Описание статьи 427 нк рф

О тарифах по страховым взносам

В статьях НК РФ приведены размеры тарифов по страховым взносам, назначаемым плательщикам на обычных или льготных условиях (с пониженным сбором). Далее – детальнее о размерах предусмотренных тарифов по взносам различных социальных страховок, с учетом положений статей НК РФ.

Основные тарифы по страховым взносам

Согласно положениям статьи 425 НК РФ, предписана необходимость перечисления страховых взносов по следующим тарифам (на общих основаниях):

  • по страхованию пенсионного назначения в рамках обязательной системы – в объеме 22 %, если ограничивающий показатель не превышен, с прибавлением 10 % на сумму сверх установленного лимита;
  • на обязательную социальную страховку по утрате способности к труду временного характера и в связи с рождением ребенка – до установленного предела в размере 2,9 % (исключение составляют иностранцы и апатриды – до 1,8 %);
  • по медицинской страховке – 5,1 %, без назначения ограничений по сумме исчисляемой базы.

Статья по теме: Понятие правового регулирования в области страховых пенсий Эти отчисления необходимо платить из назначенной базы за привлеченный персонал, исходя из размеров выплат работникам.

Условия установления пониженных тарифов по страховым взносам для плательщиков

Пониженные тарифы установлены положениями статьи 427 НК РФ в отношении граждан, перечисляющих выплаты другим лицам, организаций, ИП и физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя.

Возможность назначения пониженных тарифов по страховым взносам сохраняется по некоторым плательщикам из числа указанных категорий, в размере, указанном в таблице (в процентах):

К кому относится ОПС ОМС ВТиМ
Внедряющим продукцию интеллектуального труда 20 5,1 2,9
Работающим в условиях особых экономических зон
Задействованным в компьютерной сфере деятельности 8 4 2
Нанимателям экипажа кораблей морского и речного флота
Работающим по упрощенной системе налогообложения (УСН), с выпуском отдельных позиций продукции (согласно указанному в статье перечню) 20
Фармацевтическим фирмам, платящим единый налог
Некоммерческим и благотворительным организациям
ИП, принявшим патентную систему налогообложения
Исследовательским структурам 14
Предприятиям, зарегистрированным в Крыму, Владивостоке и Калининграде 6 1,5 0,1
Выпускающим анимационные продукты 8 2 4

Перечисленные значения пониженных тарифов указаны по 2019 и последующим годам, с учетом изменений, внесенных в 2018 году.

О дополнительных тарифах по страховым взносам на ОПС

В статье 428 НК РФ предусмотрено назначение дополнительных тарифов по взносам в Пенсионный фонд в отношении работодателей, привлекающих персонал на работы с вредными или опасными условиями по первой и второй сеткам, с установлением этих отчислений соответственно 9 и 6 процентов.

Отдельно оговариваются исключения для вредных производств, с назначением тарифов (в процентах) по пенсионным взносам по таким условиям:

  • оптимальным и допустимым – 0;
  • вредным – от 2 до 7 (в зависимости от подкласса);
  • опасным – 8.

Эти тарифы в России назначаются в дополнение к основным, если работники заняты на опасном или вредном производстве.

Статья по теме: Описание закона о страховых взносах 2020

Порядок оказания услуги ЛК

Вопросы принимаются в письменной форме.

Каналы обращения:

— Сайт ООО «Центр Ф1»

— Электронный адрес Горячей линии –;

— Ваш сопровождающий специалист;

— Кнопка в системе «»;

— Телефон Горячей линии-34-999-24.

  • Время обращения с вопросами: с понедельника по пятницу 9.00 — 18.00.
  • Требование к обращению:

— ФИО;

— должность;

— название организации;

— телефон;

— адрес электронной почты.

Срок предоставления ответа: в течение двух рабочих дней, не считая день обращения.

Гарантированный минимум для клиента – две консультации в месяц. Сверх этого – по персональной договоренности с ООО «Центр Ф1».

С какими вопросами не работает ЛК

— Как мне лучше поступить;

— Какой вариант выбрать;

— Как снизить налоговые риски;

— Как избежать проблем…

  • Вопросы, затрагивающие очень большие деньги.
  • Вопросы, при ответе на которые необходима особая квалификация экспертов (например, МСФО, ВЭД, миграционное законодательство, таможенное право, банковская деятельность, сфера госзакупок, бюджетный учет).
  • Прогноз позиции контролирующих органов и органов судебной власти в случае разбирательств.
  • В рамках услуги ЛК не проводится экспертиза договоров и других документов клиента, не берутся какие-либо первичные документы.
  • Эксперты в рамках ЛК не участвуют в переговорах с контрагентами и госорганами, не берутся за ведение споров в суде.
  • Эксперты в рамках ЛК не предоставляют: документы, содержащие конфиденциальную информацию, правовые акты, относящиеся к законодательству иностранных государств.
  • Эксперты в рамках ЛК не считают налоги, не пишут бухгалтерские проводки с конкретными цифрами.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут платить страховые взносы по пониженным тарифам в 2020 году.

Комментарий

В целях поддержки предпринимательства в условиях сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в связи с угрозой распространении коронавируса принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ с рядом поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие уплату страховых взносов.

Право платить взносы по пониженным тарифам (в совокупности 15% вместо 30%) получили организации и ИП на том основании, что они относятся к категории малого или среднего предпринимательства (далее — МСП). Подробнее об этой категории см. в Бизнес-справочнике.

Пониженные тарифы такие плательщики могут применять не ко всем выплатам в пользу физлиц, а только к той их части в месяц, которая превышает федеральный МРОТ, действующий с начала календарного года.

Тарифы взносов составляют (ст. 6 Закона № 102-ФЗ):

  • на пенсионное страхование – 10 % (с выплат, не превышающих предельный размер базы по взносам) и 10 % (с выплат свыше предельного размера базы по взносам);
  • на медицинское страхование – 5 %;
  • на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (на случай ВНиМ) – 0 %.

На выплаты в пользу физлиц в части, не превышающей МРОТ, взносы начисляются по общим тарифам, а именно (ст. 425 НК РФ):

  • на пенсионное страхование – 22 % (на выплаты, не превышающие предельный размер базы по взносам) и 10 % (на выплаты свыше предельного размера базы по взносам);
  • на медицинское страхование – 5,1 %;
  • на социальное страхование на случай ВНиМ – 2,9 % (на выплаты, не превышающие предельный размер базы по взносам) или 1,8 % (на выплаты отдельным категориям физлиц, например, временно пребывающим иностранцам).

Платить взносы по новым сниженным тарифам правомерно с 1 января 2021 года. Это связано с тем, что акты законодательства, регулирующие порядок исчисления и уплаты страховых взносов, вступают в силу по истечении месяца с даты официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного расчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ).

Однако субъектам МСП такое право статьей 6 Закона № 102-ФЗ предоставлено уже с 1 апреля 2020 года и до окончания 2020 года. То есть впервые по пониженным тарифам они могут рассчитать взносы с выплат, начисленных в апреле 2020 года.

Рассмотрим порядок расчета взносов в 2020 году.

МРОТ с 01.01.2020 составляет 12 130 руб. Допустим, ежемесячная зарплата работника у ИП – 45 000 руб.

Следовательно, с платежа по взносам за апрель 2020 года нужно руководствоваться следующим правилом.

На заработную плату в размере 12 130 руб. взносы начисляются по общим тарифам, установленным ст. 425 НК РФ. См. об этом статью справочника «Страховые взносы (с 2017 года)».

На заработную плату в размере 32 870 руб. взносы начисляются по пониженным тарифам, предусмотренным для СМСП новыми пп. 16 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ.

С 01.01.2021 нужно рассчитывать страховые взносы по этому же алгоритму, но учитывая новый МРОТ, который будет действовать с указанной даты. Заметим, что период, на который для субъектов МСП установлены пониженные тарифы взносов, временными рамками не ограничен. Таким образом, это мера поддержки, будет действовать длительно, а не только в период введенного карантина.

Что касается взносов «на травматизм», законопроект не предусматривает каких-либо конкретных льгот. Однако Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ дополнен положениями о том, что Правительство РФ наделено правом издавать нормативные акты. В частности:

  • о продлении сроков уплаты взносов «на травматизм» и подачи отчетности по этим взносам;
  • о продлении сроков исполнения требований об уплате недоимки по взносам «на травматизм», пеней и штрафов;
  • дополнительные основания получения отсрочки и рассрочки по уплате взносов «на травматизм», пеней и штрафов.

При этом уточнено, что перечисленные меры должны действовать с 01.01.2020 по 31.12.2020 (ст. 3 Закона № 102-ФЗ).

Вероятнее всего, в ближайшее время следует ожидать принятия Правительством РФ постановлений или распоряжений о преференциях для определенных категорий плательщиков взносов «на травматизм».

Статья 427 НК РФ в действующей редакции

В статье представлены все льготы по страховым взносам (не только для УСН — пп. 5 п. 1  ст. 427, но и для других)

Статья изменилась. Коды представлены с учетом изменений.

Льготная ставка 20% применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

  1. производство пищевых продуктов;
  2. производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;
  3. производство текстильных изделий;
  4. производство одежды;
  5. производство кожи и изделий из кожи;
  6. обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
  7. производство бумаги и бумажных изделий;
  8. производство химических веществ и химических продуктов;
  9. производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
  10. производство резиновых и пластмассовых изделий;
  11. производство прочей неметаллической минеральной продукции;
  12. производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;
  13. производство проволоки методом холодного волочения;
  14. производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
  15. производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
  16. производство электрического оборудования;
  17. производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
  18. производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
  19. производство прочих транспортных средств и оборудования;
  20. производство мебели;
  21. производство музыкальных инструментов;
  22. производство спортивных товаров;
  23. производство игр и игрушек;
  24. производство медицинских инструментов и оборудования;
  25. производство изделий, не включенных в другие группировки;
  26. ремонт и монтаж машин и оборудования;
  27. сбор и обработка сточных вод;
  28. сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;
  29. строительство зданий;
  30. строительство инженерных сооружений;
  31. работы строительные специализированные;
  32. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  33. торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
  34. торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
  35. деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;
  36. деятельность водного транспорта;
  37. деятельность воздушного и космического транспорта;
  38. складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
  39. деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;
  40. производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;
  41. деятельность в области телевизионного и радиовещания;
  42. деятельность в сфере телекоммуникаций;
  43. разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
  44. деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
  45. управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;
  46. научные исследования и разработки;
  47. деятельность ветеринарная;
  48. деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  49. деятельность по обслуживанию зданий и территорий;
  50. образование;
  51. деятельность в области здравоохранения;
  52. деятельность по уходу с обеспечением проживания;
  53. предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
  54. деятельность учреждений культуры и искусства;
  55. деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
  56. деятельность спортивных объектов;
  57. деятельность спортивных клубов;
  58. деятельность фитнес-центров;
  59. деятельность в области спорта прочая;
  60. ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  61. деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Формат ответа

В рамках услуги ЛК ответ клиенту может даваться как устно, так и письменно.

Письменный ответ предоставляется в формате:

Вопрос клиента + Правовой формулировка запроса + Аннотация + Подборка из системы КонсультантПлюс + Запрос для самостоятельного поиска в системе

где:

Вопрос клиента — запрос в изложении клиента.

Правовая формулировка запроса — перевод запроса клиента на правовой язык

Аннотация — краткий ответ на запрос клиента

Подборка — активные ссылки на материалы системы Консультант Плюс.

Устный ответ озвучивается экспертом по телефону и подкрепляется Подборкой материалов из системы КонсультантПлюс.

В чем заключаются скрытые риски новаций

В конце прошлого года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 6 ст. 427 НК РФ была внесена правка: слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» были заменены словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности». А фраза: «Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.

Иными словами, согласно новой редакции для плательщиков, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Новый порядок распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Некоторые специалисты посчитали, что первое изменение носит технический характер. Но у автора на этот счет возникли сомнения. Дело в том, что аналогичная ситуация, имевшая место в период действия Закона № 212-ФЗ, вызывала многочисленные судебные разбирательства, которые так и не привели к единому результату. Разругались даже судьи!

Так вот, вернемся к нашей «технической правке», а точнее к показателю общего объема доходов (приводится в знаменателе при расчете пропорции), который теперь определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Здесь вроде бы все ясно. Как и говорили судьи АС Уральского и Западно-Сибирского округов, полученные субсидии должны учитываться при подсчете общей суммы доходов медучреждения2.

По другому обстоят дела с заменой фразы «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» на фразу «в связи с осуществлением этого вида деятельности»: здесь возникает простор для трактовок.

По мнению автора, такая замена означает, что субсидии, получаемые медучреждением от государства на финансирование его медицинской деятельности, должны включаться при расчете доли дохода, получаемого медучреждением от его основной деятельности в состав числителя при расчете пропорции.

Ведь если бы медучреждение не осуществляло этот вид деятельности, оно бы не получило никакого целевого финансирования. Связь между оказанием медицинских услуг и получением субсидий самая что ни на есть прямая!

Но как новшества будут трактоваться практически, нам еще только предстоит узнать. Хотя можно смело ожидать, что конфликты по этому поводу еще впереди.

1 См. также аналогичное постановление АС Уральского округа от 29.06.2017 № Ф09-3505/17.

2 Хотя можно было бы найти оборонительный ресурс и заявить, что раз законодателям пришлось прямо прописывать это положение в законодательстве, до этого момента такого правила не существовало.

Что написано пером…

Судебная практика довольно часто показывает нам, насколько огромное значение имеют правильные формулировки текста закона. Вот одна из таких ситуаций.

Налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД. Основной вид его экономической деятельности поименован в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но именно по нему применяется ЕНВД, а не УСН. Может ли такой налогоплательщик использовать пониженные тарифы страховых взносов?

Как уже говорилось выше, в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечислено много видов деятельности. При этом пониженные тарифы страховых взносов могут применять только те плательщики, которые применяют УСН.

Эта ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@ (доведено до нижестоящих инспекций ФНС России письмом от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@). А недавно появилось новое письмо ФНС России от 22.02.2018 № ГД-4-11/3589@, повторяющее эту позицию.

Чиновники рассудили так. В силу подп. 5 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний и предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых, классифицируемым на основании ОКВЭД, является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 г. включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 000 000 руб.

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. А сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

На этом основании чиновники решили, что пониженные тарифы страховых взносов, установленные в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, применяются упомянутыми плательщиками страховых взносов при соблюдении указанных критериев и применения УСН по основному виду экономической деятельности. Вывод: если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является деятельность, указанная в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, но по которой плательщик применяет ЕНВД, у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

— субъект должен применять УСН;

— основной вид деятельности должен быть упомянут в перечне.

О том, что УСН должна применяться именно по основному виду деятельности, здесь не сказано, как и о том, что субъект не может одновременно применять другую систему налогообложения.

Были сомнения, что арбитражный суд прислушается к таким весьма натянутым аргументам, но АС Уральского округа прислушался (см. постановление от 15.11.2017 № Ф09-7163/17)! Он однозначно указал, что «уплата обществом по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности».

Так что в тексте НК РФ важно каждое слово! И с этой аксиомой мы возвращаемся к той новации, о которой говорили в начале статьи.

Особенность НК РФ

НК РФ составлен с включением статей по следующим направлениям:

  • видам налоговых платежей, взимаемых с граждан и организаций;
  • основаниям по назначению и сбору налоговых отчислений;
  • принципам установления, ввода и отмены налогов;
  • правам и обязанностям плательщиков;
  • формам и методам контроля исполнения налогового законодательства;
  • ответственности за недобросовестное выполнение установленных требований;
  • особенностям процедуры обжалования незаконных действий представителей государственных контролирующих органов.

Вопросам уплаты страховых взносов посвящен одиннадцатый раздел документа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector