Транспортная логистика: сущность и задачи

Содержание:

Особенности направлений логистики компании

Теперь расскажем кратко о специфике логистики коммерческих предприятий. Тесное взаимодействие всех систем управления и их согласованное функционирование – залог успешной работы компании.

Производственная логистика

Она занимается управлением материальных ресурсов, начиная с поставок сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Производственная логистика преследует цели максимально снизить себестоимость изделий, улучшая его качественные характеристики. В ней не предусмотрены какие-либо товарно-денежные отношения.

Закупочная логистика

Направление рассматривает вопросы, связанные с поиском поставщиков, оптимизацией запасов на складах, сокращением расходов на закупку.

Подразделяется на два вида:

  1. Традиционная. Разовая закупка сырья и материалов на конкретный срок.
  2. Оперативная. Приобретение ТМЦ по мере расходования имеющихся ресурсов.

Она отвечает за бесперебойные поставки сырья и оптимизацию складских запасов.

Логистика запасов

Разновидность управления, нацеленная на рациональное использование запасов на складах. Организация складской логистики позволяет грамотно распределить излишки сырья при заказе больших партий, вовремя приобрести товар до ожидаемого скачка цен и снабдить им конкретный участок производства.

Транспортная логистика

Направление отвечает за снижение издержек на транспортировку ТМЦ. Данное направление логистики на предприятии занимается перевозкой грузов, поставками товаров. Специалисты подбирают необходимый вид транспорта, планируют оптимальные маршруты, связывают все автоперевозки и управляют информационными потоками.

Информационная логистика

Отдел занимается менеджментом внутренних и внешних потоков информации. Его приоритетная задача – управление программным и техническим обеспечением с разработкой новых мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы. Оптимизация работы логистического отдела позволяет бесперебойно взаимодействовать всем подразделениям предприятия. Информационная логистика востребована в компаниях с большим товарооборотом, к примеру, на хлебопекарном предприятии. При оформлении оптовых заказов все покупатели должны быть занесены в электронную базу, иначе при доставке товаров произойдет путаница.

Железнодорожная логистика

Грузоперевозки на железнодорожном транспорте – популярный вариант недорогой доставки товаров. Она отвечает за определение оптимальных маршрутов, выбор вида подвижного состава, погрузочно-разгрузочные операции и оформление накладных.

Таможенная логистика

Направление, используемое в международных компаниях для организации поставок сырья и товаров между государствами. Специалисты занимаются документацией и организацией грузоперевозок.

Виды транспортной логистики и ее основы

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя подразумевает перемещение грузов внутри компании и между ее филиалами. Внешняя же транспортная логистика позволяет перевозить груз от производителя к потребителю.

Также такой вид логистики различается по принципу организации процесса:

  1. Логистический принцип предполагает наличие только одного оператора перевозки. Благодаря этому процесс получается систематическим и последовательным. Так постепенно появляются общие тарифы на транспортировку.
  2. Традиционный — нет единого оператора, а все участники взаимодействуют между собой. Стоимость на определенные услуги внутри транспортной цепи известны только смежным участникам. Поэтому тут нет единых тарифов.

Первый вариант считается более универсальным и надежным. Компании не нужно переживать, что какое — то звено даст сбой и перевозка не состоится. Это чревато предприятию крупными потерями, а транспортно — логистическая компания получит урон своей репутации.

Советы эксперта для правильного выбора транспортной компании по перевозке груза для начинающих

Хорошая компания должна обеспечить вам быструю и качественную перевозку грузов.

При этом нужно обращать внимание на следующие факторы:

  1. Опыт работы выбранной организации.

Количество отработанного компанией времени, которая занимается перевозкой грузов, напрямую влияет на показатели ее устойчивости и говорит нам об отлаженности механизма работы.

  1. Технологии работы.

Если компания имеет большой опыт работы, то скорее всего в ней налажены определенные технологии, которые позволяют добиваться положительных результатов. Прямое взаимодействие с подрядчиками на разных этапах доставки способствует решению любых появляющихся вопросов.

  1. Персонал компании.

Персонал имеет большое значение для всех организаций. Все сотрудники должны иметь большой практический опыт и являться частями одного целого.

  1. Специализация компании.

Маленькие логистические фирмы в основном являются только посредниками А вот проверенные компании, специализирующиеся на доставках сборных грузов, достойны вашего внимания.

  1. Особенности перевозки продукции, производимой вашей фирмой.

Занимаясь выбором транспортной компании, стоит остановить свой выбор на той, которая долго занималась перевозками похожих товаров. Долгий срок работы фирмы на рынке услуг свидетельствует о том, что она хорошо выполняет свои задачи и выдерживает натиск конкуренции других фирм.

Работники транспортной компании должны быстро реагировать на все возможные сложности и разного рода конфликтные ситуации. Их квалификация и опыт не должны вызывать у вас абсолютно никаких сомнений.

Выбор логистов

Для того чтобы произвести грузоперевозки, логисту надо правильно подобрать транспортное средство. Все они разделены на такие категории, как автомобильное транспортное средство, жд транспорт, морские средства доставки, перевозка воздухом, трубопроводный вид средства. Часто используют для грузоперевозок автомобиль, жд транспорт и морские судна

При отправке содержимого багажа, специалистам нужно обратить внимание на такие составляющие элементы, как:

  • Какое количество веса нужно транспортировать.
  • Какие сроки потребуются, и какие сроки предоставляет грузоотправитель.
  • Безопасность перевозки.
  • Количество доставок.

При определении этих составляющих элементов, логист выбирает максимально подходящий вид транспортного средства.

Изменения и современные тенденции

Среди всех видов транспортировки товара, часто используют автомобильное транспортное средство, так как этим транспортом можно доставить разного рода багаж, и крупногабаритный и мелкогабаритный. Изменения, что произошли в сфере логистики, большей мерой коснулись доставки автомобилем. Нововведения произошли в таком направлении:

  • Увеличилось количество компаний, которые предоставляют услуги перевозки. В частных автопарках увеличилось количество грузовых машин. Это связано с тем, что большое количество грузоперевозчиков стали заинтересованы в таком виде перевозки. Это относиться к частным компаниям. С 1993 года и по нынешний год количество грузоперевозок частными предприятиями возросло на 63 %.
  • Доставка жд транспортом сократилась. Такое сокращение связано с использованием компаниями новых видов автомобилей, которые могут доставить и специфичный груз, с учетом всех норм, температурного режима и составляющих товара.
  • Компании, что используют для перевозки коммерческий транспорт отошли на второй план, так как такие предприятия не имеют заинтересованности в процессе перевозки содержимого багажа.

Грузоперевозки автомобильным транспортом постепенно вытесняют железнодорожные

Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы

Очень большой проблемой развития транспортной логистики в нашей стране является отсутствие грамотных бизнес-проектов, в которых четко прописаны функции каждого из подразделений компании.

Невозможность четкого разграничения обязанностей приводит к тому, что один сотрудник выполняет различные виды работ, не будучи профессионалом в данной отрасли. Этот момент следует учитывать еще на этапе обучения данному виду логистики.

Транспортная логистика в России развивается не слишком стремительно.

Существует целый ряд причин, влияющих на это:

  • нестабильная экономическая ситуация;
  • невысокий уровень развития производства тары и упаковки;
  • плохое состояние дорожного покрытия;
  • невысокий уровень производственно-технической базы.

Итак, друзья, несмотря на определенные трудности развития транспортной логистики на данном этапе, есть все необходимое, чтобы такое направление активно развивалось в ближайшем будущем, и оно реально развивается!

В пример можно привести друзей и партнеров сайта ХитёрБобёр.ru — транспортную компанию , которая осуществляет перевозки по Москве и Московской области. Также у компании есть . Ее руководитель Яна Гулинчук не только профессионально ведет свой бизнес, но и всесторонне развивается.

Мой друг и совладелец сайта ХитёрБобёр.ru Виталий познакомился с мужем Яны одном из обучающих мероприятий Бизнес-молодости. С тех пор мы общаемся и дружим и готовы поручиться за качество услуг этой транспортной компании.

3.2 Организация и планирование перевозок

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая — при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте — перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Правила построения службы логистики

Организация логистики на предприятии во многом зависит от направления деятельности компании, ее размеров и мощностей, ежемесячного товарооборота, количества поставщиков и потребителей. В зависимости от указанных внутренних и внешних показателей, на производстве устанавливается определенная иерархия. Каждая выделенная структура делится на несколько уровней развития логистики, подотчётных управляющему:

Первый уровень Общее управление Вице-президент по логистике
Второй уровень Программное управление Руководители групп
Третий уровень Оперативное управление Менеджеры

Первый уровень выполняет следующее:

  • контроль деятельности логического отдела;
  • корректировка планов и направлений;
  • разработка стратегий, долгосрочное и краткосрочное планирование;
  • оценка работы системы;
  • координация служб доставки;
  • контроль и согласование бюджета.

Деятельность системы базируется на имеющихся показателях производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Первый уровень службы логистики взаимодействует со всеми нижестоящими подразделениями.

Функции второго уровня:

  • оформление и обработка поступающих заказов;
  • контроль закупок;
  • организация транспортного и складского хозяйства;
  • реализация плана работ;
  • контроль за деятельностью подчиненных;
  • устранение ошибок, несоответствий;
  • отчет перед руководством компании.

Участниками второй ступени считаются руководители-менеджеры отделов снабжение, сбыта, складского хозяйства и т. д., инженеры, контролеры и аналитики. Благодаря их совместным действиям, все проблемы разрешаются своевременно и без осложнений.

В обязанности третьего уровня логистики торгового предприятия входит:

  • управление передвижением ТМЦ;
  • взаимодействие с поставщиками при просрочке дедлайнов;
  • передача менеджерам информации о зафиксированных нарушениях;
  • управление подсистемами программного уровня;
  • отчет перед вышестоящим руководством.

Документация в транспортной логистике

Ни одна транспортная компания не обходится без сопроводительных документов. От документального подтверждения каждой хозяйственной операции на каждом этапе логистической цепи зависит дисциплинированность и контролируемость процесса. Грузоотправитель сам несет ответственность за переданные перевозчику бумаги. Она оговаривается в заключаемых договорах. Основные сопроводительные документы:

  1. Путевой лист (от перевозчика).
  2. Договор между заказчиком и перевозчиком.
  3. Товарно-транспортная накладная (от грузоотправителя/заказчика).
  4. Товарная накладная (если в ТТН не указан полный перечень товаров).
  5. Сертификат соответствия и качества, паспорт (в зависимости от характера груза).
  6. Счета-фактуры и договор поставщика с покупателем (не обязательны).

При международной доставке груза пакет документов несколько шире.

Обучение на логиста

Популярность транспортной логистики и специалистов в данной области постоянно растет. Однако, в РФ (а может и в РБ) нет возможности качественного логистического образования в высших учебных заведениях. Так как пробрести необходимые для этой профессии навыки? Занятия частного характера могут предоставить знания за финансовое вознаграждение. Чаще всего подобное обучение проводится дистанционно, но если есть возможность получить знания очно, не надо раздумывать — надо идти учиться. Среди дистанционных уроков стоит выделить:

  • ЕШКО. За определенную плату желающему учиться на логиста будут последовательно высланы печатные материалы в количестве 30 штук, при помощи которых самостоятельно можно освоить специальность.
  • «Лекториум». Сайт включает 50 видеоуроков теории и 16 практических работ. Курс предоставлен политехническим институтом СПб и является бесплатным.
  • МГТУ. Возможность дистанционного обучения в течение 8 занятий по специальности «Специалист по логистике в сфере транспорта». Курсы платные, одни из наиболее дорогих.
  • Eco-gruzovoz.com. Портал дает возможность пройти специальный курс, ориентированный на жителей стран СНГ. Обучение включает 10 уроков, в конце каждого из них практическое задание. Обучение платное.

При отсутствии возможности пройти обучение по специальности «транспортная логистика» рекомендуется не терять времени зря и заняться изучением дисциплин, неразрывно связанных с основой логистики:

программа Microsoft Office, заострить внимание на Excel; а также программа учета финансов — 1C;
иностранный язык, общепринятый английский язык — пригодится при сотрудничестве с заграничными компаниями;
курсы активных продаж помогут всколыхнуть и закрепить знания и навыки коммуникативного характера;
тайм-менеджмент — умное распределение рабочего времени как для себя, так и для подчиненных сотрудников;
психология личности пригодится для поиска и установления деловых отношений с контрагентами;
география.

Учитывая, что транспортная логистика не ограничивается рамками одной специализации, то разностороннее развитие и своевременное повышение квалификации покажет больше плюсов в профессии, чем минусов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта

Видтранспорта

Достоинства

Недостатки

Железно- дорожный

Высокая провозная и пропускная способности.

Высокая регулярность перевозок.

Относительно низкие тарифы.

Значительные скидки для транзитных отправок.

Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния

Ограниченное число перевозчиков.

Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.

Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.

Низкая доступность к конечным точкам продаж.

Недостаточно высокая сохранность грузов

Автомо-бильный

Высокая доступность.

Возможность доставки груза «от двери до двери».

Высокая маневренность.

Высокая скорость доставки.

Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.

Возможность отправки груза малыми партиями

Низкая производительность.

Зависимость от погодных и дорожных условий.

Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.

Недостаточная экологическая чистота

Воздушный

Наивысшая скорость доставки грузов.

Высокая сохранность груза.

Наиболее короткие маршруты перевозок

Высокая себестоимость перевозок.

Высокая капиталоемкость.

Зависимость от погодных условий.

Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

время доставки,

частота отправлений груза,

надежность соблюдения графика доставки,

способность перевозить разные грузы,

способность доставить груз в любую точку территории,

стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами

Три уровня логистической структуры

Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:

  1. Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
  2. Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
  3. Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.

Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.

Какие виды транспорта применяются в грузоперевозках

В зависимости от вида перевозимого товара и дальности маршрута выбираются разные виды автомобильного транспорта:

  • бортовые грузовики для стройматериалов и грузов, не требующих особых условий транспортировки;
  • фургоны с закрытыми кузовами для мебели, товаров продуктового и не продуктового типа;
  • рефрижераторы для продуктов и других товаров, которые требуют особых температурных условий;
  • цистерны для горюче-смазочных материалов или жидких сред;
  • самосвалы, если требуется автоматическая выгрузка (щебень, песок, кирпич);
  • платформы для негабаритных грузов и спецтехники.

Железнодорожные перевозки осуществляется при использовании наливных цистерн для жидких сред, насыпных или навалочных вагонов (перевозятся товары без учета мест) вагонов. Водный транспорт с платформами для погрузки контейнеров, загрузкой в трюмы или наличием наливных цистерн. Авиаперевозки позволяют транспортировать товары с ограниченной массой. Конечный вес зависит от вида воздушного транспорта.

Классификация грузоперевозок по типу используемого транспорта и категориям

Все перевозимые грузы классифицируются в соответствии с общепринятыми нормативами. Товары разделяют на:

Опасные, транспортировка которых может нанести вред окружающей среде или здоровью/жизни человека. Данная категория перевозится при строжайшем соблюдении мер безопасности.
Скоропортящиеся, требующие особых условий хранения: температура, влажность

При их доставке важно учитывать сроки годности.
Негабаритные и сверхтяжелые с нестандартными размерами и весом. Такие товары зачастую невозможно перевезти стандартным путем, требуется выбирать специальные маршруты и виды транспорта.
Живые, например, домашняя птица, крупный рогатый скот и др

При их транспортировке важно обеспечить удобство, хороший воздухообмен, возможность подачи воды, питания и многое другое.
Тяжеловесные, требующие особых средств для погрузки и разгрузки.

Каждый тип доставляется с учетом уникальных требований.

Роль в построении правильной маркетинговой стратегии

Обеспечить должный уровень по обслуживанию клиентов-получателей можно только при грамотной маркетинговой стратегии организации. Данный инструмент оказывает эффективное воздействие, при задаче укрепить рыночную позицию и достичь преимущества среди конкурентов. Увеличивается оборот и осуществляется диверсификация структур материального и территориального характера. Задачей логистики в этом случае выступает эффективная реализация каждой из цели. Она поможет обеспечить требуемую интенсивность доставок продукции к получателю, рационально сформировать запасы под дистрибутивную сеть и т.д.

Управление цепочками поставок SCM

Отдельно стоит рассмотреть такую область как «Управление цепочками поставок» (УЦП) или «Supply Chain Management» (SCM).

Общая практика внедрения принципов УЦП на предприятии приводит к улучшению следующих показателей:

N

Показатель

От %

До %

1

Сокращение затрат на логистику

5

20

2

Рост продаж

5

20

3

Улучшение точности прогнозирования

10

20

4

Увеличение маржи

5

15

5

Рост оборота складского запаса

20

50

6

Сокращение уровня складского запаса

10

30

УЦП базируется на идеологии сквозной интегрированной логистической системы предприятия, включающей три основных составляющих: закупки, производство, сбыт.

Основой управления является взаимоувязанное планирование:

  1. Поставок сырья
  2. Ассортимента продукции
  3. Производства
  4. Пополнения складских запасов
  5. Спроса на продукцию и его прогнозирование
  6. Цен и продвижения продукции

На основе плановых показателей формируются оперативные задания для всей цепочки подразделений предприятия.

Особую роль играют методы отработки нештатных ситуаций, например, возврат партии сырья после проверки качества на входном контроле или обработка возврата продукции из торговых сетей.

Зачастую спрос на отдельные виды продукции, например мороженое, зависит не только от времени года, но и от текущей температуры воздуха. В этом случае оперативные плановые показатели корректируются по прогнозу погоды на ближайшие дни.

Вывод

Транспортная логистика относится к сложным процессам с многоэтапным строением. Если предприятие нуждается в подобных услугах, то ответственным лицам лучше обратиться в проверенную компанию по грузоперевозкам с наработанным стажем и чистой репутацией. В противном случае можно выйти из всех графиков поставок и остаться в должниках у конечного потребителя.

Проверенная логистическая фирма заботится о своей репутации и дает гарантии на сохранность перевозимых материалов, доставку в оговоренную дату. Красивые обещания о мгновенной доставке при сложном маршруте должны насторожить. От подобного рода заявлений нужно отгораживаться: чаще всего подобные рекламные фразы звучат от новичков в бизнесе, которые начали работать совсем недавно, и их максимальный по длине маршрут не превышает нескольких сотен километров.

Подводя итоги

Современная логистика автомобильного транспорта – это стремительно развивающаяся сфера бизнеса, которая набирает обороты во всех государствах. Это вполне обоснованно, так как развитие логистики в глобальной экономике является важным условием для получения прибыли.

Логистика транспортная – это подробный анализ большого количества факторов, профессиональная разработка оптимальных маршрутов и схем перевозок грузов разного объема и сложности. Профессиональные транспортные компании обеспечивают высокую скорость и разумную стоимость всех производимых операций. Реализация грамотной логистики в настоящее время является обязательной для проведения и организации максимально эффективной деятельности компаний, работающих в области международных и междугородних перевозок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector