Логическое мышление: особенности, назначение, типы

Логические игры детям 6-7 лет

После того как вы узнали основные виды игр для логического мышления у детей 6-7, стоит рассмотреть примеры этих игр.

Графические игры. К ним можно отнести множество игр связанных с рисованием и пишущими предметами. К примеру, это может быть рисование карандашами или другими принадлежностями различных тематических предметов по клеточкам в тетради. Также отличной игрой является раскрашивание различными цветами рисунков с цифровыми обозначениями цветов.

К одному из интересных видов речевых игр можно отнести изучение и анализ информации полученные на слух ребенка. К примеру это могут быть два слова, ассоциирующиеся с временами года, особенностью какого-нибудь предмета. И ребенок должен рассказать об этом предмете, вещи или явлении все то что знает. Необходимо следить за красноречивостью, если её маловато, то подскажите ему еще пару интересных фактов которые он не знал. Это поможет ему отлично развить логику и память.

Настольные игры имеют огромное разнообразие на рынке игрушек. Из них стоит выделить игры где нужно сложить фигуры из кирпичиков и других предметов, игры-фанты целю которых будут является построение башни. Вытаскивая из неё по одному «кусочку», который нужно будет положить на верх и не потерять общее равновесие.

Книжные игры также богаты своим разнообразием выбора, при их выборе могут разбегаться глаза на прилавках. При покупке проконсультируйтесь с продавцом книг, расскажите ему о увлечениях ребенка, и он вам посоветует наиболее лучший вариант выбора.

К наиболее интересным видам компьютерных игр, как уже выше упоминалось, будут те, которые связаны с наличием в них персонажей из любимых книг, мультфильмов, раскрасок . Наиболее популярными сейчас являются Лунтик, Смешарики, Маша и Медведь, Лентяево и Фиксики.

Можно ли развивать логическое мышление взрослым

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Главное – победить собственную лень. Да, нам не хватает времени, и тратить свободные минуты на развитие согласится не каждый. Между тем ничего сложного здесь нет.

Здесь не придется часами сидеть над книгами или отказываться от общения с родными или друзьями: многие логические упражнения можно проводить в компании.

Знаете ли вы? Многие помнят кубик Рубика, пик популярности которого пришелся на 80-е годы прошлого века. Придуманная венгерским скульптором игрушка была настолько распространенной, что в 80-83 годах ХХ века издавался даже официальный бюллетень, целиком посвященный кубику.

Компьютерные игры на развитие логики

Современные дети гуглить и гулить начинают практически одновременно. Поэтому компьютерные игры, развивающие логику, — уже не новинка, а традиционная часть процесса обучения.

Основные тематические блоки компьютерных игр:

Ориентированные на развитие памяти и мышления («Лунтик

Тренируем память и внимание»)

В игровой анимационной форме представляющие иностранный язык («Нескучные уроки. Английский язык»).

Игры – путешествия, квесты, или «бродилки», с выполнениями логических задач («Три богатыря и Шамаханская царица»).

Обучающие математике, чтению и т.д. в увлекательной форме с элементами логики («Баба Яга и Проша: год полный забот»).

Для чего нужно развивать логику

Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.

Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.

Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.

Разнообразие упражнений

Изучайте толковые словари, придумывайте собственные толкования различным понятиям. Можно подобрать к словам символ и изобразить его графически. Сначала возьмите простые словоформы типа «лето», «пион», «мебель», «ластик», «школа». Затем попробуйте доступными словами объяснить более сложные категории: «доброта», «тревога», «ответственность», «экспроприация», «лавирование».

Пробуйте составлять аннотации на прочитанные статьи или книги.

Во время вдумчивого чтения нужно оценить и подвергнуть анализу каждую строчку.

Перефразирование предложений и текстов развивает логику. Например, в конкретной фразе выделяют глубинный, абстрактный смысл, после этого её трансформируют с помощью других слов. Можно выражение свернуть в одно слово или, наоборот, развернуть и довести до нескольких предложений. При этом смысл должен сохраниться.

Специалисты рекомендуют к непротиворечивому утверждению находить опровержения. Аргументы, указывающие на противоположную позицию, выписывают столбиком рядом с суждением. Например, к фразе «зима – тоскливая пора» добавляют записи:

  • «снег волшебно сияет на солнце»;
  • «пушистый снежок падает с неба крупными хлопьями»;
  • «можно увидеть снежинки невиданной красоты»;
  • «обворожительное снежное одеяло покрывает землю»;
  • «деревья застыли в белоснежной бахроме»;
  • «приближается долгожданный Новый год»;
  • «счастливые ребятишки катаются на лыжах и коньках».

Чем больше найдено опровержений, тем лучше.

Полезно придумывать на ходу аббревиатуры и расшифровывать их. Чем смешнее и оригинальнее созданные варианты, тем лучше для мыслительной деятельности. Желательно составлять аббревиатуры из 3 или 4 букв: СОМ – союз очаровательных мартышек, ОКСД – общество косых старых дев.

Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением

Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:

  • легко запоминать большие объемы информации;
  • абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
  • даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
  • быстро адаптироваться в незнакомых условиях.

Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.

Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.

При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:

  • наука;
  • творчество;
  • интеллектуальные виды спорта;
  • карьера;
  • обучение и т.д.

Виды и их составляющие

Как упомянуто выше, мышление и логика — это инструменты для получения и обработки информации. Процесс предполагает создание некоего образа, позволяющего представить находящийся в другом месте предмет или человека.

Процесс логического мышления бывает нескольких категорий (синонимы):

  1. Образно-логическое, или наглядно-образное мышление. Его суть в том, что человек визуально проигрывает ситуацию. Это воображение, создающее в мозгу яркие, реалистичные, объёмные картины. Развитие такого типа логики начинается примерно с полутора лет и может быть проверено тестом Равена (диагностика уровня логического мышления методом «Нелепицы» Р. С. Немова). Психолог предлагает человеку шестьдесят таблиц, содержащих несколько рисунков без текста. В нижней части расположено до восьми фигур, одна из которых является недостающей. Испытуемому следует выбрать нужную деталь, определив закономерность.
  2. Абстрактно-логическое мышление позволяет оперировать абстрактными, не существующими в природе образами. Это отличная возможность моделировать взаимоотношения как с реальными людьми, так и выдуманными мозгом объектами. Оно состоит из понятия, суждения и умозаключения.
  3. Словесно-логическое мышление — это способ строить мысль при использовании языковых средств. Оно пригодится во многих сферах жизни, где нужно грамотно доносить свои мысли до слушателя или читателя.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:

  • «Прикладная логика» Н. Непейвода;
  • «Учебник логики» Г. Челпанов;
  • «Логика» А. Ивин;
  • «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
  • «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.

Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.

Три формы

Выделяют следующие формы мышления:

  • понятие;
  • аналогия;
  • умозаключение;
  • теория;
  • доказательство.

Эти категории также не является собственным продуктом логического мышления, как и его содержимое. Они имеют происхождение от окружающей действительности. Рассмотрим более детально некоторые виды формы.

Понятие


Понятие – это мысль, содержащая в себе признаки предметов и явлений

Понятие, как вид мышления осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это выстраивается относительно к обобщающим признакам предметов, а не к самим предметам. Для выражения связи между предметами, явлениями или их признаками применяется суждение.

Суждение бывает двух видов:

  • истинное;
  • ложное.

А также суждение может носить характер частного, единичного или общего. Если рассмотреть в примерах, то это выглядит так:

  1. «Все студенты пропустили занятия по философии» — это общее суждение. Его отличительный признак – суждение о группе предметов или явлений.
  2. «Некоторые студенты пропустили занятия по философии» — это частное суждение, так как относится к части предметов и явлений одного понятия.
  3. «Сократ – великий мыслитель» — это единичное суждение, так как направлено на конкретное понятие.

Понятие, как форма логики объясняется на видео:

Аналогия


метод переноса знаний об одном предмете на другой

По методу аналогии в науке рождаются гипотезы. Но принцип аналогии срабатывает не со всеми предметами. Этот метод отлично подходит для смены точки зрения и для более глубокого познания неизвестных предметов и явлений. Многие открытия в области аэродинамики обязаны методу аналогий.

Умозаключение

Выделяются два вида умозаключения:

  1. Индуктивный.
  2. Дедуктивный.

Умозаключение состоит из двух элементов: исходное суждение и заключение. Исходное суждение целенаправленно двигается в сторону заключения. При индуктивном способе мысль берет начало от частного и развивается в направлении общего, а при дедуктивном способе наоборот – суждения о конкретном на фоне общих законов и правил.

Пример дедуктивного суждения: «Всякая сладкая пища дает побочный результат в виде лишнего веса. Виноград имеет сладкий вкус. Есть виноград – употреблять сладкое. Следовательно, виноград приводит к лишнему весу».

Особый тип дедуктивного умозаключения – это силлогизмы. С помощью силлогизмов объединяются два разных посыла общего и частного характера и порождают новое суждение.

Для нормального течения мыслительного процесса необходимо присутствие обоих форм умозаключения: индукции и дедукции. Употребление именно этих инструментариев делает мышление богатым, убедительным и максимально отражающим реалистичную картину.

Пример умозаключения смотрите на видео:

Советы по развитию логического мышления

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.

Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Тренировка памяти: советы

Взрослый человек может развить память, совершенствовать способности. Человеку никогда не поздно тренироваться. Мышцы принято накачивать в тренажерном зале. Интеллектуальный уровень повышают тренировкой ума. Интерес к учебе, запоминание, развивают память.

Для развития интеллекта полезно:

  • много читать;
  • решать кроссворды;
  • логические задачи;
  • выучить новый язык;
  • вспомнить по именам первых учителей;
  • учить цитаты, афоризмы, притчи.

Мозгу также необходимы сон, правильное питание, физические упражнения. Запоминают большие объемы информации. Существуют специальные приемы, которые облегчат запоминание: акростих, визуализация, рифмы, порции.

Методика «Тип мышления»


Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления.

Описание типов мышления:

Предметно-действенное

Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею

Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов

Абстрактно-символическое

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Наглядно-образное

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Креативность

Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Математическое мышление

Особенность математического сознания помогает понять суть разных явлений. Человек с таким складом ума решает все проблемы. Он обладает способностью:

  • воспринимать ошибки, как возможность развиваться;
  • раскладывать решение проблем на последовательные этапы.

Личность с математическим мышлением отличает правду от вымысла. Это склад ума человека, который стремится к высоким целям. Типы математического мышления:

  • топологическое;
  • порядковое;
  • метрическое;
  • алгебраическое;
  • проективное.

Пространственное мышление развивают с детского возраста. Психологи используют задания с бумагой, со спичками.

Задания для развития ума:

  1. «Составление предложений». Выбирают 3 не связанных объекта и составляют фразу.
  2. «Логические цепочки». Выбирают 2 предмета и находят связь между ними.
  3. «Я скажу по-другому». Придумать фразу, потом сказать иначе.
  4. «Угадывание на ощупь». С закрытыми глазами распознать предмет.
  5. Искусство оригами развивает нестандартное мышление, математические способности.
  6. Графические тренажеры.

Развлекайтесь с пользой

1

Начните с логических задачек для детей и взрослых — ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете

Для примера разгадайте пару задачек:

«Как получается, что мой знакомый сбривает бороду по десять раз в день, но при этом все равно остается бородатым?»

«Ваши друзья использует его чаще, чем вы, притом что оно является вашим. Что это?»

2

Играйте с друзьями в игры на внимание и логику. Ну и что, что вам по тридцать и вы являетесь менеджерами и предпринимателями? Поверьте, куда приятнее в пятничный вечер не бездумно курсировать по барам, а играть в крокодила или ассоциации у кого-нибудь на кухне

В интернете немало таких игр, нужно только поискать — и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

3. Проходите тесты на IQ. Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

4. Развить логическое мышление и стать умнее поможет проект «Викиум».

Что такое мышление

Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.

Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы. Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.

Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.

Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг

Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.

Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?

Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).

Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!

Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.

Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.

Когда начинать тренироваться

Можно столкнуться с тем мнением, что развитие логики важно только для школьника и студента, раньше оно ни к чему. Логика нужна в любом возрасте

По сути, ее тренировки начинаются еще в младенчестве. Кроха берет погремушку, трясет ее и устанавливает причинно-следственную цепочку: чтобы получить звук, нужно потрясти предмет. Малыш постарше бросает пустышку и следит за ее падением. Снова здесь работает логическое мышление: соска упадет вниз, если ее уронить, не зависнет в воздухе.

Ребенок с погремушкой

Внимание! Родители должны осознавать, все хорошо вовремя. Не следует заставлять двухмесячного ребенка сортировать предметы, подбирать пары и т.д

Любое занятие должно быть сообразно возрасту. Так, сортер (коробочка с прорезями в виде разных геометрических фигур и фигуры, которые нужно правильно вкладывать в эти прорези) и пирамидка, которые так любят давать совсем малышам мамы, в среднем осваиваются ими в возрасте около года. Раньше требовать от крохи выполнить условия игры бесполезно и даже вредно.

Тезисы и выводы

  1. С помощью игр можно развивать разные навыки и способности.
  2. Полезны даже те компьютерные игры, которые разработаны как развлекательные, а не образовательные.
  3. Некоторые игры созданы специально для обучения механике и другим разделам физики.
  4. Компьютерные игры помогают улучшить пространственное мышление.
  5. Музыкальный слух также можно развивать и упражнять с помощью игр.
  6. Компьютерные квесты с головоломками тренируют логическое мышление.
  7. Военные, экономические и другие стратегии учат планировать и осуществлять планы.
  8. Тактические стратегии помогают научиться быстро принимать решения, соответствующие обстановке.
  9. Командные шутеры и MMORPG приучают работать в команде и взаимодействовать с людьми.
  10. Игры помогут освоить программирование и математику.
  11. Геймерам чаще снятся осознанные сновидения, что указывает на потенциально лучший самоконтроль.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector