Насколько занижен прожиточный минимум в россии и каким он должен быть?

Содержание:

Что произошло?

Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который необходим для удовлетворения жизненных потребностей человека. То есть, величины прожиточного минимума должно хватать на потребительскую корзину и оплату обязательных платежей и сборов.

“Левада-центр” решил выяснить, сколько россиянам в действительности нужно для удовлетворения минимальных нужд. Оказалось, что нужная сумма – 21 тысяча рублей. Также в исследовании говорится, что:

  • В Москве для удовлетворения минимальных потребностей нужно 29,6 тысячи рублей. В городах с населением до 1 млн человек – около 21,6 тысячи рублей, до 100 тысяч человек – 19,8 тысячи рублей. В селах – 18,5 тысячи рублей.
  • Прожиточный минимум на данный момент составляет 11,2 тысячи рублей в среднем по России.
  • Среднедушевой доход в российской семье (сумма доходов всех членов семьи, разделенная на их количество) – примерно 16,8 тысячи рублей.
  • Только 28% россиян сказали, что их доход выше необходимого прожиточного минимума. Чаще всего не дотягивают до прожиточного минимума жители маленьких городов. Среди москвичей 70% опрошенных получают больше прожиточного минимума.
  • С 2015 по 2017 годы доля россиян, по мнению которых их доход ниже прожиточного минимума, выросла на 10%.

Кто устанавливает прожиточный минимум

Россия – страна огромная, и понятно, что от южных гор до северных морей запросы граждан разные. Поэтому в каждом регионе устанавливается свой прожиточный минимум, в соответствии с климатическими, экологическими условиями и уровнем цен.

Для расчёта величины в каждом регионе раз в пятилетку собирается комиссия из представителей:

  • Минтруда;
  • соцслужб;
  • службы статистики.

Комиссия собирает все данные, нужные для подсчёта прожиточного минимума, и по специальным формулам рассчитывает его.

  В минимум комиссия не включит, например, SPA-процедуры или стрижку у Сергея Зверева, как и красную икру с мраморной говядиной. Цель комиссии – определить, какие именно продукты нужны человеку, чтобы он, грубо говоря, не заболел и не умер. При этом в расчёт берутся даже культурно-нравственные потребности человека, например, поход на выставку или в кино. Посетить кинотеатр, правда, вы сможете только раз в месяц. Но, это если вы ставите цель прожить на минимум.

На следующем этапе региональным законом устанавливается прожиточный минимум для социальных групп.

Далее в федеральном расчётном центре определяется средняя величина минимума по России. В первом квартале 2016 года минимум составил:

  • 9677 рублей на ребёнка;
  • 8025 рублей на пенсионера;
  • 10524 на работающего.

Для справки. От года к году прожиточный минимум растёт, но в течение года он может меняться и в меньшую сторону. Ведь что такое прожиточный минимум? Это минимальная потребность в деньгах среднестатистического жителя того или иного региона. А по данным Росстата иногда, особенно в межсезонье, цены падают.

Например, в третьем квартале 2015 года резко снизились цены на плодоовощную продукцию, что и привело к удешевлению потребительской корзины. К началу каждого года цены растут, и минимум, соответственно, тоже дорожает.

Состав и структура для граждан разных возрастов

Состав потребительской корзины на 2021 год по-прежнему регламентирован положениями, установленными законом №227. Предварительно, пересмотр комплекта продуктового набора планировалось производить каждые пять лет. Но за прошедшие семь лет никаких изменений, касающихся структуры и состава потребительской корзины не произошло. В декабре 2021 г. был принят ФЗ №421, согласно которому очередной пересмотр перечня продуктов и количества норм потребления должен произойти не ранее 31.12.2020 г. Связано это, прежде всего, с начавшимися в 2014 году внутриэкономическими проблемами. Следовательно, в 2021 состав потребительской корзины останется неизменным.

Для взрослых, детей и пенсионеров минимальное годовое потребление продуктов первой необходимости составляет:

Наименование продукта /Потребление взрослыми /Пенсионерами Детьми

  • Хлебобулочные, макаронные изделия и крупы 126 кг /98 кг /77 кг
  • Картофель 100 кг /80 кг /88 кг
  • Овощи 114 кг /98 кг /112 кг
  • Фрукты 60 кг /45 кг /118 кг
  • Сахар и кондитерские изд-ия 23 кг /21 кг /21 кг
  • Мясо 58 кг /54 кг /44 кг
  • Рыба 18 кг /16 кг /18 кг
  • Молочные продукты 290 кг /257 кг /360 кг
  • Яйца 210 шт. /200 шт. /201 шт.
  • Масла и жиры 11 кг /10 кг /5 кг
  • Чай и специи 5 кг /4 кг /3 кг

Как видим, потребительская корзина в России на 2021 год различна для разных категорий граждан. Происходит такая дифференциация из-за различных потребностей лиц разных возрастов в определённых группах продуктов. Например, как видно из таблицы, минимальное потребление фруктов и молока детьми гораздо больше, нежели у работающих лиц или пенсионеров. Трудоспособные граждане, наоборот, больше потребляют мучных изделий, крупы и мяса.

Но данные расчеты, произведённые в 2012 году экспертами Росстата, вовсе не совпадают с размерами минимальной потребительской корзины в России, рассчитанной специалистами-медиками. Эти данные приведены в таблице ниже, а для наглядности рядом приведён средний уровень потребления продуктов в Советском Союзе середины 1980-х годов.

Наименование продукта /Минимальное потребление для взрослых в 2021 г. /Нормы Министерства здравоохранения /Норма потребления в СССР

  • Хлебобулочные изделия и крупы /126 кг /96 кг /110 кг
  • Картофель /100 кг /90 кг /105 кг
  • Овощи /114 кг /140 кг /146 кг
  • Фрукты /60 кг /100 кг /80 кг
  • Сахар /23 кг /24 кг /38 кг
  • Мясо /58 кг /73 кг /84 кг
  • Рыба /18 кг /22 кг /20 кг
  • Молочные продукты /290 кг /325 кг /380 кг
  • Яйца /210 шт. /260 шт. /280 шт.
  • Масло и жиры /11 кг /12 кг /13 кг
  • Чай и специи /5 кг /4 кг /5 кг

Как видим, потребительская корзина Росстата несколько отличается от той, что рекомендована Министерством здравоохранения для рационального питания работающего человека. Она лишь характеризует возможность проживания в условиях жёсткой экономии при минимально допустимых размерах дохода.

Понятие прожиточного минимума

«Прожиточный минимум» — термин, который закреплен на уровне федерального законодательства РФ. А именно — в ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме». Рассматриваемый термин определяется в законе как стоимостная оценка так называемой потребительской корзины, а также различных платежей и сборов. То есть представляет собой их выражение в рублях.

Но что такое «потребительская корзина», «платежи» и «сборы»? Определение первого термина раскрывается в ФЗ № 134 весьма подробно. Так, под потребительской корзиной законодатель понимает:

  • набор продуктов в том количестве и составе, которые необходимы человеку для сохранения здоровья;
  • непродовольственные товары и сервисы, стоимость которых исчисляется в корреляции с первым пунктом.

Структура потребительской корзины, а значит, и продуктового набора, должна определяться как минимум раз в 5 лет. В ее разработке обязаны принимать участие специальные комиссии — имеющие полномочия как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Состав потребительской корзины формируется отдельными ФЗ, в регионах — актами, которые издаются законодательными органами власти. При этом подходы к определению рассматриваемого компонента прожиточного минимума способны сильно разниться в зависимости от региона. Это может быть связано с:

  • особенностями природных и климатических условий в субъекте РФ;
  • национальными традициями в части потребления продуктов питания, приобретения непродовольственных товаров, пользования сервисами.

Так, например, в Москве текущий уровень прожиточного минимума составляет 13 896 рублей, в Санкт-Петербурге — 8 697,2 руб., в Севастополе — 4 628,2 руб., в Адыгее — 7 425 руб. Прожиточный минимум, установленный на федеральном уровне в 2015 году, — 9 662 руб. Таким образом, фактическая величина рассматриваемого экономического показателя может существенно различаться при сопоставлении данных между разными регионами либо между тем или иным субъектом и федеральным центром.

ФЗ № 134 включает положения, характеризующие предназначение прожиточного минимума. Данный показатель, исходя из позиции законодателя, нужен для того, чтобы оценивать уровень жизни граждан РФ, а также для разработки и последующей реализации социальной политики государства. Кроме того, в законе сказано, что прожиточный минимум может задействоваться как показатель при определении величины минимального размера оплаты труда, льгот, стипендий и иных социальных гарантий. Важен он также и при составлении сметы бюджетных расходов.

Прожиточный минимум имеет значение и для органов власти субъектов РФ. Так, он используется для:

  • исследования уровня жизни россиян, проживающих в том или ином регионе;
  • реализации социальной политики властей субъектов РФ;
  • предоставления помощи нуждающимся гражданам.

Не считая законодательных трактовок понятия «прожиточный минимум», интерпретация соответствующего понятия встречается также и в экспертной среде. К примеру, есть точка зрения, по которой под рассматриваемым термином следует понимать не только потребительскую корзину, но и услуги ЖКХ, связи, пользование транспортными сервисами. Но, как отмечают некоторые юристы, текущие положения законодательства, хотя и прямо не свидетельствуют о включении соответствующих расходов в прожиточный минимум, косвенно указывают на необходимость их рассмотрения в общем спектре издержек. К источникам права, которые включают данные положения, относится указанный выше ФЗ № 134, а также постановление Правительства № 56 от 29.01.2013 года, которое дополняет соответствующий федеральный закон.

Можно отметить, что в ранее действовавших правовых актах (например, в Постановлении Минтруда № 36 от 28.04.2000 года, дополненного Постановлением Госкомстата № 34) структура прожиточного минимума была представлена вполне детально. Данный источник права действовал до марта 2013 года, поэтому многие юристы считают его положения хотя и не официальными, но вполне актуальными. В частности, услуги ЖКХ предполагали, исходя из положений Постановления Минтруда № 34, обязательное включение в прожиточный минимум.

Так или иначе, в текущих законодательных актах, принятых на федеральном уровне, исследуемый термин раскрывается менее детально, чем в источниках права, действовавших ранее. Однако структура продуктового набора как части потребительской корзины в ФЗ № 134 и Постановлении № 56 рассмотрена довольно подробно. Таким образом, данные сведения будут ключевыми для нас при изучении состава прожиточного минимума.

Субсидия на оплату услуг ЖКХ

Условия: расход семьи на ЖКХ — 22% от дохода. В некоторых регионах меньше.

Сколько заплатят: до 100% за коммуналку в течение 6 месяцев.

Если у семьи небольшой доход и она слишком много платит за коммунальные услуги, часть затрат возместит государство. Федеральная норма затрат — 22% от дохода. Но регионы могут ее уменьшать.

Например, в Санкт-Петербурге субсидию получают семьи, которые тратят на коммунальные платежи 14% дохода. При этом учитывают доход всех членов семьи, которые живут с собственником квартиры. А еще имеет значение площадь жилья: компенсацию платят не за любую квартиру, а только за норматив. Если в московской семье три человека, субсидию они получат только за 54 м2 (по 18 м2 на человека), даже если живут в квартире площадью 80 м2.

Формально, чтобы получить субсидию, нужно погасить долги за коммуналку. Но это условие суд в некоторых случаях признал незаконным, а с 2021 года его отменят. Помешает только долг по решению суда, при условии что он максимум трехлетней давности. Но пока все еще требуют справки об отсутствии задолженности.

О прожиточном минимуме в регионе

Прожиточный минимум (ПМ) — установленная Правительством минимальная стоимость жизни человека на месяц. Главная его функция — показать уровень жизни населения в регионе и в общем по России.

ПМ, по сути, — это очень конкретные данные о народном потреблении, о его объёме, об уровне цен на товары и услуги и об изменении цен за недавний период времени (например, за квартал). Всё вышеперечисленное представляет из себя потребительскую корзину (ПК). Кроме того в ПМ входят обязательные платежи. Под обязательными платежами понимается налог на доходы физических лиц и, как следствие, обязательные платежи входят в ПМ только для работающего населения, поскольку только оно платит НДФЛ.

ПМ устанавливается и на федеральном уровне, и в регионах. В регионах его величина может отличается от общероссийской либо в большую, либо в меньшую сторону. Зависит это в первую очередь от стоимости продуктовой корзины. Также опосредованно на стоимость ПК влияет изменение цен на непродовольственные товары и услуги.

С 2013 года стоимость ПК рассчитывается иначе. Теперь непродовольственные товары и услуги включаются не по своей собственной стоимости, а в зависимости от стоимости продуктов: их цена приравнивается к половине суммы продуктовой составляющей. От реальных цен на товары и услуги остался лишь коэффициент изменения цен, который хоть каким-то образом влияет на повышение или понижение их доли в общей массе ПМ.

ПМ рассчитывается для нескольких категорий граждан: для работающего населения, для детей и пенсионеров. Для работников ПМ важен также как и основа для МРОТа. Согласно ст.133 ТК МРОТ не может быть ниже ПМ.

В Московской области величина ПМ выше, чем по России. Сказывается дороговизна жизни из-за близости к столице. Однако близость к Москве не означает московских зарплат. Так, к примеру, средняя зарплата:

  • врача-стоматолога в поликлинике ближайшего подмосковного города – 25-30 т.р.;
  • медсестры в московской поликлинике – 35-40 т.р.

Однако, прожиточный минимум в Москве — еще выше, для столицы России предусмотрены индивидуальные значения.

Регулирующее ПМ законодательство в МО таково:

  • Постановление областного Правительства от 10 июля 2013 года n 518/29, утверждающее Правила расчёта ПМ;
  • Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 г. за № 56 «Об утверждении правил исчисления величины ПМ на человека и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ»;
  • ФЗ № 134-ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в РФ».

Размер

  1. Определяется количество дней в расчетном периоде. В 2021 году – это 731 день.
  2. Определяется средний заработок за рассматриваемый период. Для этого складывается сумма доходов и делится на количество дней в расчетном периоде.
  3. Рассчитывается сумма среднедневного заработка: для этого общая сумма делится на количество дней в расчетном периоде. Исключаются дни, когда женщина болела, находилась в отпуске по уходу за ребенком и иные периоды, за которые не начисляются взносы в ФСС.
  4. Сравнивается полученный размер среднедневного заработка с предельным значением.
  5. Начисляется итоговый размер пособия.

Декретные выплаты в 2021 году

  1. Год выхода женщины в декрет. От этого будет зависеть расчетный период для начисления декретных пособий. В 2021 году учитываются доходы женщины, полученные в 2019 и 2020 годах.
  2. Среднедневной заработок женщины за 2019 и 2020 годы.
  3. Продолжительность отпуска по беременности и родам. Ее определяет врач в женской консультации на основании течения беременности и наличия осложнений при родах. Стандартная продолжительность декретного отпуска составляет 140 дней, при наличии осложнений он продлевается на 16 дней, при многоплодной беременности отпуск предоставляется на 194 дня.
  4. Минимальный размер декретных. Он определяется на основании МРОТ в 2021 году – 12 792 р. Минимальный среднедневной заработок рассчитывается по формуле (12 792 х 24 / 730) = 420,56 р. За 140 дней отпуска женщине не заплатят меньше 58 878,40 р. независимо от трудового стажа и среднедневного заработка. Если женщина работает на полставки, то к указанному значению применяют коэффициент 0,5.
  5. Регион проживания женщины. С середины 2020 года при выплате декретных пособий в минимальном размере учитываются региональные повышающие коэффициенты.
  6. Максимальный размер декретных. Он рассчитывается на основании предельного годового заработка для начисления взносов в ФСС. В 2021 году учитываются лимиты за 2019 год (865 тыс. р.) и за 2020 год (912 тыс. р.). Максимальный среднедневной заработок, который можно учесть при начислении декретных в 2021 году, составляет 2 434,25 р.

Владимир Путин подписал указ, согласно которому размер выплаты на детей будет зависеть от доходов семьи и может составлять 50, 75 или 100% от прожиточного минимума. Соответствующий документ опубликован на интернет-портале правовой информации.

Перспективы: ожидать ли понижения или повышения прожиточного минимума

Будет ли в 2020-ом году увеличен прожиточный минимум? Есть разные мнения и слухи. Так, имеется информация о том, что Министерство труда планирует понизить величину ПМ, так как некоторые продукты питания в третьем и четвёртом кварталах 2019-го дешевели.

Но, во-первых, снижение их стоимости, как правило, незначительное, спонтанное (не систематическое), выборочное (лишь на отдельные позиции) и наблюдается далеко не во всех российских регионах. Во-вторых, правительство при подсчётах и прогнозах не учитывает подорожание проезда на общественном транспорте, а также коммунальных услуг. То есть по факту жизнь, напротив, становится дороже, что требует обоснованного увеличения прожиточного минимума.

Ходят слухи и о повышении ПМ. По некоторым данным, он должен проиндексироваться, как все основные экономические показатели в стране, то есть возрасти на индекс инфляции. В 2020-ом году он предположительно составит 2,9%. То есть величины прожиточного минимума, актуальные на третий квартал предшествующего 2019-го года, будут увеличены на 2,9 процента.

Но являющийся официальным действующим представителем Минтруда Максим Топилин в одном из интервью заявлял, что пока в планах нет индексации. Это значит, что повышаться прожиточный минимум в 2020-ом году не будет. Но всё может измениться, поэтому остаётся ожидать точной и достоверной информации.

Всероссийский центр уровня жизни предоставил информацию, согласно которой фактический прожиточный минимум примерно втрое меньше реального. По мнению экспертов, на нормальную жизнь без изысков и без излишеств сегодня в Российской Федерации требуется порядка 27-и тысяч рублей. Поэтому на фоне стабильного возрастания цен уменьшение ПМ кажется очень странным. Экс-заместитель министра труда Кудюкин заявлял, что солидарен с партией «Справедливая Россия», депутаты которой продвигают инициативу, заключающуюся в увеличении прожиточного минимума в несколько раз.

Главное о детских выплатах в 2021 году

Продление на год. Выплату назначают до дня, когда ребенку исполнится год. Потом ее надо продлевать до двухлетия и трехлетия. Но если право на выплату закончится до 1 марта 2021 года, на следующий период ее назначат автоматически — без заявлений и подтверждения доходов. А вот при первичном обращении нужно собирать документы и обращаться в соцзащиту, пенсионный фонд или МФЦ.

Ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до 3 лет

Этот вид господдержки появился в 2020 году. Ежемесячные выплаты начали перечислять с июня, но назначали их задним числом, с января. Они положены семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума на душу населения по региону. Размер выплаты — 50% детского прожиточного минимума. Скоро некоторые семьи смогут получать и больше, но пока это только проект. Когда все утвердят, расскажем о новой трехступенчатой системе отдельно.

Напомним, что с 2021 года размер прожиточного минимума считается по новому. Он устанавливается не поквартально, как ранее, а на год вперёд. Также, для ряда детских пособий (например, с 3 до 7 лет), для расчётов учитывается прожиточный минимум не за II квартал предыдущего года, а прожиточный минимум на текущий год. Таким образом, в данной таблицы приведены актуальные данные для расчёта пособий в 2021 году.

В регионах, отмеченных знаком (*) , на момент составления данной таблицы отсутствовал установленный местными властями размер прожиточного минимума на 2021 год, потому были указаны прожиточные минимумы на IV квартал 2020 года. Мы следим за новостям и постараемся обновить таблицу как только появятся соответствующие постановления.

Следует отметить, что если у родителей есть несколько малышей, в возрасте до 1,5 лет, то пособия будут складываться, однако их общая сумма не должна превышать полный объем среднемесячной зарплаты за последние 24 месяца.

  1. Заявление родителя или опекуна. Этот документ заполняется по месту получения помощи и по образцу, предложенному организацией (работодатель, ОСЗН);
  2. Свидетельство о рождении малыша (если у родителей есть другие дети, то нужно добавить и свидетельства об их рождении);
  3. Справки, подтверждающие оформление опеки или усыновления (для опекунов);
  4. Бумагу с места работы второго родителя (для неработающих такая справка выдается в органах соцзащиты), которая подтверждает, что он не получает денежную помощь в связи с рождением малыша. Если заниматься детьми и оформлять помощь будет другой родственник, то такой документ будет нужен от обоих родителей;
  5. Для оформления денежного пособия жены военнослужащих дополнительно должны предоставить справку из воинской части, которая подтвердит, что отец ребенка находится на воинской службе.

Ежемесячное пособие для детей до полутора лет

Согласно ФЗ, ст No13, лицо, ухаживающее за малышом (отец или мать, близкие родственники. опекуны), может оформить дотацию на малыша. Если уход осуществляется несколькими членами семьи, то получить пособие может только один из них.

Наличие постоянной регистрации по месту жительства у ребенка и его родителей (усыновителей, опекунов) не является обязательным условием для назначения материальной поддержки. В указе президента и постановлении правительства содержится только требование о гражданстве РФ. В связи с этим отказ в выплате из-за отсутствия регистрации неправомерен.

К заявлению обычному гражданину не требуется прикладывать никаких документов. Все данные сотрудники органов соцзащиты запросят и получат в течение пяти рабочих дней по межведомственным каналам связи у уполномоченных органов, включая данные о доходах членов семьи. Постановлением правительства предусмотрено, что дополнительно предоставляют документы, когда подают заявление, только сотрудники учреждений и органов:

Как получить пособие — пошаговая инструкция

Первоначально с вопросом о причинах отказа в выплате на ребенка следует обратиться в уполномоченный орган, которому подчиняется соцзащита. Ответ обязаны дать в течение 30 дней. Если он оказался неправильным, жалуйтесь в прокуратуру.

Согласно документу, выплаты могут быть назначены в размере 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума ребенка по региону. В Алтайском крае величина прожиточного минимума на ребенка с 1 января 2021 года составляет 10 611 рублей.

03 Пособия от государства – на какие цели предоставляются

Государство предоставляет для малоимущих семей помощь, прежде всего, детское пособие. Открыта возможность бесплатно приобретать для них жизненно необходимые продукты, детское питание на молочной кухне. Члены семьи пользуются льготным проездом в транспорте общественного назначения, школьные столовые предоставляют бесплатные обеды. Родителям учащихся возвращаются средства, потраченные на покупку школьной и спортивной формы.

Вся помощь делится на единовременную и ежемесячную. Каждый месяц малоимущим семьям выплачивается пособие на детей до совершеннолетия. Территориальные органы определяют сумму выплат, в среднем по РФ она составляет 500 руб. Для детей, которые воспитываются одним родителем, сумма ежемесячного пособия возрастает вдвое. Если ребенку не поступают положенные алименты по причине злостного уклонения плательщика, пособие увеличивается на 50 %.

Власти многих регионов предусмотрели выплату целевого единовременного пособия для школьников перед началом нового учебного года. Помимо денежных средств выделяются продукты питания, наборы вещей, медицинские препараты. При поступлении в учебное заведение после окончания школы предоставляется помощь. Для студентов определенных категорий начисляется социальная стипендия. Ее минимальный размер в 2017 году 2010 рублей студентам вузов и 730 учащимся колледжей. Сумма устанавливается учебными заведениями самостоятельно, и может быть больше.

Другие направления предоставляемых пособий:

  • налоговые льготы и субсидии по оплате коммунальных услуг;
  • предоставление социального жилья или сертификата на покупку или строительство собственного;
  • льготное кредитование (ипотека) для разрешения жилищной проблемы семьи.

В регионах могут устанавливать дополнительные пособия или увеличивать их величину. Например, пособие на детей до 1,5 лет составляет 2000 руб., до трех – 3 тысячи. Московская дума предлагает увеличить их пятикратно. Президент тоже выступил с инициативой установить дополнительное материальное обеспечение малообеспеченных семей с 2018 года. Обязательным условием является доход на члена семьи, не превышающий полутора минимальных прожиточных уровней.

Нововведение касается первого ребенка: семья, имеющая малый доход, в течение полуторалетнего периода сможет получать помощь, сумма которой будет устанавливаться в зависимости от минимального прожиточного уровня, определенного для детей во втором квартале предыдущего года. Пособие планируется увеличивать в пропорциональном соотношении с ростом прожиточного минимума. Если законопроект утвердят, пособие на детей будет составлять около 10000 руб, а для воспитывающихся одиноким родителем – 15 тысяч.

Планируется нововведение относительно материнского капитала. В частности, предполагается выплачивать из него ежемесячное пособие на нуждающуюся семью до полуторагодового возраста второго и последующих детей. Рассматривается вопрос об оплате сертификатом услуг детсадов. Правительством решается вопрос о выдаче сертификата на первого ребенка, рожденного до 25-летнего возраста мамы.

Прожиточный минимум для пенсионера

Процентный состав прожиточного минимума пенсионера сохраняется в тех же пропорциях, что и для работающих граждан. Однако он несколько ниже суммарно.

Продуктовая корзина для неработающих граждан, получающих государственное пенсионное обеспечение, существенно ниже в таких показателях, как хлеб и макаронные изделия, картофель, овощи и фрукты, молоко и молочные продукты. В некоторых случаях разница измеряется двумя десятками килограммов в год. Это в определенной степени понижает общий уровень жизни в этой категории граждан.

Прожиточный минимум служит опорным пунктом, который помогает увеличивать размер ежемесячного пособия за счет региональных доплат.

Так, базовая выплата пенсии по старости составляет в 2018 году 4 982,9 рубля. Если гражданин не набирает страховых баллов и у него небольшая накопительная часть, то претендовать он может только на базовый формат. А это меньше прожиточного минимума даже по той же Белгородской области. Там сумма предполагается в размере 6 951 рублей. Что делать пенсионеру в таком случае? Обращаться в органы социальной защиты или в МФЦ для осуществления подсчета всех доходов и подачи заявки на специальную региональную надбавку, чтобы поднять свой доход до прожиточного минимума или приблизиться к нему.

Пример расчета алиментов

Вычисления необходимо производить следующим образом:

  1. В первую очередь нужно вычислить среднюю величину затрат на одного ребенка. Для этого берутся показатели за 3 месяца, лучше создать таблицу. Например, если в 1 месяц человек потратил – 15 000 рублей, во 2 -17 000, а в 3 -14, то средний показатель будет равняться 15 000 рублям.
  2. Далее необходимо узнать соотношение с минимальным прожиточным минимумом региона. Допустим МПМ в регионе 10 000 рублей. То истец имеет право претендовать на 1,5 МРП.

Если родитель, занимающийся воспитанием, не работает, то можно запросить 2-2,5 МПМ. Если же доход плательщика высокий и раньше на чадо затрачивалось около 3-4 МПМ, то взыскатель имеет право увеличить плату, указав данный факт.

При присуждении твердых выплат, получателю следует знать, как просчитывать индексацию, так как размер ПМ меняющийся.

НПМ – вновь назначенный прожиточный минимум, руб.

ПМ – прожиточный минимум, существовавший ранее, руб.

Ап – действующие алиментные выплаты, руб.

Также подсчитать индексацию можно в калькуляторах, определяющих коэффициент, однако использовать их не рекомендуется, так как часто выводятся неверные данные. Лучше использовать показанный выше образец.

Использование расчета в судебном разбирательстве

Несмотря на обязанность суда самостоятельно устанавливать размер платежей, предоставление самостоятельного расчета алиментов всегда приветствуется. Оформленные письменно вычисления не всегда будут полностью приняты при вынесении решения, но существенно ускорят его.

Судебная практика учитывает не только потребности ребенка, но и материальное положение родителя. Разведенные супруги зачастую не общаются, поэтому многие обстоятельства, относящиеся к ответчику, могут быть неизвестны истцу.

На принятие расчета повлияют предъявленные документы, подтверждающие дополнительные расходы на развитие или лечение ребенка. Суд будет учитывать наличие у родителя-истца таких же обязанностей по содержанию несовершеннолетнего, как и у ответчика.

Немного теории

Трудоспособное население — лица в возрасте от 16 лет и до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (08.12.2020) , за исключением неработающих инвалидов этого возраста.

Прожиточный минимум

Принятые сокращения: ДН — на душу населения, ТН — для трудоспособного населения, П — для пенсионеров и неработающих инвалидов, Д — для детей. Зелёный цвет — размер вырос относительно предыдущего периода, Красный цвет — размер уменьшился относительно предыдущего периода, Жёлтый цвет — размер не изменился относительно предыдущего периода

  • ПМ рассчитывается на федеральном уровне, в целом по России, и на региональном, в каждом регионе;
  • показатель вводится ежеквартально, кроме ПМ для пенсионеров, он устанавливается на год;
  • расчет ведется на основании стоимости потребительской корзины за прошедший квартал (с этой целью берутся средние потребительские цены на набор продуктов из потребительской корзины);
  • показатель устанавливается по основным социально демографическим группам населения.

13 496 рублей – это минимум пенсии для тех пенсионеров, прекративших трудовую деятельность, которые зарегистрированы в столице меньше 10 лет. И он может поменяться, так как скоро будет принят новый закон о прожиточном минимуме.

Действующий порядок расчета прожиточного минимума

Существует еще один показатель прожиточного минимума, предусмотренный в законе ФЗ-134 от 24.10.1997г. — ПМ для пенсионеров. В соответствии со ст. 12.1 ФЗ-178 от 17.07.1999г. он применяется для обеспечения гарантированного минимума дохода неработающего пенсионера и назначения социальной доплаты в этих целях. Доход пенсионера с учетом всех предусмотренных законом выплат не может ниже ПМ для пенсионера, установленного на год в субъекте РФ.

С 2021г. на общефедеральном уровне вводится новый порядок расчёта. Ранее ПМ на будущий год утверждался, исходя из фактических цен на товары и услуги за II кв. текущего года. Однако, подобный метод в условиях экономической нестабильности не отражал реального положения дел с затратами граждан на насущные товары и услуги.

Для сравнения: размер прожиточного минимума столичного пенсионера на будущий год составил 13,5 тысяч в месяц. Такой уровень ПМ для пожилых лиц был установлен Законом г. Москвы №17. По сравнению с 2020 этот показатель вырос на 918 руб. Сегодня доплату из городского бюджета получают 71 тыс. лиц пенсионного возраста, чей доход ниже установленного для столицы ПМ. В наступающем году, в связи с увеличением регионального прожиточного минимума, количество получателей вырастет уже до 85000. Всего в городском бюджете Москвы на дополнительные выплаты заложено 4,5 млрд.

Таблица прожиточного минимума по всем регионам России в 2021 году

На общегосударственном уровне Правительством РФ на 2021 г. также установлен новый показатель для граждан пенсионного возраста. Он составит 10 тыс. 22 рубля. Ожидает повышение местного прожиточного минимума в большинстве регионов РФ. По данным на конец декабря, в 73-х субъектах Федерации местные власти приняли постановления об увеличении ПМ для пенсионеров, в 10 регионах этот показатель оставлен на уровне 2020 года. В остальных субъектах РФ данный вопрос до сих пор вообще не затрагивался региональными законодателями.

«Установить величину прожиточного минимума в городе Москве на 2021 год… в расчете на душу населения — 18 029 рублей… для трудоспособного населения — 20 589 рублей… для пенсионеров — 13 496 рублей… для детей — 15 582 рубля», — отмечается в документе.

Заключение

Существующая система подсчета прожиточного минимума показывает свою полную неэффективность. Она не учитывает рост цен и изменение базовых потребностей. Некоторые эксперты отмечают, что пора закладывать в это понятие цены на мобильную связь и интернет. А также платную медицину и репетиторские услуги. Сбережения и страхование в обязательном порядке должны стать полноправными участниками в доходах населения. Расход на еду не должен превышать 30% всей суммы получаемых доходов. Сейчас же эта сумма занимает 50% и выше. Это увеличивает шансы страны на попадание в список бедняков.

Хочется надеяться, что после разморозки закона в 2020 году взгляд на то, из чего состоит прожиточный минимум, будет пересмотрен. С изменением этой суммы политика Российской Федерации может рассчитывать на изменение своего курса в сторону социального государства, которое действительно заботится о благосостоянии граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector