Что составляет систему налогового права в рф

Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления. При этом система налогового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому система налогового права в определенной степени производна от системы финансового права, но имеет и свою объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики развития налогообложения, которая оказывает существенное влияние на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением.

Следовательно, система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.

Налоговое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налогово-правовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?

Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.

Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять налоговые декларации

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Система источников налогового права

Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.

Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.

В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.

Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.

Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.

Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.

Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией

На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.

Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения

Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.

В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.

Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.

Разновидности налогов

Налоги

Прямые

Косвенные

Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, на недвижимость, на дарение, на наследство, на финансовые операции)

Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

Кроме того, выделяют такие виды налогов:

  • федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог);
  • региональные (налог на имущество предприятий, плата за воду);
  • местные (земельный, курортный налоги).

Структурные компоненты налогового права

Так как налоговое право является подотраслью финансовых правоотношений, оно состоит из совокупности норм, которые объединяются общим предметом и методом регулирования. Данные нормы могут выделяться в самостоятельные правовые институты.

В системе налогового права различают общую и особенную части. Первая включает в себя нормы универсального характера, которые подходят для любых налоговых правоотношений. Например, это нормы, которые закрепляют принципы налогового права и определяют их реализацию.

Универсальными нормами определяется налоговая правосубъектность, права и обязанности органов власти, а также осуществляемый порядок налогового контроля и меры ответственности. Особенная часть регулирует отдельные налоговые правоотношения, например, отдельные главы ст. 2 НК РФ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Суть методологии налогового права

Метод налогового права является совокупностью способов, приемов и средств, которые регулируют и охраняют налоговые отношения.

Особенности метода налогового права связаны с его публичностью. В связи с этим следует выделить несколько характерных признаков:

  1. Характер регулирования является публично-правовым, так как на первое место всегда выходит общественный интерес.
  2. Большое количество обязывающих и запрещающих норм. Во многом это связано с необходимостью создать единые условия применения законодательства, защитить права налогоплательщиков и предотвратить нарушение прав со стороны должностных лиц.
  3. Императивный характер регулирования.

Мирошник С.В

обратил внимание, что налоговые правоотношения характеризуются неравенством сторон. Ведь одна из них представлена государственными органами, а вторая – налогоплательщиками

При этом в данных отношениях нет места полному подчинению, поскольку будет нарушен целый ряд принципов налоговых правоотношений.

Конституция

Как и в случае со многими другими источниками норм права, правоотношения в сфере налогообложения закреплены в Конституции РФ. В общей характеристике источников налогового права говорится о том, что Конституция закрепляет первостепенные понятия, на которых базируется вся правовая система данной отрасли. В частности, в содержании данного закона указано, что каждое лицо обязано совершать уплату установленных законным образом сборов и налогов. Следует отметить, что в данной норме также предписано основное требование ко всем налогам — их законность, а также всеобщность.

Кроме указанного выше пункта, в содержании Конституции прописаны также и некоторые компетенции органов государства (Президента, Правительства, Федерального Собрания) в сфере налогообложения, а также некоторые правомочия органов местного самоуправления в данной отрасли. Кроме этого, в одной из статей Конституции определен статус налогоплательщика.

Суть системы налогового права

Система налогового права базируется на логическом, последовательном разделении правовых норм в сфере налогообложения и их объединении в однородные правовые комплексы, т.е. институты и субинституты. При этом учитывается содержание и характер регулируемых ими отношений в налоговой сфере страны и местного управления.

В системе налогового права отражается взаимосвязь и обусловленность правового регулирования налоговых отношений (уплаты налогов и сборов) в качестве целостного социального явления. Потому система налогового права в какой-то степени происходит от системы финансового права, однако у нее есть своя объективная основа: построение обуславливается не только лишь структурой закона о налогах и сборах, но также и потребностями практики развития налогообложения, что существенно влияет на становление норм и институтов налогового права, помогая предопределить их роль в ходе аккумулирования государственных и муниципальных финансовых средств.

Налоговые законы специального характера

Как уже было указано выше, источниками налогового права являются законы, имеющие статус специальных в сфере налогообложения. Следует отметить, что наиболее важным среди них является Налоговый кодекс — он представляет собой кодифицированный акт, имеющий наивысшую юридическую силу. Это означает лишь одно: положения всех представленных ниже нормативных актов должны полностью соответствовать тем, которые имеются в данном Законе, и никоим образом не противоречить ему.

К числу специальных законов относятся также федеральные и региональные нормативные акты, в которых раскрываются положения относительно сборов и налогов, принятых в соответствии с законами РФ и, в частности, с Налоговым кодексом. К числу таковых относятся также нормативные акты, которые были приняты органами местного самоуправления.

Что касается регионального законодательства, то оно также имеет в своем содержании понятия относительно сборов и налогов, а также правил их уплаты. Однако в содержании таких нормативных актов рассматриваются исключительно местные налоги (региональные). Если говорить об особенностях их принятия, то обязательно следует отметить, что все нормативные акты данного типа могут быть разработаны и изданы исключительно субъектами, обладающими правотворческим статусом. Содержание данных законов не должно противоречить нормам, установленным Налоговым кодексом РФ, а также в них обязательно должны быть использованы постановления, решения и иные нормативные акты, изданные относительно определенного вида налога или сбора.

Свойства источников

Все нормы налогового права из источников, официально определенных законодательством, имеют особенные свойства. Некоторые из них являются общими, то есть таковыми, которые применяются к источникам права остальных норм законодательства. Кроме этого, также встречаются такие свойства, которые присущи только рассматриваемой группе источников.

Основное свойство источников налогового права в России — это формальная определенность. Данное качество означает, что все нормы, которые представлены в их содержании, имеют точное определение и применяются формально по четко предписанной ситуации.

Говоря о таком свойстве, как законность, следует понимать, что все источники должны обладать определенной юридической силой. Иными словами, они должны быть приняты исключительно в порядке, определенном законодательством, а также лицами и органами, обладающими правом законотворчества.

Все источники права, которые были приняты в установленном порядке, имеют еще одно свойство — они являются общеобязательными. Это означает то, что все нормы, которые предписаны в их содержании, являются обязательными для исполнения. В том случае, если субъекты регулируемых ими правоотношений каким-либо образом уклоняются от исполнения предписанных положений, к ним применяются определенные санкции, выраженные в различных формах.

Отношения, регулируемые Налоговым кодексом РФ

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) — основополагающий, но не единственный нормативный правовой акт в России, регулирующий налоговые отношения. В соответствии с ним принимаются как федеральные законы, так и нормативные правовые акты муниципальных образований, именуемые все вместе законодательством о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти всех уровней в это понятие не включаются.

Формулировка «налоги и сборы», как и слова «налоговые правоотношения» лишь ориентировочно указывают на регулируемые в действительности отношения и нуждаются в расшифровке. НК РФ поясняет, что законодательство о налогах и сборах

регулирует:

властные отношения по установлению, введению, взиманию:

налогов и сборов в РФ;

процессуальные отношения:

— налогового контроля;

— обжалования:

а) актов налоговых органов;
б) действий (бездействия) их должностных лиц;

— привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

НК РФ разделен на две части: первую — Общую и вторую — Особенную.

1. В Общей части содержатся нормы:

— посвященные нормативным правовым актам, регулирующим налоговые отношения;

— о системе налогов и сборов в РФ;

— устанавливающие правовой статус:

а) плательщиков — налогов, сборов, а также налоговых агентов и представителей;
б) органов государственной власти — участников налоговых правоотношений;

— об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, позволяющие определить:

а) рамки этой обязанности — что именно облагается налогами;
б) основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора;
в) условия направления требований в адрес налогоплательщика;
г) порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов;
д) способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
е) действия с излишне уплаченными суммами налогов и сборов;

— о составлении и представлении налоговой декларации;

— о налоговом контроле;

— об ответственности за налоговые правонарушения;

— устанавливающие порядок обжалования:

а) актов налоговых органов;
б) действий (бездействия) их должностных лиц.

2. В особенной части содержатся нормы:

— регулирующие установление и уплату федеральных налогов;

— о применении специальных налоговых режимов;

— определяющие условия установления региональных и местных налогов.

Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

  • законодательство РФ о налогах и сборах;
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

  1. специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;
  2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;
  3. федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;
  4. федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;
  5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

Характерные черты

Исходя из понятия и источников налогового права, которые перечислены выше, можно сделать выводы относительно определенных характерных черт, которые отличают источники рассматриваемой отрасли права от всех остальных.

Следует отметить, что основной среди них является то, что все источники права, рассматриваемые в данной статье, регулируют особенный объект — отношения, которые могут возникать исключительно в области налогового права.

Еще одна характерная черта данного вида источников заключается в круге лиц, которые имеют право принимать акты. Ими могут быть только те лица и органы, которые определены Налоговым кодексом как имеющие правотворческую компетенцию.

Для всех источников налогового права характерна множественность. Она обусловлена стойким принципом разделения власти, а также тем, что Российская Федерация как государство имеет федеративную природу.

Общая и особенная части НП

Подобное разделение обусловлено, в первую очередь, разнообразием и спецификой налоговых отношений, а также имущественным характером. Потому налоговое право разделяется на 2 крупные части:

  1. Общую.
  2. Особенную.

В первую часть входят нормы налогового права, закрепляющие:

  • главные принципы;
  • правовые формы и способы в правовом регулировании налоговых отношений;
  • состав налоговой системы;
  • общие условия формирования и введения налогов и сборов;
  • систему госорганов, производящих налоговую деятельность, разграничение их компетенции в этой сфере;
  • основы налогово правового статуса прочих субъектов;
  • формы и способы налогового контроля и пр.

Нормы из общей части действуют во всех налогово-правовых отношениях относительно всех остальных институтов, субинститутов и налогово-правовых норм.

В особенной части НП конкретизируются положения общей его части. Сюда входят нормы, в деталях регламентирующие разновидности налогов и сборов.

Во всем многообразии налогово-правовых норм непременно возникают коллизии/разночтения, однако во всей совокупности они составляют единую систему со своими внутренними закономерностями и тенденциями.

Вывод

Система налогового права на основании действующих налоговых отношений даёт возможность для правильного применения финансово-правовых норм, а потому способствует укреплению законодательства и выполнению НП регулирующей и охранительной функций.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

2.3. Система налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Особенности вступления актов-источников в силу

Как уже было упомянуто выше, систему источников налогового права составляют нормативные акты, которые были приняты органами и лицами государства, наделенными возможностью правотворчества. Законодатель отмечает, что изданные ими нормативные акты, служащие источниками финансового законодательства, имеют определенные особенности вступления в действие.

В первую очередь, данное событие должно произойти не ранее чем через месяц после момента официального опубликования документа. Второе особенное условие заключается в том, что нормативный акт должен обрести силу законодательного действия не ранее первого числа месяца — следующего налогового периода по тому налогу, в отношении которого прописаны нормы в акте. Следует отметить, что оба правила должны учитываться в совокупности.

В статье 57 Конституции нашего государства указано, что налоги и сборы, которые своим фактическим содержанием способствуют ухудшению финансового состояния налогоплательщиков, не имеют обратной силы.

Общее налоговое законодательство

К данной категории нормативных актов относятся все те, которые не имеют в своем содержании общего понятия, связанного со сборами и налогами, однако в некоторых положениях тесно соприкасаются с ним. Практика показывает, что наибольшая часть таких положений содержится в нормативных актах финансового характера. Ярким примером такового является ФЗ «О Федеральном бюджете», который был принят в 1997 году. Данный нормативный акт действует и по настоящее время. В его содержании имеется статья, в которой говорится об установлении новых ставок налога, связанного с использованием автодорог. Кроме этого, рассматриваются и некоторые другие элементы данного вида платежей.

В одном из разделов Уголовного кодекса говорится о некоторых видах преступлений в сфере налогообложения, а также видах наказаний за них.

Акты органов общей и специальной компетенции

Что касается данной категории актов, входящих в общую систему видов источников налогового права, то она является довольно обширной. Это связано с тем, что в пределах РФ существует немалое количество субъектов общей и специальной компетенции, которые наделены правотворчеством в сфере налогообложения.

Что касается органов общей компетенции, то к их числу относятся: Президент РФ, Правительство, органы исполнительной власти, которые действуют в различных субъектах государства и т.п. Именно они могут издавать указы, постановления, распоряжения и другие нормативные акты, которые регламентируют порядок сбора налогов, а также осуществления правовых отношений между субъектами.

Говоря об органах специальной компетенции, следует понимать, что ими являются те, деятельность которых осуществляется в определенной сфере, в данном случае — это налогообложение. Все органы данного вида, которые в настоящий момент имеются в структуре государственных, можно отнести к двум группам: те, которые находятся в ведении Министерства финансов, и те, что относятся к Министерству налогов и сборов (государственная налоговая служба). Структуру источников налогового права составляют не только акты, изданные данными органами по отдельности, но также и те, что были приняты совместно. Сюда же относятся и все те акты, которые издаются исключительно по согласованию с упомянутыми ведомствами.

Что касается особенностей данного вида источников налогового права, то они предназначены исключительно для того, чтобы регламентировать отдельные способы ведения деятельности органов исполнительной власти, работающих в сфере налогообложения. В их содержании не может быть предусмотрено изменение, установление или прекращение прав субъектов в данной области.

Указанные акты не могут быть изданы по собственной инициативе субъектов, они должны быть оформлены в соответствии с определенными требованиями, зарегистрированы в определенном порядке, а также они не могут вносить дополнения в основное содержание законов о налогообложении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector