Какие документы нужны на разрешение на строительство? ст. 51 грк рф. разрешение на строительство
Содержание:
- УВЕДОМЛЕНИЕ О СНОСЕ И ЗАВЕРШЕНИИ СНОСА
- О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ
- Когда суд может отказать?
- Судебная практика Верховного Суда РФ
- Действие разрешения на строительство при объединении или разделе земельных участков
- О вспомогательных сооружениях
- Выдача разрешения на строительство жилого дома
- Разрешение на строительство линейного объекта
- Разрешение на строительство линейного объекта — порядок получения
- Кто выдает
- Разрешение на строительство дома
- Как получают разрешение?
УВЕДОМЛЕНИЕ О СНОСЕ И ЗАВЕРШЕНИИ СНОСА
В целях сноса объекта ИЖС застройщик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта или через многофункциональный центр уведомление о планируемом сносе не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по такому сносу. Указанное уведомление должно содержать в том числе следующие сведения:
- данные застройщика;
- кадастровый номер земельного участка, его адрес;
- сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
- сведения о праве застройщика на сам объект ИЖС, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на такой объект (при наличии таких лиц).
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия вышеуказанных документов, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
Застройщик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта ИЖС подает в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект, в том числе через многофункциональный центр, уведомление о завершении сноса объекта ИЖС.
Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта ИЖС, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ
На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка
Рассмотрение возможности проведения каких-либо работ на участке может проходить по одному из двух вариантов:
- с определением места расположения сооружения;
- без указания места возведения строения.
Также может понадобиться предоставление подтверждения того, что будут соблюдены санитарно-гигиенические нормы.
Комментарии по отдельным пунктам ст.51
- п. 3. Разрешение не может быть выдано в том случае, если отсутствуют правила землепользования, а также застройки. Исключением являются объекты федерального либо местного значения. Их строительство и реконструкция не требуют выдачи указанного документа. Также это право распространяется на сооружения капитального строительства, расположенные на участках, для которых нет градостроительных регламентов.
- п. 4. Разрешение на проведение реконструкции и строительных работ в обязательном порядке выдается органами местного самоуправления, которые располагаются по месту нахождения предоставленного под застройку земельного участка. Исключением являются объекты, определенные ч. 5 и ч.6 данной статьи, а также иными федеральными законами.
- п. 7. Документы либо их копии, оговоренные в пунктах 1, 2, а также 5 ч.7 статьи, запрашиваются по требованию государственных органов, органов местного самоуправления, в компетенции которых находится рассмотрение данного вопроса в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента подачи заявления о предоставлении разрешения на ведение строительства.
Когда суд может отказать?
Судебное решение может быть прямо противоположным исковому заявлению и самострой обязуют снести. Суд откажет в удовлетворении исковых требований в случае, если самострой нарушает любое из нижеуказанных положений:
- Назначение сооружения не соответствуют целевому назначению земли.
- Нарушают нормы СНиП и пожарной безопасности.
- Не вписывается в ландшафт территории, находящейся на балансе муниципалитета.
- Нарушает права третьих лиц (например, заходит на участок, принадлежащий третьему лицу).
Верховный же суд заявил, что сам факт того, что сооружение является самостроем не может стать причиной в отказе от удовлетворения исковых требований.
И для того, чтобы получить разрешение на регистрацию права собственности необходимо будет тщательно подготовиться к рассмотрению дела в суде, проработать доказательную базу и проработать позицию по отстаиванию законных прав на легализацию самостроя (если, конечно, они законны).
Суд не примет решение снести постройку в тех случаях, если она не нарушает следующие НПА:
- ст. 304 ГК РФ – право на защиту прав собственности;
- постройка не является недвижимостью — п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 29.04.2010;
- постройка легализована в соответствии с п.3 ГК РФ ;
- собственник не знал и не мог знать, что его постройка нарушает ограничения на строительство, касающиеся его земельного участка п.1 ГК РФ 222;
- право собственности на постройку зарегистрировано до 01.09.2018;
- собственнику принадлежит территория, на которой возведено строение.
В любых других случаях решение может быть пересмотрено в апелляционных судах разной инстанции.
Судебная практика Верховного Суда РФ
Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2014 г.
Ряд разъяснений спорых вопросов, касающихся «самовольных построек» содержится в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»; утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года (опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ», N 6, 2014 года).
Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2015 г.
Предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими, но причины должны быть объективными. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ N 301-ПЭК15; «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года. В частности, указано следующее (извлечение):
«Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.
Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.
…Частями 21.5 — 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном чч. 21.10, 21.14 названной статьи.
Между тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.
В данном споре общество просило внести в выданные разрешения на строительство изменения, вызванные намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.
В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации.
В связи с этим, отказав в переоформлении разрешений на строительство при изложенных обстоятельствах, уполномоченный орган не нарушил положения действующего законодательства.
Кроме того, в представленных обществом положительных заключениях негосударственной экспертизы не отражено, что экспертами учитывалось возведение застройщиком части объектов и что проводилась проверка соответствия уже возведенной части измененному проекту. Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части.
Удовлетворение заявленных обществом требований в отсутствие доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, а также соблюдения этим лицом положений ч. 5 ст. 52 ГрК РФ (извещение органов строительного надзора о начале строительства) нельзя признать правомерным».
Действие разрешения на строительство при объединении или разделе земельных участков
В случае образования участка способом слияния двух и более земель, в отношении всех из них или только одного есть разрешение, юридический или физический владелец новой земли вправе строить на таком участке, учитывая условия, выделенные в выданном разрешении.
Если новые участки образовались на месте предыдущего путем деления, перераспределения земли или выдела из существующих участков, на которые присутствует разрешение на строительство, юридический или физический владелец, имеющий разрешение и получивший право на владение землей, может возводить сооружение капитального плана. При этом строительство на таких участках в обязательном порядке должно быть подчинено требованиям по размещению объектов в соответствии с законодательством.
Владелец новой земли должен получить измененный градостроительный план вновь образованного участка, на котором будет возводиться строение. Ранее действительный градостроительный план участка, на котором образовались новые, теряет свою актуальность и утрачивает силу действия со дня выдачи нового документа.
Если земля располагается в границах территории, на которой располагается линейный объект, предусмотренный на планировке участка, и если для получения разрешительного документа был предъявлен проект, разработанный на основе плана территории в проектной документации, то разработанная схема планировки земли и межевания участка считается действительной, ранее полученное разрешение сохраняется, и не требуется внесение изменений.
В случае если переоформлялась лицензия на использование недр, то новый застройщик может строить и проводить реконструкцию капитального строения на земле, полученной пользователем недр и необходимой для использования недр в соответствии с раньше полученным разрешением.
Лица, получившие земельные участки в пользование должны написать уведомление в письме о переходе в их собственность земли, прав на использование недр с указанием реквизитов:
- документов на право пользования землей;
- решения, в соответствии с законодательством по земле об образовании участка, предусмотренные в части 21,5, статьи 20, если его принимает исполнительная служба муниципальной власти или орган местного управления;
- градостроительной планировки земли, на которой предстоит возводить здание или сооружение или проводить его реконструкцию нормативы предусмотрены в части 21,7 статьи 20;
- решения о возможности пользования недрами и решения о переводе лицензии на возможность использовать недра.
О вспомогательных сооружениях
Понятие вспомогательного сооружения определено, как временная постройка, возводимая только на период строительства капитального объекта. Такая постройка является вспомогательной касательно основного здания, основная характеристика – временность. После завершения строительства основного здания, вспомогательные должны быть демонтированы. К ним относят:
- производственные объекты;
- строения, предназначенные для проживания работников;
- постройки, помогающие в обслуживании сотрудников;
- складские помещения;
- туалеты, бытовки.
Вспомогательные объекты бывают титульные и нетитульные, что описано в постановлении Госстроя от 5 марта 2004 года №15/1.
Титульные объекты предназначены для обеспечения общих строительных нужд, перечисленных в смете и должны перечисляться в восьмой главе сводного сметного расчета. Расходы на них входят в сметную стоимость возведения объекта строения. К титульным сооружениям относят:
- склады, в том числе с отоплением;
- временные склады под материалы и технику, различные инструменты, инвентарь;
- здания-мастерские для произведения ремонтных и столярных работ;
- электростанции и котельные;
- водоочистительные сооружения.
Нетитульные объекты нужны для нужд определенного строительного объекта и создаются за счет накладных трат на строительство и монтаж. К ним относят:
- конторы и кладовые, существующие при строительном объекте;
- склады при объекте;
- душевые и комнаты для обогрева строительной бригады;
- настилы и лестницы;
- вспомогательные разводы, которые ликвидируются после завершения строительства.
Выдача разрешения на строительство жилого дома
Для получения такого разрешения следует при разработке планировочной схемы организации размещения капитального объекта с указанием конкретного места расположения исходить из требований, заявленных в градостроительном плане на землю. До недавнего времени следовало по законодательным нормативам руководствоваться строительными и градостроительными условиями, но Градостроительный Кодекс закрепил порядок работы органов, уполномоченных на выдачу разрешения. В нем описаны действия со времени принятия заявления до получения разрешительного документа.
Приведен исчерпывающий список причин, по которым застройщик может не получить требуемый документ. Одним из существенных моментов отказа в выдаче бумаг может выступать несоответствие документации на строительство условиям градостроительной планировке земли. В формулировке п. 2 части 11, статьи 20 ранее вела к неоднозначному пониманию и рассматривалась, что такое действие обосновано только для объектов, требующих разрешения при строительстве индивидуального жилья.
В целях устранить такое неправильное толкование, в статье 20 было сделано существенное уточнение, в котором говорится, что при рассмотрении заявления уполномоченная исполнительная служба проверяет на соответствие условиям градостроительного плана не документы проектантов, а предоставленную застройщиком схему организации земли с указанием места расположения строения.
Если в согласовании с Федеральным законом «О начале действия Кодекса Градостроительства РФ» для выдачи разрешения застройщик предоставляет не градостроительный, а кадастровый план земли, и планировочное и архитектурное решение, то уполномоченный орган проверяет совпадение проекта не градостроительному плану, а только планировочному решению.
Исходя из такого положения вещей, орган исполнительной службы не может ответить отказом в выдаче бумаг на строительство ввиду несоответствия первоначального проекта условиям градостроительного плана земли, но причиной отказа может стать несоответствие предоставленных документов планировочному и архитектурному решению.
Для оформления разрешения на индивидуальное строительство такой случай может привести к отказу в выдаче, если планировочная схема организации возведения объекта с указанием точного места его размещения может не соответствовать существующим строительным и градостроительным нормативам и условиям.
Разрешение на строительство линейного объекта
Согласование необходимо получать при возведении либо реконструкции инфраструктуры.
Такими функциями обладают государственные службы, властные структуры административных образований или органы управления на местах.
Для выдачи согласованного одобрения потребуется:
- Подготовить обращение и передать в уполномоченную структуру. Это можно сделать лично либо через МФЦ.
- Собрать установленный список бумаг. В него входят:
- свидетельство, устанавливающее право владения наделом;
- градостроительный план;
- плановые материалы – схемы и пояснительная записка;
- строительная экспертиза Гостройнадзора;
- согласование правообладателей земли на осуществление мероприятий.
В отдельных ситуациях могут требоваться дополнительные документы, такие как, свидетельство об аккредитации субъекта, постановление общего собрания и другое.
Специалисты советуют: в каждом индивидуальном случае перечень нужно уточнять в службе, выполняющей на подготовку разрешительных бумаг, чтобы избежать возврата документации и отказа в одобрении и дальнейшего оформления имущества.
Разрешение на строительство линейного объекта — порядок получения
- подготавливаются проекты межевания и планировки территории (5 месяцев);
- образование земельных участков из земель муниципалитета в соответствии с размежеванием, принятым на предыдущем этапе (2-3 недели);
- заносится информация в ГКН, причем не допускаются различия площади более, чем 10% между указанной в межевых планах и в утвержденной проектной планировке по межеванию (10 дней);
- договор аренды (1 месяц).
- кадастровые инженеры подготавливают схему по планированию территории (2 недели);
- подается ходатайство для утверждения схем на КПТ (30 дней);
- в согласии со схемами, предоставленными на КПТ, из гос. земель ведется образование участка для строительства (2-3 недели);
- вносятся сведения в ГКН, при этом площади в межевом плане и в схемах КПТ не должны отличаться более, чем на 10% (ок. 10 дней);
- заключается договор на аренду (1 месяц).
Кто выдает
В пунктах 4-6 описывается, кто выдает разрешение на строительные работы. Согласно общему правилу, данный документ выдает орган местного самоуправления, расположенный по месту нахождения надела.
Также документ может выдаваться:
- государственным органом управления недрами для возведения объекта капстроительства на участке, выданном пользователю недр;
- организацией, отвечающей за использование атомной энергии для строительства объекта использования этого вида энергии;
- федеральными органами власти для строительства и реконструкции аэропортов, объектов ж/д инфраструктуры, посольств и консульств, объектов, информация о которых составляет гостайну и т. д.;
- органом самоуправления или государственной власти, который заведует особо охраняемой природной территорией для строительства объекта в ее границах;
- государственным органом, ответственным за сохранение культурного наследия, если при выполнении работ будут затрагиваться конструктивные особенности такого объекта.
Согласно шестому пункту 51 статьи Градостроительного кодекса, разрешение на строительство может выдаваться соответствующим федеральным органом власти; властью субъекта РФ; местной властью, если строительство объектов планируется проводить на территориях двух административных единиц — субъектов РФ, городских округов, муниципальных районов, поселений и т. д.
Разрешение на строительство дома
В соответствии с действующим законодательством у владельца участка, планирующего постройку, могут возникнуть две ситуации: когда можно обойтись без разрешения и когда оно необходимо.
Что собой представляет
Что собой представляет документ на разрешение на строительные работы, подробно описано в Градостроительном кодексе. Это решение уполномоченных органов, которое подтверждает, что предоставленная застройщиком проектная документация соответствует градостроительному регламенту и другим нормам, действующим на территории расположения земельного участка, где планируется застройка.
После получения разрешения заявитель имеет право осуществлять запланированную постройку или реконструкцию объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ).
Нужно ли получать разрешение на строительство в 2019 году
Актуальными нормативными актами предусмотрены случаи, когда получать официальное разрешение для постройки дома не требуется. Для этого нужно, чтобы будущее жилище представляло собой объект индивидуального жилищного строительства. (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Эти параметры прописаны в п. 39 ст. 1 кодекса. Основные критерии для дома следующие:
- иметь не более 3 этажей;
- быть не выше 20 метров;
- не быть предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
Для начала строительства такого дома достаточно направить письменное уведомление о планируемых работах в уполномоченный орган (местный муниципалитет, администрацию субъекта РФ). Документ должен содержать технические параметры объекта ИЖС.
Если планируемая постройка по каким-то параметрам будет превышать установленные ограничения, застройщику придётся прибегнуть к классической схеме получения разрешения на строительство.
Необходимые документы
Упрощённая процедура (получение уведомления) не требует сложных действий и широкого пакета документов. Перечень документов:
- Документы, подтверждающие право на владение земельным участком (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).
-
Само уведомление о планируемых работах, которое содержит:
- персональные данные застройщика (ФИО, адрес, данные паспорта);
- кадастровый номер земельного участка, предназначенного для строительства;
- информацию о виде разрешенного использования земельного участка;
- подробное описание будущего дома (количество этажей, высота, площадь, схематическое изображение здания). Также требуется указать данные об отступах от границ земельного участка;
- подтверждение того, что здание не будет многоквартирным, то есть оно не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
- данные для обратной связи с заявителем (почтовый и/или электронной адрес).
Порядок получения
Шаг 1. Направление уведомления в соответствующий орган власти. Это могут быть:
- отдел градостроительства и архитектуры местного муниципалитета;
- администрация субъекта РФ (если участок находится одновременно на территории двух разных населённых пунктов).
Направить уведомление можно:
- личным визитом;
- заказным письмом
- обратившись к услугам МФЦ.
Шаг 2. В течение 7 рабочих дней будет осуществлена проверка объекта на соответствие установленным градостроительным нормам.
Шаг 3. В случае положительного решения заявитель получит уведомление об одобрении проекта. Документ действителен в течение 10 лет.
Если объект не подпадает под критерии ИЖС
В случае если планируемая постройка не соответствует критериям объекта ИЖС, необходимо получить классическое разрешение на строительство.
Для этого потребуется подать заявление о выдаче разрешения в уполномоченный орган (местного самоуправления, региональную администрацию) или через МФЦ. К заявлению прикладывают следующие документы:
- документы, подтверждающие право собственности на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка;
- проект планируемой застройки. Он представляет собой подробный план участка со всеми постройками. В план также должны быть включены инженерные коммуникации, искусственные водоемы и пр.;
- план границ участка (внутренних и внешних).
Уполномоченный орган в течение 7 дней проверяет предоставленные документы, а также сам проект на соответствие регламентам. Разрешение на строительство выдаётся сроком на 10 лет.
Как получают разрешение?
Чтобы гарантированно получить разрешение на строительств, для начала нужно позаботиться о корректной разработке проекта, учитывая все технические и инженерные аспекты. Проект является основным документом всех работ, связанных с монтажом и пуско-наладочными манипуляциями.
В проекте указывается перечень всех планируемых инфраструктур объекта, в том числе, каким образом будут подводиться коммуникации, обустраиваться близлежащая территория и прочее.
Существует специальная организация, которая занимается разработкой таких проектов. Кроме этого разработать рабочий проект может и сам подрядчик. Такой вариант для застройщика является самым выгодным, ведь проект будет создаваться конкретно той компанией, которая потом будет его реализовывать, то есть с самого начала будут учитываться все практические моменты и особенности.
Если заказать проект у застройщика, можно изначально возложить на него полную ответственность за подготовительные работы, а потом и за реализацию постройки.
Проект – это целый пакет документов, которые кроме плана будущего здания включает в себя и технические условия, которые необходимо получать в коммунальных службах. Технические условия определяют, в какой способ и каким образом здание будет обеспечиваться сетями бытовых коммуникаций. Эти расчеты должны соблюдаться в процессе работы в полном соответствии, что упростит заказчику процесс получения документов, подтверждающих сдачу объекта в эксплуатацию по итогу.
Утвердить и зарегистрировать проект можно в государственных органах. В последующем такой проект является неотъемлемой частью разрешения на строительство дома и прикрепляется к нему.
Кроме этого к пакету разрешительных документов необходимо приложить и документ, подтверждающий право собственности или длительной аренды заказчика на соответствующую земельную территорию.
Принятие решения о выдаче разрешения на строительство дома занимает около десяти дней согласно актуальному законодательству. Но из-за того, что часто возникает потребность внесения поправок и устранения недоработок в документах, получение такого разрешения может затянуться на более длительный срок.
ВНИМАНИЕ. Срок действия разрешительного документа на строительство дома составляет три года
Если в течение этого времени постройка так и не началась, документ прекращает быть недействительным. Для получения нового разрешения придется повторить процедуру с самого начала.
В некоторых случаях орган, выдающий разрешение на строительство дома, может потребовать подтвердить юридическую чистоту планируемого под застройку участка. Так, если окажется что земля находится в залоге либо на нее претендует третье лицо, разрешительный документ получить не удастся.
После того как разрешение на строительство дома получено, у лица есть 10 дней, чтобы представить в местный отдел градостроения копию проектной документации, содержащую такую информацию:
- точные замеры;
- инженерно-геодезические изыскания;
- каким образом будут подведены коммунальные сообщения;
- подробнейший план постройки.
Все вышеуказанные данные заносятся в общую информационную базу.
Самый оптимальный вариант для быстрого получения разрешительной документации на строительство дома – способ с передачей всех полномочий специальной компании, которая является профессионалом в подобных вопросах.
Несмотря на то, что изначально оплата этой услуги может показаться довольно-таки высокой, ее размер значительно компенсируется сэкономленным временем и нервами, если лицо решает самостоятельно ходить по всем инстанциям и собирать необходимую документацию.
В процессе часто возникает необходимость вносить исправления в проект. Также нынешние реалии таковы, что неизбежны столкновения с коррупционными схемами, которые повсеместно присутствуют в организациях, выдающих такие разрешения.
А если застройщик довериться опытному посреднику, вдобавок ко всему получит гарантии выполнения заказа в срок и в полном соответствии с законодательством. Это позволит эффективнее планировать все рабочие процессы.