Прокурорские проверки ограничили

Особенности классических подходов к характеристике проверок и ее ключевые показатели

В науке прокурорского надзора существует несколько классических подходов к характеристике проверок.

Так, существуют:

Целевые проверки, которые применимы для ситуаций проверки конкретных жалоб.
Комплексные проверки, которые используются для того, чтобы проверить, как исполняется несколько законов, которые регулируют ряд групп общественных отношений. К примеру, во время проверки законодательства относительно защиты прав несовершеннолетнего в части осуществления его прав в образовательном, медицинском, семейном, жилищном и иных направлениях.
Ряд сквозных проверок, которые необходимы для того, чтобы проверить, как исполняется конкретный закон (группа однородных законов) в каждом или множестве органов необходимого направления

Как правило, в проведение данных проверок участвуют прокуроры всех рангов.
Ряд совместных проверок, которые предполагают осуществление проверок рядом территориальных прокуроров и прокуроров прокуратур специализированного характера, или рядом прокуроров и контрольно-надзорных органов по плану, который был заранее согласован, и который исключает возможность повторения проверочных действий.
Ряд контрольных проверок, основная цель которых может являться как обозначением качества, в большинстве ситуаций полноты проверки, которую ранее проводили другие прокурорские работники, так и обозначением фактических результатов, которые достигли поднадзорные органы, должностные или иные лица из-за реагирования прокурора на ряд выявленных им нарушений закона.
Ряд повторных проверок, которые выступают в качестве разновидности контрольных проверок, во время которых важно установить, как повлияли меры, которые были предприняты прокурором, на состояние законности.
Ряд показательных проверок, проводимые опытным прокурором для того, чтобы передать навыки ряду молодых сотрудников прокуратуры.

Для того, чтобы определить качество проверки, ее полноту, важно учитывать ряд ключевых показателей. А именно:

А именно:

Объем, который очерчивает границы проверки. Границы проверки должны иметь оптимальный характер, позволяющий качественно и в намеченные сроки осуществить проверки и выполнить ряд поставленных задач. В ситуациях, когда границы проверки узкие, это может привести к не выявленным отдельным нарушениям закона

В ситуациях, когда их установили не оправданно широко, то из-за большого объема работы не получится осуществить проверку надлежащим образом.
Глубина, для которой свойственно характеризоваться уровнем проникновения в ряд вопросов, которые важно выяснить (доказать). Для нее свойственно найти выражение в максимально обширном обозначении нарушений законов, условий и причин, которые вызвали нарушение, в конкретизации лиц, которые совершили нарушение закона и способствовали им, вредных последствий незаконных деяний, которые были совершены.

Как оспорить предписание прокурора?

   Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.

   Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.

   Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:

  • наименование и адрес суда, куда подается заявление,
  • наименование и данные заявителя,
  • данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
  • доказательства того, что предписание является незаконным,
  • требование об отмене предписания,
  • при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания

   К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.

   Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.

Принципы специального применения в случаях, затрагивающих интересы общества

В возможных случаях, затрагивающих интересы всего общества и граждан РФ, где речь идет о свободе мнений и законном праве граждан РФ на получение и последующее распространение определенной информации, касающейся определенных вопросов, прокуроры должны применять ряд конкретных принципов в дополнение к общим принципам, изложенным выше. Поэтому в таких случаях прокуроры должны следовать кодексу и этим руководящим принципам.

Очень важно с самого начала провести различия между:

  1. общественные интересы, обусловленные свободой выражения собственного мнений и законным правом граждан РФ на получение и последующее распространение разнообразных информационных данных.
  2. отдельный и важный по своей основной сути вопрос о таком значимом моменте, отвечает ли обвинение общественным интересам, который является вторым этапом проверки Кодекса.

Свобода, подразумевающая выражения собственного мнения и законное право на возможность получения и последующее распространение информационных данных

Свобода, которая прописана в Конституции РФ выражения собственного мнения и законное право на возможность получения и последующее распространение информационных данных признаются и защищаются как в рамках общего права, так и в полном соответствии с действующими правилами и нормами законодательства России, а также гарантируются Законом о правах человека 1998 года. Они наиболее четко прописаны в стат.

10 Европейской конвенции, которая указывает о таком значимом факте соблюдения законности и прав граждан: Каждый гражданин имеет законное право на выражение собственного мнения не противоречащего законодательству России.

В тех случаях, когда предоставляется прямая защита, например, чтобы рассматриваемое поведение отвечало общественным интересам, прокуроры должны рассмотреть вопрос о том, какой может проходить любая защита общественных интересов и как она может оказывать влияние на перспективы осуждения. В частности, при рассмотрении вопроса о достаточности доказательств прокуроры должны убедиться в том, что имеется достаточно надежных, заслуживающих доверия и допустимых доказательств для опровержения любого предположения о том, что данное поведение было оправдано как отвечающее общественным интересам.

Если нет, то маловероятно, что существует реальная перспектива осуждения, и доказательная стадия проверки когда она не будет выполнена. При рассмотрении прямой защиты вопросы, изложенные в пунктах представленных ниже, скорее всего, будут актуальными.

Пример явной защиты общественных интересов можно найти в разделе ФЗ О защите данных 1998 года, который квалифицирует как преступление получение, раскрытие или приобретение персональных данных. Статья действующих норм и законов России предусматривают возражение, а именно: «что в конкретных обстоятельствах получение, раскрытие или закупка были оправданы как отвечающие общественным интересам».

В законодательстве РФ содержится аналогичное положение в отношении правонарушения, которое оно создает.

Основные принципы работы прокуратуры в РФ

Прокуроры могут начать судебное преследование только в том случае, если дело удовлетворяет требованиям, установленным Кодексом для прокуроров. Этот тест состоит из двух этапов: первый-требование доказательной достаточности, а второй — рассмотрение общественных интересов.

Что касается стадии доказывания, тогда в таком случае прокурор должен убедиться в таком моменте, что имеется достаточно доказательств, чтобы обеспечить реальную перспективу осуждения. Это в данном случае будет означать такой важный факт, что объективное, а также полностью беспристрастное и разумное жюри присяжных (или коллегия судей, или определенный судья, заседающий в одиночку), осуществит должным образом направленное и действующее в полном соответствии с законодательными нормами РФ, с большей вероятностью будет осуждено.

Это объективная проверка, основанная на оценке прокурорами доказательств (включая любую имеющуюся у него информацию о защите).

Определенное судебное дело, которое не проходит стадию доказывания, не должно продолжаться, каким бы серьезным или деликатным оно ни было. Никогда не существовало правила о том, что судебное преследование автоматически происходит, как только доказательная стадия будет удовлетворена.

В каждом случае, когда имеются достаточные и серьезные на деле доказательства для оправдания обвинения, прокуроры должны рассмотреть очень важный вопрос о таком моменте, требуется ли судебное преследование в интересах общества. Каждое дело должно рассматриваться на основе отдельных фактов и по своему основному существу.

Мнение эксперта
Егоров Андрей Андреевич
Юрист-консульт с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Никакой потенциальный иммунитет от уголовного преследования никогда не может иметься и быть предоставлен, и ничто в настоящих руководящих принципах не должно быть рассмотрено как предполагающее иное.

В подавляющем большинстве случаев прокурорам следует принимать определенное официальное решение о возбуждении уголовного преследования только после завершения расследования или же проверки. Однако бывают и такие возможные случаи, когда до сбора и рассмотрения всех вероятных доказательств будет ясно, что общественные интересы не требуют судебного преследования.

В этих случаях действующие сотрудники прокуратуры могут принять официальное решение о таком важном моменте, что дело не следует продолжать

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Сроки осуществления прокурорской проверки

Согласно законодательству о внесении различных поправок в ФЗ «О прокуратуре в РФ» был подписан и утвержден президентом РФ (ФЗ от 7.03.2017 г., под номером ФЗ-27 — Закон под номером 27-ФЗ). Представленный документ начал действовать с 18.03.2017 года в России.

Этим законом определяется срок осуществления процесса прокурорской проверки, который на сегодняшний день не может быть более 30 календарных дней. В определенных случаях, законом установленный срок по времени на осуществление процедуры прокурорской проверки может быть увеличен, но не более, чем на 30 дней.

Необходимо будет выделить такой важный момент, что до вступления в действие указанного законодательного акта, временной срок на осуществление процедуры прокурорской проверки не был установлен.

Поэтому прокуроры обязаны учитывать эти права при принятии своих окончательных решений по результатам проведенной проверки, которые могут значительно повлиять на осуществление законных прав граждан РФ

В этих руководящих принципах излагается подход, который прокуроры должны применять к таким решениям в определенных случаях, когда они затрагивают СМИ, и, в частности, каким образом прокуроры должны подходить к вопросу о таком важном моменте, требуется ли судебное преследование в интересах всего общества

Они предназначены для того, чтобы давать четкие рекомендации прокурорам, к которым обращались либо с просьбой о вынесении обвинительного решения, либо с просьбой о заблаговременном консультировании полиции или других следователей в этих сложных и трудных случаях. Соблюдение этих руководящих принципов обеспечит согласованность подхода в рамках ФЗ РФ.

Однако они не охватывают возможные нарушения ограничений в отношении отчетности или неуважение к суду, которые рассматриваются в других руководящих указаниях и политике.

Эти руководящие принципы, вероятно, будут актуальны, когда прокуроры рассматривают вопрос о таком факте, следует ли обвинять предпринимателей или же иных граждан в уголовных преступлениях, которые могли быть совершены в ходе их непосредственной деятельности

Они также, вероятно, будут иметь очень важное значение, когда прокуроры рассматривают вопрос о таком моменте, следует ли обвинять других лиц, чье взаимодействие с предпринимателями или прочими гражданами могло быть связано с совершением уголовного преступления

Очень важно, чтобы прокуроры знали, что ни предпринимателям или же физ. лицам, а также тек, кто с ними взаимодействует, не предоставляется особый статус в соответствии с уголовным законодательством

Кодекс прокуроров, издаваемый председателем государственного обвинения и регулирующий процесс принятия решений в отношении Роспотребнадзора, применяется к предпринимателям и тем, кто взаимодействует с ними так же, как и ко всем остальным. Эти законодательные акты заменяют временные руководящие принципы, выпущенные 18 апреля 2012 года, и вступающие в силу немедленно.

Специфика характеризующих принципов прокурорских проверок

Как и любая иная общественно значимая деятельность, проверки имеют характеризующие принципы.

Речь идет о:

законности, которая предполагает реализацию проверок в строгом соответствии с рядом норм закона;
обоснованности, которая связана с наличием обстоятельств, которые предусмотрены законом или сложились из ситуации;
обязательности, которая учитывает важность осуществления проверок, если на то есть достаточные основания и конкретные поводы;
своевременности, которая обуславливает минимально вероятный временной отрезок между тем, как поступила информация относительно нарушения закона, и ее проверкой;
целенаправленности, так как для прокурора при планировании проведения проверки, важно четко видеть ряд желаемых целей, и, учитывая данный фактор, составить алгоритм проверочной работы и тактической схемы;
компетентности, которая не допускает осуществление проверок лицами, которые не обладают достаточными знаниями и навыками;
объективности, исключающей тенденциозность во время проведения проверок, когда для прокурора важно принимать во внимание сумму всей собранной информации, не предвосхищая заранее определенный итог;
корректности, которая имеет отношение к недопустимости поведения пренебрежительного и иного неэтичного характера во время общения с рядом поднадзорных субъектов, также как и о демонстративном показе своей симпатии определенным лицам;
эффективности, которая говорит о том, что прокурором приняты все предусмотренные законом и обусловленные ситуацией меря для того, чтобы найти истину, а из-за этого даже негативный итог можно воспринимать как закономерный результат осуществленной проверки;
результативности, которая говорит о том, когда проведенная проверка вскрыла ряд фактов нарушения законности.

Вывод

Исходя из этого, подводя итог всему, что говорили выше, важно заключить, что проверка – это сложное комплексное правовое средство прокурорского надзора. На вероятность ее качественного осуществления влияют многие факторы

Ключевой из них – степень профессионализма прокурора, которая предполагает ряд глубоких знаний законодательства и особенностей работы поднадзорного объекта и субъекта.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Специфика определения прокурорской проверки

Одной из основных функций в работе прокурора является надзорная функция, которая тесно связана с понятием «проверка».

Определение 1

Закон «О прокуратуре» понимает под проверкой сумму мероприятий, которые проводятся рядом прокуроров, учитывая предусмотренную компетенцию, относительно поднадзорных им органов и ряда других лиц. Ключевая цель данных мероприятий – оценить содержание работы данных лиц на предмет соответствия ее требованиям Конституции и законов, которые действуют в рамках РФ.

Таким образом, в качестве результата любой прокурорской проверки может выступить вывод относительно того, нарушил ли субъект правоотношений прокурорско-надзорного характера закон или его работа отвечает ряду требований, которые установлены законом. Если же говорить о цели проверок в общем смысле, то основная цель данного вида прокурорских проверок – это поиск истины, суждения о предмете которой прокурор получает только в тех ситуациях, когда корректно применяет полномочия, которые предоставлены ему законом.

На основании мнения, которое сформировалось в научной среде прокурорского надзора, проверка выступает в качестве основного правого средства, которое необходимо для того, чтобы выявлять нарушения закона и обстоятельства (причины и условия), которые способствуют им, устанавливать лица, которые виновны в совершении преступлений и причинении вреда (если такой есть).

Замечание 1

Важно отметить, что проверка выступает в качестве комплексного правового средства, так как, как говорили ранее, она является совокупностью проводимых мероприятий, которые основаны на том, что применяются конкретные прокурорские полномочия, установленные законом

Если говорить о классификации проверок, важно обратить внимание на то, что вероятность их осуществления в большинстве ситуаций зависит от требований закона, которые содержат ряд оснований для того, чтобы прокурор осуществил соответствующие действия и принял волевые решения. Но стоит отметить, что не во всех случаях ряд законодательных норм конкретно обозначают ряд ситуаций, когда для прокурора допустимо осуществлять проверочные мероприятия, а когда нет

К примеру, в п.2 ст.21 Закона «О прокуратуре», который определяет предмет надзора за следованием законам, конкретно говорится о том, что для проверок исполнения законов свойственно проводиться, основываясь на поступивших в ряд органов прокуратуры данных относительно фактов нарушения закона, которые требуют того, что прокурор принял меры. Прежде всего, эта норма говорит о том, что если у прокурора нет данных, он не может провести проверку

Также, важно отметить, что не любые данные, которые содержат информацию о нарушении закона, являются мотивом побудительного характера для проверки, так как оценка ее сути может свидетельствовать о том, что прокурор из-за особенностей его полномочий не может принять надлежащие меры, а из этого вытекает необходимость направления соответствующих материалов в уполномоченные на то органы. Кроме этого, ряд сигналов относительно противоправных деяний, которые поступили в прокуратуру, не связанных с нарушениями требований закона, не должны выступать в качестве основания для того, чтобы проводить проверку

В данных ситуациях, важно чтобы материалы были отправлены органы, подведомственные уполномоченные на разрешение данных вопросов.

Особенности прокурорской проверки работодателя

Прокурорская проверка, как правило, проводиться только при серьезных нарушениях работодателем. Прокуратура не может подменять собой иные органы. О проведении прокурорской проверки прокурор чаще всего уведомляет работодателя по телефону.

Для проведения проверки прокурор внимательно изучает жалобу, заявление, смотрит законодательство, регулирующее конкретный вопрос.

В ходе проверки прокурор запрашивает документы, изучает документы работодателя, запрашивает объяснения.

Для проведения отдельных проверок прокурор может привлекать сотрудников органов, которые компетентны в определенных вопросах.

По результатам проверки прокурором может быть вынесено постановление, предостережение, предписание об устранение нарушений, может быть принесен протест.

Бывают ситуации, что прокуратура на поступившее заявление дает отписку о том, что проведение проверки по заявленному вопросу является компетенцией иных органов, которые прокуратура не может подменять. Однако, такая отписка не всегда является законной и есть смысл написать жалобу в вышестоящую прокуратуру.

Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов.

Выводы

Четкие критерии проведения прокурорской проверки Законом о прокуратуре не установлены. В связи с этим некоторые положения этого закона Конституционный суд РФ признал частично не соответствующими Конституции РФ и обязал Генпрокуратуру РФ внести соответствующие поправки. До их внесения в целях совершенствования прокурорского надзора Генпрокуратура РФ издала приказ, доведенный до сведения подчиненных работников, в котором были даны указания относительно сроков проведения проверки, уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении разногласий между проверяемыми и прокуратурой судьи принимают во внимание положения Постановления КС РФ № 2-П и Приказа Генпрокуратуры № 265, но при этом, например, в Постановлении от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 они посчитали, что проверяемый должен был привести нормативное обоснование тому, что в связи с его неуведомлением о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной, и назвать положения, обязывающие прокурора уведомить его о предстоящей проверке. Полагаем, что подобные моменты будут исключены с внесением соответствующих норм в Закон о прокуратуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector