Когда и как должно вводиться изменение учетной политики

Отражение расходов для целей налогообложения

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст. 252 НК РФ).

В данном разделе следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли. Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу (ст. 273 НК РФ), а если доходы признаются по методу начисления, то и расходы — по методу начисления (ст. 272 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования Налогового кодекса, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов. Налоговый кодекс предлагает следующий перечень прямых расходов (ст. 318 НК РФ):

  • затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (ст. 255, ст. 264 НК РФ);
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (пп. 3 п. 2 ст. 253, ст. 259 НК РФ).

Учреждение может устанавливать свой перечень прямых расходов, отличный от того, который предусмотрен в ст. 318 Налогового кодекса, с отражением его в учетной политике.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 Налогового кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Налогового кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом.

Дополнить или изменить. В чем разница?

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).
  1. Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

  2. Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

  3. Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Представьте ситуацию… В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в статье.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

Д. э. н.,

профессор

Казанский федеральный университет

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным

Важно — когда оно начато и когда закончено

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

«доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

«доход от реализации работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

«расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо 
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

Учетная политика: нормативная база, виды, порядок и сроки утверждения

Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иные нормативные документы в сфере бухгалтерского учета определяют, что все хозяйствующие субъекты обязаны формировать учетную политику исходя из своей структуры и особенностей деятельности.

Исключением являются лишь организации осуществляющие предпринимательскую деятельность в кредитной сфере, а также иностранные предприятия, осуществляющие деятельность на территории РФ, они обязаны руководствоваться нормативными документами, определенными в их стране, однако установленные правила не должны противоречить МСФО.

Понятие «учетная политика» используется как в бухгалтерском законодательстве, так и в налоговом и несет определенный отличный друг от друга смысл. Отличие в сфере применения данного термина подразумевает различия в сроках, на которые утверждается данный нормативный документ и в его содержании. В связи с чем выделяют следующие виды:

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета;
  2. Учетная политика для целей налогового учета;
  3. Учетная политика для целей составления отчетности согласно МСФО.

Первый нормативный документ (стандарт по БУ), устанавливающий правила формирования учетной политики на предприятии, был утвержден в 1998 году. Позднее в 2008 году стандарт был пересмотрен, доработан и на сегодняшний день является официальным документом «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008 утв. Приказом №106н от 06.10.2008г.).

Всего данный ПБУ имеет 24 статьи (25 ст. утратила силу согласно приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н).

Содержание оформляется специальным внутренним документом – «Приказ об учетной политике». Данный документ составляется главным бухгалтером, и он несет ответственность за его формирование и исполнение. Приказ составляется в момент создания предприятия, либо его реорганизации (согласно ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 в течении 90 дней с момента государственной регистрации). Утверждение учетной политики каждый год не является обязательным, однако необходимо обратить на срок действия данного документа. Для предприятий, у которых учетная политика не меняется длительный период конечную дату лучше оставить открытой. Корректировать ее можно двумя способами:

  • внесение изменений путем переутверждения в новой редакции;
  • внесение изменений и дополнений к действующей политике соответствующим приказом.

В приказе находят свое отражение все основные элементы учетной политики. Элементы, требующие наиболее детального рассмотрения и являющиеся слишком объемными для отражения в приказе, помещаются в приложение.

Примерами таких приложений являются:

  1. Формы первичных документов не имеющих унифицированной формы, разработанные самой организацией;
  2. Организационная структура центра финансовой ответственности осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии, его состав и функциональное закрепление;
  3. Система документооборота предприятия и др.

Понятийная справка!

Учетная политика предприятия определяется, как совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности (п. 2 ПБУ 1/08).

Для чего оформлять учетную политику

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем подробно раскройте все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ утверждают на год или на несколько лет. Но в 2021 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Учетная политика микропредприятия на УСН — упрощенке (ДОХОДЫ)

Приказ

о принятии учетной политики для целей налогового учета

Приказ № 2 ………………………………….. 28 декабря 2016 г.

В целях организации налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить разработанную учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Применять учетную политику для целей налогообложения в работе начиная с 1 января 2017 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Петрову.Генеральный директор ______________ А.В. ИвановС приказом ознакомлен(а): _________ А.С. Петрова28.12.2016

Приложение 1

к приказу от 28.12.2016 № 2

Учетная политика для целей налогообложения

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером. 2. Для расчета единого налога использовать объект налогообложения в виде доходов.Основание: статья 346.14 Налогового кодекса РФ.3. Налоговая база по единому налогу определяется по данным книги учета доходов и расходов.При этом доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, в книге учета доходов и расходов не отражаются. Учет средств целевого финансирования и расходов, оплаченных за счет этих средств, осуществляется в регистрах бухучета с помощью соответствующих аналитических признаков на счетах бухучета.Основание: статья 346.24, подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-11-06/2/77.4. Книгу учета доходов и расходов вести автоматизированно с использованием типовой версии «1С: Упрощенная система налогообложения». Основание: статья 346.24 Налогового кодекса РФ, пункт 1.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.5. Записи в книге учета доходов и расходов осуществлять на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.Основание: пункт 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н, часть 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.6. Доходы и расходы от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, не учитываются.Основание: пункт 5 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.7. Сумма налога (авансового платежа) уменьшается на суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, а также суммы взносов по соответствующим договорам на добровольное личное страхование в пользу работников, исчисленные (отраженные в декларациях) и уплаченные в течение отчетного налогового) периода.Основание: пункт 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ. Главный бухгалтер ___________ А.С. Петрова

Образцы приказов об утверждении учетной политики представлены в приложенных формах:

  • Учетная политика для организаций с объектом налогообложения «доходы»;
  • Учетная политика для организации с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (производственная деятельность, деятельность по оказанию услуг);
  • Учетная политика для организации с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (торговая деятельность);
  • Учетная политика для организации с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (совмещение упрощенки и ЕНВД);
  • Учетная политика для предпринимателей (объект налогообложения «доходы минус расходы»).

Внесение изменений в учетную политику

Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 Стандарта «Учетная политика»):

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;

  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения изменений в учетной политике.

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (предшествующие годы).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 19 Стандарта «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Когда ретроспективное применение измененной учетной политики невозможно, учреждение применяет перспективный способ

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, такие последствия приводятся в бухгалтерском учете и отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также – в случае возможности корректировки – показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (предшествующих годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором изменилась учетная политика.

Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт

Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:

  • создана в форме акционерного общества (публичного или непубличного);
  • выпускает ценные бумаги, которые допущены к торгам;
  • получила более 800 млн руб. выручки за предыдущий отчётный год;
  • на 31 декабря предыдущего года отразила в бухгалтерском балансе активы свыше 400 млн руб.

Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

  • позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

  • разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Конечно, полностью сделать аналогичными два вида учета вряд ли удастся, однако отдельные статьи расходов можно учитывать по одинаковым правилам.

В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ, в случае если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

* * *

Итак, в учетной политике нужно раскрыть позиции организации по тем нормам, которые оставляют право выбора за ней, а в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве – выработать свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector