассниками, поэтому результат тестирования может оказаться не точным.
  2. Лучше всего для теста выбрать больший промежуток времени – не 1, а 2 минуты. А затем разделить результат на 2. Дети по-разному «стартуют», поэтому результат будет искаженным.
  3. Текст выбирается небольшой по размеру. Он должен быть не только интересным, но легко понятен для данного возраста.

Популярные вопросы про скорочтение

Скорочтение окутано различными мифами и домыслами. Я подготовила ответы на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Смогу ли я читать обычным способом после того, как освою скорочтение?

Да, конечно. Навык обычного построчного чтения никуда не денется. Как и раньше, вы сможете наслаждаться любимой литературой, смакуя каждое слово. А деловые и учебные тексты проглатывать играючи.

С какого возраста можно начинать учиться скорочтению?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые специалисты не рекомендуют заниматься до 14 лет, другие советуют начинать уже в 7–8. В любом случае у ребенка должен быть сформирован навык осознанного чтения и наработана хорошая скорость построчного чтения. Упражнения из нашей статьи подойдут детям с 14 лет. Для более раннего возраста используются другие.

Нужны ли какие-то специальные навыки для освоения скорочтения?

Кроме умения читать никаких больше навыков не требуется. В скорочтении нет ничего сложного. Это всего лишь многократная отработка специальных техник и выработка определенных привычек.

Навык скорочтения остается у человека навсегда?

Здесь дело обстоит так же, как и с другими навыками. Если вы ими регулярно пользуетесь или хотя бы освежаете в памяти, то они будут служить вам до конца жизни.

Можно ли использовать скорочтение для чтения на иностранном языке?

Безусловно. При условии хорошего владения этим языком.

Что такое средняя скорость чтения и от чего она зависит

Сколько слов вы способны прочитать за минуту? Это и есть ваша примерная скорость чтения. Среднестатистический взрослый человек читает около 180 слов, то есть 1 книжную страницу за полторы-две минуты.Это немного. И свидетельствует о том, что техника у многих страдает.

Для примера обратимся к прошлому: раньше люди читали гораздо быстрее, и скорочтению учились самостоятельно. Например, Наполеон за минуту мог прочесть 2000 слов, а Бальзаку для того, чтобы полноценно насладиться 200-страничным романом, хватало получаса. Да что я все о зарубежных мастерах! Максим Горький в минуту читал 4000 тысячи слов!

Правда, стремясь увеличить уровень образования, многие стали возвращаться к изучению печатных изданий и стараются повысить скорость восприятия текста.

От чего же зависит, насколько быстро вы усваиваете полученную информацию? В первую очередь, конечно, от мастерства, попросту говоря, от того, насколько часто вы этим занимаетесь и пытаетесь ли совершенствовать технику. Второе – характер текста: научные труды какого-нибудь ученого, пусть даже очень увлекательные, вы вряд ли прочтете так же быстро, как и новую книгу о любимом Гарри Поттере.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше

При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания

Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Тексты для проверки в I полугодии

Текст №6. Случай на охоте

Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.

Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.

Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.

(95 слов. По Г. Скребицкому)

Текст №7. Страшный мостик

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

— Вот противный мостик, — рассердились мальчики. — Придется теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется…

(116 слов. По Ю. Ермолаеву)

Текст №8. Во какие!

Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!

Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдем. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.

(103 слова. Ю. Качаев)

Тексты для проверки скорости чтения

Как проверить технику чтения дома

Родители могут сами проверить технику чтения ребенка дома. Для этого нужно взять часы с секундной стрелкой (у многих в телефонах есть секундомер) или песочные часы на 1-2 минуты.

Нужно взять незнакомый ребенку текст, только не техническое руководство к вашей мультиварке или автомобилю. Текст должен быть понятен для ребенка

Обратите внимание на размер шрифта и структуру предложений. Для первоклассников это должны быть короткие, простые предложение, без большого количества запятых, двоеточий тире и др

усложняющих текст знаков.

Лучше, если текст будет без иллюстраций и диалогов. Глаза ребенка должны спокойно двигаться вдоль строчки, не перескакивая, поэтому текст должен быть на 1 листке.

Перед тем как вы начнете, сориентируйте ребенка чтобы он читал спокойно, не переживал. Не стоит в процессе чтения повторять слова или исправлять ошибки ребенка. Просто вам нужно будет пометить слова, на которых малыш запнулся или ошибся.

Чтобы понять было ли чтение осмысленным, вам придется задать ребенку несколько вопросов к тексту.

Не стоит переживать, если ваш ребенок показывает разные результаты. Вроде бы вчера читал быстро, а сегодня мямлит и ошибается. Можно проверить технику чтения несколько раз. Например, проверьте как читает малыш утром, а потом возьмите другой текст и читайте его после обеда. На скорость чтения могут влиять много факторов: усталость ребенка, его желание читать, настроение и состояние здоровья.

Если вы видите, что ребенок волнуется, у него срывается голос и он запинается, то лучше перенесите проверку на другое время или проведите ее в форме игры.

Учителя могут скачать у меня на сайте карты для проверки скорости чтения. Такие карты удобно хранить в портфолио ученика.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Заключение

Мы с вами рассмотрели множество курсов для увеличения скорости чтения. У многих программ есть общие техники, например, работа с таблицами Шульте, избавление от регрессии и мысленного озвучивания текста, но есть и то, чем каждая школа и автор выделяются. Это особые методики, формат преподавания, объем знаний, количество и разнообразие практических заданий, наличие или отсутствие обратной связи.

Выбирайте то, что больше всего подходит вам по формату и стоимости. Если уже начали учиться, расскажите о своих впечатлениях, какие действия вы уже предприняли для достижения высоких скоростей чтения, какой курс приглянулся.

Подписывайтесь на новые материалы iklife.ru – мы поможем получить новые навыки и найти работу в интернете.

Всего доброго, друзья. До новой встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector