Горючий рост: как за десять лет в россии изменились цены на бензин

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Данные на 2019 год

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Особенности формирования цен

Зачастую пользователи бензина отрицательно настроены против финальных продавцов топлива, назначая их виноватыми в слишком высоких ценах. В действительности непосредственно собственники сетей бензозаправок не «накручивают бешеные ценники» прибыли, а только соблюдают законодательство. Уже до их торговых наценок цена на бензин достаточно большая.

На нее оказывает влияние значительное количество факторов:

  1. Изначальная цена на сырье.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и трудности транспортировки.
  4. Действующие налоговые тарифы и величины акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие нового оборудования как на добыче и переработке, так и при организации реализации.

То же увеличение НДС на 2% отразилось на карманах покупателей, но не поставщиков. Если же экологи обяжут поменять какие-либо фильтрующие системы при переработке сырья, то и данная модернизация окажет влияние на итоговую стоимость топлива. Это если говорить про увеличение цены. Уменьшение же стоимости как раз-таки будет зависеть от продавцов — если бензин совершенно не приобретают, то они чуть снижают свою торговую наценку.

Хотя Россия — все еще сырьевая страна, в громадных количествах добывающая углероды, цена на бензин для своих граждан непрерывно возрастает. Данное увеличение легко увидеть на примере изменения стоимости в текущем и предыдущих годах.

Место бензина в общем списке топливных материалов: перспективы

Чтобы понять, почему с каждым годом цена на горючее растет, независимо от уровня доходов населения, нужно рассмотреть себестоимость топлива. Известно, что горючее производят из нефти, его изготавливают двумя существующими методами – термическим и каталитическим. В зависимости от выбора способа цена готового продукта будет меняться, так как они разные по сложности. На стоимость влияет и поиск месторождения нефти.

Перед тем как начать бурить скважину, проводят массу подготовительных процедур. Они направлены на геологические исследования поверхности, ведь ошибок быть не должно. Затем нефть доставляют на перерабатывающее предприятие – считаются расходы за транспортировку. Это влияет на конечную цену продукта. При расчете себестоимости бензина используют такие показатели:

  • себестоимость разведки;
  • затраты на транспортировку;
  • расходы на переработку;
  • затраты на розницу;
  • прибыльные налоги;
  • акциз;
  • НДС;
  • НДПИ;
  • совокупная прибыль изготовителя и переработчика.

Если нет цели в будущем переводить бензиновое авто на газ, то дизель будет предпочтительнее. У него экономичный расход, а стоимость топлива невысокая. Если провести сравнение средних цен по Москве, то будет такая картина:

  1. Бензин – около 48 рублей.
  2. Дизель – около 46 рублей.
  3. Газ – около 22 рублей.

Ежедневно стоимость топлива меняется, показатели обновляются, они зависят от перечисленных выше факторов. Многие государства стремятся частично отказаться от бензинового топлива, отдавая предпочтение экологически чистым видам. Сюда относят давление сжатого воздуха, этанол, энергию растительного масла, водород, электричество. Все эти виды безопасны для окружающей атмосферы так как не имеют выхлопов.

Страны наибольшего потребления бензина

Существует список, в котором указаны страны по наибольшему потреблению бензина населением. Этот список был составлен транснациональной нефтегазовой компанией из Лондона. Причинами сверхвысокого потребления становится обширность территории и большое количество граждан, использующих автомобиль.

Список содержит страны:

  • США;
  • Китай;
  • Индия;
  • Япония;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия;
  • Бразилия;
  • Корея;
  • Германия;
  • Канада;
  • Иран;
  • Мексика;
  • Франция;
  • Индонезия;
  • Великобритания;
  • Сингапур;
  • Италия;
  • Испания;
  • Таиланд;
  • Австралия.

Как видно, здесь присутствуют страны, самостоятельно добывающие нефть в месторождениях, расположенных на их территориях. Доля мирового потребления США составляет 19%, при этом данный показатель у Австралии равен 1,1 %. Многие страны стараются отказаться от вредного для окружающей среды топлива и переводят своих граждан на применение альтернативных видов горючего. Владельцы автомобилей также жалуются, что цены на топливо растут с каждым днем, поэтому зарубежные шоферы стремятся использовать дизель или газ, а в более развитых странах – другие типы горючего.

Цены, действующие до конца 1977 года

В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72

Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо

Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:

  1. Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
  2. Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
  3. АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
  4. А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
  5. А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
  6. Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
  7. АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
  8. Дизельное топливо – 40 копеек.

На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.

То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.

Где бензин стоит дешевле

На нашей планете можно найти 25-30 стран, в которых топливо для автомобилей продается дешевле (иногда в разы).

Меньше всего бензин стоит в Венесуэле — 0,02$ (1,18 рубля) за литр. Эта страна занимает 9 место в мире по объему добычи нефти. Чисто символическая стоимость топлива в Венесуэле объясняется тем, что правительство данной страны субсидирует покупку бензина гражданами. Себестоимость горючего, продаваемого на автозаправках, на самом деле в 28 раз выше, чем его розничная цена. Чашка кофе в придорожном кафе обойдется венесуэльскому автолюбителю в 30 раз дороже, чем покупка 1 литра бензина.

Однако, несмотря на дешевизну топлива, российские автомобилисты вряд ли захотели бы жить в Венесуэле. В этой стране уже несколько лет бушует политический кризис, ощущается нехватка продовольствия. А инфляция национальной валюты страны в 2018 году перешагнула фантастические 1 300 000 %.

На втором месте по дешевизне бензина находится Иран, который одновременно занимает 6 место по объему нефтедобычи. 1 литр автомобильного топлива в этой стране стоит 0,12$ (8 рублей). Но это государство так же, как и Венесуэла, находится под жесткими экономическими санкциями со стороны многих стран мира. Поэтому, несмотря на дешевизну автомобильного топлива, жители Ирана постоянно сталкиваются с серьезными экономическими трудностями.

Другую группу стран, где бензин стоит значительно дешевле, чем в России, составляют нефтедобывающие государства Персидского залива. В Кувейте и Алжире в пересчете на нашу валюту топливо на заправках стоит около 22 рублей за литр, в Бахрейне, Катаре, Омане, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах — 33-35 рублей.

Интересно, что меньше, чем в России, бензин стоит в некоторых государствах СНГ. Так в Туркменистане (в пересчете на наши деньги) топливо стоит 27 рублей/литр (страна занимает 36 место по объему добычи нефти). 28-30 рублей за литр стоит бензин на заправках в Казахстане и Азербайджане (которые занимают 15 и 21 место по объемам нефтедобычи). Поэтому российские автомобилисты из регионов, граничащих с Казахстаном, часто и с удовольствием покупают топливо на заправках соседнего государства.

Тратим 1 000 рублей из 2021 года в 1992-м

Перевести современную тысячу в деноминированные рубли Жоре помог калькулятор инфляции, созданный благодаря Росстату. В январе 1992 года современная 1 000 рублей равнялась 23 рублям 61 копейке, а в декабре — уже 492 рублям 2 копейкам.

Но цены росли все-таки не так быстро: если в январе мы могли купить на эквивалент тысячи только 9 литров молока (по 2,5 рубля за литр), то в декабре — уже 20 литров (по 25 рублей).

В начале 1992 года на свой тысячерублевый бюджет мы могли бы приобрести полкило мяса или два десятка яиц. Или полбутылки водки. В конце года денег нам хватило бы уже на 2 кг мяса или четыре десятка яиц, а водки можно стало купить целых две бутылки!

В ноябре-декабре 92-го можно было потратить те же деньги на ночь в гостинице (двухместный номер, или, как говорили по советской привычке, два койко-места), пару недорогой обуви для ребенка или шесть-семь пар мужских носков. Примерно как и сейчас, в 2021-м.

Конечно, Жора не упустил возможности купить доллары (в 92-м это можно делать свободно!) в начале года по 56 рублей и продать в конце — по 416 рублей. Давно наш хомяк — финансовый консультант не выглядел таким довольным!

А вы хотели бы оказаться в этом времени, хотя бы ненадолго? Пишите в комментариях!

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Очередное повышение в 1981 году

Следующее повышение цены, зарегистрированное официально, было произведено 1 января 1981 года, после чего топливо стало стоить:

  • А-76 – 3 рубля;
  • АИ-93 – 4 рубля;
  • АИ-98 – 4,4 рубля;
  • авиационный – 4,8 рубля;
  • топливная смесь – 3,4 рубля.

Редко, но бывало, когда на некоторых заправочных станциях топливо стоило немного дороже. Органы ОБХСС проводили специальные проверки и рейды, после чего достаточно быстро устраняли такие перекосы. Так что в целом ситуация по стране оставалась стабильной, бензин был качественным, а цены одинаковыми. Дальнейшее повышение цены происходило после развала СССР.

Страны с самым доступным бензином

Топ Страна Средний дневной доход ($) % от ежедневного дохода
1 Венесуэла 2,61 0,23
2 США 156,54 0,42
3 Люксембург 291,45 0,43
4 ОАЭ 103,95 0,43
5 Саудовская Аравия 54,42 0,44
6 Кувейт 71,95 0,48
7 Австралия 143,91 0,65
8 Швейцария 219,24 0,66
9 Канада 115,07 0,79
10 Ирландия 181,43 0,80

Интересен и еще один параметр, который учитывали авторы исследования. Это доля расходов на бензин в составе трат граждан. И здесь россиянам нечему порадоваться. По данному параметру Российская Федерация занимает 52 строчку из 61 возможной. Среднестатистический водитель в нашей стране каждый год приобретает 333,1 литра бензина, и на это уходил 2,11% его зарплаты. А вот бюджет жителей Венесуэлы от покупки бензина практически не страдает. У них уходит всего лишь 0,29% зарплаты на покупку 454,53 литра топлива в год. На второй строчке расположились страны Востока — Китай и Гонконг (0,43% и 0,46% соответственно). Наибольшую долю зарплаты за бензин отдают жители Мексики (3,38% соответственно), Греции (2,87% соответственно) и Канады (2,67% соответственно).

Как изменился за 10 лет уровень жизни россиян

С 2009 года цены на продукты питания, товары и услуги, несомненно, выросли. К примеру, 1 литр молока в 2009 году стоил 25,60 ₽, а сейчас стоимость 0,9 л равна 55,96 ₽ (данные Росстата). Причём менялись цены неравномерно. В частности, свинина подорожала в 1,6 раза, сырокопчёная колбаса — в 2,3 раза, цены на лекарства, стоимость ритуальных услуг, помывка в общем отделении бани и т. д. выросли более чем в 3 раза.

Что же изменило цены до неузнаваемости? Главными причинами эксперты считают:

  1. Колебание стоимости нефти. За прошедшие годы нефть то сильно поднималась в цене, то сильно дешевела. А если учесть, что нефтегазовые доходы составляют половину федерального бюджета, то падение стоимости нефти в 2014–2016 негативно сказалось на экономике страны в целом. Российский рубль стал одной из самых быстро обесценивающихся валют, поступления в бюджет уменьшились, из-за чего были заморожены многие социальные программы, существенно влияющие на благосостояние россиян. К тому же к стоимости нефтяной корзины привязана газовая цена, рост которой влечёт за собой увеличение стоимости продуктов, товаров и услуг.
  2. Постоянный рост стоимости бензина. За прошедшее 10-летие бензин не подешевел ни разу, даже когда цены на нефть значительно упали. Подорожание бензина увеличивает долю транспортных расходов при производстве товаров, сбыте готовой продукции, сборе урожая и т. д., что в итоге повышает цены практически на всё.
  3. Рост курса доллара. В 2009 году 1 доллар стоил 29,39 ₽, сегодня — 64,41 ₽.

Здесь многие могут возразить, что, дескать, выросли и зарплаты. Безусловно, выросли, но давайте посмотрим, как они выросли с привязкой к доллару.

Таблица: изменение доходов населения с 2009 по 2018 год включительно

Период Средний доход на душу населения, ₽ Средняя зарплата, ₽ Уровень инфляции, % Курс валют Средняя зарплата, $
2009 16895 19638 8,8 29,39 616,3
2010 18958 20952 8,8 30,18 687,4
2011 20780 23369 6,1 30,35 725,7
2012 23221 26909 6,6 32,19 886
2013 25928 29940 6,5 30,36 915
2014 27767 32600 11,4 32,66 828,5
2015 30467 33925 12,9 56,24 551
2016 30675 36703 5,4 72,93 605
2017 31367 39085 2,5 60,16 620
2018 32609 43400 4,3 57,60 637,7
Использованы источники:

  • среднедушевые доходы по субъектам РФ
  • средняя номинальная зарплата в России

Из таблицы видно, что доход на душу населения ниже заявленной Росстатом средней заработной платы. Средняя заработная плата в рублях выросла в 2,2 раза, но в пересчёте на долларовый эквивалент — лишь в 1,03. И это не беря в расчёт покупательную способность доллара, которая из-за инфляции понизилась — сегодня на 100 $ можно купить столько, сколько в 2009 году на 83,68 $. То есть реально доходы населения уменьшились.

Более того, официальная средняя заработная плата не отражает подлинную картину в целом. Во-первых, она номинальная, то есть не связана с ценами и иными денежными расходами людей. Во-вторых, наблюдается ощутимый разброс между профессиями и регионами.

Самые высокие заработные платы (до 100 тыс. рублей и выше) в городах федерального значения, в Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе, у государственных служащих, сотрудников финансовых учреждений, работников предприятий по производству нефтепродуктов и табачных изделий. А самые низкие (20–30 тыс. рублей) — в Ивановской области, Алтайском крае, Дагестане, в сфере образования, здравоохранения, лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Одним словом — кто-то ест мясо, а кто-то капусту, а вместе едят голубцы.

В целом по России лишь 4,4% работников ежемесячно получают более 100 тыс. рублей, что обеспечивает им средний или высокий уровень жизни, но согласно статистике доля таких россиян выросла за год всего на 0,3%

Принудительное импортозамещение немного сократило инфляцию и снизило показатель бедности на 0,5%. Но это опять-таки официально, а на самом деле по недавно проведённому опросу ВШЭ (национальный исследовательский университет) более 38% россиян признались в том, что им не хватает денег на продукты и одежду, поскольку цены растут как на дрожжах.

Цена на бензин в 2011, 2012, 2013 годах

Если посмотреть, как менялись цены на топливо в 2010, 2011, 2012 годах, то видна тенденция постоянного роста. Например, в 2010 году бензин АИ-92 стоил, примерно, 21 рубль/литр, АИ-95 – 23 рубля/литр, дизтопливо – 19 рублей/литр. В 2011 году АИ-92 – 25 рублей, АИ-95 – 27 рублей, дизтопливо – уже 26 рублей (резкий рост). В 2012 году – АИ-92 – 27 рублей, АИ-95 – 29 рублей, дизтопливо – 29 рублей (цена на дизтопливо сравнялась с ценой на АИ-95). На сегодняшний день, цена АИ-92 – 30 рублей, АИ-95 – 33 рубля, дизтопливо — 33 рубля. Таким образом, бензин за три года подорожал, примерно, на 50 процентов. Психологический рубеж 30 рублей за литр бензина давно пройден – стали люди меньше ездить, судя по пробкам в крупных городах России – нет, не стали

Какая же цена на топливо заставит автолюбителей в массовом порядке отказаться от частых поездок на машине и отдать предпочтение общественному транспорту? Станет ли рост цен на бензин катализатором отказа от мощных внедорожников? Скорее всего, это произойдет еще не скоро, принимая во внимание рост цен на проезд в общественном транспорте, например, в Москве одна поездка в метро – 30 рублей

Если сравнить цены на топливо в России и в Европе, то видно, что у нас бензин относительно дешев. Например, Норвегия АИ-95 – 2 евро/литр (88 рублей), Германия – 1.6 евро (71 рубль), Польша – 1.30 евро (57 рублей) и т.д. Цены выше в 1.5-2 раза. Здесь, стоит уточнить, что европейский бензин (Евро-5) по качеству превосходит российский. В России, по-прежнему, много топлива класса Евро-3. Но прогресс не стоит на месте — все чаще встречается бензин Евро-4 и даже Евро-5.

От чего зависит марка и цена бензина

Известно, что бензин бывает разный – его разновидность создается путем определенной очистки нефтепродуктов. На российских заправках представлены марки АИ-95, АИ-92, АИ-98, АИ-80. Каждый тип бензина имеет свою технологию производства, поэтому его стоимость будет отличаться.

При производстве горючего используется такой термин как «октановое число». Он означает характеристику детонационной стойкости топлива. Более высокое октановое число способно придать бензину высокую степень сжатия в цилиндрах двигателя. Такое горючее не воспламенится досрочно, поэтому лучше выбирать бензин марки АИ-98, он относится к премиум классу, при этом имеет высокую стоимость.

Бензины АИ-98, АИ-95 предназначены для заправки автомобилей, ввозимых в Россию. Такие марки соответствуют стандартам Евро-2. Топливо АИ-92 подойдет большого количества отечественных машин, а АИ-80 используется для заправки грузовиков.

От чего зависит цена бензина:

  • Наличие собственных месторождений нефти. Если страна – добытчик нефти, то стоимость бензина в пределах государства будет невысокой.
  • Наличие своих нефтеперерабатывающих предприятий. Большое количество заводов говорит о возможности продавать топливо дешево.
  • Конкуренция среди производителей. Чем больше нефтеперерабатывающих компаний, тем выше конкуренция, и предприятиям приходится демпинговать цены.
  • Специфика политики. Уровень жизни населения – продукты питания, цены на недвижимость, цена на товары общего потребления напрямую связаны с ценой на бензин.

Видео: что ждёт россиян в 2019 году, рост цен

Как уверяют законодатели, цены на продукты не могут оставаться стабильными. Повышение налогов, увеличение стоимости энергоресурсов и акцизов на топливо, рост минимальной заработной платы, отсутствие импорта, неурожай — основные причины повышения цен. Чтобы хоть как-то компенсировать подорожание, государство должно делать стратегические запасы, просчитывать всевозможные экономические модели, своевременно индексировать доходы населения на реальный уровень инфляции, открывать или закрывать границы в подходящий момент. А вот это у российского правительства пока не слишком хорошо получается. Остаётся лишь надеяться на лучшее.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Эксклюзив

Как в России менялись цены на бензин с 2000 года

16 октября 2018, 11:47 — Общественная служба новостей — ОСН

Вчера Счетная палата опубликовала прогноз о стремительном повышении цен на топливо с Нового года. ИА «Общественная служба новостей» проанализировала отечественную динамику в этой сфере и попыталась выделить основные особенности.

1999-2000

Пожалуй, самым ощутимым для россиян стал рост цен на топливо, случившийся в 1999 году. Тогда произошел скачок в 2,5 раза всего за несколько дней – с 2 до 9 рублей за литр.

На фоне бензинового кризиса возник дефицит даже в тех регионах, где находятся крупные нефтеперерабатывающие заводы. В некоторых городах нехватка бензина составляла 80%.

Главная причина такого положения была в неурегулированности сферы. Кроме того, некоторые заводы предпочитали поставлять топливо за рубеж, где цены были ощутимо выше.

2004

Цена поднялась еще на 31% и превысила отметку в 10 рублей.

2005

Стоимость топлива увеличилась на 15,8%.

2006-2008

Из года в года рост розничных цен продолжался медленно, но уверенно. В 2006 году добавилось 10,9%. В 2007-м литр АИ-95 стал стоить дороже 20 рублей. В 2008 году его стоимость поднялась еще примерно на пять рублей.

2009

За мировым финансовым кризисом, повлекшим падение цен на нефть, снизилась и цена на бензин. Она упала ниже 20 рублей за литр.

2010-2012

Недолго цифры на табло АЗС со стоимостью радовали глаз россиян. Уже в 2010-м снова началось повышение, которое спустя два года достигло критической отметки в 20 рублей.

2013-2016

За 2013 год цены на бензин выросли на 5,7%. В конце 2014 года, несмотря на падение мировой цены на нефть более чем в два раза, цена на нефть внутри страны выросла на 7,1%, а на бензин – почти на 10%. В некоторых регионах стоимость топлива превышала отметку в 50 рублей.

В декабре этого же года президент РФ Владимир Путин на заседании правительства выразил свое недовольство ситуацией и поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в постоянном режиме заниматься контролем за уровнем цен.

Вслед за этим крупные нефтекомпании поспешили заявить о снижении примерно на 50 коп. розничных цен на топливо. К концу 2014 года цена за литр АИ-95 была около 34,50 рублей. За следующий год она выросла до 36,20 рублей из-за повышения акцизов на топливо.

В 2016 году цены продолжили подниматься, однако их рост был ниже роста инфляции.

2017

В ноябре прошлого года оптовые цены на бензин достигли рекордного уровня. За одну неделю цифры увеличились примерно на 2%. Ситуацию связывают с общим ростом цен на нефть, а также с остановкой одной из ключевых установок «Газпром нефти» на Московском нефтеперерабатывающем заводе и сокращением отгрузки топлива на рынок. Цены на бензин почти втрое превысили темп инфляции.

После этого Федеральная антимонопольная служба тогда сделала прогноз о том, что в ближайшие 10 лет рост цен на бензин не будет превышать уровня инфляции.

2018

Несмотря на оптимистичный прогноз, уже в мае 2018 года вслед за повышением цен на нефть до 75$ произошел и рост розничной стоимости топлива. За месяц она поднялась на 5,6%.  В июне АИ-95 стал стоить 45 рублей за литр.

Правительство разработало ряд мер по сдерживанию роста цен. В частности, были снижены акцизы на бензин и дизельное топливо. Однако этих мер оказалось достаточно для снижения цены лишь на 0,2-0,3%.

2019

С 1 января 2019 года планируется повышение акциза в 1,5 раза. Скорее всего, это приведет к очередному значительному скачку розничных цен. Эксперты уже начинают говорить о том, что предпринимаемых правительством мер, скорее всего, будет недостаточно для сдерживания роста цен.

Топливо
Цены
Нефть

Новости партнеров

Качество бензина на заправках РФ

Автолюбители часто опасаются за качество бензина на заправочных станциях, ведь недобросовестные компании могут обманывать покупателей. Например, вместо АИ-92 в бензоколонку заливают АИ-80. На этапе производства качество портится из-за добавления специальных присадок, повышающих октановое число, что впоследствии влияет на состояние автомобиля. Горючее нередко разбавляют водой, чтобы получить высокий объем жидкости, а иногда топливо содержит примеси и заливается в бак в таком виде. Все эти опасения заставляют проводить экспертизы по качеству бензина на заправках РФ.

Согласно исследованиям популярных информационных изданий, в пятерку лучших АЗС по качеству бензина попали:

  • Shell;
  • BP;
  • «Лукойл»;
  • «Роснефть»;
  • «Газпромнефть».

У всех представленных заправок октановое число разных марок бензина соответствует реальности. Это означает, что владельцы автомобилей могут спокойно заправлять свой транспорт здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector