Что такое критическое мышление и как его развить у взрослых и детей

Содержание:

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на жизнь.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей.

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию

Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно. 

Оцените эту статью:

  • 4.35

Всего голосов: 217

Как проходить занятия?

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт

Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Зачем критическое мышление взрослым

  1. Это позволяет вам продолжать интеллектуально развиваться после окончания учебы. Прогресс развития не должен прекращаться никогда. Когда вы сталкиваетесь с новой информацией, знание того, как мыслить критически, поможет вам оценить и использовать ее.
  2. Это помогает вам принимать трудные решения. Возможность сравнить плюсы и минусы имеющихся вариантов, показывая, что у вас есть больше вариантов, чем вы могли бы себе представить.
  3. Люди могут и будут манипулировать вами. По крайней мере, так будет, если вы примете все за чистую монету и позволите другим думать за вас. Достаточно посмотреть рекламу самой новой диеты или «чудодейственного» препарата, и некоторые сразу бегут покупать эти сомнительные средства. Рекламодатели полагаются на отсутствие умения думать на всех уровнях восприятия.
  4. Это делает вас более трудоспособным и лучше оплачиваемым. Лучшие сотрудники не только знают, как решать существующие проблемы, но и знают, как найти решение проблем, о которых никто никогда не думал. Чтобы получить хорошую работу после окончания учебного заведения, вы должны быть одним из таких сотрудников, и критическое мышление является ключевым элементом для решения новых проблем.

Сравнение антиманипулятивных и проманипулятивных качеств личности

Антиманипулятивные качества

Уязвимые для манипуляции качества

Рефлексивность

Рефлекторность (социальный автоматизм)

Личностная автономия

Конформизм

Конструктивная (активная и перспективная) адаптивность

Ситуационное (пассивное и сиюминутное) приспособленчество

Способность к объективному познанию

Субъективность восприятия реальности

Самокритика и общая критичность

Самообман и вера в иллюзии

Изменение и развитие (лабильность, динамичность, эластичность)

Стереотипность (инертность, инерционность, ригидность)

Гибкость и сложность

Потребность в однозначной определенности

Самостоятельность

Ориентация на авторитеты

Конструктивная конфликтность

Ориентация на поведение большинства

Свобода

Зависимость

Противопоставленные в трех таблицах качества мышления и поведения человека в действительности не являются взаимоисключающими, а представляют разные стороны и разные степени проявления одного и того же — противоречивого человека в противоречивых обстоятельствах.

Как нет в мире абсолютного добра и абсолютного зла, а есть лишь сложные сочетания плюсов и минусов, имеющих реальное, и в этом смысле абсолютное для данной ситуации позитивное или негативное значение, — но только относительно человеческой жизни и в восприятии человека, — так нет и абсолютно хороших и абсолютно плохих свойств человеческого мышления и поведения. Несовершенные проявления человеческой психики чаще всего несовершенны лишь в определенных обстоятельствах и в определенных отношениях, а в других могут быть вполне адекватными и оправданными. Эти слабости можно рассматривать и как неизбежные моменты выращивания человеком своих лучших качеств.

Такой целостный и одновременно многосторонний взгляд, принимающий и сложную противоречивость, и разнородную взаимосвязанность реальной личности и реального мира, — еще один важный аспект здорового мышления. И как раз в искусственной и абсолютизированной дихотомии добра и зла, «хорошего Я» и «плохого Я», игнорирующей факты и логику, увидели корни авторитаризма и гуруизма авторы книги «Маски авторитарности: Очерки о гуру» Джоэл Крамер и Диана Олстед (Крамер Д., Олстед Д. Маски авторитарности: Очерки о гуру. — М.: Прогресс-Традиция, 2002).

В культивировании критического мышления ни в коем случае нельзя допустить ошибку, привнесенную в восприятие человеком самого себя и своего мира уже много столетий назад, когда естественные и системно связанные свойства личности и реальности превратили в якобы отдельные «черные» и «белые» сущности, переиначив реальную систему в иллюзорно-патологическую. Чрезвычайно желательно изначально учить неразрывной связанности и системности всех свойств и навыков мышления, а также сложности и многоцветности здорового восприятия сложной и неоднозначной реальности.

Необходимость для человека некой определенной ориентации в целях выстраивания своей жизни и социума в условиях бессмысленной и бесцельной объективной реальности не содержит в себе фатального обречения на абсурд иллюзионного самотека обыденности. Здоровое и хорошо инструментально вооруженное системное мышление как массовое культурное достижение возможно. И уж точно жизненно необходимо. Ибо, несмотря на всю нашу компьютеризированность, в когнитивно-мыслительном плане нашей культуры мы еще в глубоком средневековье. И сочетание нынешней технической вооруженности с дичайшей инфантильностью мышления очевидно самоубийственно.

Евгений Волков

Другие новости и статьи

« Расул Гамзатович Гамзатов

Московия XVII века »

Современность

метки: критическое мышление, мышление

Темы Обозника:

COVID-19В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеофицерохранапатриотизмпенсиипенсияподготовкаправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбасталинстроительствоуправлениеучебафинансыфлот

Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро»

Канеман описывает два режима нашего мышления: быстрый и медленный.

Быстрый — наш автопилот, он нужен, чтобы принимать простые решения в быту, например, когда нужно перейти дорогу или купить кефир. В медленном режиме мышления мы приглушаем эмоции, взвешиваем информацию, проверяем статистику, источники и только потом действуем.

Они могут быть безобидными: например, вы по привычке взяли с магазинной полки кефир в зеленом пакете, а уже дома поняли, что это не кефир вовсе — просто у ряженки новый дизайн. Но когда нужно подписать договор об ипотеке, быстрое мышление с его ловушками может привести к дорогостоящим ошибкам.

Чтобы вовремя себя одергивать и переходить в медленный режим, нужно знать искажения в лицо.

Психологи насчитывают более 200 искажений, но для развития критического мышления достаточно разобраться в основных. Источник

В Корее есть культурная установка, что старшему по возрасту или званию нельзя делать замечания: якобы он не может ошибаться и всё всегда делает правильно. Из-за этого искажения произошло несколько авиакатастроф: диспетчер не решался сказать летчику, что тот действует рискованно.

Другой пример — миф о том, что дельфины спасают утопающих. Это когнитивное искажение называется .

Критическое мышление, как развить. Как развить Критическое мышление?

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее развитие, то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Для развития критического мышления можно использовать следующие приемы:

  • ежедневный самоанализ – осмысление событий дня;
  • действие от противного – размышления на тему «что было бы, если бы я сделал это по-другому»;
  • множество почему – постоянная постановка данного вопроса с целью выявления истинной подоплеки явления;
  • проблема дня – ежедневно ставит себе небольшую задачу или цель, чтобы решить ее к вечеру;
  • ведение дневника самоанализа;
  • регулярная постановка творческих и креативных задач.

Виды

Особенности критического мышления изучаются в возрастной психологии. Знания, тип информации, интеллект, особенности памяти, логика позволяют выделить следующие виды критического мышления:

  • Слабый тип. Данный вид мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно обнаружить у эгоистов, которых интересует только собственное благосостояние. Такие люди в своих действиях мотивированы корыстными целями.
  • Сильный тип. Его примером может служить объективный подход к изучению чего-либо.

На сегодняшний день в психологии и педагогике существует только такой подход к выделению видов критического мышления.

Как избавиться от критического мышления?


Приемы критического мышления

Каждый является жертвой своего восприятия. Критическое мышление порой доставляет человек проблемы. Например, он о чем-то переживает. Он зацикливается на проблеме.

  • Не зря говорят, что наши мысли материальны и потому страхи часто воплощаются в жизнь. Чтобы это изменить, нужно избавиться от хаоса плохих мыслей и снять внутреннее напряжение. Так вы освободитесь от критического мышления
  • Конечно, сложные задачи решать тяжело, но это не значит, что невозможно. Просто не думайте о проблеме — решение придет самостоятельно. Оно возникнет случайно, когда наступят подходящие условия
  • Как бы вы ни сомневались, всегда старайтесь убеждать себя в обратном. Помните, «все, что ни происходит — к лучшему»
  • Переключайтесь на позитивное мышление, обычные дела. Не давайте захватить себя негативу. Вы увидите, что ситуация сама собой разрешается
  • Чем меньше вы будете переживать, тем лучше будет ваша жизнь. Только когда вы достигнете спокойствия и хладнокровия, то тогда вас ждет успех
  • Кроме того, работайте над своей самооценкой. Когда человек любит себя, то он меньше подвергается влиянию критического мышления

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Мои рекомендации

Однажды на тренинге личностного роста один из подростков своими словами объяснил, что такое критическое мышление: это способность личности иметь собственное мнение относительно всего, что происходит вокруг. Наблюдение за групповой работой подростков позволило мне понять, как развить в себе критическое мышление. Свои соображения на этот счет я оформила в виде памятки, которую даю подросткам, когда меня приглашают на тематические классные часы в школы.

  1. Нужно постоянно заниматься саморазвитием: смотреть документальные фильмы и обсуждать их с друзьями или родственниками, читать книги разных жанров, осваивать новые виды деятельности и пробовать себя в различных направлениях декоративно-прикладного и технического творчества. Для критического мышление характерно всестороннее изучение вопроса, которое требует наличия у личности знаний в самых разных областях науки. В ходе обработки поступающей в мозг информации происходит развитие разных составляющих элементов критического мышления.
  2. При изучении какого-либо теоретического вопроса используйте не только рекомендованные преподавателем книги и статьи, но и альтернативные источники информации: тематические форумы в сети интернет, вебинары и интервью с известными людьми. Критическое мышление развивается в ходе формулирования своего совокупного определения того или иного термина на основе трактовок данного понятия разными исследователями.
  3. Анализируйте поведение людей в разных ситуациях. Критическое мышление включает в себя не только способность к рефлексии, но и понимание причин тех или иных поведенческих реакций окружающих людей. Знания в области социальной психологии помогают выстроить эффективное взаимодействие практически с любым человеком. Конечно, для успеха в этом деле понадобятся еще и развитые коммуникативные навыки.
  4. Как у взрослого человека можно развивать критическое мышление? Помочь развить ему навыки самоконтроля. Примером критического мышления в жизни человека можно считать привычку думать о последствиях своих действий.
  5. Столкнувшись с проблемной ситуацией, постарайтесь придумать несколько вариантов ее разрешения, которые вас полностью устраивают. Умение выбрать из нескольких вариантов самый оптимальный – показатель развитого аналитического ума.
  6. Извлекайте максимальную пользу из ошибок. Признаком отсутствия у человека критического мышления является его отказ от продолжения деятельности при первой же неудаче. В психологии ошибки – это факторы и движущие силы развития. Ошибки совершают все, но далеко не каждый умеет правильно к ним относиться. Чтобы извлечь максимальную пользу из ошибки, ее нужно тщательно проанализировать, установить причины ее возникновения, продумать способы ее исключения в будущем.
  7. Не нужно стесняться спросить что-то у незнакомого человека. Неумение задавать вопросы – это признак отсутствия критического мышления. Можно устроить самопроверку: сможете ли вы придумать 50 вопросов собеседнику о его любимой книге?
  8. Упражнения и игры со словами. Чтобы развить у себя навыки критического мышления, можно организовать игры со словами в компании друзей, так как все сложное в игре осуществляется легче. Например, можно выбрать предмет в комнате (к примеру, расческу или линейку) и постараться придумать как можно больше способов нестандартного использования этой вещи. Или сформулировать вопрос, а затем связать с ним случайное слово, найденное на странице в книге.

Критическое мышление Что значит. Как научиться критически мыслить

Критическое мышление , казалось бы, процесс несложный и даже примитивный: есть однозначные «правда» и «ложь», определение которых будет результатом рассуждения; есть начальные посылки, следствия из них и проверка следствий; обработка этих суждений основана на элементарной логике . В этом отношении критическое мышление напоминает машинную логику. Однако мы сталкиваемся с тем, что критическое мышление для множества людей превращается в этакое мастерство, и даже способные к нему нередко запутываются в своих умозаключениях. Вероятно, это связано с трудностями «взрослой жизни»: думать, рассуждать и отыскивать истину приходится самостоятельно, к чему не все готовы. Многие предпочитают участь больших детей – всецело опираются на установки, заданные разнообразными «опекунами»: политическими и религиозными лидерами , родителями и просто «старшими», авторитетами и «паханами», традициями, канонами. Потому что так проще.

Учиться критическому мышлению приходится постепенно, шаг за шагом.

1

Метапознание. Под этим термином скрывается не что иное, как самопознание. Это касается, как изучения нашей способности рассуждать и получать сведения о мире вообще, так и взгляд на себя со стороны – с позиции постороннего человека. Понятно, что «другие люди» могут быть разными, поэтому появляется необходимость анализировать поступки и суждения окружающих. Взглянув на себя со стороны, мы увидим, какие наши действия правильные, а какие ошибочные. Можно каждый вечер вспоминать, что мы делали днём и чем были продиктованы те или иные решения. Дело в том, что каждая отдельная «личность» — структура многосторонняя. «Я» после совершения события – это не совсем «я» до его совершения, в спокойном и уравновешенном состоянии человек мыслит совсем иначе, чем в состоянии аффекта (тревоги, восторга, гнева ). Поэтому вспоминая содеянное за день, мы в какой-то мере сами являемся «посторонним человеком» для себя. Понятно, что проводить такой самоанализ нужно в спокойном состоянии, отрешившись на время от суеты.

Зачем уметь мыслить критически

Такой вид мышления подразумевает постоянное развитие. И действительно, чтобы что-то утверждать, человек постоянно ищет подтверждение своим словам, а значит, узнает все больше нового. В педагогике последних лет многие программы уже стали пересматривать, так как появилась потребность в таких кадрах. Что позволяет сделать или чего добиться этот тип мышления:

  1. Успех в профессии. В любой области ценится специалист, а критически мыслящий сотрудник “туфты” не предложит, ведь он проверит информацию 7 раз.
  2. Адаптация. Ключевые навыки такого сотрудника позволяют ему быстро адаптироваться к новым условиям, коллективу, требованиям. Что позволяет эффективно выполнять работу.
  3. Индивидуальность. Такая личность может выразить себя не только в условиях работы, но и в обществе. Она, как правило, работает и над развитием эмоционального интеллекта, чтобы самовыражаться и адаптироваться.
  4. Креативность. Процесс критического мышления помогает принимать нестандартные решения, удивлять новыми идеями. Такие люди не склонны к руководству стереотипами, они открыты к новым горизонтам.
  5. Знатоки тайм-менеджмента. Такие работники не будут размениваться на мелочи, они правильно расставляют приоритеты, управляют своими эмоциями и ресурсами.
  6. Новые подходы. Способность к критическому мышлению помогает не идти по пути утопии. Человек с этой способностью, когда видит, что схема не работает, не будет долго над ней корпеть, а сразу же переориентируется на другую.
  7. Рост личности. Основная заслуга такого мышления – личностный рост. Критичность помогает расти, развиваться, двигаться к целям, достигать их лучшими способами. Она способствует повышению самооценки и уверенности в себе, ведь такого человека начинают уважать и прислушиваться к нему.

Ну что, я вас заинтриговала? Хотели бы развиваться в этом направлении? Если да, то движемся дальше.

Как формируется критический склад ума

Человек современной эры находится под непрерывным прессингом мнений и суждений посторонних ему людей. Информации стало очень много, она стала всеобъемлющей и распространяется с помощью СМИ и интернета очень быстро.

Чтобы сформировать критическое мышление, необходимо подвергать сомнению всё, что пытаются навязать агитаторы, пропагандисты и специалисты по рекламе. Зачастую они преследуют собственную выгоду и их слова далеко не правдивы.

Необходимо научиться отделять правду ото лжи и формировать своё будущее на основе грамотного анализа ситуации.

Чтобы выработать правильный план действий, психология критического мышления рекомендует начать с самоанализа. Для достижения поставленных целей необходимо адекватно оценить свои возможности и потенциал. И заняться самосовершенствованием, получая новые знания из интернета и новых книг, следя за своим здоровьем и развивая новые навыки.

Зачастую поведение человека определяют традиции и негласные правила. Оказавшись в незнакомой среде, постарайтесь как можно быстрее изучить их. Развивайте наблюдательность и собирайте информацию из доступных источников, чтобы поступки были безопасными, а действия — эффективными.

Внимательно относитесь к невербальным формам общения. Анализируйте мимику, жесты, позы, сопоставляйте то, что люди говорят, с известными фактами и только после этого приступайте к анализу информации. Не делайте скоропалительных выводов и избегайте спешки при принятии решения. Полагайтесь больше на своё мнение, не будьте жертвой моды и политтехнологий.

Также вам будет интересно почитать статью Развитие мышления, тренировки, игры, упражнения

Определение понятия

Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у индивидуума являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
  • понимание закономерностей исторических событий;
  • способность из множества фактов и тезисов выбрать те, которые необходимы для решения конкретной ситуации;
  • умение припоминать личный опыт (как положительный, так и отрицательный) в стрессовой ситуации;
  • толерантность к чужому мнению и жизненным принципам другого человека;
  • способность конструктивно воспринимать критику;
  • умение аргументированно излагать свои мысли в диалоге;
  • способность заметить противоречия и нестыковки в высказываниях собеседника;
  • последовательность и доброжелательность в разрешении спорных моментов и конфликтных ситуаций;
  • склонность к разрешению конфликтов мирным путем;
  • отказ от шаблонных вариантов действий и стереотипности мышления;
  • самоактуализация;
  • способность к самоанализу и потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании.

Сближение по методу исключения

По информации российских СМИ, президент Лукашенко планирует встретиться с президентом Путиным уже 28 мая. Российский лидер, конечно же, будет защищать белорусского коллегу. Однако следует понимать, что Россия будет делать эти заявления потому, что она придает большое значение Белоруссии в качестве буферной зоны с ЕС.

В России укоренилось глубокое недоверие к Белоруссии. Президент Путин, являющийся реалистом, выражает поддержку, если видит, что администрацию Лукашенко можно использовать, но безжалостно отвернется от ее, если посчитает, что в этом нет никакой выгоды. В настоящее время отношения между двумя странами, безусловно, тесные, но, похоже, это всего лишь результат выбора методом исключения на фоне усиливающегося давления со стороны Европы и США.

Евросоюз будет и дальше ужесточать свое отношение к РБ по мере ее сближения с Россией. Предполагается, что Москва, защищающая Минск, также окажется под давлением Европы и США. Однако опять же, отношения между Белоруссией и Россией близки только с точки зрения концепции «враг моего врага — мой друг», и как минимум необходимо учитывать стойкое недоверие России к западному соседу.

Белоруссия — это буферная зона для России. Президент Лукашенко умело пользовался этим геополитическим положением, но дипломатическая позиция ЕС, подчеркивающего ценности прав человека и демократии, больше не совместима с администрацией белорусского лидера. Следовательно, Россия — это единственный вариант для сближения. При этом стоит отметить, что теперь для Лукашенко будет практически невозможно проводить жесткую ситуативную дипломатию в отношении России.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector