История курсовой политики банка россии

Информационно-аналитические материалы

  • Нормативные и иные акты

    • Денежно-кредитные инструменты
    • Валютный контроль
    • Национальная платежная система
    • Банковское регулирование и надзор
    • Проекты нормативных актов Банка России
    • Допуск и прекращение деятельности финансовых организаций
    • Отчетность
    • Прочее
  • Банковский сектор

    Стресс-тестирование кредитных организаций

  • Финансирование долевого строительства
  • Финансовая стабильность

    • Национальная антициклическая надбавка
    • Сглаживающая константа альфа
    • Надбавки к коэффициентам риска
  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • Бухгалтерский учет и отчетность в кредитных организациях
    • Бухгалтерский учет и отчетность в некредитных финансовых организациях
    • Проекты нормативных актов и методических рекомендаций
    • Экспертный совет по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в лизинговой деятельности
  • Потребительское кредитование

    • Нормативное регулирование
    • Информация о среднерыночных значениях полной стоимости потребительского кредита (займа)
    • Вопросы и ответы
  • Информация о базовом уровне доходности вкладов

    • Базовый уровень доходности вкладов
    • Нормативное регулирование
    • Вопросы и ответы
  • Реестры
  • Доклады для общественных консультаций
  • Операционный день КО
  • Унифицированные форматы электронных банковских сообщений
  • Форматы отчетности кредитных организаций, банковских холдингов и субъектов национальной платежной системы

    • Описания форматов электронных сообщений для подготовки отчетности в формате XML
    • Описания форматов электронных сообщений для подготовки отчетности в формате ПТК ПСД
    • Для представления информации в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России
  • Форматы электронных сообщений для обмена данными с федеральными органами исполнительной власти

    • с Федеральной налоговой службой
    • с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
    • с Федеральной таможенной службой
    • с Министерством обороны Российской Федерации
  • Описание состава и форматов предоставления учетно-операционной и иной информации в ходе проведения проверок кредитных организаций (их филиалов)

    • Применение Указания Банка России № 3462-У
    • Применение Указания Банка России № 4927-У
  • Информация о применении Банком России к банкам запретов
  • Инсайдерская информация Банка России

    Перечень инсайдерской информации Банка России

  • Некредитные финансовые организации
  • Обзор практики корпоративного управления
  • Информация о направленных предписаниях Банка России в связи с выявлением нарушений обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций (отмене Банком России таких предписаний)
  • Инсайдерская информация Банка России

    Перечень инсайдерской информации Банка России

  • Взаимодействие с саморегулируемыми организациями оценщиков

Монетарная политика ЦБ

Многие ключевые задачи и функции ЦБ коррелируют с монетарной политикой государства. Эта закономерность характерна как для Центробанков развитых государств в целом, так и для ЦБ РФ. Ключевые направления монетарной политики, которые выделяют современные исследователи, таковы:

  • поддержание стабильности цен,
  • денежная эмиссия,
  • обеспечение конкурентного курса национальной валюты,
  • решение социальных задач — таких как снижение уровня безработицы.

Центральные банки, выстраивая стратегии реализации монетарной политики, определяют целевые показатели по каждому из отмеченных направлений работы. Например, это может быть желаемый курс национальной валюты, уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. После чего они осуществляют регулирование банковской системы с целью обеспечения соответствия ключевых ее показателей желаемым значениям.

В развитых государствах основные функции и операции ЦБ в части монетарной политики сконцентрированы на достижении приемлемых показателей инфляции и занятости граждан. Приоритет данных задач во многом связан с запросами общества: население страны прежде всего будет приветствовать возможность покупать товары при минимальном росте цен, а также устраиваться на работу по желаемой профессии. Основная сложность, сопровождающая функционирование ЦБ в этой части — в условиях капиталистической экономики низкий уровень безработицы, во многом являющийся результатом динамичного развития хозяйства, может сопровождаться высокими темпами инфляции.

Функции, выполняемые банком

Всё многообразие функций, выполняемых банком, можно кратко сформулировать в трёх пунктах.

  1. Аккумуляция денежных средств. При этом нужно понимать, что если некоторые финансовые структуры (например, инвестфонды) аккумулируют деньги для их дальнейшего инвестирования, то банковские компании привлекают и накапливают такие ресурсы для собственных целей.
  2. Регулирование денежного оборота в государстве. Банковскую компанию можно назвать своеобразным центром, пропускающим через себя платежеоборот между субъектами (клиентами).
  3. Посредничество, под которым традиционно понимается непосредственная деятельность посредника в переводах, платежах и любых других видах расчётов.

Обеспечение работы платежных механизмов

Цели деятельности Центрального Банка РФ также включают обеспечение функционирования платежных механизмов внутри государства. Дело в том, что важнейшая функция современных кредитно-финансовых организаций — это не только вклады, кредиты и расчетно-кассовое обслуживание, но и содействие осуществлению финансовых транзакций с участием физлиц, представителей частного бизнеса, государственных структур, международных субъектов.

Гражданин РФ или иностранец должен иметь возможность осуществлять расчеты с другими людьми и организациями посредством различных инструментов: личных счетов, банковских карт, через каналы небанковских кредитных организаций. Слежение за функционированием соответствующих каналов — одна из задач ЦБ РФ.

Работа Центрального банка в данном направлении в целом осуществляется посредством тех же механизмов, что актуальны для предыдущего направления деятельности ЦБ. Это связано с обеспечением работы банковской системы. Центральный Банк РФ издает нормы, регулирующие транзакции, осуществляемые посредством различных каналов, ведет мониторинг данных операций. Работа небанковских кредитных организаций, задействующих платежную инфраструктуру, которая есть у государства, во многом зависит, как и деятельность обычных кредитно-финансовых структур, от величины ключевой ставки ЦБ РФ.

Рассмотренные нами цели деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) предполагают выполнение им определенных функций. Изучим их специфику.

Взаимодействие ЦБ и органов власти

Зафиксированные в законодательстве роль и функции ЦБ на практике означают, что главному банковскому учреждению государства придется взаимодействовать также и с другими госструктурами, и в этом смысле данные коммуникации могут сопровождаться появлениям ряда противоречий. В чем они могут заключаться?

Прежде всего в том, что интересы небанковских госструктур — например Министерства финансов, могут предполагать приоритетное снижение безработицы. В свою очередь, ЦБ может принять решение о том, чтобы ставить акцент на снижение как раз-таки инфляции. Позиция обоих ведомств в этом случае вполне объяснима. Минфин как правительственная структура будет заинтересован прежде всего в решении социальных задач, в данном случае — обеспечении занятости граждан. В свою очередь, в функции ЦБ РФ входит обеспечение макроэкономической стабильности, одним из критериев которой считается низкая инфляция.

Касательно решения отмеченной проблемы — когда приоритеты ЦБ и других органов власти могут расходиться, в среде исследователей наблюдаются две довольно полярные точки зрения. В соответствии с первой, цели и функции ЦБ РФ должны быть приоритетнее активностей правительственных структур, так как грамотное макроэкономическое регулирование — потенциально более мощный с точки зрения эффективного управления национальным хозяйством инструмент, чем решение задач, предопределяемых запросами общества, которые могут не всегда коррелировать с возможностями государства. Каждый гражданин, полагают исследователи, желает получать большую зарплату на хорошей должности, но это желание должно быть реальным с точки зрения объективных законов экономики. В знании которых, как предполагается, больше компетентности имеют финансисты ЦБ, чем сотрудники правительства.

В соответствии с другой точкой зрения, задачи и функции ЦБ РФ должны непосредственным образом предопределяться запросами общества. Вполне возможно, полагают аналитики, что граждане окажутся вполне готовы к высокой инфляции — но главное, чтобы была работа. В пример сторонники данной точки зрения ставят некоторые европейские государства, в которых рост цен невысок либо и вовсе выражается в отрицательных значениях, но безработица зашкаливает за десятки процентов. В этом смысле ЦБ тех стран на отлично решают задачу, связанную с таргетированием инфляции, но запросы общества при этом оказываются совершенно не удовлетворенными — люди не могут устроиться на работу, а их доходов бывает недостаточно даже для приобретения товаров по стабильным ценам.

Подобная дискуссия часто перетекает в постановку вопроса: «Стоит ли законодательно разрешать ЦБ действовать независимо от правительства и отдавать ЦБ, тем самым, приоритет в макроэкономическом регулировании?» Рассмотрим данный аспект подробнее.

Национальный банковский совет

К основным структурам ЦБ РФ, обеспечивающим функционирование организации, можно отнести Национальный банковский совет. Он является коллегиальным органом учреждения. Выше мы отметили, что целью деятельности Центрального Банка РФ не является содействие государству в выполнении взятых обязательств, а также тот факт, что работа главной российской финансовой организации не подотчетна властям.

Однако на примере Национального банковского совета можно проследить, что на практике зависимость ЦБ от государства может быть значительной. Дело в том, что в составе Нацсовета ЦБ работают представители от Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, а также лица, назначаемые Президентом РФ. Председатель ЦБ РФ также работает в составе рассматриваемой структуры Центробанка.

Надзорные функции ЦБ в банковском секторе

В сфере банковского надзора Центробанк выполняет ключевые функции. Это то направление деятельности, которое особенно интересует вкладчиков проблемных банков. Перед регулятором банковского сектора стоят следующие задачи:

  • контроль за безналичными и наличными операциями;
  • выполнение требований закона 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма»;
  • внешний аудит отчетности и правил бухгалтерского учета;
  • выдача, приостановка действия и отзыв лицензий;
  • санация проблемных банков (докапитализация с целью финансового оздоровления);
  • организация выплат вкладчикам обанкротившихся банков и застрахованным клиентам негосударственных пенсионных фондов;
  • контроль соблюдения обязательных требований к собственному капиталу банков, норм резервирования на случай возможных потерь и др.

В 2013 году в должность председателя Центрального банка вступила Эльвира Набиуллина. Одновременно с этим были заметно расширены полномочия Центрального Банка, который приобрел статус мегарегулятора. С тех пор под надзором ЦБ оказались не только банки, но и небанковские финансовые организации: страховщики, инвестиционные компании, фондовые биржи и брокеры, негосударственные пенсионные фонды и др. В мае 2020 года Центральному банку было доверено проведение санации банков. Таким образом, в ведении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) остались только выплаты вкладчикам банков, лишенных лицензии.

Ужесточились требования Банка России к кредитным организациям. Самой жесткой карательной мерой, применяемой к банкам, является отзыв лицензии и ликвидация финансового учреждения. Число отзываемых Центробанком лицензий стало расти с 2013 года и достигло пикового значения в 2020 (87 банков) и 2020 (93). Соблюдение обязательных нормативов стало контролироваться более жестко, возросло количество аудиторских проверок.

Главной причиной «закручивания гаек» стало ухудшение финансовых показателей российских банков. Сказалось введение в 2014 году санкций, из-за чего коммерческие банки лишились доступа к дешевым кредитам на Западе. Также повлияло вступление в силу международного банковского протокола Базель III, по которому ужесточились требования к достаточности собственного капитала. В 2020 году лишений лицензии стало меньше (47). Но во втором полугодии произошли огромные по масштабам события, связанные со спасением трех игроков рынка. Два из них входили в десятку крупнейших и в список системно значимых банков. У всех на слуху санация самого большого в России частного банка Открытие, затем БИН банка и Промсвязьбанка. Во всех трех банках введена временная администрация и внешнее управление. После завершения финансового оздоровления Центральный банк организует выпуск акций санированного банка. Они будут предложены инвесторам на открытом рынке.

Санация не затрагивает интересов обычных вкладчиков. Отделения в обычном режиме работают с клиентами, выдаются кредиты, обслуживаются карты. Отдельно стоит сказать, что иногда в ходе мероприятий по финансовому оздоровлению не удается оградить от потерь частных инвесторов. Риски держателей ценных бумаг, в отличие от депозитов, не застрахованы. Примером могут послужить еврооблигации Открытия, обязательства по которым на сумму почти миллиард долларов были списаны как безнадежные.

Если вы хотите проверить информацию об интересующем вас банке, вы всегда можете сделать это на официальном сайте регулятора в разделе «Информация по кредитным организациям» по этой ссылке.

К сожалению, вмешательство мегарегулятора, поддерживая стабильность финансовой системы, приводит и к побочным последствиям. Почти 70% банковского сектора уже перешло в собственность госбанков. В десятке крупнейших банков остался только один частный (Альфа банк). На спасение только Открытия, БИНа и Промсвязьбанка потребуется более триллиона рублей. Деньги на эти цели Центробанк берет не из казны, а из специального Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Фонд пополняется за счет реализации активов и имущества проблемных банков внешним инвесторам. Ими чаще всего оказываются банки с государственным участием. Передача банков в государственные руки в условиях кризиса во всем мире является вынужденной и временной мерой. Однако в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Снижение конкуренции в банковском секторе с большой вероятностью означает ухудшение качества обслуживания и сокращение выбора банковских продуктов.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Председатель Банка

Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.

Председатель:

  • действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
  • присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
  • подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
  • несет полную ответственность за деятельность ЦБ.

Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.

Инструменты ЦБ

Посредством каких инструментов может выполнять свои функции ЦБ России? Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • утверждение ключевой ставки по основным операциям;
  • формирование резервных требований;
  • осуществление транзакций на открытом рынке;
  • кредитование и рефинансирование коммерческих финансовых учреждений;
  • валютное регулирование;
  • эмиссия собственных активов.

В целом, как мы видим, отмеченный перечень инструментов коррелирует с ключевыми функциями Центробанка. Управленческие активности ЦБ РФ осуществляются посредством издания особых нормативно-правовых актов — приказов, указаний. Законодательством РФ могут определяться иные инструменты, позволяющие реализовывать основные функции ЦБ РФ.

Итак, мы рассмотрели основные особенности деятельности Центробанков как кредитно-финансового института в целом, а также Банка России в частности. Основные функции ЦБ кратко можно представить в следующем перечне:

  • макроэкономическое регулирование в корреляции с социальными задачами;
  • обеспечение устойчивости финансовой системы государства;
  • эмиссия национальной валюты и обеспечение оборота наличности в стране.

Их выполнение предполагает наделение Центробанка необходимыми полномочиями в части взаимодействия с другими ведомствами. Но каким должен быть их объем? Рассмотрим данный вопрос в контексте взаимодействия ЦБ и других органов власти.

Взаимодействие с финансовыми и госструктурами

Как я уже озвучил ранее, ЦБ не подчиняется ни одной из ветвей власти. Несмотря на то, что он ежегодно отчитывается о своей деятельности в Госдуму, ее указания банк не выполняет.

Представители ЦБ имею право принимать участие в заседаниях Правительства и в Государственной думе. Совместно с Правительством Банк России обсуждает экономическую политику.

Дефицит бюджетов любого уровня – будь то федеральный или местный в регионах – Центробанк не кредитует.

С физическими лицами работают исключительно посредники – коммерческие банки, во главе которых и стоит ЦБ.

Наряду с отзывом лицензии Центральный банк может принять решение о санации какого-либо банка. На текущий момент на стадии «выздоровления» находятся 22 финансовых учреждения.

Инструменты ЦБ

Посредством каких инструментов может выполнять свои функции ЦБ России? Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • утверждение ключевой ставки по основным операциям;
  • формирование резервных требований;
  • осуществление транзакций на открытом рынке;
  • кредитование и рефинансирование коммерческих финансовых учреждений;
  • валютное регулирование;
  • эмиссия собственных активов.

В целом, как мы видим, отмеченный перечень инструментов коррелирует с ключевыми функциями Центробанка. Управленческие активности ЦБ РФ осуществляются посредством издания особых нормативно-правовых актов — приказов, указаний. Законодательством РФ могут определяться иные инструменты, позволяющие реализовывать основные функции ЦБ РФ.

Итак, мы рассмотрели основные особенности деятельности Центробанков как кредитно-финансового института в целом, а также Банка России в частности. Основные функции ЦБ кратко можно представить в следующем перечне:

  • макроэкономическое регулирование в корреляции с социальными задачами;
  • обеспечение устойчивости финансовой системы государства;
  • эмиссия национальной валюты и обеспечение оборота наличности в стране.

Их выполнение предполагает наделение Центробанка необходимыми полномочиями в части взаимодействия с другими ведомствами. Но каким должен быть их объем? Рассмотрим данный вопрос в контексте взаимодействия ЦБ и других органов власти.

Полномочия Центробанка в сфере финансовой деятельности

Примечание

Статус, цели, функции, обязанности и полномочия деятельности Центробанка закреплены в Конституции РФ, а также в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Центробанк является финансовым агентом правительства. В связи с этим он выполняет несколько задач:

  • осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга;
  • контролирует кассовое исполнение бюджета;
  • ведет текущие счета правительства;
  • контролирует хранение, эмиссию и изъятие ценных бумаг, монет и денежных банкнот;
  • переводит валютные средства при расчете с правительствами других стран.

Центробанк получает доход за выполнение этих операций. Однако получение прибыли не является главной целью ЦБ, так что большая часть денег становится активами банка или отчисляется в государственный бюджет. В традиционном понимании Центробанк самоокупаем.

Центробанк также играет роль кредитора государства. При необходимости восполнить государственный бюджет в условиях дефицита или покрыть государственные затраты ЦБ выдает правительству один из трех вариантов кредита: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) или долгосрочный (более 5 лет).

Совет директоров

Следующий важнейший орган ЦБ — Совет директоров. Он считается высшей исполнительной структурой банка и определяет то, в каких направлениях будет сконцентрирована деятельность Центрального Банка России, цели и ориентиры работы учреждения. Его формирование имеет определенную схожесть с процедурой включения тех или иных лиц в состав Национального банковского совета.

Так, в рассматриваемой структуре ЦБ РФ работает Председатель Центробанка, а также 12 рядовых членов, постоянно осуществляющих трудовую деятельность в банке. Состав Совета директоров ЦБ РФ формируется при непосредственном участии Государственной Думы и Президента РФ. Вновь можно проследить тот факт, что зависимость Центробанка от государства на практике все же значительна, несмотря на то что юридически ЦБ — независимая от органов власти организация.

Совет директоров ЦБ РФ, определяющий цели деятельности, функции и операции Банка России, должен собираться не реже 1 раза в месяц. Данная структура принимает решения касательно эмиссии рубля, установления нормативов для негосударственных банков, формирования перечня векселей и иных ценных бумаг, используемых в целях обеспечения займов ЦБ, установления процентных ставок, лимитов операций на рынке, текущих кредитов, например, рассматривая возможность их продления. Совет директоров ЦБ осуществляет надзорные, а также контрольные функции.

Задачи центрального банка

центрального банка

  1. обеспечение устойчивости национальной денежной единицы (таргетирование инфляции);
  2. обеспечение надежности денежно-кредитной системы страны;
  3. обеспечение эффективного функционирования платежной системы страны.

Для выполнения вышеуказанных задач центральный банк, с одной стороны, должен быть полностью независимым от правительства, но с другой стороны, при проведении денежно-кредитной политики действия центрального банка должны быть согласованны с действиями органов государственного управления.

Независимость центрального банка является ключевым аспектом и в последнее время имеет политический подтекст. В частности, Европейский союз принял решение, согласно которому страна, которая не обеспечила на законодательном уровне и в практической деятельности высокую степень независимости своего центрального банка, не может быть членом Объединенной Европы.

Выделяют экономическую и политическую независимость центрального банка.

Под экономической независимостью понимают возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определённым кругом полномочий, направленных на принятие оперативных решений при проведении денежно-кредитной политики.

Под политической независимостью понимают уровень самостоятельности центрального банка во взаимоотношениях с правительственными органами при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.

Кредитно-денежная политика

Ведущей задачей данной политики является удержание инфляции в рамках 4 %. Именно такой показатель обозначен в проекте на 2019—2021 годы.

Главным инструментом для обеспечения данной задачи является регулирование ключевой ставки, а также:

  • Выпуск облигаций;
  • Установление границ в объемах резервов коммерческих банков;
  • Регуляция денежной массы в государстве.

Проводимая Центробанком политика влияет на экономику в целом и на каждого отдельно взятого жителя страны в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, для разработки эффективных инструментов ЦБ занимается прогнозированием и оценкой рисков.

На сегодня у меня все. Я надеюсь, что статья оказалась полезной для Вас.

До скорого!

Нормативные акты

Федеральный закон «О Центральном банке России» от десятого июля 2002 и ФЗ о БиБД («О банках и банковской деятельности») регулируют деятельность данного финансового института. В свою очередь, ЦБ имеет право разрабатывать нормативные акты по вопросам денежного обращения. Практически все эти законы подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Исключения составляют акты, устанавливающие:

  • курсы валют;
  • изменение ставки рефинансирования;
  • размер нормативов;
  • любые количественные ограничения;
  • порядок функционирования системы ЦБ.

Закон «О Центральном банке России» предусматривает, что прибыль организации определяется как разница между доходами от банковских операций, участия в капиталах других финансовых организаций и расходами, связанными с выполнением функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector