Нестационарный торговый объект — что это? отвечаем на вопрос. положения о размещении нестационарных торговых объектов
Содержание:
- Правила проведения аукциона и договор о расположении НТО
- Что такое Стационарный торговый объект
- Куда подавать заявки о включении участка в схему НТО
- Меняется место, сохраняется бизнес
- Положения о размещении объекта торговли
- Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться
- Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга
- Ярмарки
- Порядок действий
- Заключение
Правила проведения аукциона и договор о расположении НТО
Чтобы получить разрешение необходимо, во-первых, подать все необходимые документы + заявку. Во-вторых, при необходимости принять участие в аукционе. В третьих, заключить договор на предоставление земли для целевого использования согласно поданной заявке. Такой договор должен содержать сроки установки, стоимость аренды земли, дату продления договора, если таковое предусмотрено.
Если земля под размещение торговой точки находится в собственности предпринимателя, то разрешение на размещение не требуется, в противном случае необходимо участие в аукционе. Проведение торгов подразумевает под собой получение права на аренду муниципального земельного участка для размещения НТО.
Сроки и условия проведения аукциона регулируются органами самоуправления. Результаты публикуются в СМИ и в специализированных интернет-источниках. Для реализации торгов назначается комиссия, основные функции которой заключаются в:
- составлении графика приёма заявок;
- приёме, рассмотрении заявок и их отклонении в случае нарушений требований;
- определении аукционного шага от стартовой цены;
- составлении протокола аукциона;
- обнародовании результатов торгов.
Организатор торгов обязан разослать извещение участникам не позднее чем за 30 дней до начала и не позднее 15 дней в случае отказа от аукциона. При отмене торгов организатор должен осуществить возврат задатка, оплаченный участником. Для участия необходимо подать следующие документы:
- Заявка на участие согласно установленной форме.
- Для юрлиц выписка из ЕГРЮЛ, для ИП выписка из ЕГРИП.
- Документ об оплате задатка.
Также организатор вправе запросить дополнительные документы, предоставить которые участник обязан в строго установленные сроки. После завершения аукциона участники, которые не выиграли, должны получить внесённую ими сумму задатка. С победителем заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Подписание документа происходит по истечении 3 дней с момента проведения торгов. Договор обязан содержать такие пункты, как условия и срок аренды, стоимость арендной платы, сроки продления. В течение 10 дней с момента подписания договора владелец арендуемого участка обязан установить на нем торговое оборудование. Любые действия, совершаемые участником рынка (монтаж дополнительного оборудования, демонтаж) должны быть оговорены с потребительским комитетом.
Что такое Стационарный торговый объект
Выберите букву
Определение стационарного и нестационарного торгового объекта дает нам Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Что такое стационарный торговый объект
Стационарным торговым объектов (магазин, кафе …) признается объект представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные с 1) фундаментом такого здания (строения), 2) с землей (право собственности или зарегистрированный договор аренды свыше 1 (одного) года) и 3) подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения (электричество, холодной и горячее водоснабжение).
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (на срок 1 год и более) стационарные торговые объекты и складские помещения (п.6 ст. 16 ФЗ №171-ФЗ).
Что такое
1. Торговый объект. 2. Нестационарный торговый объект.
Примечание: указанная формулировка является обобщением формулировок согласно ГОСТ Р51303-2013 введенного 1 апреля 2013 года и ФЗ №381 от 28.12.2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».
Как быть с летними кафе
Что касается летних (сезонных) кафе, находящихся при стационарных предприятиях по одному с ними адресу, в том числе являющихся продолжением торгового зала стационарного предприятия, и находящихся под единым управлением стационарного предприятия, то в этом случае летние (сезонные) кафе реализуют алкогольную продукцию по лицензии основного предприятия. Таким образом, оценка их принадлежности к стационарному и нестационарному объекту не производится, так как летнее кафе является частью стационарного торгового объекта.
В Письме от 30.04.2013 № 8977/04 Росалкогольрегулирования отвечало на часто задаваемые вопросы, в том числе и на вопрос о том, что считать стационарным торговым объектом для целей розничной продажи алкогольной продукции.
Так же, учитывайте позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 г.
по делу № 8-Г10-7, стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Что такое ЕГРП), либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Признаки стационарности объекта
Признаки стационарных торговых объектов для целей реализации алкогольной продукции:
- объект представляет собой здание/часть здания, строение/часть строения;
- прочная связь фундамента с землей;
- невозможность перенесения объекта без несоразмерного ущерба его назначению;
- наличие технологического присоединения (подключения) к инженерным сетям;
- запись об объекте в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- отсутствие объекта в Схемах размещения нестационарных торговых объектов соответствующего муниципального образования;
- отсутствие документов, подтверждающих временный характер постройки.
Что говорят нормативные документы
- Анализ данных нормативных актов позволяет определенно утверждать, что стационарные торговые и складские объекты как здания (части здания) и сооружения отвечают признакам недвижимого имущества, права на которое, их возникновение и прекращение в соответствии со статьей 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При таких обстоятельствах, для подтверждения наличия стационарного торгового или складского объекта необходимо подтверждении включения прав на него в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Куда подавать заявки о включении участка в схему НТО
С заявлением о включении земельного участка в схему расположения нестационарных торговых объектов необходимо обращаться в Администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого непосредственно располагается данный земельный участок. Сбор предложений осуществляется Администрациями районов постоянно. К заявлению помимо прочих документов необходимо приложить схему ориентировочных границ земельного участка.
Схема ориентировочных границ земельного участка
Следует отметить, что хотя Администрации и собирают заявки постоянно, все эти заявки вносятся в РГИС и начинают обрабатываться в течение 10 рабочих дней только по истечении квартала, то есть 3-х месяцев. Это означает, что, допустим, подав заявку в январе месяце, рассматриваться она начнет только в апреле (пункт 2.5 Постановления Ν 1045).
После внесения Администрацией района сведений в систему РГИС, Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) в течение 10 рабочих дней корректирует в РГИС границы земельных участков и размещает заключение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании возможности размещения торговых объектов на земельных участках, а также следующие сведения:
1. Наличие расположенных в границах земельных участков электрических сетей и сетей инженерно-технического обеспечения;
2. Необходимость получения информации от Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агенства водных ресурсов в отношении режима использования земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы;
3. Ориентировочную схему границ земельных участков для размещения торговых объектов в масштабе 1:2000 в случае, когда земельные участки не образованы.
После этого схема проходит согласование в остальных органах исполнительной власти Санкт-Петербурга (комитетах).
На основании заключений, предложений и информации, подготовленных и размещенных в РГИС комитетами, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Санкт-Петербурга в течение 15 рабочих дней готовит заявление о включении торговых объектов в схему размещения и направляет его в Комитет имущественных отношений (КИО) в письменном виде и в виде электронного документа.
КИО в течение 15 рабочих дней после поступления заявления, рассматривает поступившее заявление и принимает решение о согласовании включения торговых объектов в схему размещения либо об отказе в согласовании включения торговых объектов в схему и сообщает КРППР о принятом решении.
В случае, если решение положительное, КРППР в течение 10 рабочих дней после получения от КИО сведений, осуществляет включение торговых объектов в схему размещения, утверждает её, а также размещает в РГИС сведения о торговых объектах, включенных в схему размещения.
Бывает так, что из районной администрации может прийти отказ от принятия заявления к производству.
Например, подобный отказ пришел из администрации одного из районов Санкт-Петербурга. (См. фото)
Что необходимо делать в этом случае?
На официальном сайте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в разделе “Ответы на актуальные вопросы” имеется памятка “О порядке размещения НТО по результатам торгов”. В соответствии с данной памяткой, Схема размещения НТО формируется и утверждается Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППИиТ).
Вместе с тем предприниматели могут выступать с собственной инициативой о включении участков в Схему размещения НТО путем направления своих предложений в районные администрации или напрямую в КППИиТ.
Таким образом отказ районной администрации в приеме заявки-предложения на включение земельного участка в схему НТО не обоснован и может быть обжалован. Обжалование может осуществляться путем направления соответствующего заявления на имя главы администрации района с повторным направлением предложения о включении земельного участка в схему НТО, или в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Не смотря на казалось бы простоту процедуры оформления земельного участка под НТО, трудности могут возникнуть в самом неожиданном месте, начиная от подачи документов и заканчивая согласованием схемы в различных комитетах. Поэтому чтобы избежать подобных проблем и сэкономить время и нервы, рекомендуем все таки обратиться к специалистам. Наша фирма имеет большой опыт в данной сфере, при положительном исходе более 95% от количества поданных заявок.
Имеются вопросы? Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Меняется место, сохраняется бизнес
Это еще один пункт, точнее, принцип, указанный в методических рекомендациях Минпромторга РФ. «Меняется место – сохраняется бизнес» – это означает, что если городские или районные власти вдруг решают развивать территорию, где расположены нестационарные торговые объекты, и эти ларьки, палатки и т. д. придется убрать (снести), то власти должны предоставить бизнесу равноценные места в городе или районе для продолжения бизнеса.
Предпринимателю о том, что ему придется перенести свой объект, должны сообщить заранее, за 1 год и больше. И должны предложить подобрать место для переноса торгового объекта. Причем, местные власти должны предложить предпринимателю альтернативные участки, из которых он сам подберет для себя подходящее место, которое должно его устраивать. Это место должно быть такое же, как и предыдущее: такой же трафик людей, такие же удобства для покупателей и т. д.
Многие эксперты в области ритейла считают, что этот принцип «Меняется место – сохраняется бизнес» должен быть отражен не только в рекомендациях, но и закреплен законодательно. И сделать это нужно как минимум по двум причинам:
- Во-первых, это соответствует концепции развития малого и среднего предпринимательства. Бизнес, а особенно микро-бизнес, малый и средний, о развитии которого постоянно говорят, в том числе, на всех уровнях власти, должен быть защищен законодательно, в том числе, от возможных неожиданных или неожидаемых действий местных властей. Бизнес, вне зависимости от масштабов, должен быть уверен в завтрашнем дне.
- Во-вторых, многие эксперты в области ритейла уверены, что законодательное закрепление этого принципа не допустит повторения того, что случилось в Москве совсем недавно: снос киосков в Москве 2016.
Хотя на самом деле, возможно, эти две вещи – закрепление и соблюдение указанного принципа и недавний снос киосков в Москве – отношения друг к другу не имеют, это разные вещи. Многие эксперты уверены в том, что ту ситуацию нельзя трактовать исключительно с точки зрения правоты какой-то одной стороны – московских властей или предпринимателей, чьи киоски снесли.
Положения о размещении объекта торговли
Для начала следует отметить разницу между объектами, которые устанавливаются в качестве самостоятельных торговых точек, и конструкциями, работающими в рамках проведения праздничных мероприятий, ярмарок, выставок и т. д. Во втором случае предусматриваются специальные правила, которые утверждает местная администрация в зависимости от формата проведения акции. В остальных случаях размещение планируется с учетом обеспеченности местного населения предприятиями потребительского рынка. Помимо этого, общие положения о размещении нестационарных торговых объектов требуют, чтобы места выбирались на участках и в строениях, которые находятся в муниципальной собственности. Заключение договоров на размещение торговых объектов проводится в установленном порядке специально для нестационарных сооружений.
Действие договора аренды, как правило, длится не больше года. В то же время текущий арендатор будет иметь привилегированное право на дальнейшее пользование нанятым участком или помещением
Важно также учитывать, что нестационарный торговый объект – это имущество, которое предназначено для осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому за нарушения в организации размещения предусматриваются специальные штрафы
Например, установка киоска без договора считается несанкционированной, а владелец данного объекта должен быть привлечен к соответствующей ответственности.
Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться
Безусловно, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе торговли через нестационарные торговые объекты, являются одним из приоритетов для государства и различных общественных и иных организаций. В настоящее время есть несколько законопроектов, которые, если будут приняты, возможно, коснутся и предпринимателей в области ритейла.
Законопроекты следующие:
- Мобильных торговцев могут обязать покупать специальные автомобили. Сейчас те, кто торгует с автофургонов, должны соблюдать правила дорожного движения, так как речь идет об автомобиле, и все. Теперь же, после принятия поправок, их автомобиль должен будет отвечать определенным характеристикам, в первую очередь, это должен быть именно специальный автомобиль для торговли. Возможно, будут и другие обязательные характеристики, применительно к разным видам автомобильной торговли.
- Сейчас договоры на размещение киосков и павильонов заключаются на те сроки, которые действуют в регионах. Предлагается, чтобы это были сроки не меньше 7 лет (пока это только рекомендуемый срок). Сейчас реально они могут быть меньше. Причем, предлагается, что в течение этих семи лет будет не только действовать договор, но и предпринимателю не будут предъявлять какие-то требования, например, изменить внешний вид киоска: какой поставил, такой и будет стоять в течение всего срока действия договора.
Эти же поправки предусматривают, что если предприниматель не нарушал этот договор либо еще какие-то установленные нормы и правила, касающиеся торговли, то он будет иметь право продлить этот договор на тот же срок без всяких условий (аукционы и пр.) автоматически, если захочет.
Многие специалисты и эксперты в области ритейла уверены, что, если все эти и другие законопроекты будут приняты, они не только в чем-то упростят жизнь предпринимателям, но и в целом сделают систему торговли и управления ею более прозрачной, понятной и отвечающей требованиям нормальной современной рыночной экономики.
Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга
В законе о регулировании торговли описаны общие моменты, которые касаются организации любой торговли, в том числе, нестационарной. Вместе с тем, есть множество нюансов, которые касаются организации и осуществления нестационарной торговли, но которые в законе не уточнены.
Минпромторг разработал свои рекомендации и разослал их во все регионы. В них ведомство конкретизирует всю нестационарную торговую деятельность и объясняет многие моменты для того, чтобы она была организована максимально эффективно для всех – для государства, для предпринимателей, для населения, а также для того, чтобы снять барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства в стране.
Ключевые моменты методических рекомендаций Минпромторга следующие:
Ярмарки
Торговля с лотков и передвижных тележек свойственна праздничным ярмаркам. Разносная торговля относится к розничной торговле в целях ЕНВД и патента, что позволяет предпринимателям использовать эти простые режимы.
Важно! Продажа продукции собственного производства не относится к ЕНВД. К разносной торговле не относится продажа в разборных, временно установленных палатках или прилавках
Большинство продавцов-разносчиков — это ИП. Видимо, в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» (п.2 статья 2) это учли, поэтому такая торговля не требует наличия кассы. Правда есть некоторые оговорки. Например, , которые не попадают под данную льготу. Нельзя без ККМ торговать технически сложными товарами или продуктами, требующими особых условий хранения (к примеру, температурных).
Кстати, многие совершают ошибку, считая, что если используют терминал для расчета банковскими картами, то обязаны применять онлайн-кассу. На самом деле вы совершенно спокойно можете купить или арендовать у банка терминал и принимать оплату картами, при этом сохраняя право на работу без ККМ (конечно, если оно есть в принципе).
Современный рынок товаров и услуг диктует жесткие правила: нет терминала, покупатель уйдет к другому продавцу, потому что оплаты картами все больше заменяют наличные расчеты, ведь это дает дополнительные бонусы, скидки, баллы или кешбэк.
Каких-то особенностей торговля с лотка не несет ни в бухгалтерском ни в налоговом учете. Предприниматели вообще не обязаны вести бухгалтерский учет (п. 2 ст. 6 Закона о бухучете № 402-ФЗ), главное — вести учет доходов и расходов, если этого требует налоговый режим (их, кстати, в любом случае следует вести, если внезапно лишитесь права на применение действующего режима налогообложения, восстанавливать данные будет не просто).
Порядок действий
Порядок действий заявителя
- Обращается в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт‑Петербурга» (СПб ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»).
- Подает заявку о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона (заявка) по форме и комплект необходимых документов.
- В случае, если заявка не соответствует форме, и/или в случае непредставления необходимых документов, прилагаемых к заявке, получает уведомление о возвращении заявки без рассмотрения по форме.
- В случае принятия решения Комитетом об отказе в предоставлении услуги получает уведомление об отказе в заключении договора на размещение НТО по форме.
- В случае отсутствия оснований для отказа в заключении договора на размещение НТО получает пакет документов (уведомление Комитета о принятом решении по форме, проект договора на размещение НТО по форме, решение Комитета о заключении договора на размещение НТО).
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- В случае, если заявка не соответствует форме, и/или в случае непредставления необходимых документов, прилагаемых к заявке, ГКУ возвращает лицу, подающему заявку, полученные от него документы без рассмотрения.
- Комитет принимает решение об отказе в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона с заявителем при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- место размещения НТО, указанное в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона (заявка), не соответствует положениям статьи 1 Закона №165‑27;*
- земельный участок отсутствует в Схеме;
- земельный участок предоставлен иному лицу по договору;
- цель использования НТО, указанная в Заявке, не соответствует цели, указанной в Схеме;
- размещение НТО, предусмотренное в заявке, не соответствует случаям, указанным в пункте 1 статьи 6 Закона №165‑27;
- наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке месте, определенном Схемой, заключенного с иным хозяйствующим субъектом.
* Размещение НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт‑Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании Схемы в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и договором на размещение НТО.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги:
- Наличие решения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в указанном в заявке месте, определенном Схемой.
- Наличие решения о заключении договора на размещение НТО в указанном в заявке месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом.
- Совпадение места размещения НТО, указанного в заявке, с местом размещения НТО, указанным в ранее поданной иным хозяйствующим субъектом заявке о проведении аукциона или заявке о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона.
Заключение
В рамках статьи были представлены самые полезные и одновременно комфортные конструкции, которые помогут в ведении собственного дела. Поэтому если есть желание заняться собственным бизнесом, можно только порекомендовать изучить этот вопрос внимательно, взвесить все за и против и принять решение. Если же первоначально планируется занятие на уровне индивидуального предпринимателя, то следует приложить все силы, чтобы не прогадать и оказаться в выигрыше. Начинайте, и пускай успех сопутствует вам, ведь успешные и честные предприниматели – это основа для сильного государства.