Как развить мышление для успешной жизни
Содержание:
- Что такое критическое мышление
- Виды
- Универсальные рекомендации по развитию мышления
- Упражнения на развитие мышления
- Стадии развития мышления
- Виды мышления в психологии
- Развитие наглядно-образного мышления
- Для чего нужно развивать логику
- Логические мыслительные процессы
- Зачем оно нужно
- Как развить ассоциативное мышление
- Образное мышление. Младшая школа
- Упражнение 6. Спичечные головоломки
Что такое критическое мышление
Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.
Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:
Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.
Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?
- Правда.
- Скорее правда.
- Нужно больше информации.
- Скорее ложь.
- Ложь.
Правильный ответ смотрите в конце материала.
Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.
Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.
Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.
Социальная экономика
Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok
Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.
Виды
В зависимости от того, какие представления являются у человека ведущими, психологи классифицируют образный тип мышления следующим образом.
Конкретно-образное мышление
В уме возникает конкретный образ нужного предмета. Покупаете накидку на кресло — и представляете его во всех подробностях, чтобы понять, подойдёт текстиль на него или нет. Оцениваете размеры, изгибы и как впишется в общий интерьер комнаты.
Ассоциативно-образное
В голове возникает не сам образ нужного предмета, а ассоциации, связанные с ними. Если ребёнка укусила собака, то впоследствии в любых сказках и мультфильмах для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.
Действенно-образное
Если вы оказались в районе города, где бывали только раз в жизни, вы будете пошагово вспоминать маршрут, которым шли в прошлый раз. Вот здесь вы стояли, там видели кран, вот этот дом вам был нужен.
Словесно-образное
Проявляется при заучивании материала наизусть. Является основой фотографической памяти для запечатления именно текстов. Некоторые дети, рассказывая стихи, представляют в голове не те картины, которые нарисовал поэт, а расположение строчек в учебнике.
Абстрактно-образное
Акцентирование внимания на существенных сторонах, свойствах, связях представляемого объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления
Позволяет замечать в окружающем мире нечто важное, неуловимое, что скрыто от других глаз. Некоторые специалисты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрывал преступления не только за счёт дедукции, но и благодаря хорошо развитому абстрактно-образному мышлению
Ведь он мог представить в уме в деталях всё, что происходило в том или ином месте, хотя при этом не присутствовал.
Художественно-образное (творческое)
Это возникновение в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, сюжетов и даже запахов, на основе которых человек создаёт настоящие шедевры, — музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, модели одежды, картины.
Каждому человеку присущ свой тип образного мышления.
Универсальные рекомендации по развитию мышления
Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.
Больше читайте
Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.
Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.
Пользуйтесь левой рукой
Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).
Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:
- чистить зубы;
- открывать дверь ключом;
- есть ложкой;
- набирать сообщение в телефоне;
- краситься.
Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.
Ведите дневник
По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.
Общайтесь с теми, кто умнее
Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.
Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.
А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.
Играйте в интеллектуальные игры
Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.
Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.
Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.
Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки
Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.
Не ищите легких путей
Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.
То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.
Тренируйте память
Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки
Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание
В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.
Упражнения на развитие мышления
Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:
- Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
- Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
- Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
- Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
- Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
- Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
- Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.
Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.
Стадии развития мышления
Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.
-
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
- нечувствительность к противоречиям,
- синкретизм (тенденция связывать все со всем),
- трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
- отсутствие представления о сохранении количества.
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.
-
Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:
- Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
- На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
- Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
- Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
- Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
-
Понятийное мышление.
- Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
- Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:
- Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
- Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
- Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.
Развитие наглядно-образного мышления
Наглядно-образное мышление – это вид, в основу которого заложены образы. Благодаря ему мы, рассматривая человека спереди, представляем внешний вид сзади.
Этот вид способности развивается во время рисования. Итак, чтобы развить наглядно-образное мышление, когда рисуете:
- нарисуйте образ предмета, человека или явления по памяти;
- придумайте ненастоящий образ и воплотите на бумаге;
- дополните уже существующий образ новыми деталями из воображения;
- нарисуйте машину будущего или жилье своей мечты.
Развитие образного мышления происходит, когда мы воплощаем на бумаге мысли, действия или образы, не важно, настоящие они или нет
Для чего нужно развивать логику
По мнению многих, умение логически мыслить не так уж нужно, ведь прожить можно и без него. Это ошибочное суждение, потому что логика и поступки имеют тесную взаимосвязь. Взять, к примеру, людей, живших в древние времена. Они выжили благодаря логике. Каждый день им приходилось анализировать то, что происходит вокруг, делать на основании этого выводы. Если сосед умирал после того, как съедал неизвестный плод, другие понимали, что повторять его действия не стоит. И это касается всех сфер жизни, включая садоводство и земледелие.
Знание того, как правильно развить логическое мышление, помогает и современному человеку. С его помощью он поднимается по карьерной лестнице, строит взаимоотношения с окружающими, >борется за свое мнение.
Итак, логическое мышление – незаменимый помощник каждого человека. Оно не появляется с рождения, а приобретается по мере взросления
Поэтому его развитию следует уделять особое внимание. Помогут в этом чтение классической и специализированной литературы, решение кроссвордов, изучение иностранных языков
Логические мыслительные процессы
Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.
Вот основные операции, происходящие в нашей голове:
- Анализ. Во время этой операции наш мозг раскладывает явление на несколько составляющих, чтобы рассмотреть каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, отношение и воздействие. У любого предмета или события есть главные элементы, на которые мозг его разбивает автоматически для обработки информации.
- Обратный анализу процесс – синтез. Эта мыслительная операция подразумевает составление из мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Яркий пример синтеза – собирание пазла.
- Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства предмета/события относительно чего-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основывается на анализе, ведь, чтобы сравнить два предмета, необходимо мысленно разбить их на составляющие.
- Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по схожим признакам. Зачастую мы используем его для подведения итогов.
- Конкретизация. Полная противоположность предыдущему мыслительному процессу. Ее суть заключается в точности и определение у предмета/события отдельных характеристик, раскрытие его внутреннего содержания.
- Абстрагирование же помогает человеку сосредоточиться на определенном объекте или его черте, отбросив посторонние. Это изолированное изучение характеристики предмета/события для более глубокого познания.
- Классификация подразумевает использование системы деления объектов по определённым признакам, основывается на анализе и помогает упорядочить для себя предметы/события.
Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.
Зачем оно нужно
Навык рационального рассуждения является неотъемлемой частью жизни.
Обучение
Критическое мышление помогает школьникам и студентам выбирать источники для учебной работы, структурировать и обобщать полученные данные, выявлять причинно-следственные связи, грамотно отстаивать свою точку зрения и находить неточности в чужих аргументациях. Также оно позволяет грамотно рассуждать в тех дисциплинах, в которых нет единственно верного ответа. Например, в философии, истории, обществознании, социологии, педагогике и др.
Трудовая деятельность
Профессионал должен уметь не только выполнять рутинную работу по стандартным схемам, но и принимать нешаблонные решения, искать новые идеи и подходы к решению задач. Критическое мышление является одной из наиболее значимых черт любого руководителя. Оно позволяет видеть ситуацию под разными углами и принимать решения даже в условиях неполной или недостоверной информации.
Повседневная жизнь
Критический взгляд на все происходящее вокруг помогает осознанно решать вопросы в любой сфере нашей жизни, будь то личные отношения, здоровье или бытовые задачи. Рациональность дает возможность фильтровать любые данные, распознавать ложь, оперативно и разумно решать конфликты, выбирать оптимальный вариант действий, избегать серьезных ошибок и быстро находить методы их исправления.
Как развить ассоциативное мышление
Ассоциативное, как и другие виды мышления, можно развивать. Главное требование в этом вопросе — регулярно проводить тренировки, выполняя ряд простых упражнений.
Работа с детьми
Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?
Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.
Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.
Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.
Упражнения для взрослых
Регулярное выполнение простых упражнений поможет вам научиться быстро создавать ассоциативные цепочки и запоминать новую для вас информацию.
- Возьмите 2 слова, которые никак не связаны между собой. Создайте между ними ассоциации.
- Придумайте 1 слово, с которого вы начнете построение ассоциативной цепочки. Подбирайте к нему ассоциации до тех пор, пока получается.
- В этом упражнении пусть у вас будет 3 слова. Подбирайте ассоциации, которые подходят к этим словам по каким-либо признакам. Например, вы выбрали «яркий» и «горячий». Подумайте, какие объекты или явления могут иметь такие характеристики.
- К нескольким исходным словам подберите ассоциации, подходящие к каждому из них.
- Возьмите 1 слово и подберите к нему необычную ассоциацию, которая, на первый взгляд, не имеет к нему никакого отношения.
- Подумайте о ком-то из своих друзей. Подберите песню, которая характеризует его наилучшим образом. Пусть это будет то, что первым придет в голову. Также можно включить радио или любимый плейлист, закрыть глаза и понаблюдать за возникающими в сознании ассоциациями.
- Проведите мозговой штурм. Что это такое? Возьмите лист бумаги и запишите на него все слова, которые приходят вам в голову. Прочитайте записи. Подумайте, как эти слова связаны между собой. Естественно, некоторые из них поставят вас в тупик. Не пугайтесь и не останавливайтесь. Попробуйте разобраться.
Это упражнения на развитие ассоциативного мышления, которые можно выполнять самостоятельно. Есть и те, которые можно делать группой, например, в кругу друзей:
- Ведущий придумывает слово. Участники по очереди должны назвать вызванные им ассоциации. При этом им нужно составить ассоциативную цепочку. Каждое новое слово нужно связывать с предыдущим по смыслу.
- В этом упражнении смысл остается таким же: к исходному слову нужно придумать ассоциации. Только на этот раз не прямые, а косвенные. Человек должен назвать образ, возникающий именно в его подсознании. Пусть даже он и не будет иметь прямого отношения к объекту.
Последний этап — обсуждение. Пусть каждый участник расскажет, чем вызвана та или иная ассоциация, почему он назвал именно ее. Это поможет заглянуть внутрь себя, достать то, что хранится глубоко в подсознании.
Образное мышление. Младшая школа
Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их – к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:
- Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
- Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
- Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
- Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
- Семейные праздники, путешествия.
- Прогулки на природе.
Упражнение 6. Спичечные головоломки
Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.
Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.
Для начала разомнемся:
- сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
- из семи палочек два одинаковых квадрата;
- уберите две палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).
Теперь посложнее:
Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.
Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.
Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.
Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.
Ответы можно подглядеть в конце статьи.