Статья 388. порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание

Как фиксируется решение КТС?

Для разрешения проблем без привлечения судебной инстанции сторонам требуется прийти к согласию внутри организации. Для этого заранее разрабатываются документы, в которых прописываются правила работы комиссии по разрешению споров, возникших в процессе исполнения работниками должностных обязанностей. Внутренний нормативный акт должен включать четкий регламент действий по урегулированию конфликта, если разногласия невозможно преодолеть посредством прямых переговоров.

В локальной документации могут содержаться образцы актов, которые заполняются в процессе работы комиссии. Помимо этого, подробно расписывается информация, содержащая следующие моменты:

  • компетенция органа, выступающего в роли комиссии;
  • виды споров, подлежащих рассмотрению;
  • порядок получения уполномоченными на принятие решения лицами статуса члена формирования;
  • сроки давности для созыва КТС;
  • мероприятия, осуществляемые при рассмотрении конфликтных ситуаций;
  • порядок исполнения решения;
  • регламент деятельности органа.

Риски с КТС для компании

Пока нет закона, обязывающего банки проводить проверку подлинности удостоверения КТС. Насколько качественно будет произведен контроль документа зависит от добросовестности и профессионализма сотрудников банка. К сожалению, не все организации проявляют бдительность в этом вопросе. В связи с чем возник новый вид преступлений: КТС мошенничество. Злоумышленник обращается в банк от лица сотрудника реально существующей компании, предоставляет поддельное удостоверение КТС и тут же получает деньги, списанные со счета фирмы. В России КТС мошенничество набирает обороты и уже известны случаи списания многомиллионных сумм со счета компании работодателя без предупреждения. Разбирательства по таким делам могут длиться месяцами и нет гарантий, что удастся вернуть деньги обратно.

Исполнительное производство

  • Понятие и система исполнительного права Правовая природа исполнительного права
  • Предмет и метод исполнительного права
  • Принципы исполнительного права
  • Место исполнительного права в системе права
  • Система исполнительного права

История развития законодательства об исполнительном производстве

  • Развитие исполнительного производства в России с древнейших времен до 1917 года

Исполнительное производство в период советского государства и в настоящее время
Субъекты исполнительного права

  • Понятие и виды субъектов исполнительного права

Органы принудительного исполнения
Судебные органы в исполнительном производстве
Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
Стороны исполнительного производства
Лица, содействующие исполнению
Исполнительные документы

  • Общая характеристика исполнительных документов

Исполнительный лист
Судебный приказ
Соглашение об уплате алиментов
Удостоверение комиссии по трудовым спорам
Акты органов, осуществляющих контрольные функции
Акты по делам об административных правонарушениях
Постановление судебного пристава-исполнителя
Акты других органов (исполнительная надпись нотариуса)
Сроки и извещения в исполнительном праве

  • Природа процессуального срока

Понятие и виды сроков
Порядок исчисления сроков
Извещения и вызовы
Стадии исполнительного производства

  • Общая характеристика стадий исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства
Подготовка к принудительному исполнению Добровольное исполнение исполнительного документа
Отсрочка (рассрочка) исполнения исполнительного документа
Розыск должника, имущества должника или розыск ребенка
Наложение ареста на имущество должника
Разъяснение исполнительного документа
Приостановление исполнительного производства
Стадия принудительного исполнения

  • Общие правила обращения взыскания на имущество

Оценка имущества должника
Реализация имущества должника
Распределение взысканных сумм
Завершение исполнительного производства
Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий

  • Правовая природа исполнительского сбора

Понятие и порядок взыскания исполнительского сбора
Расходы по совершению исполнительных действий
Обращение взыскания на имущество должника-организации и индивидуального предпринимателя

  • Общая характеристика правового режима имущества организации (индивидуального предпринимателя)

Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации (индивидуального предпринимателя)
Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении
Обращение взыскания на доходы должника-гражданина

  • Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника

Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов
Особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества должника

  • Обращение взыскания на денежные средства

Обращение взыскания на имущественные права
Обращение взыскания на заложенное имущество
Исполнение исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера

  • Общая характеристика исполнения исполнительных документов по делам неимущественного характера

Исполнение требований о восстановлении на работе
Исполнение требований о выселении должника, вселении взыскателя
Исполнение требований об административном приостановлении деятельности должника
Защита прав при совершении исполнительных действий

  • Общая характеристика защиты прав при совершении исполнительных действий

Иск об освобождении имущества от наложения ареста (исключении его из описи)

Понятие трудовых споров

Трудовой спор – это неурегулированные противоречия между работодателем и наёмным персоналом.

При этом конфликтные ситуации могут касаться как отдельно взятого сотрудника, так и группы рабочих или даже всего коллектива.

Поэтому различают индивидуальные и коллективные споры.

Причиной и предметом конфликта могут являться:

  • изменение существующих или установление новых условий труда;
  • различная трактовка работником и администрацией одних и тех же положений ТК РФ;
  • несогласование с коллективом или его представителями изменений в коллективном договоре или других нормативных и регулирующих документов;
  • действительное или мнимое нарушение прав со стороны работодателя;
  • материальный ущерб, причинённый работнику или предприятию. Смотрите дополнительно в этой статье о производственной травме, порядке оформления несчастного случая и видах ответственности за несоблюдение норм и правил охраны труда;
  • другие причины.

Рассмотрение трудовых споров по одиночным и коллективным искам имеет различные подходы и методы.

Комментарий к статье 387 ТК РФ:

1. На практике регистрация заявлений работников производится в журнале. С записью, произведенной в журнале о регистрации поданного заявления, работник вправе ознакомиться. Регистрация возможна также на карточках, в компьютере.

2. Обязанность комиссии разрешить спор по существу в 10-дневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС. Работник и работодатель об этом своевременно информируются.

3. Работник может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемого к работодателю требования на заседании КТС.

Работнику трудовым законодательством не предоставляется свободное от работы время для присутствия на заседании комиссии в связи с рассмотрением трудового спора. Поэтому заседание комиссии проводится в свободное для него время.

Работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе (например, командировка, болезнь). Трудовое законодательство не предусматривает продление срока рассмотрения спора в связи с наличием объективных причин, препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии. На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении 10-дневного срока снимается с рассмотрения. Это не лишает работника права после возвращения вновь обратиться с заявлением в комиссию.

4. Заседание КТС проводится публично, чтобы работник и все желающие могли присутствовать при разрешении спора.

Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.

5. Работник может не присутствовать на заседании комиссии. При наличии его письменного заявления трудовой спор рассматривается в его отсутствие. Работник вправе поручить представлять его интересы представителю первичной профсоюзной организации, иного представительного органа работников.

6. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления переносится на другое время в пределах 10-дневного срока, установленного для рассмотрения трудового спора в КТС. О переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель. Если работник вновь не явился на заседание комиссии, то выясняется причина, по которой он отсутствовал. Наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения его заявления вновь. Отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданное заявление и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения.

В пределах установленного трехмесячного срока обращения в КТС работник вновь может обратиться в комиссию.

7. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации. Проведение заседания комиссии в рабочее для них время обязывает работодателя на основании ст. 170 ТК освободить их от выполнения трудовых обязанностей.

В срок, установленный комиссией, по ее требованию работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.

8. ТК не закрепляет права работника заявить отвод членам комиссии. Однако на практике это имеет место. Работник может заявить отвод по следующим основаниям: непосредственная подчиненность работника одному из членов комиссии, наличие неприязненных отношений и т.д. Заявление работника об отводе члена комиссии подлежит рассмотрению на ее заседании.

9. Требование паритетности, установленное законодателем при ее формировании, может не соблюдаться при вынесении КТС решений. Заседание комиссии правомочно при участии в ее работе не менее половины членов, представляющих интересы работников, и не менее половины членов, представляющих интересы работодателя. Таким образом, количество работников с той и другой стороны может быть неодинаковым.

10. Заседание КТС оформляется протоколом. В нем указываются: дата проведения заседания, сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, их показания, дополнительные заявления, сделанные работником, представление письменных доказательств и др. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Председатель комиссии подписывает протокол, заверяет его печатью. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.

Другой комментарий к статье 384 ТК РФ

§ 1. Текст ч. 1 и 2 ст. 384 существенно изменен. Но часть ее положений сохранена. Теперь:

1) инициативу создания КТС вправе проявить: а) сами работники; б) их представительный орган; 3) организация и индивидуальный предприниматель, являющиеся работодателями;

2) инициатива создания КТС должна быть оформлена письменно;

3) установлен срок (10 дней), в течение которого работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны выделить своих представителей в комиссию;

4) как и прежде, число представителей работников и работодателя должно быть равным (т.е. КТС формируется на паритетных началах);

5) представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации (как и прежде), работодателем — индивидуальным предпринимателем;

6) представители работников в КТС, как и прежде, избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются их представительным органом с последующим утверждением общим собранием (конференцией) работников.

Создание КТС не связано с численностью работников.

Количество членов КТС в определенной степени зависит от численности работающих у данного работодателя: в крупных коллективах состав КТС, как правило, численно больше, чем в небольших коллективах. Но везде число членов КТС определяется совместным решением работодателя и представителя работников.

§ 2. По решению общего собрания работников организации КТС могут быть образованы и в подразделениях данной организации. В основном это подразделения с большим количеством работников или отдаленных территориально от центральной части организации. КТС подразделений создаются из равного количества представителей работников, выбираемых общим собранием работников подразделения, и представителей работодателя (организации), назначаемых приказом (распоряжением) руководителя подразделения. КТС подразделений действуют по тем же правилам, что и КТС организации и рассматривают трудовые споры работников данного подразделения. Ее решения любая спорящая сторона может обжаловать в суд, т.е. и здесь соблюдается общий порядок рассмотрения спора.

Следовательно, КТС могут быть двух видов: общие для организации (индивидуального предпринимателя) и в подразделениях организаций.

§ 3. Избранными представителями работников в состав КТС (в том числе и в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании работников, а на конференции — присутствующих делегатов конференции.

Закон не определяет, сколько работников (делегатов конференции) должно присутствовать на общем собрании (конференции), чтобы они были правомочными избирать представителей работников в состав КТС. Поэтому применяется общее правило проведения собраний, т.е. оно правомочно решать вопросы, когда на нем присутствует не менее половины работников от общей их численности, а делегатов конференции — не менее половины от числа делегатов.

§ 4. Каждая КТС, в том числе и КТС подразделения, имеет свою печать.

§ 5. Для организационно-технического обслуживания комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) нередко приказом работодателя специально назначается постоянный работник, и это является частью его трудовой функции. Он ведет регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.д. Поскольку эти действия входят в круг его трудовых обязанностей, выполнять их он может в рабочее время. В иных случаях ведение документации не только во время заседания КТС возлагается на ее секретаря.

§ 6. Для обеспечения организации работы КТС из ее состава избираются: председатель, секретарь, а теперь и заместитель председателя. Указанием на необходимость его избрания дополнена последняя часть ст. 384. Тем самым обеспечивается соответствие содержания данной статьи и ст. 387.

Другой комментарий к статье 387 ТК РФ

§ 1. Все заявления работников, поданные в КТС, должны быть зарегистрированы в журнале.

В нем фиксируется дата подачи заявления, фамилия, имя, отчество работника, его подавшего, предмет (существо) спора и все его дальнейшее прохождение от даты подачи заявления работников в КТС, даты и содержания принятого КТС решения, последующего разрешения спора в суде (если оно имело место) до исполнения решения КТС или суда по каждому спору. Журнал обычно ведется секретарем КТС.

§ 2. Трудовой кодекс не решает вопроса об отводе членов КТС. Поскольку это не запрещено, такой вопрос вправе поставить работник, его представитель, представитель работодателя. Он может быть решен по аналогии с отводом члена суда. Во-первых, такой вопрос может быть поставлен до начала рассмотрения трудового спора в КТС. Во-вторых, он может быть решен членами КТС. В-третьих, при этом необходимо учесть требование ч. 5 ст. 387 ТК о том, что заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. В-четвертых, решение об удовлетворении отвода или об отказе в нем должно быть оформлено протоколом заседания КТС.

§ 3. Статья 387 ТК содержит основные положения о процедуре рассмотрения трудового спора в КТС. Их немного. Закон подробно не регулирует порядок рассмотрения трудовых споров в КТС, предоставляя право на практике применять различные его варианты. Но он твердо установил срок рассмотрения трудового спора в КТС — десять календарных дней со дня подачи заявления. Соблюдение его можно проверить по журналу регистрации заявлений, поступивших в КТС, где отмечаются срок их поступления и срок рассмотрения.

В пределах указанного десятидневного срока рассмотрения спора КТС может заседать по данному спору не один раз, прерываясь для выяснения дополнительных вопросов, доказательств и т.д.

§ 4. Как правило, явка подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение трудового спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Он может в заявлении по спору указать, что просит рассмотреть этот спор в его отсутствие. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание комиссии, то КТС может принять решение о снятии его заявления с рассмотрения. Но это не лишает работника права подать повторное заявление по спору, если не пропущен трехмесячный исковой срок. Если не явился представитель работодателя, заседание КТС из-за этого не откладывается и трудовой спор может быть рассмотрен.

§ 5. В соответствии со ст. 387 КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Но закон не решает вопросов, связанных с необходимостью освобождать работников от работы в связи с их вызовом в КТС. Видимо, их следует решать по аналогии с вызовом свидетелей и специалистов в суд.

§ 6. Если КТС для рассмотрения индивидуального трудового спора необходимы определенные документы (сведения о заработной плате работника, графики его работы и др.), то работодатель обязан эти документы предоставить. В обращении (письме) КТС, подписываемом ее председателем или заместителем председателя, указывается перечень документов, необходимых для рассмотрения спора, и срок их представления в КТС работодателем.

§ 7. Заседания КТС проводятся, как правило, в нерабочее, удобное для заинтересованного работника время. Он и представитель работодателя заранее извещаются о времени рассмотрения спора.

Заседание считается правомочным рассматривать трудовой спор, если на нем присутствует не менее половины членов от каждой стороны, притом они должны заседать в равном количестве представителей от каждой стороны. Например, всего 10 членов КТС, по пять от каждой стороны. На заседание КТС явились четыре представителя от работников и три представителя работодателя. В таком случае один из явившихся представителей от работников в данном заседании КТС не участвует, хотя присутствовать он может, так как КТС заседает открыто, и на нем по данному спору могут быть выслушаны все присутствующие.

КТС не должна копировать суд. Свидетели по спору не удаляются, их явка добровольная, а комиссия решает спор, совещаясь и тайно голосуя прямо в зале заседания в присутствии работника и других лиц. Этим обеспечивается широкая гласность и общественный контроль за работой КТС.

§ 8. Протокол заседания КТС ведет ее секретарь, а подписывает и заверяет печатью — председатель КТС или его заместитель.

Копия протокола заседания КТС обычно вывешивается для всеобщего ознакомления работников.

Состав

Из общего числа членов комиссии избираются председатель, его зам и секретарь. Эти лица регулируют деятельность всего органа. Иногда дело может рассматриваться и с участием посредника.

Как правило, количество участников комиссии не превышает 15 человек. Избираются члены комиссии путем голосования всего рабочего коллектива. Руководящие места в комиссии также избираются путем голосования, но уже членами самой комиссии.

Рассмотрим подробнее полномочия основных членов комиссии:

Председатель. Является самым важным членом комиссии. Его должность избирается большинством голосов. Он не только контролирует работу всей комиссии, но и имеет право последнего голоса. Следовательно, решение по любому вопросу не может быть вынесено без одобрения председателя. На данную должность избирается лицо, не заинтересованное в исходе дела. Под вынесенным решением председатель должен поставить свою подпись.
Заместитель председателя

Данное лицо не менее важно при принятии решений комиссии. При отсутствии председателя его зам контролирует работу комиссии и также имеет право последнего слова

Во время совместной работы зам. председателя по большей части является его советником и консультантом.
Секретарь. Несмотря на всю простоту должности, секретарь ведет всю документацию и фиксирует весь ход процесса во время заседаний. Поэтому на такую должность всегда избирается ответственный и проверенный человек.

Предлагаем ознакомиться Банкрот предприятия выплаты работнику

Плюсы создания комиссии

Зачастую трудовой инцидент возникает на почве недостаточного знания законодательства со стороны работников. Здесь достаточно лишь грамотно объяснить ему ситуацию и ее правовую основу.

Для работодателя создание КТС имеет ряд преимуществ:

  1. Возможность не выносить спор за пределы компании и урегулировать конфликт в досудебном порядке.
  2. Повышается доверие коллектива к работодателю. Выстраивание положительных взаимоотношений с работниками является непростой задачей администрации организации. Создавая комиссию, работодатель может гарантировать своему коллективу возможность обсудить возникшие конфликты, снизить риск нарушения их трудовых прав.
  3. Возможность качественно подготовиться к отстаиванию интересов в суде в вопросах, которые должны решаться в судебном порядке, или не решены в порядке досудебного урегулирования.

Работник, подавший в КТС жалобу, может остаться недовольным ее решением. Тогда он вправе искать правду в суде. Все документы по делу уже будут собраны комиссией.

Другой комментарий к статье 381 ТК РФ

§ 1. В понятии индивидуального трудового спора, данном в ст

381, следует обратить внимание на работодательскую сторону спора. Работодателями являются не только организации (юридические лица), но и физические лица (индивидуальные предприниматели и др.)

В ряде последующих статей ТК, регламентирующих разрешение индивидуальных трудовых споров, упоминаются индивидуальные предприниматели. В них, в частности, предусмотрена возможность создания КТС и рассмотрения в них индивидуальных трудовых споров не только в организациях и их подразделениях, но и там, где работодателем является индивидуальный предприниматель.

§ 2. Сформулированное в ст. 381 понятие индивидуального трудового спора позволяет отличать разногласия между работодателем и работником, которые могут быть преодолены путем переговоров, от собственно спора, который может быть разрешен в установленном Кодексом порядке.

§ 3. Индивидуальный трудовой спор возникает не сразу. Динамика его развития начинается с действия (или бездействия) правообязанного субъекта трудового права по применению нормы трудового законодательства. Второй ступенью в этой динамике является различная оценка сторонами указанного действия (или бездействия). Действия могут быть правомерными (так считает одна сторона) и неправомерными, т.е. трудовым правонарушением (так считает другая сторона). Третья ступень — попытка сторон урегулировать самим при непосредственных переговорах возникшие разногласия. И когда это не удается, то разногласия переносятся в юрисдикционный орган, возникает трудовой спор.

§ 4. Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, а по характеру спора:

а) на споры о применении трудового законодательства, коллективных и индивидуальных договоров и соглашений (споры о праве);

б) споры об установлении новых или изменении существующих условий труда (споры об интересах).

ТК включил в круг трудовых споров также споры о дискриминации в сфере труда и об отказе в приеме на работу.

Важно правильно определить по конкретному виду спора, в каком органе он должен рассматриваться, т.е. установить его первоначальную подведомственность

§ 5. Кодекс расширил и круг субъектов индивидуального трудового спора — это не только работник, но лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с этим работодателем.

§ 6. Из приведенного в ст. 381 понятия следуют определенные его признаки. Это разногласия между работодателем и работником:

1) которые не удалось урегулировать (путем непосредственных переговоров либо с участием представителя работника — см. ч. 2 ст. 385);

2) по вопросам применения трудового законодательства (в прежней редакции упоминались законы) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда);

3) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Лишь сочетание всех трех признаков позволяет утверждать, что тот или иной спор является именно индивидуальным трудовым спором, рассмотрение которого должно идти по правилам, предусмотренным в ст. 382 — 397 ТК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector