Мероприятия налогового контроля

Содержание:

Стадии налогового контроля

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:

  • Форма и характер процессуального действия.
  • Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.
  • Правовые последствия присущие данной стадии.
  • Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.

Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:

  • Логическая.
  • Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.
Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:

  1. Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.
  2. Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.
  3. Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами. Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи. Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:

  1. Непосредственно налоговый процесс.
  2. Исчисление суммы налога.
  3. Корректировка налоговых обязательств.
  4. Непосредственно налоговый контроль.
  5. Принудительное взыскание налогов.
  6. Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

  • Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.
  • Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.
  • Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.
  • Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Помимо перечисленных стадий фискального контроля некоторыми специалистами выделяются другие стадии с примерно такой же последовательностью, например, согласно Паролло Е.В. налоговый надзор делится на такие этапы:

  • Постановка на учет налогоплательщика.
  • Получение налоговых деклараций и отчетности.
  • Камеральная проверка.
  • Исчисление налогов и сборов.
  • Контроль за своевременностью и полнотой уплаты начисленных средств.
  • Осуществление документальной проверки.
  • Осуществление контроля за реализацией результатов проверки и уплаты штрафов и пени.

Обобщив изложенные выше взгляды на методы налогового контроля , а также с учетом состава участников, мероприятий присущих каждому этапу, результатов и перечнем документов, можно выделить такие основные этапы и стадии налогового учета в РФ:

  • Постановка налогоплательщика на учет.
  • Непосредственно учет в территориальных налоговых органах.
  • Планирование и подготовка мероприятий по налоговому контролю.
  • Проведение плановых и внеплановых мероприятий.
  • Анализ материалов полученных в ходе налогового контроля и вынесение на их основании решения.

Снятие с налогоплательщика с учета.

Налоговый контроль осуществляется в следующих основных формах (ст. 82 Налогового кодекса РФ):

  • проверки – при этом проведение проверки должно строго соответствовать всем законным регламентам. К примеру, судом Первомайского района г.Ижевска были признаны незаконными результаты проверки ООО «Орион» в связи с тем, что итоговые материалы были подписаны лицом, не проводившим проверку. Суд признал, что тем самым были нарушены права плательщика на объективное рассмотрение дела.
  • запрос разъяснений от физических и юридических лиц – игнорирование подобного требования может плачевно отразиться на плательщике. Так, Заволжский районный суд города Ульяновска в июле 2018 года вынес административное взыскание в виде предупреждения жителю города. По причине непредставления пояснений по декларации полномочным структурам Заволжского района Ульяновска.
  • проверка присланной информации – в целях уточнения предоставленных данных в структуры ФНС имеют право обращаться в банки. Так, компания «Техномир» обратилась в суд о признании незаконными действий ФНС об использовании данных из банка о расчетных операциях компании. Тем не менее, суд отклонил жалобу, признав действия фискальной службы законной.
  • осмотр территорий – проверяющие лица имеют право осматривать при этом помещения также и контрагентов проверяемой компании. В 2010 году ООО «ПромСнабМонтаж», расположенное в Саратове, обратилось в суд, обжалуя действия проверяющих лиц, проведших осмотр территорий контрагента по договору поставки АО «Завод Центр Крепежа». Суд отказал в удовлетворении жалобы, сославшись на закрепленные в законе полномочия государственных ведомств.
  • другие формы, указанные в законе.

Права уполномоченных органов

Полномочия фискальных служб закреплены в ст.31 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • получать от граждан и компаний документы по перечислению обязательных платежей;
  • осуществлять проверки;
  • наблюдать за исполнением банками законов;
  • если есть подозрения, что необходимые документы будут уничтожены или скрыты, то производить их изъятие;
  • истребовать к себе плательщиков для предоставления нужных сведений по делу путем отправки письменного вызова;
  • осуществлять задержку операций на счетах граждан и фирм, а также накладывать арест на их активы;
  • проводить осмотр помещений и имущества проверяемых лиц;
  • в случае отказа допустить к осмотру территорий, не предоставления документов свыше 2 месяцев, нарушения правил учета прибыли и трат, не предоставления зарубежной компанией декларации по имуществу – самостоятельно произвести расчет подлежащих перечислению обязательных платежей;
  •  вменять в обязанность устранить допущенные нарушения и следить за выполнением предписаний;
  • налагать штрафы, пени и т.д.;
  • получать от банковских структур сведения, подтверждающие факт перечисления обслуживаемыми физическими и юридическими лицами;
  • получать в ходе надзора экспертные заключения и заключения квалифицированных специалистов;
  • истребовать для опроса свидетелей;
  • подавать обращения на приостановление или отзыв выданных лицензий по определенным сферам деятельности;
  • подавать в суды исковые заявления по начислению штрафов, возмещению убытков, расторжению договоров и т.д.;
  • при необходимости восстанавливать стоимость недоимок и штрафов;
  • иные полномочия, указанные в законодательстве.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Базовая функциональность решения «1С: Налоговый мониторинг»

  • АРМ налогового инспектора;

  • раскрытие налоговых показателей;

  • расшифровка налоговых деклараций до документа;

  • сканы первичных документов и ЭДО;

  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;

  • чек-лист закрытия периода;

  • контрольные соотношения деклараций;

  • сравнение первичной и уточненных деклараций;

  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

  • запросная система;

  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

Преимущества — практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, — доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки — не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;

  • встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;

  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;

  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;

  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);

  • раскрытие структуры системы внутренних контролей;

  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;

  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;

  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);

  • интеграция с оператором электронного документооборота;

  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;

  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;

  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;

  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;

  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.

Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС — это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Что представляет из себя налоговый контроль?

Мероприятия налогового контроля представляют собой процедуру, помогающую выявить, предупредить и устранить правонарушения, предусмотренные НК РФ. В рамках данного процесса проверки подвергаются физические и юридические лица.

Определяется ряд основных целей, на которые направлен процесс проведения налоговой проверки:

  • достижение экономической безопасности страны при создании денежных фондов, как централизованных, так и децентрализованных;
  • обеспечение надзора за процессом формирования доходов государства, а также непосредственного их использования;
  • усовершенствование процесса взаимодействия контролирующих органов друг с другом;
  • осуществление проверки исполнения налогового законодательства, в частности финансовых обязательств физических и юридических лиц перед государством;
  • надзор в сфере целевого использования льгот, предоставляемых в соответствии с положениями налогового законодательства;
  • обеспечение превенции нарушений в налоговой сфере.

Отдельно следует сказать об объекте и предмете подобной надзорной деятельности. Налоговый контроль сосредоточен на координации и проверке денежных средств публичных денежных фондов, а также трудовых и иных материальных ресурсах плательщиков. Именно деньги выступают объектом.

Предметом признаются валютные и кассовые операции, декларации, сметы, льготы, финансовая отчетность, — все, что позволяет выявить нарушения законодательства.

Кто осуществляет налоговый контроль, и какие есть формы налогового контроля?

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные органы посредство процедурно-процессуальной деятельности. Она включает конкретные способы и средства реализации надзорных функций.

Что делают органы налогового контроля:

  • реализуют надзорные меры;
  • получают разъяснения проверяемых лиц;
  • анализируют все виды отчетности;
  • осматривают помещения, территории;
  • проверяют документы по месту нахождения юрлица;
  • совершают иные действия, установленные НК РФ.

Также законодатель ограничивает полномочия должностных лиц, обеспечивая защиту интересов юридических лиц и граждан. Запрещается собирать и применять сведения о налогоплательщиках, если они были получены без соблюдения конституционных основ, федеральных законов, а также правил о профессиональной тайне (адвокатской, аудиторской и так далее).

Налоговый контроль и его виды

Кроме того, определяется несколько классификаций рассматриваемых надзорных мероприятий. Налоговый контроль делится на виды с учетом времени, места и субъекта его проведения. Первый вариант предусматривает:

Предварительный.

Проводятся контрольные мероприятия до того, как заканчивается налоговый период, либо до момента предоставления плательщику льгот, права изменения срока уплаты налогов и так далее.

Текущий.

В данном случае надзорные мероприятия проводятся в отчетный период в ходе осуществления хозяйственных и финансовых операций, то есть в процессе ежедневной работы организации.

Здесь применяются различные формы. Это может быть инвентаризация, истребование и изучение документации, запрос дополнительных сведений.

Текущий контроль позволяет выявить нарушения законодательства и предотвратить потерю денежных средств из государственного и муниципального бюджета.

Последующий.

В данном случае надзорные действия проводят после окончания отчетного периода. Осуществляется проверка итоговой бухгалтерской и финансовой документации.

Следующая классификация определяет виды проверки по субъекту, который ее проводит. Относят сюда следующее:

  • налоговая;
  • таможенная;
  • проверка органов внутренних дел;
  • следственная.

Последний вариант, предусматривающий определение видов налогового контроля, основывается на месте его проведения. НК РФ устанавливает два варианта:

  • камеральная проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Целью камеральных и выездных контрольных мероприятий выступает надзор за соблюдением требований законодательства со стороны плательщиков

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:

    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:

    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:

    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:

    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля

Налоговый кодекс не вобрал в себя классификацию или толкование отдельных видов налогового контроля. Виды налогового контроля в научной литературе представлены достаточно разнообразно, их классификация может быть представлена в зависимости от различных аспектов.

Виды налогового контроля

Признак

Виды

1.

Виды налогового контроля в зависимости от времени проведения

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

2.

Виды налогового контроля в зависимости от субъекта

  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов внутренних дел;
  • следственных органов.

3.

Виды налогового контроля в зависимости от места проведения

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Предварительный налоговый контроль проводится до решения каких-либо вопросов, связанных с налогоплательщиков или его налоговыми обязательствами. Таким образом, данный вид налогового контроля осуществляется государственными органами до окончания отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Примером может служить определение возможности предоставления налоговой отсрочки, в данном случае обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика.

Текущий налоговый контроль проводится непосредственно во время отчетного налогового периода. Данный вид налогового контроля отличается проведением в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. осуществляется в процессе ведения налогоплательщиком его основной деятельности. Данный вид контроля основывается на проверке данных бухгалтерского и налогового учета. Сюда относится проверка первичных документов, кассовых операций, инвентаризаций. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно реагировать на изменения в нормативных актах, финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства, предотвращая финансовые потери на государственном, муниципальном и хозяйственном уровне.

Последующий налоговый контроль направлен на оценку своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный вид налогового контроля проводится после завершения отчетного периода путем проверки налоговых деклараций, анализа бухгалтерской отчетности и ревизии финансовой документации.

Субъекты налогового контроля осуществляют его в рамках своей основной деятельности. Налоговые органы – при осуществлении проверок соблюдения налогового законодательства, таможенные органы – при проверках соблюдения таможенных правил, следственные органы и органы внутренних дел – в рамках проведения следственных и оперативных действий, соответственно. Следовательно, виды налогового контроля по данному признаку отличаются, как субъектом контрольной деятельности, так и в организационно-содержательной части проверок.

Выездной и камеральный вид налогового контроля по своему содержанию соответствуют аналогичной форме контрольной деятельности налоговиков.

Вывод

Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
  3. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 С.12
  4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  5. Мосейкин В.В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2014. – №1.- С.163-167.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  7. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2015

Налоговый мониторинг

Практика проведения налоговых проверок сталкивается с таким вопросом, как законность дистанционных надзорных мероприятий. Предполагается удаленный доступ к документам плательщика, что сокращает сроки и упрощает процедуру контроля. Подобные действия получили название – налоговый мониторинг (ст. 105.26 НК РФ).

Посредством дистанционного варианта налогового контроля, снижается объем документов, подлежащих оценке. Проверка сосредотачивается на оценке рисков организации.

Посредством налогового мониторинга возможно предупреждение наступления рисков для юридических лиц, соответственно, будет сокращено число правонарушений.

Заявление на проведение налогового мониторинга

Образец заявления о проведении налогового мониторинга

Организация сама может инициировать дистанционную проверку. Для этого достаточно направить в налоговую службу заявление, но не позднее 01 июля года, который предшествует периоду проведения надзорных мероприятий. До 01 ноября этого же года ИФНС РФ обязано принять решение о вступлении организации в налоговый мониторинг.

При составлении заявления необходимо обращать внимание на его форму. Предусмотрен ряд сведений, которые обязательно должны входить в документ

Относят к ним следующее:

  • наименование и код налогового органа;
  • наименование организации, со стороны которой поступает заявление, ее контактные данные;
  • ИНН, КПП, адрес нахождения юридического лица;
  • общая сумма налога, подлежащего уплате, совокупный размер дохода и активы организации;
  • приложение с перечислением всех документов, передаваемых вместе с заявлением;
  • подпись руководителя организации, а также дата составления документа.

Формируется заявление в соответствии с образцом, который был установлен приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@. Найти документ можно на официальном сайте налоговой службы. Документ доступен для скачивания.

Приложение к заявлению на вступление в налоговый мониторинг должно включать в себя определенные документы:

  • сведения обо всех взаимосвязанных лицах в деятельности организации;
  • регламент взаимодействия;
  • учетная политика, предусмотренная в целях налогообложения юридического лица;
  • сведения о системе внутреннего контроля.

Процедура принятия решения о включении организации в налоговый мониторинг осуществляется согласно ст. 105.27 НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Дистанционный налоговый контроль проводится за один конкретный календарный год, что предусмотрено в ст. 105.26 НК РФ. На основании полученных документов инспекция проводит анализ рисков юридического лица и системы внутреннего контроля.

Это позволяет налоговой службе переходит к совместной оценке рисков, что происходит в несколько этапов:

  • Плательщик раскрывает свои риски, путем их идентификации в системе внутреннего контроля. Далее информация передается на анализ в налоговый орган.
  • Инспекция проводит оценку представленных сведений, после чего формирует план налогового мониторинга.

Удаленный вариант налогового контроля также предполагает свои формы реализации. Здесь перечень способов выявления нарушений ограничен.

В ходе мониторинга возможно следующее:

  • потребовать предоставления дополнительных сведений;
  • привлечь организацию для дачи пояснений;
  • пригласить эксперта, специалиста или переводчик в целях всестороннего изучения документации.

По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение должностного лица налоговой службы. Данный документ необходим в том случае, если установлен факт нарушения законодательства в части начисления и уплаты налогов.

Кроме того, организация может сама запросить мнение налоговой инспекции, если нарушений выявлено не было. В этом случае документ направляется в течение одного месяца с момента его составления.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

    • предварительный;
    • теку­щий (оперативный);
    • последующий.

Подробнее

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

    • налоговых органов;
    • таможенных органов;
    • органов внутренних дел;
    • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

    • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
    • камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector