Технология развития критического мышления

Способы мышления

Их всего два. Мышление может быть либо критическим, либо нет. И шагов, чтобы развить первый вид, нужно сделать тоже два:

  • признать, что собственный способ мыслить несовершенен
  • развивать правильное мышление регулярно

А вот стратегий для разработки критического мышления целых 5:

  1. Не проводить зря время, расходуя на бессмысленные вещи
  2. Назначить одну задачу на один день
  3. Создать стандарты мышления и придерживаться их. Под ними подразумеваются точность, логика, значимость, актуальность
  4. Вести дневник с описанием ситуаций, их анализом и оценкой
  5. Изменить свой характер. Развить силу воли, дисциплину и настойчивость. Научиться критически относиться к своему мнению

Один из типов некритического мышления — творческое. Творческое и критическое мышление мешают друг другу. Одно открывает новые пути решения задач. А другое проверяет пригодность этих решений для достижения поставленных целей. То есть творчество генерирует новые идеи, а критический склад ума выявляет их недостатки.

Платон «Диалоги»

Книга для тех, кто хочет знать, с чего начинались философия, науки и рациональный подход.

Сократ, персонаж Платона, сформулировал, по сути, первую технику критического мышления — майевтику: вступить в диалог, задавать вопросы, сомневаться в истинности информации и искать точное знание через определение понятий и логику.

Например, однажды Сократ спросил у врача, что такое здоровье.

— Здоровье — это когда у тебя хороший аппетит, когда ничего не болит, когда ты весел и бодр, — ответил врач.
— Ты описываешь следствия — то, что возможно благодаря хорошему здоровью. А что такое само здоровье?

Сократ задал серию вопросов, и в результате врач сказал, что уже ни в чем не уверен.

«Диалоги» написаны философским языком, читать их сложно, но эта книга — отправная точка, самый великий и фундаментальный труд.

Воздействие эмоций

Одну из важнейших ролей в развитии критического мышления играет самоконтроль. Мыслить критически значит признавать существование более чем одной точки зрения на проблему. Применительно к сферам работы и обучения использование теории на практике способно вызвать противоречия у человека, если знания пойдут вразрез с его фундаментальными убеждениями. И принять это может быть очень непросто.

Чаще всего это происходит, когда образованный человек или какое-то научное изыскание ставит под сомнение то, что все считают «здравым смыслом». И когда человек обеспокоен тем, чем интересуется, эмоции в ряде случаев могут придать его мыслям верное направление, но чаще всего они отрицательно сказываются на способности мыслить ясно и четко.

Эмоциональный компонент способен как придать фактам и доказательствам силу, так и совершенно лишить их ее. В частности это случается, когда во главе угла стоят эмоциональные доводы, способные убедить собеседника.

Критическое мышление требует от человека отбросить все, во что он верит и что считает важным. Можно смело заявить, что мыслить критически – это как можно тщательнее подбирать сведения, поддерживающие доводы и утверждения, не придавая им эмоциональной окраски. Только так можно обоснованно аргументировать свою позицию.

Как формируется критический склад ума

Человек современной эры находится под непрерывным прессингом мнений и суждений посторонних ему людей. Информации стало очень много, она стала всеобъемлющей и распространяется с помощью СМИ и интернета очень быстро.

Чтобы сформировать критическое мышление, необходимо подвергать сомнению всё, что пытаются навязать агитаторы, пропагандисты и специалисты по рекламе. Зачастую они преследуют собственную выгоду и их слова далеко не правдивы.

Необходимо научиться отделять правду ото лжи и формировать своё будущее на основе грамотного анализа ситуации.

Чтобы выработать правильный план действий, психология критического мышления рекомендует начать с самоанализа. Для достижения поставленных целей необходимо адекватно оценить свои возможности и потенциал. И заняться самосовершенствованием, получая новые знания из интернета и новых книг, следя за своим здоровьем и развивая новые навыки.

Зачастую поведение человека определяют традиции и негласные правила. Оказавшись в незнакомой среде, постарайтесь как можно быстрее изучить их. Развивайте наблюдательность и собирайте информацию из доступных источников, чтобы поступки были безопасными, а действия — эффективными.

Внимательно относитесь к невербальным формам общения. Анализируйте мимику, жесты, позы, сопоставляйте то, что люди говорят, с известными фактами и только после этого приступайте к анализу информации. Не делайте скоропалительных выводов и избегайте спешки при принятии решения. Полагайтесь больше на своё мнение, не будьте жертвой моды и политтехнологий.

Также вам будет интересно почитать статью Развитие мышления, тренировки, игры, упражнения

Как научиться критическому мышлению

В первую очередь, необходимо научиться отслеживать предлагаемые автором логические цепочки и оценивать их правдивость и логичность. Задавайте вопросы: точно ли Б следует из А? Есть ли прямая причинно-следственная связь? Не исключены ли из цепочки важные звенья? Возможны ли другие варианты? Какие еще сведения необходимы, чтобы понять связь между А и Б?
Старайтесь проанализировать несколько источников информации и сопоставить факты, чтобы получить наиболее полную картину.
Не верьте на слово – приучите себя всегда перепроверять все значимые факты или то, в чем вы сомневаетесь

Иногда важно проверять себя даже в том, в чем вы уверены на 101% – порой память нас подводит, а на смену старым данным приходят новые. Иногда уверенность в чем-то оборачивается удивлением от того, что на самом деле все иначе

Опирайтесь на достоверные источники данных, проверяйте их актуальность и авторитетность. Например, советские справочники считаются очень авторитетными изданиями, но некоторые сведения в них уже устарели. С другой стороны, современные издания не всегда скрупулезно подходят к проверке данных.
Помните: не всегда стоит верить авторитетам или тем, кого за них выдают. Например, в новости вы видите цитату некоего академика. Может быть, это видный ученый РАН, а может быть – президент и единственный член им самим же учрежденной академии. Вес заявлений у таких специалистов будет различен. Кроме того, не стоит в принципе слепо верить чьим-то цитатам (в том числе потому что они могут быть вырваны из контекста). Важно всегда анализировать и перепроверять приводимые сведения.
На восприятие информации влияет выбор слов. Фактически слишком яркие эмоциональные слова или их большое количество должны стать триггером – если кто-то давит на эмоции, значит, он хочет, чтобы вы отключили логику. А если кто-то хочет, чтобы вы отключили логику, значит, скорее всего, он вами манипулирует. Аналогично действует искусственный дефицит времени. Иными словами: если кто-то подает факты слишком эмоционально или торопит вас, велика вероятность, что доказательств и аргументов у него нет, и он надеется, что вы этого не заметите.
Важно и самому оставить в стороне эмоции, предубеждения и иные установки. В каком-то роде логическое мышление противоположно эмоциональному.
На основе проанализированной информации и полученных данных сделайте собственные выводы. Не забудьте проследить за логичностью собственных умозаключений и отсутствию в них логических ошибок. Полученные выводы помогут вам составить свою точку зрения на тот или иной вопрос, решить проблему, аргументировать сделанный вами выбор и т.д.

Научный метод: практическая польза

Многие могут подумать, что научный подход применим лишь к области науки, и в обычной жизни толку от него не будет никакого. Это не удивительно, но все же мы с этим не согласимся.

Каждый человек воспринимает окружающий мир индивидуально. Люди всегда воспринимают реальность через призму своих убеждений. Но если убеждения ложные и с действительностью ничего общего не имеют, то и действия и поступки тоже будут ошибочны.

Вспомните того же Винни Пуха, всем сердцем верившего в то, что пчелы будут с радостью снабжать его медом, ведь об этом ему сообщил Кролик, который «все знает». И что в итоге? В итоге все закончилось тем, что пришлось лечить Сову. Другими словами, некоторые люди так вцепляются в свои убеждения, что донести до них что-то иное становится уже совершенно невозможно.

Научный подход и критическое мышление – это выбор тех, кто может и любит размышлять и понимать устройство вещей. Применять их, как уже было не раз подмечено, можно к личной жизни, профессиональной сфере, учебе, дружбе, банальному просмотру телевизора и чтению книг. Здесь все зависит от вашей находчивости.

Хотите примеров? Пожалуйста!

Представьте, что вам сказали, что если вы сделаете так-то и так-то, вы улучшите свои отношения с каким-то человеком и станете чувствовать себя лучше. Но правда ли это так? Представьте, что вы прочитали, что если вы сделаете то-то и то-то, вы улучшите показатели своего бизнеса или увеличите личные продажи. Сработает ли это? Представьте, что вы узнали, что если вы поедете туда-то и туда-то, вы получите невероятные впечатления и вернетесь из путешествия совершенно другим человеком. Соответствует ли это действительности?

Примеры, конечно, банальны, но именно в этом суть. Посмотрите вокруг – при желании вы можете найти любую сферу, которую сможете сделать более понятной и ясной для себя с применением научного подхода. Вы просто получаете информацию, систематизируете ее, проверяете любым удобным для вас способом, отсекаете то, что ошибочно, неверно и неэффективно, и идете дальше. Тот же самый Винни Пух, сформулируй он проблему, поставь гипотезу, проведи эксперимент и проанализируй полученные данные, смог бы найти или даже создать свой идеальный способ добычи меда без вреда для здоровья.

Воспитывая в себе критическое мышление и применяя в жизни научный метод, мы учимся отличать, как говорится, зерна от плевел, находить за красивыми словами или непонятными трактовками, которыми изобилует наш мир, достоверные и реальные факты. А какие это сулит выгоды на практике, вы без проблем можете догадаться и сами.

Но что не менее важно, так это то, что научный метод делает нас мудрее и прививает одну очень полезную в жизни вещь – умение и готовность признавать свои ошибки и менять свои убеждения при наличии веских аргументов и свидетельств нашей же неправоты. Сюда же можно отнести и способность безболезненно и эффективно противостоять манипуляциям и мнениям, которые кто-то пытается нам навязать

И еще одно: используя научный подход, мы становимся способны без обиняков и честно отвечать на поставленные перед нами вопросы, причем даже тогда, когда этот ответ: «Не знаю». А чтобы узнать, мы снова применяем научный метод, стремясь разобраться в неизвестном и придумывая способы для этого.

Критическое мышление вкупе с научным подходом учит нас искать ответы на вопросы, прививает нам любопытство, дает силы идти дальше и развиваться. Чем чаще мы будем спрашивать себя: «Как?», «Почему?», «Зачем?» и т.д., тем сильнее мы будем становиться как личности, тем больше будем знать, тем серьезнее будут наши доводы, тем прочнее будут наши убеждения и установки.

Мы уверены, что теперь вы понимаете или же еще больше уверились в том, что обучение критическому мышлению и применению научного метода позволит вам отбросить все лишнее, что на данный момент есть в вашей жизни, и достичь невиданных качественных перемен. Однако у вас может возникнуть резонный вопрос: «А как же научиться мыслить, как ученый?». Мы не были бы собой, если бы не дали ответ и на него, и предлагаем вам эффективные практические рекомендации по внедрению научного метода в свою жизнь.

Зачем уметь мыслить критически

Такой вид мышления подразумевает постоянное развитие. И действительно, чтобы что-то утверждать, человек постоянно ищет подтверждение своим словам, а значит, узнает все больше нового. В педагогике последних лет многие программы уже стали пересматривать, так как появилась потребность в таких кадрах. Что позволяет сделать или чего добиться этот тип мышления:

  1. Успех в профессии. В любой области ценится специалист, а критически мыслящий сотрудник “туфты” не предложит, ведь он проверит информацию 7 раз.
  2. Адаптация. Ключевые навыки такого сотрудника позволяют ему быстро адаптироваться к новым условиям, коллективу, требованиям. Что позволяет эффективно выполнять работу.
  3. Индивидуальность. Такая личность может выразить себя не только в условиях работы, но и в обществе. Она, как правило, работает и над развитием эмоционального интеллекта, чтобы самовыражаться и адаптироваться.
  4. Креативность. Процесс критического мышления помогает принимать нестандартные решения, удивлять новыми идеями. Такие люди не склонны к руководству стереотипами, они открыты к новым горизонтам.
  5. Знатоки тайм-менеджмента. Такие работники не будут размениваться на мелочи, они правильно расставляют приоритеты, управляют своими эмоциями и ресурсами.
  6. Новые подходы. Способность к критическому мышлению помогает не идти по пути утопии. Человек с этой способностью, когда видит, что схема не работает, не будет долго над ней корпеть, а сразу же переориентируется на другую.
  7. Рост личности. Основная заслуга такого мышления – личностный рост. Критичность помогает расти, развиваться, двигаться к целям, достигать их лучшими способами. Она способствует повышению самооценки и уверенности в себе, ведь такого человека начинают уважать и прислушиваться к нему.

Ну что, я вас заинтриговала? Хотели бы развиваться в этом направлении? Если да, то движемся дальше.

Никита Непряхин, Тарас Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни»

Это упрощенная версия подхода Чатфилда.

Здесь навыки критического мышления рассматриваются через ситуации из жизни подростков: как быть, если не согласен с одноклассниками, как правильно спорить с родителями, почему суеверия бабушки не надо воспринимать всерьез и почему мы иногда проваливаем тесты, которые считаем простыми.

В конце каждой главы есть практическое задание. Например, такое:

Во многих школах на Западе обучают критическому мышлению. В программы включены занятия или даже целые дисциплины, развивающие навыки 4К: коммуникацию, коллаборацию, креативность и критическое мышление — считается, что они помогут нынешним подросткам построить успешную карьеру.

Выполнение

Халперн относит к критическому мышлению вербальное мышление, принятие решений и решение проблем. Некоторые сотрудники не привыкли думать самостоятельно, они, скорее всего, находятся в фазе «выполнения» и просто делают то, что их просят. Прежде чем приступить к активному развитию критического мышления, сотруднику нужно ответить «да» на эти 3 вопроса:

  • Выполняете ли вы задачи полностью?
  • Выполняете ли вы их вовремя?
  • Соответствуют ли они вашим стандартам качества или близки к ним?

Если член команды испытывает затруднения, убедитесь, что он понимает ваши инструкции, попросив его переформулировать каждое задание перед выполнением. Как только они приступят к работе, предложите им объяснить, что они сделали, каким образом и почему именно так. Когда сотрудники начнут предлагать идеи по улучшению своей работы, значит, они готовы к следующему этапу.

Методы развития критического мышления

Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.

Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.

Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.

Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.

Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.

Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:

1  
Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно.
2  
Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни.
3  
Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте.
4  
Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.
5  
Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете.
6  
Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.

Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них

Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов

Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • ЦельЛюбой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • ПроблемаПроблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • ДопущенияЭто те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.
  • Точка зренияМы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • ДанныеЛюбое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?

Концепции и идеиКонцепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.

Выводы и интерпретацииЭто те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл

Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение

В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.

СледствияЧто будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Заключение

Мы с вами выяснили, что представляет собой критическое мышление, какую роль в профессиональной и повседневной жизни оно играет и как его развить у себя и своего ребенка.

Напоследок хочу добавить, что не стоит подвергать критической оценке всю свою жизнь, ведь многие бытовые ситуации можно решить с помощью интуиции. Тем не менее критический взгляд помогает нам решать нестандартные задачи, грамотно формулировать точку зрения и находить истину там, где остальные просто верят на слово.

На сегодня у меня все

Благодарю за внимание и рекомендую подписаться на обновления, чтобы не пропустить выход новых познавательных публикаций

До скорого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector