Основные сферы жизни общества
Содержание:
- Взаимосвязь сфер общества
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Существующие проблемы и функции социальной сферы
- Карьерные цели
- Как выбрать сферу деятельности
- ↑ Подсистемы общества
- Основные сферы жизнедеятельности общества
- Как работают отрасли экономики на примерах
- Основные виды сфер деятельности
- Сферы профессиональной деятельности
- Чем сектор экономики отличается от отрасли
- Виды деятельности людей
Взаимосвязь сфер общества
Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.
В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения – научные знания и нравственность
Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции – праву и политике
Характеристикой современного общества является совокупность и взаимосвязь всех составляющих. Пример – место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа. Взаимосвязь сфер можно проследить и в исторических событиях. Например, князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь (духовная сфера), в следствии это стала распространяться новая религия и грамотность (тоже духовная), появился новый налог – десятина (экономическая), князь укрепил власть и повысил международный авторитет (политическая сфера), люди стали добрее и милосерднее (социальная).
Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:
Подсистема |
Функции общества |
Учреждения |
Экономическая |
Изготовление, потребление и распределение материальных благ |
Биржи, банки, заводы, фирмы |
Политическая |
Взаимосвязь между государством и гражданским обществом, между партиями и государством |
Правительство, партии, парламент |
Социальная |
Социальные гарантии, связь между разными социальными группами |
Здравоохранение, коммунальные учреждения, социальное обеспечение |
Духовная |
Взаимоотношения в процессе создания духовных ценностей |
Театры, школы, библиотеки, музеи |
Что мы узнали?
Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление – политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения – социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Существующие проблемы и функции социальной сферы
Существующие проблемы социальной сферы
Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.
С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:
-
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
-
предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.
Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.
Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).
Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.
Функции социальной сферы
Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.
Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.
В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.
Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:
-
регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;
-
обеспечение безопасности граждан страны;
-
предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;
-
социальное обслуживание;
-
поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;
-
обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;
-
формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.
Карьерные цели
Среднестатистический человек тратит на работу 90 000 часов в течение своей жизни.
Так что это критическая область вашей жизни, где удовлетворение является ключевым фактором.
Это та часть вашей жизни, где нужно разбить свою большую цель (например, стать юристом) на гораздо более мелкие цели.
Составьте план карьеры, а затем запишите краткосрочные действия, которые вам нужно сделать, чтобы выполнить этот план.
Например, если вы хотите в конечном итоге стать юристом, некоторые краткосрочные цели, связанные с этим, будут включать обучение, развитие навыков, практику, приобретение опыта и получение всех необходимых степеней.
Каждая из этих краткосрочных целей затем разбивается на несколько задач.
Когда дело доходит до обучения, вы можете начать беседовать с тремя опытными юристами в течение следующей недели, чтобы составить список рекомендуемых книг для чтения, известных дел для изучения, семинаров для посещёния и т.
д.
Что касается развития навыков, поставьте себе цель выделять не менее 30 минут в день для работы над самосовершенствованием.
Это может быть, как индивидуальное побуждение, так и коммуникация или заимствование опыта.
В планировании помогут книги по латеральному мышлению, техника пяти «почему» (которая может привести к созданию постоянной привычки к совершенствованию) или работа над развитием мышления, ориентированного на решение вопросов (которое включает в себя объективность, разработку плана, творческий подход и гибкость).
Дело в том, что каждый шаг к достижению конечной цели, стать юристом, будет включать в себя множество мини-целей, которые можно отметить по мере их достижения, чтобы вы могли оставаться мотивированными и чувствовать, что делаете прогресс.
После этого вы должны следовать своёму карьерному плану.
Вы обнаружите, что он постоянно требует пересмотра, доработок и развития.
Возможно, вы столкнетесь с препятствиями на дороге или нужно будет переключиться на некоторые виды деятельности, которые не обязательно работают на вас.
Это часть этапов оценки и корректировки более разумных целей, которые важны, когда вы собираетесь построить карьеру.
Как выбрать сферу деятельности
Человеку очень важно «найти себя» в этой жизни и дело, в котором он сможет реализоваться на все 100%. Если же по каким-либо причинам человек не применяет себя правильно, то в лучшем случае он погрузится в бесконечный поиск своего предназначения, а в худшем — станет неудачником, выполняя неестественную для себя работу, и до конца жизни влачить жалкое и унылое существование
Поэтому обязательно нужно учитывать свои индивидуальные особенности и вовремя направить их в нужное русло. Стать известным и заслуженным хирургом, построить успешный бизнес или привести страну к процветанию можно только оказавшись на своем месте. В противном случае человек растеряет как свои личные качества, так и профессиональные.
Вам может понравиться:Какого бизнеса нет в России, но он востребован за границей
Итак, в первую очередь нужно решить, что Вам больше всего нравится. Многие люди не принимают решение самостоятельно, за них это делают учителя, родители, соседи и сверстники. Сопоставьте свои желания и возможности, после чего проанализируйте результат. Далее задумайтесь о необходимых навыках, которые нужны для того, чтобы заниматься тем, что нравится. Может, Вы уже что-то умеете. Это может стать направлением для Вашей дальнейшей деятельности. Например, Вы очень любите животных. Теперь следует рассмотреть подобные вакансии на рынке труда: защита животных, ветеринарная работа, уход за животными, дрессировка, пошив одежды для животных и пищевое обеспечение, также это может быть открытие собственного зоомагазина. Как только Вы определитесь с профессией, начинайте вырабатывать в себе нужные навыки.
Необходимо хорошо задуматься о выборе сфере деятельности. Понятие сфера деятельности гораздо шире, чем просто профессия. Вы должны иметь представление о своей сфере в целом — это даст возможность Вам овладеть как минимум пятью профессиями в своей области. Например, если по профессии Вы инженер, то сможете также работать администратором, офис-менеджером, преподавателем и консультантом. Если Вы изучаете право, то вполне можете стать юристом в большой компании или некоммерческой организации, начальником отдела (не обязательно юридического), менеджером или автором учебных пособий. Помните, что поле деятельности может расширяться в зависимости от Ваших стараний и желаний развиваться.
Не стоит зацикливаться на чем-то одном. Во время работы над собой иногда нужно оторваться и посмотреть по сторонам. К примеру, у многих учителей неплохой словарный запас, соответственно, они могут стать отличными редакторами. Не стоит останавливаться на достигнутом. Больше о навыках, необходимых для интересующей Вас работы, Вы можете узнать с помощью книг и интернета. Также с выбором профессии помогут школа, центры муниципальной службы или университеты. Они помогут Вам решить, в какой сфере Вы хотите продолжить образование.
Постарайтесь найти людей, которые уже работают по данной специальности. Это очень полезно, поскольку Вы из первых уст сможете узнать о плюсах и минусах данной работы. Если повезет, то Вам даже позволят попробовать сделать что-то самим для практики. Не забудьте оценить и взвесить все, что Вы услышали, все доводы за и против. Лучше лишний раз хорошо подумать и принять верное решение, учитывая все факторы, чем потом жалеть о сделанном.
Можете записаться на образовательную или обучающую программу по той специальности, которую выбрали. Так Вы сможете получить ценный опыт и познакомиться с людьми в своей сфере. Кроме того, это даст возможность сделать первые шаги по карьерной лестнице и познакомиться с новыми людьми. Новые предметы повысят Ваши профессиональные навыки и откроют перед Вами новые горизонты.
И, наконец, всегда будьте готовы к большим переменам, старайтесь идти в ногу со временем, невзирая на трудности. Не забывайте, что Вы уникальны, а работодатели ищут именно таких сотрудников.
↑ Подсистемы общества
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема».
Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определённые группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Так же как и каждый человек вращается в различных сферах своей жизни (учеба, работа, семья), так и общественная жизнь представлена различными сферами деятельности людей. Выделяют четыре основные подсистемы или сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная.
Основные сферы общественной жизни | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Политическая | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
- Базовые потребности человека
- Материальные потребности
- Потребности в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности (связаны с экономической и социальной сферой общественной жизни)
- Потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке
- Потребности в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании (связаны с политической и духовной сферами общественной жизни)
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре:
- Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
- Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
- Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
- Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Как работают отрасли экономики на примерах
Перечисленные отрасли могут включать в себя другие более мелкие отрасли.
Так, например, промышленность, включает:
- Электроэнергетику
- Лёгкую промышленность
- Космическую промышленность
- Цветную металлургию
- Машиностроение и др.
Все отрасли экономики связаны друг с другом.
В промышленности добывают металл. На промышленных заводах производят автобусы. Затем автобусы используют для перевозки людей — задействована такая отрасль, как транспорт.
В машиностроении производят тракторы. Затем эти тракторы задействуют в сельском хозяйстве. Эта отрасль производит, например, молоко, яйца и мясо.
Эти продукты поступают в магазины. Их продажей занимаются уже предприятия торговли и общественного питания.
Другой пример: народное образование неразрывно связано с наукой, культурой и искусством. Научные открытия влияют на то, что мы учим — какие знания получаем и в какой сфере. А уровень образования человека влияет на культуру всей страны.
Читайте подробнее, что такое Экономика.
Основные виды сфер деятельности
Первая сфера деятельности — политическая, она подразумевает работу в государственных структурах. Люди политики от рождения склонны к манипуляциям, они раскрывают свой потенциал через управления людьми. Они стремятся к власти, реализуя себя через это.
Следующая сфера — это бизнес, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: коммерческий бизнес, финансовый бизнес, производственный бизнес, посреднический и страховой бизнес. Производственный характеризуется непосредственно производством товаров. Предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ, как правило, занимаются коммерческие организации. Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж и финансовых компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, валютные операции и инвестирование. Люди, занимающиеся в сфере бизнеса — это люди конкретных дел или поступков, для которых результат должен быть выражен в материальной форме и быть конкретным и ощутимым. Они стремятся к захвату все большей доли рынка и открытию постоянно разных бизнесов.
К третьей сфере можно отнести обучение, то есть воспитательскую и преподавательскую деятельность. Учитель — это тот человек, который способен воспитывать и поддерживать личность другого человека, то есть сам должен быть очень здоровой и крепкой личностью, любить учить, наставлять, выявить и поддерживать лучшие стороны ученика, исходя из его индивидуальности.
Еще одна сфера деятельности — искусство и творчество. Тут самовыражаются артисты, художники, режиссеры, писатели, композиторы и другие. Сюда же можно отнести и сферу науки, которая включает работу исследовательских институтов и высших учебных заведений. Люди искусства, как правило, живут эмоциями, которые они выражают через искусство. Другими словами, это осознанная передача своих тонких состояний людям через различные формы творчества. Человек искусства постоянно пробует новые формы самовыражения в разных видах искусства. А наука в наше время привязана к экспериментам в материи. Такие люди занимаются изучением и выведением закономерностей по аналогии через интуицию, то есть это работа с прямым знанием о процессах творения мира.
И, наконец, последняя сфера — медицина, которая предполагает деятельность различных медицинских организаций. Люди, занимающиеся медициной — это люди-живчики, с большим количеством энергии. Сюда можно отнести и воинов, ведь оздоровительная гимнастика пошла из боевых искусств.
Сферы профессиональной деятельности
Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.
Человек с природой – это работа, направленная на животные и растительные организмы. Люди работают с почвой, водой, лесом, семенами, полезными ископаемыми, животными и растениями. При такой деятельности у человека должна быть любовь к окружающему миру. Он должен быть смелым, терпеливым, настойчивым и наблюдательным. Люди, работающие в этой сфере, могут заранее сказать, как изменятся природные факторы в ближайшее время.
Человек с техникой – в этой сфере люди работают с машинами, механизмами, техническими системами, агрегатами. Они могут добывать и обрабатывать грунты, металл, горные породы, ремонтировать технику, перерабатывать продукты. В этом труде очень важны качества: любовь к технике, умение быстро реагировать в различных ситуациях, понимать всё про ремонты, хорошо знать технику безопасности.
Человек со знаками – эта сфера для тех людей, у кого математический склад ума. Ведь необходимо уметь работать с компьютерами, индикаторами, документами, графикой, схемами, цифрами. С такими параметрами человек может пойти на работу составлять и оформлять документы, переводить тексты, трудиться над бухгалтерией, экономикой, страхованием, конструированием, статистикой, компьютерами
Для того чтобы успешно работать в этих сферах деятельности, у человека должно быть хорошее зрение, логическое мышление, внимание, усидчивость и память.
Человек с личностью – в этой сфере необходимо работать с людьми, в коллективе, с детьми. В этой области человек должен знать методы и приёмы общения и воспитания
Они соприкасаются непосредственно с людьми. В первую очередь для более успешной работы необходимо любить и уважать других, быть добрым, отзывчивым, общительным, честным и эмоционально устойчивым.
Человек и творчество – это сфера, где люди работают с красками, нотами, буквами и т. д. В этой области человек должен быть творческой личностью, с образным мышлением, иметь художественный взгляд и видеть красоту окружающего мира.
Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.
То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.
Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.
Чем сектор экономики отличается от отрасли
Сектора экономики включают в себя отрасли.
Сектора экономики — это части экономики, которые объединены общими целями, задачами и характеристиками.
У секторов есть своя классификация. Так, например, различают:
По форме собственности:
- Государственный сектор — куда входят предприятия, которые принадлежат государству (полностью или в какой-то части); государство же ими и управляет.
- Частный сектор — куда относят частные организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность.
По видам деятельности:
- Реальный сектор — куда входят отрасли, которые производят товары и оказывают услуги. То есть все предприятия, которые занимаются производством, потреблением, обменом и распределением товаров и услуг.
- Финансовый сектор — куда входят такие финансовые операции, как кредитование и заимствование, и все предприятия и организации, которые их осуществляют. Как то: центральные банки, фондовые биржи, банки и кредитные организации, страховые компании, пенсионные фонды и др.
- Непроизводственный сектор —деятельность предприятий этого сектора ориентирована на гражданина, создание и поддержание на определённом уровне условий его социальной жизни. Например: жилищное и коммунальное хозяйство, связь, транспорт и т. д.
По виду производимой продукции:
- Первичный сектор — к нему относят отрасли, которые получают сырьё (сырой материал). Это сырьё затем используют отрасли из вторичного сектора для производства какого-либо продукта. Например: сельское хозяйство и промышленность (рыболовство, лесоводство).
- Вторичный сектор — сформирован из отраслей, которые производят продукты из сырья. Например: строительство, обрабатывающая промышленность.
- Третичный сектор — отрасли, связанные с предоставлением услуг. Например: торговля, туризм, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение.
- Четвертичный сектор — отрасли, связанные с образованием и знаниями: наука, образование, информационные технологии и др.
Виды деятельности людей
Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.
-
Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на:
- Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
- Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
-
Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.
К ее подвидам относятся:
- Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
- Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.
- Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).
Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).
Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.
- Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.
- Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
-
Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.
Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
- Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).
Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).
-
Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.
Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.