Что такое iq?

Области применения

Тестирование активно используется в психологии и кадровой работе. Психологи оценивают уровень развития детей, направляя при необходимости на коррекционные занятия. При работе с взрослыми тесты IQ тоже используются, показывая уровень развития процессов мышления. Часто тесты дополняются другими, более узконаправленными. Такой подход помогает получить более адекватный результат.

При выборе кандидатов на вакансию кадровая служба часто использует тесты IQ, но здесь нужно помнить, что при тренировке результат увеличивается на 20-30%. Таким образом, человек просто может иметь навык прохождения теста, что вовсе не говорит о высоком уровне интеллекта.

Последнее время в паре с тестом IQ идет EQ. Этот коэффициент характеризует развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за наличие у человека коммуникабельности, интуиции, умения строить взаимоотношения с другими людьми. Два этих метода характеризуют работу разных полушарий мозга, поэтому далеко не всегда оба показывают результаты одного уровня. Данный факт объясняет ситуации, когда наличие высокого уровня IQ не помогает человеку добиться успеха.

Что такое IQ

С английского аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient – коэффициент интеллекта – и произносится как “ай-кью”.

Показатель не является постоянной величиной. Он может меняться с возрастом: увеличиваться у тех, кто занимается саморазвитием, спортом, получает полезные навыки, и снижаться у тех, кто решил запустить свою жизнь.

Кроме того, уровень IQ может иметь определенную динамику в зависимости от самочувствия человека.

Многие неверно понимают, что значит коэффициент интеллекта, полагая, что он отражает степень эрудированности и образованности человека. Это не совсем так. IQ позволяет оценить мыслительный потенциал:

  • наблюдательность;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • умение обобщать предметы и сравнивать их между собой;
  • навыки решения пространственных, вербальных и арифметических задач;
  • способность применять те или иные возможности своего мозга.

Коэффициент показывает не сам уровень интеллекта, а лишь его соответствие норме аналогичного уровня либо отклонение от нее. В этом случае за норму берется среднестатистический человек, т. е. индивидуум того же или среднего возраста.

Если говорить простыми словами, то коэффициент IQ можно сравнить с ростом человека. В среднем рост женщин в России составляет 166–168 см, а у мужчин – 178 см. Если мы смотрим на прохожего, то сразу можем оценить, насколько он высок, т. е. выше среднего его рост или ниже.

При этом средний рост также не является постоянной величиной. Он может изменяться с эволюцией, условиями жизни и прочими факторами. С показателем IQ примерно то же самое.

Кстати! Новозеландский ученый и философ Джеймс Флинн выявил интересную закономерность: каждое десятилетие средний уровень IQ увеличивается на несколько пунктов.

Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны

Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии — результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тесты неоднозначного британского психолога Ганса Юргена Айзенка, популяризовавшие саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.

Тест, во время которого надо ответить на 40 вопросов за 30 минут, слишком несовременный и неточный. Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет, что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка была одна из многочисленных вариаций теста Айзенка. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций — и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт адаптированные версии для разных возрастов.

Тест на IQ, скорее всего, проходил каждый из нас, хотя бы из интереса, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ — какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый порог гениальности сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то — со 160.

Функции интеллекта и его происхождение

Лучшие ответы

Вадим Тукаев:

IQ (ай-кью)

Пользователь удален:

IQ

Marina:

ай-кью-IQ,это звучание отдельных букв, как я написала через дефис

Esperanza:

Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

Egor Drugoi:

Эйкью коренным образом отличается от айкью и по смыслу, и по написанию. Первое — это коэффициент эмоций а второе — коэффициент интеллекта. EQ по-англ. (эмоциональный коэффициент), а IQ — коэффициент интеллекта (англ. — intelligence quotient)

Важно благоприятное сочетание эмоций и разума. «Эмоциональная компетентность» относится к способности распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, с целью самомотивации, а также с целью управления своими внутренними эмоциями и эмоциями в отношениях с другими людьми

Признаки высокого интеллекта

У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:

  • Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
  • Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
  • Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
  • Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
  • Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
  • Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.

Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.

Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, — все это было обьектом изучения.

Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость когнитивных способностей от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью — количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

О чём не говорят баллы IQ

Успех в труде

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Общественная ценность

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Эффективность

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Родом из детства

Ведётся множество споров по поводу методики измерений уровня IQ. Узнать своё точное место на этой шкале проблематично, если нет желания заплатить солидный гонорар профессиональному психологу. Ряд недавних исследований в этой области дал интересные подсказки и обнаружил связь высокого коэффициента интеллекта с жизненным опытом, приобретённым в детском возрасте.

Раннее начало чтения

Британские специалисты обследовали близнецов младшей возрастной группы и выявили закономерность: те, кто научился читать раньше, имеют впоследствии более высокие показатели IQ. Раннее чтение активно стимулирует развитие юного интеллекта, и благодаря этому человек становится умнее, а не наоборот.

vidtok

Работа левой рукой

И сегодня ещё существуют преподаватели, ошибочно пытающиеся заставить учеников-левшей писать правой рукой. У леворукости есть доказанные интеллектуальные преимущества, особенно касающиеся мужчин. Она ассоциируется с творческим дивергентным мышлением и способностями находить скрытые взаимосвязи между различными объектами.

Посещение музыкальной школы

Ряд экспериментов доказал, что музицирование улучшает интеллект и развивает навыки, необходимые для самоконтроля и сосредоточения при исполнении произведений. Интересно, что занятия изобразительным искусством не продемонстрировали аналогичного влияния на IQ.

Постоянная тревожность

При изучении психических расстройств, следствием которых является нервозность, специалисты обнаружили, что люди с максимальными её проявлениями имеют IQ выше, чем те, кто реагирует спокойнее.

6

Умение смешить окружающих

Остроумие школьных клоунов — плод развитого абстрактного мышления. Это подтверждается научно и объясняет тесную взаимосвязь между умением быть смешным и высокими показателями интеллекта. В воспоминаниях школьных лет обязательно присутствует парочка персонажей, которые резко выделялись из толпы, и это не только любимчики-всезнайки, но и шуты гороховые.

Важен ли высокий IQ

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении — пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me.

Кто придумал IQ?

Создателями термина IQ считаются французский психолог Альфред Бине и его немецкий коллега Уильям Штерн. Первые идеи по введению коэффициента, отражающего относительный уровень интеллекта, Бине описал в своих трудах ещё в 1903 году. Уже тогда он использовал аббревиатуру IQ для сравнения интеллектуального развития детей в рамках возрастных групп.

Штерну идея нравилась, но его не устраивала привязка к возрасту, не позволявшая использовать метрику для взрослых. В 1912 году он ввёл понятие «коэффициент интеллекта», в котором устранил данный недостаток. В 1916 году Бине по заказу правительства Франции разработал базовый тест и шкалу, окончательно закрепив современное понимание термина IQ.

Тест Бине оказался достаточно эффективным инструментом, но в Европе практически никого не заинтересовал, зато быстро стал популярным в США. Его стали применять ведущие американские университеты и частные компании, но позже данная инициатива была ограничена, поскольку её сочли дискриминационной.

Структура интеллекта и фактор G

Известно, что данное качество функционирует в сочетании с целым комплексом личностных черт индивида. Однако на его структуру и понимание того, что такое интеллект человека, до сих пор не имеется единого мнения со стороны ученых и психологов. При этом проблема не кроется в недостаточной степени изученности подобного явления. Простым языком можно сказать, что интеллект бывает разный

То есть, к примеру, у писателя и математика его уровень может различаться не только количественно, но и качественно, что, несомненно, более важно

В общем смысле существует единый принятый термин интеллекта в разрезе первичных умственных способностей человека. Данное определение называется фактором G, то есть основным генеральным (от англ. general) фактором. Согласно ему, интеллектуальный уровень индивида измеряется в скорости переработки им информационных потоков, способности быстро усваивать новые знания, проводить их осознанное осмысление, устанавливать взаимосвязи и ассоциации с прежним опытом, а также на длительные периоды времени запоминать имеющиеся сведения. Кроме того, существует ряд второстепенных факторов.

Некоторые особенности прохождения теста

Стандартный тест Айзенка включает 40 заданий, на решение которых отводится 30 минут. Для их выполнения человек должен:

  • обладать способностью совершать математические действия;
  • обладать большим словарным запасом и в совершенстве владеть разговорным языком;
  • иметь логическое мышление;
  • быть наблюдательным;
  • уметь выделять главное;
  • обладать хорошей памятью;
  • быть усидчивым и уметь концентрироваться.

Большинство задач достаточно просты, и их решение не занимает много времени. Однако, если во время тестирования какой-либо вопрос вызвал затруднение, необходимо быстро принять решение о том, стоит ли терять на него время. Чтобы снизить количество неверных ответов, необходимо внимательно и вдумчиво читать задание.

Перед тем, как приступить к прохождению теста, следует убедиться в том, что:

  • вы не больны;
  • у вас хорошее настроение;
  • вас ничего не тревожит и не отвлекает;
  • вы никуда не торопитесь;
  • вы не голодны и не переели в последний прием пищи;
  • вы не испытываете ощущение жара или холода.

Суть методики

В процессе тестирования испытуемый должен решить как можно большее количество заданий по арифметике, логике, пространственному мышлению. В большинстве заданий есть варианты ответов, из которых необходимо выбрать правильный. В некоторых заданиях ответ следует писать словами.

В заданиях требуется установить числовую или буквенную закономерности, выявить общие части слов, подобрать недостающую геометрическую фигуру. Задания распределены по блокам. К концу каждого блока задания усложняются. Чем больше правильных ответов человек успевает дать в отведенное время, тем большее количество баллов он набирает.

Возрастные особенности

Тестирование на интеллект следует проводить не более 2 раз в жизни. Первый раз в возрасте 10-12 лет, когда ребенок получил достаточное количество знаний для тестирования, и во взрослом возрасте, когда умственные способности достигли пика своего развития. IQ человека рассчитывается по соотношению показателя умственного развития (в баллах) к возрасту, умноженному на 100.

Особенности произношения

Любому выпускнику общеобразовательной школы известно, как на английском буква ч пишется в транскрипции – tʃ. Но это не два отдельных звука, которые следуют один за другим с обычной задержкой по времени. Они сливаются воедино. Органы ротовой полости, артикулирующие звуки у человека, очень быстро меняют положение. Лингвисты называют это «двоезвучием» – дифтонгом.

Англоязычных дифтонгов достаточно много, с использованием гласных и согласных букв. Одно из общих лингвистических правил гласит, что в дифтонге могут быть только звонкие или только глухие звуки. Так, глухая «Т» сочетается с глухой «Ш» для образования «Ч». Соответственно, звонкая «Д» используется вместе со звонкой «Ж» для формирования дифтонга dʒ, выраженного обычно буквой J. В кириллице нет отдельного символа для записи dʒ, более того, русскоязычные не используют такой дифтонг, хотя в родственных украинском и белорусском он имеется.

Следует помнить, что островитяне чуть иначе произносят звук «Т», чем континентальные европейцы. Как и при произношении многих других согласных, кончик языка расположен несколько выше, чем принято его держать у славян. Представители славянских наций и вообще народов континентальной Европы держат кончик почти между зубами. Но не просовывают дальше, иначе получится транскрипционный звук θ (в звонком варианте ð). Британцы и их языковые наследники поднимают кончик над верхними зубами, касаются нёба там, где уже заканчиваются зубные коронки. Из-за этого нередко даже простое «Т» звучит похоже на русское «Ч», что смущает некоторых начинающих учеников, и приводит к неправильным выводам о том, как по английскому пишется ч.

Наибольшую трудность представляют слова, в которых после буквы T идет Ch.

Например:

  • scratch – брит. амер. (царапина, царапать);
  • latch – брит. амер. (запор, запирать);
  • snatch – брит. амер. (хватание, хватать).

Воспринимая на слух, трудно понять, что там за буква ч на английском, как пишется она в данном случае. Поскольку звучит здесь только «Ч», перед дифтонгом нет явственного «Т». Приходится запоминать написание каждого слова, чтобы знать, как ч на английском пишется в подобных словах, устаревших по своей сути. Определенно, англоязычным странам необходима языковая реформа с приближением письменной речи к устной.

Что влияет на IQ [ править | править код ]

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8 . Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их судьбе в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов . Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта . Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложноположительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения , так и среди детей .

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями .

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы .

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ .

Другое исследование более 13 000 детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий ; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ ; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector