Понятие служебной информации. служебная тайна в рф: определение, признаки, что к ней можно отнести

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица. При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006. Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Принципы присвоения информации статуса государственной тайны

Для надежной охраны сведений действующий порядок засекречивания регулярно совершенствуется. Научно-технический прогресс требует модернизации информационно-технической базы для обращения с данными, представляющими государственную тайну.

Процесс причисления сведений к секретным строго регламентирован и обусловлен принципами (ст. 6 ФЗ № 5485-1):

  • законности — соответствие данных положениям нормативной документации (ст. 5, 7 ФЗ № 5485-1);
  • обоснованности — определение необходимости и целесообразности отнесения материалов к секретным, риска негативных последствий при распространении информации на основании экспертной оценки;
  • своевременности — заключается в отсутствии промедления при засекречивании сведений, применение грифов заранее или с момента получения данных.

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (ФЗ № 5485-1)

При отнесении информации к секретной важно придерживаться системного подхода и объективности. Недопустимы применение субъективных мнений, сокрытие данных без ссылки на действующий перечень, установленный законодательством РФ

Это становится причиной необоснованного занижения или завышения грифа секретности. Первое создает опасность утечки важной информации. Чрезмерное сокрытие вызывает сложности взаимодействия и взаимообмена данными между ведомствами, нецелесообразный рост засекреченной нормативной документации. Содержание секретной информации должно быть емким и кратким, бумаги подвержены регулярной ревизии (не менее 1 раза в 5 лет). При утрате ими прежней важности статус гостайны снимается или снижается гриф.

Сведения, являющиеся коммерческой и служебной тайной

Информацию, относящуюся к коммерческой тайне, можно сгруппировать по функционально-целевым признакам:

  1. Деловая информация (переговоры, контракты, партнеры, переписка).
  2. Производственная информация (технологии, ноу-хау, используемые станки).
  3. Финансовая информация (источники финансирования, инвестиции).
  4. Информация о персонале и его труде (личные дела работников, планы по организационно-штатным мероприятиям, структура подчиненности, не указанная в уставе, система организации труда).
  5. Маркетинговая информация (проведенные исследования, стратегия завоевания рынка, реклама).
  6. Информация, связанная с научно-техническими разработками, их концепциями, планами введения в производство.
  7. Используемые программы, логины и пароли для доступа к ним.
  8. Информация о производимом товаре (его структура, характеристика, параметры и т. д.). 

Служебная тайна включает в себя информацию, которую условно можно разделить на 2 группы:

  1. Сведения, связанные с деятельностью должностных лиц. Например, данные предварительного расследования (тайна следствия), планируемые военные учения (военная тайна) и т. п.
  2. Информация, полученная госслужащими в результате их деятельности. К примеру, информация, относящаяся к коммерческой тайне. 

Всякая информация, имеющая ценность в силу ее недоступности широкому кругу лиц, считается тайной. 

Закон о служебной тайне

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Предлагаем ознакомиться Как Быстро Приставы Узнают О Новом Месте Работы — Отвечает Юрист

Порядок засекречивания информации

При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1). Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф. Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)

Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.

В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:

  • о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
  • об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
  • о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
  • о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
  • о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
  • о самочувствии высших лиц государства.

Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.

Что еще относится к служебной тайне?

К служебной тайне относится также и несекретные данные, которые так или иначе качаются деятельности каких-либо организаций. Нельзя разглашать такую информацию: Личные данные об организации(опыт рабочих, работодателей, судимости, знания, умения и навыки, связи), особенности производства, способ обучения персонала, вложения в другие организации, депозиты. Также нельзя разглашать о сделках организации, системе охраны, технической составляющей. Такие сведения могут нанести ущерб, испортить репутацию или вовсе разорить организацию.

Получается так, что кроме служебной тайны бывают исключения, в виде информации частной коммерческой тайны. Также нельзя разглашать государственные тайны, это уже личный государственный интерес.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Могут ли использовать гриф ДСП коммерческие организации

Гриф для служебного пользования, с точки зрения нормативов действующего российского законодательства, рассматривается исключительно в отношении отдельных государственных служб. Таким образом, использовать данную пометку в своей деятельности негосударственные организации, как коммерческие, так и некоммерческие, не могут. В то же время, в рамках ведения коммерческой деятельности все же предусмотрены механизмы ограждения различной конфиденциальной информации от посторонних. В частности, основными подобными механизмами являются:

  • Коммерческая тайна. Если субъект хозяйствования обладает какой-либо информацией, доступ к которой позволяет ему получать прибыль, или может привести к определенным убыткам при ее разглашении, то такая информация может быть отнесена к коммерческой тайне и находиться под защитой со стороны российского законодательства.

  • Персональная информация. Доступ к чьим-либо персональным данным в российском законодательстве строго регламентирован, и информация, содержащая их, не может находиться в открытом доступе в принципе, за исключением отдельных, строго определенных случаев. Нарушение порядка обработки персональных данных также может привести к привлечению к ответственности.

Непосредственно же применение грифа ДСП к документам, которые субъект хозяйствования не хочет допускать к использованию третьими лицами законом не предусмотрено, если этот субъект не относится к государственным структурам. Таким образом, применение такого грифа к документации может привести к следующим негативным последствиям:

  • Отсутствие законодательной защиты. Если вместо грифа коммерческой тайны на документ, содержащий подобную информацию, будет нанесен гриф ДСП, то данный документ может быть не признан коммерческой тайной, а значит и никакой ответственности за его разглашение никто не понесет.
  • Уголовное или административное преследование. В отдельных случаях, использование данного грифа может привести к квалификации данного действия со стороны негосударственной организации или физического лица в качестве подозреваемого в совершении мошенничества или присвоения полномочий.

Характеристика сведений, относимых к служебной тайне, и порядок работы с ними

Понятие «служебная тайна» тоже характеризуется 3 отличительными признаками:

  1. Основанием для ограничения доступа к попавшей в разряд служебной тайны информации являются ГК РФ и федеральные законы.
  2. Применяется в отношении служебной информации 2 видов:
  • о самих госорганах или подведомственных им организациях;
  • получаемой из внешних источников работниками госорганов при исполнении обязанностей.
  1. Объединяет информацию, обладателями которой могут являться исключительно работники органов государственной власти в силу своей служебной деятельности.

Расшифровка понятия «служебная информация ограниченного распространения» (СИОР) представлена в п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). СИОР — это сведения:

  • несекретного характера;
  • касающиеся деятельности организаций;
  • распространение которых ограничено в связи со служебной необходимостью.

Исходя из содержания п. 1.5 Положения № 1233 можно определить несколько этапов подготовительно-организационного характера, помогающих сформировать работу с СИОР:

Определение категорий служащих госорганов, наделяемых полномочиями относить сведения в группу СИОР

  • разработка схемы передачи СИОР другим органам и организациям;
  • определение алгоритма постановки и снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей СИОР

обеспечение защиты СИОР

Организует работу на каждом этапе руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Например, в инструкции о порядке обращения с СИОР в Минобразования и науки РФ (утв. приказом от 30.12.2010 № 2233) установлено следующее:

1. Относить сведения к СИОР, снимать отметку «Для служебного пользования» (с документов, необоснованно отнесенных подчиненными им должностными лицами к СИОР) вправе:

  • по министерству — министр образования и науки РФ, его заместители, руководители структурных подразделений;
  • по подведомственным учреждениям — руководители и их заместители.

2. Вносить предложения по отнесению разрабатываемых или действующих документов к СИОР имеют право директор Административного департамента и начальник отдела защиты гос. тайны.

3. Допускаются к СИОР работники министерства на основании решения руководителя подразделения, оформленного по установленной инструкцией форме, с которым работники знакомятся под расписку.

4. Создание информации, относящейся к СИОР, возможно только на специально выделенном автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом в общую информационную систему министерства.

5. Предусмотрена дисциплинарная ответственность за разглашение СИОР и (или) нарушение порядка работы с ней.

6. Определена детализированная схема работы с СИОР.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • понятие «служебная тайна» — более широкое, чем понятие «профессиональная тайна», поскольку в ее состав входят и «внутренние» секреты госорганов, и «внешние» секреты — полученная из внешних источников информация, составляющая профессиональную тайну;
  • алгоритмы работы со сведениями, составляющими служебную тайну, жестко регламентированы подзаконными актами и внутренними инструкциями министерств и ведомств.

Сведения, относимые к служебной и профессиональной тайне, обладают характерными свойствами.

Специфика относимых к профессиональной тайне сведений связана со сферой профессиональной деятельности получателя информации (адвокатская, нотариальная, аудиторская, врачебная, налоговая и др.).

Понятие «служебная тайна» более обширное по составу, поскольку включает в себя, кроме внутренней информации ограниченного доступа (связанной с работой госорганов), сведения, относимые в разряд профессиональной тайны.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние

В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

К категории “служебная тайна” – сведения, которые не подлежат разглашению, – относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Сведения, составляющие служебную тайну:

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Разглашение служебной тайны может принести огромный материальный и финансовый урон организации и даже навредить ее репутации. А потому ее сохранение является непременным условием работы предприятия.

Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.

Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:

  1. По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
  2. Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
  3. Не относится к государственной тайне.
  4. Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Предлагаем ознакомиться Расчет северной надбавки в районах Крайнего Севера — 2019-2020

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Есть ли наказание за разглашение?

Ясно, что имеется пласт информации, распространение которой должно быть ограничено, как бы она ни называлась. Гарантировать соблюдение конфиденциальности может только законодательство, если вводит определённую систему ответственности при нарушении.

Справка: В настоящее время полная конфиденциальность достигается только в отношении тайн исповеди и адвокатской. Это обеспечивают пункты 3 и 4 статьи 56 УПК России, также это положение закреплено в статье 69 ГПК РФ.

В данный момент в правовом законодательстве РФ зафиксировано состояние, когда только отдельные моменты нарушения профессиональной тайны упоминаются в ГК РФ, предусматривая возмещение причинённого ущерба, а остальные отданы на откуп неюрисдикционной форме защиты прав граждан.

На сегодняшний день отсутствует общая норма, которая бы устанавливала ответственность не просто за разглашение, а за сам факт нарушения профессиональной тайны.

И действие такой нормы обязано распространяться на все виды профессиональной тайны. Работа в этом направлении проводится, и ожидается включение в ГК РФ или в УК РФ соответствующих статей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector